2.12.3. Регулирование банкротства финансовых организаций

Параграф 4 гл. IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует несостоятельность (банкротство) такой категории должников, как финансовые организации. К финансовым организациям п. 2 ст. 180 отнесены:

— кредитные организации;

— страховые организации;

— профессиональные участники рынка ценных бумаг;

— негосударственные пенсионные фонды;

— управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов;

— клиринговые организации;

— организаторы торговли;

— кредитные потребительские кооперативы;

— микрофинансовые организации.

Деятельность кредитных организаций регулируется Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» <1>. Законом предусмотрено создание кредитных организаций как юридических лиц в организационно-правовой форме хозяйственных обществ (ст. 1).

———————————

<1> Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; Российская газета. 2014. 26 дек. N 296.

 

Кредитные организации, согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности», могут функционировать в качестве: а) банков и б) небанковских кредитных организаций.

В литературе наряду с кредитными организациями, которые находятся под надзором Центрального банка РФ, называют иные кредитные организации как элементы банковской инфраструктуры, признавая их «неформальными» кредитными организациями <1> или организациями, осуществляющими квазибанковскую деятельность, а именно: а) потребительские кооперативы <2>; б) ломбарды; в) микрофинансовые организации; г) факторинговые организации <3>. Л.Г Ефимова среди неформальных кредитных организаций выделяет организации двух видов: а) организации, занимающиеся предоставлением кредитов (займов); б) организации, осуществляющие главным образом безналичные расчеты <4>.

———————————

<1> См.: Ефимова Л.Г. Банковское право. М.: Статут, 2010. Т. 1: Банковская система Российской Федерации. С. 22 — 25, 291, 293 — 298.

<2> См.: Тарасенко О.А. К вопросу о квазибанковских кредитных организациях // Банковское право. 2013. N 5. С. 20, 23.

<3> См.: Ефимова Л.Г. Указ. соч. С. 23. См. подробнее обзор представленных в литературе позиций по вопросу организаций, включаемых в круг кредитных организаций: Тарасенко О.А. Указ. соч. С. 20 — 23.

<4> Ефимова Л.Г. Указ. соч. С. 291.

 

Однако в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» под кредитными организациями понимаются только те, которые формально включены в банковскую систему, поскольку кредитные кооперативы и микрофинансовые организации не включены в перечень кредитных организаций в широком смысле, а указаны в ст. 180 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в качестве самостоятельных финансовых организаций.

Поэтому следует признать, что нормы § 4.1 гл. IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» распространяют свое действие на банки и небанковские кредитные организации.

Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций регулируются нормами § 4 гл. IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Поскольку в нем содержится перечень финансовых организаций, несостоятельность которых регулируется специальной гл. IX, то следует признать, что к несостоятельности таких организаций, как ломбарды, факторинговые организации, применяются не особые нормы § 4 этой главы, а общие нормы Закона.

Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), а также особенности оснований, процедур признания несостоятельными кредитных организаций и их ликвидации в порядке конкурсного производства определяются § 4.1 гл. IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» установлены основания признания кредитной организации несостоятельной (банкротом), указаны процедуры, применяемые к несостоятельной кредитной организации.

Деятельность страховых организаций регулируется ГК РФ, Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» <1>, а обществ взаимного страхования — также Федеральным законом «О взаимном страховании» <2>.

———————————

<1> Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 4 ноября 2014 г.) // Ведомости СНД и ВС. 1993. N 2. Ст. 56; 2014. N 45. Ст. 6154.

<2> Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ «О взаимном страховании» (в ред. от 4 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6047; 2014. N 45. Ст. 6154.

 

К страховым организациям, осуществляющим деятельность по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, отнесены исключительно юридические лица.

Страховщики вправе осуществлять страховую деятельность как коммерческие юридические лица или как некоммерческие юридические лица в организационно-правовой форме потребительского кооператива, к которым согласно подп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ отнесены общества взаимного страхования. Сведения о субъектах страхового дела включаются в Единый государственный реестр субъектов страхового дела.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг определены ст. ст. 3 — 5, 7, 8 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» <1>: а) брокеры; б) дилеры, в том числе форекс-дилеры; в) управляющие, осуществляющие деятельность по управлению ценными бумагами; г) депозитарии; д) регистраторы. Профессиональные участники создаются как юридические лица.

———————————

<1> Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 21 июля 2014 г., с изм. от 29 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 2014. N 30 (ч. I). Ст. 4219; Российская газета. 2014. 31 дек. N 299.

 

Негосударственные пенсионные фонды создаются в организационно-правовой форме акционерного общества; особенности их создания, деятельности и прекращение их деятельности регулируются Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» <1>.

———————————

<1> Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071; 2014. N 30 (ч. I). Ст. 4219.

 

С 1 января 2014 г. вступили в силу положения Федерального закона «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» <1>, а для негосударственных пенсионных фондов предусмотрено участие в системе гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

———————————

<1> Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» (в ред. от 1 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2013. N 52 (ч. I). Ст. 6987; 2014. N 49 (ч. IV). Ст. 6919.

 

Управляющие компании создаются в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. В их фирменном наименовании могут использоваться слова «инвестиционный фонд», «акционерный инвестиционный фонд», «паевой инвестиционный фонд» в сочетании с термином «управляющая компания». Деятельность управляющих компаний с активами акционерного инвестиционного фонда (резервы инвестиционного фонда), паевыми инвестиционными фондами как имущественными комплексами, иными активами в случаях, предусмотренных федеральными законами, регулируется Федеральным законом «Об инвестиционных фондах», а для управляющих компаний, с которыми заключается договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов, применяются также нормы Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» (ст. ст. 36.13, 36.14).

Легальное определение клиринговой деятельности и клиринговой организации содержится в подп. 5, 6 ст. 2 Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности» <1>. Клиринговые организации осуществляют клиринговую деятельность в форме юридического лица.

———————————

<1> Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» (в ред. от 12 марта 2014 г.) // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 904; 2014. N 11. Ст. 1098.

