Предмет мошенничества при получении выплат (статья 159.2 Уголовного кодекса РФ)

На основе теоретических положений уголовного, трудового права, права социального обеспечения, а также материалов судебно-следственной практики рассматриваются проблемы толкования предмета преступления, предусмотренного ст. 159.2 Уголовного кодекса РФ. Выделяются признаки, позволяющие отнести выплаты к социальным. Раскрывается содержание понятий «пособия», «компенсации», «субсидии». Высказывается мнение о возможности отнесения к социальным выплатам пенсий, средств материнского (семейного) капитала, грантов. Подтверждается обоснованность включения в предмет мошенничества при получении выплат не только денежных средств, но и иного имущества. Формулируется авторское определение социальных выплат.

 

Предметом мошенничества при получении выплат согласно ч. 1 ст. 159.2 Уголовного кодекса РФ являются денежные средства или иное имущество, похищаемые при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Правильное определение предмета имеет решающее значение для квалификации мошенничества при получении выплат, его отграничения от общего состава мошенничества, вместе с тем представляет некоторую сложность. Во-первых, требует осмысления то, о каком ином имуществе при получении выплат идет речь. Во-вторых, не любая из перечисленных в ч. 1 ст. 159.2 УК РФ выплат (пособие, компенсация, субсидия) всегда является выплатой социальной. В-третьих, требует толкования понятие «иные социальные выплаты».

Таким образом, необходимо ответить на вопросы: каким может быть содержание социальной выплаты (кроме денежных средств) и какую выплату можно признать социальной?

В теории уголовного права встречаются критические замечания по поводу законодательной формулировки предмета мошенничества, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ. Л. Прозументов и А. Архипов полагают, что указание в диспозиции статьи иного имущества как предмета хищения затрудняет понимание мысли законодателя и не способствует однозначному пониманию смысла нормы [13, с. 68]. Действительно, обыденное понимание слова «выплата» связано исключительно с денежными средствами. Однако юридическое содержание данного понятия шире.

Так, выплатой в объективном праве может быть передача не только денег, но и иного имущества. Например, второе предложение ч. 2 ст. 131 Трудового кодекса РФ сформулировано так: «Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы». Похожая картина наблюдается в случае с нормой ч. 4 ст. 136 ТК РФ: «Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором». Таким образом, юридическое значение термина «выплата» шире его значения обыденного и включает, помимо денежных средств, иное имущество, обладающее потребительскими свойствами (когда приобретение произошло со ссылками на нормы права социального обеспечения).

При этом для квалификации рассматриваемого преступления не имеет значения, какой правовой титул должен возникнуть у лица на имущество, составляющее содержание выплаты, предусмотренной нормами права социального обеспечения. Например, ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено: «Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование». Несмотря на то что законодатель не говорит о возникновении права собственности в данном случае, мошенническое получение технических средств реабилитации может быть квалифицировано по ст. 159.2 УК РФ, поскольку определение хищения как таковое не связывает, да и не может связывать преступные действия с возникновением полноценного права, тем более права собственности. Для констатации хищения достаточно выявления нового владельца — лица, господствующего над вещью.

Понятие «социальная выплата» законодательно не определено, хотя встречается в целом ряде нормативных актов, в том числе кодифицированных (ст. 5.47 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 37 Гражданского кодекса РФ), причем актах как общего характера [5; 8], так и определяющих статус отдельных профессиональных групп граждан [6; 7]. Названные в Законе социальные выплаты объединяет то, что они осуществляются за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Именно этот признак является важным для признания выплаты социальной.

Другим признаком социальной выплаты, который обозначен в диспозиции ч. 1 ст. 159.2 УК РФ, является ее установление законами и иными нормативными актами. Полагаем, что эти законы и иные нормативные акты должны быть источниками права социального обеспечения, поскольку предметом именно этой отрасли права выступают имущественные отношения публичного характера, складывающиеся в рамках государственной системы по предоставлению денежных выплат лицам, пострадавшим в результате наступления социальных рисков и других социально значимых обстоятельств, указанных в Законе [3, с. 84].

Поскольку социальная выплата является своего рода мерой социальной защиты, то еще один ее признак характеризует адресата выплаты — физическое лицо, отвечающее прямо предусмотренным законом или иным нормативным правовым актом критериям, связанным с возникновением социальных рисков или определенных социально значимых обстоятельств. Эти критерии установлены конкретным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок осуществления той или иной социальной выплаты.

К примеру, Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» [15; 17; 18] определено, что указанные субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. На федеральном уровне установлена максимально допустимая доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в доходах граждан в размере 22%, большинство субъектов Российской Федерации дублируют этот норматив в региональном законодательстве, хотя субъекты Российской Федерации могут снижать этот порог, что способствует расширению круга получателей субсидий [2, с. 58 — 60].

