Комментарий к ФЗ от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» (Часть 4)

Продолжение

Статья 15. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

 

Комментарий к статье 15

 

  1. В комментируемой статье регламентированы условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Открывает данную статью норма, согласно которой судебные приставы по ОУПДС имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены статьями 15 — 18 комментируемого Закона, применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей. В изложенной норме необходимо отметить следующие моменты.

В пункте 1 комментируемой статьи указано, что право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие имеют судебные приставы по ОУПДС (соответственно, судебные приставы-исполнители таким правом не обладают). Это право судебных приставов по ОУПДС предусмотрено в п. 2 ст. 11 комментируемого Закона. Согласно пункту 1 указанной статьи судебный пристав по ОУПДС обязан проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В пункте 8 ст. 4 комментируемого Закона говорится также о праве старших судебных приставов применять огнестрельное оружие и специальные средства (см. указанные статьи и коммент. к ним).

Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 4 Закона), Приказом ФССП России от 18 апреля 2005 г. N 53 утверждена Программа специальной подготовки работников территориальных органов Федеральной службы судебных приставов к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Пункт 1 комментируемой статьи отсылает как к иным нормам данной статьи, так и к нормам ст. 16, 17 и 18 комментируемого Закона, регламентирующим применение соответственно физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (см. указанные статьи и коммент. к ним). В этом отношении следует отметить, что согласно пункту 4.12 упомянутой выше (см. коммент. к ст. 1 Закона) Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности, утв. Приказом Минюста России от 3 августа 1999 г. N 226, условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия определяются судебным приставом ОУПДС самостоятельно, относительно обстановки и создавшейся ситуации, на основании комментируемого Закона.

  1. В пункте 2 комментируемой статьи установлены следующие обязанности, возлагаемые на судебных приставов при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия:

1) предупредить о намерении применить физическую силу, специальные средства и (или) огнестрельное оружие, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается их применить, достаточно времени для выполнения своих требований.

При этом предусмотрены исключения — это те случаи, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;

2) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным;

3) обеспечить оказание первой помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.

В первоначальной редакции рассматриваемой нормы указывалось на доврачебную, а не на первую помощь. Изменение внесено Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ, которым уточнены понятия первой помощи, а также круг лиц (организаций), обязанных ее оказывать. Первой помощи посвящена статья 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» <183>, согласно ч. 1 которой первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел РФ, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. На основании ч. 2 указанной статьи Приказом Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. N 477н утверждены Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и Перечень мероприятий по оказанию первой помощи <184>. Часть 3 указанной статьи предусматривает, что примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи разрабатываются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и утверждаются в порядке, установленном законодательством РФ.

———————————

<183> www.pravo.gov.ru, 2011, 22 ноября.

<184> РГ. N 115. 2012. 23 мая.

 

ФССП России подготовлено Методическое пособие по оказанию первой помощи лицам, получившим телесные повреждения <185> (утверждено 13 мая 2011 г. N 03-5).

———————————

<185> СПС.

 

  1. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет обязанность судебного пристава сообщать обо всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда.

В случае причинения смерти или ранения вследствие применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав согласно данной норме наряду с указанными лицами обязан также уведомить об этом также прокурора.

В соответствии с рассматриваемой нормой сообщение (уведомление) должно быть произведено в письменной форме в течение 24 часов с момента применения физической силы, специальных средств и (или) огнестрельного оружия.

О прокурорском надзоре за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций см. ст. 19 Закона и коммент. к ней.

  1. В пункте 4 комментируемой статьи установлено, что применение судебными приставами физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не должно создавать угрозу жизни и здоровью присутствующих в суде лиц. При этом указано, что превышение полномочий при применении указанных силы, средств и оружия влечет ответственность, установленную законом. Ответственности судебных приставов, как и надзору и контролю за их деятельностью, посвящена статья 19 комментируемого Закона (см. указанную статью и коммент. к ней). Здесь же необходимо отметить следующее.

В статье 38 УК РФ в отношении такого обстоятельства, исключающего преступность деяния, как причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, предусмотрено, что:

не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер (ч. 1);

превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда (ч. 2).

Среди специальных норм УК РФ, предусматривающих уголовную ответственность за превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, следует назвать: часть 2 ст. 108 — убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление; часть 2 ст. 114 — умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление; статью 286 — превышение должностных полномочий, т.е. совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (в ч. 3 указанной статьи предусмотрена повышенная ответственность за такие деяния, если они совершены: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий). Разъяснения по вопросам, возникающими по делам о превышении должностных полномочий, даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» <186>.

———————————

<186> РГ. N 207. 2009. 30 октября.

 

Статья 16. Применение физической силы

 

Комментарий к статье 16

 

Комментируемая статья регламентирует применение судебными приставами по ОУПДС физической силы, указывая, что ее применение включает и применение боевых приемов борьбы. Условия и пределы применения указанными судебными приставами физической силы определены в ст. 15 комментируемого Закона (см. указанную статью и коммент. к ней).

В рамках данной регламентации определен исчерпывающий перечень случаев физической силы:

для пресечения преступлений и административных правонарушений;

для задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом;

для преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава.

