ОБОСНОВАНИЕ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ТРАНСПОРТА

Расходы на содержание транспорта признаются прочими расходами организации, связанными с производством и реализацией. Они должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. Если с документальным подтверждением проблем чаще всего нет, то с экономическим обоснованием расходов на топливо, подтверждением его использования в производственных (служебных) целях на практике возникают затруднения.

Как правило, руководство организации принимает решение о списании на расходы полной стоимости ГСМ, приобретенных водителями, так как кроме указания на экономическую оправданность расходов Налоговый кодекс РФ не содержит положений о необходимости нормирования затрат на ГСМ. Поскольку принадлежащий организации автомобиль используется исключительно в производственных (служебных) целях, то и все приобретенное для него топливо следует признать расходами, уменьшающими как финансовый результат в бухгалтерском учете, так и налогооблагаемую прибыль.

Такая точка зрения находит поддержку в ряде судебных решений (Постановления ФАС МО от 25.09.2007, 28.09.2007 N КА-А41/9866-07, ФАС ЦО от 04.04.2008 по делу N А09-3658/07-29, ФАС ЗСО от 27.01.2009 N Ф04-7730/2008). Между тем Минфин России не разделяет эту позицию (Письма от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15, от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57, от 10.06.2011 N 03-03-06/4/61). Во-первых, необходимо подтверждать производственную целесообразность использования машины. Для этого в путевом листе должен быть отражен фактический пробег автомобиля за период, на который оформлена путевка. Чаще всего это рабочий день. Во-вторых, объем ГСМ, стоимость которых подлежит признанию в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, должен быть рассчитан умножением пробега на норму расхода ГСМ. Нормы определены Методическими рекомендациями, введенными в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р. И только если в этих Рекомендациях не установлена норма для конкретной марки автомобиля, организация вправе установить свою норму, руководствуясь технической документацией или информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля. Стоимость сверхнормативно истраченных ГСМ не может быть отнесена в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Отметим, что с такими выводами соглашаются и некоторые суды, например Постановление ФАС ЗСО от 01.12.2008 N Ф04-7500/2008.

Безусловно, без путевого листа машина не может выйти на маршрут. И без информации, в нем содержащейся (как минимум о фактическом пробеге транспортного средства), бухгалтерия не вправе признать его эксплуатацию направленной на производственные цели. Распоряжение N АМ-23-р ввело в действие Рекомендации по расчету норм расходования ГСМ, но не сами нормы, о чем прямо указано в разд. I «Общие положения».

Иными словами, организациям, пользуясь этими рекомендациями, необходимо разработать свои индивидуальные нормы для каждого конкретного автомобиля. При этом следует учесть фактический срок его эксплуатации, режим использования, климатические условия и другие факторы, влияющие на расход ГСМ. Полагаем, что разработать эти нормы должна не бухгалтерия, а компетентные специалисты из соответствующей технической службы, ответственной за эксплуатацию автотранспорта.

Исходя из этих индивидуальных для каждого автомобиля норм и фактического пробега и будет определяться расход горючего (Постановление ФАС ПО от 21.11.2011 N Ф06-10102/11). Если водитель потратил горючего меньше, это может свидетельствовать о том, что он выбрал оптимальный режим вождения и сэкономил имущество организации. Систематический перерасход горючего позволяет подозревать водителя в несанкционированном использовании автомобиля либо в хищении ГСМ.

 

Литература

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая [принят Государственной Думой 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ, с изменениями и дополнениями] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code