Комментарий к ФЗ от 29.07.2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (Часть 5)

Статья 13. Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении

 

Комментарий к статье 13

 

  1. Комментируемая статья содержит положения, направленные на обеспечение охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, при ее предоставлении. Понятие предоставления такой информации определено в п. 8 ст. 3 комментируемого Закона для его целей как передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций.

В части 1 комментируемой статьи закреплена обязанность органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. В отношении порядка создания таких условий данная часть отсылает к иным положениям комментируемого Закона и положениям иных федеральных законов.

Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, регламентировано статьей 6 комментируемого Закона, в ч. 4 которой установлено, что на документах, предоставляемых указанным в ч. ч. 1 и 3 данной статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Защита информации регламентирована статьей 16 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в ч. 1 которой определено, что защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: 1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; 2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; 3) реализацию права на доступ к информации.

В соответствии с ч. 4 указанной статьи обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством РФ, обязаны обеспечить: 1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации; 2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации; 3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации; 4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование; 5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней; 6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

  1. В положениях ч. 2 комментируемой статьи закреплены адресованные должностным лицам органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственным и муниципальным служащим указанных органов запреты:

1) без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну.

При этом указано на исключения — это случаи, предусмотренные комментируемым Законом. Речь идет о положениях ч. 3 ст. 6 данного Закона, согласно которым обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с ч. 1 указанной статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством РФ (см. коммент. к указанной статье);

2) использовать ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, в корыстных или иных личных целях.

Для определения содержания понятий корыстных или иных личных целей необходимо обращение к п. 16 Постановления Пленума ВС России от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» <41>, в котором для целей применения статьи 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» УК РФ разъяснено, что при решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) подсудимого состава преступления, предусмотренного названной статьей, под признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать:

———————————

<41> РГ. 2009. 30 октября. N 207.

 

корыстную заинтересованность — стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.);

иную личную заинтересованность — стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

  1. Часть 3 комментируемой статьи указывает на ответственность должностных лиц органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих указанных органов, наступающую в случае нарушения конфиденциальности предоставленной указанным органам информации, составляющей коммерческую тайну. В отношении содержания такой ответственности и порядка привлечения к ней данная часть отсылает к законодательству РФ.

Ответственности за нарушение комментируемого Закона посвящена статья 14 данного Закона, согласно части 1 которой такое нарушение влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. В части 3 указанной статьи предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут перед обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей (см. коммент. к указанной статье).

 

Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 14

 

1 — 2. В комментируемой статье регламентирована ответственность за нарушение комментируемого Закона. Ответственность за нарушение исключительного права на секрет производства предусмотрена статьей 1472 части четвертой ГК РФ (о положениях данной статьи сказано ниже). До введения в действие указанной части Кодекса пункт 2 ст. 139 части первой ГК РФ (статья признана утратившей силу Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ) в рамках соответствующей регламентации предусматривал, что лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. При этом указывалось, что такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в т.ч. контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. Еще ранее в ч. 3 ст. 151 ОГЗ СССР устанавливалось лишь то, что лицо, неправомерно использующее ноу-хау, принадлежащее другому лицу, обязано возместить ему убытки.

Часть 1 комментируемой статьи называет виды юридической ответственности, которую может повлечь за собой нарушение комментируемого Закона, — дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность, отсылая при этом в отношении содержания соответствующей ответственности и порядка привлечения к ней к законодательству РФ. Таким же образом в общей норме ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что нарушение требований названного Закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. В отношении названных видов ответственности необходимо отметить следующее.

Дисциплинарная ответственность.

Данному виду ответственности посвящена часть 2 комментируемой статьи, в которой говорится о том, что дисциплинарную ответственность несет работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления. При этом данная часть, так же как и часть 1 статьи, в отношении содержания ответственности и порядка привлечения к ней отсылает к законодательству РФ.

Как следует из положений ст. ст. 22 и 192 ТрК РФ, дисциплинарная ответственность — это ответственность, к которой работодатель вправе привлечь своего работника за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 192 данного Кодекса за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Согласно части 2 указанной статьи (здесь и далее в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (речь идет о ч. 5 ст. 189 данного Кодекса, в которой предусмотрено, что для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

В том числе является дисциплинарным взысканием увольнение по основанию, предусмотренному в подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТрК РФ, в случае такого однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, как разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в т.ч. разглашение персональных данных другого работника. Как разъяснено в п. 43 Постановления Пленума ВС России от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. Постановления Пленума ВС России от 28 декабря 2006 г. N 63) <42>, в случае оспаривания работником увольнения по данному подпункту работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, либо к персональным данным другого работника, эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался не разглашать такие сведения.

———————————

<42> РГ. 2004. 8 апреля. N 72; 2006. 31 декабря. N 297.

 

Гражданско-правовая ответственность.

О данном виде ответственности говорится в общих положениях ч. ч. 2 и 3 ст. 17 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Так, согласно части 2 указанной статьи лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в т.ч. с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Там же предусмотрено, что требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством РФ требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.

Часть 3 указанной статьи устанавливает, что в случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги: 1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений; 2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

В пункте 1 упомянутой выше статьи 1472 части четвертой ГК РФ в рамках регламентации ответственности за нарушение исключительного права на секрет производства предусмотрено, что нарушитель исключительного права на секрет производства, в т.ч. лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие секрет производства, и разгласило или использовало эти сведения, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства в соответствии с п. 2 ст. 1468 «Договор об отчуждении исключительного права на секрет производства», п. 3 ст. 1469 «Лицензионный договор о предоставлении права использования секрета производства» или п. 2 ст. 1470 «Служебный секрет производства» данного Кодекса, обязано возместить убытки, причиненные нарушением исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом.

