Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах»

С последними изменениями и дополнениями. Постатейный

2-е издание, переработанное и дополненное
Ушаков А.А.

В книге дан постатейный комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» с учетом всех внесенных в него изменений и дополнений. Проанализированы основы правового статуса судебных приставов — их обязанности, права и ответственность, надзор и контроль за их деятельностью, гарантии их правовой и социальной защиты, порядок применения ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Рассмотрены вопросы организации деятельности службы судебных приставов, ее финансирования и материально-технического обеспечения.

Положения Закона проанализированы во взаимосвязи с другими законодательными актами (в том числе процессуальными кодексами и Федеральным законом «Об исполнительном производстве»), актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными и иными актами Минюста России и ФССП России.

Издание предназначено для судебных приставов, иных должностных лиц службы судебных приставов, судей и должностных лиц, участников исполнительного производства.

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

Органы государственной власти:

Государственная Дума — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

КС России — Конституционный Суд Российской Федерации;

ВС России — Верховный Суд Российской Федерации;

ВАС России — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

Генпрокуратура России — Генеральная прокуратура Российской Федерации;

МВД России — Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Минздравсоцразвития России — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

Минобороны России — Министерство обороны Российской Федерации;

Минфин России — Министерство финансов Российской Федерации;

Минэкономразвития России — Министерство экономического развития Российской Федерации;

Минюст России — Министерство юстиции Российской Федерации;

ФСБ России — Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

ФССП России — Федеральная служба судебных приставов.

 

Правовые акты:

часть первая ГК РФ — Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ <1>;

СК РФ — Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ <2>;

часть вторая ГК РФ — Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ <3>;

УК РФ — Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ <4>;

БК РФ — Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ <5>;

часть первая НК РФ — Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ <6>;

УПК РФ — Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ <7>;

КоАП РФ — Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ <8>;

ТрК РФ — Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ <9>;

АПК РФ — Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ <10>;

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ <11>.

———————————

<1> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

<2> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.

<3> СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

<4> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

<5> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

<6> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

<7> СЗ РФ. 2001. N 52. Ч. I. Ст. 4921.

<8> СЗ РФ. 2002. N 1. Ч. I. Ст. 1.

<9> СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 3.

<10> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

<11> СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

 

Источники опубликования правовых актов:

www.pravo.gov.ru — Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru;

БВС РФ — Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации;

БНА — Бюллетень нормативных актов;

БНА ФОИВ — Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;

Бюллетень Минюста РФ — Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации;

Бюллетень ФССП РФ — Бюллетень Федеральной службы судебных приставов;

ВВАС РФ — «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»;

Ведомости СНД и ВС РСФСР — «Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР»;

Ведомости СНД и ВС РФ — «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации»;

Ведомости СНД и ВС СССР — «Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР»;

РВ — «Российские вести»;

РГ — «Российская газета»;

СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации;

СПС — справочные правовые системы.

 

Иные сокращения:

судебный пристав по ОУПДС — судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

 

СПИСОК АКТОВ, КОТОРЫМИ БЫЛИ ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН

 

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» <12>;

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» <13>;

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <14>;

Федеральный закон от 3 марта 2007 г. N 29-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О судебных приставах» <15>;

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 132-ФЗ «О внесении изменения в статью 22 Федерального закона «О судебных приставах» <16>;

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» <17>;

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» <18>;

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» <19>;

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации» <20>;

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 213-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и статью 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» по вопросам предоставления судебным приставам персональных данных» <21>;

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и статью 8 Федерального закона «О судебных приставах» <22>;

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <23>;

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» <24>;

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» <25>;

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» <26>;

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 388-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения сроков передачи полномочий по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации» <27>;

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации» <28>;

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» <29>;

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» <30>;

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» <31>;

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 441-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О судебных приставах» <32>;

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 497-ФЗ «О приостановлении действия пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О судебных приставах» в части требования о необходимости иметь высшее юридическое или экономическое образование при назначении на должность судебного пристава-исполнителя» <33>.

———————————

<12> СЗ РФ. 2000. N 46. Ст. 4537.

<13> СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2711.

<14> СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

<15> СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1156.

<16> СЗ РФ. 2008. N 30. Ч. I. Ст. 3588.

<17> СЗ РФ. 2008. N 30. Ч. II. Ст. 3616.

<18> СЗ РФ. 2008. N 52. Ч. I. Ст. 6235.

<19> СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3631.

<20> СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5717.

<21> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4182.

<22> СЗ РФ. 2011. N 29. Ст. 4287.

<23> www.pravo.gov.ru, 2011, 5 декабря.

<24> www.pravo.gov.ru, 2011, 7 декабря.

<25> www.pravo.gov.ru, 2013, 8 апреля.

<26> www.pravo.gov.ru, 2013, 8 июля.

<27> www.pravo.gov.ru, 2013, 30 декабря.

<28> www.pravo.gov.ru, 2014, 4 февраля.

<29> www.pravo.gov.ru, 2014, 12 марта.

<30> www.pravo.gov.ru, 2014, 12 марта.

<31> www.pravo.gov.ru, 2014, 6 мая.

