2.13.3. Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) крестьянского (фермерского) хозяйства основано на нормах § 3 гл. X Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», которые не изменены в связи с введением реабилитационных процедур в отношении граждан. Положения § 1.1 той же главы на правоотношения несостоятельности (банкротства) крестьянского (фермерского) хозяйства не распространяются.

Действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает возможность признания несостоятельным крестьянского (фермерского) хозяйства, обладающего статусом юридического лица, а также и неправосубъектного хозяйства наряду с признанием несостоятельным его главы — индивидуального предпринимателя.

Юридическое лицо в форме крестьянского (фермерского) хозяйства, согласно п. 1 ст. 65 ГК РФ, может быть признано несостоятельным (банкротом) и быть ликвидировано в процедуре конкурсного производства. К нему могут быть применены и иные процедуры несостоятельности, предусмотренные законом.

Если крестьянское (фермерское) хозяйство имеет статус юридического лица, то оно должно быть признано несостоятельным в качестве особого субъекта — сельскохозяйственной организации (ст. ст. 177 — 179 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В процедурах несостоятельности (банкротства) в этом случае учитываются особенности сельскохозяйственного производства, его сезонный характер, используются специальные нормы о сроке процедур несостоятельности (банкротства), особенностях продажи сельскохозяйственного предприятия должника.

Возможность признания несостоятельным субъектом по российскому законодательству, как правило, предопределена наличием материально-правовой правоспособности.

Отметим, что процедуры несостоятельности — судебные процедуры, а потому участие в них в качестве должника предполагает наличие процессуальной правоспособности. Не вызывает каких-либо сомнений процессуальная правоспособность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но определенную сложность представляет обоснование возможности быть признанным несостоятельным для крестьянского (фермерского) хозяйства, которое не обладает материально-правовой правоспособностью.

Процессуальная правоспособность не является производной от материальной правоспособности согласно преобладающей точке зрения в процессуальной науке <1>. Поэтому процессуальной правоспособностью могут обладать и неправоспособные в материально-правовом смысле субъекты, имеющие право на судебную защиту. Неюридические лица наделяются процессуальной правоспособностью в случаях, установленных законом.

———————————

<1> Сахнова Т.В. Курс гражданского процесса. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. С. 197.

 

Именно такой случай предусмотрен в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» для крестьянского (фермерского) хозяйства. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» признает именно за крестьянским (фермерским) хозяйством качества должника (ст. ст. 217, 219).

Иного решения и не могло быть, поскольку имущество крестьянского хозяйства находится на праве общей (совместной или долевой) собственности, а это обстоятельство означает, что признание несостоятельным главы хозяйства позволит включить в конкурсную массу имущество, принадлежащее на праве собственности лишь главе крестьянского хозяйства, но не остальным его членам.

Крестьянское (фермерское) хозяйство отвечает по долгам перед своими кредиторами своим имуществом (п. 3 ст. 8 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве») <1>. Состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства определен в ст. 6 Закона. Крестьянскому (фермерскому) хозяйству имущество не принадлежит, его сособственниками являются члены хозяйства. В то же время можно утверждать, что носителем имущества выступает само крестьянское (фермерское) хозяйство.

———————————

<1> Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. от 28 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 224; 2013. N 52 (ч. I). Ст. 7011.

 

Необходимо разделять имущество крестьянского (фермерского) хозяйства и имущество его членов. В конкурсную массу при несостоятельности хозяйства включается только общее имущество членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а не имущество главы и членов хозяйства согласно п. 3 ст. 221 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Индивидуальный предприниматель — глава хозяйства, являющийся единственным участником крестьянского (фермерского) хозяйства, — отвечает не всем принадлежащим ему имуществом, а только тем, которое составляет имущество крестьянского (фермерского) хозяйства <1>.

———————————

<1> См.: дело N А57-10208/09 Арбитражного суда Саратовской области // www.arbitr.ru; Определение ВАС РФ от 29 июня 2012 г. N ВАС-7658/12 по делу N А57-10208/09 // СПС «КонсультантПлюс».

 

Итак, крестьянское (фермерское) хозяйство, не обладающее статусом юридического лица, может быть признано несостоятельным должником, над имуществом которого вводятся процедуры несостоятельности.

Основанием признания КФХ несостоятельным выступает его неплатежеспособность (ст. 217 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства о признании его несостоятельным (банкротом) подается в арбитражный суд при условии согласия всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Согласие должно быть выражено в письменной форме (п. 1 ст. 218).