Как следует из данных положений, а также положений п. 1 ст. 17 и п. 1 ст. 18 комментируемого Закона, предусматривающих случаи применения специальных средств, судебные приставы по ОУПДС имеют право применять физическую силу во всех случаях, когда разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

В соответствии с разд. 11 Наставления по физической подготовке (НФП-96) сотрудников органов внутренних дел, утв. Приказом МВД России от 29 июля 1996 г. N 412 <187>, боевые приемы борьбы включают в себя: удары и защиту от ударов; болевые приемы; удушающие приемы; броски, освобождения от захватов и обхватов, пресечение действий вооруженного преступника; способы помощи; способы наружного осмотра; способы связывания и надевания наручников; действия с использованием средств индивидуальной защиты и активной обороны; приемы рукопашного боя с автоматом.

———————————

<187> СПС.

 

Статья 17. Применение специальных средств

 

Комментарий к статье 17

 

  1. В комментируемой статье регламентировано применение судебными приставами по ОУПДС специальных средств. Условия и пределы применения указанными судебными приставами специальных средств определены в ст. 15 комментируемого Закона (см. указанную статью и коммент. к ней).

В пункте 1 комментируемой статьи определен следующий исчерпывающий перечень случаев, в которых судебные приставы по ОУПДС вправе применять специальные средства:

для отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей и находящихся в судебных помещениях граждан, а также на должностных лиц ФССП России в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей (указание на должностных лиц ФССП России введено Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ);

для пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей;

для задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности (такие деяния предусмотрены статьями гл. 16 «Преступления против жизни и здоровья» и 21 «Преступления против собственности» Особенной части УК РФ);

для доставления в органы внутренних дел (до внесения Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ изменения указывалось «в милицию») задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;

для исполнения принудительного привода в суд, к дознавателю службы судебных приставов или судебному приставу-исполнителю лиц, уклоняющихся от выполнения законных требований по явке в суд, к дознавателю службы судебных приставов или судебному приставу-исполнителю (указание на исполнение принудительного привода к дознавателю службы судебных приставов включено Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ);

для препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы России, в специальные учреждения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства и до пунктов пропуска через Государственную границу РФ, когда указанные лица своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим (данные положения введены Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ).

Следует подчеркнуть, что согласно п. 1 комментируемой статьи судебные приставы по ОУПДС вправе применять только те специальные средства, которые имеются на их вооружении.

Порядок обеспечения судебных приставов специальными средствами и перечень видов специальных средств, состоящих на вооружении судебных приставов, в соответствии с п. 4 ст. 18 комментируемого Закона определяются Правительством РФ (см. коммент. к указанной статье).

  1. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает запрет применения специальных средств в отношении следующих групп лиц:

1) в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, т.е. при отсутствии угрозы жизни, здоровью или собственности;

2) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, т.е. лиц, нуждающихся в особой правовой защите.

При этом применительно ко второй из указанных групп лиц предусмотрено изъятие из данного запрета — это случаи оказания такими лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

В отношении несовершеннолетних рассматриваемый запрет согласно п. 2 комментируемой статьи действует в случаях, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу. Наступлением совершеннолетия является достижение восемнадцатилетнего возраста, что закреплено в п. 1 ст. 21 части первой ГК РФ, а также в п. 4 ст. 48, п. 1 ст. 54 и п. 2 ст. 61 СК РФ.

 

Статья 18. Применение огнестрельного оружия

 

Комментарий к статье 18

 

1 — 2. Комментируемая статья регламентирует применение огнестрельного оружия судебными приставами по ОУПДС. Условия и пределы применения указанными судебными приставами огнестрельного оружия определены в ст. 15 комментируемого Закона (см. указанную статью и коммент. к ней).

Пункт 1 комментируемой статьи определяет следующий исчерпывающий перечень случаев, в которых судебные приставы по ОУПДС вправе применять огнестрельное оружие:

для отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов. При этом определено дополнительное условие — когда жизнь и здоровье перечисленных лиц подвергаются опасности;

для пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами;

для отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения, а также на здания, помещения ФССП России (указание на здания и помещения ФССП России введено Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ);

для пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.

В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрен еще один случай применения (как указано в данной норме — использования) огнестрельного оружия — это производство предупредительного выстрела до применения огнестрельного оружия на поражение. В отношении данной нормы представляется уместной аналогия с положением п. 4 ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О полиции» в части того, что предупредительный выстрел производится вверх или в ином безопасном направлении.

Судебные приставы по ОУПДС вправе применять только такое огнестрельное оружие, которое имеется на их вооружении. Данное правило непосредственно в комментируемой статье не закреплено (в отличие от аналогичного правила, предусмотренного в п. 1 ст. 17 комментируемого Закона в отношении применения специальных средств), но, как представляется, оно с очевидностью подразумевается.

  1. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает запрет применения огнестрельного оружия в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, т.е. лиц, нуждающихся в особой правовой защите.

При этом предусмотрено изъятие из данного запрета — это случаи оказания такими лицами вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.

В отношении несовершеннолетних рассматриваемый запрет согласно п. 3 комментируемой статьи действует в случаях, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу. Наступлением совершеннолетия является достижение восемнадцатилетнего возраста, что закреплено в п. 1 ст. 21 части первой ГК РФ, а также в п. 4 ст. 48, п. 1 ст. 54 и п. 2 ст. 61 СК РФ.

  1. В пункте 4 комментируемой статьи федеральный законодатель делегировал Правительству РФ полномочия по определению порядка обеспечения судебных приставов по ОУПДС огнестрельным оружием, перечня видов огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и специальных средств, состоящих на вооружении судебных приставов.

