Административные и уголовные правонарушения в области предпринимательской деятельности. Деятельность без государственной

В современных реалиях ведения бизнеса участились случаи, когда предприниматели просто не регистрируют свою деятельность. Происходит это по разным причинам: нежелание тратить время, экономия, незнание и многое другое. Разъясним, почему необходимо получать регистрацию и делать это правильно.

 

Административная ответственность

Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 67-ФЗ) внесены серьезные поправки в часть нормативных документов.

В целом изменения Закона N 67-ФЗ направлены на предотвращение создания фирм на подставных лиц (видимо, согласно статистическим данным такие случаи сегодня по-прежнему распространены).

Глава 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) носит название «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций». Статья 14.1 указанной главы КоАП РФ («Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)») регламентирует основные составы административных правонарушений в сфере осуществления предпринимательской деятельности без достаточных официально полученных документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 2 тыс. руб.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенными в Постановлении от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Постановление N 18), решая вопрос о том, образуют ли действия лица состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, необходимо удостовериться, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в п. 1 ст. 2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

В силу данной нормы деятельность является предпринимательской, если она направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Учитывая это, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состава данного административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.

Доказательствами, подтверждающими тот факт, что указанные лица занимаются деятельностью, которая направлена на систематическое получение прибыли, в частности, могут являться показания лиц, оплативших товары, работу, услуги; расписки в получении денежных средств; выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности; акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), из которых следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений.

Вместе с тем само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

В Постановлении N 18 также отмечено, что субъектами административной ответственности положения гл. 14 КоАП РФ являются граждане, должностные и юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Обратите внимание, что в случаях, когда в процессе осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица допускаются нарушения иных правил и норм, ответственность за которые предусмотрена другими нормами КоАП РФ, в том числе гл. 14, или законом субъекта Российской Федерации, действия лица надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и той норме КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, которая устанавливает административную ответственность за иное правонарушение. Так, если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляется хранение, перевозка либо приобретение немаркированных товаров и продукции в целях сбыта, действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ; если производится незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, действия лица квалифицируются по ч. 1 ст. 14.1 и ст. 14.2 КоАП РФ; если производится продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества либо с нарушением санитарных правил, то действия лица надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 и ст. 14.4 КоАП РФ; если нарушаются правила продажи отдельных видов товаров, то действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 и ст. 14.15 КоАП РФ.

Безусловно, необходимо отметить, что наказание, которое предусмотрено ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, предлагается весьма скромным. Однако за подобные нарушения ответственность наступает не только по определенным нормам КоАП РФ.

Отметим, что Законом N 67-ФЗ внесены в числе прочего изменения и в ст. 14.25 КоАП РФ.

С 31 марта 2015 г. объективную сторону правонарушения, закрепленного в этой норме, составляют:

— несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ч. 1 не изменена Законом N 67-ФЗ);

— незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и (или) документов либо иных предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов лицам, заинтересованным в получении таких сведений и (или) документов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 5.63 КоАП РФ (ч. 2 не изменена Законом N 67-ФЗ);

— несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях если такое представление предусмотрено законом (ч. 3 в редакции Закона N 67-ФЗ);

— непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях если такое представление предусмотрено законом (ч. 4 в редакции Закона N 67-ФЗ);

— повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 данной статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 5, закрепившая квалифицированный состав по отношению к ч. 4, введена Законом N 67-ФЗ).

В целом можно отметить, что ч. 4 в прежней редакции путем этих изменений трансформировалась в ч. 5 в новой редакции и стала ее частью. А составная часть ч. 3 прежней редакции перешла в ч. 4 в новой. Такие перемещения позволили более справедливо распределить виды наказания применительно к каждому из этих правонарушений. Например, если посмотреть на санкцию ч. 3 и 4, то в случае, когда вы «опоздали» с предоставлением сведений, можно «отделаться» предупреждением, что исключает санкция ч. 4.

 

Уголовная ответственность

Статья 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) носит название «Незаконное предпринимательство».