Должником в процедурах несостоятельности признают само хозяйство <1> и его главу или только главу крестьянского (фермерского) хозяйства <2>, причем считается, что в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» «формально речь идет о признании банкротом хозяйства, а не его главы — индивидуального предпринимателя…» <3>.

———————————

<1> См.: Попондопуло В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование: Научно-практическое пособие. М., 2013. С. 394 — 398.

<2> См.: Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) в Российской Федерации. Правовое регулирование конкурсных отношений. С. 289, 291.

<3> Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. С. 156 (авторы главы — С.М. Корнеев и А.Е. Шерстобитов).

 

Согласно ст. 218 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» несостоятельным может быть признан и глава хозяйства как индивидуальный предприниматель по обязательствам и обязанностям, связанным с его предпринимательской деятельностью. Из положений § 3 гл. X Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что несостоятельность главы крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливается одновременно с признанием несостоятельным хозяйства. Однако этого, на наш взгляд, и не требуется, поскольку должником выступает крестьянское (фермерское) хозяйство, а конкурсную массу составляет его имущество.

Имущество главы хозяйства отделено от имущества хозяйства, а потому признание несостоятельным главы хозяйства, на наш взгляд, требуется в случаях, когда глава хозяйства не способен погасить долги перед его собственными кредиторами. При этом к главе хозяйства могут быть предъявлены требования кредиторов, не связанные с его предпринимательской деятельностью.

Нормы о несостоятельности крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть помещены в иной раздел Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», возможно выделение особого должника — крестьянского (фермерского) хозяйства.

В § 3 гл. X Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено применение тех же процедур несостоятельности, что и для юридического лица: наблюдения (п. 1 ст. 219), финансового оздоровления (п. п. 2, 3 ст. 219), внешнего управления (п. п. 4, 5 ст. 219), конкурсного производства (п. 1 ст. 221).

 

Особенности финансового оздоровления и внешнего управления крестьянского (фермерского) хозяйства

 

К крестьянскому хозяйству могут быть применены процедуры судебной санации при наличии оснований для восстановления его платежеспособности: финансовое оздоровление и внешнее управление.

План финансового оздоровления и график погашения задолженности могут быть представлены в арбитражный суд главой хозяйства в течение двух месяцев с момента введения процедуры наблюдения.

По мнению В.Н. Ткачева, неясно, требуется ли для введения процедуры финансового оздоровления согласие кредиторов <1>. Законодатель указывает на введение процедуры внешнего управления на основании решения собрания кредиторов (п. 4 ст. 219), а для финансового оздоровления подобного согласия не предусматривает. В то же время в п. 2 ст. 219 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указывается о возможности введения процедуры финансового оздоровления за счет резервов самого крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе за счет будущих доходов.

———————————

<1> См.: Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) в Российской Федерации. Правовое регулирование конкурсных отношений. С. 292.

 

Процедура финансового оздоровления может быть введена арбитражным судом только до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ, в котором и будут получены доходы хозяйства, которые позволят ему рассчитаться с долгами перед кредиторами.

Срок процедуры может быть продлен еще на один год, если в период процедуры наблюдались спад и ухудшение финансового состояния должника вследствие обстоятельств, которые не зависели от должника и носили чрезвычайный характер, при условии изменения графика погашения задолженности.

Процедура внешнего управления вводится на основании решения собрания кредиторов (п. 4 ст. 219). Абзацем 2 п. 4 ст. 219 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрены специальные сроки процедуры для крестьянского (фермерского) хозяйства — не более двух лет и трех месяцев в совокупности с процедурой финансового оздоровления. При установлении срока процедуры арбитражный суд учитывает сезонный характер сельскохозяйственного производства, поэтому внешнее управление вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.

Срок процедуры может быть судом продлен еще на один год по таким же основаниям, что и в ходе финансового оздоровления.

По заявлению арбитражного управляющего или кредитора процедура может быть досрочно прекращена по следующим основаниям:

— невыполнение мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

— иные обстоятельства, свидетельствующие о невозможности восстановления платежеспособности должника.

В процедуре внешнего управления судом утверждается внешний управляющий. Законодатель допускает, что может быть утверждено лицо, не соответствующее требованиям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Более того, полномочия внешнего управляющего могут быть возложены и на главу хозяйства.

