2.12.4. Банкротство стратегических организаций

К числу особых категорий должников Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» отнесены стратегические предприятия и организации. Согласно п. 1 ст. 190 Закона стратегическими организациями являются:

а) федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

б) открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

в) организации оборонно-промышленного комплекса — производственные; научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению государственного оборонного заказа.

Перечень стратегических предприятий и организаций утверждается Правительством РФ и подлежит обязательному опубликованию (п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4).

Перечень стратегических предприятий и организаций утвержден распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2009 г. N 1226-р <1>.

———————————

<1> Распоряжение Правительства РФ от 20 августа 2009 г. N 1226-р «Об утверждении Перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации» (в ред. от 3 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2009. N 35. Ст. 4288; 2014. N 50. Ст. 7217.

 

В целях реализации единой государственной политики в сфере приватизации федерального имущества и в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» Указом Президента от 4 августа 2004 г. N 1009 (в ред. от 5 декабря 2014 г.) утвержден Перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, для которых применяются правила § 5 гл. IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» <1>. Стратегические предприятия и акционерные общества, согласно подп. «б» п. 2 Указа, должны быть включены Правительством РФ в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный распоряжением Правительства РФ.

———————————

<1> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3313; 2014. N 49 (ч. IV). Ст. 6933.

 

Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. N 684 «О стратегических предприятиях и стратегических акционерных обществах, в отношении которых применяются специальные правила о банкротстве» установлено, что к указанным предприятиям и акционерным обществам при осуществлении мер по предупреждению банкротства, принятии решения о подаче заявления в арбитражный суд о признании их несостоятельными (банкротами) и проведении процедур несостоятельности (банкротства) применяются правила § 5 гл. IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Кроме того, Министерство промышленности и торговли РФ ведет сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, в котором отражаются сведения об этих организациях, их имущественном и финансовом положении и экономической эффективности деятельности <1>.

———————————

<1> Приказ Минпромторга России от 10 августа 2009 г. N 721 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации государственной функции по ведению сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 14.

 

Признаком несостоятельности (банкротства) стратегических организаций, как и иных юридических лиц, выступает неплатежеспособность. Однако Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» установлены иные критерии неплатежеспособности для указанных юридических лиц: во-первых, в отличие от общего, установленного п. 2 ст. 3 Закона признака неплатежеспособности в виде длительности три месяца для стратегических организаций неплатежеспособность может продолжаться в течение шести месяцев (п. 3 ст. 190); во-вторых, минимальный размер задолженности стратегической организации, который принимается во внимание при возбуждении производства по делу, составляет не менее 1 млн. руб. (п. 4 ст. 190).

Заявление о признании стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса несостоятельными (банкротами) подается уполномоченным органом в 5-дневный срок со дня принятия решения Правительственной комиссией согласно п. 3 Постановления Правительства от 22 мая 2006 г. N 301 <1>.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 22 мая 2006 г. N 301 «О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса» (в ред. от 25 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2006. N 22. Ст. 2333; http://www.pravo.gov.ru.

 

Меры по предупреждению банкротства стратегических организаций

 

Законом установлены правила предупреждения несостоятельности (банкротства) стратегических организаций.

В этих целях осуществляются учет и анализ финансового состояния и платежеспособности предприятий и организаций, отнесенных в установленном порядке к числу стратегических. Такой учет и анализ проводятся Федеральной налоговой службой согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 792 <1>.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 792 «Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности» (в ред. от 3 февраля 2007 г.) // СЗ РФ. 2005. N 52 (ч. III). Ст. 5754; 2007. N 7. Ст. 895.

 

Учет и анализ проводятся в целях оценки платежеспособности, выявления фактов ухудшения платежеспособности и возникновения угрозы несостоятельности (банкротства), а также информирования федеральных органов исполнительной власти по Методике, утвержденной Министерством экономического развития РФ <1>.

———————————

<1> Приказ Минэкономразвития России от 21 апреля 2006 г. N 104 «Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций» (в ред. от 13 декабря 2011 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 27; Российская газета. 2011. 21 марта. N 61.

 

Федеральная налоговая служба ежегодно представляет результаты проведения учета и сводного анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций в федеральные органы исполнительной власти и в Правительственную комиссию по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса.

Кроме того, проводится и текущий анализ финансового состояния платежеспособности стратегических организаций.

По результатам оценки их финансового состояния, платежеспособности, а также на основании сведений о событиях и обстоятельствах хозяйственной деятельности они подразделяются на три группы:

1-я группа — платежеспособные организации, имеющие возможность в установленные сроки и в полном объеме рассчитываться по своим текущим обязательствам за счет своей текущей хозяйственной деятельности или за счет своего ликвидного имущества;

2-я группа — организации, не имеющие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения своей платежеспособности;

3-я группа — организации, имеющие признаки несостоятельности (банкротства), установленные п. п. 3, 4 ст. 190 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Для предупреждения несостоятельности (банкротства) стратегических организаций Правительство РФ может проводить реорганизацию стратегических предприятий и организаций.

С целью предупреждения несостоятельности (банкротства) стратегических предприятий и организаций Правительство РФ осуществляет погашение задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, которые выступают исполнителями по государственному оборонному заказу.