 

Финансовыми организациями выступают также организаторы торговли, оказывающие услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или торговой системы согласно подп. 6 п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об организованных торгах» <1>.

———————————

<1> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ «Об организованных торгах» (в ред. от 21 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6726; 2013. N 51. Ст. 6699.

 

По мнению Л.В. Андреевой, «термин «организатор торговли» означает, что Законом регулируются отношения по организации и осуществлению одного из видов торговли — биржевой торговли» <1>.

———————————

 

Примечание.

Учебник «Российское предпринимательское право» (отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова) включен в информационный банк согласно публикации — Проспект, 2011.

 

<1> Предпринимательское право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2014. С. 116 — 117 (автор § 4 гл. 5 — Л.В. Андреева).

 

Организатором торговли может быть биржа или торговая система, которые создаются в форме хозяйственного общества (п. 1 ст. 5 Закона). При этом биржа может быть создана только в форме акционерного общества. Деятельность организатора торговли подлежит лицензированию. Законом установлен минимальный размер собственных средств для биржи (100 млн. руб.) и для торговой системы (50 млн. руб.). Состав собственных средств должен отвечать установленным ЦБ РФ требованиям.

В своей деятельности биржи и торговые системы должны соблюдать нормативы ликвидности, достаточности собственных средств.

В качестве финансовых организаций Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» указаны также кредитные потребительские кооперативы. Порядок создания, деятельности, ликвидации кредитных потребительских кооперативов регулируется Федеральным законом «О кредитной кооперации» <1>, а в сфере сельскохозяйственной кооперации — Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» <2> (п. 8 ст. 4).

———————————

<1> Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (в ред. от 21 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3627; 2013. N 51. Ст. 6695.

<2> Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 4 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; 2014. N 45. Ст. 6154.

 

Федеральным законом «О кредитной кооперации» регулируется деятельность кредитных потребительских кооперативов, кредитных кооперативов граждан, кооперативов второго уровня, их союзов (ассоциаций), иных объединений кредитных потребительских кооперативов (п. 1 ст. 1).

В Законе используется родовое понятие «кредитный кооператив» и перечисляются виды кредитных кооперативов: а) кредитные потребительские кооперативы; б) кредитные кооперативы граждан; в) кооперативы второго уровня.

Однако в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» в качестве финансовой организации, ликвидация которой регулируется § 4 гл. IX, указан именно потребительский кооператив, основанный на членстве физических и (или) юридических лиц, в то время как по закону деятельность кредитного кооператива граждан и кооператива второго уровня (за исключением членства в саморегулируемой организации) осуществляется на одних началах.

Кредитные потребительские кооперативы являются некоммерческими юридическими лицами, которые в своей деятельности должны соблюдать предписания Банка России о порядке расчета финансовых нормативов, о соблюдении порядка размещения резервного фонда кооператива, о формировании резерва на возможные потери по займам.

Легальное определение микрофинансовой организации дано в подп. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»: юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющего микрофинансовую деятельность в виде предоставления микрозаймов в размере, не превышающем 1 млн. руб. <1>.

———————————

<1> Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (в ред. от 21 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. 2010. N 27. Ст. 3435; 2013. N 51. Ст. 6695.

 

Микрофинансовые организации вправе предоставлять потребительские займы в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» <1>.

———————————

<1> Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (в ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 2013. N 51. Ст. 6673; 2014. N 30 (ч. I). Ст. 4230.

 

Контрольным органом для всех перечисленных финансовых организаций выступает Банк России.

Особенностью правового регулирования несостоятельности финансовых организаций является их досудебная санация в случае их неплатежеспособности, и вследствие этого судебная санация в форме применения процедур финансового оздоровления и внешнего управления для них не предусмотрена (п. 1 ст. 183.17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Для несостоятельных кредитных организаций применяется процедура конкурсного производства, а для иных финансовых организаций возможно введение процедуры наблюдения, за исключением возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) по заявлению временной администрации, установившей невозможность восстановления платежеспособности финансовой организации (п. 2 ст. 183.17).

В арбитражном процессе по делу о несостоятельности (банкротстве) финансовой организации участвует контрольный орган (п. 1 ст. 183.18), а также саморегулируемая организация финансовой организации (п. 2 ст. 183.18).

Правом обращения с заявлением о признании финансовой организации несостоятельной наделены конкурсные кредиторы, уполномоченный орган, должник, а также контрольный орган и временная администрация.

Анализ положений ст. 183.16 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливающей признаки несостоятельности (банкротства) финансовой организации, позволяет сделать вывод об использовании законодателем признаков неплатежеспособности (подп. 1, 2, 4 п. 1 ст. 183.16) и недостаточности имущества (подп. 3 п. 1 ст. 183.16) при различных обстоятельствах.

Признаки неплатежеспособности финансовой организации отличаются от общих иными сроками — 14 дней со дня наступления срока исполнения денежных обязательств и обязательных платежей или вступления в силу решения суда о взыскании задолженности независимо от размера долга.

Особенностью правового регулирования производства по делу о несостоятельности финансовой организации является установление сокращенного срока рассмотрения дела (ст. 183.24), если с заявлением обратилась временная администрация.

Специальные требования предъявляются к арбитражным управляющим финансовых организаций: они должны сдать экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих соответствующей финансовой организации.

Законом определены особенности установления требований кредиторов финансовой организации — арбитражным управляющим во внесудебном порядке, а при возникновении спора — судом (ст. 183.26).

Включение требований кредиторов в реестр производит арбитражный управляющий.

Согласно п. 5 ст. 180 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» функции конкурсного управляющего финансовой организации могут быть возложены арбитражным судом на государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (далее — также АСВ).

Агентство по страхованию вкладов вправе заключать договоры со специализированными организациями по оказанию услуг финансовым организациям при их ликвидации в ходе конкурсного производства. Отбор специализированных организаций производится в два этапа: 1) конкурсный отбор специализированных организаций с целью их аккредитации; 2) отбор Агентством специализированных организаций для их привлечения для оказания услуг финансовым организациям <1>.

