2.4. Установление подозреваемого. Взаимодействие следователя и органов дознания при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с лесными пожарами. Допрос подозреваемого

Как показывает анализ причин и условий возникновения лесных пожаров, их абсолютное большинство является результатом деятельности человека. От огня, неосторожно брошенного курильщиком непотушенного окурка сигареты, непогашенного огня костра, в результате проведения с целью очистки лугов и пастбищ так называемого сельскохозяйственного пала. Допускаемые при этом нарушения правил пожарной безопасности приводят к тому, что огонь выходит из-под контроля людей и с полей и лугов переходит на лес. Ежегодно по этой, а также других достаточно тривиальных причин, возникает около 1000 пожаров.

Поджоги лесных угодий, особенно в последние годы, практически не регистрируются, хотя практике известны случаи поджога леса для сокрытия других преступлений, из озорства или хулиганских побуждений, с целью мести и т.д.

Установление лиц, виновных в возникновении пожара обеспечивается всеми сотрудниками заинтересованных служб органов внутренних дел, участвующих в раскрытии и расследовании преступления. Однако в силу специфических особенностей деятельности этих служб способы, которыми достигаются необходимые результаты, существенно различаются.

Так, если усилия следователя направлены на получение доказательств, то в результате деятельности сотрудника оперативной службы могут быть получены лишь данные, указывающие на источник, из которого доказательства могут быть получены только при производстве следственных действий. Следователи осуществляют деятельность средствами и методами, строго регламентированным процессуальным законодательством, т.е. она носит процессуальный характер. Оперативные работники осуществляют ее средствами и методами, порядок использования которых регулируется специальными подзаконными нормативными актами, т.е. оперативно-розыскные меры не являются процессуальными. Следственные действия, за исключением осмотра места происшествия, могут производиться только после возбуждения уголовного дела и до окончания предварительного следствия. Оперативно-розыскные меры осуществляются до возбуждения уголовного дела, в ходе следствия, а иногда и после окончания производства по делу. Оперативные работники и следователи имеют различные по объему полномочия. Следователь не может пользоваться средствами и методами, которые находятся в распоряжении оперативного работника. Однако, оперативный работник, будучи лицом, производящим дознание, самостоятельно или по поручению следователя, в соответствии со ст. 119 УПК РСФСР, может производить определенные следственные действия. И, наконец, необходимость взаимодействия обусловлена самостоятельностью работников органов дознания и следствия, вытекающей из неподчиненности их друг другу в служебном отношении.

Установление лица, виновного в совершении преступления или причастного к нему достигается совокупностью следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. К основным из них относятся: раскрытие преступления по «горячим следам», обыски, допросы, выемки почтово-телеграфной корреспонденции, наблюдение за местами возможного появления преступника, отдельные поручения следователя, даваемые в порядке ст. 132 УПК РСФСР.

Например, раскрытие преступления по «горячим следам» может осуществляться путем применения служебно-розыскных собак, поиска преступника с привлечением потерпевших или очевидцев, проведения различных «заградительных» мероприятий на пути возможного следования виновника пожара и т.п.

Допросы соседей, коллег по работе, родственников и знакомых могут касаться самых различных вопросов: когда последний раз они видели подозреваемого, как и во что он был одет, что собирался делать, с кем находился  в близких отношениях,  где живут его родственники, каковы черты внешности подозреваемого, его привычки и физиологические особенности (походка, голос и т.п.).

Наблюдение за местами возможного появления подозреваемого может быть осуществлена как лично следователем, так и с помощью общественности. Однако более надежно поручить такое наблюдение органам милиции. К тому же, учитывая, что конечной целью наблюдения является задержание подозреваемого, то эта задача лучше всего будет выполнена именно работниками милиции.

Отдельное поручение следователя о производстве различных розыскных мероприятий является важным, а порою незаменимым средством проверки следственных версий о которых говорилось выше (особенно при наличии их большого числа), нуждающихся в одновременной проверке. Однако в тех случаях, когда в руки следователя попадает информация, требующая быстрых и энергичных действий, целесообразно, чтобы туда выехал сам следователь или сотрудник взаимодействующего с ним органа дознания.

