КОНТРАБАНДА НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И (ИЛИ) ДЕНЕЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (СТ. 200.1 УК РФ): УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ

А.П.Кузнецов, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ.

В статье обосновывается включение в уголовное законодательство статей об ответственности за контрабанду, рассматриваются юридическая характеристика контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов и проблемы ее квалификации.

Введение в проблему. В условиях перехода к рыночным отношениям получили широкое распространение правонарушения во внешнеэкономической сфере. Удельный вес таможенных преступлений в структуре преступлений в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ) составляет 5%. Криминологический прогноз дает основания сделать вывод о том, что темпы роста таможенных преступлений будут сохраняться и в дальнейшем <1>. Таможенные преступления характеризуются высокой латентностью, препятствуют проведению экономических реформ, наносят значительный ущерб экономической безопасности государства <2>. Особую общественную опасность в системе таможенных преступлений занимает контрабанда, в частности контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1 УК РФ) <3>. Повышенная общественная опасность указанной контрабанды определяется еще и тем, что в последнее время контрабандные операции стали совершаться преимущественно организованными группами. Все это требует принятия скоординированных мер со стороны контролирующих и правоохранительных органов при усилении организующей роли государства. Поэтому актуальность и значимость приобретают исследования в области пресечения контрабандных проявлений. В представленной статье рассматриваются юридическая характеристика контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов и проблемы ее квалификации.

———————————

<1> См.: Краснов А.Д. Противодействие таможенным преступлениям (теоретико-прикладной анализ): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2011. С. 3.

<2> См.: Ляскало Л.Н. Уголовная ответственность за незаконные операции по обналичиванию и транзиту денежных средств // Российский следователь. 2014. N 17. С. 23 — 28.

<3> Введена Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ.

 

Юридическая характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 200.1 УК РФ. Основным непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, регулирующие нормальное функционирование сферы внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля. Предметом преступления выступают наличные денежные средства и (или) денежные инструменты.

В соответствии с решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) <4> от 5 июля 2010 г. N 51 и Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза наличными денежными средствами признаются денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах — членах Таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки <5>.

———————————

<4> Межгосударственный совет ЕврАзЭС является высшим органом Таможенного союза.

<5> См.: решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 51 «О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» (вместе с Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза) // Бюллетень международных договоров. 2012. N 6; Крылов О.М. Дискуссионные вопросы финансово-правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации // Финансовое право. 2014. N 8. С. 3 — 10.

 

Согласно примечанию 5 к рассматриваемой статье под денежными инструментами в целях настоящей статьи понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

Объективная сторона характеризуется незаконным перемещением предметов преступления через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, совершенным в крупном размере.

Местом совершения преступления выступает таможенная граница Таможенного союза. В приложении к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17 <6>, таможенной границей Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС признаются пределы таможенной территории Таможенного союза. В соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств — членов Таможенного союза. Таким образом, это пределы таможенной территории Таможенного союза (ее составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией).

———————————

<6> См.: Собрание законодательства РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

 

Незаконность Таможенный кодекс Таможенного союза связывает со способом перемещения предмета преступления через таможенную границу Таможенного союза. В статье 4 (п. 19) Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что незаконное перемещение через таможенную границу — это перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

В пункте 22 данной статьи сформулировано, что перемещение товаров через таможенную границу — это ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза.

Под незаконным способом в Таможенном кодексе Таможенного союза понимается способ перемещения предмета преступления через таможенную границу: а) вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах; б) с сокрытием от таможенного контроля; в) с недостоверным декларированием; г) с недекларированием товаров; д) с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Сокрытием от таможенного контроля признаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение предметов либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа).

Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или при ином способе декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей.

Под использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения предмета преступления заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем, либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Преступление имеет формальный состав, признается оконченным с момента незаконного перемещения предмета преступления через таможенную границу Таможенного союза, совершенного в крупном размере.

Согласно примечанию к данной статье деяние признается совершенным в крупном размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов превышают двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования.

Вместе с тем при расчете размера суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов из всей суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов подлежит исключению та часть, которая таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС разрешена к перемещению без декларирования или была задекларирована (см. примечание 3 к статье).

В настоящее время допускается свободный (без обязательного письменного декларирования) ввоз и вывоз наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США. С учетом законодательного изложения понятия крупного размера можно сделать вывод о том, что уголовная ответственность будет наступать в случае перемещения без письменного декларирования суммы, превышающей в эквиваленте 30 тысяч долларов США.

Также, необходимо отметить, ввоз и вывоз денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется во всех случаях при условии обязательного таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла: лицо осознает, что осуществляет незаконное перемещение предметов преступления через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в крупном размере, и желает совершить данное деяние.

Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Деяния, предусмотренные частью 1, наказываются в размере от трехкратной до десятикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет (преступление небольшой тяжести).