———————————

<1> Положение о проведении отбора специализированных организаций на право оказания услуг при ликвидации финансовых организаций, утв. решением Правления ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 25 сентября 2014 г., протокол N 109 (официально не опубликовано) // СПС «КонсультантПлюс».

 

Особенности банкротства страховой организации

 

При определении признака неплатежеспособности страховой организации учитываются ее денежные обязательства в виде страховой выплаты по договорам страхования, в том числе и на основании вступивших в законную силу судебных актов, а также обязанность по выплате части страховой премии в связи с досрочным прекращением договоров страхования, не исполненные в течение 14 дней.

Правом на обращение в арбитражный суд с иском о признании страховой организации банкротом обладают также профессиональные объединения страховщиков (п. 1 ст. 184.4 Закона).

Страхователи вправе отказаться от договора страхования в случае признания страховщика несостоятельным и получить от него часть страховой премии за неистекший срок договора или выплату выкупной цены, предъявив требование в качестве конкурсного кредитора (п. п. 1 — 3 ст. 184.5).

Страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели, получившие компенсационные выплаты за счет средств профессиональных объединений страховщиков, вправе предъявить требование страховщику в размере, превышающем компенсационную выплату.

Профессиональные объединения страховщиков вправе предъявить к страховщику требования, возникшие на основе произведенных ими компенсационных выплат, а также иных связанных с компенсационными выплатами расходов, в качестве конкурсных кредиторов (п. 2 ст. 184.6), а также требования, вытекающие из участия страховщика в профессиональном объединении (вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы, иные платежи).

Продажа имущественного комплекса страховой организации производится в процедуре конкурсного производства. Имущественный комплекс страховщика включает в себя все виды имущества, в том числе страховой портфель (договоры страхования, по которым не истек срок действия и не наступил страховой случай), а также активы, сформированные страховщиком для покрытия страховых резервов.

Покупателем имущественного комплекса может быть только страховая организация, имеющая лицензию на осуществление соответствующей страховой деятельности и активы, достаточные для исполнения принимаемых ею обязательств.

Продажа страхового портфеля может быть произведена в целях предупреждения несостоятельности (банкротства) страховой организации, а также в ходе процедур несостоятельности по отдельному или по нескольким видам страхования по согласованию с контрольным органом (ст. 184.8).

В ст. 184.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрена также передача страхового портфеля для предупреждения банкротства или в ходе процедур несостоятельности по отдельному виду страхования или по нескольким видам страхования, если для них предусмотрены компенсационные выплаты вследствие введения над имуществом страховщика процедуры несостоятельности или отзыва лицензии у неплатежеспособного страховщика. Передача страхового портфеля осуществляется временной администрацией или конкурсным управляющим другому или другим страховщикам по согласованию с контрольным органом — управляющей страховой организацией. При недостаточности активов страховщика недостающая часть активов компенсируется за счет средств профессионального объединения.

Страхователи и выгодоприобретатели уведомляются о состоявшейся передаче портфеля. В течение одного месяца они вправе требовать расторжения договора и выплаты им части страховой премии или выкупных сумм.

Особенности удовлетворения требований в конкурсном производстве установлены ст. 184.10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»:

а) требования застрахованных лиц по договорам страхования жизни, предусматривающим дожитие до определенного возраста, подлежат удовлетворению в первую очередь;

б) требования застрахованных лиц и выгодоприобретателей по договорам страхования жизни и иным видам личного страхования удовлетворяются во вторую очередь;

в) требования выгодоприобретателей и страхователей по договорам страхования деликтной ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх причинения вреда удовлетворяются в третью очередь;

г) требования выгодоприобретателей и страхователей по договорам страхования деликтной ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и по договорам имущественного страхования удовлетворяются в четвертую очередь;

д) требования иных кредиторов удовлетворяются в пятую очередь.

При заключении мирового соглашения со страховщиком условием его утверждения выступает погашение задолженности перед кредиторами первой и второй очереди, а также требований застрахованных лиц и выгодоприобретателей по договорам обязательного страхования, требований по возмещению сумм компенсационных выплат и расходов по договорам обязательного страхования (ст. 184.11).

 

Особенности банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг

 

Особенности несостоятельности (банкротства) финансовых организаций, установленные ст. ст. 183.1 — 183.26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», распространяются на профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В процедуре наблюдения и конкурсного производства профессиональных участников рынка ценных бумаг арбитражный управляющий или реестродержатель ведет реестр клиентов. Привлечение реестродержателя является обязательным, если число клиентов превышает сто (абз. 2 п. 1 ст. 185.3).

При проведении финансового анализа в процедуре наблюдения временный управляющий учитывает достаточность денежных средств на специальном брокерском счете профессионального участника рынка ценных бумаг.

Правовым последствием введения процедуры наблюдения для профессионального участника рынка ценных бумаг является запрещение:

а) совершать сделки со своим имуществом и имуществом клиента, если у профессионального участника рынка ценных бумаг недостаточно имущества или денежных средств для исполнения обязательств, возникающих из этих и ранее заключенных сделок;

б) использовать денежные средства на специальном брокерском счете в своих интересах;

в) быть залогодателем по обязательствам третьих лиц;

г) передавать собственное имущество в заем;

д) заключать договоры репо без согласия временного управляющего;

е) передавать денежные средства и иное имущество клиента, совершать операции с ценными бумагами или иным имуществом клиента по поручению или требованию клиента до погашения им задолженности перед профессиональным участником рынка ценных бумаг.

 

Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

 

Несостоятельность кредитных организаций регулируется § 4.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 22 декабря 2014 г.) <1>, вступившего в силу с 23 декабря 2014 г., за исключением отдельных положений. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», ранее регулировавший несостоятельность (банкротство) кредитных организаций, утратил силу (подп. 1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ).