Федеральной налоговой службой осуществляется также реструктуризация задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса — исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам и сборам, пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и списание этих пеней и штрафов в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2009 г. N 995 на срок не более 12 лет <1>.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2009 г. N 995 «О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса — исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и списании этих пеней и штрафов» (в ред. от 31 мая 2012 г.) // СЗ РФ. 2009. N 50. Ст. 6103; 2012. N 23. Ст. 3033; см. также: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1181 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (в ред. от 9 марта 2013 г.) // СЗ РФ. 2010. N 2. Ст. 228; 2013. N 11. Ст. 1124.

 

Правительством РФ образована Правительственная комиссия по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса <1>.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 22 мая 2006 г. N 301.

 

Правительство РФ содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, при этом Правительство РФ вправе предоставлять государственные гарантии.

Для стратегических предприятий и организаций применяются меры досудебной санации посредством оказания финансовой помощи.

 

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве стратегических организаций

 

К арбитражному управляющему, утверждаемому в деле о несостоятельности (банкротстве) стратегического предприятия и организации, могут предъявляться дополнительные требования:

1) наличие стажа работы на предприятиях или в организациях оборонно-промышленного комплекса или на иных стратегических предприятиях или в организациях не менее пяти лет, из них не менее одного года стажа руководящей работы;

2) участие не менее чем в двух делах о несостоятельности (банкротстве). Не учитывается дело о несостоятельности (банкротстве) отсутствующего должника. Учитывается добросовестное исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей, так как условием утверждения арбитражного управляющего выступает то обстоятельство, что арбитражный управляющий в течение трех последних лет не отстранялся от исполнения обязанностей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;

3) наличие высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника <1>.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» // СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3769.

 

Лица, участвующие в деле о банкротстве стратегических организаций

 

Наряду с лицами, участвующими в деле о банкротстве, указанными в ст. 34 Федерального закона»О несостоятельности (банкротстве)», лицом в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации признается также федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в соответствующей отрасли экономики (ст. 192).

 

Финансовое оздоровление стратегических организаций

 

Введение процедуры финансового оздоровления стратегического предприятия или организации отличается некоторыми особенностями.

Если в процедуре наблюдения первым собранием кредиторов не принято решения о введении последующей процедуры и не определена саморегулируемая организация арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих, отвечающих требованиям, определенным собранием кредиторов, то арбитражный суд вправе отложить рассмотрение дела о банкротстве в пределах сроков, установленных ст. 51 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», и обязать кредиторов принять к установленному сроку соответствующие решения.

При невозможности отложения дела о банкротстве суд по своему усмотрению вправе ввести процедуру финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, который обеспечивает реализацию единой государственной политики в соответствующей отрасли экономики, а также третьего лица (третьих лиц) при условии предоставления ими обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. При этом может быть предоставлена государственная гарантия. Арбитражный суд утверждает график погашения задолженности, в котором должно быть предусмотрено начало погашения не позднее чем через месяц после введения процедуры и ежемесячное погашение требований кредиторов равными долями в течение календарного года, исчисляемого с начала погашения требований.

При принятии собранием кредиторов решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или конкурсного производства арбитражный суд по своему усмотрению вправе ввести процедуру финансового оздоровления при наличии ходатайства указанных ранее лиц.

Возможен переход к процедуре финансового оздоровления во внешнем управлении, если об этом ходатайствует федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за единую государственную политику.

 

Внешнее управление стратегическими организациями

 

В процедуре внешнего управления стратегических предприятий и организаций принимает участие федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за единую государственную политику в соответствующей отрасли экономики.

Федеральному органу направляется план внешнего управления не менее чем за 15 дней до даты его рассмотрения собранием кредиторов с целью получения от него заключения.

Федеральный орган исполнительной власти до даты утверждения плана внешнего управления вправе направить в арбитражный суд ходатайство о переходе к процедуре финансового оздоровления при условии, что к должнику ранее эта процедура не применялась.

Арбитражный суд может ввести процедуру финансового оздоровления, если исполнение обязательств должника будет обеспечено способами, указанными в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», в том числе посредством предоставления государственной гарантии, в размере существующих обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов, а также при наличии графика погашения задолженности, в котором его начало предусмотрено не позднее чем через месяц с даты введения судом процедуры финансового оздоровления и оно должно продолжаться ежемесячно равными долями в течение года.

В процедуре внешнего управления санация неплатежеспособного стратегического предприятия или организации имеет некоторые особенности.

Внешний управляющий не вправе отказываться от исполнения договоров, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации (п. 5 ст. 195).

При включении в план внешнего управления такого способа санации, как продажа стратегического предприятия или организации, должны быть учтены особенности продажи, установленные ст. 195 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Открытые торги, а при наличии в составе предприятия ограниченного в обороте имущества — закрытые торги, по продаже предприятия должника в этом случае проводятся в форме конкурса.

Участниками закрытых торгов могут быть лица, имеющие право в соответствии с федеральными законами обладать указанным имуществом на праве собственности или ином ограниченном вещном праве.

Обязательными условиями конкурса выступают обязательства покупателя сохранить целевое назначение имущественного комплекса и имущества мобилизационного назначения должника, а также исполнять договоры должника по государственному оборонному заказу, обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

При проведении конкурса по продаже предприятия должника, предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерация имеет преимущественное право покупки (п. 8 ст. 195).