 

Порядок продажи имущества и имущественных прав крестьянского (фермерского) хозяйства

 

Сельскохозяйственное предприятие должника должно быть выставлено на продажу как единый имущественный комплекс. Продажа осуществляется на торгах по правилам п. п. 4 — 19 ст. 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Оценка предприятия осуществляется оценщиком. Если предприятие не было продано на торгах, то продажа имущества крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется по частям по правилам ст. 111 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Преимущественное право покупки принадлежит лицам, которые занимаются сельскохозяйственным производством и владеют земельными участками, непосредственно прилегающими к земельным участкам должника. Они должны быть уведомлены конкурсным управляющим о предстоящей продаже, а информация о продаже, кроме того, должна быть опубликована в печатном органе по месту нахождения должника с указанием начальной продажной цены. Срок реализации преимущественного права покупки — один месяц с даты получения предложения о покупке.

 

Литература

 

Корнеев С.М. Избранное / Сост. и науч. ред. П.В. Крашенинников. М.: Статут, 2012.

Жукова Т.М. Особенности финансового оздоровления при банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства // Вестник Пермского университета. Серия «Юридические науки». 2012. N 3.

 

2.13.4. Особенности рассмотрения дела

о банкротстве гражданина в случае его смерти <*>

 

———————————

<*> Данный пункт, отсутствующий в Единой программе, добавлен автором.

 

В § 4 гл. X Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» введена процедура несостоятельности (банкротства) наследственной массы.

Параграф 4 «Особенности рассмотрения дела о банкротстве гражданина в случае его смерти» гл. X применяется в отношении наследственной массы физического лица в случае его смерти или признания гражданина умершим, если имущества наследодателя недостаточно для удовлетворения требований его кредиторов.

Процедура несостоятельности наследственной массы была известна еще римскому праву. Непринятие наследства после смерти должника служило основанием для введения missio in bona (L. 8 D. 42, 4) <1>. В законодательстве стран романо-германской системы была произведена рецепция процедуры несостоятельности наследственной массы из римского права и эта процедура используется в целях ограничения ответственности наследника по долгам наследодателя пределами наследственной массы.

———————————

<1> См. об этом: Малышев К.И. Указ. соч. С. 40.

 

В Российской Федерации правовое регулирование рассматриваемой процедуры осуществляется в субсидиарном порядке также нормами § 1.1, 2, 3 гл. X Закона, ст. ст. 1114, 1121, 1152 — 1156, 1175 и др. ГК РФ.

Процедура вводится с целью соразмерного удовлетворения требований кредиторов, недопущения ущемления прав кредиторов неплатежеспособного или несостоятельного умершего или объявленного умершим лица. Процедура несостоятельности наследственной массы не влияет на пределы ответственности наследника по долгам наследодателя, поскольку они установлены абз. 2 п. 1 ст. 1175 ГК РФ.

Процедура несостоятельности наследственной массы не является самостоятельной, она вводится как процедура реализации имущества или как продолжение той процедуры, в которой произошла смерть должника.

Необходимо определить: кто в этой процедуре выступает должником: наследственная масса, наследодатель или наследник? Наследственная масса как имущественная масса не обладает признаками субъекта, наследодатель также утратил качества правоспособности в связи со смертью, поэтому должником согласно п. 2 ст. 223.1 Закона признается наследник.

Как влияет солидарный характер ответственности наследников, принявших наследство, установленный абз. 1 п. 1 ст. 1175 ГК РФ, на возможность введения процедуры в отношении части имущества? На наш взгляд, не представляется возможным ввести процедуру несостоятельности части наследственной массы: в состав конкурсной массы включается наследственная масса полностью, следовательно, содолжниками в процедуре становятся все сонаследники.

Участие наследника в процедуре в качестве должника определено принятием им наследства, состав должников может изменяться по мере движения производства по делу. Определенную сложность представляет участие в качестве должника наследника, принявшего наследство совершением фактических действий, а также «лежачего» наследства.

Кредиторами в этой процедуре могут быть только кредиторы наследодателя. Следует отметить, что при наследственной трансмиссии предъявить требования в процедуре несостоятельности вправе кредиторы наследодателя, которому принадлежало имущество, а кредиторы трансмиттента не имеют права участвовать в процедуре, так как трансмиссар, согласно п. 2 ст. 1175 ГК РФ, не несет ответственности по долгам трансмиттента.