———————————

<1> Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Российская газета. 2014. 26 дек. N 296.

 

Нормами действующего Закона урегулированы порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности кредитных организаций, а также особенности их ликвидации в порядке конкурсного производства.

К отношениям, связанным с санацией кредитных организаций, применяются также иные федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные акты Банка России, если они не урегулированы Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Отношения, связанные с несостоятельностью кредитной организации и не урегулированные § 4.1 Закона, регулируются в субсидиарном порядке нормами глав I, III, III.1, VII, XI Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а также нормативными актами Банка России в случаях, предусмотренных Законом.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» распространяет свое действие на коммерческие банки и небанковские кредитные организации. Небанковские кредитные организации вправе осуществлять лишь отдельные виды банковской деятельности, перечень которых определяется ЦБ РФ. К небанковским кредитным организациям предъявляются иные требования по размеру уставного капитала. Кроме того, к ним ЦБ РФ предъявляет иные пруденциальные требования.

Легальное определение несостоятельности кредитной организации содержится в п. 1 ст. 189.8 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Признаками несостоятельности кредитной организации выступают: во-первых, ее неплатежеспособность, определяемая как неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (п. 1 ст. 189.8 Закона) в течение 14 дней; во-вторых, недостаточность имущества, понимаемая как недостаточность стоимости имущества (активов) для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей (п. 1 ст. 189.8 Закона).

Поскольку несостоятельность кредитной организации способна оказать негативное влияние на деятельность ее контрагентов, постольку законодателем приняты меры для незамедлительного признания кредитной организации несостоятельной. Поэтому Законом установлен более короткий срок неплатежеспособности по сравнению с другими должниками, по истечении которого кредиторы кредитной организации и должник вправе обратиться с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной. Этот срок составляет 14 дней.

Недостаточность имущества как признак несостоятельности также может быть использована по смыслу закона. Недостаточность имущества используется как признак несостоятельности в случае отзыва лицензии у кредитной организации (п. 1 ст. 189.64 Закона).

Особенностью несостоятельности кредитных организаций является то, что при определении неспособности кредитной организации исполнить обязанность по уплате обязательных платежей учитываются ее обязанности не только как самостоятельного налогоплательщика, но и как кредитной организации по исполнению поручений ее клиентов о перечислении обязательных платежей в бюджет (п. 2 ст. 189.8 Закона). Указанная новелла появилась еще в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в связи с внесением в него изменений Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 121-ФЗ <1> и воспроизводится в действующем Законе.

———————————

<1> Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3536.

 

Досудебная санация кредитных организаций.

К кредитным организациям не применяются меры судебной санации в ходе процедур финансового оздоровления и внешнего управления (п. 2 ст. 189.13 Закона). Однако при обнаружении признаков неплатежеспособности кредитные организации подлежат санации в досудебном порядке. Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» регулируются процедуры досудебной санации. К таким процедурам относятся финансовое оздоровление кредитной организации, временная администрация, реорганизация кредитной организации, процедура предупреждения банкротства банка, привлекающего денежные средства физических лиц, с участием АСВ (ст. 189.9 Закона).

Основания применения мер санации, предусмотренных подп. 1 — 3 ст. 189.9 Закона, к кредитным организациям согласно ст. 189.10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» следующие:

— неоднократная неплатежеспособность кредитной организации в течение последних шести месяцев, продолжающаяся с момента наступления даты исполнения денежного обязательства или обязанности по уплате обязательных платежей в срок до трех дней;

— неплатежеспособность кредитной организации, продолжающаяся более трех дней, подтверждаемая отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

— абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

— нарушение любого из нормативов достаточности собственных средств (капитала);

— нарушение норматива текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 10%;

— уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца до уровня ниже размера уставного капитала. По этому основанию не применяются меры санации в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковской деятельности.

Основание введения процедуры предупреждения банкротства банка, привлекающего денежные средства физических лиц, с участием АСВ установлено п. 1 ст. 189.47 Закона — неустойчивое финансовое положение, создающее угрозу интересам его кредиторов (вкладчиков) и (или) угрозу стабильности банковской системы.

Законодателем указаны признаки неустойчивого финансового положения банка (п. 3 ст. 189.47 Закона): отражение банком в отчетности или установление ЦБ РФ, Агентством по страхованию вкладов или иными лицами документально подтвержденных фактов, сделок (операций), достоверное отражение которых в отчетности банка приводит (приведет) к нарушению: а) обязательных нормативов, и (или) б) сроков исполнения банком его обязательств, и (или) в) условий участия в системе обязательного страхования вкладов, и (или) г) возникновению оснований для применения мер санации, д) при наличии иных документально подтвержденных доказательств угрозы интересам кредиторов (вкладчиков).

Процедура финансового оздоровления кредитной организации является процедурой досудебной санации. Ее следует отличать от судебной процедуры финансового оздоровления по гл. V Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Судебного контроля за ходом процедуры не осуществляется.

По своей правовой природе процедура финансового оздоровления является материально-правовой процедурой, целью которой является восстановление платежеспособности должника.

Она может быть применена по инициативе самого юридического лица (п. 4 ст. 189.11 Закона) и по требованию Банка России (п. 1 ст. 189.20 Закона).

В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 22 декабря 2014 г.) предусмотрено, что при выявлении признаков несостоятельности (банкротства), указанных в ст. 189.8 Закона и (или) оснований, указанных в ч. 2 ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», кредитная организация (ее собрание учредителей) обязана принять решение о своей ликвидации или, если такое решение не принято, обратиться с ходатайством об отзыве лицензии в Банк России.

Основным в регулировании процедуры финансового оздоровления является применение способов санации неплатежеспособной кредитной организации. Перечень способов санации указан в ст. 189.14 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»:

— оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

— изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;

— изменение организационной структуры кредитной организации;

— приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины собственных средств (капитала);

— иные меры.

