2.8. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве: финансовое оздоровление

2.8.1. Ходатайство о введении финансового оздоровления

 

О введении процедуры финансового оздоровления вправе обратиться с ходатайством в процедуре наблюдения: а) должник на основании решения своих учредителей (участников) или органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия; б) учредители (участники) должника — юридического лица или орган, уполномоченный собственником имущества должника — унитарного предприятия; в) третье лицо или третьи лица по согласованию с должником <1>.

———————————

<1> Согласование с должником предполагает, согласно п. 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29, обращение к органу должника, который изъявляет его волю вовне, т.е. к единоличному органу юридического лица, если иное не установлено законом, иными правовыми актами и учредительными документами юридического лица.

 

С таким ходатайством указанные субъекты вправе обратиться к первому собранию кредиторов, к собранию кредиторов, созываемому после отмены определения об утверждении мирового соглашения <1>, а в случаях, установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», — к арбитражному суду, рассматривающему дело о несостоятельности (банкротстве) должника (п. п. 2, 3 ст. 75).

———————————

<1> См. об этом подробнее: Несостоятельность (банкротство): Научно-практический комментарий новелл законодательства о банкротстве и практики его применения / Под ред. В.В. Витрянского. С. 144 (автор главы — С.В. Сарбаш).

 

Обращение с ходатайством к собранию кредиторов предполагает предварительное ознакомление с ходатайством и прилагаемыми к нему документами участников собрания, для чего документы направляются временному управляющему и в арбитражный суд не позднее 15 дней до даты проведения собрания кредиторов (п. 2 ст. 76 Закона). Пропуск срока не препятствует принятию решения первым собранием кредиторов (п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29).

Законом регулируются содержание решения об обращении к первому собранию кредиторов и порядок его принятия собранием учредителей (участников). Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство учредителей (участников), принявших участие в собрании (п. 1 ст. 77 Закона).

Законодатель позволяет юридическому лицу заменить единоличный орган, если учредители (участники) оценят деятельность руководителя должника как неэффективную. Собрание учредителей (участников) или уполномоченный орган в случае несостоятельности унитарного предприятия вправе досрочно прекратить полномочия единоличного органа юридического лица, если для этого имеются основания, и избрать (назначить) иное лицо.

На учредителей, которые проголосовали за принятие решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении процедуры финансового оздоровления, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» не возложена обязанность предоставить обеспечение исполнения обязательств должника, однако они вправе предоставить такое обеспечение или организовать предоставление обеспечения (п. 3 ст. 77).

В решении должны быть указаны сведения об обеспечении исполнения обязательств должника и срок процедуры финансового оздоровления.

Первому собранию кредиторов в процедуре наблюдения должны быть представлены:

— протокол собрания учредителей (участников) или решение органа, уполномоченного представлять публичные образования как учредителей унитарного предприятия;

— план финансового оздоровления;

— график погашения задолженности;

— список учредителей (участников), которые проголосовали за обращение с ходатайством к первому собранию кредиторов;

— сведения о предлагаемом способе обеспечения исполнения обязательств должником.

При обращении к собранию кредиторов третьего лица (третьих лиц) они должны согласовать свое ходатайство с должником (п. 1 ст. 78 Закона). В ходатайстве третьих лиц должен быть указан предлагаемый ими способ обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности.

 

Обеспечение исполнения должником обязательств

 

Процедура финансового оздоровления может быть введена как при наличии, так и при отсутствии способа обеспечения исполнения обязательств должника, если собрание кредиторов ходатайствует о ее введении (п. 33 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29).

Обеспечение должно быть предоставлено в двух случаях, когда процедура вводится на основании судебного усмотрения.

Во-первых, при введении процедуры финансового оздоровления по усмотрению суда, когда первым собранием кредиторов не принято решения об обращении с ходатайством к арбитражному суду о введении какой-либо процедуры и отсутствует возможность отложить рассмотрение дела в пределах установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» сроков по ходатайству учредителей, собственника имущества, уполномоченного государственного органа, третьего лица о введении процедуры финансового оздоровления (п. 2 ст. 75 Закона). В арбитражной практике допускается обращение с ходатайством и конкурсного кредитора <1>.

———————————

<1> См., например: Определение ВАС РФ от 22 июля 2010 г. N ВАС-9560/10 по делу N А68-814/09 // СПС «КонсультантПлюс».

