2.7. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве: наблюдение

2.7.1. Введение наблюдения

 

Процедурой наблюдения открывается производство по делу о несостоятельности. С 1 июля 2015 г. процедура наблюдения применяется только для юридического лица.

Легальное определение процедуры наблюдения дано в абз. 11 ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»: «…процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов».

В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» определены правила введения процедуры и ее последовательность.

С заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) вправе обратиться должник, конкурсный кредитор, уполномоченный орган (п. 1 ст. 7).

После принятия заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) назначается судебное заседание для проверки обоснованности требований заявителя. После принятия заявления судом должник обязан в течение десяти дней, исчисляемых с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления, направить отзыв на заявление.

Процедура наблюдения вводится арбитражным судом после проверки обоснованности требований заявителя о признании должника несостоятельным (банкротом) в судебном заседании, назначаемом в течение месяца после принятия заявления, и осуществляется под контролем арбитражного суда.

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что процедура наблюдения применяется ко всем должникам, за исключением гражданина (п. 2 ст. 27), кредитной организации (ст. 189.13), ликвидируемого должника (абз. 2 п. 1 ст. 225), отсутствующего должника (абз. 2 п. 1 ст. 228), финансовых организаций в случае возбуждения производства по делу об их несостоятельности (банкротстве) временной администрацией в связи с невозможностью восстановления платежеспособности финансовой организации (п. 2 ст. 183.17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

При обнаружении признаков отсутствующего должника в ходе процедуры наблюдения временный управляющий обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику (п. 3 ст. 227). В этом случае арбитражный суд выносит соответствующее определение.

Дискуссионным являлся вопрос о возможности применения процедуры наблюдения к физическим лицам. Ранее по Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. процедура наблюдения к физическим лицам не применялась. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ на основе анализа ст. ст. 23, 152, 157 и 169 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. пришел к выводу о том, что процедура наблюдения для индивидуальных предпринимателей не вводится (п. 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 августа 1999 г. N 43 «Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в судебной практике») <1>.

———————————

<1> Вестник ВАС РФ. 1999. N 10.

 

В действующем Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» до 1 июля 2015 г. введение процедуры наблюдения предусматривается п. 1 ст. 207; в то же время в ст. 27 указано о применении при рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина процедур конкурсного производства и мирового соглашения, а также иных процедур, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Толкование ст. 27 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» представляется, на наш взгляд, вполне однозначным. Тем не менее в литературе встречаются и иные позиции о применении процедуры наблюдения, связанные с сущностью и назначением процедуры.

М.В. Телюкина и В.Н. Ткачев, сопоставляя ст. ст. 27 и 207 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», признают допустимым не применять процедуру наблюдения к физическим лицам <1>. В.Н. Ткачев обосновывает свой вывод концепцией Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», предполагающей недопущение наложения ареста на имущество должника в период наблюдения, что противоречит норме ст. 207 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливающей наложение ареста <2>. Иное мнение высказывают В.А. Химичев <3>, С.М. Корнеев, А.Е. Шерстобитов <4>.

———————————

<1> См.: Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс»; Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) в Российской Федерации. Правовое регулирование конкурсных отношений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2006. С. 281.

<2> См.: Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 137 — 138.

<3> См.: Химичев В.А. Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве). М.: Волтерс Клувер, 2006.

 

Примечание.

Учебник «Российское гражданское право: В 2 т. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права» (отв. ред. Е.А. Суханов) (том 1) включен в информационный банк согласно публикации — Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

 

<4> Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2010. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. С. 155 (автор главы — С.М. Корнеев в соавторстве с А.Е. Шерстобитовым).

 

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 указывается на необходимость применения процедуры наблюдения и к индивидуальным предпринимателям (п. 60).

В арбитражной практике до 1 июля 2015 г. правоприменители вводят процедуру наблюдения применительно к индивидуальным предпринимателям, основывая свой вывод на том, что ст. 27 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено применение не только конкурсного производства и мирового соглашения, а также и иных процедур, установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» <1>.

———————————

<1> См., например: Постановления ФАС Уральского округа от 20 мая 2008 г. N Ф09-3607/08-С4; ФАС Волго-Вятского округа от 26 мая 2008 г. N А79-5162/2006; ФАС Западно-Сибирского округа от 2 октября 2008 г. N Ф04-6046/2008(12904-А67-22); ФАС Поволжского округа от 20 мая 2008 г. N А65-2994/07-СГ4-31 // СПС «КонсультантПлюс».

 

В случае прекращения индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности дело о его несостоятельности (банкротстве) может быть рассмотрено без введения процедуры наблюдения <1>.

———————————

<1> Определение ВС РФ от 11 сентября 2014 г. N А76-1376/2014 по делу N 309-ЭС14-569 (официально не опубликовано) // СПС «КонсультантПлюс».

 

С 1 июля 2015 г. процедура наблюдения не применяется к физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей. Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 476-ФЗ внесены изменения в гл. X Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) начинается с процедуры реструктуризации долгов. Пунктом 2 ст. 27, ст. 213.2 предусмотрено применение к физическому лицу процедур реструктуризации долгов гражданина, реализации имущества гражданина и мирового соглашения.

Положения § 1.1 гл. X Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 29 декабря 2014 г.) не применяются согласно п. 2 ст. 213.1 к отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) крестьянского (фермерского) хозяйства.

Между тем в § 3 гл. X регулируется несостоятельность как крестьянского (фермерского) хозяйства, не обладающего статусом юридического лица, так и его главы — индивидуального предпринимателя.

В п. 1 ст. 219 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено применение к крестьянскому (фермерскому) хозяйству процедуры наблюдения.

