Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2015 N Ф06-24014/2015 по делу N А55-18464/2014

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Обстоятельства: По мнению общества, кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка превышает его рыночную собственность.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку законодательство не содержит запрета на установление кадастровой стоимости земельного участков в размере его рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком; соответствие отчета оценщика установленным требованиям подтверждено заключением эксперта.

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 мая 2015 г. N Ф06-24014/2015

 

Дело N А55-18464/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Петрушкина В.А.,

судей Петрова А.Л., Ананьева Р.В.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.10.2014 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2015 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Романенко С.Ш.)

по делу N А55-18464/2014

по иску закрытого акционерного общества «Вис-Сервис», г. Тольятти (ОГРН 1096382001319, ИНН 6382057230) к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области, г. Самара (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, с участием третьего лица: администрации муниципального района Безенчукский Самарской области, Самарская область, п.г.т. Безенчук (ОГРН 1026303888005, ИНН 6362004670),

 

установил:

 

закрытое акционерное общество «ВИС-Сервис» (далее — ЗАО «ВИС-Сервис», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области (далее — кадастровая палата, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области) об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости в отношении земельных участков:

— с кадастровым номером 63:32:2501002:120, площадью 7893 кв. м, находящегося по адресу: п/ст Приморский, пер. Строителей, уч. 2;

— с кадастровым номером 63:09:0102164:510, площадью 541 кв. м, находящегося по адресу: г. Тольятти, ул. Заставная, д. 20;

— с кадастровым номером 63:26:1902016:284, площадью 8000 кв. м, находящегося по адресу: с. Красный Яр, ул. Придорожная, уч. 1;

— с кадастровым номером 63:12:1401005:0045, площадью 1244 кв. м, находящегося по адресу: п.г.т. Безенчук, ул. Мамистова, д. 97;

— с кадастровым номером 63:32:1204006:372, площадью 8020 кв. м, находящегося по адресу: с. Русская Борковка, ул. Северная, уч. 8;

— с кадастровым номером 63:09:0102164:509, площадью 3130 кв. м, находящегося по адресу: г. Тольятти, ул. Заставная, д. 20;

— с кадастровым номером 63:32:2601035:114, площадью 5000 кв. м, находящегося по адресу: с. Тимофеевка, ул. Обводная, д. 21;

— с кадастровым номером 63:09:0000000:0027, площадью 4592 кв. м, находящегося по адресу: г. Тольятти, Обводное шоссе, д. 107;

— с кадастровым номером 63:09:0301165:11, площадью 4657 кв. м, находящегося по адресу: г. Тольятти, Автозаводское шоссе, д. 4;

— с кадастровым номером 63:09:0101155:33, площадью 4668 кв. м, находящегося по адресу: г. Тольятти, Южное шоссе, д. 97;

— с кадастровым номером 63:09:0102160:687, площадью 32 565 кв. м, находящегося по адресу: г. Тольятти, ул. Вокзальная, д. 7а.

Определением суда от 22.05.2014 исковое заявление принято к производству суда. Делу присвоен номер А55-9212/2014.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 12.08.2014 требование общества об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:12:1401005:0045, площадью 1244 кв. м, расположенный по адресу: п.г.т. Безенчук, ул. Мамистова, д. 97, равной рыночной стоимости выделено в отдельное производство, которому присвоен номер А55-18464/2014.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечена администрация муниципального района Безенчукский Самарской области.

До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:12:1401005:0045, площадью 1244 кв. м, расположенного по адресу: п.г.т. Безенчук, Мамистова, д. 97, равной рыночной стоимости — 772 574 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.10.2014 уточнение искового требования принято судом, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:12:1401005:0045, площадью 1244 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства АЗС, расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, п.г.т. Безенчук, ул. Мамистова, д. 97, равной рыночной стоимости земельного участка в размере 772 574 руб.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что представленный отчет об оценке стоимости земельного участка от 30.06.2014 N 6108/13 отвечает предъявленным к отчетам оценки требованиям, соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности доказательств, кроме того, имеется и положительное заключение о соответствии отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, следовательно, кадастровая стоимость земельного участка подлежит установлению равной его рыночной стоимости.

В кассационной жалобе ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.

Заявитель кассационной жалобы считает, что рыночная стоимость имеет заниженный показатель относительно кадастровой стоимости, также действующее законодательство не содержит указаний на возможность произвольной замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью, кроме того, судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права в связи с тем, что надлежащими ответчиками являются Правительство Самарской области, администрация муниципального района Безенчукский Самарской области.

Стороны, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании передаточного акта от 28.04.2009, утвержденного протоколом общего собрания участников ЗАО «ВИС-Сервис» от 28.04.2009 N 9, последний приобрел на праве собственности земельный участок, находящийся по адресу: Самарская область, п.г.т. Безенчук, Мамистова, д. 97, кадастровый номер 63:12:1401005:0045, площадью 1244 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства АЗС, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.06.2010 серии 63-АЕ N 071335.