 

Во-вторых, при введении процедуры финансового оздоровления арбитражным судом вопреки решению собрания кредиторов по ходатайству учредителей, собственника имущества, уполномоченного государственного органа, третьего лица о введении процедуры финансового оздоровления (п. 3 ст. 75 Закона). В этом случае в качестве способа обеспечения исполнения обязательств должника используется банковская гарантия. Требования к гаранту предъявляются арбитражным управляющим, который действует в интересах кредиторов.

Обеспечение исполнения обязательств должника производится способами, при которых используется имущество не должника, а третьего лица, а именно: залог (ипотека), банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия, поручительство (п. 1 ст. 79 Закона). Перечень используемых способов в Законе не является исчерпывающим, могут быть использованы и иные способы.

Законодатель предусматривает заключение соглашения об обеспечении обязательств должника, а также сделок во исполнение указанного соглашения (абз. 2 п. 3 ст. 79 Закона). Соглашение должно быть заключено в письменной форме между лицом (лицами), предоставившим обеспечение, и временным управляющим, который действует в интересах кредиторов. Установлен срок заключения соглашения — до даты введения процедуры финансового оздоровления. Соглашение вступает в силу с момента введения процедуры финансового оздоровления.

Неясно из Закона, какова правовая природа заключаемого соглашения о предоставлении обеспечения. По мнению С.В. Сарбаша, анализируемое соглашение можно квалифицировать в качестве организационного договора, определяющего вид обеспечения и другие его условия <1>.

———————————

<1> Несостоятельность (банкротство): Научно-практический комментарий новелл законодательства о банкротстве и практики его применения / Под ред. В.В. Витрянского. С. 153.

 

Наряду с соглашением о предоставлении обеспечения, которым гарантируется предоставление обеспечения в процедуре финансового оздоровления, необходимы и иные юридические факты, порождающие обеспечительные обязательства применительно к каждому способу обеспечения: для залога (ипотеки) — договор залога (ипотеки), для поручительства — договор поручительства, для банковской гарантии — сделка по предоставлению банковской гарантии, для государственной или муниципальной гарантии — договор.

Обеспечение должно быть предоставлено до введения финансового оздоровления, если процедура вводится арбитражным судом в порядке, предусмотренном п. п. 2, 3 ст. 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» <1>.

———————————

<1> См.: п. 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29.

 

График погашения задолженности

 

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует правоотношения по составлению, изменению и исполнению графика погашения задолженности в процедуре финансового оздоровления.

Статьей 84 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено обязательное составление графика погашения задолженности в процедуре финансового оздоровления.

График погашения задолженности должен быть подписан лицом, уполномоченным учредителями (участниками) юридического лица, собственником имущества унитарного предприятия, а при наличии обеспечения исполнения обязательства должником — лицом, предоставившим обеспечение (абз. 1, 2 п. 2 ст. 84 Закона).

График погашения задолженности подлежит утверждению собранием кредиторов (абз. 3 п. 2 ст. 12 Закона).

Законом также предусмотрено утверждение графика арбитражным судом. С момента утверждения графика судом у должника возникает обязанность исполнить обязательства в сроки, установленные графиком.

В график могут быть внесены изменения в случае неисполнения должником сроков или размера погашения имеющейся у него задолженности, а также в случае внесения в реестр требований кредиторов в ходе финансового оздоровления требований кредиторов, превышающих более чем на 20% размер требований кредиторов, погашение которых предусмотрено графиком. Инициировать внесение изменений в график вправе учредители (участники), собственник имущества унитарного предприятия, третьи лица, которые предоставили обеспечение, в течение 14 дней с момента нарушения сроков, установленных графиком, а также административный управляющий. Указанные лица вправе ходатайствовать перед собранием кредиторов о внесении изменений в график или погасить обязательства должника, а административный управляющий обязан созвать в течение 14 дней с момента внесения требований в реестр собрание кредиторов для принятия решения о внесении изменений в график.

Решение о внесении изменений в график принимает собрание кредиторов, которое затем обращается в суд с ходатайством о нем. При отказе собрания кредиторов от внесения изменений в график оно вправе ходатайствовать о досрочном прекращении финансового оздоровления.

В соответствии с графиком погашаются требования кредиторов, установленные судом и внесенные в реестр требований.

Законом установлен предельный срок удовлетворения требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов — не позднее одного месяца до окончания процедуры финансового оздоровления; для удовлетворения требований кредиторов первой и второй очереди установлен иной срок — не позднее шести месяцев с момента введения процедуры (п. 3 ст. 84 Закона).