Перечень способов санации в ст. 189.14 Закона не является исчерпывающим, поэтому могут быть применены и иные меры по восстановлению платежеспособности кредитных организаций, если их использование не противоречит законодательству.

В ходе процедуры финансового оздоровления по требованию Банка России может быть составлен план мер по финансовому оздоровлению (п. 1 ст. 189.21 Закона). В плане мер финансового оздоровления должна быть дана оценка финансового состояния неплатежеспособного должника, для того чтобы выявить глубину финансового кризиса кредитной организации, а также должны быть указаны способы восстановления платежеспособности за счет дополнительного финансирования учредителей (участников) и третьих лиц, сокращения расходов на содержание кредитной организации, возврата дебиторской задолженности. Кроме того, в плане следует отразить меры, которые должны быть приняты для получения дополнительных доходов, и указать срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности кредитной организации. Форма плана мер по финансовому оздоровлению установлена Банком России <1>.

———————————

<1> Инструкция Банка России от 11 ноября 2005 г. N 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» (в ред. от 30 ноября 2009 г). Приложение N 4 // Вестник Банка России. 2005. N 68; 2009. N 74.

 

Порядок и сроки представления плана мер по финансовому оздоровлению, а также порядок и сроки осуществления контроля за выполнением плана финансового оздоровления устанавливаются Банком России (п. 4 ст. 189.21 Закона).

План мер по финансовому оздоровлению кредитной организации может включать в себя в качестве способа ее санации портфельные инвестиции, устранение в течение года оснований для применение надзорных мер Банка России, удовлетворение в течение 14 дней со дня утверждения плана требований кредиторов (п. 1 ст. 189.22 Закона). При включении этих условий в план и утверждении его Комитетом банковского надзора Банка России к неплатежеспособному банку применяются меры, позволяющие восстановить его платежеспособность, предусмотренные п. 2 ст. 189.22 Закона.

Для лиц, контролирующих кредитную организацию, ст. 189.23 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлена субсидиарная ответственность по долгам кредитной организации в случае признания ее несостоятельной (банкротом).

Временная администрация как процедура досудебной санации назначается по основаниям, предусмотренным ст. 189.26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»:

— неплатежеспособность кредитной организации более семи дней в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах;

— снижение собственных средств (капитала) по сравнению с максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

— нарушение норматива текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20%;

— неисполнение кредитной организацией требования Банка России о замене руководителя или об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;

— наличие оснований для отзыва лицензии в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

В случае отзыва лицензии у кредитной организации временная администрация назначается Банком России (п. 2 ст. 189.27 Закона), акт Банка России о назначении временной администрации включается Банком России в ЕФРСБ не позднее следующего рабочего дня с даты его принятия и публикуется в «Вестнике Банка России» в течение 10 дней с дня его принятия (п. 3 ст. 189.26 Закона).

Срок процедуры установлен Законом. Он зависит от того, имеются ли основания для отзыва лицензии или нет. При отсутствии таковых продолжительность процедуры не может превышать шесть месяцев. Однако если цель процедуры не достигнута, то и после ее окончания вновь назначается временная администрация в связи с отзывом лицензии, которая действует до введения конкурсного производства. Если лицензия у кредитной организации отозвана, то временная администрация, назначенная Банком России, исполняет свои обязанности до утверждения конкурсного управляющего (при признании кредитной организации несостоятельной) или до назначения ликвидатора.

Временная администрация назначается для управления делами неплатежеспособной кредитной организации с целью ее санации. В состав временной администрации входят руководитель, а также члены временной администрации (п. п. 1, 2 ст. 189.28 Закона) <1>. В состав временной администрации могут включаться служащие Агентства по страхованию вкладов. Количественный состав администрации зависит от характера и объема предстоящей работы по санации кредитной организации.

———————————

<1> Положение о временной администрации по управлению кредитной организацией, утв. Банком России 9 ноября 2005 г. N 279-П (в ред. от 18 декабря 2013 г.) // Вестник Банка России. 2005. N 67; 2014. N 13.

 

Состав временной администрации определяется Банком России в его приказе, включаемом в ЕФРСБ не позднее следующего рабочего дня со дня издания приказа (п. 2 ст. 189.28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

К руководителю и членам временной администрации предъявляются определенные профессиональные требования. Они должны иметь высшее экономическое или юридическое образование, а при его отсутствии — стаж работы в банковской сфере <1>.

———————————

<1> Пункты 3.2, 3.3 Положения о временной администрации по управлению кредитной организацией.

 

В состав временной администрации не могут быть включены руководитель кредитной организации, его заместители, члены совета директоров (наблюдательного совета), а также члены коллегиального исполнительного органа кредитной организации, главный бухгалтер, руководитель ревизионной комиссии и ее члены, руководитель службы внутреннего контроля кредитной организации и работники этой службы, в том числе освобожденные от исполнения своих обязанностей в течение 12 месяцев, предшествовавших назначению временной администрации (п. 3.4 Положения о временной администрации по управлению кредитной организацией). Те же должностные лица не вправе войти в состав администрации по управлению кредитной организацией, если они исполняют свои обязанности в основном или дочернем по отношению к неплатежеспособной кредитной организации обществе. Установлен запрет и для заинтересованных лиц (по смыслу п. 2 ст. 19 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)») быть членами временной администрации. В состав временной администрации также не могут быть включены кредиторы и должники кредитной организации. Запрет установлен и для лиц, судимых за совершение преступлений в сфере экономики и против государственной власти, а также для лиц, совершивших административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, установленных вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях. Кроме того, в состав временной администрации не включаются лица, с которыми в предшествующие два года до назначения администрации расторгнуты трудовые договоры по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п. п. 3, 5 — 7, 9 — 11 ст. 81 и п. 1 ст. 278 ТК РФ. Не включаются в состав временной администрации и лица, по вине которых кредитной организацией были допущены нарушения федеральных законов, а также нормативных актов Банка России, зафиксированные в базе данных ЦБ РФ.