Распоряжением Правительства Самарской области от 06.05.2013 N 262-р Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии рекомендовано сформировать и представить до 20.05.2013 в Министерство перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, подлежащих государственной кадастровой оценке, по состоянию на 01.01.2013.

Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области», по состоянию на 01.01.2013 была утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, в том числе на спорный земельный участок в размере 3 703 549,72 руб., что следует из кадастрового паспорта земельного участка от 21.04.2014 N 63-00-102/14-285616.

По инициативе общества проведена рыночная оценка вышеуказанного земельного участка по состоянию на 01.01.2013.

На основании отчета об оценке стоимости спорного земельного участка от 30.06.2014 N 6108/13, выполненного оценщиком — обществом с ограниченной ответственностью производственно-коммерческой фирмы «Киселевых», рыночная стоимость объекта недвижимости — земельного участка с кадастровым номером 63:12:1401005:0045, площадью 1244 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства АЗС, составляет 772 574 руб.

В целях подтверждения правильности и достоверности данного отчета обществом представлено экспертное заключение от 30.07.2014 N 2573/2014-6, подготовленное общероссийской общественной организацией «Российское общество оценщиков», согласно которого названный отчет соответствует требованиям действующего законодательства.

ЗАО «ВИС-Сервис» полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, обратилось в арбитражный суд настоящим заявлением.

Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

Учитывая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости в обоснование заявленного требования общество представило отчет об оценке стоимости спорного земельного участка от 30.06.2014 N 6108/13, выполненного оценщиком — обществом с ограниченной ответственностью производственно-коммерческой фирмы «Киселевых».

По результатам проведенного экспертного заключения от 30.07.2014 N 2573/2014-6 установлено, что отчет от 30.06.2014 N 6108/13 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.

Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

 

Примечание.

Текст документа приведен в соответствии с оригиналом. Вероятно, имеется в виду Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, а не N 1076/11.

 

Оспариваемые ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области акты приняты и с учетом правовой позиции, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 1076/11, где определено, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается и устанавливается на дату определения кадастровой стоимости, вместе с тем суды при рассмотрении спора должны учитывать факт утверждения компетентным органом государственной власти результатов новой государственной оценки земельных участков.

Обратившись с иском, общество предъявило все необходимые документы, в том числе отчет оценщика, в котором определена рыночная стоимость.

Отчет оценщика о рыночной стоимости является одним из доказательств, подтверждающих рыночную стоимость, и оспаривание самого доказательства в самостоятельном порядке может нарушать принцип состязательности в арбитражном процессе, порядок предоставления и раскрытия сторонами доказательств, опровержения доказательств и оценки доказательств судом в конкретном деле (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком»).

Согласно статье 24.11 Закона об оценочной деятельности для целей настоящего Закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя, в том числе определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем положения статьи 24.19 названного Закона определяют различные юрисдикционные формы защиты, если такие результаты кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности физических и юридических лиц, при этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, при этом установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости осуществляется на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость.

Нормами статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.

Статьей 24.16 Закона об оценочной деятельности определено, что в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости. Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет. По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на указанный отчет.

Таким образом, при рассмотрении данной категории дел суду необходимо исследовать как доказательства, которые были положены в основу установления кадастровой стоимости (отчет определения кадастровой стоимости), так и доказательства, подтверждающие установление рыночной стоимости земельного участка.

Исходя из общих принципов законодательства об оценочной деятельности следует исходить, что кадастровая и рыночная стоимость объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом ее проведения (массовым характером).

В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Принимая во внимание, что посредством экспертизы отчета оценщика достигается цель независимой и объективной оценки объекта, а также с учетом существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью, определенной в отчетах, подготовленных оценщиком по заказу истца, представленные отчеты оценщика только при наличии экспертного заключения могут быть приняты судами в качестве достаточных доказательств установления рыночной стоимости земельных участков.

Довод кассационной жалобы о том, что действующее законодательство не содержит указаний на возможность замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку прямо противоречит действующему законодательству, в частности пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Положения части 1 статьи 47 АПК РФ предусматривают, что в случае, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим.

По данной категории споров надлежащими ответчиками должны признаваться федеральные органы, осуществляющие организацию по государственной кадастровой оценке земель, и подведомственные ему бюджетные учреждения (органы кадастрового учета).

Поскольку по данному делу нормативный акт не был предметом оспаривания, привлечение Правительства Самарской области и администрация муниципального района Безенчукский Самарской области в качестве ответчиков не является обязательным.

Следует отметить, что соответствующее ходатайство истца о привлечении Правительства Самарской области и администрации муниципального района Безенчукский Самарской области в качестве ответчиков либо о вступлении их в судебный процесс не заявлялось.

С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, установив, что в данном конкретном случае кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной, и данный факт установлен в результате индивидуальной оценке объекта, удовлетворили заявленные требования.

Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Самарской области от 09.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2015 по делу N А55-18464/2014 оставить без изменений, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН

Судьи
А.Л.ПЕТРОВ
Р.В.АНАНЬЕВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code