Определение Конституционного суда РФ от 21.05.2015 N 1017-О

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки на нарушение ее конституционных прав положениями статей 4 и 56 закона Свердловской области «об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области»

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 21 мая 2015 г. N 1017-О

 

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ БАБКИНОЙ НИНЫ МИХАЙЛОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 4 И 56 ЗАКОНА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Н.М. Бабкиной к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

 

установил:

 

  1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Н.М. Бабкина, работающая со 2 апреля 2001 года в управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга, оспаривает конституционность примененных в ее деле судами общей юрисдикции следующих положений Закона Свердловской области от 15 июля 2005 года N 84-ОЗ «Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области» (в редакции до 1 января 2015 года):

статьи 4, закрепляющей перечень государственных органов Свердловской области и круг лиц, замещающих государственные должности Свердловской области, для обеспечения исполнения полномочий которых осуществляется государственная гражданская служба Свердловской области;

статьи 56, устанавливающей порядок вступления в силу данного Закона, в части, предусматривающей, что гражданин, замещавший должность государственной гражданской службы Свердловской области не менее пяти лет непосредственно перед увольнением с государственной гражданской службы Свердловской области, при наличии стажа государственной гражданской службы Свердловской области не менее 25 лет до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеет право на пенсию за выслугу лет при прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы Свердловской области и увольнении с государственной гражданской службы Свердловской области в связи с расторжением служебного контракта по инициативе государственного гражданского служащего Свердловской области; а в случае, если гражданин замещал должность государственной гражданской службы Свердловской области не менее трех лет непосредственно перед увольнением с государственной гражданской службы Свердловской области, при наличии стажа государственной гражданской службы Свердловской области не менее десяти лет, он имеет право на пенсию за выслугу лет при прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы Свердловской области и увольнении с государственной гражданской службы Свердловской области по следующим основаниям: 1) истечение срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий государственного гражданского служащего Свердловской области, замещающего должность государственной гражданской службы Свердловской области категории «руководители» или «помощники (советники)»; 2) расторжение служебного контракта по инициативе государственного гражданского служащего Свердловской области в связи с выходом на пенсию; 3) отказ государственного гражданского служащего Свердловской области от перевода на иную должность государственной гражданской службы Свердловской области по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе; 4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя государственных гражданских служащих Свердловской области в случае несоответствия государственного гражданского служащего Свердловской области замещаемой должности государственной гражданской службы Свердловской области по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением; 5) сокращение должностей государственной гражданской службы Свердловской области в государственном органе Свердловской области; 5.1) упразднение государственного органа Свердловской области; 6) признание государственного гражданского служащего Свердловской области полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением или признание государственного гражданского служащего Свердловской области недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 7) достижение государственным гражданским служащим Свердловской области установленного федеральным законом предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе Российской Федерации (части вторая и третья пункта 2.1).

По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения противоречат статьям 15 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривают возможность отнесения к государственной гражданской службе Свердловской области периодов работы в управлениях Пенсионного фонда Российской Федерации, расположенных на ее территории, и назначения пенсии за выслугу лет лицам, ранее замещавшим должности государственной гражданской службы Свердловской области и уволенным в связи с переводом в данные учреждения по согласованию между руководителями.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Согласно преамбуле Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и данным Федеральным законом. При этом, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, для лиц, замещавших должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, а также лиц, замещавших должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить порядок и условия предоставления за счет средств субъекта Российской Федерации дополнительного пенсионного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования пенсиям, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации (определения от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О и N 108-О-О, от 1 октября 2009 года N 1060-О-О и др.).

Реализуя дискреционные полномочия, законодатель Свердловской области в Законе Свердловской области «Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области» закрепил перечень государственных органов Свердловской области и круг лиц, замещающих государственные должности Свердловской области, для обеспечения исполнения полномочий которых осуществляется государственная гражданская служба Свердловской области (статья 4), а также определил основания возникновения права указанных лиц на пенсию за выслугу лет и порядок ее назначения и выплаты (пункт 2.1 статьи 56). При этом данные законоположения связывают возможность получения пенсии за выслугу лет не только с продолжительностью стажа государственной гражданской службы Свердловской области, но и с определенными основаниями увольнения с должностей государственной гражданской службы Свердловской области и в случае увольнения с указанной службы, в частности в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы Свердловской области в государственном органе Свердловской области, а также упразднением государственного органа Свердловской области, предусматривают возможность назначения пенсии за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы Свердловской области меньшей продолжительности, что с учетом специфики оснований увольнения обеспечивает лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Свердловской области, возможность реализации права на дополнительное пенсионное обеспечение.

Таким образом, оспариваемые Н.М. Бабкиной законоположения являются частью правового механизма, направленного на реализацию права на дополнительное пенсионное обеспечение лиц, продолжительное время замещавших должности государственной гражданской службы Свердловской области, в равной мере применяющегося ко всем лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы.

Разрешение же вопросов об отнесении каких-либо учреждений к государственным органам субъекта Российской Федерации, а также о внесении изменений и дополнений в перечень оснований увольнения с должностей государственной гражданской службы Свердловской области, являющихся условиями для получения права на пенсию за выслугу лет, назначаемую в соответствии с Законом Свердловской области «Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области», на чем, как следует из жалобы, настаивает заявительница, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

 

определил:

 

  1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бабкиной Нины Михайловны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
  2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации

В.Д.Зорькин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code