Взаимодействие следователя с органом дознания — непременное условие успешной работы по установлению лица, виновного в возникновении лесного пожара. Неправильно поступают те следователи, которые целиком перекладывают эту работу на органы милиции.

Порядок взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений регламентируется «Инструкцией по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений», утвержденной приказом МВД России от 20.06.96 г. № 334 и соответствующими приказами, разработанными в развитие указанного.

К основным задачам взаимодействия относятся: обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-поисковых мероприятий при совершении преступления; всестороннее и объективное расследование преступлений, своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся преступников; осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям вне зависимости от форм собственности преступными действиями виновных лиц.

В работе по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с лесными пожарами, как правило, участвуют следственные, экспертно-криминалистические подразделения, служба криминальной милиции, участковые инспектора милиции, органы лесного хозяйства. Основной формой организации взаимодействия сотрудников этих подразделений при осуществлении указанной деятельности, является создание следственно-оперативных групп (СОГ), состав которых зависит от конкретных обстоятельств и последствий происшествия, связанного с пожаром. Деятельностью членов СОГ, участвующих в осмотре места происшествия и проведении иных следственно-оперативных мероприятий, руководит следователь, указания которого для них подлежат обязательному выполнению в полном объеме.

Основанием для направления дежурными частями штабов органов внутренних дел СОГ в составе следователя, оперуполномоченного уголовного розыска, эксперта — криминалиста на место происшествия является сообщение о преступлении.

Обязанность направления к месту происшествия СОГ приказом возложена на дежурного по органу внутренних дел, который получив сообщение или заявление от заявителя лично или по телефону, принимает меры к направлению на место происшествия СОГ, при необходимости к месту происшествия направляются также группы немедленного реагирования и наряды патрульно-постовой службы.

В состав СОГ, при необходимости по запросу следователя, к месту пожара высылаются: судебно-медицинский и пожарно-технический эксперты, оперуполномоченный подразделения по экономическим преступлениям (ЭП); инспектор-кинолог, а также привлекаются сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), Государственной противопожарной службы (ГПС), дежурные подразделения специализированных служб и ведомств, а также аварийные службы.

Отдельные вопросы организации работы по раскрытию и расследованию лесных пожаров регламентируются в ежегодно издаваемых Федеральной службы лесного хозяйства России и заинтересованными службами правоохранительных органов (органы внутренних дел и прокуратуры), совместными указаниями (приложение №2).

Помимо прочего, данными указаниями предусматривается также создание в территориальных органах внутренних дел МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в периоды высокой пожарной опасности специализированных следственно-оперативных групп для расследования обстоятельств пожаров в составе следователя, оперуполномоченного уголовного розыска, инспектора милиции службы общественной безопасности и работника лесхоза.

Оперативно-розыскные действия по установлению лиц, виновных в возникновении лесного пожара могут производиться параллельно с осмотром места происшествия. В частности может применяться служебно-розыскная собака, организованы соответствующие заградительные мероприятия, прочесывание леса, проводиться опросы очевидцев и лиц, могущих оказать помощь в установлении виновника пожара и т.п.

Так, работники лесхозов могут сообщить следователю или лицу, производящему дознание, кто находился на данном участке леса, с какой целью и в какое время (туристы, сборщики даров леса, лесорубы, колхозники, фермеры, местные жители и т.д.). Это обстоятельство может помочь значительно сузить круг проверяемых лиц. Нельзя исключать, что в ходе работы появятся сведения о прохожих, встреченных указанными лицами в лесу, т.к. пожар мог возникнуть по вине лиц, прибывших в лес из других мест.

В установлении лиц, виновных или причастных к возникновению лесного пожара могут оказать помощь сообщения лечебных учреждений о лицах обратившихся к ним за оказанием помощи по поводу получения ими термических ожогов.