В судебной практике признают несостоятельным (банкротом) главу хозяйства, а в конкурсную массу включают имущество всего хозяйства, однако в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 29 декабря 2014 г.) не осталось положений о возможности введения процедуры наблюдения, если должником признается индивидуальный предприниматель — глава крестьянского хозяйства. На наш взгляд, признавать должником следует все-таки само крестьянское (фермерское) хозяйство как неправосубъектное образование, возможность признания несостоятельным которого предусмотрена Законом и к которому и следует применять процедуру наблюдения.

 

Срок, на который вводится процедура наблюдения

 

Процедура наблюдения продолжается в течение определенного срока. Указанный срок не может превышать семь месяцев с даты принятия заявления (п. 3 ст. 62, ст. 51 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Начало процедуры определено законом и связано с проверкой обоснованности требований заявителя (должника, конкурсного кредитора, уполномоченного органа).

После принятия заявления, которое оформляется определением арбитражного суда, следует рассмотрение обоснованности требований заявителя в судебном заседании в сроки, определенные абз. 2 п. 6 ст. 42 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Должнику предоставлено право направить в 10-дневный срок с момента получения определения о принятии заявления о признании его несостоятельным отзыв, в котором он может изложить доказательства необоснованности предъявленных к нему требований, если заявление подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом (ст. 47), что исключит возбуждение производства по делу о несостоятельности.

Рассмотрение обоснованности требований заявителя производится в судебном заседании, на которое приглашаются заявитель, должник, регулирующий орган и саморегулируемая организация арбитражных управляющих. В том случае, если в ходе судебного заседания арбитражным судом будет установлена обоснованность требований заявителя, суд выносит определение о признании требований заявителя обоснованными и о введении процедуры наблюдения (п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 62 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

По результатам проверки обоснованности требований заявителя может быть вынесено:

— определение о признании требований заявителя обоснованными и о введении процедуры наблюдения;

— определение об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения;

— определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве (п. 3 ст. 48).

Окончание процедуры связано с принятием арбитражным судом решения о признании должника несостоятельным и введении конкурсного производства над имуществом должника при невозможности улучшить финансовое состояние должника, либо определения о введении финансового оздоровления или внешнего управления при наличии оснований для восстановления платежеспособности должника, либо определения об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) на основании ст. 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 51 определено, что срок процедуры наблюдения в отношении индивидуального предпринимателя должен быть минимальным, разумно необходимым с учетом размера задолженности, объема имущества должника и объема осуществляемой им деятельности. При невозможности рассмотрения дела в указанный срок или при наличии других уважительных причин заседание арбитражного суда может быть отложено в пределах срока рассмотрения дела о банкротстве.

Цель наблюдения — обеспечение сохранности имущества должника и анализ его финансового состояния, составление реестра требований кредиторов, проведение первого собрания кредиторов, на котором кредиторы определяют дальнейший ход производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

 

Ограничения и обязанности должника

 

В связи с введением процедуры наблюдения в отношении должника — юридического лица вводятся ограничения по распоряжению принадлежащим ему имуществом в целях его сохранения.

В соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 63 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в период процедуры наблюдения запрещено удовлетворять имущественные требования учредителей — участников юридического лица о выделе доли (пая) в его имуществе в связи с выходом из состава участников. Должник не вправе выкупать размещенные акции или выплачивать действительную стоимость доли (пая). Запрещено выплачивать дивиденды, доходы по долям (паям), а также распределять прибыль между учредителями (участниками) должника (абз. 8 п. 1 ст. 63).

Подобный запрет вполне оправдан в отношении учредителей (участников) юридического лица, поскольку участники юридического лица несут риск убытков в связи с участием в деятельности юридического лица, в том числе и в связи с его несостоятельностью.

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» введены ограничения прекращения денежных обязательств должника зачетом встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная очередность удовлетворения требований кредиторов.

Собственнику унитарного предприятия запрещено изъятие имущества унитарного предприятия. Изъятие имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия допускается по основаниям, предусмотренным законом.

Введение процедуры наблюдения влечет для должника — юридического лица определенные ограничения при совершении им сделок, поскольку в этот период должник вправе совершать сделки, перечисленные в п. 2 ст. 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», лишь с согласия временного управляющего:

— сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

— сделки, связанные с получением и выдачей займов (кредитов);

— сделки, связанные с выдачей поручительства;

— сделки, связанные с выдачей гарантий;

— сделки уступки прав требования;

— сделки по переводу долга;

— сделки по учреждению доверительного управления имуществом должника.

Согласие временного управляющего должно быть выражено в письменной форме.

Органы управления должника — юридического лица, а также собственник имущества унитарного предприятия не вправе принимать определенные решения, указанные в п. п. 3 и 3.1 ст. 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В период наблюдения органы управления должника в соответствии с п. 3 ст. 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не вправе принимать решения:

— о реорганизации;

— о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

— о создании филиалов и представительств должника;

— о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

— о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

— о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;

— об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

— о заключении договоров простого товарищества.

В период процедуры наблюдения органы юридического лица продолжают управлять его делами с учетом ограничений, установленных ст. 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В случае нарушения требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд отстраняет руководителя должника по ходатайству временного управляющего, копии которого должны быть направлены руководителю юридического лица, его учредителям (участникам), представителю собственника имущества унитарного предприятия.

 

Отстранение руководителя должника от должности

 

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует основания и порядок отстранения руководителя юридического лица в процедуре наблюдения (ст. 69).

Основанием отстранения руководителя должника от должности является нарушение руководителем должника требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», установленных в его ст. 69.

Отстранение руководителя должника от должности производится по ходатайству временного управляющего.