Требования кредиторов подлежат удовлетворению пропорционально в очередности, предусмотренной ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Специальные сроки удовлетворения требований кредиторов установлены абз. 3 п. 2 ст. 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» для случаев, когда процедура финансового оздоровления введена арбитражным судом при отсутствии решения первого собрания кредиторов, — не позднее одного месяца после введения процедуры финансового оздоровления, причем погашение требований должно производиться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года. Аналогичный порядок удовлетворения требований кредиторов используется, если процедура введена арбитражным судом согласно п. 3 ст. 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Допускается досрочное исполнение обязательств должника в процедуре финансового оздоровления.

 

План финансового оздоровления

 

План финансового оздоровления разрабатывается только при отсутствии обеспечения исполнения обязательств должника. Он должен соответствовать графику погашения задолженности.

Обязанность разработать план финансового оздоровления возложена, согласно абз. 2 п. 1 ст. 84 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», на учредителей (участников) должника, собственника имущества унитарного предприятия, которые инициировали введение процедуры и обращались с соответствующим ходатайством к собранию кредиторов.

Для разработки плана финансового оздоровления могут быть использованы Методические рекомендации по составлению плана (программы) финансового оздоровления <1>, в которых рекомендуется структура плана. План финансового оздоровления может состоять из следующих разделов:

———————————

<1> Приказ Минпромэнерго России N 57, Минэкономразвития России N 134 от 25 апреля 2007 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по составлению плана (программы) финансового оздоровления» // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2007. N 9 (ч. 2).

 

— резюме плана финансового оздоровления;

— общие сведения об организации;

— сведения о текущей деятельности;

— анализ текущего финансового состояния;

— план мероприятий по финансовому оздоровлению должника;

— приложения <1>.

———————————

<1> См.: ч. II Методических рекомендаций по составлению плана (программы) финансового оздоровления.

 

Срок, на который вводится процедура финансового оздоровления

 

Законом установлен максимальный срок процедуры финансового оздоровления, который не может превышать два года (п. 6 ст. 80 Закона). При введении процедуры суд в определении о нем указывает срок процедуры. Законом не предусмотрено продление срока процедуры финансового оздоровления, поскольку общие сроки процедур судебной санации в совокупности составляют не более двух лет (п. 2 ст. 92). Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено досрочное окончание и досрочное прекращение процедуры по основаниям, предусмотренным Законом.

 

Порядок и последствия введения финансового оздоровления

 

Процедура финансового оздоровления вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов.

Исключениями из этого правила являются случаи, когда собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур (п. 2 ст. 75 Закона) или первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении процедуры внешнего управления или конкурсного производства (п. 3 ст. 75 Закона).

В первом случае если решение о введении последующей процедуры не принято на первом собрании кредиторов и отсутствует возможность его проведения, то арбитражный суд вправе вынести определение о введении процедуры финансового оздоровления:

а) при наличии ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, третьего лица (третьих лиц);

б) при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности в размере, превышающем на 20% размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов;

в) при условии включения в график начала погашения долга не позднее одного месяца после введения процедуры и погашения требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года.

Во втором случае арбитражный суд вправе ввести процедуру финансового оздоровления по своему усмотрению вопреки принятому решению собрания кредиторов:

а) если будет представлено ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, третьего лица (третьих лиц);

б) при условии предоставления банковской гарантии в качестве способа обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Сумма банковской гарантии должна превышать на 20% размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов;

в) при условии включения в график начала погашения долга не позднее одного месяца после введения процедуры и погашения требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года.

Одновременно с введением процедуры финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.

К содержанию определения о введении процедуры финансового оздоровления предъявляются определенные требования, в частности, в нем должен быть указан срок процедуры, а также утвержденный судом график погашения задолженности. Кроме того, в определении должны содержаться сведения о лицах, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательства, и о способах обеспечения в случае предоставления такого обеспечения.

Определение арбитражного суда о введении процедуры финансового оздоровления вступает в силу немедленно. Оно может быть обжаловано.

Введение процедуры финансового оздоровления влечет определенные правовые последствия, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Во-первых, как и в процедуре наблюдения, в процедуре финансового оздоровления к должнику предъявляются требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением требований текущих кредиторов (абз. 2 п. 1 ст. 81 Закона).

Свои требования кредиторы предъявляют в процедуре установления требований кредиторов в порядке, определенном ст. 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Исковые заявления кредиторов о взыскании денежного долга не могут быть рассмотрены по существу, а подлежат оставлению без рассмотрения <1>.

———————————

<1> Пункт 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 г. N 35.