<32> www.pravo.gov.ru, 2014, 23 декабря.

<33> www.pravo.gov.ru, 2014, 31 декабря.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Принятие Федеральных законов от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» <34> ознаменовало собой кардинальное изменение системы исполнительного производства и обеспечения деятельности судов. Названные Законы создали необходимые правовые предпосылки для формирования и функционирования самостоятельной (отделенной от судов) службы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, обеспечения установленного порядка деятельности судов — Федеральной службы судебных приставов. Прежде устанавливалось, что функции по исполнению судебных актов по гражданским делам, судебных актов по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также других судебных актов возлагаются на судебных исполнителей, состоящих при судах (Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» <35>, Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве <36>, принятые Верховным Советом СССР 13 ноября 1989 г.), а также что функции по поддержанию порядка в зале суда и принудительной доставке в суд участников возлагаются на сотрудников милиции (Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» <37>, Закон СССР от 6 марта 1991 г. N 2001-1 «О советской милиции» <38>).

———————————

<34> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591.

<35> Ведомости ВС РСФСР. 1981. N 28. Ст. 976.

<36> Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. N 23. ст. 441.

<37> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.

<38> Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 12. Ст. 319.

 

Основы реформирования системы исполнительного производства и обеспечения деятельности судов закладывались в Концепции судебной реформы в РСФСР, представленной Президентом РСФСР и одобренной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР» <39>. В данном документе отмечалось, что значение же даже объективно правильных судебных решений сводится на нет неэффективностью их исполнения — оно не гарантирует ни быстрого и полного восстановления нарушенных прав, ни сдерживания преступного поведения в будущем. Соответственно, предлагалось возложить на Минюст РСФСР подбор кадров судебных исполнителей и контроль за их деятельностью. Кроме того, указывалось, что к числу первоочередных мер, которые следует предпринять в ходе судебной реформы в области материально-технического обеспечения деятельности судов и других правоохранительных органов, относится в т.ч. включение в судоустройственные акты и в штатное расписание судов должностей судебных распорядителей (приставов).

———————————

<39> Ведомости ВС РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1435.

 

Следует также отметить издание Указа Президента РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 261 «О Министерстве юстиции РСФСР» <40>, которым исходя из Постановления Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 г. N 1027-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции» <41> о передаче другим органам некоторых обязанностей милиции Минюсту РСФСР предписывалось разработать и внести в Правительство РСФСР предложения об образовании в системе Минюста РСФСР службы судебных приставов.

———————————

<40> Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. N 50. Ст. 1790.

<41> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 504.

 

Реализована же соответствующая законодательная инициатива Пленумом ВС России и Пленумом ВАС России, Постановлением которых от 28 февраля 1995 г. N 3/2 <42> в Государственную Думу внесены проекты Федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах». Как отмечалось при этом, необходимость принятия названных Федеральных законов обусловлена тем, что решения судов общей юрисдикции по гражданским делам и решения арбитражных судов исполняются неудовлетворительно; неисполнение решений судов, по существу, означает отказ в государственной защите прав граждан и предприятий; действующий механизм принудительного исполнения решений судов сформировался в иных условиях и не рассчитан по своей природе на рыночные отношения и реальное обращение взыскания на имущество предприятий и предпринимателей по их долгам.

———————————

<42> ВВАС РФ. 1995. N 5.

 

Указом Президента РФ от 20 марта 1996 г. N 401 «О дополнительных мерах по обеспечению деятельности судов в Российской Федерации» <43> палатам Федерального Собрания РФ рекомендовалось в кратчайший срок закончить рассмотрение и представить Президенту РФ для подписания и обнародования названные Федеральные законы. В Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1177 <44>, указывалось, что воплощенная в проектах названных Федеральных законов новая система исполнения судебных решений позволит освободить судебную власть от несвойственных ей распорядительных функций, наделить государственного исполнителя (судебного пристава) правами, необходимыми для принудительного исполнения решений судов и иных органов.

———————————

<43> СЗ РФ. 1996. N 13. Ст. 1306.

<44> СЗ РФ. 1996. N 42. Ст. 4806.

 

После принятия Федеральных законов об исполнительном производстве и о судебных приставах в Послании Президента РФ от 17 февраля 1998 г. Федеральному Собранию РФ «Общими силами — к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» <45> отмечалось, что тем самым в России восстановлен институт, существенно укрепляющий авторитет судебных решений, становящийся преградой на пути криминальной «юстиции».

———————————

<45> РГ. N 36. 1998. 24 февраля.

 

На смену Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» принят Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» <46>. Как отмечалось в пояснительной записке к его проекту, разработка нового Федерального закона об исполнительном производстве продиктована актуальностью стоящих перед исполнительной властью проблем в сфере принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, обеспечения установленного порядка деятельности судов и ФССП России, требующих скорейшего разрешения, а также обусловлена необходимостью приведения законодательства РФ об исполнительном производстве в соответствие с требованиями международных договоров РФ и прежде всего Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

———————————

<46> СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

 

Вместе с тем проект нового федерального закона о судебных приставах не был разработан и, соответственно, не рассматривался. В комментируемый Закон внесены лишь изменения (но многочисленные изменения) Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ соответственно новой редакции Федерального закона об исполнительном производстве. Среди других значительных изменений, внесенных в комментируемый Закон, необходимо отметить следующие.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в комментируемый Закон и в ряд других законодательных актов внесен ряд изменений, которыми создана законодательная основа образования ФССП России (см. комментарий к ст. 5 Закона).