Любое физическое лицо при соответствии установленным критериям может стать получателем социальной выплаты.

Признаком социальных выплат также является их безвозмездность и безвозвратность [19, с. 28].

Еще один признак социальной выплаты отражает ее предназначение — это предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социальных рисков или социально значимых обстоятельств, а также сохранение приемлемого уровня материального и социального благополучия [14, с. 20 — 22]. К социальным рискам или социально значимым обстоятельствам относят безработицу, временную или стойкую утрату трудоспособности, беременность, рождение ребенка, старость, смерть, многодетность, неполную семью, сиротство и т.п.

В ч. 1 ст. 159.2 УК РФ законодатель привел примерный перечень социальных выплат: пособия, компенсации, субсидии. Если буквально толковать указанную уголовно-правовую норму, то можно сделать вывод, что эти три выплаты всегда являются социальными. Однако это не так.

Например, содержание компенсаций определено различным образом в ТК РФ и в праве социального обеспечения.

Согласно ст. 164 ТК РФ компенсации представляют собой «денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами» (ч. 2 ст. 164 ТК РФ). В трудовом законодательстве отражено значительное количество компенсаций, далеко не полный перечень которых приведен в ст. 165 ТК РФ.

Ярким примером компенсации может служить обязанность работодателя в случае направления в служебную командировку возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (ст. 168 ТК РФ).

Ситуации, когда работник привозит из командировки для отчета перед работодателем подложные документы о проживании в квартирах по договору коммерческого найма, проживании в более дорогих гостиничных номерах, чем в действительности им использовались, или за более длительный срок проживания, не являются редкими, но попадают ли такие деяния под действие нормы ст. 159.2 УК РФ? Конечно, нет.

Компенсация расходов, связанных с командировкой, — это не социальная выплата, а обязанность одной стороны трудового отношения (работодателя) по отношению к другой стороне (работнику), вытекающая из характера существующих между ними возмездных отношений, не подпадающая под действие норм права социального обеспечения. Как следствие, незаконное получение командировочных расходов квалифицируется по ст. 159 УК РФ [1].

Однако было бы неправильно говорить о том, что если выплата названа в ТК РФ, значит, ее получение путем совершения мошеннических действий не может быть квалифицировано по ст. 159.2 УК РФ. Дело в том, что нормы права социального обеспечения дублируются или самым общим образом упоминаются в ТК РФ с целью информирования работника о его правах. Законодатель стремится сделать названный кодифицированный акт своеобразной «хрестоматией» наиболее важных норм права социального обеспечения для работника, если соответствующие выплаты напрямую связаны с трудом.

Например, ч. 1 ст. 255 ТК РФ установлено: «Женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере». Законодатель в данном случае подчеркивает, что выплата осуществляется за счет средств обязательного страхования, а сам механизм страхования и выплаты определяется Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [16].

Таким образом, правоприменителю для решения вопроса о том, является ли компенсация социальной выплатой, необходимо вникать в суть общественных отношений по выплате тех или иных сумм работодателем работнику, оценивать источники финансирования.

Пособия также названы в числе средств, мошенническое получение которых образует состав преступления, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ. Однако и здесь при квалификации деяния необходимо учитывать источник выплаты. Статьей 178 ТК РФ установлено, что выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ). Выплата эта осуществляется за счет работодателя, а значит, ее незаконное получение не может быть квалифицировано по норме ст. 159.2 УК РФ.

Социальными пособиями можно признать денежные выплаты гражданам в целях их материального обеспечения в период отсутствия у них заработка или иного изменения материального положения и в других случаях, предусмотренных законом [4]. К ним относятся: пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком, пособие на погребение, пособие по безработице и др. [4].

Субсидия в праве социального обеспечения — социальная выплата, предоставляемая на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджетных средств, предназначенная строго для использования в целях, установленных в законе [2, с. 60].

Современное российское законодательство о социальном обеспечении предусматривает три вида субсидий:

1) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

2) на приобретение жилья;

3) безработным гражданам для создания собственного бизнеса [2, с. 60].

Следует отметить, что судебная практика идет по пути признания денежных средств при получении практически любой субсидии предметом мошенничества, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ.

Так, А. признан виновным в совершении мошенничества при получении выплат (ч. 1 ст. 159.2 УК РФ), т.е. хищении денежных средств при получении субсидии на компенсацию части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, занятого в сфере народно-художественного промысла и декоративно-прикладного искусства, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат [12].