Ходатайство временного управляющего об отстранении рассматривается в судебном заседании, о котором уведомляются представитель учредителей (участников) юридического лица, представитель собственника имущества унитарного предприятия. Они же, а также коллегиальные органы управления представляют суду кандидатуру исполняющего обязанности руководителя должника.

Если кандидатура исполняющего обязанности руководителя не будет представлена суду, то возможно возложение обязанностей руководителя на его заместителей, а в случае их отсутствия — на одного из работников должника.

Арбитражный суд выносит определение об отстранении руководителя юридического лица от должности и о возложении на лицо исполнения обязанностей руководителя должника или об отказе в этом (п. 4 ст. 69).

Определение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня его вынесения; также возможно его обжалование в кассационной и надзорной инстанциях (п. 35.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35).

На основании определения арбитражного суда с руководителем юридического лица прекращаются трудовые отношения согласно п. 1 ст. 278 ТК РФ.

Исполняющий обязанности руководителя должника при наличии оснований также может быть отстранен по ходатайству временного управляющего. В этом случае применяется указанный порядок отстранения.

По действующему Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» полномочия единоличного органа юридического лица не переходят к временному управляющему.

Итак, при отстранении единоличного органа юридического лица его волю вовне выражает исполняющий обязанности руководителя, на которого определением арбитражного суда возложено исполнение обязанностей руководителя должника.

Исполняющий обязанности руководителя должника действует от имени юридического лица без доверенности. Его полномочия удостоверяются определением арбитражного суда о возложении на него обязанностей руководителя.

В Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) должны содержаться сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: фамилия, имя, отчество, должность, паспортные данные или данные иных документов, удостоверяющих личность, идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (подп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 29 декабря 2014 г.) <1>). Указанные сведения должны быть внесены в ЕГРЮЛ в течение трех рабочих дней на основании заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по утвержденной форме <2>.

———————————

<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431; Российская газета. 2014. 31 дек. N 299.

<2> Приказ ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» // БНА ФОИВ. 2012. N 44.

 

Временный управляющий. Его права и обязанности

 

В процедуре наблюдения арбитражным судом утверждается временный управляющий.

  1. Права временного управляющего.

Временный управляющий вправе предъявлять в суд от своего имени исковые заявления о признании недействительными сделок и решений юридических лиц, а также требований о применении последствий ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником в процедуре наблюдения с нарушением ст. ст. 63, 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Временный управляющий вправе участвовать в процедуре установления требований кредиторов и предъявлять в течение 15 календарных дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторами возражения относительно заявленных кредиторами требований (п. 2 ст. 71).

Временный управляющий вправе принимать участие в судебных заседаниях по проверке обоснованности представленных должником возражений при установлении требований кредиторов.

Временный управляющий при наличии оснований вправе обращаться с ходатайством к арбитражному суду о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать сделки, не указанные в п. 2 ст. 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», без согласия временного управляющего.

Временный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника и исполняющего обязанности руководителя должника от должности.

Временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.

  1. Обязанности временного управляющего.

Временный управляющий обязан:

— принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

— проводить анализ финансового состояния должника;

— вести реестр требований кредиторов;

— уведомлять кредиторов о введении наблюдения.

Арбитражный управляющий ведет реестр требований кредиторов, если ведение реестра не поручено реестродержателю.

Ведение реестра осуществляется согласно Общим правилам ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов. Арбитражный управляющий ведет реестр кредиторов на бумажном и электронном носителях.

Исчисление 30-дневного срока для предъявления кредиторами требования производится с даты опубликования в официальном печатном издании, определенном регулирующим органом, а не с даты включения сведений в ЕФРСБ (п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35).

Временный управляющий обязан созвать и провести первое собрание кредиторов.

Обязанностью временного управляющего является также представление в арбитражный суд отчета о своей деятельности с приложением документов (п. 7 ст. 12) не позднее пяти дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении о введении процедуры наблюдения.

Временный управляющий оценивает финансовое положение должника, с тем чтобы в судебном заседании арбитражный суд вынес объективное решение о судьбе неплатежеспособного должника.

В ходе процедуры наблюдения прежде всего должен быть произведен анализ финансового состояния должника.

Одной из наиболее важных обязанностей временного управляющего в период наблюдения является проведение общего собрания кредиторов. Собрание должно состояться в срок не позднее 10 дней до даты проведения заседания арбитражного суда, на котором должно быть вынесено решение об окончании процедуры наблюдения.

Арбитражный суд основывает свое решение с учетом мнения конкурсных кредиторов, а также уполномоченных органов, однако арбитражный суд вправе, исходя из публичных интересов, инициировать процедуру внешнего управления или конкурсного производства. Статья 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает основания введения внешнего управления и конкурсного производства по усмотрению суда как при отсутствии решения первого собрания кредиторов, так и вопреки ему.

Процедура наблюдения завершается с момента принятия решения арбитражного суда о признании должника несостоятельным; в этом случае следует введение процедуры конкурсного производства над имуществом несостоятельного должника. Еще одним вариантом завершения процедуры наблюдения является также вынесение определения о введении внешнего управления при наличии достаточных к тому оснований. Наблюдение может завершиться и заключением мирового соглашения.

 

Литература

 

Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011.

Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2003.

Пирогова Е.С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2014.

Попондопуло В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2013.

 

2.7.2. Установление размера требований кредиторов должника

 

В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» урегулирована процедура установления требований кредиторов в производстве по делу о несостоятельности (банкротстве) в процедуре наблюдения (ст. 71).

Процедура установления требований кредиторов носит судебный характер.

Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе участвовать в собрании кредиторов в процедуре наблюдения, если их требования будут установлены и внесены в реестр требований кредиторов.

Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе предъявить требования к должнику в пределах 30-дневного срока с даты опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения. Указанный срок исчисляется с даты опубликования сведений о введении процедуры наблюдения в официальном печатном издании, которое определяется регулирующим органом, а не с даты включения сведений в ЕФРСБ (п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35). Кредиторы направляют требования должнику, временному управляющему и в арбитражный суд, рассматривающий дело о несостоятельности должника.

Срок для предъявления требований кредиторами не подлежит восстановлению. Если кредитор пропустит указанный срок, то он вправе предъявить свое требование к должнику в следующей процедуре (п. 7 ст. 71).

Порядок предъявления и рассмотрения требований кредиторов, установленный ст. 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», к требованиям работников не применяется (п. 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29, п. 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35). Трудовые споры между должником и работником рассматриваются в исковом производстве (абз. 2 п. 11 ст. 16).

В том случае, если арбитражный управляющий самостоятельно в разумный срок не включит требование работника в реестр, то работник или представитель работников должника вправе обратиться с заявлением о включении его требования в реестр (п. 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35).

Определение юридической природы установления требований кредиторов или отказа вызывает определенную сложность.

Г.Ф. Шершеневич сравнивает допущение требования к удовлетворению из конкурсной массы с вынесением судебного решения по спору в исковом производстве <1>.

———————————

<1> См.: Шершеневич Г.Ф. Конкурсное право. 2-е изд. Казань: Типография Императорского университета, 1898. С. 414.

 

Если допустить тождественность их юридической силы, то необходимо признать, по мнению Г.Ф. Шершеневича, возможность принудительного исполнения допущенного к конкурсному удовлетворению требования в рамках исполнительного производства после окончания конкурса <1>, что у него вызывает возражения. «Признание конкурсной претензии имеет своей целью исключительно только допущение кредитора к участию в конкурсной массе» <2>.

———————————

<1> См.: Там же. С. 414 — 415.

<2> Там же. С. 415.

 

Действительно, между должником и кредитором при установлении требования может возникнуть спор, который подлежит разрешению судом, причем в рамках производства по делу о несостоятельности.

Однако кредиторами могут быть предъявлены и бесспорные требования, как не оспариваемые должником, так и такие, по которым спор между должником и кредитором судом уже разрешен и имеется судебное решение, вступившее в законную силу, которое не исполнялось или исполнено не в полном размере вследствие несостоятельности должника.

Кроме того, спор по предъявленному требованию может возникнуть и между кредиторами, когда должник не заявляет возражений по поводу этого требования, а также между кредитором и арбитражным управляющим, кредитором и учредителями (участниками) юридического лица или представителем собственника имущества должника — унитарного предприятия, которые согласно п. 2 ст. 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) вправе предъявить возражения относительно заявленных кредиторами требований.

Поэтому не имеется достаточных оснований отождествлять установление бесспорных требований кредитора с разрешением спора, поскольку установление требований по содержанию представляет иную деятельность суда, хотя можно утверждать о наличии определенных аналогий.

По мнению С.А. Кузнецова, «проверка заключается в разрешении вопроса о спорности или бесспорности каждого из заявленных требований» <1>. Это утверждение не в полной мере соответствует действующему Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)», поскольку в нем не предусмотрен исковой порядок разрешения спора вне процедуры несостоятельности, применявшийся в дореволюционном российском законодательстве.

———————————

<1> Кузнецов С.А. К вопросу о порядке установления требований кредиторами в делах о банкротстве // Правовая политика и правовая жизнь. 2009. N 4. С. 96.

 

Установление требования кредитора означает проверку обоснованности требования и наличие юридических оснований для его включения в реестр требований кредиторов.

Свое требование кредитор может подтвердить как вступившим в законную силу судебным решением, так и иными доказательствами.

Если имеется спор по заявленному требованию, а срок исковой давности истек, то лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе заявить об истечении срока исковой давности согласно абз. 2 п. 2 ст. 71 Закона, а суд вправе отказать в связи с истечением срока исковой давности в установлении требования, равно как и в исковом производстве. Указанное правило применяется в связи с введением конкурсного иммунитета.

Следует учитывать, что разногласия по требованиям кредиторов, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда в части их состава и размера, не подлежат рассмотрению арбитражным судом, а заявления о разрешении таких разногласий подлежат возвращению без рассмотрения, за исключением разногласий, которые связаны с исполнением судебных актов или с их пересмотром <1>.

———————————

<1> Пункт 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 60; Постановление Президиума ВАС РФ от 10 апреля 2012 г. N 16994/11; Определение ВАС РФ от 2 августа 2013 г. N ВАС-17638/11 по делу N А10-5065/2010 // СПС «КонсультантПлюс».

 

Судебное решение, на котором основано заявленное кредитором требование, может быть обжаловано кредиторами или арбитражным управляющим, если права кредиторов нарушены судебным актом, а в случае пропуска срока для обжалования суд вправе его восстановить с учетом того, когда предъявившее жалобу лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов (п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35).

При последующей отмене судебного решения, которым кредитор подтвердил существование своего требования к должнику, постановление об установлении его требований может быть пересмотрено по новым обстоятельствам (п. 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35).

Требование кредитора может быть подтверждено и решением третейского суда; при этом не требуется обязательного наличия определения о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение такого решения, однако против него может быть предъявлено возражение о наличии оснований для отказа в выдаче исполнительного листа, и если наличие этих оснований будет доказано, требование должно устанавливаться как не подтвержденное судебным решением <1>.

———————————

<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 10 апреля 2012 г. N 16994/11 по делу N А40-108901/10-95-503″Б» // СПС «КонсультантПлюс».