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ внес изменения по следующим направлениям: отнесение обеспечения деятельности службы судебных приставов к расходным обязательствам России (без права направления на эти цели средств бюджетов других уровней); обеспечение в служебных целях проездными документами на перевозки всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении, приобретаемыми службами судебных приставов у соответствующих транспортных организаций в порядке, определяемом Правительством РФ. Кроме того, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ как невыполняемые с момента принятия комментируемого Закона исключены положения, устанавливающие сущность и порядок исполнения задач военными судебными приставами.

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ в комментируемый Закон и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» внесен целый ряд изменений в целях повышения эффективности деятельности ФССП России и приведения законодательства РФ об исполнительном производстве в соответствие с изменениями законодательства РФ, а также со складывающейся судебной практикой и практикой работы судебных приставов. Так, дана усовершенствованная редакция ряда статей, касающихся, в частности, новой редакции присяги судебного пристава; детализируются организационные полномочия главного судебного пристава РФ по осуществлению дознания ФССП России, определению порядка проведения розыскных мероприятий и других полномочий ФССП; закреплены полномочия судебного пристава-исполнителя по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и правонарушений.

 

21 июля 1997 года N 118-ФЗ

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ

 

(в ред. Федеральных законов от 07.11.2000 N 135-ФЗ,

от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 03.03.2007 N 29-ФЗ, от 22.07.2008 N 132-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ,

от 19.07.2009 N 194-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ,

от 27.07.2010 N 213-ФЗ, от 11.07.2011 N 196-ФЗ,

от 03.12.2011 N 389-ФЗ, от 06.12.2011 N 410-ФЗ,

от 05.04.2013 N 49-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,

от 28.12.2013 N 388-ФЗ, от 03.02.2014 N 7-ФЗ,

от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 12.03.2014 N 34-ФЗ,

от 05.05.2014 N 126-ФЗ, от 22.12.2014 N 441-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральным законом

от 31.12.2014 N 497-ФЗ)

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Задачи судебных приставов

 

Комментарий к статье 1

 

В комментируемой статье определены задачи, возлагаемые на судебных приставов, на что и указано в названии статьи. Данная статья в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ изложена полностью в новой редакции, нововведением которой является указание задачи по исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по соответствующим делам. В остальном же изменения носят терминологический характер.

В отношении задач, возлагаемых на судебных приставов, необходимо отметить следующее.

Обеспечение установленного порядка деятельности судов.

В комментируемой статье указано, что на судебных приставов возлагается задача по обеспечению установленного порядка деятельности КС России, ВС России, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ исключено упоминание о ВАС России в связи с его упразднением, см. коммент. к ст. 5 Закона). При этом в юридико-технических целях введено их общее сокращенное обозначение «суды» (сокращенное обозначение введено Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ).

В части 2 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» <47> установлено, что в России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему России. Согласно частям 3 и 4 указанной статьи (в ред. Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ <48>):

к федеральным судам относятся: КС России; ВС России, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов; Дисциплинарное судебное присутствие;

к судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

———————————

<47> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

<48> www.pravo.gov.ru, 2014, 6 февраля.

 

Как видно, на обеспечение судебными приставами установленного порядка деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ в комментируемой статье не указано. Соответственно, способы решения задачи обеспечения деятельности таких судов определяются органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно.

Согласно Административному регламенту исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов, утв. Приказом Минюста России от 27 декабря 2006 г. N 384 <49>, исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов включает в себя следующие административные процедуры:

обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;

исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела вещественных доказательств и их сохранности;

поддержание общественного порядка в судебных помещениях;

взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам внутренних дел;

осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

участие в совершении исполнительных действий.

———————————

<49> РГ. N 14. 2007. 25 января.

 

Практически в точности такие же положения закреплены как определяющие комплекс мер, составляющих обеспечение установленного порядка деятельности судов, в Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности, утв. Приказом Минюста России от 3 августа 1999 г. N 226 (в ред. Приказа Минюста России от 12 января 2004 г. N 3) <50>.

———————————

<50> БНА ФОИВ. 1999. N 34-35; 2004. N 7.

 

Осуществление принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

В соответствии с комментируемой статьей на судебных приставов возлагается задача по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц. При этом в юридико-технических целях введено их общее сокращенное обозначение «судебные акты, акты других органов и должностных лиц». В прежней редакции данной статьи (т.е. до внесения Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ изменений) указывалось, что на судебных приставов возлагается задача по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве.

Рассматриваемое положение комментируемой статьи согласуется с положениями ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (в ред. Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ): принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном данным Законом, возлагается на ФССП России и ее территориальные органы (ч. 1); непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений ФССП России и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России (обозначаются по тексту как «подразделения судебных приставов», ч. 2, см. коммент. к ст. 4 Закона); полномочия судебных приставов-исполнителей определяются названным Законом, комментируемым Законом и иными федеральными законами (ч. 3).