На основании данной нормы изданы Постановления Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1584 «Об утверждении Перечня боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации» <188> и от 2 марта 2000 г. N 180 «Об утверждении норм обеспечения боевым ручным стрелковым и иным оружием, боеприпасами и патронами к нему, специальными средствами, а также средствами радиосвязи службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации» <189> (впоследствии в названия актов внесены изменения).

———————————

<188> СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 296.

<189> СЗ РФ. 2000. N 11. Ст. 1179.

 

На смену названных актов издано Постановление Правительства РФ от 2 октября 2009 г. N 776 «Об обеспечении боевым ручным стрелковым и иным оружием, патронами к нему, специальными средствами, оборудованием и снаряжением Федеральной службы судебных приставов» <190>, которым утверждены:

———————————

<190> СЗ РФ. 2009. N 41. Ст. 4762.

 

Перечень боевого ручного стрелкового и иного оружия, патронов к нему, специальных средств, оборудования и снаряжения Федеральной службы судебных приставов;

нормы обеспечения боевым ручным стрелковым и иным оружием, специальными средствами, оборудованием и снаряжением Федеральной службы судебных приставов;

нормы обеспечения патронами Федеральной службы судебных приставов.

При этом установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного Постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете ФССП России для реализации полномочий в установленной сфере деятельности.

Указанный перечень боевого ручного стрелкового и иного оружия, патронов к нему, специальных средств, оборудования и снаряжения Федеральной службы судебных приставов включает следующее:

  1. I) боевое ручное стрелковое оружие и патроны к нему:

1) пистолеты: а) 9 мм пистолет ПМ (56-А-125); б) 9 мм пистолет ПММ (56-А-125М); в) 9 мм пистолет Ярыгина (6П35); г) 9 мм пистолет П-96М; д) 9 мм пистолет ГШ-18;

2) автоматы и пистолеты-пулеметы: а) 5,45 мм автомат Калашникова АКС-74У (6П26); б) 5,45 мм автомат Калашникова АК-105 (6П47); в) 9 мм пистолет-пулемет ПП-19 «Бизон-2»; г) 9 мм пистолет-пулемет ПП-2000; д) 9 мм пистолет-пулемет ПП-91 «Кедр»;

3) патроны: а) 5,45 мм патрон с пулей со стальным сердечником (7Н6); б) 5,45 мм патрон с пулей со свинцовым сердечником ПРС; в) 5,45 мм патрон с трассирующей пулей (7Т13, 7ТЗМ); г) 5,45 мм патрон холостой (7Х3); д) 5,45 мм холостой модернизированный патрон (7ХЗМ); е) 5,45 мм патрон с пулей с термоупрочненным сердечником (7Н10); ж) 9 мм патрон ПМ (57-Н-181С); з) 9 мм пистолетный патрон с трассирующей пулей ПТ; и) 9 мм пистолетный патрон с экспансивной пулей ПЭ; к) 9 мм пистолетный патрон с пулей повышенной пробиваемости (7Н16); л) 9 мм пистолетный патрон с пулей повышенной пробиваемости (7Н31); м) 9 мм специальный пистолетный патрон с пулей со стальным сердечником СП-10; н) 9 мм специальный пистолетный патрон с пулей со стальным сердечником 7Н29; о) 9 мм патрон с пулей со свинцовым сердечником СП-11; п) 9 мм патрон с пулей со свинцовым сердечником 7Н28; р) 9 мм пистолетный патрон правоохранительных органов (9 x 18ППО); с) 9 мм пистолетный патрон с пулей ПРС, ППС, ПСО (9 x 18ПРС, 9 x 18ППС, 9 x 18ПСО); т) 9 мм пистолетный патрон с пулей ПРС, ППС, ПСО (9 x 19ПРС, 9 x 19ППС, 9 x 19ПСО);

  1. II) учебное оружие:

4) учебные образцы боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, указанных в разд. I данного перечня;

III) специальные средства, оборудование и снаряжение:

5) аэрозольные устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами;

6) электрошоковые устройства и искровые разрядники;

7) палки резиновые;

8) наручники;

9) средства индивидуальной бронезащиты (шлемы защитные, жилеты защитные);

10) противогазы;

11) инструменты и средства для преодоления естественных и инженерных заграждений (кусачки гидравлические, ножницы комбинированные гидравлические, расширители гидравлические, отрыватели петель);

12) средства обнаружения взрывчатых веществ (портативные детекторы паров взрывчатых веществ, обнаружители часовых и электронных взрывателей);

13) стационарные металлообнаружители и портативные металлодетекторы;

14) комплекты средств видеонаблюдения (видеокамеры, многоканальные цифровые видеорегистраторы, мониторы);

15) бинокли ночного видения;

16) средства радиосвязи (базовые радиостанции, мобильно-базовые радиостанции, носимые радиостанции, базовые ретрансляторы);

17) снаряжение комплектное кожаное (ремень поясной, кобура с чехлом под запасную обойму, шнур револьверный, чехлы для наручников, газового баллончика и подвеска для палки резиновой).

В Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» <191>, который согласно преамбуле регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории РФ, ФССП России обозначается в ч. 1 его ст. 5 как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. ФССП России вместе с другими соответствующими федеральными органами исполнительной власти и иными органами охватывается используемым названным Законом понятием «государственные военизированные организации».

———————————

<191> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.

