Глава 32. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Статья 399. Общие положения

Комментарий к статье 399 Налогового кодекса РФ

 

В связи с принятием Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 284-ФЗ) в Налоговый кодекс РФ была включена новая гл. 32 «Налог на имущество физических лиц».

Указанный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых с физических лиц вне зависимости от факта использования имущества.

Целью введения нового налога на имущество физических лиц является не повышение налоговой нагрузки на граждан, а переход к более справедливому налогообложению. На это обратил внимание Минфин России в своем Письме от 14 октября 2014 г. N 03-05-06-01/51651.

В связи с этим Законом N 284-ФЗ предусмотрены обязательные на всей территории Российской Федерации меры социальной защиты населения:

1) в отношении объектов жилого назначения предусмотрены налоговые вычеты. Например, в отношении квартиры предусмотрен налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, а в отношении жилого дома — 50 квадратных метров;

2) для тех категорий граждан, которые в настоящее время освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц (в частности, пенсионеров), предусмотрены налоговые льготы в виде полного освобождения от уплаты налога в отношении одного из объектов капитального строительства (например, на квартиру) по выбору налогоплательщика;

3) в целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки у налогоплательщиков после введения налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости предусмотрены временные понижающие коэффициенты, применяемые при исчислении налога.

Кроме того, Законом N 284-ФЗ предоставлены достаточно широкие полномочия по установлению налога субъектам Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований.

Так, по решению субъекта Российской Федерации устанавливается порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц: исходя из кадастровой стоимости объекта или его инвентаризационной стоимости (т.е. сохранение действующего порядка).

По решению представительных органов муниципальных образований налог вводится в действие или прекращает действовать на соответствующей территории, определяются конкретные налоговые ставки, могут увеличиваться размеры налоговых вычетов и устанавливаться дополнительные налоговые льготы.

Законом N 284-ФЗ одновременно предусмотрена отмена с 1 января 2015 г. Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 2003-1).

Налоговой базой по налогу на имущество физических лиц, установленному гл. 32 Налогового кодекса РФ, признается:

а) инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г.;

б) или кадастровая стоимость объектов недвижимости, если в субъекте Российской Федерации будет принято решение об установлении особенностей при определении налоговой базы.

В соответствии с п. 1 ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц:

а) устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

б) вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

в) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В том случае, если в субъекте Российской Федерации планируется применение с 1 января 2015 г. налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения для исчисления налога на имущество физических лиц, соответствующий акт органа власти субъекта Российской Федерации об установлении единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц должен быть опубликован в срок до 20 ноября 2014 г.

В случае если органом власти субъекта Российской Федерации не будет принято решение об определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в соответствии с п. 2 ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ) определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.

При этом всеми муниципальными образованиями должны быть приняты нормативные правовые акты об установлении налога на имущество физических лиц и опубликованы не позднее 1 декабря 2014 г. независимо от того, каким образом будет определяться налоговая база: исходя из инвентаризационной или кадастровой стоимости.

Учитывая изложенное, ФНС России в Письме от 16 октября 2014 г. N БС-4-11/21489@ «О налоге на имущество физических лиц» указал, что Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации необходимо:

а) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проработать вопрос о возможности введения на территориях субъектов Российской Федерации с 1 января 2015 г. налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества;

б) до 5 декабря 2014 г. направить реквизиты утвержденного нормативного правового акта органа власти субъекта Российской Федерации (при наличии) и представить информацию о прогнозируемых поступлениях налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости за налоговый период 2015 г.;

в) до 5 декабря 2014 г. направить сведения об элементах налогообложения налогом на имущество физических лиц, установленные нормативными правовыми актами органов муниципальных образований, по форме, заполняемой для актуализации сведений в сервисе «Имущественные налоги: ставки и льготы» (в формате Excel) (независимо от установленной налоговой базы).

Отметим, что по состоянию на конец ноября 2014 г. муниципальными образованиями уже должны быть приняты нормативные правовые акты об установлении налога на имущество физических лиц.

Например, в соответствии с гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса РФ Советом депутатов муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от 30 октября 2014 г. N 4/20 было принято Решение «Об установлении налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости на территории муниципального образования «Город Ногинск Московской области».

Или, например, в соответствии с гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Московской области от 18 октября 2014 г. N 126/2014-ОЗ «О единой дате начала применения на территории Московской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», Уставом муниципального образования «Городское поселение Красногорск» Красногорского муниципального района Московской области Совет депутатов городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района МО принял Решение от 31 октября 2014 г. N 55/3 «О налоге на имущество физических лиц».

Также отметим, что принят Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51 «О налоге на имущество физических лиц» (далее — Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51).

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 399 Налогового кодекса РФ в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог на имущество физических лиц:

а) устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

б) вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

в) и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

В соответствии с п. 2 ст. 399 Налогового кодекса РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 32 Налогового кодекса РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с гл. 32 Налогового кодекса РФ.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

 

Статья 400. Налогоплательщики

 

Комментарий к статье 400

 

Налогоплательщиками исходя из положений ст. 400 Налогового кодекса РФ признаются физические лица, которые:

а) обладают правом собственности на определенное имущество;

б) и это имущество должно признаваться объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ.