Российская Федерация вправе приобрести такой имущественный комплекс при продаже должника — организации, не являющейся государственным унитарным предприятием, в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов с покупателем имущества должника. С победителем торгов договор купли-продажи заключается по истечении указанного срока и в случае, если Российская Федерация не воспользовалась своим правом.

К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.

При продаже на торгах должника — стратегического унитарного предприятия, предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерация в течение месяца со дня подписания протокола об итогах торгов вправе предоставить должнику денежные средства в размере, равном цене данного предприятия, определенной на торгах. Указанные средства должник обязан направить на удовлетворение требований кредиторов. Если Российская Федерация не воспользуется указанным правом, то с победителем торгов заключается договор купли-продажи.

Помимо договора купли-продажи с победителем торгов заключается соглашение об исполнении условий конкурса. Стороной соглашения об исполнении условий конкурса выступает федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в той отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегическое предприятие или организация.

В случае неисполнения или существенного нарушения покупателем условий соглашения по иску федерального органа исполнительной власти соглашение и договор купли-продажи подлежат расторжению в судебном порядке. После расторжения договора купли-продажи и соглашения предприятие подлежит передаче в федеральную собственность.

 

Конкурсное производство стратегических организаций

 

Продажа должника — стратегического предприятия или организации производится по тем же правилам, что и в процедуре внешнего управления.

Продажа имущества и имущественных прав, не входящих в имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, может осуществляться по правилам ст. 111 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Имущество, изъятое из оборота, передается конкурсным управляющим после предварительного уведомления собственнику, который вправе закрепить это имущество за другими субъектами, в срок не позднее шести месяцев с даты получения им уведомления конкурсного управляющего.

 

Литература

 

Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007.

Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный). М.: Деловой двор, 2012.

Марков П. Досудебные процедуры, применяемые при банкротстве стратегических предприятий // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. N 11.

 

2.12.5. Банкротство субъектов естественных монополий. Общие положения. Лица, участвующие в деле о банкротстве субъектов естественных монополий. Рассмотрение дела о банкротстве субъектов естественных монополий. Внешнее управление. Продажа имущества должника — субъекта естественной монополии

 

В п. 1 ст. 197 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» содержится легальное определение организаций — субъектов естественных монополий, под которыми понимаются организации, осуществляющие производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Понятие «естественная монополия» содержится в абз. 2 ст. 3 Федерального закона «О естественных монополиях» <1>.

———————————

<1> Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. от 30 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426; 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7616.

 

Федеральная служба по тарифам формирует и ведет Реестр субъектов естественных монополий <1>.

———————————

<1> См.: Федеральный закон «О естественных монополиях»; Федеральный закон «О защите конкуренции»; Положение о Федеральной службе по тарифам, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 (в ред. от 27 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3049; http://www.pravo.gov.ru; Административный регламент исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утв. Приказом ФСТ России от 30 августа 2010 г. N 417-э // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 51.

 

Производство по делу над имуществом юридического лица, которое производит товары (работы), оказывает услуги в условиях естественной монополии, может быть возбуждено при условии, что задолженность по денежным обязательствам и обязательным платежам составляет не менее 1 млн. руб., причем требования к такому субъекту должны быть подтверждены исполнительным документом и не должны быть удовлетворены в исполнительном производстве посредством обращения взыскания на движимое и недвижимое имущество, а также на имущественные права, непосредственно не участвующие в производстве.

Лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный проводить государственную политику в соответствующей сфере.

Особенностью несостоятельности субъекта естественной монополии признается невозможность отказа внешнего управляющего от договоров перед потребителями (п. 1 ст. 200).

Во внешнем управлении запрещено отчуждение единого технологического комплекса должника (п. 2 ст. 200).

При отчуждении имущества в целях санации субъекта естественной монополии публичные образования наделены правом приостановить продажу на срок до трех месяцев с целью сохранения имущества и выработки предложений по восстановлению платежеспособности (п. 5 ст. 201 Закона).

Имущество субъекта естественной монополии подлежит отчуждению на торгах единым лотом. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает обязательные условия купли-продажи имущества: 1) согласие покупателя быть правопреемником по исполнению обязательств по поставке объекта естественной монополии; 2) обеспечение доступности товара (работы, услуги) для потребителей; 3) наличие лицензии для лицензируемой деятельности.

При продаже на торгах в форме конкурса имущества субъекта естественной монополии, которое непосредственно используется для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), федеральный орган исполнительной власти заключает с покупателем соглашение об исполнении условий конкурса.

Правом преимущественной покупки такого имущества обладают публичные образования.

 

Литература

 

Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011.

Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2003.

Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007.

 

2.12.6. Особенности несостоятельности (банкротства) застройщика <*>

 

———————————

<*> Данная тема, отсутствующая в Единой программе, разобрана автором дополнительно.

 

Федеральным законом от 12 июля 2011 г. N 210-ФЗ <1> гл. IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дополнена § 7 «Банкротство застройщика».

———————————

<1> Федеральный закон от 12 июля 2011 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статьи 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства участников строительства» // СЗ РФ. 2011. N 29. Ст. 4301.

 

Правовое регулирование несостоятельности застройщика отличается некоторыми особенностями по сравнению с иными должниками.

Лица, участвующие в деле о банкротстве застройщика.