 

В части 3 ст. 5 Федерального закона «Об оружии» предусмотрено, что порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством РФ. Соответствующим актом является Постановление Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314, которым утверждены Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях <192>.

———————————

<192> СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4790.

 

Представляется уместным упомянуть, что Приказом ФССП России от 18 июля 2006 г. N 86 утверждено Положение о порядке награждения, вручения, изъятия наградного оружия и наградном фонде оружия и патронов к нему Федеральной службы судебных приставов <193>. Данный Приказ издан в соответствии со ст. 20.1 Федерального закона «Об оружии» (статья введена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 170-ФЗ <194>), названным выше Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 и Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718 «О награждении оружием граждан Российской Федерации» <195>.

———————————

<193> БНА ФОИВ. 2007. N 7.

<194> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4856.

<195> СЗ РФ. 2005. N 50. Ст. 5304.

 

Статья 19. Ответственность судебных приставов, надзор и контроль за их деятельностью

 

Комментарий к статье 19

 

  1. Пункт 1 комментируемой статьи указывает на возможность обжалования постановления, действия (бездействия) судебного пристава (до внесения Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ изменения говорилось только о действиях судебного пристава). Говоря же более обобщенно о процедурах судебного контроля за деятельностью ФССП России, ее должностных лиц и судебных приставов, следует назвать четыре категории дел, рассматриваемых судами:

1) признание недействующими нормативных правовых актов полностью или в части (по терминологии ГПК РФ), оспаривание нормативных правовых актов (по терминологии АПК РФ);

2) оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих (по терминологии ГПК РФ), оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц (по терминологии АПК РФ);

3) обжалование действий и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство (терминология УПК РФ);

4) пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (по терминологии КоАП РФ), оспаривание решений административных органов о привлечении к административной ответственности (по терминологии АПК РФ).

Предваряя рассмотрение п. 1 комментируемой статьи, следует также отметить, что глава 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержит самостоятельную регламентацию сроков и порядка обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, т.е. главного судебного пристава РФ, главных судебных приставов субъектов РФ, старших судебных приставов, их заместителей и судебных приставов-исполнителей. Соответствующие нормы содержатся в ст. 441 ГПК РФ и ст. 329 АПК РФ (обе статьи в ред. Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ).

Пункт 1 комментируемой статьи основан на положениях ст. 46 Конституции РФ, согласно которым: каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2). В основе рассматриваемого пункта также лежит положение ст. 33 Конституции РФ, предусматривающее, что граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В развитие указанных конституционных положений в ст. 11 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ <196>) в отношении судебной защиты гражданских прав указано следующее: защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (п. 1); защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом; решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде (п. 2).

———————————

<196> СЗ РФ. 2006. N 52. Ч. I. Ст. 5497.

 

Соответственно изложенным нормам в п. 1 комментируемой статьи говорится о двух способах обжалования действий (бездействия) судебного пристава — в судебном порядке и во внесудебном (административном) порядке.

Право на судебное оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закреплено в соответствующих процессуальных нормах — в ч. 1 ст. 254 ГПК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ <197>). Кроме того, это право предусмотрено в ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. Федерального закона от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ) <198>.

———————————

<197> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4197.

<198> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4970.

 

Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума ВС России от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» <199>:

к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина);

к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу гл. 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль;

к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

———————————

<199> РГ. N 27. 2009. 18 февраля.

 

Гражданские дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих рассматриваются судами общей юрисдикции по общим правилам искового производства, предусмотренным ГПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 23 и 25 данного Кодекса. Арбитражными судами дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 22 и 24 данного Кодекса.

Подведомственность судам указанных дел определяется по следующим правилам:

согласно части 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц. При этом в ч. 3 ст. 198 данного Кодекса установлено, что заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов;

в соответствии с ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, и индивидуальных предпринимателей, а с участием граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — только в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами. Во всех иных случаях дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти, решений и действий (бездействия) данных органов и должностных лиц подведомственны судам общей юрисдикции.

В упомянутой выше главе 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве» подведомственность судам дел определена в ч. 2 и 3 ее ст. 128. Так, согласно ч. 2 указанной статьи заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:

1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в п. 5 и 6 ч. 1 ст. 12 названного Закона (это акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, а также акты по делам об административных правонарушениях), в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 названного Закона (это постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа), если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях, не указанных в ч. 2 данной статьи, заявление подается в суд общей юрисдикции.

Как указано в п. 1 комментируемой статьи, обращение с жалобой на постановление, действия (бездействие) судебного пристава к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд. В ГПК РФ и АПК РФ такое правило не закреплено, но подразумевается, поскольку обязательность досудебного урегулирования указанного спора не установлена.

В упомянутой выше главе 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве» подача жалобы в порядке подчиненности регламентирована следующими положениями ее ст. 123 (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ):

жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава (ч. 1);

жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта РФ, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта РФ, в подчинении которого они находятся (ч. 2);

жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя подразделения ФССП России, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава указанного подразделения, на их действия (бездействие) подается заместителю главного судебного пристава Российской Федерации (ч. 2.1);

жалоба на постановление главного судебного пристава субъекта РФ или заместителя главного судебного пристава РФ, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу РФ (ч. 3);

жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются (ч. 4);

должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления (ч. 5);

в случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу (ч. 6);

лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения (ч. 7).

Обжалование действий и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, в т.ч. действий (бездействие) и решений органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, регламентировано нормами гл. 16 УПК РФ. Названная глава наряду с прочим содержит статью 124, определяющую порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа, и статью 125, определяющую судебный порядок рассмотрения жалоб.

