Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Постатейный.
Часть 1

С.Н.Данилин

Издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» в редакции последних изменений. Содержит анализ положений, определяющих понятия «коммерческая тайна» и «информация, составляющая коммерческую тайну», предусматривающих право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, определяющих перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, регламентирующих установление режима коммерческой тайны и охрану конфиденциальности информации, устанавливающих ответственность за нарушение режима коммерческой тайны и др.

Положения Закона рассмотрены во взаимосвязи с положениями главы 75 «Право на секрет производства (ноу-хау)» части четвертой ГК РФ, регламентирующими правовой режим секрета производства как результата интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана.

Для обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, их работников и контрагентов, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления как получателей такой информации.

 

 

Введение

 

Принятие и вступление в силу Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» явились результатом довольно сложной законодательной деятельности.

Проект Федерального закона «О коммерческой тайне» был внесен в Государственную Думу группой ее депутатов еще в 1996 г. В 1999 г. законопроект был принят Государственной Думой, но в том же году отклонен Президентом РФ. Как отмечалось в письме Президента РФ от 23 февраля 1999 г. N Пр-244 «Об отклонении Федерального закона «О коммерческой тайне» <1>, основанием для отклонения явилось отсутствие достаточно продуманной концепции правового регулирования отношений, связанных с охраной информации, составляющей коммерческую тайну, а также противоречие отдельных положений Закона Гражданскому кодексу РФ и иным законодательным актам РФ. В связи с этим в 1999 г. в Государственной Думе была создана специальная комиссия и в результате в том же году Закон был снят с рассмотрения.

———————————

<1> СПС.

 

Позднее Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на второе полугодие 2002 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2002 г. N 1147-р <2>, была предусмотрена разработка нового проекта Федерального закона «О коммерческой тайне» (п. 18 разд. III названного Плана). В соответствии с этим Минпромнауки России совместно с Минатомом России, Гостехкомиссией России и Роспатентом исходя из результатов рассмотрения принятого Государственной Думой и отклоненного Президентом РФ Федерального закона «О коммерческой тайне» и анализа причин его отклонения подготовлен новый проект Федерального закона «О коммерческой тайне», который был внесен Государственную Думу в 2003 г. Правительством РФ. Данный законопроект (ему был присвоен N 310378-3) был принят Государственной Думой, но отклонен в том же году Советом Федерации. В 2004 г. в Государственной Думе была создана согласительная комиссия для преодоления разногласий по данному Закону. Закон в редакции согласительной комиссии в том же году благополучно принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ.

———————————

<2> СЗ РФ. 2002. N 34. Ст. 3363.

 

В Пояснительной записке к первоначальному проекту Федерального закона «О коммерческой тайне» (законопроект N 310378-3), внесенному в Государственную Думу, отмечалось следующее:

правовой институт «коммерческая тайна» в общем виде определен частью первой ГК РФ, введенной в действие с 1 января 1995 г. Статьей 139 данного Кодекса установлены понятия, права и условия, при удовлетворении которых информация составляет коммерческую тайну ее обладателя. Статья 151 ОГЗ СССР в действующей части определяет понятие «секреты производства (ноу-хау)»;

несмотря на некоторые различия между существующими определениями коммерческой тайны и «секретов производства», по существу, речь идет об одних и тех же правах, механизме их возникновения и объектах. Такой подход характерен и для мировой практики, когда термины «коммерческая тайна», «секреты производства» в аспекте правовых категорий рассматриваются в основном как синонимы. Поэтому в законопроекте не предусматривается особый режим охраны секретов производства. Режим коммерческой тайны распространяется на научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую, организационную и иную информацию;

большое количество действующих законов и иных правовых актов Российской Федерации содержит разрозненные нормы, касающиеся вопросов коммерческой тайны. В основном эти нормы устанавливают обязанность должностных лиц государственных органов, органов следствия и дознания и лиц, занимающихся соответствующими видами деятельности, соблюдать права обладателей коммерческой тайны, ставшей им известной. Ответственность за нарушение прав обладателя коммерческой тайны установлена нормами ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ, ТрК РФ. Наличие значительного количества принятых декларативных норм и их противоречивость создают возможность различного толкования этих норм в правоприменительной практике;

