Комментарий к ФЗ от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» (Часть 3)

Продолжение

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

 

Статья 7. Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по организации деятельности службы судебных приставов

 

Комментарий к статье 7

 

1 — 2. Комментируемая статья в первоначальной редакции в рамках определения полномочий органов юстиции России по организации деятельности службы судебных приставов предусматривала следующее: Минюст России осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов через главного судебного пристава РФ (п. 1); органы юстиции субъектов РФ осуществляют организационное и методическое руководство деятельностью соответствующих служб судебных приставов через главных судебных приставов субъектов РФ (п. 2).

В условиях действия данной редакции в целях совершенствования организационного и методического руководства деятельностью служб судебных приставов территориальных органов Минюста России был издан Приказ Минюста России от 9 августа 2000 г. N 239 «Об организационном и методическом руководстве деятельностью служб судебных приставов территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации» <155>, который утратил силу в связи с образованием ФССП России в соответствии с Приказом Минюста России от 22 июня 2006 г. N 227 «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства юстиции Российской Федерации» <156>.

———————————

<155> Бюллетень Минюста РФ. 2001. N 7.

<156> Бюллетень Минюста РФ. 2006. N 10.

 

Комментируемая статья изложена полностью в новой редакции Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ, которым, как говорилось выше (см. коммент. к ст. 5 Закона), создана законодательная основа образования ФССП России. В результате в данной статье содержится один пункт, регламентирующий только полномочия Минюста России по организации деятельности службы судебных приставов. При этом прямо указано, что ФССП России находится в ведении Минюста России.

Согласно действующей редакции комментируемой статьи такими полномочиями Минюста России являются, во-первых, осуществление координации и контроля деятельности ФССП России и, во-вторых, принятие нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности ФССП России.

То, что Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему ФССП России, закреплено в п. 2 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (здесь и далее в ред. Указа Президента РФ от 14 июля 2008 г. N 1079).

В общем виде функция федерального министерства по осуществлению координации и контроля деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств установлена в подп. «г» п. 3 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Как предусмотрено в названном Указе (в ред. Указа Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 <157>), в этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции (здесь не приведены положения в части федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ):

утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

вносит в Правительство РФ по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;

вносит в Минфин России предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства РФ;

во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение.

———————————

<157> СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290.

 

Приказом Минюста России от 27 октября 2009 г. N 361 «Об организации проверок в подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных службах, осуществлении координации и контроля их деятельности» <158> утверждены Инструкция об организации и проведении плановых проверок деятельности подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных служб и Инструкция об организации и проведении проверок по жалобам граждан и организаций на действия (бездействие) и решения подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных служб и их должностных лиц.

———————————

<158> РГ. N 226. 2009. 27 ноября.

 

Полномочие Минюста России по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности ФССП России, закреплено также в п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313, согласно которому Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов. Об издании федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов см. коммент. к ст. 2 Закона.

 

Статья 8. Полномочия главного судебного пристава Российской Федерации

 

Комментарий к статье 8

 

  1. В комментируемой статье определены полномочия главного судебного пристава РФ. Данная статья в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ изложена полностью в новой редакции. В действующей редакции п. 1 комментируемой статьи указано, что главный судебный пристав РФ возглавляет ФССП России. Как представляется, данное правило также следует из нормы ч. 1 ст. 6 комментируемого Закона, согласно которой руководитель ФССП России (главный судебный пристав РФ) назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

Как предусмотрено в п. 9 упомянутого выше (см. коммент. к ст. 5 Закона) Положения о Федеральной службе судебных приставов, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 (в ред. Указа Президента РФ от 5 мая 2010 г. N 552):

ФССП России возглавляет директор ФССП России — главный судебный пристав РФ (обознается по тексту как «директор»), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ;

директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий;

директор имеет заместителей директора ФССП России — заместителей главного судебного пристава РФ, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ;

количество заместителей директора устанавливается Президентом РФ.

Действующий директор ФССП России — главный судебный пристав РФ Парфенчиков Артур Олегович назначен Указом Президента РФ от 29 декабря 2008 г. N 1877 «О директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации» <159>, а действующий первый заместитель директора ФССП России — первый заместитель главного судебного пристава РФ Сазанов Сергей Владимирович — Указом Президента РФ от 24 января 2006 г. N 41 «О назначении на должность работников Федеральной службы судебных приставов» <160>.

———————————

<159> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 118.

<160> СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 529.

 

Действующие заместители директора ФССП России — заместители главного судебного пристава РФ назначены: Воронин Владимир Васильевич — Указом Президента РФ от 16 марта 2007 г. N 358 «О заместителе директора Федеральной службы судебных приставов — заместителе главного судебного пристава Российской Федерации» <161>; Игнатьева Татьяна Павловна — Указом Президента РФ от 17 апреля 2009 г. N 423 «О заместителе директора Федеральной службы судебных приставов — заместителе главного судебного пристава Российской Федерации» <162>; Мулов Владимир Николаевич — Указом Президента РФ от 9 ноября 2007 г. N 1488 «О заместителе директора Федеральной службы судебных приставов — заместителе главного судебного пристава Российской Федерации» <163>; Степаненко Рустам Алиевич — Указом Президента РФ от 14 октября 2012 г. N 1371 «О заместителе директора Федеральной службы судебных приставов — заместителе главного судебного пристава Российской Федерации» <164>.

———————————

<161> СЗ РФ. 2007. N 12. Ст. 1399.

<162> СЗ РФ. 2009. N 16. Ст. 1928.

<163> СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5569.

<164> www.pravo.gov.ru, 2012, 16 октября.