Кредиторы вправе предъявить требования до принятия наследниками наследства к исполнителю завещания или к наследственному имуществу согласно п. 3 ст. 1175 ГК РФ. В этом случае исковое производство приостанавливается до определения ответчика, так как ни исполнитель завещания, ни наследственная масса не способны выступить в качестве ответчика, а при недостаточности наследственной массы спор не может быть разрешен в исковом производстве, поскольку установлена специальная процедура несостоятельности. Однако введение процедуры затруднено тем обстоятельством, что никто из наследников не принял наследство и до его перехода к публичному образованию в качестве выморочного имущества, на наш взгляд, производство по делу о несостоятельности может быть приостановлено, хотя такого основания Законом не предусмотрено.

Объект взыскания в этой процедуре — наследственная масса как имущество, обособленное от имущества наследников.

Процедура наследственной массы может быть продолжением процедуры реструктуризации долгов гражданина или реализации его имущества в случае смерти должника или объявления его умершим в ходе производства по делу о его несостоятельности, а может быть введена в виде реализации имущества при недостаточности наследственной массы для удовлетворения требований кредиторов по заявлению указанных в Законе лиц. Представляет определенную сложность введение или продолжение процедуры реструктуризации имущества. По воле наследника он вправе, будучи правопреемником, погашать долги наследодателя не только имуществом из наследственной массы, но и за счет своего имущества. При таких условиях, на наш взгляд, применение процедуры реструктуризации представляется возможным, а в противном случае может быть введена только процедура реализации имущества.

В случае смерти должника в производстве по делу о несостоятельности процедура вводится судом или по ходатайству лиц, участвующих в деле.

При введении процедуры после смерти гражданина или объявления его умершим с заявлением о введении процедуры наследственной массы могут обратиться конкурсный кредитор, уполномоченный орган, наследники, а до их определения — исполнитель завещания или нотариус по месту открытия наследства (абз. 4 п. 1, п. 2 ст. 223.1 Закона. В этом случае применяются признаки неплатежеспособности для граждан.

Кредиторы вправе предъявить требования по долгам наследственной массы в пределах сроков исковой давности. Их истечение означает отказ по заявлению должника во включении требования в реестр при установлении требования.

В процедуре несостоятельности наследственной массы опись, инвентаризация, оценка и продажа имущества, удовлетворение требований кредиторов регулируются § 1.1 и 2 гл. X Закона.

 

2.14. Упрощенные процедуры банкротства

 

2.14.1. Особенности банкротства ликвидируемого должника

 

Согласно п. 1 ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» основанием введения упрощенной процедуры банкротства являются, во-первых, недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, во-вторых, принятие решения о ликвидации юридического лица.

При обнаружении недостаточности имущества у ликвидируемого юридического лица в процессе его обычной ликвидации по правилам, установленным ст. ст. 61 — 64 ГК РФ, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться с заявлением в арбитражный суд о признании ликвидируемого юридического лица несостоятельным (банкротом). Законом не установлены пределы недостаточности имущества и размер кредиторской задолженности <1>.

———————————

<1> Определение ВАС РФ от 20 февраля 2013 г. N ВАС-841/13 по делу N А35-4342/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

 

При обнаружении недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов после принятия решения о его ликвидации и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) обязанность подать заявление о признании несостоятельным (банкротом) возложена на собственника имущества унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, на единоличный исполнительный орган (п. 3 ст. 224).

 

Особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника

 

В ходе упрощенной процедуры банкротства ликвидируемого должника арбитражный суд принимает решение о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) и вводит конкурсное производство. Иные процедуры несостоятельности к ликвидируемому юридическому лицу не применяются, поскольку оно уже находится в стадии ликвидации. Однако в ходе конкурсного производства может быть заключено мировое соглашение.

Правовое регулирование упрощенной процедуры осуществляется гл. VII «Конкурсное производство» за исключениями, установленными § 1 гл. XI Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Упрощенная процедура ликвидируемого должника не применяется, если производство по делу о несостоятельности возбуждено по заявлению собственника имущества унитарного предприятия либо учредителей (участников) должника или его руководителя, а ликвидационная комиссия не создана (не назначен ликвидатор) согласно п. 3 ст. 225 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В арбитражной практике при применении ст. ст. 224, 225 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» упрощенную процедуру банкротства ликвидируемого должника не применяют к юридическим лицам, решение о ликвидации которых принято судом и обязанность по ликвидации которых судом возложена на их учредителей (участников) или на уполномоченные их учредительными документами органы, которые не образовали ликвидационную комиссию. В этом случае производство по делу о несостоятельности (банкротстве) возбуждается в общем порядке (п. 62 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29).