Н. признан виновным в совершении мошенничества в особо крупном размере при получении выплат (ч. 4 ст. 159.2 УК РФ) — субсидии из федерального и регионального бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционному кредиту на сумму 2 416 509 руб. 96 коп. путем представления документов, содержащих недостоверные сведения относительно целевого расходования денежных средств на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционному кредиту [11].

Мы согласны с мнением Л. Прозументова и А. Архипова о том, что иные (помимо вышеназванных трех) виды субсидий, предусмотренные законом, не могут быть отнесены к социальным выплатам, поскольку имеют иные по сравнению с социальными выплатами цели [13, с. 69]. Они могут выделяться, например, субъектам предпринимательской деятельности с целью стимулирования сельскохозяйственного производства, возможно субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, занятого в сфере народно-художественного промысла и декоративно-прикладного искусства и т.п.

Предметом мошенничества, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ, могут выступать также иные социальные выплаты. Легального определения данного понятия не существует. В кодифицированном гражданском законодательстве (ст. 37 ГК РФ) и законодательстве об административных правонарушениях (ст. 5.47 КоАП РФ) в числе социальных выплат указаны пенсии.

Анализ судебной практики также свидетельствует о том, что трудовая пенсия по старости, инвалидности или потере кормильца, социальная пенсия нетрудоспособным гражданам, пенсия, выплачиваемая государственным служащим (государственным гражданским служащим, военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и др.) в порядке государственного пенсионного обеспечения, являются предметом мошенничества, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ.

Так, Ч. не уведомила сотрудников Главного управления Пенсионного фонда России в городском округе города Клинцы о том, что 17.11.2011 была отчислена с очной формы обучения из техникума. В результате чего она с 01.12.2011 по 31.10.2012 незаконно получила пенсию по потере кормильца на общую сумму 54 тыс. 697 руб. Деяние данной гражданки были квалифицированы по ч. 1 ст. 159.2 УК РФ (мошенничество при получении выплат) [20].

В другом случае приговором Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан А. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, в связи с участием в незаконной подготовке и представлении документов для получения другими гражданами пенсии по инвалидности [21].

К иной социальной выплате судебная практика относит и средства материнского (семейного) капитала. Так, в приговоре Карталинского городского суда Челябинской области по делу о мошенничестве, предметом которого выступили средства материнского (семейного) капитала, указано, что суд признает Ш. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, — мошенничества при получении выплат, т.е. хищения денежных средств при получении иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений, влекущих прекращение указанных выплат, совершенного в крупном размере [22].

Неоднозначно складывается судебная практика по квалификации мошенничества, предметом которого выступают средства грантов. В одних приговорах суда данное деяние квалифицируется по ст. 159.2 УК РФ [9], в других — по ст. 159 УК РФ [10]. Причем первый вариант квалификации в судебной практике распространен в большей степени.

По нашему мнению, средства грантов не должны рассматриваться в качестве предмета хищения, ответственность за которое предусмотрена ст. 159.2 УК РФ, по следующим причинам.

По своей правовой природе отношения, связанные с выплатой грантов, наиболее близки к отношениям публичного конкурса, урегулированным нормами гл. 57 ГК РФ («Публичный конкурс»). Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем (п. 1 ст. 1057 ГК РФ). Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей (п. 2 ст. 1057 ГК РФ).

Получение гранта предпринимателем или иным лицом характеризуется тем, что:

а) выплату получает лицо, наиболее подходящее по заявленным организаторами, как правило, гибким критериям;

б) оценка претендентов на получение гранта осуществляется субъективно, хотя и, как правило, комиссионно (для преодоления элемента субъективности);

в) средства гранта не достаточны для всех лиц, нуждающихся в его получении.

Данные признаки гранта исключают возможность его оценки как попадающего в сферу действия права социального обеспечения.

Обобщая изложенное, сделаем следующие выводы.

Законодательное определение предмета мошенничества, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ, как денежных средств или иного имущества, похищаемых при получении социальных выплат, является обоснованным, поскольку юридическое значение термина «выплата» шире его значения обыденного и включает, помимо денежных средств, иное имущество, обладающее потребительскими свойствами.

Названные в ч. 1 ст. 159.2 УК РФ выплаты: пособия, компенсации, субсидии — не всегда являются социальными. В связи с этим решающим значением при квалификации мошенничества по ч. 1 ст. 159.2 УК РФ является установление «статуса» выплаты. Под социальными выплатами можно понимать предусмотренные законами или иными нормативными правовыми актами выплаты (в виде денежных средств или иного имущества) из федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований на безвозмездной и безвозвратной основе физическим лицам в целях предупреждения или смягчения негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социальных рисков или социально значимых обстоятельств, а также сохранения приемлемого уровня материального и социального благополучия.