 

  1. Пункт 2 комментируемой статьи содержит перечень полномочий главного судебного пристава РФ. Этот перечень сформулирован открытым. Согласно последнему абзацу данного пункта главный судебный пристав РФ осуществляет и иные полномочия, предусмотренные комментируемым Законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Как говорилось выше, комментируемая статья излагалась Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней редакции статьи (т.е. в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ) устанавливалось, что главный судебный пристав РФ:

осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов;

в пределах установленной компетенции издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности ФССП России, обязательные для исполнения всеми сотрудниками этой службы;

в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру службы судебных приставов;

осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение службы судебных приставов;

рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности;

несет предусмотренную законодательством РФ ответственность за выполнение задач, возложенных на службу судебных приставов.

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ пункт 2 комментируемой статьи дополнен положениями, предусматривающими такие полномочия главного судебного пристава РФ, как:

определение порядка организации деятельности судебных приставов в области обеспечения установленного порядка деятельности судов и охраны зданий, помещений судов (введено в дополнение к положению об осуществлении контроля за обеспечением установленного порядка деятельности судов и охраны зданий, помещений судов);

определение тактики проведения исполнительно-розыскных действий (введено в дополнение к положению об осуществлении контроля за деятельностью должностных лиц ФССП России, осуществляющих розыск должника, его имущества или розыск ребенка). При этом исключено введенное ранее Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ указание на розыск на основании судебного акта гражданина — ответчика по гражданскому делу;

установление порядка служебных взаимоотношений судебных приставов и иных должностных лиц ФССП России и их служебной дисциплины с учетом особенностей прохождения государственной службы, предусмотренных законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами;

совершение отдельных исполнительных действий в случае необходимости при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Положение, предусматривающее полномочие главного судебного пристава РФ по определению порядка формирования и ведения банков данных, необходимых для выполнения задач, возложенных на судебных приставов, введено в п. 2 комментируемой статьи Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 196-ФЗ, которым одновременно Федеральный закон «Об исполнительном производстве» дополнен статьей 6.1 «Банк данных в исполнительном производстве». Как предусмотрено в ч. 1 указанной статьи, ФССП России создает и ведет, в т.ч. в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Порядок создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде утвержден Приказом ФССП России от 12 мая 2012 г. N 248 <165>.

———————————

<165> РГ. N 203. 2012. 5 сентября.

 

В соответствии с п. 10 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 (в ред. Указа Президента РФ от 6 декабря 2013 г. N 893 <166>), директор ФССП России — главный судебный пристав РФ:

1) распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц ФССП России по решению оперативных, организационных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, относящихся к компетенции ФССП России;

2) организует работу центрального аппарата ФССП России;

3) вносит (представляет) Министру юстиции РФ:

проект положения о ФССП России;

проект типового положения о территориальном органе;

предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников, в т.ч. федеральных государственных гражданских служащих, центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей директора и руководителей территориальных органов — главных судебных приставов субъектов РФ;

ежегодный план и основные показатели деятельности ФССП России, а также отчет об исполнении плана;

предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

предложения о принятии на вооружение ФССП России образцов специальной техники и специальных средств для последующего представления в Правительство РФ;

доклад о результатах деятельности ФССП России по реализации законодательства РФ в установленной сфере деятельности;

предложения о заключении международных договоров РФ и соглашений в установленной сфере деятельности;

проекты нормативных правовых актов и других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

предложения о представлении к награждению государственными наградами РФ, Почетной грамотой Президента РФ и к поощрению в виде объявления благодарности Президента РФ работников центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также лиц, оказывающих содействие ФССП России в решении возложенных на нее задач;

предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений, обеспечивающих деятельность ФССП России, для последующего представления в Правительство РФ;

4) утверждает:

структуру и штатное расписание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов в пределах установленных Президентом РФ численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

смету расходов на содержание работников ФССП России в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

положения о структурных подразделениях центрального аппарата ФССП России;

положения о совещательных и консультативных органах, а также их состав;

состав центральной аттестационной комиссии ФССП России;

правила внутреннего распорядка;

положения о территориальных органах в соответствии с типовым положением о территориальном органе ФССП России, утвержденным Министром юстиции РФ;

по согласованию с Минюстом России формы ведомственной статистической отчетности и документов первичного учета по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия, специальных средств, ношения форменной одежды и специальных знаков, а также порядок служебных взаимоотношений работников ФССП России;

порядок формирования и ведения банков данных, содержащих сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;

порядок приема в ФССП России иностранных делегаций и иностранных граждан, а также нормы расходования денежных средств, необходимых для приема в ФССП России таких делегаций и граждан;

5) организует в соответствии с законодательством РФ производство дознания по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях;

6) обеспечивает и контролирует в соответствии с законодательством РФ исполнительное производство, возбужденное в отношении одного и того же должника в различных территориальных органах;

7) назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителей территориальных органов — заместителей главных судебных приставов субъектов РФ, если иной порядок не установлен законодательством РФ;

8) назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата ФССП России;

9) решает в соответствии с законодательством РФ о государственной службе и трудовым законодательством РФ вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы и осуществлением трудовой деятельности в ФССП России;

10) издает в пределах своей компетенции индивидуальные правовые акты (приказы, указания и распоряжения) по вопросам организации деятельности ФССП России, обязательные для исполнения всеми ее работниками;

11) отменяет или изменяет не соответствующие требованиям законодательства РФ решения должностных лиц ФССП России и ее территориальных органов, если иной порядок не установлен законодательством РФ;

12) представляет в установленном порядке ФССП России в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях;

13) учреждает ведомственные награды, имеет наградной и подарочный фонды, в т.ч. фонды огнестрельного и холодного оружия, для награждения в порядке, установленном законодательством РФ, работников центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также лиц, оказывающих содействие ФССП России в решении возложенных на нее задач;

14) определяет в соответствии с законодательством РФ порядок и условия выплаты работникам центрального аппарата ФССП России и территориальных органов надбавок, премий и иных вознаграждений, устанавливает другие дополнительные выплаты в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

15) решает в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством РФ, вопросы о присвоении классных чинов федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

16) принимает по согласованию с Министром юстиции РФ решения о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов в соответствии с законодательством РФ;

17) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.