Лицо, обнаруженное в районе загорания леса и подозреваемое в неосторожном обращении с огнем, не всегда задерживается по подозрению в совершении преступления, поскольку не всегда имеются свидетели происшествия и не во всех случаях можно сразу с уверенностью сказать, насколько серьезно пострадала лесная растительность, т.е. имеются ли основания для возбуждения уголовного дела.

Кроме того, и уголовное и административное законодательство предусматривает ответственность за правонарушения в результате которых возникаю лесные пожары. В данном случае, разграничение состава преступления, предусмотренного ст.261 УК России со сходным составом административного правонарушения, сформулированного в ст.76 КоАП РСФСР «Нарушение требований пожарной безопасности в лесах», осуществляется по степени общественной опасности деяния, масштабами противоправной деятельности и ее последствиями, а также с учетом субъективной стороны в каждом конкретном случае. Формулировка диспозиций уголовно — и административно-правовых норм, устанавливающих ответственность за уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем или путем поджога, в настоящее время не дает четких критериев для разграничения деяний на преступления и проступки. Характер наступивших вредных последствий устанавливается позднее, после чего, при наличии достаточных оснований, может быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела по соответствующей части ст.261 УК России и задержании подозреваемого в порядке ст. 122 УПК РСФСР.

До принятия решения о задержании лица подозреваемого в возникновении лесного пожара в порядке ст. 122 УПК РСФСР, законодателем предусмотрена такая правовая норма, как административное задержание (ст.239-244 КоАП РСФСР, ст.77 Лесного кодекса России).

В данном случае, целью административного задержания является установление личности задержанного, составление протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел применяется административное задержание правонарушителя. Для этого его доставляют в территориальный орган внутренних дел или местный орган власти, в контору лесхоза и т.п., где он может содержаться не более трех часов. При этом недопустимо применять в отношении задержанного за административное правонарушение, например, такие меры процессуального характера, как обыск и помещение его в изолятор временного содержания (ИВС).

Данное обстоятельство нередко позволяет раскрыть преступление по «горячим следам» или деяние, носящее характер административного правонарушения, станет преступлением. Так, в практике нередки случаи, когда при административном задержании правонарушителя, еще до истечения сроков задержания в результате дальнейшего распространения лесного пожара наступят последствия, за которые предусмотрена уголовная ответственность. В такой ситуации административное задержание перерастает в уголовно-процессуальное со всеми вытекающими из этого последствиями: по факту лесного пожара возбуждается уголовное дело, производится личный обыск задержанного, при необходимости проводится его освидетельствование, после составления протокола задержания в соответствии со ст. 122 УПК РСФСР его помещают в ИВС.

Как свидетельствует практика, при производстве наружного осмотра подозреваемого нужно обращать внимание на находящиеся на его одежде и обуви следов опадения, копоти, сажи, частицы и семена растений, почвы и т.п. Позднее, экспертное исследование обнаруженных при осмотре следов, может дать ответ на вопрос, мог ли находиться подозреваемый в районе очага пожара. На его теле в ходе освидетельствования нередко обнаруживаются следы ожогов. Все это свидетельствует о том, что подозреваемый мог находиться в зоне действия огня. Производя личный досмотр подозреваемого, необходимо обращать внимание на имеющиеся у него зажигательные принадлежности (спички, зажигалка), а также табачные изделия, сведения о которых обязательно заносятся в протокол. Если этого не сделать, он впоследствии может заявить, что у него не было с собой зажигательных принадлежностей, поэтому лесной пожар возник не по их вине. Свое появление в месте, где возник лесной пожар, они нередко объясняют тем, что случайно увидели его и пришли, чтобы его погасить. Опровергнуть такие показания впоследствии бывает очень трудно. Поэтому, качеству осмотра места происшествия, следов и других вещественных доказательств, показаниям свидетелей, а также вещественным доказательствам, изъятым и зафиксированным при личном обыске необходимо уделять первостепенное значение. Это впоследствии поможет следователю или лицу, производящего дознание опровергнуть ложные показания подозреваемого и других лиц, причастных к загоранию леса.