законодательного акта прямого действия, систематизирующего положения действующего законодательства РФ и регулирующего отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, оборотом такой информации и охраной ее конфиденциальности, до настоящего времени нет. Его отсутствие способствует нелегальному оттоку коммерчески ценной информации, полученной в результате интеллектуального труда, не позволяет создать эффективный действующий механизм хозяйственного оборота результатов интеллектуальной деятельности и благоприятный климат для предпринимательской деятельности. До сих пор не имеют однозначного правового разрешения вопросы, касающиеся: законных оснований отнесения информации к коммерческой тайне; определения прав обладателя коммерческой тайной; разумной достаточности мер по охране коммерческой тайны; регулирования отношений работодателя и работника в области охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну; прав органов государственной власти, суда и прокуратуры на получение информации, составляющей коммерческую тайну ее обладателя; определения обладателя коммерческой тайны, полученной при выполнении государственного контракта для федеральных государственных нужд; возникновения имущественных прав на информацию, составляющую коммерческую тайну.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» <3> с 1 января введена в действие часть четвертая ГК РФ, включающая в том числе главу 75 «Право на секрет производства (ноу-хау)». Положениями названной главы регламентированы права на такой результат интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана, как секрет производства (обозначается также «ноу-хау» от англ. «know how» — «знаю как»).

———————————

<3> СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. I). Ст. 5497.

 

Как отмечалось авторами законопроекта, принятого в качестве части четвертой ГК РФ, данная глава является новой для российского законодательства; эта категория объектов интеллектуальной собственности упоминается в некоторых законодательных актах, прежде всего, — в комментируемом Законе, но правовой режим этих объектов определен в них лишь фрагментарно, недостаточно и требует более подробного определения в законе; в названной главе определяются признаки секрета производства, содержание исключительного права на него, особенности договора об отчуждении права на секрет производства и соответствующего лицензионного договора (ст. ст. 1468 и 1469), а также взаимоотношения работника и работодателя в связи с созданием служебного секрета производства (ст. 1470).

Соответственно, указанным Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ внесен ряд изменений в комментируемый Закон в целях согласования его с названной выше главой 75 части четвертой ГК РФ. В пункте 57 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 26 марта 2009 г. N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» <4> разъяснялось, что положения указанной главы данного Кодекса определяют порядок правовой охраны секретов производства (ноу-хау), но при этом предписано учитывать, что режим коммерческой тайны, перечень не подлежащих охране сведений и порядок предоставления составляющей коммерческую тайну информации определяются в соответствии с комментируемым Законом.

———————————

<4> РГ. 2009. 22 апреля. N 70.

 

Как в положения комментируемого Закона, так и в положения названной выше главы 75 части четвертой ГК РФ внесен ряд изменений Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» <5>.

———————————

<5> www.pravo.gov.ru. 2014. 12 марта.

 

29 июля 2004 года N 98-ФЗ

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ

 

(в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

 

Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 1

 

  1. В части 1 статьи определены цели данного Закона. Однако положения этой части представляются в большей мере как определяющие предмет регулирования комментируемого Закона. С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями.

В рамках определения предмета регулирования Закона в ч. 1 комментируемой статьи указано, что данный Закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Данная часть изложена полностью в новой редакции Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ, которым одновременно также в новой редакции изложена статья 1465 части четвертой ГК РФ, определяющая понятие секрета производства (ноу-хау) как результата интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана. Согласно пункту 1 этой статьи в новой редакции секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

В прежней редакции ч. 1 комментируемой статьи предусматривалось, что комментируемый Закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау). Соответственно, статья 1465 ГК РФ в прежней (первоначальной) редакции определяла, что секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

В свою очередь, часть 1 комментируемой статьи излагалась полностью в новой редакции Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, которым введена в действие часть четвертая ГК РФ, включающая в том числе главу 75 «Право на секрет производства (ноу-хау)». Первоначальная редакция рассматриваемой части устанавливала, что комментируемый Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в т.ч. государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

В данной редакции приведенные положения были закреплены соответственно положениям ст. 139 части первой ГК РФ (статья признана утратившей силу упомянутым Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ), предусматривавшим, что: сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами (п. 1); информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными данным Кодексом и другими законами (п. 2).

Следует также упомянуть, что определение предмета регулирования комментируемого Закона согласуется с положениями ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <6>, в которых указано, что федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

———————————

<6> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.

 

  1. Часть 2 комментируемой статьи распространяет положения комментируемого Закона на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована. Соответственно, речь идет о документированной информации, понятие которой определено в п. 11 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» как зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию, или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель.