Указанные положения ст. 400 Налогового кодекса РФ соответствуют положениям п. 1 ст. 1 Закона N 2003-1.

 

Статья 401. Объект налогообложения

 

Комментарий к статье 401

 

В соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается следующее имущество:

1) жилой дом.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (п. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

Жилой дом относится к жилым помещениям (п. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ);

2) жилое помещение (квартира, комната).

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами (п. 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).

Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и требования, которым должно отвечать жилое помещение, утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (п. 3 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (п. 4 ст. 16 Жилищного кодекса РФ);

3) гараж, машино-место.

Гараж — это здание, предназначенное для хранения, паркирования, технического обслуживания автомобилей, а машино-место — это лишь часть стоянки (в гаражном комплексе), ограниченная конструкционными элементами или линиями разметки (Письмо УФНС России по г. Москве от 16 апреля 2012 г. N 20-14/033441@);

4) единый недвижимый комплекс.

Единый недвижимый комплекс — совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железных дорог, линий электропередачи, трубопроводов и других), либо расположенных на одном земельном участке, если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь (ст. 133.1 Гражданского кодекса РФ).

При этом необходимо учитывать, что в ст. 133.1 Гражданского кодекса РФ отсутствует норма, согласно которой единый недвижимый комплекс и находящийся под ним земельный участок являются одним объектом (то есть земельный участок является частью единого недвижимого комплекса); единый недвижимый комплекс не является сложной вещью, к единым недвижимым комплексам согласно ст. 133.1 Гражданского кодекса РФ применяются правила о неделимых вещах (со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями; соответственно, впоследствии единый недвижимый комплекс не может быть разделен (преобразован иным способом) на самостоятельные объекты недвижимости).

Поскольку иное не установлено Гражданским кодексом РФ, Законом N 122-ФЗ, иным правовым актом, заявитель должен определить состав единого недвижимого комплекса (объекты, подлежащие включению в единый недвижимый комплекс), указав на это в заявлении о государственной регистрации прав. Кроме того, учитывая, что соответствующая информация не может быть получена из других источников, полагаем, что в заявлении о государственной регистрации прав следует отразить иные сведения, характеризующие единый недвижимый комплекс, в том числе в случаях, если единый недвижимый комплекс является таковым, поскольку совокупность составляющих его объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей неразрывно связана технологически, — сведения о содержании такой технологической связи (Письмо Росреестра от 5 марта 2014 г. N 14-исх/02410-ГЕ/14 «Об оформлении прав на единый недвижимый комплекс»);

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно п. 14 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» помещение — это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями. Таким образом, часть здания представляет собой не что иное, как помещение (совокупность помещений), являющееся конструктивной частью здания (его частью); отнесение такого помещения к части здания не влияет на изменение его характеристик в качестве такого и не наделяет его признаками отдельно стоящего здания (Письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 23 июля 2014 г. N 10-2346-КЛ).

Закон N 221-ФЗ устанавливает требование к помещениям, являющимся объектами государственного кадастрового учета (исходя из ч. 7 ст. 27 Закона N 221-ФЗ помещение должно быть изолировано или обособлено от других помещений в здании или сооружении).

В законодательстве отсутствует определение понятия изолированности и обособленности помещений. Однако комплексный анализ законодательства позволяет сделать вывод, что под обособленностью понимается наличие стен (перегородок), под изолированностью — возможность исключить доступ в помещение собственников других помещений.

Изолированность и обособленность помещения определяется кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ (Письмо Росреестра от 9 января 2014 г. N 14-исх/00072-ГЕ/14).

Вышеуказанное имущество признается объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц в случае, если оно расположено как в пределах муниципального образования, так и в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.

В целях гл. 32 Налогового кодекса РФ жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Не признается объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Отметим, что согласно ст. 2 Закона N 2003-1 объектами налогообложения налогом на имущество физических лиц признавались следующие виды имущества:

1) жилой дом;

2) квартира;

3) комната;

4) дача;

5) гараж;

6) иное строение, помещение и сооружение;

7) доля в праве общей собственности на вышеперечисленное имущество.

 

Статья 402. Налоговая база

 

Комментарий к статье 402

 

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 402 Налогового кодекса РФ в отношении объектов налогообложения налоговая база определяется:

а) исходя из кадастровой стоимости. Исключение — объекты налогообложения налогом на имущество физических лиц, указанные в п. 2 ст. 402 Налогового кодекса РФ;

б) исходя из инвентаризационной стоимости. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 402 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 ст. 402 Налогового кодекса РФ, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абз. 3 п. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ.

Начиная с 1 января 2020 г. определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится (п. 3 ст. 5 Закона N 284-ФЗ).

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений ст. 5 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения. В соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу должен:

1) определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

2) направить перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;

3) разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

 

Статья 403. Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения

 

Комментарий к статье 403

 

Статья 403 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения.