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях регламентирован нормами гл. 30 КоАП РФ. Как предусмотрено в ч. 3 ст. 30.1 названной главы (в ред. Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ <200>), постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Рассмотрению дел об оспаривании решений административных государственных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, посвящен § 2 гл. 25 АПК РФ.

———————————

<200> www.pravo.gov.ru, 2014, 15 октября.

 

  1. В пункте 2 комментируемой статьи указано, что судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством РФ. В этом отношении необходимо отметить прежде всего следующее. Традиционно федеральный законодатель называет такие виды юридической ответственности, как дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Дисциплинарная ответственность.

Как следует из положений ст. 22 и 192 ТрК РФ, дисциплинарная ответственность — это ответственность, к которой работодатель вправе привлечь своего работника за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Дисциплинарные взыскания государственных гражданских служащих, каковыми и являются судебные приставы, предусмотрены в ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В соответствии с ч. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ) за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» — «г» п. 3, пунктами 5 и 6 ч. 1 ст. 37 названного Закона.

Административная ответственность.

В части 1 ст. 1.1 КоАП РФ установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Предметы ведения России в области законодательства об административных правонарушениях определены в ст. 1.3 данного Кодекса. Как разъяснялось в п. 1 Постановления Пленума ВС России от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» <201>, применению подлежат только те законы субъектов РФ, которые приняты с учетом положений ст. 1.3 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию России; в частности, законом субъекта РФ не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами РФ.

———————————

<201> РГ. N 80. 2005. 19 апреля.

 

Уголовная ответственность.

Уголовное законодательство РФ согласно ч. 1 ст. 1 УК РФ состоит из данного Кодекса. Там же предусмотрено, что новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в данный Кодекс. Определяя содержание принципа законности, статья 3 УК РФ устанавливает, что: преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только данным Кодексом (ч. 1); применение уголовного закона по аналогии не допускается (ч. 2).

Гражданско-правовая ответственность.

В данном случае можно вести речь о двух видах такой ответственности: во-первых, об ответственности судебного пристава в рамках регресса при возмещении ущерба в соответствии с п. 3 комментируемой статьи и, во-вторых, о материальной ответственности судебного пристава как государственного гражданского служащего.

Как предусмотрено в п. 1 ст. 1081 части второй ГК РФ, лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. Соответственно, в случае если за счет казны России возмещен ущерб, причиненный ненадлежащим исполнением судебным приставом своих обязанностей, то прокурор в интересах России вправе в порядке регресса обратиться в суд с иском к тем судебным приставам, по чьей вине причинен вред. Этот вывод следует по аналогии при обращении к Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года <202>, утв. Постановлением Президиума ВС России от 5 декабря 2008 г., в котором говорится о таком регрессе в случае, если за счет казны России возмещен вред, причиненный ненадлежащим исполнением служебных обязанностей сотрудниками милиции.

———————————

<202> БВС РФ. 2009. N 2.

 

Постольку, поскольку Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не регламентирует материальную ответственность государственного гражданского служащего, по данному вопросу на основании нормы ст. 73 названного Закона следует обращаться к ТрК РФ. Материальная ответственность работника регламентирована главой 39 данного Кодекса, которую открывает статья 238, предусматривающая следующее (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ <203>): работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб; неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат (ч. 1); под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в т.ч. имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ч. 2).

———————————

<203> СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878.

 

  1. В статье 52 Конституции РФ установлено, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В развитие данных конституционных норм в ст. 16 части первой ГК РФ закреплено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в т.ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Россией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. В статье 1069 гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» части второй ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в т.ч. в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же установлено, что вред возмещается за счет соответственно казны России, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ <204> часть первая ГК РФ дополнена статьей 16.1, указывающей, что в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

———————————

<204> www.pravo.gov.ru, 2012, 31 декабря.

 

К этим нормам и отсылает пункт 3 комментируемой статьи, указывая, что ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ. Подобная норма содержится в ч. 2 ст. 119 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, а также в ч. 1 ст. 330 АПК РФ, согласно которой вред, причиненный судебным приставом-исполнителем в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по исполнению исполнительного листа, выданного арбитражным судом, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Предъявление на основании указанных норм иска и рассмотрение этого иска судом осуществляются в соответствии с подведомственностью по общим правилам искового производства. Каких-либо особенностей для предъявления и рассмотрения таких исков ни ГПК РФ, ни АПК РФ не определяют (на это указано и в ч. 2 упомянутой выше ст. 330 АПК РФ). С учетом разъяснений, данных в п. 2 Постановления Пленума ВАС России от 22 июня 2006 г. N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» <205>, ответчиком по такому делу должна признаваться Россия в лице соответствующего финансового органа. Согласно подпункту 1 п. 3 ст. 158 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ <206>) в качестве представителя ответчика по таким искам выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.

———————————

<205> ВВАС РФ. 2006. N 8.

<206> СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2117.

 

Причиненный ущерб подлежит возмещению только при условии того, что действие (решение) или бездействие судебного пристава признаны неправомерными в порядке, установленном законодательством РФ. Об указанном порядке говорилось выше. Разумеется, помимо признания неправомерными действия (решения) или бездействия судебного пристава условиями возмещения вреда является также причинно-следственная связь между этими действием (решением) или бездействием и причиненным вредом.