———————————

<166> www.pravo.gov.ru, 2013, 6 декабря.

 

Статья 9. Полномочия главного судебного пристава субъекта Российской Федерации

 

Комментарий к статье 9

 

  1. Комментируемая статья определяет полномочия главного судебного пристава субъекта РФ. Данная статья в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ изложена полностью в новой редакции. В действующей редакции п. 1 комментируемой статьи указано, что главный судебный пристав субъекта РФ возглавляет территориальный орган ФССП России по соответствующему субъекту РФ. При этом в юридико-технических целях введено общее сокращенное обозначение указанного органа «служба судебных приставов субъекта Российской Федерации».

Как предусмотрено в п. 3.2 упомянутого выше (см. коммент. к ст. 5 Закона) Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утв. Приказом Минюста России от 21 мая 2013 г. N 74:

территориальный орган ФССП России возглавляет руководитель территориального органа ФССП России — главный судебный пристав субъекта РФ (далее — руководитель), назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Минюста России по предложению директора ФССП России — главного судебного пристава РФ, если иной порядок не установлен законодательством РФ;

руководитель имеет заместителей руководителя территориального органа — заместителей главного судебного пристава субъекта РФ, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказом ФССП России;

количество заместителей руководителя устанавливается приказом ФССП России.

  1. В пункте 2 комментируемой статьи содержится перечень полномочий главного судебного пристава субъекта РФ. Этот перечень сформулирован открытым. Согласно последнему абзацу данного пункта главный судебный пристав субъекта РФ осуществляет и иные полномочия, предусмотренные комментируемым Законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Как говорилось выше, комментируемая статья излагалась Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней редакции п. 1 статьи (т.е. в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ) устанавливалось, что главный судебный пристав субъекта РФ:

осуществляет руководство соответствующей службой судебных приставов;

образует подразделения судебных приставов, координирует и контролирует их деятельность;

назначает на должность и освобождает от должности судебных приставов, организует их профессиональную и специальную подготовку и проводит их аттестацию;

перемещает в случае необходимости судебных приставов из одних подразделений в другие в соответствии с законодательством РФ о труде и законодательством РФ о государственной службе;

в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру подразделений судебных приставов;

поощряет судебных приставов за успехи в работе и налагает на них взыскания за нарушения трудовой дисциплины;

осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение судебных приставов;

организует исполнение нормативных правовых актов Минюста России, а также приказов, указаний и распоряжений главного судебного пристава РФ;

рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности;

несет предусмотренную законодательством РФ ответственность за выполнение задач, возложенных на соответствующую службу судебных приставов.

В пункт 2 вносились изменения, предусматривающие новые полномочия главного судебного пристава субъекта РФ. Так, в данный пункт введены:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ — положение о полномочии по организации и контролю деятельности должностных лиц службы судебных приставов субъекта РФ по розыску на основании судебного акта гражданина — ответчика по гражданскому делу (введено в дополнение к положению о полномочии по организации и контролю деятельности должностных лиц службы судебных приставов субъекта РФ по розыску должника, его имущества или розыску ребенка);

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ — положение о полномочии по взаимодействию с органами местного самоуправления по вопросам согласования видов обязательных работ и перечня организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы;

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ — положение о полномочии по совершению отдельных исполнительных действий в случае необходимости при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ — положение о полномочии по организации и контролю деятельности должностных лиц службы судебных приставов субъекта РФ по розыску на основании судебного акта ребенка (введено в дополнение к положению о полномочии по организации и контролю деятельности должностных лиц службы судебных приставов субъекта РФ по розыску на основании судебного акта гражданина — ответчика по гражданскому делу).

В соответствии с п. 3.4 упомянутого выше Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утв. Приказом Минюста России от 21 мая 2013 г. N 74, руководитель территориального органа ФССП России — главный судебный пристав субъекта РФ осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет организацию и руководство деятельностью территориального органа;

2) распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц территориального органа по решению оперативных, организационных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, относящихся к компетенции территориального органа;

3) вносит (представляет) директору ФССП России — главному судебному приставу РФ:

проект положения о территориальном органе;

предложения о предельной численности и фонде оплаты труда государственных служащих и работников территориального органа, его структуре и штатном расписании;

предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя территориального органа — заместителей главного судебного пристава субъекта РФ;

полугодовой план работы территориального органа, а также отчет о его исполнении;

предложения о формировании проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования территориального органа;

предложения о представлении к присвоению классных чинов, почетных званий, награждении государственными наградами РФ и ведомственными наградами государственных служащих и работников территориального органа, а также лиц, оказывающих содействие территориальному органу в решении возложенных на него задач;

4) утверждает:

положения о подразделениях территориального органа и его структурных подразделениях, должностные регламенты гражданских служащих и должностные инструкции работников территориального органа;

регламент работы и служебный распорядок территориального органа;

состав аттестационной комиссии, инвентаризационной комиссии по проверке вооружения, боеприпасов и специальных средств и иных комиссий, обеспечивающих деятельность территориального органа;

положения о совещательных и консультативных органах территориального органа;

график отпусков гражданских служащих территориального органа;

5) дает поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществляет иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, и организует производство по делам об административных правонарушениях в пределах компетенции в соответствии с законодательством РФ;

6) обеспечивает и контролирует в соответствии с законодательством РФ:

исполнительное производство, возбужденное в отношении одного и того же должника в различных структурных подразделениях;

работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, осуществлению пропускного режима, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений территориального органа;