 

Во-вторых, с введением процедуры финансового оздоровления отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов (абз. 3 п. 1 ст. 81 Закона). Определение о введении процедуры финансового оздоровления арбитражным судом направляется судебному приставу-исполнителю, который в разумный срок совершает действия по отмене обеспечительных мер без каких-либо ходатайств или заявлений со стороны участников исполнительного производства (п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 59).

В-третьих, аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 81 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». При необходимости наложения ареста на имущество должника в связи со взысканием задолженности по текущим платежам судебный пристав-исполнитель обращается с ходатайством в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве (абз. 3 п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 59).

В-четвертых, согласно абз. 5 п. 1 ст. 81 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и п. 1 ст. 96 Федерального закона «Об исполнительном производстве», за исключением взысканий по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в законную силу решений, до даты введения процедуры финансового оздоровления приостанавливаются имущественные взыскания по исполнительным документам:

— о взыскании задолженности по заработной плате;

— о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— об истребовании имущества из чужого незаконного владения;

— о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью;

— о компенсации морального вреда;

— о взыскании задолженности по текущим платежам.

Поскольку учредители (участники) юридического лица не являются конкурсными кредиторами должника, то Закон не допускает удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), а также выкуп или приобретение должником размещенных акций либо выплату действительной стоимости доли (пая).

Вследствие неплатежеспособности должника — юридического лица запрещена выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам, а также доходов учредителям (участникам) по долям (паям) и распределение прибыли между ними.

В процедуре финансового оздоровления собственник имущества должника — унитарного предприятия не вправе изъять у него принадлежащее на праве хозяйственного ведения имущество.

Прекращение денежных обязательств посредством зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или иным способом не допускается, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов, установленная Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

В целях восстановления платежеспособности должника в процедуре финансового оздоровления прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), подлежащих уплате процентов и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты финансового оздоровления. На требования текущих кредиторов санкции подлежат начислению (см. п. 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 25 <1>).

———————————

<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (в ред. от 6 июня 2014 г.) // Вестник ВАС РФ. 2006. N 9.

 

Для возмещения убытков кредиторов законом предусмотрено начисление процентов по ставке рефинансирования на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей на дату введения финансового оздоровления и до даты погашения требования кредитора (если погашения не произошло — до даты принятия арбитражным судом решения о признании должника несостоятельным (банкротом)), исходя из непогашенной суммы задолженности согласно графику погашения задолженности. Должник вправе заключить соглашение с конкурсными кредиторами об уменьшении размера начисляемых на сумму долга процентов.

Указанные проценты не имеют режима текущих требований, а подлежат взысканию одновременно с погашением суммы основного долга в соответствии с графиком погашения задолженности (абз. 3 п. 2 ст. 81 Закона).

Неустойки (штрафы, пени), убытки в форме упущенной выгоды, начисленные до даты введения процедуры финансового оздоровления, подлежат погашению в ходе процедуры финансового оздоровления в соответствии с графиком погашения задолженности после удовлетворения всех иных требований кредиторов (п. 3 ст. 81 Закона).

 

Управление должником в ходе финансового оздоровления

 

В процедуре финансового оздоровления осуществляется самоуправление должником. Органы управления должника — юридического лица осуществляют свои полномочия не в полном объеме, а с ограничениями, установленными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Единоличный орган юридического лица может быть отстранен арбитражным судом, рассматривающим дело о несостоятельности должника, на основании ненадлежащего исполнения плана финансового оздоровления или совершения действий, нарушающих права или законные интересы кредиторов и (или) лиц, предоставивших обеспечение, по ходатайству: а) собрания кредиторов; б) административного управляющего; в) лиц, предоставивших обеспечение исполнения обязательств. При обращении с подобным ходатайством арбитражный суд вправе отказать в отстранении руководителя при отсутствии к тому оснований.

Об отстранении единоличного органа юридического лица арбитражный суд выносит определение (п. 2 ст. 82 Закона). Процедура отстранения регулируется, как и в ходе наблюдения, ст. 69 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В целях сохранения имущества неплатежеспособного должника ему не разрешено заключать некоторые виды сделок или несколько взаимосвязанных сделок без согласия собрания (комитета) кредиторов:

а) сделки с заинтересованностью;

б) сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% активов должника на последнюю отчетную дату;

в) сделки по выдаче займа (кредита), поручительства и гарантий, учреждение доверительного управления имуществом должника;

г) сделки, влекущие новые обязательства должника, если в ходе процедуры финансового оздоровления размер возникших текущих денежных обязательств составляет более 20% от суммы требований кредиторов, включенных в реестр.