Согласно части 1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ) исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются: 1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов; 2) судебные приказы; 3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии; 4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам; 4.1) акты Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов; 5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, за исключением исполнительных документов, указанных в п. 4.1, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований; 6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; 7) постановления судебного пристава-исполнителя; 8) акты других органов в случаях, предусмотренных Федеральным законом; 9) исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге; 9) исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге; 10) запрос центрального органа, назначенного в России в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору РФ, о розыске ребенка, незаконно перемещенного в Россию или удерживаемого в России.

Исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по соответствующим делам.

Как указано в комментируемой статье, на судебных приставов возлагается задача по исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством РФ к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов. При этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение данного органа «Федеральная служба судебных приставов». То, что ФССП России является указанным федеральным органом исполнительной власти, закреплено в Указах Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 13 октября 2004 г. N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов». Об этом подробнее см. коммент. к ст. 5 Закона.

Органы ФССП России отнесены к органам дознания положением п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ. Согласно пункту 4 ч. 3 ст. 151 данного Кодекса дознавателями органов ФССП России производится дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» и 177 «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности», частью 1 ст. 294 «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования», статьей 297 «Неуважение к суду», частью 1 ст. 311 «Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса», статьями 312 «Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации» и 315 «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта» УК РФ.

Указанные положения приведены в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 14 марта 2009 г. N 38-ФЗ «О внесении изменений в статьи 40 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» <51>. В прежней редакции п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ в качестве органов дознания были названы Главный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, а также старшие судебные приставы КС России, ВС России и ВАС России (Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ <52> исключено указание на главного и старшего военных судебных приставов). В прежней редакции п. 4 ч. 3 ст. 151 данного Кодекса говорилось о дознавателях органов службы судебных приставов. Соответственно, внесенными изменениями расширен круг должностных лиц ФССП России, наделенных правом осуществлять дознание.

———————————

<51> СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1267.

<52> СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4845.

 

Следует отметить, что наличие рассматриваемой задачи судебных приставов дает основание для обозначения такой возлагаемой на судебных приставов задачи, как осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов.

 

Статья 2. Правовая основа деятельности судебных приставов

 

Комментарий к статье 2

 

Комментируемая статья определяет правовую основу деятельности полиции, т.е. определяет перечень источников норм права, которыми осуществляется регулирование деятельности полиции. В качестве таких источников названы Конституция РФ, комментируемый Закон, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и другие федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты.

Данная статья в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ изложена полностью в новой редакции. Ранее, в первоначальной редакции статьи, указывалось, что в своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией РФ, комментируемым Законом, Федеральным законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, Минюста России. Как видно, изменения носят лишь редакционный характер.

Конституция РФ, как закреплено в ч. 1 ее ст. 15, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Разъяснения о применении данного конституционного положения даны в п. 2 Постановления Пленума ВС России от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» <53>, в котором в т.ч. указано, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. В части 1 ст. 15 Конституции РФ также установлено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции РФ.

———————————

<53> РГ. N 247. 1995. 28 декабря.

 

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Там же указано, что в случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно разъяснениям, данным в п. 1 Постановления Пленума ВС России от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» <54>, под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо; к общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств; под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного; содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

———————————

<54> РГ. N 244. 2003. 2 декабря.

 

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» <55>. Согласно положениям названного Закона (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ <56>) понятием «международный договор РФ» охватываются: международные договоры РФ, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями, иными обладающими правом заключать международные договоры образованиями от имени России (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера) (п. 2 ст. 1 и п. 2 ст. 3); международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства — продолжателя СССР (п. 3 ст. 1); независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров) (ст. 2).

———————————

<55> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

<56> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6079.

 

Сфера действия Федерального закона «Об исполнительном производстве» определена в его ст. 1 следующим образом:

названный Закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Россию, субъекты РФ, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий (ч. 1);

условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством РФ (ч. 2).

В комментируемой статье говорится о законодательных актах только федерального уровня, что предопределено положением п. «о» ст. 71 Конституции РФ, относящим гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство к предметам исключительного ведения России. Из данного положения прямо следует, что законодательное регулирование деятельности судебных приставов, как и законодательство об исполнительном производстве, также находится в исключительном ведении России.

Соответственно, правовую основу деятельности судебных приставов могут составлять «иные» (иные, нежели федеральные законы) нормативные правовые акты только федерального уровня. Таковыми являются нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Как говорилось выше, на такие нормативные правовые акты прямо указывалось в первоначальной редакции комментируемой статьи.

Издание Президентом РФ указов, как и распоряжений, предусмотрено частью 1 ст. 90 Конституции РФ. Согласно части 2 указанной статьи указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. В части 3 этой же статьи установлено, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. К этому следует добавить, что нормативными правовыми актами являются только те указы Президента РФ, которые имеют нормативный характер.