Указанная статья 2 названного Закона также содержит пункт 11.1 (введен Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ <7>), определяющий понятие «электронный документ» — это документированная информация, представленная в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

———————————

<7> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4196.

 

Необходимо также упомянуть, что в соответствии с ч. 5 ст. 11 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.

  1. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи из сферы действия комментируемого Закона исключены сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, в отношении которой применяются положения законодательства РФ о государственной тайне. Это изъятие согласуется с положениями ч. 3 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» о том, что защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности, регулирует Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» <8>, что и определено в его преамбуле (в ред. Федерального закона от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ <9>). Как определено ст. 2 названного Закона, государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности России.

———————————

<8> РГ. 1993. 21 сентября. N 182.

<9> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.

 

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне», в т.ч.: в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 в соответствии со ст. 4 названного Закона утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне <10>.

———————————

<10> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775.

 

Статья 2. Утратила силу с 1 октября 2014 года. — Федеральный закон от 12.03.2014 N 35-ФЗ.

 

Комментарий к статье 2

 

Статья 2 комментируемого Закона в прежней (первоначальной) редакции определяла состав законодательства РФ о коммерческой тайне, а именно — ГК РФ, комментируемый Закон и другие федеральные законы. Данная статья признана утратившей силу с 1 октября 2014 г. Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ, которым, как говорилось выше, изложена в новой редакции часть 1 ст. 1 комментируемого Закона, определяющая предмет регулирования данного Закона, и статья 1465 части четвертой ГК РФ, определяющая понятие секрета производства (ноу-хау) как результата интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана (см. коммент. к ст. 1 Закона). Соответственно, в новой редакции предметы регулирования данного Закона и главы 75 «Право на секрет производства (ноу-хау)» данного Кодекса разделены.

Помимо прочего, утрата силы ст. 2 комментируемого Закона означает отрицание существования такой законодательной отрасли, как законодательство РФ о коммерческой тайне. Следует подчеркнуть, что в данной статье речь шла только о законодательных актах федерального уровня. Это было предопределено положением п. «о» ст. 71 Конституции РФ, относящим гражданское законодательство к вопросам исключительного ведения России.

 

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 

Комментарий к статье 3

 

В статье определен понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом. По общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов — редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации.

В отношении определений, данных в комментируемой статье, необходимо отметить следующее.

Коммерческая тайна (п. 1). Информация, составляющая коммерческую тайну (п. 2).

Положения п. п. 1 — 3 комментируемой статьи в первоначальной редакции определяли следующее содержание следующий понятий:

«коммерческая тайна» — это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

«информация, составляющая коммерческую тайну» — это научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в т.ч. составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны;

«режим коммерческой тайны» — это правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности.

С 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ введена в действие часть четвертая ГК РФ, содержащая в т.ч. главу 75 «Право на секрет производства (ноу-хау)». Названную главу открывает статья 1465, в первоначальной редакции которой понятие секрета производства (ноу-хау) как результата интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана, определялось следующим образом: секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Соответственно, Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ в целях приведения комментируемого Закона в соответствие с частью четвертой ГК РФ приведенный пункт 3 комментируемой статьи, определявший понятие режима коммерческой тайны, признан утратившей силу, а пункты 1 и 2 данной статьи изложены в следующей редакции:

коммерческая тайна — это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в т.ч. о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

В свою очередь, упомянутая статья 1465 ГК РФ изложена Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ с 1 октября 2014 г. полностью в новой редакции, в п. 1 которой определено, что секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в т.ч. путем введения режима коммерческой тайны.

Как отмечалось авторами проекта изменений, тем самым уточнено определение секрета производства (ноу-хау), из которого исключена жесткая привязка к соблюдению режима коммерческой тайны; обладатель секрета производства должен лишь принимать разумные меры для соблюдения конфиденциальности, а режим коммерческой тайны как одну из таких мер он может выбрать по своему усмотрению; соответствующие изменения должны быть внесены также в комментируемый Закон, в результате чего применение режима коммерческой тайны станет возможным не только в отношении секретов производства, но и тех сведений, которые не являются оборотоспособными, но обладают коммерческой ценностью вследствие их неизвестности третьим лицам.

