Глава 33. ТОРГОВЫЙ СБОР

Статья 410. Общие положения

Комментарий к статье 410 Налогового кодекса РФ

 

Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 382-ФЗ) ввел в часть вторую Налогового кодекса РФ новую главу — гл. 33, посвященную торговому сбору. Отметим, что в связи с этим наименование целого разд. X «Местные налоги» Налогового кодекса РФ было изменено. В настоящее время разд. X Налогового кодекса РФ именуется как «Местные налоги и сборы».

Торговый сбор в соответствии с гл. 33 части второй Налогового кодекса РФ (в ред. Закона N 382-ФЗ) может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 1 июля 2015 г. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона (п. 4 ст. 4 Закона N 382-ФЗ).

Муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (абз. 10 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 131-ФЗ)).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района.

В силу п. 3 ч. 10 ст. 35 Закона N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании ч. 12 указанной статьи нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

В соответствии с ч. 1 ст. 47 Закона N 131-ФЗ нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 410 Налогового кодекса РФ торговый сбор должен быть установлен Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводиться в действие и прекращать действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

 

Статья 411. Плательщики сбора

 

Комментарий к статье 411

 

В соответствии с п. 1 ст. 411 Налогового кодекса РФ плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели при наличии следующих условий:

а) организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять такие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования, в отношении которых на территории этого муниципального образования установлен торговый сбор.

Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается сбор, перечислены в ст. 413 Налогового кодекса РФ;

б) торговый сбор должен быть установлен нормативным правовым актом конкретного муниципального образования (или законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

в) предпринимательская деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) должна осуществляться с использованием определенного имущества — объектов движимого и (или) недвижимого имущества.

Пунктом 2 ст. 411 Налогового кодекса РФ установлены случаи, когда торговый сбор может не уплачиваться.

Так, от уплаты сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен сбор, освобождаются индивидуальные предприниматели в случае, если:

а) они применяют патентную систему налогообложения в соответствии с гл. 26.5 Налогового кодекса РФ;

б) и осуществляют определенные виды предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.

От уплаты сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен сбор, освобождаются не только индивидуальные предприниматели, но и организации в случае, если:

а) они применяют систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с гл. 26.1 Налогового кодекса РФ;

б) и осуществляют определенные виды предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.

 

Статья 412. Объект обложения

 

Комментарий к статье 412

 

В соответствии с п. 1 ст. 412 Налогового кодекса РФ объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (т.е. объекта осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы 1 раз в течение квартала.

Пунктом 2 ст. 412 Налогового кодекса РФ в целях гл. 33 Налогового кодекса РФ установлены определения следующих понятий:

1) дата возникновения объекта обложения сбором — дата начала использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор;

2) дата прекращения объекта обложения сбором — дата прекращения использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор.

 

Статья 413. Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается сбор

 

Комментарий к статье 413

 

Статья 413 Налогового кодекса РФ перечисляет виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается торговый сбор. Сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

В соответствии с п. 2 ст. 413 Налогового кодекса РФ к торговой деятельности, при осуществлении которой уплачивается торговый сбор, относятся следующие виды торговли:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

В соответствии с п. 3 ст. 413 Налогового кодекса РФ в целях гл. 33 Налогового кодекса РФ к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков.

Розничный рынок — имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее — Закон N 271-ФЗ)).

Деятельность по организации розничных рынков — деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с положениями Закона N 271-ФЗ (пп. 3 п. 4 ст. 413 Налогового кодекса РФ). Управляющая рынком компания — юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 3 Закона N 271-ФЗ).

Также в соответствии с п. 4 ст. 413 Налогового кодекса РФ в целях гл. 33 Налогового кодекса РФ используются следующие понятия:

1) объект осуществления торговли:

в отношении видов торговли, указанных в п. 2 ст. 413 Налогового кодекса РФ, — здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор;

в отношении деятельности по организации розничных рынков — объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания осуществляет указанную деятельность;

2) торговля — вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

 

Статья 414. Период обложения

 

Комментарий к статье 414

 

Статья 414 Налогового кодекса РФ устанавливает период обложения определенных видов предпринимательской деятельности торговым сбором.

Этим периодом является квартал.

В соответствии с п. 4 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.

 

Статья 415. Ставки сбора

 

Комментарий к статье 415

 

Статья 415 Налогового кодекса РФ устанавливает ставки сбора.

Напомним, что согласно п. 2 ст. 410 Налогового кодекса РФ, устанавливая сбор, представительные (законодательные) органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут определять ставку сбора в пределах, установленных гл. 33 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 415 Налогового кодекса РФ ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете:

а) на объект осуществления торговли;

б) или на его площадь.

При этом ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на 3 месяца.

Исходя из п. 2 ст. 415 Налогового кодекса РФ следует, что в целях определения предельных ставок сбора в соответствии с п. 1 ст. 415 Налогового кодекса РФ не учитываются ограничения для применения патентной системы налогообложения по деятельности в виде розничной торговли, установленные пп. 1 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 415 Налогового кодекса РФ ставка сбора, установленного по торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, устанавливается в расчете на 1 квадратный метр площади торгового зала и не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения в данном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, выданного на 3 месяца, деленную на 50.