Среди лиц, участвующих в деле о банкротстве застройщика, в ст. 201.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указаны участники долевого строительства с требованиями о передаче жилого помещения. Кроме того, в деле о банкротстве участвует также уполномоченный орган государства, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства.

Итак, кредиторы с имущественными требованиями, в отличие от иных должников, признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве застройщика (п. 1 ст. 201.2 Закона). Такими кредиторами могут быть любые субъекты гражданского оборота: физические лица, юридические лица, публичные образования.

При этом законодатель предусматривает возможность участия в деле о банкротстве кредиторов с требованиями о передаче им жилого помещения, которые могут быть предъявлены исключительно в рамках дела о банкротстве застройщика (п. 1 ст. 201.4), а не в общем процессуальном порядке <1>.

———————————

<1> Пункт 2 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 декабря 2013 г. // Бюллетень ВС РФ. 2014. N 3.

 

В связи с этим действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» исключает возможность признания права собственности на долю в праве собственности на объект незавершенного строительства или на жилые помещения в многоквартирном доме, строительство которого не завершено, как это иногда практиковалось ранее в судах общей юрисдикции для защиты прав дольщиков <1>. Верховным Судом РФ высказана правовая позиция о возможности признания права собственности на объект незавершенного строительства, если истцы обратились с иском до введения процедуры несостоятельности застройщика, независимо от того, что после обращения в суд с иском и до разрешения спора судом введена процедура несостоятельности застройщика <2>. Арбитражные суды при этом отказывают в производстве по делу о несостоятельности (банкротстве) в признании права собственности на жилое помещение в объекте незавершенного строительства, а между тем суды общей юрисдикции признают право собственности в этом же объекте, что приводит к нарушению принципа равенства инвесторов <3>. Иногда застройщики до возбуждения дела о их несостоятельности (банкротстве) заключают договоры о передаче прав застройщика иному субъекту, в этом случае, если такой договор не может быть оспорен, признание права собственности на жилые помещения дольщиками допускается <4>.

———————————

<1> См. об этом подробнее: Бевзенко Р.С. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество: проблемы и пути решения // Вестник гражданского права. 2011. N 5. С. 4 — 3; N 6. С. 5 — 29; Маштакова Н.А. Признание права на долю в праве собственности на объект незавершенного строительства как способ защиты прав участника долевого строительства // Нотариус. 2011. N 2. С. 11 — 13; Кратенко М. Защита от чужого банкротства // ЭЖ-Юрист. 2009. N 16.

<2> Определение ВС РФ от 14 мая 2013 г. N 4-КГ13-4 // Бюллетень ВС РФ. 2013. N 11.

<3> См., например: Определение ВС РФ от 12 января 2015 г. по делу N 305-ЭС14-1186, А40-80775/2013 // СПС «КонсультантПлюс».

<4> См., например: Постановление Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. N 14520/12 по делу N А41-26287/2009 // Вестник ВАС РФ. 2013. N 11.

 

В каком порядке кредиторы вправе предъявить требования о передаче им нежилого помещения? Закон не предоставляет каких-либо прав участия в процедуре несостоятельности дольщикам, которые инвестировали средства для строительства нежилых помещений <1>. Исходя из смысла закона, можно сделать вывод об общем процессуальном порядке, т.е. вне процедур несостоятельности, поскольку АПК РФ, в отличие от ГПК РФ, не содержит нормы об аналогии закона или права в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникающие в ходе судопроизводства в арбитражном суде. Требования кредиторов о передаче им нежилого помещения подлежат удовлетворению, если они относятся к рангу текущих требований <2>.

———————————

<1> См. об этом: Определение КС РФ от 17 июля 2012 г. N 1388-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Левчени Эдуарда Семеновича на нарушение его конституционных прав статьей 201.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // СПС «КонсультантПлюс».

<2> Постановление Президиума ВАС РФ от 11 марта 2014 г. N 16768/13 по делу N А46-8936/2010 // СПС «КонсультантПлюс».

 

Итак, участники строительства (дольщики) вправе предъявить свои требования к застройщику как в денежной, так и в имущественной форме в зависимости от их интереса.

Как кредиторы с денежными или имущественными требованиями в процедурах несостоятельности (банкротства) вправе участвовать участники долевого строительства, заключившие с застройщиком:

— договоры участия в долевом строительстве <1>;

———————————

<1> В арбитражной практике включают требования в реестр независимо от государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, если между сторонами этого договора не существует спора о заключении договора. См., например: дело N А71-13368/2008-Т71/91-Г21 Арбитражного суда Удмуртской Республики; Определение ВАС РФ от 24 января 2013 г. N ВАС-15510/12 по тому же делу // СПС «КонсультантПлюс».

 

— договоры купли-продажи жилого помещения в объекте строительства;

— предварительные договоры участия в долевом строительстве или купли-продажи в объекте строительства;

— договоры займа, обязательства по которому в части возврата суммы займа подлежат прекращению с момента передачи жилого помещения в многоквартирном доме после завершения его строительства в собственность кредитора;

— договоры о внесении вклада в складочный капитал коммандитного товарищества с последующей передачей жилого помещения в многоквартирном доме в собственность;

— договоры простого товарищества, заключенные с целью строительства многоквартирного дома с последующей передачей жилого помещения в нем в собственность товарищей;

— договоры о выдаче векселя для последующей оплаты им жилого помещения в многоквартирном доме;

— договоры о внесении средств в ЖСК в целях участия в строительстве многоквартирного дома;

— иные сделки, связанные с передачей денежных средств или иного имущества в целях строительства многоквартирного дома с последующей передачей в собственность участника жилого помещения в нем.

