Определение Верховного Суда РФ N 9-АПГ15-2

Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 15 апреля 2015 г. N 9-АПГ15-2

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Анишиной В.И.,

судей Абакумовой И.Д. и Александрова В.Н.

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сервис-А» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка

по апелляционной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 5 ноября 2014 г., которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

общество с ограниченной ответственностью «Сервис-А» (далее — ООО «Сервис-А», Общество) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 52:18:0010502:23 площадью 3 550 кв. м, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Сормовский р-н, ул. Станиславского, д. 45 (далее — земельный участок), обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, в размере 6 947 000 руб.

К участию в деле привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Нижегородской области (далее — ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области, Учреждение), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее — Управление Росреестра по Нижегородской области), правительство Нижегородской области и администрация города Нижнего Новгорода.

Решением Нижегородского областного суда от 5 ноября 2014 г. заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме. В апелляционной жалобе ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела просит отменить решение суда.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, однако в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество является арендатором земельного участка на основании договора аренды от 27 февраля 2012 г. N 18-3455 г, заключенного между министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области и обществом с ограниченной ответственностью «НОВЫЕ ФОРМЫ», и договора уступки прав аренды земельного участка от 7 февраля 2013 г., заключенного между обществом с ограниченной ответственностью «НОВЫЕ ФОРМЫ» и ООО «Сервис-А».

ООО «Сервис-А» является собственником зданий, расположенных на земельном участке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 8 мая 2013 г. серия 52-АД N 715505, серия 52-АД N 715506, серия 52-АД N 715510, серия 52-АД N 715508, серия 52-АД N 715509

Как установлено судом, кадастровая стоимость земельного участка не влияет на расчет арендной платы по указанному выше договору аренды, но учитывается в формуле, по которой рассчитывается цена земельного участка при его продаже собственникам расположенных на нем зданий, в соответствии с Законом Нижегородской области от 29 июня 2012 г. N 81-З «О порядке определения цены и порядке оплаты земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках».

Как усматривается из материалов дела, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о том, что по состоянию на 31 июля 2014 г. кадастровая стоимость земельного участка составляет 22 268 440 руб.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, существенно завышает выкупную цену земельного участка ООО «Сервис-А» обратилось с указанным выше заявлением в суд.

В обоснование заявленных требований Общество представило отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от 16 апреля 2014 г. N 05/2014 об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовленный индивидуальным предпринимателем Савельевым А.В. (далее — отчет N 05/2014), согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2007 г. составляет 6 947 000 руб., подтвержденный положительным экспертным заключением от 5 мая 2014 г. N 1495/2014, подготовленным Общероссийской общественной организацией «Российское общество оценщиков».

Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, установив, что заявителем соблюден предварительный досудебный порядок, оценив представленный заявителем отчет N 05/2014, подтвержденный положительным экспертным заключением, установил кадастровую стоимость земельного участка, равную его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 г., в размере 6 947 000 руб.

В апелляционной жалобе указывается, что ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку организация проведения государственной кадастровой оценки возложена на Росреестр, Учреждение не допускало незаконных действий, не нарушало своими действиями права и законные интересы заявителя, его решения не оспариваются.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что указанные доводы подлежат отклонению.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников этих отношений (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следовательно, дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Заинтересованными лицами по этим делам выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.

Вместе с тем в зависимости от конкретных обстоятельств, суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь государственные органы, наделенные полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.

Согласно статье 24.19 Федерального закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, определяет кадастровую стоимость объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Указанные полномочия на основании решения органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

В соответствии с Приказом Росреестра от 26 декабря 2011 г. N П/531 федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее — ФГБУ «ФКП Росреестра») переданы полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. Соответствующие полномочия содержатся также в пунктах 13.6 Устава ФГБУ «ФКП Росреестра», утвержденного Приказом Росреестра от 1 сентября 2011 г. N П/331.

Филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» осуществляют деятельность от имени Учреждения (пункт 23 Устава ФГБУ «ФКП Росреестра»).

Как усматривается из материалов дела и письменных пояснений ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:18:0010502:23 была определена по состоянию на 20 июня 2011 г. и на основании акта Учреждения об определении кадастровой стоимости от 30 сентября 2014 г. сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости.

С учетом указанных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о привлечении к участию в деле ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области.

Удовлетворяя заявленные требования, суд указал, что представленный ООО «Сервис-А» отчет N 05/2014 является относимым и допустимым доказательством по делу и подтверждает достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, доказательств опровергающих выводы, изложенные в названном отчете, лицами, участвующими в деле, не представлено.

Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.

Согласно положениям статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности самостоятельным основанием пересмотра кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со статьей 11 названного Федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.

Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости — кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.

В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки, полученными в ходе государственной кадастровой оценки, и не может быть определена на произвольную дату.

В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

При этом датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в названном случае является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с поименованной статьей.

Пунктом 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222 (далее — Методические указания) предусмотрено, что в случае изменения площади земельного участка кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости.

Как усматривается из материалов дела и письменных пояснений ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области, земельный участок с кадастровым номером 52:18:0010502:23 поставлен на кадастровый учет 20 июня 2011 г. на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 25 мая 2011 г. N 5218/101/11-3473 и межевого плана земельного участка от 17 мая 2011 г. Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 20 июня 2011 г. в размере 22 268 440 руб. и на основании акта Учреждения об определении кадастровой стоимости от 30 сентября 2014 г. сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости.

Между тем рыночная стоимость земельного участка определена в отчете N 05/2014 по состоянию на 1 января 2007 г. то есть на дату, отличную от даты внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, которые послужили причиной для определения его кадастровой стоимости.

Таким образом, отчет N 05/2014, не подтверждает итоговую рыночную стоимость земельного участка на дату, по состоянию на которую в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности должна быть установлена его кадастровая стоимость.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Судебное решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости, допустимости и достоверности, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании.

В данном случае суд принял решение по результатам оценки доказательств, которые не могут служить достоверными доказательствами по делу, с нарушением норм материального права, что в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Нижегородского областного суда от 5 ноября 2014 г. отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Сервис-А» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:18:0010502:23 площадью 3 550 кв. м, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Сормовский район, улица Станиславского, 45, равной его рыночной стоимости, в размере 6 947 000 руб. отказать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code