Размер убытков, подлежащих возмещению, определяется по правилам ст. 15 части первой и ст. 1082 части второй ГК РФ. В соответствии со ст. 1082 данного Кодекса, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (при этом сделана отсылка к п. 2 ст. 15 Кодекса). О понятии убытков, определенном в п. 2 ст. 15 ГК РФ, см. коммент. к ст. 20 Закона. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении КС России от 20 февраля 2002 г. N 22-О <207>, в состав убытков, подлежащих возмещению в порядке ст. 15, 16 и 1069 ГК РФ, входят также расходы на представительство в суде и на оказание юридических услуг.

———————————

<207> Экономика и жизнь. 2002. N 16.

 

Исполнение судебных актов по искам к России, субъекту РФ, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, регламентировано положениями гл. 24.1 «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы российской федерации» БК РФ (глава введена Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ <208>).

———————————

<208> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 8.

 

  1. Пункт 4 комментируемой статьи посвящен осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 Конституции РФ прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Как установлено в ч. 5 указанной статьи, полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. Соответствующим актом является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (полностью изложен в новой редакции Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ) <209>, в п. 1 ст. 1 которого (в ред. Федерального закона от 10 февраля 1999 г. N 31-ФЗ <210>) определено, что прокуратура РФ — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени России надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Как предусмотрено там же, прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. В пункте 2 указанной статьи установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет в т.ч. и надзор за исполнением законов судебными приставами (это положение, касающееся судебных приставов, введено Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. N 31-ФЗ).

———————————

<209> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 8. Ст. 366; СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

<210> СЗ РФ. 1999. N 7. Ст. 878.

 

Соответственно изложенному регулированию в п. 4 комментируемой статьи указано, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также внесением изменений в УПК РФ издано указание Генпрокуратуры России от 12 мая 2009 г. N 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» <211>, в п. 1 которого на заместителей Генерального прокурора РФ, начальников главных управлений и управлений Генпрокуратуры России, прокуроров субъектов РФ, городов, районов и иных территориальных прокуроров возложена обязанность обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами. При этом установлено следующее:

1) мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве;

2) в ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов: законности принимаемых решений; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения;

3) осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения. Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру;

4) при рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, а также использование главными и старшими судебными приставами полномочий по отмене незаконных постановлений подчиненных приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения;

5) не допускать направления в службу судебных приставов жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ. По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о ее полном или частичном удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении;

6) в целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений;

7) обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров;

8) при осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной ст. 77 части первой НК РФ обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста;

9) при выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов РФ с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности;

10) на незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам;

11) в случае неисполнения законных требований прокурора: применять предоставленные ст. 45, 254, 441 ГПК РФ и ст. 198 АПК РФ полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причиненного ими ущерба; возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора);

12) при выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки в следственный орган;

13) обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно-процессуального законодательства. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц. В своей деятельности руководствоваться Приказом Генпрокурора России от 6 сентября 2007 г. N 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»;

14) информировать Генпрокуратуру России о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве в докладах по результатам работы за год.

———————————

<211> СПС.

 

В пункте 2 названного указания Генпрокуратуры России предусмотрено возложение прокурорского надзора в указанной сфере в Генпрокуратуре России:

на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства — в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по ОУПДС, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

на Главное управление по надзору за следствием — в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;

на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью — в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;

на управление по надзору за расследованием особо важных дел — в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом ФССП России.

В указанных подразделениях Генпрокуратуры России предписано ежегодно обобщать состояние законности и прокурорского надзора в своей части.

 

Глава IV. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

 

Статья 20. Страховые гарантии судебным приставам и право на возмещение ущерба

 

Комментарий к статье 20

 

1 — 2. Комментируемая статья согласно ее названию определяет страховые гарантии судебным приставам и предусматривает право судебных приставов на возмещение ущерба. Положения данной статьи аналогичны положениям ст. 20 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» <212> (статья изложена Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ полностью в новой редакции), предусматривающим согласно названию этой статьи материальные компенсации в случае гибели должностного лица, причинения вреда его здоровью, уничтожения или повреждения его имущества в связи с его служебной деятельностью. В указанной статье (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ <213>) говорится о таких должностных лицах, как судья, арбитражный заседатель, присяжный заседатель, судебный исполнитель, должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, сотрудник органа государственной охраны, сотрудник учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Как видно, согласованность указанной статьи с комментируемой статьей отсутствует — в первой говорится только о судебных приставах-исполнителях (причем путем использования устаревшего понятия «судебный исполнитель»), в то время как во второй идет речь как о судебных приставах-исполнителях, так и о судебных приставах по ОУПДС.

———————————

<212> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.

<213> www.pravo.gov.ru, 2011, 9 декабря.

 

В пункте 1 комментируемой статьи установлено, что жизнь и здоровье судебного пристава подлежат обязательному государственному страхованию. В основе данного регулирования лежит общая норма п. 3 ст. 927 гл. 48 «Страхование» части второй ГК РФ, согласно которой законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование).

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (здесь и далее в ред. Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 172-ФЗ) <214> условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

———————————

<214> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 2. Ст. 56; СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4858.

 

Как предусмотрено там же, Федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие:

а) субъекты страхования;

б) объекты, подлежащие страхованию;

в) перечень страховых случаев;

г) минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения;

д) размер, структуру или порядок определения страхового тарифа;

е) срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов);

ж) срок действия договора страхования;

з) порядок определения размера страховой выплаты;

и) контроль за осуществлением страхования;

к) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования;

л) иные положения.