Интерес кредиторов с имущественными требованиями состоит в надлежащем исполнении обязательства в натуре.

Кредиторы, участвовавшие в строительстве многоквартирного дома, предъявившие требования в денежной форме, приобретают статус конкурсных кредиторов с момента проверки обоснованности требования и его установления в специальной процедуре, регулируемой ст. ст. 71, 100 Закона. Кредиторы с имущественными требованиями имеют особый статус, отличный от статуса конкурсного кредитора, однако и их требования также подлежат установлению согласно ст. ст. 71, 100 Закона.

Участники строительства, предъявившие требования в денежной форме, предварительно должны их преобразовать из имущественных в денежные способами, установленными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

В абз. 1 подп. 4 п. 1 ст. 201.1 Закона среди таких способов указывается расторжение договора, по которому участник строительства передавал застройщику денежные средства или иное имущество. После расторжения договора он имеет право требования возврата переданных застройщику денежных средств или денежной компенсации переданного застройщику имущества, а также возмещения причиненных ему убытков в размере реального ущерба.

При введении конкурсного производства преобразование возможно согласно п. 1 ст. 201.5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» посредством одностороннего отказа от договора, предусматривающего передачу жилого помещения, в рамках дела о несостоятельности в процессе установления денежного требования участника строительства <1>. Договор участия в долевом строительстве, подлежащий государственной регистрации, признается расторгнутым со дня направления другой стороне уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ). Запись о расторжении договора в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество производится по заявлению одной из сторон договора (п. 4 ст. 25.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ).

———————————

<1> Основания одностороннего отказа и расторжения договора участия в долевом строительстве по требованию участника строительства регулируются ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2014 г.) (СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 40; 2014. N 30 (ч. I). Ст. 4225), для иных договоров применяются нормы ГК РФ. В данном случае установлено специальное основание отказа от договора.

 

Денежным требованием признается также требование о возврате денежной суммы, уплаченной по договору, признанному недействительным или незаключенным, и (или) денежных средств в размере стоимости имущества, переданного застройщику (абз. 3, 4 подп. 4 п. 1 ст. 201.1).

Как конкурсные кредиторы участники строительства имеют право подавать заявление о признании застройщика несостоятельным (банкротом), участвовать в собраниях (комитетах) кредиторов, в том числе и в собрании участников строительства, заключать мировое соглашение с должником.

Сообщество кредиторов при признании застройщика несостоятельным (банкротом) представлено не только собранием кредиторов, участниками которого выступают конкурсные кредиторы и участники строительства с имущественными требованиями (п. 9 ст. 201.1, п. п. 5, 6 ст. 201.6), уполномоченные органы, но и особым собранием — собранием участников строительства, компетенция которого определена Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (п. 11 ст. 201.10, п. 1 ст. 201.11, ст. 201.12).

Собрание кредиторов принимает решение о заключении мирового соглашения, если за него проголосовали все залогодержатели, а также не менее 3/4 участников строительства (п. 9 ст. 201.1).

Меры по обеспечению требований кредиторов.

Особо регулируются в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» меры по обеспечению требований кредиторов, применяемые по правилам АПК РФ и ст. 201.3 Закона.

В целях обеспечения возможности передачи объекта незавершенного строительства кооперативу, созданному дольщиками, законодатель предусматривает возможность введения арбитражным судом, рассматривающим дело о несостоятельности застройщика, запрета на изменение арендатора в договоре аренды земельного участка, заключенном застройщиком для строительства многоквартирного дома. Запрет также касается государственной регистрации изменений, вносимых в такой договор аренды и иных распоряжений арендодателем указанного земельного участка. Такой запрет действует до завершения конкурсного производства.

Правовые последствия введения процедуры несостоятельности.

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» установлены особые процессуальные последствия в отношении порядка разрешения споров по поводу недвижимого имущества между застройщиком и иными лицами (ст. 201.8).

Законодатель вводит квазиисковую процедуру разрешения споров, возникающих между застройщиком и иными лицами, в рамках производства по делу о несостоятельности (банкротстве). Разрешение спора завершается вынесением судебного акта — определения об удовлетворении требования или об отказе в удовлетворении требования, которое может быть обжаловано.

На основании определения арбитражного суда может быть выдан исполнительный лист.

Установление требований кредиторов: порядок и сроки.

Требования кредиторов могут быть предъявлены в любой процедуре несостоятельности (банкротства) с соблюдением сроков, установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

В процедуре наблюдения срок для предъявления требований кредиторами — 30 дней с даты опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения. В процедуре финансового оздоровления и внешнего управления требования могут быть предъявлены в любой момент, в конкурсном производстве — в течение двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника несостоятельным (банкротом) и введения процедуры конкурсного производства (абз. 3 п. 1 ст. 142 Закона).

В § 7 «Банкротство застройщика» содержатся нормы и о иных сроках предъявления требований кредиторами с учетом производимых ими преобразований.

Временный управляющий и конкурсный управляющий обязаны письменно уведомить всех известных им участников строительства о введении процедуры несостоятельности и праве кредиторов предъявить требования к должнику.