Руководителем временной администрации назначается служащий Банка России (п. 1 ст. 189.28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Он должен иметь высшее экономическое или высшее юридическое образование, а также стаж работы в Банке России не менее одного года. При отсутствии соответствующего образования для руководителя необходим опыт практической деятельности в банковской сфере, а именно в Банке России не менее одного года и (или) опыт руководства отделом (иным подразделением) кредитной организации, связанной с осуществлением банковских операций не менее двух лет (п. 3.2 Положения о временной администрации по управлению кредитной организацией).

Функции временной администрации зависят от того, в каком объеме сохраняются полномочия исполнительных органов неплатежеспособной кредитной организации.

Если полномочия исполнительных органов кредитной организации ограничены, то временная администрация осуществляет контроль деятельности кредитной организации, поскольку органы управления кредитной организацией продолжают управление ее делами, а также проводит ее обследование для установления финансового состояния, участвует в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению. Кроме того, временная администрация должна выявить основания для отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности в соответствии со ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Органы управления кредитной организации в этом случае не вправе свободно совершать некоторые сделки с имуществом.

Согласно п. 3 ст. 189.30 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с согласия временной администрации совершаются сделки:

— связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также с распоряжением недвижимым имуществом иным образом;

— связанные с распоряжением движимым имуществом, если его стоимость составляет более 1% балансовой стоимости активов кредитной организации, в том числе с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, принятием и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления;

с заинтересованными или аффилированными в отношении кредитной организации лицами, а также с лицами, в отношении которых кредитная организация является заинтересованным лицом либо с лицами, деятельность которых она контролирует или оказывает значительное влияние, либо с лицами, которые контролируют ее и оказывают значительное влияние на нее.

В другом случае, когда приостанавливаются полномочия исполнительных органов кредитной организации, временная администрация осуществляет функции исполнительных органов кредитной организации (подп. 1 п. 1 ст. 189.31 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Так, исполнительные органы с момента назначения временной администрации не имеют права изъявлять волю юридического лица вовне, принимать какие-либо решения, а решения иных органов неплатежеспособной кредитной организации вступают в силу после их согласования с временной администраций. Если оценивать деятельность волеобразующих и волеизъявляющих органов юридического лица с точки зрения формирования и изъявления воли, то можно прийти к выводу о том, что в данном случае воля юридического лица формируется и изъявляется под влиянием временной администрации.

Временная администрация в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации:

— обследует кредитную организацию с целью установления ее финансового состояния;

— устанавливает основания для отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности;

— разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению, организует и контролирует осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению;

— обеспечивает сохранность имущества кредитной организации;

— устанавливает кредиторов неплатежеспособной кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам;

— взыскивает дебиторскую задолженность кредитной организации;

— обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредитной организации.

Функции временной администрации, назначенной после отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности, указаны в ст. 189.32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Банк России включает в ЕФРСБ сведения, поступающие от временной администрации, в течение пяти рабочих дней с момента их поступления (п. 1 ст. 189.44 Закона).

Прекращение деятельности временной администрации производится по основаниям, установленным ст. 189.43 Закона.

Реорганизация кредитной организации осуществляется в случае ее неплатежеспособности по основаниям, указанным в подп. 1 — 3 ст. 189.26 Закона. Реорганизация кредитной организации может быть произведена как по добровольному решению ее органов, так и по требованию Банка России.

Санация посредством реорганизации производится в форме слияния или присоединения.

При получении требования Банка России о реорганизации руководитель кредитной организации обязан в течение 5-дневного срока обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) с ходатайством о реорганизации кредитной организации.

Решение о реорганизации хозяйственных обществ принимается общим собранием учредителей (участников). Требования к устойчивости реорганизуемых кредитных организаций определяются Банком России.

Процедура предупреждения несостоятельности (банкротства) или урегулирования обязательств банка, применяемая к банкам, привлекающим денежные средства физических лиц, с участием Агентства по страхованию вкладов применяется к банкам при наличии признаков неустойчивого финансового положения.

Предварительно по решению Банка России его представители и представители АСВ вправе проанализировать финансовое положение банка в порядке, регулируемом ст. 189.47 Закона, произвести оценку достаточности имущества для осуществления урегулирования обязательств банка по Методике, устанавливаемой Банком России, определить рыночную стоимость имущества банка.

Решение о направлении в АСВ предложения о его участии в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка принимается Комитетом банковского надзора Банка России (п. 12 ст. 189.47 Закона). Со дня направления АСВ принятого Банком России решения и до окончания срока осуществления мер по предупреждению банкротства для банка вводятся правовые последствия, предусмотренные подп. 1 — 4 п. 13 ст. 189.47 Закона.

Решение АСВ об участии в санации банка принимается на основе принципов добросовестности, разумности, достаточной осведомленности о финансовом положении банка, минимизации расходов.

Способы участия АСВ регулируются ст. ст. 189.49 — 189.57 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Ликвидация кредитной организации.

Конкурсное производство несостоятельных кредитных организаций отличается некоторыми особенностями, характерными для этой категории должников.

Правом на обращение с заявлением в арбитражный суд о признании кредитной организации несостоятельной при наличии у нее признаков несостоятельности наряду с должником, конкурсными кредиторами, уполномоченными органами обладает и Банк России (подп. 4 п. 1 ст. 189.61 Закона) после отзыва у нее лицензии, если их требования по денежным обязательствам подтверждены вступившим в законную силу решением или иным актом суда, арбитражного суда, определением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, а по обязательным платежам — решением налогового или таможенного органа, или до отзыва лицензии, если должник, конкурсный кредитор или уполномоченный орган обратились в Банк России с заявлением об отзыве лицензии и не получили ответа после истечения двухмесячного срока со дня обращения в Банк России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций либо получили отказ в этом (ст. 189.61 Закона).

Заявление о признании кредитной организации несостоятельной может быть принято только после отзыва у нее лицензии на осуществление банковской деятельности (п. 1 ст. 189.64).

Арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего. Конкурсными управляющими утверждаются физические лица, соответствующие требованиям, установленным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», аккредитованные при Банке России, и Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

Агентство по страхованию вкладов выступает конкурсным управляющим для кредитных организаций, привлекавших вклады физических лиц (п. 1 ст. 189.77 Закона), а также в иных случаях, предусмотренных Законом (п. 3 ст. 189.68, п. 2 ст. 189.105).

Кредиторы вправе предъявить свои требования кредитной организации в любой момент в ходе конкурсного производства, если их требования ранее не были внесены в реестр по правилам ст. 189.32 Закона и не были исключены из реестра требований конкурсным управляющим (п. п. 1, 10 ст. 189.85 Закона).

Срок для предъявления требования кредиторами устанавливает конкурсный управляющий. Срок не может быть менее 60 дней со дня опубликования сообщения о введении конкурсного производства (абз. 2 п. 2 ст. 189.85 Закона). После истечения указанного срока реестр требований кредиторов закрывается (п. 2 ст. 189.85 Закона).

Реестр требований кредиторов ведет конкурсный управляющий.

Требования кредиторов рассматриваются конкурсным управляющим, и он вносит их в реестр. При наличии возражений спор рассматривается судом по правилам ст. 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Легальное определение конкурсной массы кредитной организации в п. 1 ст. 189.91 соответствует тому, что содержится в ст. 131 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Из конкурсной массы исключаются: имущество, составляющее ипотечное покрытие, ценные бумаги и иное имущество клиентов кредитной организации, принятые и (или) приобретенные кредитной организацией за их счет по договорам хранения, доверительного управления, депозитарным договорам и договорам о брокерском обслуживании, иное имущество в соответствии с законодательством РФ. Отдельному учету подлежит предмет залога.

Социально значимые объекты и жилищный фонд социального использования передаются в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Очередность удовлетворения требований кредиторов.

Вне очереди за счет конкурсной массы подлежат удовлетворению текущие обязательства несостоятельной кредитной организации. Перечень текущих обязательств установлен ст. 189.84 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В п. 2 ст. 189.92 Закона определено, что очередность удовлетворения требований текущих кредиторов регулируется ст. 855 ГК РФ в отличие от иных должников.

Законом установлены особенности очередности удовлетворения требований кредиторов несостоятельной кредитной организации. Так, прежде всего такие особенности установлены для кредиторов первой очереди.

В число кредиторов первой очереди включены:

— кредиторы, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью путем капитализации соответствующих платежей; а также кредиторы, которым кредитная организация компенсирует моральный вред;

— кредиторы, с которыми должник состоит в обязательственных отношениях по банковскому вкладу и (или) банковскому счету.

Из числа кредиторов первой очереди законодатель исключил индивидуальных предпринимателей, если их счета открыты в связи с предпринимательской деятельностью, а также адвокатов, нотариусов и иных лиц, если их счета открыты для осуществления профессиональной деятельности, и кредиторов, обязательства перед которыми обеспечены залогом прав по договору банковского счета (подп. 2 п. 3 ст. 189.92 Закона).

Вкладчики и клиенты банка по договору банковского счета выступают кредиторами коммерческого банка в конкурсном производстве, если они не получили возмещения по вкладам в полном объеме в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» <1>. В этом случае сохраняется право требования к коммерческому банку вкладчика.

———————————

<1> Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в ред. от 29 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. II). Ст. 5029; http://www.pravo.gov.ru.

 

Не подлежат страхованию денежные средства, размещенные на банковских счетах индивидуальных предпринимателей, если эти счета открыты в связи с предпринимательской деятельностью; адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом профессиональной деятельности; денежные средства по договору банковского вклада на предъявителя, а также переданные физическими лицами в доверительное управление либо помещенные во вклады в филиалах коммерческих банков РФ, находящихся за пределами Российской Федерации, а физические лица в таких случаях выступают конкурсными кредиторами коммерческого банка при признании его несостоятельным; электронные и размещенные на номинальных счетах, за исключением отдельных номинальных счетов, которые открываются опекунам или попечителям и бенефициарами по которым являются подопечные, залоговых счетах и счетах эскроу денежные средства, если иное не установлено Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;

— Агентство по страхованию вкладов по требованиям из договоров банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшим к нему после выплаты страхового возмещения в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», если размер вклада или счета не превышает максимального размера страхового возмещения (п. 2 ст. 13 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», подп. 3 п. 3 ст. 189.92 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В процедуре конкурсного производства интересы Агентства представляет уполномоченный орган — Федеральная налоговая служба, которая действует без доверенности от имени Агентства и в его интересах как кредитора банка в процедуре конкурсного производства <1>;

———————————

<1> Приказ Минфина России от 12 апреля 2005 г. N 56н «Об утверждении Положения о порядке представления Федеральной налоговой службой в делах о банкротстве банков прав требования к банку, перешедших к Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в результате выплаты указанной корпорацией возмещения по вкладам» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 24.

 

— Банк России по требованиям, которые перешли к нему в результате осуществления выплат по вкладам физических лиц, хранящихся в банках, признанных несостоятельными (банкротами) и не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ (подп. 4 п. 3 ст. 189.92 Закона).

Выплаты указанным вкладчикам Банком России осуществляются на основании Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 96-ФЗ <1>. Его действие распространяется на правоотношения, возникающие в связи с признанием несостоятельными (банкротами) коммерческих банков, которые не вошли в систему обязательного страхования вкладов и лицензия на осуществление банковских операций у которых была отозвана после введения в действие Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» <2>.

———————————

<1> Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (ред. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3232; Российская газета. 2014. 26 дек. N 296.

<2> Статья 10 Федерального закона «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

 

Банк России вправе принять решение об осуществлении выплаты по вкладу физического лица при наличии одновременно двух условий. Во-первых, кредитная организация, принимающая вклады, должна быть признана решением арбитражного суда несостоятельной. Таким образом, в отличие от банка, участвующего в системе обязательного страхования вкладов физических лиц, выплаты производятся только в стадии конкурсного производства. Во-вторых, Банк России вправе осуществить выплаты по вкладам только после истечения срока для осуществления предварительных выплат кредиторам первой очереди.