Однако в комментируемой статье предусмотрены не все перечисленные положения. В связи с этим следует признать, что данная статья не полностью соответствует требованиям Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Так, в пункте 1 данной статьи определены лишь следующие из них:

застрахованные лица — судебные приставы;

объекты, подлежащие страхованию, — жизнь и здоровье;

максимальный размер страховой выплаты — 180-кратный размер среднемесячной заработной платы судебного пристава;

источник уплаты страховых взносов — средства федерального бюджета.

Пункт 2 комментируемой статьи определяет перечень страховых случаев и соответствующие им размеры страховых выплат. Так, предусмотрены следующие страховые случаи:

1) гибель (смерть) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью;

2) причинение судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью;

3) причинение судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью.

В указанных случаях страховые суммы подлежат выплате в следующих размерах:

в первом — в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава. Соответственно, страховая сумма выплачивается семье погибшего (умершего) и его иждивенцам;

во втором — в размере, равном 36-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава;

в третьем — в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.

3 — 4. Положения пунктов 3 — 6 комментируемой статьи предусматривают осуществление выплат по возмещению ущерба, причиненного судебному приставу в связи с его профессиональной деятельностью. В основе данных положений лежит общая норма ст. 1084 части второй ГК РФ (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ <215>), указывающая, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» данного Кодекса, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

———————————

<215> СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 901.

 

В пунктах 3 и 4 комментируемой статьи установлены следующие случаи, в которых выплачивается компенсация:

причинение судебному приставу в связи с его профессиональной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью;

гибель (смерть) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда его здоровью в связи с его служебной деятельностью.

В первом случае судебному приставу ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между его среднемесячной заработной платой и назначенной ему в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию.

Во втором случае нетрудоспособным членам семьи судебного пристава, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью заработной платы погибшего (умершего) и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию. При этом установлено, что для определения указанной части заработной платы среднемесячная заработная плата погибшего (умершего) делится на число членов семьи, находившихся на его иждивении, в т.ч. трудоспособных.

В целях реализации комментируемой статьи издан Приказ Минюста России от 4 апреля 2008 г. N 81 «Об организации работы по выплатам компенсаций в случае гибели (смерти), причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью судебного пристава» <216>, которым утверждено Положение об организации работы по выплатам компенсаций в случае гибели (смерти), причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью судебного пристава. Названное Положение содержит два раздела, регламентирующие оформление и выплату денежной компенсации соответственно в случае причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его профессиональной деятельностью и в случае гибели (смерти) судебного пристава, произошедшей в период прохождения службы либо после увольнения.

———————————

<216> РГ. N 88. 2008. 23 апреля.

 

В отношении оформления и выплаты денежной компенсации в случае причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его профессиональной деятельностью названным Положением предусмотрено следующее:

в случае причинения судебному приставу в связи с его профессиональной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, он для выплаты компенсации подает в кадровое подразделение территориального органа ФССП России письменное заявление на имя руководителя территориального органа ФССП России, в котором он проходил службу (п. 1);

комиссией, создаваемой из числа государственных служащих кадрового, юридического и финансового подразделений соответствующего территориального органа ФССП России (обозначается по тексту как «Комиссия»), документы (в т.ч. заверенная копия определенной формы справки, подтверждающей факт установления инвалидности; копия приказа об увольнении по состоянию здоровья; справка о размере назначенной пенсии по инвалидности) рассматриваются не позднее 10 дней со дня поступления заявления с указанными документами, а в случае необходимости представления дополнительных документов — в течение месяца. Комиссия проверяет полноту и подлинность представленных государственным служащим документов и может запрашивать иные документы, необходимые для принятия объективного решения, в том числе от других организаций (п. 2);

по результатам рассмотрения территориальным органом ФССП России издается соответствующий приказ, который является основанием для компенсационных выплат. В приказе указывается лицо, которому назначается денежная компенсация, ее размеры и сроки выплаты (п. 3);

копия приказа территориального органа ФССП России о выплате денежной компенсации или мотивированный письменный отказ в этом вручается (высылается) подавшему заявление судебному приставу в десятидневный срок со дня принятия решения (п. 4);

в случае изменения размера денежного содержания государственных служащих и (или) размера назначенной пенсии размер денежной компенсации подлежит перерасчету (п. 5);

выплата сумм денежной компенсации, а также организация ее доставки или пересылки осуществляются территориальным органом ФССП России, в котором государственный служащий проходил службу до увольнения, за счет средств федерального бюджета. Выплата производится ежемесячно в дни выдачи заработной платы за вторую половину месяца (п. 6);

основанием для отказа в выплате компенсаций являются только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в причинении телесных повреждений судебному приставу, которым установлено, что эти события не связаны со служебной деятельностью судебного пристава (п. 7).