исполнение решения директора ФССП России — главного судебного пристава РФ об охране зданий, помещений судов в круглосуточном режиме;

деятельность должностных лиц территориального органа по розыску должника, его имущества или розыску ребенка;

работу специализированных отделов оперативного дежурства, в т.ч. по вопросам обеспечения безопасности должностных лиц ФССП России;

учет, контроль и представление в центральный аппарат ФССП России специальных донесений;

7) организует проведение инвентаризации вооружения, боеприпасов и специальных средств один раз в год;

8) обеспечивает в соответствии с законодательством РФ противодействие коррупции, реализует меры по профилактике коррупции среди работников ФССП России;

9) обеспечивает в пределах своей компетенции межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;

10) издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения по вопросам организации деятельности территориального органа;

11) отменяет или изменяет не соответствующие законодательству РФ решения должностных лиц территориального органа, если иной порядок не установлен законодательством РФ;

12) представляет территориальный орган в органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях;

13) решает в соответствии с законодательством РФ о государственной службе и трудовым законодательством РФ вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы и осуществлением трудовой деятельности в территориальном органе, в т.ч.:

назначает на должность и освобождает от должности гражданских служащих и работников территориального органа, заключает и расторгает служебные контракты (трудовые договоры) с ними, организует их профессиональную подготовку;

устанавливает государственным служащим и работникам территориального органа в соответствии с законодательством РФ надбавки, премии, иные вознаграждения и дополнительные выплаты в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание территориального органа;

решает в пределах своей компетенции вопросы о присвоении классных чинов государственным служащим территориального органа;

обеспечивает мероприятия по проведению аттестации государственных служащих территориального органа, участвует в работе аттестационной комиссии;

в пределах полномочий формирует кадровый резерв для замещения должностей в территориальном органе;

применяет к государственным служащим и работникам территориального органа меры поощрения и дисциплинарного взыскания;

14) организует исполнение нормативных правовых актов Минюста России, приказов и распоряжений ФССП России;

15) заключает договоры и соглашения по вопросам деятельности территориального органа, финансово-хозяйственные договоры;

16) распределяет бюджетные ассигнования, выделенные на содержание территориального органа;

17) принимает участие (направляет уполномоченных им лиц для участия) в совещаниях, проводимых высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), а также в работе консультативно-совещательных, координационных органов, создаваемых высшими должностными лицами субъектов РФ, коллегий органов исполнительной власти субъектов РФ, в заседаниях комиссий и рабочих групп, образованных этими органами;

18) приглашает руководителей (представителей) органов исполнительной власти субъектов РФ к участию в работе совещаний, комиссий и рабочих групп территориального органа;

19) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ об исполнительном производстве, а также принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

 

Статья 10. Полномочия старшего судебного пристава

 

Комментарий к статье 10

 

  1. В комментируемой статье определены полномочия старшего судебного пристава. Данная статья в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ изложена полностью в новой редакции.

Согласно пункту 1 комментируемой статьи старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение ФССП или службы судебных приставов субъекта РФ (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «подразделение судебных приставов»). Данные положения приведены в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ. В прежней редакции пункта указывалось, что старший судебный пристав возглавляет подразделение службы судебных приставов субъекта РФ. До внесения же Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ изменений в пункте говорилось о том, что старшие судебные приставы возглавляют подразделения судебных приставов.

Как предусмотрено в п. 3.1 упомянутого выше (см. коммент. к ст. 5 Закона) Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утв. Приказом Минюста России от 21 мая 2013 г. N 74, в территориальный орган ФССП России входят: аппарат управления территориального органа ФССП России; структурные подразделения территориального органа ФССП России, состоящие из государственных служащих и работников, возглавляемые начальниками отделов — старшими судебными приставами.

В пункте 2.1 упомянутой выше (см. коммент. к ст. 1 Закона) Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности, утв. Приказом Минюста России от 3 августа 1999 г. N 226, указано, что старший судебный пристав является непосредственным начальником подразделения судебных приставов (районного, межрайонного или соответствующего им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ).

  1. Пункт 2 комментируемой статьи содержит перечень полномочий старшего судебного пристава. Ранее (до внесения Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ изменений) в данном пункте в рамках соответствующей регламентации указывалось, что старший судебный пристав:

организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет предусмотренную законодательством РФ ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов;

обеспечивает правильное и своевременное выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании;

координирует действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и специализированных подразделений органов внутренних дел по обеспечению безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей, судебных приставов-исполнителей;

является распорядителем депозитного счета подразделения судебных приставов;

осуществляет специальные полномочия, предусмотренные законодательством РФ об исполнительном производстве.

В действующей редакции п. 2 комментируемой статьи перечень полномочий старшего судебного пристава сформулирован открытым. В соответствии с последним абзацем данного пункта старший судебный пристав осуществляет и иные полномочия, предусмотренные комментируемым Законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

В пункт 2 вносились изменения, предусматривающие новые полномочия старшего судебного пристава субъекта РФ. Так, в данный пункт введены:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ — положение о полномочии по организации розыска на основании судебного акта гражданина — ответчика по гражданскому делу (введено в дополнение к положению о полномочии по организации розыска должника, его имущества или розыска ребенка);

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ — положение о полномочии по совершению отдельных исполнительных действий при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ — положение о полномочии по организации розыска на основании судебного акта ребенка (введено в дополнение к положению о полномочии по организации розыска на основании судебного акта гражданина — ответчика по гражданскому делу).

Обязанности и права старшего судебного пристава при выполнении возложенных на судебных приставов задач по обеспечению установленного порядка деятельности судов детализированы положениями указанной выше Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности, утв. Приказом Минюста России от 3 августа 1999 г. N 226.