Срок для предъявления требований кредиторов о передаче им жилого помещения в арбитражной практике исчисляется по правилам § 7 гл. IX Закона.

С мая 2013 г. указанный срок закрытия реестра для физических лиц — участников долевого строительства стал исчисляться судом со дня опубликования в печатном издании сведений о применении при банкротстве должника правил § 7 гл. IX Закона, а после опубликования Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 апреля 2013 г. N 14452/12 по делу N А82-730/2010-30-Б/11-33т <1> (размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ 31 июля 2013 г.) — со дня уведомления конкурсным управляющим участников строительства о возможности предъявления ими требований о передаче жилых помещений.

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

 

Пропуск установленного в конкурсном производстве срока означает для конкурсного кредитора изменение его статуса (п. 4 ст. 142 Закона). Восстановление двухмесячного срока законодательством о несостоятельности не предусмотрено (п. 3 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2005 г. N 93 <1>).

———————————

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. N 93 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве» // Вестник ВАС РФ. 2005. N 10.

 

Денежные и имущественные требования кредиторов рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.

Денежное требование предъявляется кредитором как требование конкурсного кредитора, если обязательство возникло до подачи заявления в суд о признании застройщика несостоятельным.

Установленные судом денежные требования включаются арбитражным управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении требований в реестр требований кредиторов. Требования граждан — участников строительства, которые имеют статус конкурсных кредиторов, вносятся в реестр требований кредиторов в третью очередь. Требования юридических лиц и публичных образований — участников строительства предъявляются в четвертую очередь.

Признанные арбитражным судом обоснованными требования кредиторов о передаче жилого помещения вносятся арбитражным управляющим в специальный реестр требований о передаче жилых помещений, если участник долевого строительства полностью или частично исполнил свои обязательства по договору (ст. 201.7). Правила ведения реестра требований о передаче жилых помещений регулируются Федеральным стандартом деятельности арбитражных управляющих <1>.

———————————

<1> Приказ Минэкономразвития России от 20 февраля 2012 г. N 72 «Об утверждении Федерального стандарта деятельности арбитражных управляющих «Правила ведения реестра требований о передаче жилых помещений» // Российская газета. 2012. 14 марта. N 55.

 

Кредитор с требованием о передаче жилого помещения вправе его преобразовать в денежное требование как при невозможности исполнения обязательства в натуре, так и при наличии у должника такой возможности.

Способом преобразования имущественного требования в денежное может служить отказ участника строительства от исполнения договора. Именно такой способ трансформации имущественного требования в денежное содержится в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)».

Однако просрочка внесения платежа дольщиком при его единовременном внесении или систематическое нарушение участником строительства сроков внесения платежей (п. п. 4, 5 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ) также может служить основанием одностороннего отказа застройщика от договора участия в долевом строительстве. Подобный отказ допускается после предупреждения дольщика о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязательств по договору, а его последствием выступает возврат застройщиком внесенных дольщиком денежных средств в пределах 10-дневного срока со дня прекращения договора (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ).

Ввиду несостоятельности застройщика условие о возврате денежных средств не может быть исполнено. Поэтому и односторонний отказ от договора в процедурах несостоятельности не представляется возможным. Законодатель допускает приобретение кредитором своего статуса, если он не полностью уплатил цену по договору. Неисполнение кредитором своей обязанности может быть обусловлено неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства со стороны застройщика.

Вправе ли выступать в качестве кредиторов участники строительства, которые не исполнили своей обязанности по договору об уплате его цены? На наш взгляд, следует анализировать условия договора и его действительность. Если договор не был расторгнут, дольщик может исполнить свою обязанность и участвовать в процедуре несостоятельности. В судебной практике не признают такого права в том случае, если был заключен предварительный договор, по условиям которого внесение платы не было предусмотрено <1>.

———————————

<1> См., например: Постановление ФАС Московского округа от 3 декабря 2012 г. по делу N А40-27589/08-74-86 // СПС «КонсультантПлюс».

 

Очевидно, что при возникновении спора между участником строительства и застройщиком допускается расторжение договора в одностороннем порядке в ходе судебной процедуры.

Если используется иной тип договора, то прекращение договорных отношений по инициативе застройщика также возможно на основании расторжения договора в одностороннем порядке посредством предъявления иска или отказа от исполнения договора в соответствии со ст. 450 ГК РФ, что также влечет преобразование требования.

Если кредиторы с требованиями о передаче жилого помещения преобразуют их в денежные требования в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», то в таком случае их требования удовлетворяются в денежной форме.

По закону преобразование в денежные требования возможно непосредственно в процедуре конкурсного производства путем отказа от исполнения обязательства, что влечет его прекращение, если в течение двух месяцев после истечения срока для созыва собрания участников строительства не принято решение об обращении с ходатайством к арбитражному суду о передаче объекта незавершенного строительства и земельного участка или жилых помещений в многоквартирном доме, строительство которого завершено.

Отказ может быть заявлен в процедуре установления требования кредитора в ходе конкурсного производства (п. 1 ст. 20.5 Закона), поскольку денежное требование должно быть предъявлено в пределах месячного срока, исчисляемого с момента получения уведомления конкурсного управляющего, и установлено арбитражным судом.

В конкурсном производстве запрещены расчеты с кредиторами третьей и четвертой очереди до окончания процедуры установления требований всех участников строительства (п. 4 ст. 201.13).