Допрос подозреваемого производится с соблюдением правил, установленных ст.ст.123, 150-152 УПК РСФСР.

При допросе подозреваемого в качестве типовых, которые подлежат обязательному выяснению можно предложить следующие вопросы:

1. Где, когда и в связи с совершением, какого деяния он был задержан или арестован?

2. Если задержан вблизи очага пожара, то при каких обстоятельствах и почему оказался на том месте?

  1. Совершал ли в районе возникновения лесного пожара какие-либо действия? Если совершал то, какие это были действия и не они ли явились причиной возникновения лесного пожара?
  2. Совершил деяние, приведшее к загоранию леса, умышленно или неосторожно?
  3. Принимал ли меры к тушению лесного пожара? Какие это были меры?
  4. Кто еще причастен к возникновению пожара?

7.     Какие зажигательные средства использовались? Кому они принадлежат и где в настоящее время находятся?

8.    Почему на его одежде, обуви и теле имеются следы действия огня?

При допросах подозреваемых и свидетелей желательно иметь карту района или план места происшествия, на которых должны быть нанесены названия населенных пунктов, гор, рек, озер, ручьев. В этом случае допрашиваемый достаточно точно сможет указать маршруты своего движения и пункты остановок. Увязка показаний допрашиваемого с топографией местности поможет следователю или лицу, производящему дознание, избежать возможной путаницы при допросах других лиц. В процессе допросов геологов целесообразно использовать рабочие записи, планы маршрутов, дневники, полевые книжки.

Допрос потерпевших и свидетелей очень серьезное и ответственное следственное действие. Оно производится с соблюдением требований ст.ст.157, 158 УПК РСФСР. В качестве свидетеля может выступать любое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства по делу. Не могут быть свидетелями лица, которые в силу своих физических или психических недостатков неспособны дать объективные показания. Для разрешения возникших сомнений в способности лица, имеющего психические или физические недостатки, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать правильные показания, следователем или дознавателем назначается соответствующая судебно-медицинская или психиатрическая экспертиза (п.З ст.79 УПК РСФСР).

Закон не устанавливает минимального возраста, с которого возможен допрос в качестве свидетеля. Поэтому можно допрашивать и несовершеннолетних. Дети до 14 лет допрашиваются с соблюдением требований ст. 159 УПК РСФСР, при этом обязательно должен присутствовать педагог, воспитатель или врач, а в случае необходимости вызываются законные представители несовершеннолетнего или его близкие родственники.

Очевидцами по делам о лесных пожарах являются свидетели, которые наблюдали возникновение пожара, сам пожар или оказались на месте пожара после его возникновения. У них обязательно необходимо выяснять:

1. В каком месте появился огонь или дым, где наблюдалось наиболее сильное горение?

2. Какова была сила и направление ветра во время пожара? Не было ли накануне или во время пожара каких-либо взрывов или вспышек? Принимались ли меры к тушению пожара, какие и кем именно?

3. Какими путями можно проникнуть к месту пожара? Не был ли кто-нибудь замечен на этом пути перед началом пожара?

  1. Были ли внесены и какие именно изменения в обстановку места пожара к моменту прибытия лица, ведущего расследование? Если были внесены то, кем и какие?
  2. Не был ли замечен кто-либо из посторонних на месте пожара во время его обнаружения и тушения и каково было его поведение?

Однако следует иметь в виду, что иногда в качестве очевидца выступает лицо, заинтересованное в исходе дела. Поэтому необходимо внимательно относиться к допросу таких лиц, чтобы своевременно обнаружить это и получить от него правильные показания.

При допросе лиц, принимавших участие в тушении лесного пожара, руководителей и членов пожарных команд необходимо выяснить:

  1. Когда и кто сообщил о пожаре?
  2. Время прибытия пожарных и начало тушения пожара?

