Особенности реализации федеральной программы геномной регистрации

Статья посвящена вопросам законодательного регулирования ряда положений Федерального закона от 03.12.2008 N 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» и организации работы федеральной базы геномной информации.

 

Одним из основных направлений работы правоохранительных органов является розыск без вести пропавших лиц, а также установление личности граждан, не способных сообщить сведения о себе, и неопознанных трупов.

Согласно данным Главного информационного центра МВД России, изложенным в докладе о результатах и основных направлениях деятельности Министерства, на 1 января 2014 года в розыске находилось 47,7 тысячи без вести пропавших и было поставлено на учет 60,9 тысячи неопознанных трупов. При этом в 2013 году было установлено местонахождение почти 52,6 тыс. пропавших без вести граждан и установлена личность 9,9 тыс. трупов <1>.

———————————

<1> URL: http://mvd.ru/Deljatelnost/results/annual_reports (дата обращения: 30.09.2014).

 

При идентификации лиц, не способных сообщить сведения о себе, и неопознанных трупов активно используются как традиционные автоматизированные поисковые системы, например дактилоскопические информационные системы, так и новые для России, например федеральная база данных геномной информации (далее — ФБДГИ).

В основу функционирования ФБДГИ, как и всех других баз данных геномной информации, положено открытие британского ученого-генетика А. Джеффриса, который в 1984 году установил, что каждый человек обладает неповторимой последовательностью нуклеотидов.

Базы данных ДНК существуют во многих странах Европы, Азии, Америки. В европейских странах (Австрии, Нидерландах, Норвегии, Германии, Бельгии и др.) базы данных ДНК начали создаваться в 1997 — 1998 годах. На конец 2013 года в базе данных ДНК Интерпола было представлено 69 государств <2>.

———————————

<2> URL: http://www.interpol.int/INTERPOL-expertise/Forensics/DNA (дата обращения: 30.09.2014).

 

В зависимости от национального законодательства базы данных геномной информации содержат сведения о различных категориях лиц, а также профили, полученные с мест преступлений.

Согласно годовому отчету Национальной базы Великобритании <3> на 31 марта 2013 года на учете состояло 6737973 генетических профиля лиц, что составляет около 10,5% населения Великобритании, и 428634 генетических профиля, изъятых с различных мест преступлений.

———————————

<3> URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/252885/NDNAD_Annual_Report_2012-13.pdf (дата обращения: 30.09.2014).

 

В США база данных (Combined DNA Index System) была запущена в 1998 году. По данным, опубликованным ФБР <4>, на июль 2014 года на учете состояло более 11 миллионов генетических профилей лиц (около 4% населения США), а также 571780 генетических профилей, изъятых с различных мест преступлений.

———————————

<4> URL: http://www.fbi.gov/about-us/lab/biometric-analysis/codis/ndis-statistics (дата обращения: 30.09.2014).

 

На всем протяжении существования баз данных геномной информации осуществляется законодательное сопровождение их развития, формирования и функционирования. Меняются требования и регламенты их ведения и обращения размещенной там информации.

В базы данных ДНК ряда стран подлежат помещению образцы не только осужденных лиц по различным видам преступлений <5>, но и подозреваемых, а также лиц, совершивших административные правонарушения. В 2005 году в Великобритании был принят закон, разрешивший хранить в Национальной базе данные о генетических признаках невиновных людей. Это вызвало множество протестов со стороны различных правозащитных организаций <6>; в результате в 2013 году из Национальной базы Великобритании было удалено более 1,7 миллиона образцов невиновных людей <7>. В США на протяжении всего времени существования базы данных ДНК происходило законодательное расширение списка лиц, чьи данные могут быть помещены на учет <8>.

———————————

<5> URL: http://radio.cz/ru/rubrika/novosti/baza-dannyx-dnk-prestupnikov-budet-rasshiryatsya (дата обращения: 30.09.2014).

<6> URL: http://inosmi.ru/video/20090724/251011.html (дата обращения: 30.09.2014).

<7> URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/252885/NDNAD_Annual_Report_2012-13.pdf (дата обращения: 30.09.2014).

<8> URL: http://www.fbi.gov/about-us/lab/biometric-analysis/federal-dna-database/legislation-affecting-the-federal-dna-database-unit (дата обращения: 30.09.2014).

 

В России первая база данных ДНК была создана в 2006 году в рамках экспертно-криминалистического учета данных ДНК биологических объектов, утвержденного и регламентированного Приказом МВД от 10.02.2006 N 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации» <9>. В дальнейшем ведение ДНК-учета было законодательно закреплено Федеральным законом N 242 от 03.12.2008 «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» <10>.