Понятие убытков определено в п. 2 ст. 15 части первой ГК РФ: под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Там же установлено, что в случае, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, то лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Как разъяснено в п. п. 10 и 11 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» <43>:

———————————

<43> РГ. 1996. 13 августа. N 152.

 

при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п. (п. 10);

размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено. В частности, по требованию о возмещении убытков в виде неполученного дохода, причиненных недопоставкой сырья или комплектующих изделий, размер такого дохода должен определяться исходя из цены реализации готовых товаров, предусмотренной договорами с покупателями этих товаров, за вычетом стоимости недопоставленного сырья или комплектующих изделий, транспортно-заготовительских расходов и других затрат, связанных с производством готовых товаров (п. 11).

Согласно правовой позиции КС России, изложенной в Определении от 20 февраля 2002 г. N 22-О <44>, в состав убытков, подлежащих возмещению в порядке ст. ст. 15, 16 и 1069 ГК РФ, входят также расходы на представительство в суде и на оказание юридических услуг.

———————————

<44> Экономика и жизнь. 2002. N 16.

 

О гражданско-правовой ответственности говорится также в пункте 3 ч. 3 ст. 11 комментируемого Закона, согласно которому в целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работник обязан возместить причиненные работодателю убытки, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей (см. коммент. к указанной статье).

Административная ответственность.

В части 1 ст. 1.1 КоАП РФ установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Исходя из предметов ведения России и предметов ведения субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях, определенных соответственно в ст. ст. 1.3 и 1.3.1 данного Кодекса, законами субъектов РФ об административных правонарушениях не может быть установлена административная ответственность за нарушение комментируемого Закона.

Административная ответственность за нарушение комментируемого Закона предусмотрена статьей 13.14 «Разглашение информации с ограниченным доступом» КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ <45>), согласно которой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 ст. 14.33 «Недобросовестная конкуренция» данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тысячи рублей; на должностных лиц — от 4 тысяч до 5 тысяч рублей.

———————————

<45> СЗ РФ. 2007. N 26. Ст. 3089.

 

Уголовная ответственность.

Уголовное законодательство РФ согласно ч. 1 ст. 1 УК РФ состоит из данного Кодекса. Там же предусмотрено, что новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в данный Кодекс. Определяя содержание принципа законности, статья 3 УК РФ устанавливает, что: преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только данным Кодексом (ч. 1); применение уголовного закона по аналогии не допускается (ч. 2).

Уголовная ответственность за нарушение комментируемого Закона предусмотрена статьей 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» УК РФ (в ред. Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ <46>), согласно которой:

———————————

<46> www.pravo.gov.ru. 2011. 8 декабря.

 

собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (ч. 1);

незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, наказываются штрафом в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (ч. 2);

те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, наказываются штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок (ч. 3; согласно примечанию к ст. 169 данного Кодекса крупным ущербом признается ущерб в сумме, превышающей 1 миллион 500 тысяч рублей);

деяния, предусмотренные частями 2 или 3 данной статьи, повлекшие тяжкие последствия, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет (ч. 4).

  1. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает несение гражданско-правовой ответственности перед обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, такими субъектами, получившими доступ к такой информации, как органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления. Согласно данной части такая ответственность наступает за разглашение или незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей. Об ответственности самих должностных лиц органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих указанных органов в случае нарушения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, говорится в ч. 3 ст. 13 комментируемого Закона (см. указанную статью и коммент. к ней).

Основой для изложенного регулирования являются следующие общие положения ст. 1069 части второй ГК РФ об ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами: вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в т.ч. в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению; вред возмещается за счет соответственно казны России, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Как говорилось выше, ответственность за нарушение исключительного права на секрет производства предусмотрена статьей 1472 части четвертой ГК РФ. Со ссылкой на положения ч. 3 комментируемой статьи в п. 57 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 26 марта 2009 г. N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» предписано иметь в виду, что к ответственности за нарушение исключительного права на секрет производства на основании указанной статьи ГК РФ может быть привлечено любое лицо, разгласившее сведения, составляющие секрет производства (или допустившее иные нарушения исключительного права), в т.ч. публично-правовое образование (Россия, субъект РФ, муниципальное образование), если его орган, получивший доступ к соответствующей информации, такую информацию разгласил.

4 — 5. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи не может быть привлечено к ответственности за нарушение комментируемого Закона лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в т.ч. получило доступ к ней в результате случайности или ошибки. Таким же образом в п. 2 упомянутой выше статьи 1472 «Ответственность за нарушение исключительного права на секрет производства» части четвертой ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое использовало секрет производства и не знало и не должно было знать о том, что его использование незаконно, в т.ч. в связи с тем, что оно получило доступ к секрету производства случайно или по ошибке, не несет ответственность в соответствии с п. 1 данной статьи.

В то же время пункт 5 ч. 2 ст. 6.1 комментируемого Закона предусматривает право обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, совершенных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации. Соответственно, часть 5 комментируемой статьи возлагает на лицо, указанное в ч. 4 комментируемой статьи, обязанность по требованию обладателя такой информации принять меры по охране конфиденциальности такой информации.

На случай отказа лица, указанного в ч. 4 комментируемой статьи, принять меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, часть 5 данной статьи предусматривает право обладателя такой информации требовать защиты своих прав в судебном порядке. Поскольку специальный порядок обращения в суд для этих случаев не предусмотрен, соответствующие требования подлежат заявлению в общем, т.е. в исковом порядке. Представляется очевидным, что при непринятии лицом, указанным в ч. 4 комментируемой статьи, мер по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, дальнейшее использование такой информации будет являться незаконным, т.е. влечет наступление ответственности за нарушение комментируемого Закона.

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5   Часть 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code