 

Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» при возникновении спора между должником и конкурсным кредитором или уполномоченным органом, а также между кредитором, заявившим свое требование, и временным управляющим, а также между кредитором, который предъявляет требование, и другими кредиторами, чьи требования уже предъявлены, между предъявляющим требование кредитором и учредителями (участниками) юридического лица — должника или представителем собственника имущества должника — унитарного предприятия он подлежит разрешению судом, рассматривающим дело о несостоятельности должника.

Возникший спор, по концепции Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», разрешается в производстве по делу о несостоятельности. Спор о праве подлежит разрешению, на наш взгляд, в специальной квазиисковой процедуре, урегулированной ст. 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Процедуры разрешения спора именуются в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35 «обособленными процедурами».

По окончании процедуры арбитражный суд выносит судебный акт — постановление, которое может быть обжаловано в апелляционной и кассационной инстанциях. Правом обжалования постановления об установлении требований кредиторов обладают согласно ст. 257 АПК РФ лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, по правилам которого рассматриваются дела о несостоятельности (банкротстве). Круг лиц, участвующих в деле, определен ст. 34 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Поэтому таким правом, в частности, не обладает представитель учредителей (участников) или единственный учредитель юридического лица (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 сентября 2011 г. N ВАС-11611/11 по делу N А08-5718/2010-22Б <1>).

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

 

Кредиторы, которые обратились в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом), не проходят процедуру установления требования в порядке ст. 71, так как их требования проверяются на предмет обоснованности и подтверждаются вступившим в законную силу решением суда (п. 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 15 декабря 2004 г. N 29).

Следует отметить, что в арбитражной практике не признавалось правомерным увеличение денежной суммы, предъявленной заявителем, если кредитор обращался с требованием о взыскании процентов за пользование денежными средствами за период с даты вынесения судебного решения о взыскании долга и до момента введения процедуры наблюдения, указывалось о невозможности изменения размера установленного при подаче заявления требования <1>.

———————————

<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 22 января 2013 г. N 11469/12 по делу N А70-5049/2011 // СПС «КонсультантПлюс».

 

Однако в абз. 5 п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 декабря 2013 г. N 88 определено, что указанные проценты по требованию, на котором основано заявление кредитора, могут быть включены в реестр по правилам ст. 71.

Вправе ли кредитор изменить предмет или основание заявленного им требования?

Изменение предмета или основания предъявленного кредитором требования означает по существу предъявление нового требования. В этом случае предъявление требования должно происходить в пределах сроков, установленных п. 7 ст. 71, абз. 3 п. 1 ст. 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В Рекомендациях Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа рассматривается возможность увеличения или уменьшения размера требования кредитора без изменения их предмета или основания в пределах сроков, установленных для предъявления требований в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» <1>.

———————————

<1> Рекомендации Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа по вопросам применения норм законодательства о судопроизводстве в арбитражных судах, процессуальных норм законодательства о несостоятельности (банкротстве) и норм законодательства об исполнительном производстве (по итогам заседания, состоявшегося 10 — 11 ноября 2011 г. в г. Екатеринбурге) (в ред. от 26 декабря 2012 г.) // Вестник ФАС Уральского округа. 2011. N 4.

 

Допустим ли отказ кредитора от заявленного им требования?

В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» урегулирован случай отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника несостоятельным. Одновременный отказ влечет, согласно абз. 6 п. 1 ст. 57, прекращение производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

Представляется, что кредитор из частноправового отношения вправе отказаться от заявленного им требования до момента вынесения судебного акта об установлении требования. После вынесения постановления арбитражного суда о включении требования конкурсного кредитора в реестр отказ от требования допустим в рамках заключаемого между должником и его кредиторами мирового соглашения в форме прощения долга или на основании судебного акта.

 

Формирование реестра требований кредиторов

 

Формирование реестра требований кредиторов включает несколько этапов.

Во-первых, о введении процедуры наблюдения временный управляющий обязан опубликовать сведения в печатном средстве массовой информации и в ЕФРСБ.

Собранием кредиторов или комитетом кредиторов может быть принято решение об опубликовании сведений наряду с опубликованием в официальном издании и в иных средствах массовой информации (п. 7 ст. 28). Состав подлежащих опубликованию сведений установлен п. 8 ст. 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Во-вторых, кредиторы должника должны быть уведомлены временным управляющим о введении процедуры наблюдения (абз. 6 ч. 1 ст. 67).

В-третьих, требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов включаются в реестр после их установления.

Ведение реестра осуществляет временный управляющий или реестродержатель. Привлечение реестродержателя обязательно, если число конкурсных кредиторов, включенных в реестр, превышает 500 (абз. 3 п. 2 ст. 16).

Арбитражный управляющий ведет реестр на русском языке, используя бумажный и электронный носители. При несоответствии записей приоритет имеют записи на бумажном носителе (п. 2 Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов).

Реестр состоит из трех разделов, в которых содержатся сведения о кредиторах первой, второй и третьей очереди. В каждом разделе применяется самостоятельная нумерация записей.

Реестр представляет собой сброшюрованные и пронумерованные тетради, каждая страница которых подписана арбитражным управляющим (п. 3 Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов).

Третий раздел реестра состоит из четырех частей: в первой части отражены сведения о залогодержателях; во вторую часть включаются сведения о сумме основного долга; в третьей части содержатся сведения о процентах, начисленных на сумму требований кредиторов в ходе процедуры несостоятельности (банкротства); в четвертую часть вносятся сведения о требованиях кредиторов по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, а также о взыскании неустоек (штрафов, пеней), иных финансовых санкций.