При этом размер денежного требования ограничен денежной суммой, переданной застройщику, и размером реального ущерба, причиненного кредитору. Законодатель устанавливает предел ответственности застройщика размером реального ущерба, исчисляемого в определенном законом порядке (п. 2 ст. 201.5).

Размер реального ущерба определяется в виде разницы между стоимостью жилого помещения на момент расторжения договора и суммой денежных средств, переданных застройщику до расторжения договора (п. 2 ст. 201.5).

Кредиторы с требованиями о передаче жилого помещения, которые проголосовали на собрании участников строительства против передачи объекта незавершенного строительства и отказались участвовать в такой передаче, также вправе преобразовать их в денежные требования при вынесении арбитражным судом определения о передаче объекта незавершенного строительства (п. 13 ст. 201.10).

Если происходит передача объекта незавершенного строительства кооперативу, а требования участника строительства при этом не погашаются полностью, то и в этом случае они преобразуются в денежные требования в части, не погашенной такой передачей.

Механизм преобразования Законом не установлен, очевидно, используется качество денег как всеобщего эквивалента. Непогашенная часть требования исключается из реестра требований о передаче жилых помещений и включается в реестр требований кредиторов (п. 4 ст. 201.10).

Удовлетворение требований кредиторов — участников строительства.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает два способа удовлетворения требований кредиторов — участников строительства.

Во-первых, расчеты производятся в денежной форме, если требование внесено в реестр как требование конкурсного кредитора.

Удовлетворение требований кредиторов в денежной форме производится в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства в очередности, установленной ст. ст. 201.9, 201.14 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Законом установлены четыре очереди для кредиторов, чьи требования внесены в реестр требований кредиторов, в отличие от иных должников, для которых установлены три очереди. Особенностью несостоятельности (банкротства) застройщика является установление привилегированного положения граждан — участников строительства многоквартирного дома среди иных конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Требования граждан — участников строительства удовлетворяются в третью очередь, если они не имеют статуса залогодержателя. Требования юридических лиц и публичных образований, участвующих в строительстве многоквартирных домов, подлежат удовлетворению в четвертую очередь, если Законом не предусмотрено иное.

После удовлетворения требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов подлежат удовлетворению реституционные требования кредиторов по недействительной сделке, совершенной должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов (п. 2 ст. 61.2), и по сделке с предпочтительностью, если она отвечает признакам, указанным в п. 3 ст. 61.3 Закона.

Во-вторых, участники строительства, предъявившие должнику требования об исполнении обязательства, получают удовлетворение в натуре.

Удовлетворение требований имущественного характера возможно двумя способами: а) посредством передачи участнику строительства жилого помещения в многоквартирном доме, строительство которого завершено, если имеется разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома и между дольщиком и застройщиком до обращения в арбитражный суд с заявлением о признании застройщика несостоятельным подписан передаточный акт (иной документ) <1>, а также б) посредством передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок созданному участниками строительства кооперативу.

———————————

<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 13 мая 2014 г. N 15943/11 по делу N А40-27589/08-74-86 // Вестник экономического правосудия РФ. 2014. N 9.

 

Права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок передаются кооперативу в качестве отступного взамен исполнения по договору, заключенному участником строительства с должником. Законодатель в данном случае использует прием, позволяющий должнику достичь соглашения о прекращении обязательства не с каждым из кредиторов, а со всеми ними одновременно, хотя здесь отсутствует обязательство с множественностью лиц.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает порядок, в соответствии с которым кредиторы принимают решение на собрании участников строительства об обращении с ходатайством к арбитражному суду, рассматривающему дело о несостоятельности (банкротстве) застройщика, о передаче объекта незавершенного строительства и земельного участка, а арбитражный суд выносит определение об удовлетворении такого ходатайства или об отказе в этом (п. 11 ст. 201.10).

Одновременно законодатель предусматривает возможность преобразования имущественного требования в денежное требование для тех кредиторов, которые, участвуя в собрании участников строительства, отказались от участия в передаче потребительскому кооперативу объекта незавершенного строительства и земельного участка (абз. 1 п. 13 ст. 201.10).

Поскольку передача объекта незавершенного строительства и земельного участка (на праве собственности или праве аренды) рассматривается в качестве отступного, постольку обязательственное правоотношение между кредитором и должником подлежит прекращению согласно ст. 409 ГК РФ.

Вынесение определения арбитражного суда о передаче объекта незавершенного строительства и земельного участка означает погашение требований участников строительства, вытекающих из соответствующего договора (абз. 3 п. 14 ст. 201.10). Одновременно прекращается в таком случае и существующее залоговое обязательство, так как оно является акцессорным.

В ст. ст. 201.10 и 201.11 законодатель использует понятие «погашение требований участников строительства», поскольку передача жилого помещения и объекта незавершенного строительства используются при определенных условиях, установленных Законом.

Обособленно удовлетворяются требования залогодержателей. Среди залогодержателей следует выделить участников строительства, с которыми Закон предусматривает два способа расчетов. Требования залогодержателей, не участвовавших в строительстве, удовлетворяются в денежной форме.