В соответствии с п. 4 ст. 415 Налогового кодекса РФ ставка сбора, установленного по деятельности по организации розничных рынков, не может превышать 550 руб. на 1 квадратный метр площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.

Пункт 5 ст. 415 Налогового кодекса РФ устанавливает, что площадь торгового зала в целях гл. 33 Налогового кодекса РФ определяется в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ площадь торгового зала — часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала.

Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.

Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

В соответствии с п. 6 ст. 415 Налогового кодекса РФ нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.

 

Статья 416. Учет плательщиков сбора

 

Комментарий к статье 416

 

Статья 416 Налогового кодекса РФ посвящена порядку учета плательщиков торгового сбора.

В соответствии с п. 1 ст. 416 Налогового кодекса РФ постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются:

1) на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган.

В соответствии с п. 6 ст. 416 Налогового кодекса РФ уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, представляет собой:

а) соответствующее письменное заявление;

б) или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

При этом в уведомлении должна быть указана информация об объекте обложения сбором:

а) вид предпринимательской деятельности;

б) объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность;

в) характеристика (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимая для определения суммы сбора;

2) либо на основании информации, представленной указанным в п. 2 ст. 418 Налогового кодекса РФ уполномоченным органом в налоговый орган. В соответствии с п. 2 ст. 418 Налогового кодекса РФ нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) должен быть определен орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных ст. 418 Налогового кодекса РФ (т.е. уполномоченный орган).

В соответствии с п. 2 ст. 416 Налогового кодекса РФ плательщик сбора должен представить соответствующее уведомление не позднее 5 дней с даты возникновения объекта обложения сбором. Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы 1 раз в течение квартала (п. 1 ст. 412 Налогового кодекса РФ).

Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.

Обратим внимание, что в соответствии с п. 2 ст. 116 Налогового кодекса РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.

А согласно ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 тыс. руб.

Плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.

В соответствии с п. 3 ст. 416 Налогового кодекса РФ постановка на учет производится на основании уведомления, представленного плательщиком сбора, в течение 5 дней после получения налоговым органом указанного уведомления. В течение 5 дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство.

В соответствии с п. 4 ст. 416 Налогового кодекса РФ в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган.

Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении.

Формы уведомлений, а также порядок и состав сведений, указываемых в уведомлениях, должны быть установлены ФНС России.

В соответствии с п. 7 ст. 416 Налогового кодекса РФ постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются:

а) по месту нахождения объекта недвижимого имущества — в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;

б) по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) — в иных случаях.

В случае если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен сбор, находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах.

 

Статья 417. Порядок исчисления и уплаты сбора

 

Комментарий к статье 417

 

Статья 417 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок исчисления и уплаты торгового сбора.

В соответствии с п. 1 ст. 417 Налогового кодекса РФ по общему правилу сумма торгового сбора должна быть определена плательщиком самостоятельно.

Она определяется для каждого объекта обложения сбором начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором.

Сумма торгового сбора определяется как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли.

В соответствии с п. 2 ст. 417 Налогового кодекса РФ уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения.

Пунктом 3 ст. 417 Налогового кодекса РФ установлены случаи, когда исчисление торгового сбора осуществляется не его плательщиком самостоятельно, а налоговым органом.

В соответствии с п. 3 ст. 417 Налогового кодекса РФ в случае представления от уполномоченного органа информации о выявленных объектах обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, налоговый орган направляет плательщику сбора требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления указанной информации.

Указанная в требовании сумма сбора исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы уполномоченным органом.

 

Статья 418. Полномочия органов местного самоуправления (органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)

 

Комментарий к статье 418

 

Статья 418 Налогового кодекса РФ определяет полномочия органов местного самоуправления (органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

В соответствии с п. 1 ст. 418 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) осуществляют полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в пределах, установленных данной статьей.

В соответствии с п. 2 ст. 418 Налогового кодекса РФ нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) должен быть определен орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором.

В соответствии с п. 3 ст. 418 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган в соответствии с законодательством должен осуществлять контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории своего муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя).

В соответствии с п. 4 ст. 418 Налогового кодекса РФ при выявлении объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, уполномоченный орган в течение 5 дней должен составить:

а) акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором;

б) или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором.

Также уполномоченный орган должен направить вышеуказанную информацию в налоговый орган по форме (формату) и в порядке, которые определяются ФНС России.

Уполномоченный орган информирует плательщика сбора о направлении информации в налоговый орган в течение 5 дней с даты направления информации, указанной в абз. 1 п. 4 ст. 418 Налогового кодекса РФ с приложением соответствующего акта.

Акты, указанные в п. 4 ст. 418 Налогового кодекса РФ, могут быть обжалованы плательщиком сбора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае отмены соответствующего акта сведения об этом направляются уполномоченным органом в налоговый орган в порядке, предусмотренном абз. 1 п. 4 ст. 418 Налогового кодекса РФ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code