Комментарий к ФЗ от 29.07.2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (Часть 3)

Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну

 

Комментарий к статье 6

 

  1. Комментируемая статья регламентирует предоставление информации, составляющей коммерческую тайну. Понятие предоставления такой информации определено в п. 8 ст. 3 комментируемого Закона для его целей как передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций.

В рамках данной регламентации в ч. 1 комментируемой статьи закреплена обязанность обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставить им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну.

Рассматриваемая часть также устанавливает требования к форме и содержанию такого мотивированного требования: требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации. При этом указано, что федеральными законами могут быть установлены отступления от данных правил. Речь идет об установлении соответствующими актами федерального законодателя специального порядка предоставления информации, в т.ч. информации, составляющей коммерческую тайну, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций. В качестве иллюстрации можно упомянуть о положениях ст. ст. 93 и 93.1 части первой НК РФ, регламентирующих соответственно истребование документов при проведении налоговой проверки и истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках.

  1. В части 2 комментируемой статьи на случай отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления предусматривается право данных органов затребовать эту информацию в судебном порядке. Поскольку специальный порядок обращения в суд для этих случаев не предусмотрен, соответствующие требования подлежат заявлению в общем, т.е. в исковом порядке.

Непредоставление органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления информации, составляющей коммерческую тайну, также влечет ответственность, о которой говорится в ст. 15 комментируемого Закона. Согласно указанной статье невыполнение обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, законных требований органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления о предоставлении им информации, составляющей коммерческую тайну, а равно воспрепятствование получению должностными лицами этих органов указанной информации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ (см. коммент. к указанной статье).

  1. Часть 3 комментируемой статьи возлагает на обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с ч. 1 данной статьи, обязанность предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания (Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ <31> исключено указание на органы прокуратуры), но только по делам, находящимся в их производстве, и только в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством РФ.

———————————

<31> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4011.

 

Как отмечалось в Определении КС России от 17 июня 2008 г. N 434-О-О <32>, федеральный законодатель не называет адвокатов в числе лиц, запросы которых о предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, являются обязательными для обладателей данной информации, а также для государственных и муниципальных органов, которым она стала известна в силу выполнения ими своих функций. При этом указано, что особый порядок предоставления сведений, содержащих коммерческую тайну, не дает оснований для вывода о нарушении гарантируемых Конституцией РФ прав заявителя, поскольку он не препятствует участникам уголовного судопроизводства на основе конституционного принципа состязательности и равноправия сторон реализовать свое право на защиту всеми способами, не запрещенными законом, в том числе путем заявления ходатайств об истребовании этой информации органами дознания и предварительного следствия или судом, а также настаивать на проверке вышестоящими судебными инстанциями законности и обоснованности решений, принятых как по этим ходатайствам, так и в целом по результатам рассмотрения уголовного дела.

———————————

<32> ВКС РФ. 2008. N 6.

 

В соответствии с положениями ч. ч. 2 — 4 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ) <33>:

———————————

<33> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; www.pravo.gov.ru. 2014. 6 февраля.

 

в России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему России (ч. 2);

к федеральным судам относятся: КС России; ВС России; верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов (ч. 3);

к судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ (ч. 4).

Перечень органов предварительного следствия определен положениями ч. 2 ст. 151 УПК РФ, согласно которым предварительное следствие производится следователями Следственного комитета РФ, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел РФ и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

К органам дознания в соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 3 февраля 2014 г. N 3-ФЗ <34>) относятся:

———————————

<34> www.pravo.gov.ru. 2014. 4 февраля.

 

1) органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в т.ч. линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

  1. В части 4 комментируемой статьи установлена необходимость нанесения на документы, предоставляемые указанным в ч. ч. 1 и 3 данной статьи органам и содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» и указания на обладателя такой информации. Согласно данной части указание на обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, должно содержать следующие сведения: в отношении юридического лица — полное наименование и место нахождения; в отношении индивидуального предпринимателя — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства.

Нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (в составе указанных сведений) в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 комментируемого Закона является одной из мер по охране конфиденциальности информации, принимаемых ее обладателем (о составе сведений, включаемых в указание на обладателя информации, см. коммент. к указанной статье). Положениями ст. 13 комментируемого Закона регламентирована охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении (см. указанную статью и коммент. к ней).

 

Статья 6.1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну

 

Комментарий к статье 6.1

 

  1. В комментируемой статье предусмотрены права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну. Данная статья введена с 1 октября 2014 г. Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ, но речь не идет о принципиальных нововведениях — тем самым лишь «восстановлены» положения статьи 7 «Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну» комментируемого Закона в прежней (первоначальной) редакции (за исключением одного момента, о котором сказано ниже). Названная статья была признана утратившей силу Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, которым введена в действие часть четвертая ГК РФ, включающая в т.ч. главу 75 «Право на секрет производства (ноу-хау)». Однако названная глава ГК РФ регламентирует права на секрет производства (ноу-хау) как на результат интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана, и не содержит положений, которые были закреплены в ст. 7 комментируемого Закона в прежней редакции. Это и предопределило необходимость введения комментируемой статьи. Кстати говоря, такая судьба рассматриваемых законоположений ставит под сомнение их практическую значимость.

Часть 1 комментируемой статьи определяет момент, с которого возникают права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, — это момент установления обладателем этой информации в ее отношении режима коммерческой тайны в соответствии со ст. 10 комментируемого Закона. Эти положения, которые содержались в ч. 1 ст. 7 комментируемого Закона в прежней (первоначальной) редакции, взаимосвязаны с положениями ч. 2 указанной статьи 10 данного Закона, определяющими, что режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в ч. 1 указанной статьи (см. коммент. к указанной статье).

В рамках регламентации действия исключительного права на секрет производства как на результат интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана, статьей 1467 части четвертой ГК РФ предусмотрено следующее: исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание; с момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей.

До введения в действие указанной части Кодекса в ч. 2 ст. 151 ОГЗ СССР устанавливалось, что срок охраны ноу-хау ограничивается временем действия условий, названных в ч. 1 данной статьи, т.е. условий, при которых обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами.

  1. Положения ч. 2 комментируемой статьи определяют перечень прав обладателя информации, составляющей коммерческую тайну. Так, в соответствии с данной частью обладатель такой информации имеет право:

1) устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с комментируемым Законом и гражданско-правовым договором.

Установление режима коммерческой тайны регламентировано положениями ст. 10 комментируемого Закона, в ч. 1 которой определен перечень мер по охране конфиденциальности информации, принимаемых ее обладателем. Как говорилось выше, согласно ч. 2 указанной статьи лишь после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, таких мер режим коммерческой тайны считается установленным. Часть 3 указанной статьи предусматривает сокращенный перечень мер, которые необходимо принять обладателю информации, который является индивидуальным предпринимателем, не имеющим работников, с которыми заключены трудовые договоры.

В рассматриваемом пункте также говорится о правах обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, изменять и отменять режим коммерческой тайны. Комментируемый Закон не содержит специальные положения, регламентирующие данные процедуры. Соответственно, при изменении и отмене режима коммерческой тайны подлежат применению те же положения ст. 10 комментируемого Закона;

2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству РФ.

Пределы использования такой информации установлены в ч. 6 ст. 10 комментируемого Закона, согласно которой режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (см. коммент. к указанной статье);

3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации.

Пункты 1 и 2 упоминаемой выше части 1 ст. 10 комментируемого Закона предусматривают, что в состав мер по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, которые должны быть приняты обладателем такой информации, входят такие меры, как: определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну (п. 1); ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка (п. 2). Без принятия в т.ч. указанных мер согласно ч. 2 данной статьи режим коммерческой тайны не может считаться установленным;

4) требовать от юридических лиц, физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности.

Охрана конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в рамках трудовых отношений регламентирована положениями ст. 11 комментируемого Закона, а охрана конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, при ее предоставлении — положениями ст. 13 данного Закона. Часть 1 первой из указанных статей определяет перечень обязанностей, возлагаемых на работодателя в целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну. В части 1 второй из указанных статей установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с комментируемым Законом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (см. коммент. к указанным статьям);

5) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, совершенных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации.