В отношении оформления и выплаты денежной компенсации в случае гибели (смерти) судебного пристава, произошедшей в период прохождения службы либо после увольнения, названное Положение предусматривает следующее:

в случае гибели (смерти) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда его здоровью в связи с его служебной деятельностью, нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью заработной платы погибшего (умершего) и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца, без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию. Для определения указанной части заработной платы среднемесячная заработная плата погибшего (умершего) делится на число членов семьи, находившихся на его иждивении, в т.ч. трудоспособных (п. 8);

по факту гибели (смерти) судебного пристава кадровым подразделением соответствующего территориального органа ФССП России проводится служебная проверка обстоятельств гибели (смерти) и составляется заключение (п. 9);

документы служебной проверки рассматриваются Комиссией не позднее 10 дней с момента ее завершения или поступления дополнительных документов. Для принятия решения о назначении выплаты компенсации к документам служебной проверки прилагаются следующие документы: а) заявление о выплате денежной компенсации; б) выписка из приказа о прекращении служебного контракта в случае смерти (гибели) государственного служащего и об исключении государственного служащего из реестра государственных служащих; в) заключение служебной проверки по факту гибели (смерти); г) копия свидетельства о смерти государственного служащего; д) справка о размере назначенной пенсии по случаю потери кормильца; е) копии свидетельств о рождении детей; ж) иные документы, необходимые для принятия объективного решения (п. 10);

по результатам рассмотрения территориальным органом ФССП России издается соответствующий приказ, который является основанием для соответствующих выплат. В приказе указываются нетрудоспособные члены семьи судебного пристава, находившиеся на его иждивении, которым назначается денежная компенсация, ее размеры и сроки выплаты (п. 11);

копия приказа территориального органа ФССП России о выплате денежной компенсации или мотивированный письменный отказ в этом вручаются (высылаются) заинтересованным лицам в десятидневный срок со дня принятия решения (п. 12);

в случае изменения размера денежного содержания государственных служащих и (или) размера назначенной пенсии размер денежной компенсации подлежит перерасчету (п. 13);

основанием для рассмотрения вопроса о выплате сумм денежной компенсации в случае смерти судебного пристава после увольнения является смерть государственного служащего после увольнения с государственной службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Основанием для издания приказа о выплате денежной компенсации являются документы служебной проверки, представляемые для принятия решения о выплате компенсации в случае гибели (смерти) судебного пристава, произошедшей в период прохождения службы (п. 14);

выплата сумм денежной компенсации, а также организация ее доставки или пересылки осуществляются территориальным органом ФССП России, в котором государственный служащий проходил службу до увольнения, за счет средств федерального бюджета. Выплата производится ежемесячно в дни выдачи заработной платы за вторую половину месяца (п. 15);

основанием для отказа в выплате компенсаций являются только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) судебного пристава, которым установлено, что эти события не связаны со служебной деятельностью судебного пристава (п. 16).

  1. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает, что ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судебному приставу или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью, подлежит возмещению ему или членам его семьи. При этом в данной норме указано, что ущерб подлежит возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, а также что ущерб возмещается в установленном законодательством РФ порядке.

Определение понятия «упущенная выгода» охватывается следующим определением «убытки», данным в п. 2 ст. 15 части первой ГК РФ: под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как разъяснено в Постановлении Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» <217>:

при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п. (п. 10);

размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено. В частности, по требованию о возмещении убытков в виде неполученного дохода, причиненных недопоставкой сырья или комплектующих изделий, размер такого дохода должен определяться исходя из цены реализации готовых товаров, предусмотренной договорами с покупателями этих товаров, за вычетом стоимости недопоставленного сырья или комплектующих изделий, транспортно-заготовительных расходов и других затрат, связанных с производством готовых товаров (п. 11).

———————————

<217> РГ. N 152. 1996. 13 августа.

 

В качестве акта, определяющего порядок возмещения судебным приставам ущерба, причиненного уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судебному приставу или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью, представляется допустимым рассматривать Постановление Правительства РФ от 27 октября 2005 г. N 647 «О возмещении судьям, должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов или членам их семей ущерба, причиненного уничтожением или повреждением их имущества в связи со служебной деятельностью» <218>, изданное на основании упомянутого выше Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

———————————

<218> СЗ РФ. 2005. N 44. Ст. 4568.

 

Названным Постановлением:

утверждены Правила возмещения судьям, должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов или членам их семей ущерба, причиненного уничтожением или повреждением их имущества в связи со служебной деятельностью;

установлено, что при одновременном возникновении нескольких предусмотренных законодательством РФ оснований для возмещения ущерба, причиненного уничтожением или повреждением имущества, указанное возмещение осуществляется по одному основанию по выбору лица, которому принадлежало уничтоженное (принадлежит поврежденное) имущество.

  1. В пункте 6 комментируемой статьи установлено, что предусмотренные пунктами 3 — 5 данной статьи выплаты по возмещению ущерба производятся за счет средств федерального бюджета. Как представляется, это положение утратило значительную часть своей самостоятельности после того, как Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ обеспечение деятельности службы судебных приставов отнесено к расходным обязательствам России без права направления на эти цели средств бюджетов других уровней (см. коммент. к ст. 22 Закона).
  2. Пункт 7 комментируемой статьи определяет единственное основание для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций в случаях, предусмотренных данной статьей. Таким основанием являются только такой приговор или такое постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) судебного пристава или причинении ему телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего ему имущества, которыми установлено, что эти события не связаны со служебной деятельностью судебного пристава.

Соответственно, связь таких событий со служебной деятельностью судебного пристава презюмируется и эта презумпция может быть преодолена только указанными приговором или постановлением суда. Необходимо подчеркнуть, что речь идет только о судебных актах, т.е. актами иных органов или должностных лиц (например, постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным должностным лицом органа исполнительной власти) названная презумпция устранена быть не может.

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code