В соответствии с ч. 1 указанной статьи УК РФ осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

То же деяние, согласно ч. 2 ст. 171 УК РФ, при наличии следующих квалифицирующих признаков (или хотя бы одного из них):

— совершение организованной группой;

— сопряженность с извлечением дохода в особо крупном размере — наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

 

Судебная практика

Интересным и познавательным для рассмотрения предлагаем Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем «. Приведем некоторые положения данного документа в целях разъяснения нормы ст. 171 УК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, судам следует выяснять, соответствуют ли эти действия указанным в п. 1 ст. 2 части первой ГК РФ признакам предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 23 части первой ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации (ст. ст. 49 и 51 части первой ГК РФ). Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Судам следует иметь в виду, что отсутствует состав указанного преступления в тех случаях, когда лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет не запрещенную законом предпринимательскую деятельность, имея специальное разрешение (лицензию) на осуществление конкретного вида деятельности, если для этого требуется получение лицензии, и соблюдает лицензионные требования и условия.

Обратите внимание, что в тех случаях, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере), содеянное им не влечет уголовной ответственности за незаконное предпринимательство (однако в зависимости от ситуации и последствий это может повлечь за собой иной состав преступления).

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в Едином государственном реестре для юридических лиц и Едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам).

Под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.

Также обращаем внимание, что по смыслу закона субъектом преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, может быть как лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, так и лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При осуществлении организацией (независимо от формы собственности) незаконной предпринимательской деятельности ответственности по ст. 171 УК РФ подлежит лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации. Если лицо (за исключением руководителя организации или лица, на которое постоянно, временно или по специальному полномочию непосредственно возложены обязанности по руководству организацией) находится в трудовых отношениях с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые осуществляют свою деятельность без регистрации, с нарушением правил регистрации, без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением лицензионных требований и условий или с представлением заведомо подложных документов, то выполнение этим лицом обязанностей, вытекающих из трудового договора, не содержит состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ.

Под доходом в ст. 171 УК РФ следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности. При исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, судам следует исходить из общей суммы дохода, извлеченного всеми ее участниками.

Также хотелось бы отметить, что для целей ст. 171 УК РФ крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным — шесть миллионов рублей (примечание к ст. 169 УК РФ). Особое внимание также настоятельно рекомендуем обратить на положения Федерального закона от 07.04.2010 N 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В свете всего сказанного, а также для справки следует отметить, что Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»).

Статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при этом регламентирует, что государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.

Также в заключение отметим, что Законом N 67-ФЗ внесены изменения в ст. ст. 173.1 и 173.2 УК РФ.

Закон N 67-ФЗ «подкорректировал» объективную сторону преступлений, предусмотренных этими нормами.

Так, с 31 марта 2015 г. объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 173.1 УК РФ, составляют теперь не только действия, выраженные в образовании (создании, реорганизации) юридического лица через подставных лиц, но и действия, выраженные в представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшие внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах.

Квалифицированный состав не был изменен.

В связи с этими изменениями расширено понятие подставных лиц, регламентированное в примечании к этой норме.

Теперь в данном случае это лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в Единый государственный реестр юридических лиц, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.

Для целей ст. 173.2 УК РФ используется такая же дефиниция этого понятия.

Статья 173.2 УК РФ регламентирует ответственность за незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица.

Преступление с учетом изменений Закона N 67-ФЗ выражено:

— в представлении документа, удостоверяющего личность, или выдаче доверенности, если эти действия совершены для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице;

— в приобретении документа, удостоверяющего личность, или использовании персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.

Под приобретением документа, удостоверяющего личность, в ст. 173.2 УК РФ согласно примечанию к ней по-прежнему понимается его получение на возмездной или безвозмездной основе, присвоение найденного или похищенного документа, удостоверяющего личность, а также завладение им путем обмана или злоупотребления доверием.

В.Семенихин

(«Финансовая газета», 2015, N 20)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code