———————————

<9> Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 10.02.2006 N 70 (ред. от 21.05.2008) // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

<10> О государственной геномной регистрации в Российской Федерации: Федеральный закон от 03.12.2008 N 242-ФЗ // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

 

К сожалению, на настоящий момент Федеральный закон N 242 от 03.12.2008 «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» и созданная в соответствии с ним федеральная база данных геномной информации не получили должной последующей законодательной регламентации, жизненно необходимой для эффективной деятельности судебно-экспертных учреждений Российской Федерации <11>, что породило множество организационных, правовых проблем, в том числе касающихся обеспечения гарантий защиты прав человека <12>. Проблемы законодательной базы, регулирующей работу правоохранительных органов по розыску безвестно пропавших, периодически обсуждаются учеными <13>. Следствием ряда законодательных пробелов является снижение эффективности работы ФБДГИ: в частности, не в полной мере используются возможности базы для установления личности граждан, не способных сообщить сведения о себе, и неопознанных трупов. С помощью ФБДГИ в 2013 году была установлена личность только 100 неопознанных трупов <14>, в то время как согласно данным, представленным в докладе заместителя начальника управления медико-биологических экспертиз и учетов ЭКЦ МВД России Ю.Ю. Кишова, сделанном в 2014 году в г. Туле на семинаре сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, в федеральной базе данных геномной информации поставлено на учет 3994 генетических профиля неопознанных трупов. Таким образом, результативность учета (% опознания) составила 2,4% от поставленных на учет объектов. Одна из причин такой низкой эффективности кроется в структуре ФБДГИ, регламентированной Федеральным законом от 03.12.2008 N 242-ФЗ. Поэтому необходимо чуть подробнее рассмотреть положения указанного закона.

———————————

<11> Парфенова М.В. Совершенствование деятельности судебно-экспертных учреждений в Российской Федерации // Эксперт-криминалист. 2014. N 2. С. 12 — 14.

<12> Перепечина И.О. Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации»: правовые и криминалистические аспекты // Вестник криминалистики. 2010. Вып. 1 (33). С. 16 — 22. См. также: Перепечина И.О. Идентификация личности при исследовании объектов биологического происхождения и проблема достоверности данных // Современное состояние и развитие криминалистики: Сборник научных трудов / Под ред. Н.П. Яблокова и В.Ю. Шепитько. Харьков: Апостиль, 2012. С. 82 — 98; Перепечина И.О. Почему совершаются судебные ошибки (криминалистические аспекты) // Роль кафедры криминалистики юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в развитии криминалистической науки и практики: Сборник научных трудов. М.: МАКС Пресс, 2010. Т. 1. С. 206 — 210.

<13> Исмаилов Ч.М. Безвестное исчезновение как признак преступления и как повод уголовно-процессуальной проверки // Российский следователь. 2014. N 2. С. 21 — 25.

<14> URL: http://mvd.ru/Deljatelnost/results/annual_reports (дата обращения: 30.09.2014).

 

В соответствии с Законом (ФЗ N 242) геномная регистрация подразделяется на добровольную и обязательную.

Добровольная государственная геномная регистрация проводится в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, на основании их письменного заявления и на платной основе.

Обязательной государственной геномной регистрации подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности; неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий; неопознанные трупы.

Как можно заметить, на ДНК-учет в соответствии с законом могут быть поставлены генетические профили достаточно узкой категории лиц — осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Генетическая информация всех остальных граждан может быть размещена только в добровольном разделе, с соблюдением соответствующих требований.

Представляется, что на первоначальном этапе формирования базы оправданно введение ограниченного списка лиц, подлежащих постановке на учет. Отечественными учеными эта позиция была обоснована тем, что «формирование базы данных о генетических признаках целесообразно начать прежде всего по случаям половых преступлений, при наличии материальных и технических условий расширяя область ее применения и охватывая другие тяжкие преступления против личности» <15>.

———————————

<15> Перепечина И.О., Пименов М.Г., Кондрашов С.А. Особенности формирования базы данных о генетических признаках на основе автоматизированных информационных систем // Экспертная практика. 1996. N 40. С. 3 — 5.

 

Однако в текущем варианте проверки генотипов родственников без вести пропавших по базе ДНК неопознанных трупов носят разовый и бессистемный характер. На учете состоит только информация о ДНК неопознанных трупов. Геномная информация родственников без вести пропавших или образцы сравнения без вести пропавших, полученные в ходе осмотра последнего места пребывания гражданина, сравниваются с имеющимся массивом ДНК неопознанных трупов. При получении отрицательного результата по итогам проверки составляется справка о том, что совпадений не обнаружено, и все данные по родственникам без вести пропавших или по самому безвестно пропавшему возвращаются инициатору без постановки на геномный учет, так как в соответствии с ФЗ N 242 отсутствует раздел для ее размещения. В случае же обнаружения неопознанного трупа после выполненной проверки осуществить сравнение ДНК неопознанного трупа с ними уже не представляется возможным, так как информация отсутствует в ФБДГИ.