Соответственно, Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ одновременно изложен полностью в новой редакции пункт 2 комментируемой статьи. В новой редакции данного пункта понятие информации, составляющей коммерческую тайну, определено как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Следует также отметить, что в п. 1 ст. 139 части первой ГК РФ было определено, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Понятие секрета производства (ноу-хау) было определено также в ч. 1 ст. 151 ОГЗ СССР, предусматривавшей, что обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами при условии, что: 1) эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; 2) к этой информации нет свободного доступа на законном основании; 3) обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Эти положения в наибольшей степени соответствовали пункту 2 ст. 39 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) <11>, заключенного в г. Марракеше 15 апреля 1994 г., предусматривающему, что физическим и юридическим лицам предоставляется возможность препятствовать тому, чтобы информация, правомерно находящаяся под их контролем, без их согласия была раскрыта, получена или использована другими лицами способом, противоречащим честной коммерческой практике, при условии что такая информация: a) является секретной в том смысле, что она в целом или в определенной конфигурации и подборе ее компонентов не является общеизвестной и легко доступной — лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобной информацией; b) ввиду своей секретности имеет коммерческую ценность; и c) является предметом надлежащих в данных обстоятельствах мер, направленных на сохранение ее секретности, со стороны лица, правомерно контролирующего эту информацию.

———————————

<11> СЗ РФ. 2012. N 37 (ч. VI). Ст. 2818.

 

При этом согласно сноске к указанной статье для целей приведенных положений выражение «способ, противоречащий честной коммерческой практике» подразумевает как минимум такую практику, как расторжение договора, подрыв доверия или содействие подрыву доверия, и включает приобретение закрытой информации третьими лицами, которым было известно или не было известно в результате грубой небрежности, что приобретение такой информации подразумевает такую практику.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну (п. 4).

В рамках определения содержания данного понятия указано, что это лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны. Более общее понятие «обладатель информации» определено в п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» как лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.

Согласно части 3 ст. 4 комментируемого Закона полученной законным способом считается информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании. Установление режима коммерческой тайны регламентировано положениями ст. 10 данного Закона, в ч. 1 которой определен перечень мер по охране конфиденциальности информации, принимаемых ее обладателем. Согласно части 2 указанной статьи лишь после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, таких мер режим коммерческой тайны считается установленным.

Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну (п. 5).

Данное понятие определено как ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» использует более общее понятие «доступ к информации», представляющее собой согласно п. 6 ст. 2 данного Закона возможность получения информации и ее использования. В пункте 7 указанной статьи 2 названного Закона определено понятие «конфиденциальность информации» — это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Передача информации, составляющей коммерческую тайну (п. 6). Контрагент (п. 7).

Определяя понятие «передача информации, составляющей коммерческую тайну», пункт 6 комментируемой статьи указывает, что это передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности.

Соответственно этому определению в п. 7 данной статьи определено понятие «контрагент» — это сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию.

Общее понятие гражданско-правового договора определено в статье 420 части первой ГК РФ, согласно п. 1 которой договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Как предусмотрено там же, в п. 1 ст. 1466 ГК РФ, обладатель секрета производства может распоряжаться указанным исключительным правом. Способами распоряжения исключительным правом на секрет производства (ноу-хау) как результат интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана, являются в т.ч. заключение предусмотренных соответственно в ст. ст. 1468 и 1469 части четвертой ГК РФ договора об отчуждении исключительного права на секрет производства и лицензионного договора о предоставлении права использования секрета производства (см. коммент. к ст. 6.1 Закона).

Как говорилось выше, понятие «конфиденциальность информации» определено в п. 7 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну (п. 8).

Данное понятие определено как передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций. В рамках определения более общего понятия «предоставление информации» в п. 8 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указано, что это действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

В положениях статьи 6 комментируемого Закона названы две группы субъектов, которым предоставляется информация, составляющая коммерческую тайну: 1) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, т.е. те же субъекты, что и в рассматриваемом пункте; 2) суды, органы предварительного следствия, органы дознания (по делам, находящимся в их производстве).

Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну (п. 9).

Определяя данное понятие, рассматриваемый пункт указывает, что это действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в т.ч. с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не упоминает формы доведения информации (устная, письменная, иная форма, в т.ч. с использованием технических средств), но использует понятие «электронное сообщение», которое в п. 10 его ст. 2 определено как информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети. Понятие «информационно-телекоммуникационная сеть» определено в п. 4 указанной статьи — это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5   Часть 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code