Правительство РФ, как установлено в ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Частью 2 указанной статьи установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ в соответствии с ч. 3 данной статьи могут быть отменены Президентом РФ. Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 г. N 3-ФКЗ) <57> установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

———————————

<57> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1.

 

К нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, составляющим правовую основу деятельности судебных приставов, относятся, прежде всего, нормативные правовые акты Минюста России, поскольку названное Министерство в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 14 июля 2008 г. N 1079) <58>, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов. Функция Минюста России по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности ФССП России, прямо определена в п. 1 ст. 7 комментируемого Закона. Как говорилось выше, на нормативные правовые акты Минюста России прямо указывалось в первоначальной редакции комментируемой статьи.

———————————

<58> СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4108; 2008. N 29. Ч. I. Ст. 3473.

 

В правовую основу деятельности судебных приставов могут входить и нормативные правовые акты ФССП России. В подпункте «в» п. 4 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649) <59> установлено, что федеральная служба (служба) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, но там же указано, что данное правило не касается случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

———————————

<59> СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023.

 

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации <60>, согласно п. 2 которых нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается; структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. В соответствии с п. 10 названных Правил нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в т.ч. акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация нормативных правовых актов, согласно п. 11 названных Правил, осуществляется Минюстом России, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены Приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. N 88 <61>.

———————————

<60> СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.

<61> РГ. N 108. 2007. 24 мая.

 

В целях реализации указанного Постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 Приказом ФССП России от 4 декабря 2009 г. N 499 утверждено Положение о порядке подготовки нормативных правовых актов Федеральной службы судебных приставов и направления их на государственную регистрацию <62>.

———————————

<62> СПС.

 

Статья 2.1. Использование слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний

 

Комментарий к статье 2.1

 

Согласно комментируемой статье допускается возможность использования слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний только в наименованиях ФССП России, ее структурных подразделений и должностных лиц ФССП России, а также в наименованиях учреждений, обеспечивающих деятельность ФССП России, профессиональных союзов судебных приставов, их структурных подразделений и должностных лиц. Соответственно, это означает запрет использования таких слов и словосочетаний в наименованиях иных организаций, общественных объединений и должностей.

Данная статья введена Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ, и в ее первоначальной редакции указывалось, что использование словосочетания «судебный пристав» допускается только в наименованиях ФССП России, ее структурных подразделений и должностных лиц ФССП России, а также в наименованиях профессиональных союзов судебных приставов, их структурных подразделений и должностных лиц. Указанным Законом устанавливалось, что организации, общественные объединения и должности, созданные до дня вступления в силу этого Закона (т.е. до 21 июля 2009 г.), не указанные в этой статье и содержащие в своем наименовании словосочетание «судебный пристав», должны быть переименованы либо ликвидированы в течение 90 дней со дня вступления в силу этого Закона.

Изменениями, внесенными в комментируемую статью Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ, установленный в ней запрет расширен за счет слова «пристав» и словосочетаний, образованных на основе слов «судебный пристав» или «пристав». Кроме того, этим же Законом в данную статью введено указание на учреждения, обеспечивающие деятельность ФССП России, как на организации, в наименованиях которых допускается использование слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний.

Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, принятому в качестве Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ, в настоящее время в сфере возврата долгов кроме судебных приставов-исполнителей действуют частные структуры, занимающиеся взысканием долгов с физических и юридических лиц, — коллекторские агентства; указанные коллекторские агентства в своих наименованиях зачастую используют слово «пристав», что ассоциируется в восприятии граждан с органом исполнительной власти — ФССП России и приводит к нивелированию правильного понимания гражданами и организациями правового статуса данного органа как единственного органа принудительного исполнения; кроме того, некоторые коллекторские агентства при взыскании долгов применяют к должникам не вполне законные методы, что формирует в сознании граждан негативное отношение к ФССП России и ведет к дискредитации ее имиджа.

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ устанавливалось, что организации, общественные объединения и должности, созданные до дня вступления в силу данного Закона (т.е. до 1 января 2012 г.), не указанные в комментируемой статье в новой редакции и содержащие в своем наименовании слова «судебный пристав» или «пристав» или образованные на их основе словосочетания, должны быть переименованы либо ликвидированы в течение 90 дней со дня вступления в силу данного Закона.

Тем же Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ КоАП РФ дополнен статьей 17.8.1, предусматривающей ответственность за незаконное использование юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в своем наименовании слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний.

 

Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

 

Комментарий к статье 3

 

  1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает следующие требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава:

1) наличие гражданства РФ;

2) достижение возраста 21 года (в первоначальной редакции пункта говорилось о достижении 20-летнего возраста; возрастной ценз повышен до 21 года Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ по истечении трех лет после дня его официального опубликования, т.е. после 21 июля 2012 г.);

3) наличие среднего общего (до внесения Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ изменения говорилось о необходимости наличия среднего (полного) общего) или среднего профессионального образования, а для лица, назначаемого на должность старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава — высшего юридического образования, для судебного пристава-исполнителя — высшее юридическое или высшее экономическое образование;

4) способность по состоянию здоровья исполнять возложенные на судебного пристава обязанности;

5) способность по своим деловым и личным качествам исполнять возложенные на судебного пристава обязанности.