3. Каким образом, и по какому принципу начался процесс тушения пожара?

  1. Какие средства тушения применялись?

5. Где и какие особенности пожара были замечены при тушении пожара?

  1. Какова, по их мнению, причина загорания?

7. Время ликвидации пожара?

Приведенные перечни выясняемых вопросов не являются исчерпывающими, и его расширение во многом определяется обстоятельствами происшествия, установленными в результате следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, проведенных до начала допроса и во время его проведения.

Для того, чтобы допрос был результативным, необходимо к нему соответствующим образом подготовиться. Эта подготовка, помимо изучения уже имеющихся в деле материалов, заключается в собирании необходимых сведений о личности допрашиваемого и составлении плана допроса.

План допроса должен составляться обязательно, хотя бы в виде черновых набросков. Практика показывает, что пренебрежение к составлению плана во многих случаях приводит к необходимости дополнительных допросов одних и тех же лиц, особенно это относится к свидетелям в т.ч. постоянно проживающим далеко от места производства следствия или дознания, из-за неполноты первого допроса.

В плане следует отражать обстоятельства, подлежащие выяснению, имеющиеся данные и формулировку вопросов. Заранее продуманные вопросы позволяют более полно и глубоко выяснить все то, что интересует следователя или дознавателя. План допроса также помогает направлять показания допрашиваемого, если он отклоняется от существа вопроса. В процессе допроса намеченный план может дополняться другими вопросами и, наоборот, из него могут быть исключены вопросы, освещенные допрашиваемым в ходе свободного рассказа. Однако во всех случаях, путем допроса должны быть установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для раскрытия преступления. Результаты допроса во многом зависят от тактики его ведения, от умения расположить к себе допрашиваемое лицо, найти к нему индивидуальный подход. Думается, будет нелишним в помощь следователям и дознавателям знать некоторые наработанные опытом особенности проведения допросов учитывающие психоэмоциональные реакции любой личности на задаваемые следователем или лицом, производящим дознание на задаваемые в ходе допроса вопросы.

Для начала нужно «войти» в контакт с допрашиваемым, создать эффект первоначального впечатления. Независимо от процессуального положения допрашиваемого уместно проявить доброжелательное и объективное отношение к нему и к возможной его позиции. Эффект первого впечатления формирует ситуативную установку допрашиваемого не только на предстоящий допрос, но и на возможно более длительный период общения. При этом нужно помнить, что для того, чтобы произвести на любого человека определенное впечатление, необходимо всего 45 секунд, и от того, какое это будет впечатление зависит многое.

Во-вторых, постараться найти общие интересы, хобби с допрашиваемым. Учитывая, что допрашиваемый всегда психологически разделяет себя и следователя разностью интересов, следователь или лицо, производящее дознание должен принять меры по разрушению этой установки. При заполнении формальной части протокола с анкетными данными можно позитивно отозваться о месте, где родился или вырос допрашиваемый, успокоить его, пояснив, что сложившаяся ситуация стабилизируется и измениться в лучшую сторону, если он будет искренним и поможет следствию в установлении истины. Самое главное — снять напряженность, которая может значительно деформировать процесс позитивного взаимодействия. Свободный рассказ лучше слушать без попутного протоколирования, чтобы наблюдать процесс воспроизведения показаний, не пропуская мелочей содержания и формы изложения.

В процессе слушания допрашиваемого нужно анализировать содержание и форму его показаний:

  • выделить главную и второстепенные темы рассказа допрашиваемого;
  • определить интонационную направленность речи — сожаление, раскаяние, пренебрежение, ненависть и т.д.;
  • оценить словесное оформление речи, свидетельствующее о степени образованности и развития допрашиваемого (лексические, синтаксические, стилистические признаки, наличие в речи технических терминов и жаргонных слов);
  • обратить внимание на речемоторные признаки, которые появляются в особенностях речевого дыхания, темпе, тембре и громкости речи;
  • оценить мимику и пантомимику, которые отражают отношение человека к произносимому им, особенно когда он молчит;
  • обратить внимание на вегетативные проявления, сопровождающие речь (покраснение, побледнение, выступание пота на лице, появление пятен на лице и шее, что свидетельствует о внутренних, скрытых переживаниях допрашиваемого);