Так, согласно пункту 2.1 названной Инструкции (в ред. Приказа Минюста России от 12 января 2004 г. N 3) при выполнении своих функций старший судебный пристав обязан:

организовывать и контролировать работу возглавляемого им подразделения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

согласовывать с председателем суда порядок охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений с учетом конкретных условий;

проводить инструктажи судебных приставов непосредственно перед заступлением на службу, с разъяснением конкретных действий каждого с учетом имеющейся обстановки, при необходимости давать дополнительные поручения с последующим контролем их выполнения;

организовывать и проводить профессиональную и специальную подготовку личного состава возглавляемого подразделения;

обеспечивать необходимые условия для надлежащего несения службы судебными приставами;

осуществлять контроль за безопасностью проведения мероприятий по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

регулярно проверять установленный порядок несения службы судебными приставами и при выявлении нарушений в их деятельности устранять выявленные недостатки;

принимать меры по обеспечению личной безопасности председателя суда, судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей при обращении к нему председателя суда, его заместителя или судьи, а также при поступлении иной информации об угрозе безопасности участников судебного процесса;

учитывать обращения председателя суда, судей, председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением установленного порядка деятельности судов; систематически проводить анализ поступившей информации с целью принятия необходимых мер по совершенствованию деятельности возглавляемого подразделения;

распределять функциональные обязанности между сотрудниками возглавляемого подразделения;

контролировать состояние охранной сигнализации здания суда, судебных помещений и совещательных комнат, вносить предложения председателю суда по устранению недостатков;

контролировать ведение учета огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и специальных средств, их выдачу и сдачу в комнату для хранения оружия; ежемесячно проверять наличие, организацию хранения, сбережения и учета вооружения, боеприпасов и специальных средств, а также исправность технических средств охраны комнат для хранения оружия с занесением результатов проверки в книгу проверки наличия, учета и состояния вооружения и боеприпасов;

обучать личный состав правилам применения огнестрельного оружия и специальных средств;

подготавливать и вносить руководству предложения по улучшению работы возглавляемого подразделения.

Там же указано, что старший судебный пристав несет предусмотренную законодательством РФ ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов возглавляемого им подразделения.

В соответствии с п. 2.2 названной Инструкции старший судебный пристав имеет право:

представлять возглавляемое подразделение во взаимоотношениях с другими органами, организациями и должностными лицами по вопросам, связанным с обеспечением установленного порядка деятельности судов;

непосредственно осуществлять предусмотренные законом действия по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

представлять главному судебному приставу субъекта РФ предложения о поощрении и наложении дисциплинарных взысканий на судебных приставов возглавляемого им подразделения;

обеспечивать взаимодействие возглавляемого подразделения судебных приставов с органами внутренних дел и конвойными подразделениями по вопросам обеспечения охраны общественного порядка и безопасности защищаемых лиц.

3 — 4. Одним из нововведений Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ является указание в п. 2 комментируемой статьи на возможность исполнения в случае необходимости старшим судебным приставом обязанностей судебного пристава-исполнителя. В дополнение к этому в пункте 3 комментируемой статьи, введенном тем же Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ, предусмотрено право старшего судебного пристава возложить на своих заместителей исполнение обязанностей судебного пристава-исполнителя.

Соответственно, Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ введен и пункт 4 комментируемой статьи, устанавливающий, что в случаях исполнения обязанностей судебного пристава-исполнителя на старшего судебного пристава и его заместителей распространяются обязанности и права, предусмотренные для судебных приставов-исполнителей комментируемым Законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. О таких обязанностях и правах см. ст. 12 Закона и коммент. к ней.

 

Глава III. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

 

Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

 

Комментарий к статье 11

 

1 — 2. Комментируемая статья устанавливает обязанности и предусматривает права судебных приставов по ОУПДС. Данная статья в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ изложена полностью в новой редакции.

В прежней редакции п. 1 комментируемой статьи устанавливалось, что судебный пристав по ОУПДС:

обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;

исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

обеспечивает охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;

поддерживает общественный порядок в судебных помещениях;

взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции;

осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий;

проходит специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В пункт 1 вносились изменения, устанавливающие новые обязанности судебного пристава по ОУПДС. Так, в данный пункт введены:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ — положения об обязанности оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, а также об обязанности по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания;

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ — положения об обязанности на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (до внесения Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 388-ФЗ изменения говорилось о специальном учреждении, создаваемом в установленном порядке органами исполнительной власти субъекта РФ), обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения, а также об обязанности на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы России, до пункта пропуска через Государственную границу РФ;

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ — положения об обязанности осуществлять охрану зданий, помещений ФССП России, а также об обязанности при выявлении признаков преступления составить сообщение об этом и направить его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Пункт 2 комментируемой статьи в прежней редакции предусматривал, что судебный пристав по ОУПДС при исполнении служебных обязанностей имеет право:

обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены комментируемым Законом;

проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю;

осуществлять личный досмотр граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных оснований полагать, что указанные граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества.

Два последних из изложенных абзацев были введены Федеральным законом от 3 марта 2007 г. N 29-ФЗ, в пояснительной записке к проекту которого указывалось на отсутствие какой-либо связи между возложенными законом на судебных приставов обязанностями и предоставленными им правами.

Обязанности и права судебных приставов по ОУПДС при выполнении возложенных на судебных приставов задач по обеспечению установленного порядка деятельности судов детализированы положениями упомянутой выше (см. коммент. к ст. 1 Закона) Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности, утв. Приказом Минюста России от 3 августа 1999 г. N 226.

Так, в соответствии с п. 2.3 названной Инструкции (здесь и далее в ред. Приказа Минюста России от 12 января 2004 г. N 3) судебные приставы по ОУПДС подчиняются старшему судебному приставу и выполняют его распоряжения, а также распоряжения председателя суда, судьи, председательствующего в судебном заседании и других судей, связанные с обеспечением порядка во время судебного заседания и в помещении суда; после завершения судебного заседания судебный пристав по ОУПДС обо всех полученных распоряжениях и принятых мерах по их исполнению письменным отчетом докладывает старшему судебному приставу.