При этом Банком России производятся выплаты по вкладу непосредственно самому вкладчику, а не цессионарию в том случае, если вкладчик уступит свое право требования к банку после отзыва у банка, не участвующего в системе страхования вкладов лицензии на осуществление банковских операций (п. 3 ст. 4 Федерального закона «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»).

Размер компенсации, производимой Банком России, не может превышать 700 тыс. руб. Допускается зачет взаимных требований, если вкладчик одновременно является должником банка по кредитному договору или договору займа (абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона).

Выплаты компенсации осуществляются Банком России в валюте РФ через банки-агенты.

В ходе процедуры конкурсного производства несостоятельного коммерческого банка требования Банка России, к которому переходят права требования в пределах средств, фактически выплаченных вкладчику, удовлетворяются как требования кредиторов первой очереди (подп. 4 п. 3 ст. 189.92 Закона).

Конкурсный управляющий удовлетворяет требования кредиторов первой очереди в два этапа.

Вначале осуществляются предварительные выплаты. Правила о них установлены лишь для тех кредитных организаций, которые к моменту отзыва лицензии на осуществление банковских операций не входили в систему обязательного страхования вкладов. Предварительные выплаты распространяются на требования кредиторов, заявленные в пределах двухмесячного срока со дня первого опубликования объявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Законом установлен срок начала предварительных выплат — не позднее чем через 30 дней со дня истечения срока для предъявления требований для целей предварительных выплат и не ранее чем через 10 дней со дня опубликования объявления о порядке и условиях предварительных выплат. Продолжительность предварительных выплат установлена в течение трех месяцев. На осуществление предварительных выплат конкурсный управляющий вправе израсходовать 70% денежных средств, имеющихся у кредитной организации к моменту истечения срока предъявления требований кредиторами первой очереди для целей предварительных выплат (п. 4 ст. 189.94 Закона).

При недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов первой очереди в порядке предварительных выплат расчеты с кредиторами производятся пропорционально суммам требований (абз. 2 п. 4 ст. 189.94 Закона). По окончании предварительных выплат конкурсный управляющий представляет отчет в арбитражный суд и в Банк России.

Следующий этап удовлетворения требований кредиторов первой очереди — окончательные выплаты.

При осуществлении расчетов с кредиторами первой очереди в порядке окончательных выплат конкурсный управляющий уменьшает сумму выплат кредиторам с учетом расчетов, произведенных на этапе предварительных выплат. Для коммерческих банков, вошедших в систему обязательного страхования вкладов, сумма выплат в ходе конкурсного производства должна быть уменьшена с учетом выплаты страхового возмещения Агентством по страхованию вкладов, если размер вклада превышает 1400 тыс. руб. Для коммерческих банков, которые к моменту введения конкурсного производства не вошли в систему обязательного страхования вкладов, сумма выплат кредиторам первой очереди подлежит уменьшению при условии осуществления выплат Банком России.

Для всех кредиторов первой очереди при несостоятельности кредитной организации установлены привилегии по расчетам с ними, в случае если требования кредиторов предъявлены с опозданием. Так, требования кредиторов первой очереди, в том числе и конкурсных кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, однако до завершения расчетов с кредиторами первой очереди, подлежат удовлетворению после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, предъявившими свои требования в срок.

Требования кредиторов первой очереди, предъявленные с опозданием, после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, подлежат удовлетворению в следующем порядке. В этом случае удовлетворение требований кредиторов последующих очередей приостанавливается до полного удовлетворения требований кредиторов первой очереди.

Требования кредиторов второй очереди удовлетворяются в аналогичном порядке.

Требования залогодержателей удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед другими кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди (п. 4 ст. 189.92 Закона).

В особом порядке удовлетворяются требования кредиторов по субординированным кредитам. Требования таких кредиторов удовлетворяются как послеочередные (п. 1 ст. 189.95 Закона).

При наличии спора между несостоятельным должником и его кредитором, имеющегося к начальному моменту удовлетворения требований кредиторов, у конкурсного управляющего возникает обязанность зарезервировать имущество должника для кредитора. Пунктом 15 ст. 189.96 Закона резервирование средств предусмотрено лишь в случаях разрешения спора в арбитражных судах.

В конкурсном производстве используется один корреспондентский счет в валюте Российской Федерации — основной счет кредитной организации в Банке России, а также необходимое количество счетов в иностранной валюте, открываемых в других кредитных организациях в порядке, установленном Банком России. Если полномочия конкурсного управляющего осуществляются Агентством по страхованию вкладов, то счета кредитной организации в конкурсном производстве открываются Агентству Банком России (п. 2 ст. 189.88 Закона).

На отдельном счете аккумулируются денежные средства в связи с осуществлением кредитной организацией профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также денежные средства, вырученные от продажи предмета залога (залоговый счет).

Остальные счета несостоятельной кредитной организации подлежат закрытию конкурсным управляющим.

Конкурсный управляющий составляет промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс, которые представляются в Банк России на согласование.

После расчетов с кредиторами, согласования ликвидационного баланса, а также после прекращения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) вследствие удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр, конкурсный управляющий обязан представить арбитражному суду отчет о результатах проведения конкурсного производства.

После рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения всех требований кредиторов — определение о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

 

Литература

 

Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011.

Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2003.

Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (постатейный). М.: Деловой двор, 2013.

Ефимова Л.Г. Банковское право. М.: Статут, 2010. Т. 1: Банковская система Российской Федерации.

Пирогова Е.С., Курбатов А.Я. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: особенности и предпосылки // Закон. 2014. N 3.

Мироненко Ю. Страховщик-банкрот // ЭЖ-Юрист. 2009. N 4.

Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code