Необходимо разграничивать случаи, когда предмет залога отчуждается и расчеты производятся за счет стоимости предмета залога, и передачу предмета залога участникам строительства при его завершении, а также прав на объект незавершенного строительства созданному участниками строительства кооперативу, когда расчеты производятся не за счет стоимости, вырученной от продажи предмета залога, а за счет иного имущества должника или денежных средств, внесенных на погашение требований залогодержателей участниками строительства или третьим лицом (третьими лицами). Кроме того, необходимо учитывать, является ли залогодержатель участником строительства. Указанными обстоятельствами предопределена особенность удовлетворения требований.

Если права на предмет залога переходят на основании определения арбитражного суда к кооперативу, то расчеты с залогодержателями, которые не участвовали в строительстве, осуществляются за счет иного имущества должника, а при его недостаточности — за счет денежных средств, внесенных участниками строительства или третьим лицом (третьими лицами) на депозитный счет арбитражного суда. В этом случае расчеты производятся в размере 60% заявленного залогодержателем требования, так как законодатель указывает, что денежные средства должны быть внесены в размере, достаточном для погашения требований залогодержателей (п. 6 ст. 201.10, подп. 5 п. 3 ст. 201.11).

Арбитражный суд, вынося определение об удовлетворении ходатайства о передаче объекта незавершенного строительства или жилых помещений, проверяет соблюдение условий такой передачи, включающих и достаточность денежных средств, предназначенных для удовлетворения требований залогодержателей.

Оценивая исполнение обязательства перед залогодержателем, не участвующим в строительстве многоквартирного дома, внесением денежных средств в депозит суда, можно сделать вывод о том, что исполнение обязательств должника производится третьим лицом или третьими лицами по правилам п. 2 ст. 313 ГК РФ, а именно участниками строительства (кредиторами должника) или иным третьим лицом (третьими лицами).

При этом к участникам строительства, исполнившим обязательства должника, чьи требования обеспечены залогом, переходят согласно п. 2 ст. 313 ГК РФ права кредитора. Исполнив обязательства должника, например, перед банком, предоставившим кредит застройщику, дольщики вправе предъявить в этом размере требование к должнику, поскольку в кредитном договоре произошла перемена кредитора, а не прекращение обязательства исполнением.

В случае невозможности передачи объекта незавершенного строительства потребительскому кооперативу предмет залога подлежит продаже.

Вырученные от продажи денежные средства распределяются следующим образом.

60% направляется на погашение требований залогодержателей, не являющихся участниками строительства, а также залогодержателей — участников строительства, заключивших с застройщиком договор участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ. Залоговые отношения по договору участия в долевом строительстве возникают по основаниям, предусмотренным указанным Законом, залогодержателям (гражданам, юридическим лицам, публичным образованиям) предоставляется привилегия по сравнению с иными участниками строительства, требования которых также обеспечены залогом.

25% или 85% (если отсутствует первая группа залогодержателей) денежных средств направляется для удовлетворения требований граждан — участников строительства (за исключением процентов и иных санкций) независимо от того, обеспечены их требования залогом или не обеспечены. Законодатель включает в эту группу залогодержателей по договорам, правовая природа которых иная, нежели договор участия в долевом строительстве. Причем в одной группе удовлетворяются требования кредиторов, которые обеспечены залогом, и необеспеченные требования. В данном случае обеспечительная функция залога не действует в полной мере — обособленного удовлетворения требований залогодержателей в полном объеме не происходит. Привилегия здесь установлена для граждан — участников строительства, требования которых не обеспечены залогом.

Законодатель вводит особые правила удовлетворения требований конкурсных кредиторов — участников строительства, которые не обеспечены залогом, и за счет стоимости предмета залога, и за счет остальной конкурсной массы при отчуждении предмета залога.

10% отводятся на погашение требований кредиторов первой и второй очереди в случае, если иного имущества застройщика недостаточно. Из оставшихся денежных средств удовлетворяются судебные расходы, выплачивается вознаграждение арбитражным управляющим и оплачиваются услуги лиц, привлеченных арбитражными управляющими в целях обеспечения исполнения возложенных на них обязанностей.

Оставшиеся денежные средства (5%) используются для удовлетворения требований внеочередных текущих кредиторов: судебные расходы, выплата вознаграждения арбитражному управляющему и оплата услуг лиц, привлеченных им для исполнения возложенных на него обязанностей.

Не удовлетворенные за счет стоимости предмета залога требования залогодержателей, которые участвовали в строительстве многоквартирного дома, подлежат удовлетворению в составе кредиторов третьей очереди, если требования предъявлены гражданами, а для кредиторов, не являющихся участниками строительства, равно как и для юридических лиц, — в четвертую очередь, если оказалось недостаточно денежных средств, оставшихся после полного погашения требований кредиторов первой и второй очереди (из 10%), а также после текущих кредиторов (из 5%).

Однако и для кредиторов с денежными требованиями предоставляется возможность их погашения посредством передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок созданному участниками строительства потребительскому или иному кооперативу (п. 14 ст. 201.10).

В этом случае законодатель не предусматривает преобразования денежного требования в имущественное, хотя такое преобразование по существу происходит.

На наш взгляд, наиболее сложной в данном случае представляется проблема обеспечения прав участников — залогодержателей, преобразовавших свои требования в денежные и утративших в связи с прекращением договора участия в долевом строительстве право залога (подп. 1 п. 1 ст. 352 ГК РФ) в тех случаях, когда требования участников строительства удовлетворяются не в полном объеме.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code