Как наряду с прочим определено в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» <63>, гражданство РФ — это устойчивая правовая связь лица с Россией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Согласно ст. 5 названного Закона гражданами РФ являются: а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу данного Закона (т.е. на 1 июля 2002 г.); б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с данным Законом. В статье 6 названного Закона в отношении двойного гражданства предусмотрено следующее: гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом (п. 1); приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ (п. 2).

———————————

<63> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

 

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Там же указано, что виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом. Согласно статье 7 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 322-ФЗ) <64> основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из России и въезд в Россию, признаются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт.

———————————

<64> СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029; 2009. N 1. Ст. 30.

 

Требование о необходимости наличия высшего юридического образования для лиц, назначаемых на должность заместителя старшего судебного пристава, введено в рассматриваемый пункт Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ по истечении трех лет после дня его официального опубликования, т.е. после 21 июля 2012 г.

Требование о необходимости наличия высшего юридического или высшего экономического образования для лиц, назначаемых на должность судебного пристава-исполнителя, введено Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ по истечении трех лет после дня его официального опубликования, т.е. после 7 декабря 2014 г. В пояснительной записке к законопроекту, принятому в качестве данного Закона, указывалось, что в процессе принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель действует в качестве представителя власти и его деятельность сопряжена с реализацией значительных государственно-властных полномочий, требует знания федеральных законов, умения их применять, что объективно требует повышенного образовательного ценза для замещения должности судебного пристава-исполнителя; уже на сегодня из 23 855 человек, замещающих должность судебного пристава-исполнителя, 12 012 человек имеют высшее юридическое образование (50,41%), 1870 человек имеют высшее экономическое образование (7,85%) и 980 чел. обучаются на юридических факультетах.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 497-ФЗ действие пункта в части требования о необходимости иметь высшее юридическое или высшее экономическое образование при назначении на должность судебного пристава-исполнителя приостановлено до 1 января 2016 г. Как отмечалось авторами проекта данного Закона, вступление в силу положения об обязательном наличии у кандидата при назначении на должность судебного пристава-исполнителя высшего юридического или высшего экономического образования приведет к тому, что 5566 человек (25,09%) не будут соответствовать квалификационным требованиям к замещаемой должности судебного пристава-исполнителя, в результате чего будет увеличена нагрузка на судебного пристава-исполнителя и снижено качество принудительного исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц.

Согласно положениям ч. 4 и 5 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» <65>:

в России устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование;

в России устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование — бакалавриат; 3) высшее образование — специалитет, магистратура; 4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

———————————

<65> www.pravo.gov.ru, 2012, 30 декабря.

 

Положениями ч. 6 и 7 ст. 60 названного Закона предусмотрено, что:

документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня: 1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании); 2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании);

документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании); 2) высшее образование — бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); 3) высшее образование — специалитет (подтверждается дипломом специалиста); 4) высшее образование — магистратура (подтверждается дипломом магистра); 5) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).

Общие ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, установлены в ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (о данном Законе см. ниже). Так, в части 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ <66>) предусмотрено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае (согласно ч. 2 данной статьи иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, устанавливаются федеральными законами):

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных названным Законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

———————————

<66> www.pravo.gov.ru, 2013, 25 ноября.

 

На основании изложенного п. 4 издан Приказ Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. N 984н <67>, которым утверждены:

Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими;

Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению;

учетная форма N 001-ГС/у «Заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению».

———————————

<67> РГ. N 12. 2010. 22 января.

 

  1. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При этом предусмотрено, что при вступлении в должность судебный пристав приносит присягу. Как установлено в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» <68>, в систему государственной службы входят такие виды государственной службы, как государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. Согласно пункту 3 указанной статьи военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. В статье 4 названного Закона определено, что федеральная государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий России, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.

———————————

<68> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

 

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <69>, что и закреплено в его преамбуле. Как определено в ч. 1 ст. 3 названного Закона (в ред. Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ <70>), государственная гражданская служба РФ — это вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

———————————

<69> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

<70> www.pravo.gov.ru, 2013, 7 июня.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. На основании данной нормы издан Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» <71>, которым утвержден Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы. Названным Реестром (в ред. Указа Президента РФ от 4 декабря 2013 г. N 880 <72>) предусмотрены следующие должности:

в ФССП России — должности категории «специалисты» — ведущая группа должностей — «судебный пристав-исполнитель при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации» (код 09-3-3-049); старшая группа должностей — «судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации» (код 09-3-4-050);

в территориальном органе ФССП России в субъекте РФ — должности категории «специалисты» — старшая группа должностей — «судебный пристав» (код 11-3-4-078);

в территориальном органе ФССП России межрайонного, городского (районного) уровня — должности категории «специалисты»: ведущая группа должностей — «старший судебный пристав» (код 11-3-3-103); старшая группа должностей — «судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов» (код 11-3-4-104), «судебный пристав-исполнитель» (код 11-3-4-105).

———————————

<71> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118.

<72> www.pravo.gov.ru, 2013, 4 декабря.