Требование конкурсного кредитора и уполномоченного органа вносится в реестр на основании определения арбитражного суда о включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов, в котором установлены состав, размер и очередность удовлетворения требований кредитора. Указанное определение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано (абз. 2 п. 5 ст. 71).

Требования работников о выплате выходного пособия и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, вносятся в реестр арбитражным управляющим или реестродержателем на основании представления арбитражного управляющего, а исключаются на основании судебного акта (абз. 2, 3 п. 6 ст. 16).

Разногласия между представителем работников должника и арбитражным управляющим, связанные с очередностью, составом и размером требований о выплате выходных пособий и об оплате труда по трудовому договору, рассматриваются по правилам ст. 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»; трудовые споры разрешаются в суде общей юрисдикции.

 

Нормативные правовые акты и федеральные стандарты, регулирующие формирование реестра кредиторов должника

 

Ведение реестра требований кредиторов регулируется ст. 16 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в которой отражены основные правила ведения реестра кредиторов, основания внесения записей в реестр, порядок разрешения разногласий, возникающих между арбитражным управляющим и кредитором.

Правила ведения реестра отражены в Общих правилах ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, которые соответствовали редакции Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» до 30 декабря 2008 г.

Нормы Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, касающиеся порядка внесения в реестр требований кредиторов первой и второй очереди, а также залогодержателей, не соответствуют действующему Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)».

Не требуется в реестре отражать ссылки по требованиям кредиторов первой и второй очереди во взаимосвязи с требованиями кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом, поскольку удовлетворение требований кредиторов первой и второй очереди не зависит от времени возникновения залогового обязательства.

Арбитражный управляющий при ведении реестра должен соблюдать Типовую форму реестра. В Типовую форму реестра требований кредиторов включены сведения, которые должны быть внесены арбитражным управляющим в реестр.

Кроме того, Министерством экономического развития РФ утверждены Методические рекомендации по заполнению Типовой формы реестра требований кредиторов, которые содержат общие рекомендации для всех разделов реестра; в них отражены особенности ведения реестра для каждого из разделов, а также даны рекомендации по заполнению полей реестра, передаче реестра и о закрытии реестра.

 

Литература

 

Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011.

Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2003.

Попондопуло В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2013.

Шевченко И.М. О правах кредиторов по делу о банкротстве, чьи права приняты к производству, но не установлены определением арбитражного суда // Арбитражные споры. 2014. N 2.

Стрельникова М.В. Возможность увеличения кредиторами размера требований по делам о банкротстве и его правовые последствия // СПС «КонсультантПлюс». 2014.

 

2.7.3. Анализ финансового состояния должника

 

Обязанность проведения временным управляющим анализа финансового состояния должника предусмотрена ст. 67 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Анализ финансового состояния должника в процедуре наблюдения проводится в целях определения достаточности имущества для возмещения судебных расходов по делу о несостоятельности, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника (п. 1 ст. 70).

В Правилах проведения арбитражным управляющим финансового анализа определены цели проведения анализа финансового состояния должника, его финансовой и хозяйственной деятельности, а также инвестиционной деятельности и положения на товарных и иных рынках для всех процедур несостоятельности (банкротства):

а) для подготовки предложения о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника и обоснования целесообразности введения соответствующей процедуры несостоятельности (банкротства);

б) для определения возможности покрытия за счет имущества должника судебных расходов по делу о несостоятельности (банкротстве) должника;

в) для подготовки плана внешнего управления;

г) для подготовки предложения об обращении с ходатайством в арбитражный суд о прекращении санационной процедуры и переходе к конкурсному производству;

д) для подготовки предложения об обращении с ходатайством в арбитражный суд о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению согласно ст. 146 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Финансовый анализ проводится на основании документов, указанных в п. 4 Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа.

Временный управляющий использует результаты ежегодной инвентаризации, которую проводил должник (п. 3 Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа).

Если ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат обязательному аудиту, то и анализ финансового состояния должника проводится временным управляющим на основании документов, достоверность которых подтверждена аудитором.

Обязательный аудит проводится в случаях, установленных ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 1 декабря 2014 г.) <1>.

———————————

<1> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 15; 2014. N 49 (ч. IV). Ст. 6912.

 

Временный управляющий привлекает аудитора в тех случаях, когда у должника отсутствуют документы, достоверность которых подтверждена аудитором.

Оплата услуг аудитора осуществляется за счет средств должника (абз. 2 п. 2 ст. 70). Оплата услуг аудитора производится в размере фактических затрат (п. 2 ст. 20.7).

В остальных случаях анализ финансового состояния должника временный управляющий должен сделать лично, не привлекая других специалистов, поскольку он должен действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. В тех случаях, когда временный управляющий действует недобросовестно, оплата услуг привлеченных им лиц не должна производиться за счет средств должника <1>.

———————————

<1> См., например: Определения ВАС РФ от 29 октября 2012 г. N ВАС-13339/12 по делу N А56-7782/2010; от 24 февраля 2012 г. N ВАС-2020/12 по делу N А45-17660/2010 // СПС «КонсультантПлюс».

 

При проведении финансового анализа должника арбитражный управляющий рассчитывает коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности должника:

— коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника (коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент текущей ликвидности, степень платежеспособности по текущим обязательствам);

— коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость должника (коэффициент автономии (финансовой независимости)), коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, долю просроченной кредиторской задолженности в пассивах, показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам;

— коэффициенты, характеризующие деловую активность должника (рентабельность активов, норма чистой прибыли).

Анализ хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности должника, его положения на рынках предполагает анализ внешних и внутренних условий деятельности, анализ данных о поставщиках и потребителях, т.е. о контрагентах должника.