Как предусмотрено указанным пунктом, судебные приставы по ОУПДС обязаны:

обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей путем обеспечения общественного порядка, а также в необходимых случаях безопасность судебного пристава-исполнителя при совершении исполнительных действий по указанию старшего судебного пристава;

обеспечивать охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

обеспечивать по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;

взаимодействовать с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

проверять подготовку судебных помещений к заседанию;

осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

знать особенности охраняемых объектов, места расположения средств сигнализации и противопожарной защиты и уметь пользоваться ими, обо всех выявленных недостатках немедленно сообщать старшему судебному приставу и председателю суда;

по указанию старшего судебного пристава участвовать в обеспечении принудительного исполнения судебных актов и актов других органов;

предупреждать и пресекать преступления и правонарушения в здании суда, совещательных комнатах, судебных помещениях и в местах участия в совершении исполнительских действий, выявлять лиц, совершивших противоправные действия, составлять протоколы об административных правонарушениях, а в случае необходимости задерживать с последующей передачей их в органы внутренних дел;

поддерживать общественный порядок в судебных помещениях, выполнять другие обязанности, предусмотренные комментируемым Законом;

исполнять решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального характера;

проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и специального оружия.

Согласно пункту 2.4 названной Инструкции судебные приставы по ОУПДС при исполнении служебных обязанностей имеют право:

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, предусмотренных комментируемым Законом;

удалять из зала судебного заседания по распоряжению председателя суда, судьи или председательствующего лиц, нарушающих порядок судебного заседания;

задерживать лиц, допустивших нарушение общественного порядка в здании суда, составлять протокол об административном правонарушении, а в случае необходимости — передавать их в органы внутренних дел;

при необходимости обращаться за помощью к сотрудникам органов внутренних дел и ФСБ России, военнослужащим внутренних войск, а судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности военных судов — также к военному командованию.

Выше также упоминалось (см. коммент. к ст. 1 Закона), что Приказом Минюста России от 27 декабря 2006 г. N 384 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов. Здесь представляется целесообразным отметить, что ФССП РФ подготовлен ряд документов методического характера, в т.ч. Методические рекомендации по осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю <167>, Методические рекомендации по обеспечению безопасности исполнительных действий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов <168>, Методические рекомендации по обеспечению безопасности при осуществлении предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, в пределах компетенции и в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов <169>, Методические рекомендации по обеспечению безопасности участников судебного процесса и должностных лиц ФССП России <170> (утверждены ФССП России 5 сентября 2011 г. N 03-11), Методические рекомендации по взаимодействию судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения процессуальных действий и осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки (утверждены ФССП России 30 ноября 2011 г. N 03-19) <171>, Методические рекомендации по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России <172> (утверждены ФССП России 4 июня 2012 г. N 07-12).

———————————

<167> СПС.

<168> СПС.

<169> СПС.

<170> Бюллетень ФССП РФ. 2011. N 12.

<171> Бюллетень ФССП РФ. 2012. N 1.

<172> Бюллетень ФССП РФ. 2012. N 7.

 

В отношении осуществления судебными приставами производства по делам об административных правонарушениях необходимо отметить следующее.

Как установлено в ч. 1 ст. 23.68 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.26 «Нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений», 17.8.1 «Незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний», частями 1 и 3 ст. 17.14 «Нарушение законодательства об исполнительном производстве», статьей 17.15 «Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера» данного Кодекса.

Согласно части 2 ст. 23.68 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ <173>) рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в ч. 1 данной статьи, вправе: 1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, его заместители; 2) руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители; 3) руководители структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.

———————————

<173> СЗ РФ. 2011. N 30. Ч. I. Ст. 4573.

 

В пункте 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 258-ФЗ <174>) предусмотрено, что должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, также вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 5.35, статьями 17.3 — 17.6, 17.8, 17.9, частями 2 и 2.1 ст. 17.14, частью 1 ст. 19.4, частью 1 ст. 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 3 ст. 20.2.2, частью 4 ст. 20.25 данного Кодекса.

———————————

<174> www.pravo.gov.ru, 2014, 22 июля.

 

Приказом ФССП России от 1 августа 2012 г. N 334 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях <175>.

———————————

<175> РГ. N 248. 2012. 26 октября.

 

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 141-ФЗ <176>) судебными приставами при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 ст. 20.25 данного Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда), осуществляется доставление в служебное помещение суда или органа внутренних дел (полиции). Как определено в ч. 1 указанной статьи, доставление — это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

———————————

<176> www.pravo.gov.ru, 2012, 30 июля.

 

Согласно пункту 10 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ судебные приставы вправе осуществлять административное задержание при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 ст. 20.25 данного Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда). В части 1 указанной статьи определено, что административное задержание — это кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

 

Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей

 

Комментарий к статье 12

 

1 — 2. В комментируемой статье установлены обязанности и предусмотрены права судебных приставов-исполнителей. Ряд положений о правах судебного пристава-исполнителя в п. 2 данной статьи введен Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ. В частности, положения о следующих правах:

при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;

совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Соответственно, в результате внесенных изменений перечень прав судебного пристава-исполнителя сформулирован открытым.

Положения о том, что судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством РФ, введены в п. 1 комментируемой статьи Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ дополнил эти положения указанием на то, что речь идет о требовании об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требовании о возвращении незаконно перемещенного в Россию или удерживаемого в России ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ.

Тем же Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ в п. 1 комментируемой статьи вводились положения, устанавливающие, что судебный пристав-исполнитель осуществляет розыск на основании судебного акта гражданина — ответчика по гражданскому делу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.

