Методические рекомендации «Расследование преступлений, связанных с пожарами в лесах»

ВВЕДЕНИЕ.

Охрана окружающей природной среды — одна из наиболее актуальных проблем современности. С развитием научно-технического прогресса общество неизбежно сталкивается с обострением экологической ситуации — истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, наносится ущерб физическому и нравственному здоровью человека, теряются эстетические ценности, утрачивается естественная связь между человеком и природой, подрываются биологические основы существования всего живого.

В связи с этим, учитывая общественную опасность экологических преступлений к которым относятся и лесные пожары необходимо относится к ним не только, как к деяниям, истощающим природные богатства и наносящим ущерб экономике страны, но и как к преступлениям, подрывающим биологическую основу существования, обеспечения полноценной жизни и здоровья человека, других форм и видов жизни.

Общеизвестно, что леса имеют важное значение для жизни человека. Они являются основными частями ландшафта и биосферы, своеобразными «легкими» Земли и покрывают около 3 млрд. га земной поверхности. На долю Российской Федерации приходится около одной значительным национальным богатством, которое необходимо тщательно оберегать и правильно использовать, обязана обеспечить достойную жизнь и благополучие нынешнего и будущих поколений россиян.

Раскрытие и расследование лесных пожаров, и особенно поджогов, всегда вызывает обоснованные трудности у следователей и дознавателей. В результате недостаточной юридической и специальной подготовки ими допускаются многочисленные ошибки при решении вопросов о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел, о наличии или отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности виновников пожаров, а также при решении вопроса о квалификации указанных деяний.

Изучение состояния организации расследования дел о лесных пожарах позволило выявить основные причины неэффективного применения уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за умышленное или неосторожное уничтожение лесов огнем. Они, прежде всего, выражаются в несогласованности и малоэффективности принимаемых заинтересованными ведомствами мер по предупреждению лесных пожаров, установлению виновных лиц и возмещению причиненного лесными пожарами материального ущерба. Отдельные руководители лесхозов фактически самоустранились от работы по охране лесов от пожаров и выявлению граждан, допускающих лесонарушения. Возможности органов местного самоуправления в деле укрепления пожарной безопасности лесных массивов еще используются слабо. Постановления и распоряжения глав местных администраций по этому вопросу, в основном, носят декларативный характер и не во всех случаях подкреплены реальным финансовым и ресурсным обеспечением. При возникновении лесных пожаров в удаленных районах, следователи и дознаватели, ввиду отсутствия автотранспорта, не в состоянии своевременно туда выехать для производства осмотра места происшествия, закрепления следов пожара и установления обстоятельств его возникновения. Нередки факты поступления в территориальные органы внутренних дел материалов по фактам лесных пожаров с длительной, иногда до одного года, задержкой с момента их возникновения, что отрицательно сказывается на эффективности уголовно-правовой борьбы с указанным видом преступлений.

Учитывая изложенное, данные методические рекомендации призваны оказать помощь следователям и дознавателям, расследующим преступления, связанные с пожарами в лесах в современных условиях.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code