Арбитражный управляющий проводит анализ активов и пассивов должника (приложение N 3 к Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа), а также анализ возможности безубыточной деятельности должника в соответствии с требованиями, установленными в Правилах проведения арбитражным управляющим финансового анализа (приложение N 4 к Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа).

В результате произведенного анализа временный управляющий должен сделать вывод о возможности (невозможности) покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также вывод о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника.

Анализ финансового состояния должника, обоснование выводов, которые должен сделать временный управляющий, отражаются в заключении о финансовом состоянии должника.

Временный управляющий должен самостоятельно принять решение об утверждении заключения о финансовом состоянии должника и подписать его.

В п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 60 уточняется круг полномочий, которые не могут быть переданы третьим лицам, а именно принятие решения об утверждении и подписание заключения о финансовом состоянии должника.

Заключение должно быть представлено временным управляющим за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении о введении процедуры наблюдения (п. 2 ст. 67 Закона).

Действия арбитражного управляющего по проведению финансового анализа могут быть обжалованы участниками производства по делу о несостоятельности (банкротстве) <1>.

———————————

<1> См., например: дело N А76-16112/2009.

 

Определение возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника

 

Временный управляющий на основании анализа финансового состояния должника, результатов инвентаризации имущества должника (при их наличии), анализа документов о государственной регистрации прав собственности определяет возможность или невозможность восстановления платежеспособности должника.

Обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника временного управляющего прилагается к отчету о деятельности временного управляющего, представляемому арбитражному суду за пять дней до даты судебного заседания, указанной в определении о введении процедуры наблюдения (абз. 5 п. 2 ст. 67).

 

Обоснование целесообразности введения последующей процедуры банкротства в отношении должника

 

На основании проведенного временным управляющим анализа финансового состояния должника временный управляющий представляет экономическое обоснование целесообразности введения последующей процедуры несостоятельности (банкротства).

В судебном заседании по окончании процедуры наблюдения арбитражный суд выносит определение о введении санационных процедур (финансовое оздоровление или внешнее управление), если имеются основания для восстановления платежеспособности должника; при наличии признаков несостоятельности (банкротства) и невозможности восстановления платежеспособности — решение о признании должника несостоятельным и введении процедуры конкурсного производства, если первым собранием кредиторов не принято решения о заключении мирового соглашения.

 

Выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства должника

 

Порядок проверки наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства регулируется Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855.

Руководители, учредители (участники) юридического лица, индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к уголовной ответственности за фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ). Введена уголовная ответственность за фиктивное банкротство и для граждан Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 476.

Проверка проводится за период не менее двух лет, предшествующих возбуждению дела о несостоятельности (банкротстве) должника, а также за период проведения процедур несостоятельности.

Проверка признаков преднамеренного банкротства проводится в два этапа. На первом этапе арбитражный управляющий анализирует значения и динамику коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, в соответствии с Правилами проведения финансового анализа.

При обнаружении существенного ухудшения показателей по двум и более коэффициентам временный управляющий осуществляет более глубокую проверку на втором этапе, в ходе которого проводится анализ сделок, совершенных должником, а также действий органов управления, которые могли послужить причиной такого ухудшения.

В ходе анализа устанавливается соответствие сделок законодательству РФ, а также выявляются сделки, не соответствующие рыночным условиям, которые послужили причиной неплатежеспособности должника.

Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае обращения с заявлением о признании должника несостоятельным. При этом используются коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника в течение исследуемого периода. При отсутствии признаков несостоятельности по коэффициентам арбитражный управляющий должен сделать вывод о наличии признаков фиктивного банкротства.

Арбитражный управляющий составляет заключение по результатам проведенной им проверки. Требования к заключению установлены п. 14 Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855.

Заключение представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее 10 дней в органы, уполномоченные составлять протоколы об административных нарушениях о фиктивном и преднамеренном банкротстве.

 

Нормативные правовые акты и федеральные стандарты, регулирующие проведение финансового анализа и выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства

 

Анализ финансового состояния должника регулируется ст. 70 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в которой определены цели проведения анализа в процедуре наблюдения и порядок проведения анализа финансового состояния должника.

Анализ финансового состояния должника регламентирован Правилами проведения финансового анализа, в которых определены принципы и условия проведения анализа, состав сведений, используемых при проведении анализа, представлены коэффициенты, которые должен рассчитать арбитражный управляющий, и выводы, которые должен сделать арбитражный управляющий в результате проведенного анализа.

Федеральные стандарты, регулирующие проведение финансового анализа, находятся в стадии разработки. Подготовлено несколько проектов федерального стандарта анализа финансового состояния должника.

Проверка арбитражным управляющим наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства регулируется Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855.

 

Литература

 

Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. // СПС «КонсультантПлюс». 2014.

Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011.

Фурсов Д.А. Рассмотрение и разрешение дел о банкротстве: Учебное пособие. М.: Статут, 2009.

Заболоцкая И.В. Особенности и проблемы сбора доказательственной базы в сфере незаконного банкротства: Учебно-методическое пособие. Смоленск, 2010.

Кравчук Е.В. Фиктивность (преднамеренность) банкротства в России. М.: Юстицинформ, 2013.

 

2.7.4. Первое собрание кредиторов

 

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» определен срок проведения первого собрания кредиторов — не позднее чем за 10 дней до окончания процедуры наблюдения (абз. 2 п. 1 ст. 72).

Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были установлены арбитражным судом, рассматривающим дело о несостоятельности (банкротстве) должника, и внесены в реестр требований кредиторов. В первом собрании кредиторов участвуют с правом голоса кредиторы, требования которых обеспечены залогом.