Решение о своей реорганизации должник вправе принимать с согласия собрания (комитета) кредиторов и лица или лиц, предоставивших обеспечение исполнения обязательств (абз. 4 п. 3 ст. 82 Закона).

С согласия административного управляющего совершаются сделки или несколько взаимосвязанных сделок:

а) сделки, которые увеличивают задолженность перед кредиторами более чем на 5% от суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения процедуры;

б) сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника, за исключением реализации готовой продукции (работ, услуг) в процессе обычной хозяйственной деятельности;

в) сделки уступки прав требований или перевода долга;

г) сделки по получению займа (кредита).

Сделки с предметом залога совершаются должником согласно п. 4 ст. 18.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Заложенное имущество должник вправе отчуждать, передавать в аренду или в безвозмездное пользование, распоряжаться иным образом, обременять правами и притязаниями третьих лиц с согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено федеральным законом, договором и не вытекает из существа обязательства. При обращении взыскания судом на предмет залога его продажа осуществляется на торгах в порядке, установленном п. п. 4, 5, 8 — 19 ст. 110 и п. 3 ст. 111 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

 

2.8.2. Административный управляющий, его полномочия

 

В процедуре финансового оздоровления утверждается административный управляющий, полномочия которого возникают с момента утверждения его арбитражным судом и продолжаются до прекращения процедуры или до его освобождения или отстранения.

Основной функцией административного управляющего является контроль за санацией неплатежеспособного должника. С этой целью законодатель возложил на него обязанность рассмотрения отчетов должника об исполнении графика погашения задолженности, а также плана финансового оздоровления в тех случаях, когда утверждается план.

Административный управляющий обязан представить собранию кредиторов заключение о выполнении графика и плана. Типовая форма заключения административного управляющего о ходе (результатах) выполнения плана финансового оздоровления, о соблюдении графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов утверждена приказом Министерства юстиции РФ <1>.

———————————

<1> Приказ Минюста России от 14 августа 2003 г. N 195 «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего» // Российская газета. 2003. 11 сент. N 181.

 

Обязанностью арбитражного управляющего является предоставление информации собранию или комитету кредиторов о выполнении графика погашения задолженности в объеме, установленном органами сообщества кредиторов.

Административный управляющий осуществляет контроль и за своевременным исполнением требований текущих кредиторов.

Административный управляющий обязан вести реестр кредиторов, если ведение реестра не возложено на реестродержателя.

Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» административный управляющий в ходе процедуры финансового оздоровления обязан созвать собрание кредиторов в следующих случаях:

— при необходимости внесения изменений в график погашения задолженности (ст. 85);

— при наличии оснований для досрочного прекращения процедуры (п. 2 ст. 87);

— при невозможности удовлетворения требований кредиторов или непредставлении должником отчета административному управляющему (п. 4 ст. 88).

Для исполнения возложенных на административного управляющего обязанностей законодатель наделяет его соответствующими правами: а) требовать от руководителя должника предоставления необходимой информации о текущей деятельности должника; б) обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя по основаниям, установленным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»; в) принимать участие в инвентаризации имущества должника; г) обращаться с ходатайством к арбитражному суду о принятии дополнительных мер в целях обеспечения сохранности имущества и об отмене таких мер; д) предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, совершенных должником без согласия собрания (комитета) кредиторов, лиц, предоставивших обеспечение, административного управляющего, а также принятых им решений и о применении последствий заключенных или исполненных должником сделок.

 

2.8.3. Досрочное окончание финансового оздоровления

 

Процедура финансового оздоровления может быть окончена до истечения срока, установленного арбитражным судом.

Основанием досрочного окончания процедуры является погашение должником всех требований кредиторов, которые предусмотрены графиком погашения задолженности.

В этом случае должник представляет отчет административному управляющему о досрочном окончании процедуры финансового оздоровления.

Административный управляющий рассматривает отчет должника, составляет заключение, используя типовую форму заключения, и направляет его кредиторам, требования которых включены в реестр требований кредиторов, в течение 10-дневного срока, исчисляемого со дня получения им отчета. Отчет должен быть направлен также арбитражному суду.

Арбитражный суд рассматривает результаты финансового оздоровления и жалобы кредиторов и выносит определение о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника, если: а) отсутствует непогашенная задолженность перед кредиторами, чьи требования внесены в реестр, и б) жалобы кредиторов признаны необоснованными или отсутствуют.