Список литературы

  1. Апелляционное определение Московского городского суда от 04.09.2013 по делу N 10-7921/13 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  2. Гусева Т.С. Субсидии как вид социальных выплат в системе социального обеспечения России // Российская юстиция. 2010. N 6.
  3. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учеб. М., 2010.
  4. Обобщение судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159.1 — 159.6 УК РФ, а также судебной практики по приведению приговоров в отношении лиц, осужденных за мошенничество по статье 159 УК РФ, в соответствие с УК РФ (в ред. Федерального закона от 29.11.2012 N 207-ФЗ). URL: http://oblsud.sar.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&rid=22 (дата обращения: 21.05.2014).
  5. О референдуме Российской Федерации: Федер. конст. закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ст. 17) // СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2710.
  6. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ст. 4) // СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4595.
  7. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: Федер. конст. закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ст. 6) // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 898.
  8. О чрезвычайном положении: Федер. конст. закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ст. 27) // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.
  9. Приговор Кировского районного суда г. Красноярска от 18.04.2013 по делу N 1-40/2013. URL: http://sudact.ru/regular/doc/t46zyZKA7Br4/?regular-txt=%D0%BC%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D0%BF%D1%80%D0%B8+%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8+%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0&regular-case_doc=&regular-doc_type=1008&regular-date_from=&regular-date_to=&regular-workflow_stage=&regular-area=&regular-court=&regular-judge=&_=1401424650277&snippet_pos=9376#snippet (дата обращения: 20.05.2014).
  10. Приговор Кировского районного суда г. Ярославля от 18.04.2013 по делу N 1-71/13. URL: http://sudact.ru/regular/doc/uGXoJHlwCNJX/?regular-txt=%D0%BC%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D0%BF%D1%80%D0%B8+%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8+%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0&regular-case_doc=&regular-doc_type=1008&regular-date_from=&regular-date_to=&regular-workflow_stage=&regular-area=&regular-court=&regular-judge=&_=1401424650277&snip-pet_pos=3622#snippet (дата обращения: 20.05.2014).
  11. Приговор Центрального районного суда города Омска от 05.08.2013 по делу N 1-220/13 г. URL: http://sudact.ru/regular/doc/wr5eaCVCegUQ/?page=3&regular-doc_type=1008&regular-court=&regular-date_from=&regular-case_doc=&regular-workflow_stage=&regular-date_to=&regular-area=&regular-txt=%D0%BC%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D0%BF%D1%80%D0%B8+%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8+%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82&_=1401419085760&regular-judge=&snip-pet_pos=176#snippet (дата обращения: 05.05.2014).
  12. Приговор Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29.07.2013 по делу N 1-964/2013. URL: http://sudact.ru/regular/doc/vRR9FDrEhPmC/?page=4&regular-doc_type=1008&regular-court=&regular-date_from=&regular-case_doc=&regular-workflow_stage=&regular-date_to=&regular-area=&regular-txt=%D0%BC%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D0%BF%D1%80%D0%B8+%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8+%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82&_=1401420352722&regular-judge=&snippet_pos=182#snippet (дата обращения: 11.04.2014).
  13. Прозументов Л., Архипов А. Предмет мошенничества при получении выплат // Уголовное право. 2014. N 1.
  14. Смирнов Д.А. Социальные выплаты как меры социальной защиты работника // Социальное и пенсионное право. 2010. N 4.
  15. СЗ РФ. 2005. N 15. Ст. 5547.
  16. СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 18.
  17. СЗ РФ. 2007. N 26. Ст. 3184.
  18. СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 213.
  19. Усс А.В., Толоконский В.А., Иванков В.И., Лисица В.Н. Социальный кодекс Российской Федерации: проблемы кодификации законодательства о социальном обеспечении. Новосибирск, 2004.
  20. URL: http://procrf.ru/news/201659-sud-vyines-prigovor-jitelnitse.html (дата обращения: 10.04.2014).
  21. URL: https://rospravosudie.com/court-xasavyurtovskij-rajonnyj-sud-respublika-dagestan-s/act-427840103/ (дата обращения: 10.04.2014).

22. URL: http://sudact.ru/regular/doc/24CeY0dixQU1/?page=2&regular-doc_type=1008&regular-court=&regular-date_from=&regular-case_doc=&regular-workflow_stage=&regular-date_to=&regular-area=&regular-txt=%D0%BC%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D0%BF%D1%80%D0%B8+%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8+%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82&_=1401417336227&regular-judge=&snippet_pos=210#snippet (дата обращения: 15.05.2014).

В.А.Болдырев, Н.В.Вишнякова, А.А.Кузнецов

«Современное право», 2015, N 3

Ключевые слова: мошенничество, пособия, компенсации, субсидии, социальные выплаты, денежные средства, понятие, судебная практика, закон, квалификация.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code