В первом собрании принимают участие без права голоса:

— руководитель должника;

— представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия;

— представитель работников должника;

— представитель органа по контролю (надзору).

Если первое собрание кредиторов проведено после завершения процедуры наблюдения, по вопросам, отнесенным к его компетенции, то к нему применяются нормы ст. ст. 72 — 74 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

 

Созыв, компетенция первого собрания кредиторов

 

Первое собрание кредиторов созывает временный управляющий, определив дату проведения собрания. О дате собрания должны быть уведомлены все участники собрания по почте не позднее чем за 14 дней до даты проведения собрания или иным способом, обеспечивающим получение такого сообщения не позднее пяти дней (п. 1 ст. 72, п. 1 ст. 13 Закона). Если количество участников собрания с правом голоса составляет более 500, то временным управляющим должно быть опубликовано сообщение о проведении собрания. Сообщение о проведении собрания включается временным управляющим в ЕФРСБ (п. 4 ст. 13 Закона).

Компетенция первого собрания кредиторов определена ст. 73 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Первое собрание кредиторов вправе принять решение о введении последующей процедуры несостоятельности (банкротства). В ст. 73 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указывается о принятии решения о введении финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд.

К компетенции первого собрания отнесено также принятие решения об образовании комитета кредиторов, его количественного состава, полномочий, избрании членов комитета кредиторов.

Собрание должно принять решение об определении кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой судом будет утвержден арбитражный управляющий в процедуре, следующей за наблюдением.

Как известно, кредиторы вправе предъявить дополнительные требования к арбитражным управляющим; первое собрание кредиторов вправе принять решение о предъявлении таких требований к кандидатуре арбитражного управляющего, который будет утвержден судом в последующей процедуре.

В том случае, если ведение реестра поручается реестродержателю, собрание принимает решение о выборе реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией.

Решение о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, внесенных в реестр требований кредиторов, и считается принятым при условии согласия с ним всех залогодержателей (п. 1 ст. 150 Закона).

 

Нормативные правовые акты и федеральные стандарты, регулирующие порядок проведения собрания кредиторов

 

Созыв и компетенция, требования к решению первого собрания кредиторов в процедуре наблюдения регулируются ст. ст. 72 — 74 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Участие в собрании с правом голоса и без права голоса определяется п. 1 ст. 12, п. п. 2 и 3 ст. 72 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Порядок подготовки, созыва, регистрации участников собрания и проведения собрания кредиторов регулируется Общими правилами подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов.

Федеральные стандарты проведения первого собрания кредиторов находятся в стадии обсуждения.

 

Решение первого собрания кредиторов

 

Решение о введении последующей процедуры должно содержать предполагаемый срок процедуры, а для процедуры финансового оздоровления — утвержденные план финансового оздоровления и график погашения задолженности (п. п. 1, 2, 3 ст. 74 Закона).

При принятии решения о заключении мирового соглашения в нем должно быть указано о соответствующем решении органов управления должника или об одобрении ими сделки, если она в соответствии с федеральными законами или учредительными документами должна совершаться таким образом, а при участии в сделке третьих лиц — характер заинтересованности третьих лиц (п. 4 ст. 74, п. п. 2, 4 ст. 151 Закона).

 

Окончание наблюдения

 

Если первым собранием кредиторов принято решение о введении последующей процедуры несостоятельности, то арбитражный суд при наличии к тому оснований, предусмотренных законом, принимает соответственно определение о введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления, решение о признании должника несостоятельным и о введении процедуры конкурсного производства, а также утверждает заключенное мировое соглашение (п. 1 ст. 75 Закона).

Если первым собранием не принято решения о применении последующей процедуры, то суд откладывает рассмотрение дела в пределах срока рассмотрения дела о несостоятельности (ст. 51 Закона) и обязывает кредиторов принять решение к установленному судом сроку.

При невозможности отложения рассмотрения дела арбитражный суд по своему усмотрению принимает решения:

а) о введении финансового оздоровления, если учредители (участники) должника, собственник имущества унитарного предприятия, уполномоченный государственный орган или третье лицо (третьи лица) обратились с ходатайством к суду и при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которой должен превышать на 20% размер имеющихся у должника обязательств на дату проведения первого собрания;

б) о введении процедуры внешнего управления при отсутствии оснований для введения процедуры финансового оздоровления и при наличии достаточных оснований для восстановления платежеспособности должника;

в) о признании должника несостоятельным (банкротом) при наличии признаков несостоятельности (банкротства) и введении процедуры конкурсного производства при отсутствии оснований для введения процедур санационного типа.

Арбитражный суд вправе принять решение о введении процедуры финансового оздоровления и вопреки принятому первым собранием кредиторов решению о введении процедуры внешнего управления или конкурсного производства, если учредители (участники) должника, собственник имущества унитарного предприятия, уполномоченный государственный орган или третье лицо (третьи лица) обратились с ходатайством к суду и при условии предоставления банковской гарантии как способа обеспечения исполнения обязательств должника, сумма которой должна превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания, не менее чем на 20% размера имеющихся у должника обязательств, а также при условии установления в графике погашения задолженности начала такого погашения не позднее месяца после введения процедуры и ежемесячного, пропорционального погашения задолженности в течение одного года.

С момента введения последующей процедуры или утверждения мирового соглашения процедура наблюдения прекращается. При невозможности утверждения арбитражного управляющего его полномочия возлагаются арбитражным судом на временного управляющего.

 

Литература

 

Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011.

Макарова Е. Первое собрание кредиторов в деле о банкротстве // Корпоративный юрист. 2009. N 4.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code