Согласно п. 2 ст. 225 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» кредиторы ликвидируемого должника вправе предъявить к нему требования в пределах месячного срока с даты опубликования сведений о признании юридического лица несостоятельным (банкротом).

По истечении указанного срока реестр требований кредиторов подлежит закрытию. Восстановление месячного срока для предъявления кредиторами требований Законом не предусмотрено. Правовым последствием пропуска срока для предъявления требований конкурсными кредиторами и уполномоченными органами является особый порядок их удовлетворения — за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр (п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2005 г. N 93) <1>.

———————————

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. N 93.

 

Если залогодержатель не предъявил своих требований к должнику в пределах месячного срока или обратился с заявлением о признании за ним статуса залогового кредитора после закрытия реестра, то он не приобретает прав залогодержателя, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» <1>.

———————————

<1> Пункт 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 58 «О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя».

 

Последствия отказа от ликвидации ликвидируемого должника

 

Отказ от подачи заявления о признании ликвидируемого юридического лица несостоятельным (банкротом) при наличии у него признаков несостоятельности влечет отказ регистрирующего органа во внесении записи о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 1 ст. 226).

В том случае, если в ходе обычной ликвидации юридического лица, несмотря на имеющуюся у него задолженность, о которой известно ликвидационной комиссии (ликвидатору), направляются документы в регистрирующий орган о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации юридического лица, указанная запись в реестре признается недействительной и аннулируется <1>. Ликвидация юридического лица может быть закончена только в ходе производства по делу о несостоятельности (банкротстве), в упрощенной процедуре согласно ст. ст. 224 — 226 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

———————————

<1> Постановления Президиума ВАС РФ от 15 января 2013 г. N 11925/12 по делу N А55-15285/2011; от 5 марта 2013 г. N 14449/12 по делу N А60-539/2011; от 13 октября 2011 г. N 7075/11 по делу N А46-6896/2010 // СПС «КонсультантПлюс».

 

На собственника имущества унитарного предприятия, учредителей (участников) должника, единоличный исполнительный орган и председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) возложена субсидиарная ответственность за неподачу заявления в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом).

 

2.14.2. Банкротство отсутствующего должника

 

Упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника применяется к юридическим лицам.

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» установлены два критерия отсутствующего должника, которые необходимы для введения упрощенной процедуры: 1) фактическое прекращение деятельности; 2) руководитель юридического лица отсутствует или установить его местонахождение не представляется возможным.

Для введения процедуры не является существенным наличие признаков несостоятельности (банкротства), установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», поскольку заявление в арбитражный суд может быть подано независимо от размера задолженности перед кредиторами.

 

Особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом

 

Заявление о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом) может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера задолженности должника (п. 1 ст. 227).

Уполномоченный орган вправе подать заявление в суд только при наличии средств, которые необходимы для финансирования упрощенной процедуры.

Подача заявления в суд уполномоченным органом влечет его обязанность представить доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном количестве имущества, за счет которого могут быть покрыты судебные расходы (п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 декабря 2009 г. N 91).

Если с заявлением в суд обращается орган исполнительной власти, уполномоченный представлять требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, то финансирование процедуры осуществляется в соответствии со сметой расходов уполномоченного органа за счет средств федерального бюджета.

Обращение с заявлением в суд уполномоченного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления означает финансирование упрощенной процедуры за счет средств соответствующего бюджета <1>.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 21 октября 2004 г. N 573 «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующего должника» // СЗ РФ. 2004. N 44. Ст. 4347.

 

К компетенции уполномоченных органов относится решение вопроса о целесообразности обращения с заявлением в арбитражный суд о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом) при наличии достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам (абз. 3 п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. N 67).

При обнаружении признаков отсутствующего должника в процедуре наблюдения к обязанности временного управляющего относится подача заявления в арбитражный суд, рассматривающий дело о несостоятельности (банкротстве) должника, о переходе к упрощенной процедуре (п. 3 ст. 227).

Финансирование упрощенной процедуры может производиться конкурсным кредитором (иным участвующим в деле лицом, согласным финансировать расходы по делу, кроме уполномоченного органа) по его ходатайству или с его согласия, если признаки отсутствующего должника обнаружены в ходе рассмотрения дела о банкротстве (п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 декабря 2009 г. N 91).