В случае выявления судом непогашенной задолженности или обоснованных жалоб кредиторов арбитражный суд выносит определение об отказе в прекращении производства по делу.

 

Досрочное прекращение финансового оздоровления

 

Наряду с термином «досрочное окончание» законодатель использует термин «досрочное прекращение», под которым понимается прекращение процедуры по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с невозможностью достижения цели процедуры.

Основаниями досрочного прекращения финансового оздоровления являются:

непредставление в арбитражный суд соглашения об обеспечении исполнения обязательств должника;

неоднократное или существенное (на срок более 15 дней) нарушение сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности.

С ходатайством к арбитражному суду о досрочном прекращении процедуры вправе обратиться собрание кредиторов, обязанность созыва которого возложена на административного управляющего. Законом установлен и срок созыва собрания — в течение 15 дней с момента возникновения основания для досрочного прекращения процедуры.

Должник обязан представить собранию кредиторов отчет о выполнении графика, а при утверждении плана финансового оздоровления — плана.

Административный управляющий обязан представить собранию кредиторов свое заключение о выполнении графика погашения задолженности и плана (при утверждении плана).

Собрание кредиторов вправе обратиться к арбитражному суду с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника несостоятельным (банкротом) и о введении процедуры конкурсного производства (п. 4 ст. 87 Закона).

Арбитражный суд на основании ходатайства собрания кредиторов вправе ввести процедуру внешнего управления, если имеются основания для восстановления платежеспособности должника. При отсутствии таких оснований должник решением арбитражного суда признается несостоятельным и вводится процедура конкурсного производства.

Если ходатайство кредиторов не является обоснованным, а должник надлежащим образом исполняет требования кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, то суд выносит определение об отказе в удовлетворении ходатайства собрания кредиторов.

Досрочное прекращение процедуры допускается также при нарушении графика погашения задолженности, если процедура была введена арбитражным судом вопреки состоявшемуся решению собрания кредиторов об обращении к суду с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника несостоятельным (банкротом) и введении процедуры конкурсного производства. В указанном случае арбитражный суд выносит определение о введении той процедуры, о которой ходатайствовало собрание кредиторов (п. 6 ст. 87 Закона).

 

Окончание финансового оздоровления

 

При отсутствии оснований для досрочного прекращения или досрочного окончания процедуры она завершается в срок, установленный арбитражным судом.

Не позднее одного месяца до установленного судом срока окончания процедуры должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах процедуры. К отчету должны быть приложены:

— баланс должника на последнюю отчетную дату;

— отчет о прибылях и убытках;

— документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Административный управляющий не позднее десяти дней с момента получения им отчета составляет по нему заключение: а) о выполнении графика погашения задолженности; б) об удовлетворении требований кредиторов; в) о выполнении плана финансового оздоровления, если план был утвержден в процедуре финансового оздоровления, и направляет его кредиторам, требования которых включены в реестр, а также в арбитражный суд.

Собрание кредиторов должно быть проведено в том случае, если: 1) не удовлетворены требования кредиторов, включенные в реестр требований, на дату рассмотрения отчета должника; 2) должником не представлен отчет административному управляющему. В этом случае административный управляющий обязан созвать собрание кредиторов, которое правомочно принять решение об обращении с ходатайством к арбитражному суду о введении процедуры внешнего управления или о признании должника несостоятельным (банкротом) и о введении процедуры конкурсного производства.

Арбитражный суд в заседании суда, созванном после получения заключения административного управляющего или ходатайства собрания кредиторов, рассматривает результаты процедуры и жалобы кредиторов на действия должника и административного управляющего.

Арбитражным судом могут быть вынесены следующие судебные акты:

— определение о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника, если в процедуре финансового оздоровления погашены требования кредиторов, включенные в реестр, а жалобы кредиторов отсутствуют или признаны необоснованными;

— определение о введении процедуры внешнего управления при наличии оснований для восстановления платежеспособности должника;

— решение о признании должника несостоятельным (банкротом) при наличии признаков несостоятельности у должника и о введении процедуры конкурсного производства.

 

Литература

 

Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011.

Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2003.

Несостоятельность (банкротство): Научно-практический комментарий новелл законодательства о банкротстве и практики его применения / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2010.

Гришаев С.П., Овчинников А.В. Эволюция правового регулирования института банкротства // СПС «КонсультантПлюс». 2014.

Фурсов Д.А. Рассмотрение и разрешение дел о банкротстве: Учебное пособие. М.: Статут, 2009.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code