При оценке мимики и пантомимики уместно отметить, что реакция на внешний раздражитель всегда отражается в его подсознании и выражается в соответствующих рефлексах. В частности, в реакции глаз. «Что в мыслях, то и в глазах» — говорили в старину. Иногда эти «моменты истины» длятся секунды или даже доли секунд, но они есть всегда. Их нужно постараться только увидеть. Блеск глаз, их подвижность, величина зрачков, положение и форма век, направление взгляда — все имеет значение. В общем виде, это можно проиллюстрировать рисунками.

Lesnie pojari 1

При допросе, для снятия психоэмоциональной напряженности у допрашиваемого рекомендуется, по возможности, располагаться по отношению к допрашиваемому не напротив него через стол, а под некоторым углом, тем самым как бы разрушая воображаемый барьер-препятствие между следователем и допрашиваемым.

Свободный рассказ допрашиваемого неуместно прерывать, нужно поощрять развитие допрашиваемым темы, допуская и некоторые ее вариации в его интерпретации. Это наряду со многими другими приемами, также позволяет узнать личное его отношение к выясняемым событиям. Свободный рассказ следует оперативно интерпретировать по следующим позициям:

  • Что хотел сообщить допрашиваемый;
  • Что хотел скрыть допрашиваемый и почему он это хотел сделать; понимание мотивов текста поможет раскрыть его истинное содержание;
  • Какова позиция допрашиваемого и система его установок, которые он может, и будет реализовывать на протяжении следующего допроса.

Если в ходе допроса следователем будут обнаружены симптомы лжи в показаниях допрашиваемого, то необходимо незамедлительно предупредить желание допрашиваемого давать лживые показания. Для этого его рассказ уместно остановить, сообщив, что многие в его положении пытаются говорить неправду, надеясь таким образом изменить ситуацию в лучшую для себя сторону и пояснить, что ложные показания в ряде случаев могут повредить самому допрашиваемому или его близким. Ложь в его показаниях может интерпретироваться в сторону отягчения вины (если допрашиваемый обвиняемый).

В ходе допроса, для проверки правдивости показаний допрашиваемого, можно порекомендовать способ дробления вопросов в различных сочетаниях. Суть данного способа состоит в том, что допущенная в легенде допрашиваемого информация, дробится вопросами следователя. Если допрашиваемый говорит правду, ему не нужно придумывать продолжение легенды, а лишь развивать тему увиденного или совершенного действия (бездействия). Один и тот же аспект механизма совершения преступления можно рассматривать с различных позиций и с изменением цели вопроса, придерживаясь при этом основной задачи допроса.

К одному из тактических приемов допроса можно отнести и формирование у допрашиваемого преувеличенного или преуменьшенного представления об осведомленности следователя. Данный прием желательно использовать для создания у допрашиваемого допустимой иллюзии о наличии и объема доказательственных факторов, имеющихся в распоряжении следствия. Этого можно достичь путем косвенной демонстрацией доказательств, зачитыванием фрагментов протоколов допросов иных лиц, акцентированием внимания на второстепенных фактах, подводя допрашиваемого к этим второстепенным фактам через главные, значимые обстоятельства. Например, следователь может заметить, что для него механизм совершения преступления не является главным фактором, так как это и так известно из экспертных исследований. Важное в данный момент — почему и как возникла ситуация, позволившая совершить преступлений, как она развивалась и воспринималась допрашиваемым. Тем более, что это действительно не менее важно, чем объективная сторона деяния. Обращение внимания внутрь психофизиологии допрашиваемого укрепляет доказательственную базу, а допрашиваемый видит, что его личность и его переживания не безразличны следователю.

 К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code