 

Приказом ФССП России от 17 октября 2012 г. N 453 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы судебных приставов» <73>:

утверждены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов, и дополнительные квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов, курирующими вопросы внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность Федеральной службы судебных приставов, а также в чьи должностные обязанности входят создание, развитие и администрирование информационных систем в Федеральной службе судебных приставов;

утверждены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, и дополнительные квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, курирующими вопросы внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, а также в чьи должностные обязанности входят создание, развитие и администрирование информационных систем в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов.

———————————

<73> РГ. N 265. 2012. 16 ноября.

 

В пункте 2 комментируемой статьи также предусмотрено, что при вступлении в должность судебный пристав приносит присягу. В первоначальной редакции данного пункта текст присяги был определен следующим: «Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава».

В действующей редакции данного пункта определен следующий текст присяги судебного пристава:

«Я, вступая в ряды Федеральной службы судебных приставов, присягая на верность народу России и Закону, торжественно клянусь:

беспрекословно соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации;

настойчиво и честно защищать права граждан, интересы общества и государства;

достойно переносить трудности, связанные с исполнением служебных обязанностей;

неукоснительно соблюдать дисциплину, установленный порядок служебных взаимоотношений;

хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

дорожить своей профессиональной честью, беречь и развивать лучшие традиции Федеральной службы судебных приставов.

Служу России, служу Закону!»

В таком виде текст присяги определен изменениями, внесенными Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ. Как отмечалось авторами проекта данного Закона, новая редакции присяги судебного пристава одновременно возлагает на судебного пристава обязанность соблюдения не только режима законности, но также и требований иных социальных регуляторов, необходимых для добросовестного исполнения служебных обязанностей судебного пристава.

Тем же Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ пункт 2 комментируемой статьи дополнен положениями, делегирующими полномочие по установлению порядка приведения к присяге судебного пристава главному судебному приставу РФ, а также устанавливающими, что соблюдение присяги является неотъемлемой частью служебной дисциплины судебного пристава.

На основании данных положений Приказом ФССП России от 5 декабря 2014 г. N 675 утвержден Порядок приведения к присяге судебного пристава <74>, которым предусмотрено следующее:

присяга приносится судебным приставом при вступлении в должность. Приведение к присяге может быть приурочено ко Дню защитника Отечества — 23 февраля, Дню Победы — 9 Мая, Дню России — 12 июня и Дню судебного пристава — 1 ноября;

приведение к присяге проходит в торжественной обстановке: в центральном аппарате ФССП России — перед Государственным флагом РФ, флагом ФССП России ФССП России и знаменем ФССП России; в территориальном органе ФССП России — перед Государственным флагом РФ, флагом ФССП России и знаменем территориального органа ФССП России. Приведение к присяге может проводиться в исторических местах, местах боевой и трудовой славы, музейных учреждениях, а также в мемориальных комплексах. На церемонию приведения к присяге могут приглашаться представители органов государственной власти, духовенства, ветераны ФССП России, родители или близкие родственники приводимых к присяге судебных приставов;

приведение к присяге судебных приставов осуществляется: в центральном аппарате ФССП России — директором ФССП России — главным судебным приставом РФ или лицом, исполняющим его обязанности (далее — директор ФССП России); в территориальном органе ФССП России — руководителем территориального органа ФССП России — главным судебным приставом субъекта РФ, в исключительных случаях — его заместителем (далее — руководитель территориального органа ФССП России);

в назначенное время проводится торжественное построение работников структурного подразделения центрального аппарата ФССП России или территориального органа ФССП России в парадной форме одежды. Судебные приставы, приводимые к присяге, находятся в первых шеренгах. Директор ФССП России (руководитель территориального органа ФССП России) в краткой речи напоминает им о значении присяги, о том, что соблюдение присяги является неотъемлемой частью служебной дисциплины судебного пристава. Из строя поочередно вызываются судебные приставы, приводимые к присяге. Каждый судебный пристав читает вслух перед строем текст присяги. После этого расписывается в бланке с текстом присяги, ставит дату и становится на свое место в строю. Бланк с текстом присяги на каждого судебного пристава изготавливается соответствующим кадровым подразделением. По окончании приведения к присяге директор ФССП России (руководитель территориального органа ФССП России) поздравляет принявших присягу, после чего исполняется Государственный гимн РФ. Списки с личными подписями судебных приставов, принявших присягу, передаются в соответствующее кадровое подразделение. Бланк с текстом присяги и подписью принявшего присягу приобщается к материалам его личного дела;

место приведения к присяге определяется директором ФССП России (руководителем территориального органа ФССП России);

судебные приставы, которые по какой-либо причине не были приведены в установленный день к присяге, приводятся к ней отдельно директором ФССП России (руководителем территориального органа ФССП России).

———————————

<74> РГ. N 15. 2015. 28 января.

 

  1. В пункте 3 комментируемой статьи в дополнение к п. 1 данной статьи установлены предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава, требования, связанные с наличием судимости или осуществлением уголовного преследования.