Эти положения исключены из п. 1 комментируемой статьи Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ, которым одновременно в п. 2 данной статьи введены положения, предусматривающие, что судебный пристав-исполнитель имеет право при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска) или при производстве на основании судебного акта розыска гражданина — ответчика по гражданскому делу и (или) ребенка (указание на ребенка введено Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ) проводить исполнительно-розыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, розыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам.

Тем же Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ внесен ряд изменений в статью 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве», получившую в новой редакции название «Исполнительный розыск». Как определено в ч. 1.1 указанной статьи в новой редакции под исполнительным розыском должника, его имущества или исполнительным розыском ребенка понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску, предусмотренные данной статьей исполнительно-розыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка.

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ пункт 1 комментируемой статьи дополнен положениями, устанавливающими такие обязанности судебного пристава-исполнителя, как осуществление производства по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством РФ об административных правонарушениях (о соответствующих полномочиях судебных приставов см. коммент. к ст. 11 Закона), а также составление при выявлении признаков преступления сообщения об этом и направление его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Перечень исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов, определен в ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (в ред. Федерального закона от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ). Это следующие исполнительные действия:

1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

2) запрашивать необходимые сведения, в т.ч. персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории РФ, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором РФ, получать от них объяснения, информацию, справки;

3) проводить проверку, в т.ч. проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;

6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника — без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в т.ч. денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;

8) в порядке и пределах, которые установлены названным Законом, производить оценку имущества;

9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности;

10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;

12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

13) взыскивать исполнительский сбор;

14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены названным Законом;

15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из России;

16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в т.ч. по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 ст. 8, частью 1 ст. 81 и частью 1 ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве». При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 8.1 и ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве», обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;

16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;

17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Положение о том, что судебный пристав-исполнитель получает и обрабатывает персональные данные, включено в п. 1 комментируемой статьи Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 213-ФЗ (этим же Законом в п. 2 данной статьи уточнено, что судебный пристав-исполнитель вправе получать при совершении исполнительных действий такую информацию, как персональные данные). Согласно этому положению судебный пристав-исполнитель получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого. Соответственно, этим же Законом в упомянутую выше статью 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» введена часть 3, предусматривающая, что полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Федеральным законом «О персональных данных». О понятии персональных данных см. коммент. к ст. 4 Закона.

В соответствии с ч. 4 упомянутой выше статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (в ред. Федерального закона от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ) исполнительные действия вправе совершать также главный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ, старший судебный пристав и их заместители при осуществлении контроля в установленной сфере деятельности.

В КС России подавались жалобы, оспаривающие конституционность положения п. 2 комментируемой статьи, согласно которому судебный пристав-исполнитель имеет право, в частности, входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их. Как отмечали заявители, проникновение судебных приставов-исполнителей в жилище, его осмотр и наложение ареста на любое имущество, находящееся в квартире, должны производиться на основании судебного решения; оспариваемая же норма как не предусматривающая такой порядок противоречит нормам Конституции РФ.

Определением КС России от 14 октября 2004 г. N 297-О <177> отказано в принятии к рассмотрению данных жалоб. В этом Определении отмечено следующее: провозглашая неприкосновенность жилища, норма ст. 25 Конституции РФ вместе с тем предусматривает и ограничение этого конституционного права граждан в случаях, установленных федеральным законом; оспариваемая заявителями норма, направленная на судебную защиту прав взыскателей в стадии исполнения судебного решения, содержится в федеральном законе, т.е. в законе того уровня, который предусмотрен упомянутой статьей Конституции РФ; указанное обстоятельство свидетельствует о том, что конституционные права заявителей оспариваемой нормой нарушены не были и, кроме того, они реализовали свое право на судебную защиту.

———————————

<177> СПС.

 

Статья 13. Соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций

 

Комментарий к статье 13

 

  1. В комментируемой статье закреплены нормы, имеющие целью обеспечить соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций при реализации судебным приставом своих прав. В пункте 1 данной статьи в рамках такой регламентации закреплены обязанности судебного пристава, во-первых, использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и, во-вторых, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В основе данного регулирования лежат следующие положения гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ: человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2); Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4).

Рассматриваемые обязанности судебных приставов можно представить и как основные принципы их деятельности. В этом отношении уместно отметить, что в ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» среди принципов исполнительного производства наряду с прочим названы законность (п. 1) и уважение чести и достоинства гражданина (п. 3). Также показательно и имеет непосредственно отношение к комментируемой статье то, что среди основных принципов построения и функционирования системы государственной гражданской службы наряду с прочим названы законность, а также приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты.

  1. Пункт 2 комментируемой статьи, введенный Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ, возлагает на судебного пристава обязанность не разглашать сведения, составляющие личную и семейную тайну. Данная норма основана на положении ч. 1 ст. 23 Конституции РФ о том, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Соответственно данному конституционному положению в ч. 8 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

В части 1 ст. 137 УК РФ (диспозиция в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ <178>) предусмотрена ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Часть 2 данной статьи устанавливает повышенную ответственность за те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения.

———————————

<178> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4848.

 

  1. В пункте 3 комментируемой статьи установлен запрет совершения судебным приставом исполнительных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве. Задачи исполнительного производства определены в ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ): задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам РФ.

Рассматриваемый пункт, как и предыдущий, введен Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ, которым соответственно статья 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве» дополнена частью 11.1, устанавливающей, что при проведении исполнительно-розыскных действий судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, обязан обеспечить соблюдение прав человека и гражданина, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также предусматривающей, что не допускаются проведение исполнительно-розыскных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, разглашение сведений, составляющих личную и семейную тайну.