Как предусмотрено в ч. 4 ст. 14 комментируемого Закона, лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в т.ч. получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с данным Законом быть привлечено к ответственности.

В то же время часть 5 указанной статьи соответственно рассматриваемому пункту устанавливает, что по требованию обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, указанное лицо обязано принять меры по охране конфиденциальности информации. Там же предусмотрено, что при отказе такого лица принять указанные меры обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав (см. коммент. к указанной статье);

6) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в т.ч. требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

Речь идет о привлечении таких лиц к гражданско-правовой ответственности за нарушение комментируемого Закона. Об указанной и иных видах юридической ответственности (дисциплинарная, административная и уголовная) за такое нарушение говорится в ч. 1 ст. 14 комментируемого Закона. Часть 2 указанной статьи предусматривает, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут перед обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей (см. коммент. к указанной статье).

Как упоминалось выше, положения ч. 2 комментируемой статьи содержались в ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона в прежней (первоначальной) редакции. Однако есть одно изъятие — в части 2 комментируемой статьи не воспроизведены положения п. 4 ч. 2 ст. 7 Закона, в которых предусматривалось, что обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право вводить в гражданский оборот информацию, составляющую коммерческую тайну, на основании договоров, предусматривающих включение в них условий об охране конфиденциальности этой информации.

Обозначенное изъятие предопределено тем, что указанное право относится к предмету регулирования главы 75 «Право на секрет производства (ноу-хау)» части четвертой ГК РФ. В рамках регламентации исключительного права на секрет производства как результат интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана, в п. 1 ст. 1466 названной главы предусмотрено, что обладателю секрета производства принадлежит исключительное право использования его в соответствии со ст. 1229 данного Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на секрет производства), в т.ч. при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений.

Как предусмотрено там же, в п. 1 ст. 1466 ГК РФ, обладатель секрета производства может распоряжаться указанным исключительным правом. Способами распоряжения таким исключительным правом являются в т.ч. заключение предусмотренных соответственно в ст. ст. 1468 и 1469 данного Кодекса договора об отчуждении исключительного права на секрет производства и лицензионного договора о предоставлении права использования секрета производства:

по договору об отчуждении исключительного права на секрет производства одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на секрет производства в полном объеме другой стороне — приобретателю исключительного права на этот секрет производства (п. 1 ст. 1468);

по лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на секрет производства (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего секрета производства в установленных договором пределах (п. 1 ст. 1469).

 

Статьи 7 — 9. Утратили силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ.

 

Комментарий к статьям 7 — 9

 

Комментируемый Закон в прежней (первоначальной) редакции содержал в т.ч. статьи 7 — 9, в которых: предусматривались права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну (ст. 7); закреплялись положения, посвященные обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, полученной в рамках трудовых отношений (ст. 8); определялся порядок установления режима коммерческой тайны при выполнении государственного или муниципального контракта для государственных или муниципальных нужд (ст. 9, указания на муниципальный контракт и муниципальные нужды были включены в статью Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ <35>).

———————————

<35> СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 636.

 

Указанные статьи признаны утратившими силу Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, которым введена в действие часть четвертая ГК РФ, включающая в т.ч. главу 75 «Право на секрет производства (ноу-хау)». Названная глава наряду с прочим содержит статьи 1470 «Служебный секрет производства» и 1471 «Секрет производства, полученный при выполнении работ по договору», в положениях которых закреплено регулирование, подобное тому, которое устанавливалось статьями 8 и 9 комментируемого Закона в прежней редакции. Вместе с тем названная глава ГК РФ регламентирует права на секрет производства (ноу-хау) как на результат интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана, и не содержит положений, которые были закреплены в ст. 7 комментируемого Закона в прежней редакции. Соответственно, эти положения «восстановлены» Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ во введенной им статье 6.1 комментируемого Закона (см. коммент. к указанной статье).

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5   Часть 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code