Налоговая база определяется:

а) как кадастровая стоимость объекта налогообложения, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом;

б) как кадастровая стоимость объекта налогообложения на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет — в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода.

Датой завершения кадастрового учета согласно п. 3 ст. 17 Закона N 221-ФЗ признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости:

1) сведений о присвоенном соответствующему объекту недвижимости кадастровом номере (при постановке на учет объекта недвижимости);

2) новых сведений о соответствующем объекте недвижимости (при учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или учете адреса правообладателя);

3) сведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).

Налоговая база определяется:

а) в отношении квартиры — как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры.

Отметим, что общая площадь квартиры определяется как сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий — 0,5, для балконов и террас — 0,3, для веранд и холодных кладовых — 1,0. Общая площадь квартир по жилому зданию определяется как сумма общих площадей квартир. Указанное следует из п. 3.37 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г. N 37;

б) в отношении комнаты — как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты;

в) в отношении жилого дома — как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома;

г) в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом) — как его кадастровая стоимость, уменьшенная на 1 000 000 руб.

Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры вышеуказанных налоговых вычетов.

В случае если при применении вышеуказанных налоговых вычетов налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

Изменение кадастровой стоимости объекта имущества в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено данным пунктом.

Изменение кадастровой стоимости объекта имущества вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее — техническая ошибка в сведениях) (пп. 1 п. 1 ст. 28 Закона N 221-ФЗ).

Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или представления в орган кадастрового учета, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, от любого лица заявления о такой ошибке в форме, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем 5 рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, представления в орган кадастрового учета этого заявления или указанного решения суда.

Орган кадастрового учета в случае представления этого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку либо не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении этого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение обратившемуся с этим заявлением лицу в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или заверенную копию данного решения по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

 

Статья 404. Порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения

 

Комментарий к статье 404

 

В соответствии со ст. 404 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г.

Коэффициент-дефлятор — коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав Налогового кодекса РФ в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы (абз. 27 п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ).

Коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, установлен в размере, равном 1,147 (Приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2014 г. N 685 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год»).

 

Статья 405. Налоговый период

 

Комментарий к статье 405

 

В соответствии со ст. 405 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц является календарный год.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд (п. 3 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 107-ФЗ «Об исчислении времени» календарный год — период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью 365 либо 366 (високосный год) календарных дней.

 

Статья 406. Налоговые ставки

 

Комментарий к статье 406

 

Статья 406 Налогового кодекса РФ устанавливает налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений п. 5 данной статьи.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:

1) 0,1% в отношении:

а) жилых домов, жилых помещений;

б) объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

в) единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);

г) гаражей и машино-мест;

д) хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) 2% в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб.;

3) 0,5% в отношении прочих объектов налогообложения.

Налоговые ставки, указанные в пп. 1 п. 2 ст. 406 Налогового кодекса РФ, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в 3 раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Например, Законом г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51 ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются в отношении:

1) жилых домов, жилых помещений, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), а также в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, в следующих размерах:

 

Кадастровая стоимость объекта налогообложения Ставка налога
До 10 млн руб. (включительно) 0,1 процента
Свыше 10 млн руб. до 20 млн руб. (включительно) 0,15 процента
Свыше 20 млн руб. до 50 млн руб. (включительно) 0,2 процента
Свыше 50 млн руб. до 300 млн руб. (включительно) 0,3 процента

 

2) гаражей и машино-мест — в размере 0,1% кадастровой стоимости объекта налогообложения;

3) объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, — в размере 0,3% кадастровой стоимости объекта налогообложения;

4) объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб., — в размере 2,0% кадастровой стоимости объекта налогообложения;

5) прочих объектов налогообложения — в размере 0,5% кадастровой стоимости объекта налогообложения.

А Решением Совета депутатов муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от 30 октября 2014 г. N 4/20 «Об установлении налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости на территории муниципального образования «Город Ногинск Московской области» налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах от кадастровой стоимости:

1) объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых не превышает 300 млн руб.:

а) жилые помещения — 0,1%;

б) жилые дома — 0,3%;

в) объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом — 0,3%;

г) единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом) — 0,3%.

д) гаражи и машино-места — 0,1%;

е) хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства — 0,3%;

2) объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ:

а) в 2015 г. — 1,5%;

б) в 2016 г. — 2%.

3) объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб. — 2%;

4) прочих объектов налогообложения — 0,5%.

В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах:

 

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) Ставка налога
До 300 000 руб. включительно До 0,1 процента включительно
Свыше 300 000 до 500 000 руб. включительно Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно
Свыше 500 000 руб. Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

 

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

1) кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов));

2) вида объекта налогообложения;

3) места нахождения объекта налогообложения;

4) видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится:

1) в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения — по налоговым ставкам, указанным в п. 2 ст. 406 Налогового кодекса РФ;

2) в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения — по налоговой ставке 0,1% в отношении объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), до 500 000 руб. включительно и по налоговой ставке 0,3% в отношении остальных объектов.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code