Квалифицирующими признаками в ч. 2 предусмотрено совершение преступления:

а) в особо крупном размере. В соответствии с примечанием 2 к ст. 200.1 УК РФ деяние признается совершенным в особо крупном размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов превышают пятикратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования;

б) группой лиц. Согласно ч. 1 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два и более исполнителя без предварительного сговора.

Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, наказываются штрафом от десятикратной до пятнадцатикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимостью незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет (преступление средней тяжести).

Лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Однако не могут признаваться добровольной сдачей наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, указанных в настоящей статье, их обнаружение при применении форм таможенного контроля, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

Проблемы квалификации контрабанды. В 2000 году Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация учредили международную организацию «Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)» <7>. В 2009 году Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация приняли Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), в соответствии с которым территория указанных государств составляет единую таможенную территорию в границах ЕврАзЭС, в связи с чем был снят контроль за перемещением товаров на их внутренних границах.

———————————

<7> См.: Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. N 7. Ст. 632.

 

Указанные законодательные решения оказались не до конца продуманными, так как не были согласованы с положениями внутреннего законодательства указанных стран. Все это породило проблемы, связанные с применением уголовного законодательства правоохранительными органами <8>.

———————————

<8> См.: Матюшкин В.Ф. Законодательное обеспечение единого экономического пространства стран — членов Таможенного союза // Таможенное дело. 2013. N 2. С. 2 — 6; Москалькова Т.Н. Совершенствование законодательной базы функционирования Таможенного союза // Таможенное дело. 2013. N 2. С. 6 — 8.

 

Во-первых, в уголовных законах Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан диспозиции статей, предусматривающих ответственность за контрабанду, не были согласованы между собой и включали отличающиеся друг от друга криминообразующие признаки. Так, в УК Республики Беларусь, в статье 228, устанавливается ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к перемещению. В данном случае в УК Республики Беларусь в диспозиции статьи отсутствует указание на деяние, связанное с незаконным перемещением через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Ответственность за контрабанду в Уголовном кодексе Республики Казахстан предусмотрена статьей 209 «Экономическая контрабанда» и статьей 250 «Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено». В УК Республики Казахстан в статье 250 устанавливается ответственность за незаконное перемещение «через таможенную границу Таможенного союза и (или) государственную границу Республики Казахстан».

В свою очередь, законодатель в Уголовный кодекс РФ включил статьи, предусматривающие ответственность: за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (статья 200.1 УК); за контрабанду сильнодействующих, ядовитых веществ, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ (статья 226.1 УК); за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов… (статья 229.1 УК).

Если учитывать, что указанные выше страны имеют единое (общее) таможенное пространство и общую таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, представляется необходимым единообразно сформулировать понятие контрабанды в уголовных кодексах этих трех государств <9>.

———————————

<9> См.: Федоров А.В. Изменения в законодательстве об ответственности за контрабанду: новые реалии и проблемы // Уголовное право. 2012. N 2.

 

Во-вторых, определяя ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, а также сильнодействующих и ядовитых веществ, государства — члены Таможенного союза не установили их единого перечня. Таким образом, в Российской Федерации действует свой перечень предметов контрабанды, а в Республике Беларусь и Республике Казахстан — свои, которые в ряде случаев не совпадают с российским. Разрешить данную проблему можно «путем принятия единых для всех трех стран — членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС списков наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ и других предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения» <10>.

———————————

<10> См.: Федоров А.В. Изменения в законодательстве об ответственности за контрабанду: новые реалии и проблемы // Там же; Федоров А.В. Уголовная ответственность за незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ в Российской Федерации и Республике Беларусь // Наркоконтроль. 2008. N 3. С. 23 — 31.

Литература

  1. Краснов А.Д. Противодействие таможенным преступлениям (теоретико-прикладной анализ): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2011. С. 3.
  2. Крылов О.М. Дискуссионные вопросы финансово-правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации // Финансовое право. 2014. N 8. С. 3 — 10.
  3. Ляскало Л.Н. Уголовная ответственность за незаконные операции по обналичиванию и транзиту денежных средств // Российский следователь. 2014. N 17. С. 23 — 28.
  4. Матюшкин В.Ф. Законодательное обеспечение единого экономического пространства стран — членов Таможенного союза // Таможенное дело. 2013. N 2. С. 2 — 6.
  5. Москалькова Т.Н. Совершенствование законодательной базы функционирования Таможенного союза // Таможенное дело. 2013. N 2. С. 6 — 8.
  6. Федоров А.В. Изменения в законодательстве об ответственности за контрабанду: новые реалии и проблемы // Уголовное право. 2012. N 2.
  7. Федоров А.В. Уголовная ответственность за незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ в Российской Федерации и Республике Беларусь // Наркоконтроль. 2008. N 3. С. 23 — 31.

Ключевые слова: контрабанда, денежные средства, денежные инструменты, таможенная граница, квалификация, ответственность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code