Нам представляется, что работа по розыску без вести пропавших и установлению личности неопознанных трупов в части формирования и использования ДНК-учета должна строиться следующим образом: по факту поступления сообщения о безвестном исчезновении гражданина проводится обыск или осмотр последнего места его пребывания, одной из целей которого должен являться поиск биологического материала, который может быть использован как образец сравнения безвестно пропавшего. Если такой материал не будет найден, то решается вопрос о том, у кого из родственников целесообразно отобрать образцы крови или слюны для того, чтобы получить максимальную информацию о возможных генетических признаках разыскиваемого лица.

После этого биологический материал направляется в экспертное подразделение для типирования. Далее полученную генетическую информацию сравнивают с информацией, хранящейся в разделе «ДНК неопознанных трупов». Если по итогам проверки не будут получены совпадающие результаты, то генетическая информация ставится на учет в раздел «ДНК безвестно пропавших граждан и родственников без вести пропавших». При последующем обнаружении неопознанных трупов или человеческих останков их генетические признаки будут проверяться по данном разделу. Такая организация учета позволяет устанавливать личность неопознанных трупов в том случае, если они были обнаружены значительно позже, чем было сделано сообщение об их исчезновении.

На наш взгляд, необходимо отдельно законодательно закрепить за данной категорией лиц специальное положение в ФБДГИ. Прежде всего, следует разрешить постановку на учет геномной информации родственников без вести пропавших и самих безвестно пропавших граждан в самостоятельном разделе «образцы ДНК безвестно пропавших граждан и родственников без вести пропавших».

В целях соблюдения Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, ратифицированной Федеральным законом от 19 декабря 2005 года N 160-ФЗ <16>, должен быть прописан четкий механизм хранения и использования информации, размещенной в данном разделе. Не следует забывать, что люди, чья геномная информация будет размещена в этом разделе, не являются ни подозреваемыми, ни обвиняемыми, ни осужденными. В большинстве своем они являются либо свидетелями (очевидцами), либо потерпевшими (пострадавшими). Поэтому для данного раздела в обязательном порядке должны быть оговорены цели и указаны ограничения по его использованию. Представляется, что целью должно быть установление личности неопознанных трупов и граждан, не способных сообщить сведения о себе. Ограничение по использованию информации раздела «образцы ДНК безвестно пропавших граждан и родственников без вести пропавших» должно содержать в себе требование проводить сравнение этой информации только с данными ДНК, размещенными в разделе «ДНК неопознанных трупов», и с образцами граждан, не способных сообщить сведения о себе, предоставляемых в экспертное подразделение в рамках следственных или оперативных мероприятий по установлению их личности, а также запрет сравнения размещенной информации с информацией из раздела «ДНК биологических объектов, изъятых с мест происшествия» (в редакции Закона это категория «неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий»).

———————————

<16> О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных: Федеральный закон от 19.12.2005 N 160-ФЗ // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

 

Кроме этого, нам представляется целесообразным включить раздел «ДНК безвестно пропавших и родственников без вести пропавших» в структуру обязательной геномной регистрации, так как в этом случае получение геномной информации будет осуществляться бесплатно, в то время как размещение образцов граждан указанной категории в структуре добровольной геномной регистрации приведет к требованию с них оплаты, что будет вызывать отказ граждан от постановки на учет. Для некоторых граждан это будет обусловлено реально существующими финансовыми трудностями, а для других граждан отказ от постановки на учет в связи с финансовыми трудностями будет возможностью скрыть свое нежелание содействовать розыску и установлению личности пропавшего человека, используя указанный предлог.

В настоящей статье представлен только один из множества неразрешенных и законодательно не урегулированных вопросов существующего и, безусловно, весьма перспективного и нужного федерального учета.

Литература

  1. Исмаилов Ч.М. Безвестное исчезновение как признак преступления и как повод уголовно-процессуальной проверки // Российский следователь. 2014. N 2. С. 21 — 25.
  2. Парфенова М.В. Совершенствование деятельности судебно-экспертных учреждений в Российской Федерации // Эксперт-криминалист. 2014. N 2. С. 12 — 14.
  3. Перепечина И.О. Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации»: правовые и криминалистические аспекты // Вестник криминалистики. 2010. Вып. 1 (33). С. 16 — 22.
  4. Перепечина И.О. Идентификация личности при исследовании объектов биологического происхождения и проблема достоверности данных // Современное состояние и развитие криминалистики: Сборник научных трудов / Под ред. Н.П. Яблокова и В.Ю. Шепитько. Харьков: Апостиль, 2012. С. 82 — 98.
  5. Перепечина И.О. Почему совершаются судебные ошибки (криминалистические аспекты) // Роль кафедры криминалистики юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в развитии криминалистической науки и практики: Сборник научных трудов. М.: МАКС Пресс, 2010. Т. 1. С. 206 — 210.

6. Перепечина И.О., Пименов М.Г., Кондрашов С.А. Особенности формирования базы данных о генетических признаках на основе автоматизированных информационных систем // Экспертная практика. 1996. N 40. С. 3 — 5.

О.Н.Надоненко

«Юридический мир», 2015, N 1

Ключевые слова: геномная информация, ДНК-учет, неопознанные трупы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code