 

Статья 14. Обязательность требований судебного пристава

 

Комментарий к статье 14

 

  1. Комментируемая статья содержит нормы, имеющие целью обеспечить обязательность требований судебного пристава. Данная статья в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ излагалась полностью в новой редакции, но эти изменению в большей своей части носили редакционный характер (о нововведениях сказано ниже).

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории РФ (в прежней редакции пункта (т.е. до внесения Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ изменений) указывалось, что требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории РФ). Соответственно данной норме в ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.

Эти нормы об обязательности требований судебных приставов можно рассматривать как развивающие нормы об обязательности судебных постановлений, закрепленные в ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и продублированные в соответствующих процессуальных и иных нормах.

В рамках регламентации судебных заседаний судов общей юрисдикции, проводимых при рассмотрении уголовных дел, обязательность требований судебного пристава по ОУПДС закреплена в ч. 4 ст. 257 УПК РФ, согласно которой требования судебного пристава по обеспечению порядка судебного заседания обязательны для лиц, присутствующих в зале судебного заседания.

2 — 3. В пунктах 2 и 3 комментируемой статьи регламентировано представление судебному приставу информации, в т.ч. персональных данных. Право судебных приставов-исполнителей получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в т.ч. персональные данные, объяснения и справки, предусмотрено в п. 2 ст. 12 комментируемого Закона (указание на персональные данные включено Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 213-ФЗ, о понятии персональных данных см. коммент. к ст. 4 Закона). Соответственно, о праве судебных приставов по ОУПДС на получение информации речь не идет.

Как предусмотрено в п. 2 комментируемой статьи, информация, в т.ч. персональные данные, предоставляется судебному приставу-исполнителю в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве, по требованию данного судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок.

В прежней редакции п. 2 комментируемой статьи (т.е. до внесения Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ изменений) указывалось, что информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок. Постановлением КС России от 14 мая 2003 г. N 8-П <179> данный пункт в такой редакции признан не противоречащим Конституции РФ в его нормативном единстве с положениями п. 2 ст. 12 комментируемого Закона в той мере, в какой ими предусматривается право судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением постановления суда запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа, и в пределах, определяемых постановлением суда.

———————————

<179> СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 2058.

 

Истребование и получение судебным приставом-исполнителем информации детализированы положениями ч. 7 — 10 ст. 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ <180>):

должник по требованию судебного пристава-исполнителя обязан представить сведения о принадлежащих ему правах на имущество, в т.ч. исключительных и иных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, правах требования по договорам об отчуждении или использовании указанных прав, в размере задолженности, определяемом в соответствии с ч. 2 данной статьи (ч. 7);

если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с ч. 2 данной статьи. При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций, владельцев номинальных банковских счетов судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава или его заместителя. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений (ч. 8);

у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения: 1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; 2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; 3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях (ч. 9);

налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса (ч. 10).

———————————

<180> www.pravo.gov.ru, 2013, 23 декабря.

 

Пункт 3 комментируемой статьи указывает на возможность представления судебному приставу информации, предусмотренной пунктом 2 данной статьи, в форме электронного документа (до внесения Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ изменения говорилось о представлении информации на электронном носителе). При этом установлено, что такое представление информации производится с согласия судебного пристава, а также предусмотрено, что при необходимости могут использоваться организационные и технические меры для защиты информации. Положения пункта 3 комментируемой статьи являются нововведениями Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ.

При применении рассматриваемого пункта необходимо обращение к нормам Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Как определено в п. 11.1 ст. 2 названного Закона (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ <181>), электронный документ — это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

———————————

<181> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4196.

 

  1. В пункте 4 комментируемой статьи указано на возможность наступления ответственности, установленной законодательством РФ: во-первых, за невыполнение законных требований судебного пристава, в т.ч. непредставление информации, предусмотренной пунктом 2 данной статьи, или представление недостоверной информации; во-вторых, за действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей судебным приставом (до внесения Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ говорилось об ответственности за невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей).

Подобным образом в ч. 3 ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указано, что невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Предваряет данную норму норма ч. 2 указанной статьи, устанавливающая, что в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные названным Законом. В этой норме подразумевается применение судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения, которые в ч. 1 ст. 68 названного Закона определены как действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в т.ч. денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Видами юридической ответственности являются дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. О видах юридической ответственности см. коммент. к ст. 19 Закона. Здесь же следует отметить, что исключительно за деяния, о которых идет речь в п. 4 комментируемой статьи и ч. 3 ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве», установлена только административная ответственность. Речь идет о статьях 17.3 «Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов», 17.8 «Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава», 17.14 «Нарушение законодательства об исполнительном производстве» и 17.15 «Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера» КоАП РФ (названия статей 17.3 и 17.8 в ред. Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 78-ФЗ <182>, статьи 17.14 и 17.15 введены Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ). При этом необходимо иметь в виду, что иными нормами данного Кодекса может быть предусмотрена ответственность как за деяния, о которых идет речь в п. 4 комментируемой статьи и ч. 3 ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве», так и за иные деяния. Составить представление о таких нормах позволяет перечень дел об административных правонарушениях, по которым судебный пристав по ОУПДС вправе осуществлять производство (о данном перечне см. коммент. к ст. 11 Закона).

———————————

<182> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2385.

 

В части 1 ст. 258 УПК РФ в рамках регламентации судебных заседаний судов общей юрисдикции, проводимых при рассмотрении уголовных дел, меры воздействия за неподчинение распоряжениям судебного пристава по ОУПДС (как и за нарушение порядка в судебном заседании, неподчинение распоряжениям председательствующего) — в этом случае лицо, присутствующее в зале судебного заседания, предупреждается о недопустимости такого поведения, либо удаляется из зала судебного заседания, либо на него налагается денежное взыскание в порядке, установленном статьями 117 и 118 данного Кодекса.

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code