 

Особенности рассмотрения дела о банкротстве отсутствующего должника

 

Арбитражный суд рассматривает заявление о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом) в течение месяца с даты принятия заявления конкурсного кредитора, уполномоченного органа или с даты получения заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре и вводит процедуру конкурсного производства, утверждает конкурсного управляющего.

К отсутствующему должнику применяются процедура конкурсного производства и процедура мирового соглашения.

Конкурсный управляющий уведомляет всех известных ему кредиторов несостоятельного отсутствующего должника, которые вправе предъявить требования к должнику в пределах месячного срока, исчисляемого со дня получения ими уведомления конкурсного управляющего.

Требования кредиторов устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», и вносятся в реестр.

В упрощенной процедуре не производится дополнительное страхование ответственности конкурсного управляющего.

При обнаружении у должника имущества, достаточного для возмещения судебных расходов на производство по делу о несостоятельности (банкротстве), конкурсный управляющий обязан направить ходатайство в арбитражный суд о прекращении упрощенной процедуры и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве, о чем суд выносит определение (п. 3 ст. 228).

Конкурсный управляющий имеет право на компенсацию произведенных им расходов, выплату вознаграждения в соответствии с Перечнем и предельным размером подлежащих компенсации расходов конкурсного управляющего, осуществлявшего процедуру банкротства отсутствующего должника, проводимую по заявлению уполномоченного органа <1>.

———————————

<1> Приказ ФНС России N САЭ-3-19/80@, Минэкономразвития России N 53, Минфина России N 34н от 10 марта 2005 г. «О реализации положений Постановления Правительства РФ от 21 октября 2004 г. N 773 «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников» (вместе с Перечнем и предельным размером подлежащих компенсации расходов конкурсного управляющего, осуществлявшего процедуру банкротства отсутствующего должника, проводимую по заявлению уполномоченного органа, Перечнем и порядком представления документов, подтверждающих право конкурсного управляющего, осуществлявшего процедуру банкротства отсутствующего должника, проводимую по заявлению уполномоченного органа, на получение вознаграждения, Перечнем и порядком представления документов, подтверждающих право конкурсного управляющего на компенсацию расходов в связи с осуществлением процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению уполномоченного органа) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 17.

 

Распределение выручки

 

Денежные средства, полученные конкурсным управляющим в ходе упрощенной процедуры, распределяются в порядке, предусмотренном ст. ст. 134 — 138 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

 

Применение положений о банкротстве отсутствующего должника

 

Правила о банкротстве отсутствующего должника применяются в случаях, когда признается несостоятельным юридическое лицо, а его имущество заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о несостоятельности (банкротстве) или если в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (ст. 230).

При обращении с заявлением в арбитражный суд о признании несостоятельным (банкротом) должника, имущество которого не позволяет покрыть судебные расходы по делу, арбитражный суд возвращает заявление на основании п. 1 ст. 44 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» <1>.

———————————

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. N 94 «О порядке рассмотрения заявления должника о признании его банкротом при отсутствии у него имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве» // Вестник ВАС РФ. 2005. N 10.

 

По заявлению уполномоченного органа юридическое лицо может быть признано банкротом и при отсутствии у него задолженности перед кредиторами и по обязательным платежам, если имеются признаки, установленные ст. 230 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» <1>.

———————————

<1> Пункт 67 Постановления Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29.

 

Необходимо различать прекращение деятельности недействующего юридического лица и ликвидацию в порядке конкурсного производства отсутствующего юридического лица.

Критерии недействующего юридического лица установлены п. 1 ст. 642 ГК РФ и ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: 1) непредставление отчетности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах, в течение 12 месяцев, предшествующих моменту принятия решения регистрирующим органом об исключении юридического лица из реестра; 2) отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету в течение 12 месяцев, предшествующих моменту принятия решения регистрирующим органом об исключении юридического лица из реестра.

Если у должника открыто несколько банковских счетов, то операции не должны производиться ни по одному из них (п. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 января 2006 г. N 100 <1>).

———————————

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 января 2006 г. N 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Вестник ВАС РФ. 2006. N 4.

 

Процедура исключения из реестра юридического лица является не процедурой его ликвидации, а специальным основанием прекращения его деятельности (абз. 2 п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. N 67).

Она применяется и в тех случаях, когда у юридического лица имеется задолженность по обязательным платежам (абз. 3 п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. N 67).

 

Литература

 

Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011.

Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2003.

Костоваров А. Банкротство ликвидируемого должника // Корпоративный юрист. 2009. N 11.

 Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code