В первоначальной редакции данного пункта устанавливалось лишь то, что на должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость. В действующей редакции пункт изложен Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ, но в первоначальном его проекте предлагалось исключить возможность назначения на должности судебных приставов лиц, не только имеющих, но и имевших судимость за преступления, совершенные умышленно после достижения совершеннолетнего возраста. В обоснование необходимости таких изменений в пояснительной записке к законопроекту указывалось на достижение целей устранения условий для проявления коррупции при реализации должностными лицами ФССП России предоставленных им государственно-властных полномочий.

В соответствии с действующей редакцией п. 3 комментируемой статьи на должность судебного пристава не может быть назначен:

гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу;

гражданин, который имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена;

гражданин, в отношении которого осуществляется уголовное преследование;

гражданин, в отношении которого прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

Вступление приговора в законную силу регламентировано следующими положениями ч. 1 — 3 ст. 390 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ <75>): приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном порядке, если он не был обжалован сторонами (ч. 1); приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его провозглашения и может быть пересмотрен лишь в порядке, установленном главами 47.1, 48.1 и 49 данного Кодекса (ч. 2); в случае подачи жалобы, представления в апелляционном порядке приговор вступает в законную силу в день вынесения решения судом апелляционной инстанции, если он не отменяется судом апелляционной инстанции с передачей уголовного дела на новое судебное разбирательство либо с возвращением уголовного дела прокурору (ч. 3).

———————————

<75> СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 45.

 

Положения, включенные Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ в п. 3 комментируемой статьи, аналогичные тем, которые устанавливались Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 157-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации «О милиции» и Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» <76>.

———————————

<76> СЗ РФ. 2010. N 30. Ст. 3988.

 

В связи с этим представляет интерес то, что указывалось авторами законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 157-ФЗ:

согласно действующей редакции ст. 19 Закона РФ «О милиции» не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие или имевшие судимость. Исходя из данной формулировки в нынешних правовых условиях лица, в отношении которых ранее возбуждались уголовные дела, но затем были прекращены по нереабилитирующим основаниям, могут быть приняты на службу в милицию. С одной стороны, лица, освобожденные от наказания, считаются несудимыми (ч. 2 ст. 86 УК РФ), с другой стороны, невиновность данных лиц, их непричастность к совершению преступления (в которых они подозревались либо обвинялись) не были установлены судом. Прекращение уголовных дел в подобных случаях означает лишь отказ от дальнейшего доказывания виновности таких лиц, несмотря на то что основания для осуществления в отношении их уголовного преследования сохраняются (Определение КС России от 21 декабря 2006 г. N 531-О);

в настоящее время факт прекращенного когда-то уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, как правило, служит поводом для отказа в приеме на службу в милицию. Однако отсутствие законодательной нормы позволяет манипулировать кадровыми решениями в системе органов внутренних дел и создает условия для коррупции;

с другой стороны, отсутствие прямого запрета в законодательстве позволяет гражданам, формально считающимся несудимыми, но при этом освобожденным от уголовного преследования по нереабилитирующим обстоятельствам, претендовать на замещение должностей в системе органов внутренних дел.

3.1. Пункт 3.1 комментируемой статьи предусматривает проведение при назначении граждан РФ на отдельные должности ФССП России психофизиологических исследований, тестирования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости. При этом Минюсту России делегированы полномочия по определению порядка проведения психофизиологического исследования, тестирования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости и перечня должностей, при назначении на которые проводятся указанные психофизиологическое исследование.

Данный пункт введен Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 441-ФЗ, авторами проекта которого отмечалось, что его принятие будет способствовать формированию профессионального кадрового состава ФССП России, повышению дисциплины и эффективности профессиональной служебной деятельности судебных приставов, что в конечном итоге отразится на обеспечении законных прав и интересов граждан. Издание соответствующего нормативного правового акта (соответствующих нормативных правовых актов) Минюста России на основании положений п. 3.1 комментируемой статьи в настоящее время лишь ожидается.

  1. В пункте 4 комментируемой статьи указано, что на судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» <77> и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

———————————

<77> СЗ РФ. 2008. N 52. Ч. I. Ст. 6228.

 

Данный пункт введен Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ, принятым в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции». Как видно, данное дополнение внесено без учета того, что судебные приставы являются государственными гражданскими служащими (см. выше).

Положения Федерального закона «О противодействии коррупции» об обязанности государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также об урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе дублируются в соответствующих положениях Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (см. ниже). Соответственно, здесь представляется целесообразным упомянуть лишь о следующем регулировании, содержащемся в Федеральном законе «О противодействии коррупции».

Статья 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» регламентирует обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений:

государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ч. 1);

уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего (ч. 2);

невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 данной статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством РФ (ч. 3);

государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством РФ (ч. 4);

порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем) (ч. 5).

В соответствии с последней из изложенных норм Приказом ФССП России от 6 сентября 2010 г. N 410 утверждено Положение о порядке уведомления федеральным государственным гражданским служащим Федеральной службы судебных приставов о фактах обращения к нему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, регистрации такого уведомления и организации проверки содержащихся в уведомлении сведений <78>.

———————————

<78> РГ. N 240. 2010. 22 октября.

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code