Статья 379. Налоговый период. Отчетный период

Комментарий к статье 379 Налогового кодекса РФ

 

Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период — один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (ст. 55 Налогового кодекса).

Комментируемая ст. 379 Налогового кодекса РФ указывает, что налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Но устанавливать иные отчетные периоды законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе.

На наш взгляд, предоставление законодательным (представительным) органам субъектов РФ права при установлении налога не устанавливать отчетные периоды может привести к возникновению проблемных ситуаций.

Допустим, что одна организация, назовем ее фирма А, находится в регионе, где установлены отчетные периоды. Другая организация, скажем фирма Б, зарегистрирована в регионе, в котором отчетные периоды по налогу на имущество не установлены. При этом между этими организациями заключен договор совместной деятельности, согласно которому общие дела товарищей ведет фирма Б.

В рамках заключенного договора о совместной деятельности фирма Б приобрела в январе здание. В результате в конце первого квартала у фирмы А возникает объект налогообложения (пропорционально доле в общем имуществе товарищей). В соответствии со своим региональным законодательством она должна определить налоговую базу, исчислить сумму авансового платежа и произвести уплату. При этом исчисление должно быть осуществлено на основе данных, предоставленных фирмой Б.

Но в регионе, где находится фирма Б, не установлены отчетные периоды, а также не установлены обязанности налогоплательщиков по внесению авансовых платежей по налогу на имущество. Если данная организация не предоставляет информацию об объекте налогообложения, фирма А не может правильно и своевременно выполнить свои обязанности налогоплательщика по налогу на имущество организаций. При этом фирма Б не нарушает никаких обязанностей, установленных своим региональным законодательством.

 

Статья 380. Налоговая ставка

 

Комментарий к статье 380

 

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка — один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным.

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. В случаях, указанных в Налоговом кодексе РФ, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных Налоговым кодексом. Налоговые ставки по региональным налогам устанавливаются законами субъектов РФ в пределах, установленных Налоговым кодексом.

Налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента, если иное не установлено ст. 380 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1.1 ст. 380 Налогового кодекса РФ в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

1) для города федерального значения Москвы: в 2014 г. — 1,5 процента, в 2015 г. — 1,7 процента, в 2016 г. и последующие годы — 2 процента;

2) для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 г. — 1,0 процента, в 2015 г. — 1,5 процента, в 2016 г. и последующие годы — 2 процента.

Допускается установление дифференцированных (различных) налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 г. 0,4%, в 2014 г. — 0,7%, в 2015 г. — 1,0%, в 2016 г. — 1,3%, в 2017 г. — 1,6%, в 2018 г. — 1,9%. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации. В случае если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. п. 1 и 3 ст. 380 Налогового кодекса РФ. Перечень основных средств, ранее освобождаемых от обложения налогом на имущество организаций, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 504. Также следует обращать внимание на Письма Минфина России от 30 ноября 2012 г. N 03-05-04-01/40, от 11 декабря 2012 г. N 03-05-04-01/44, от 18 декабря 2012 г. N 03-05-05-01/75.

Отметим, что с 1 января 2015 г. в ст. 380 Налогового кодекса РФ внесены изменения.

Они связаны с принятием:

а) Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

б) Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

в) Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

В соответствии с указанными законодательными актами в ст. 380 Налогового кодекса РФ вносятся следующие изменения:

1) ст. 380 Налогового кодекса РФ дополняется новым п. 3.1. Пунктом 3.1 ст. 380 Налогового кодекса РФ предусматривается, что налоговая ставка устанавливается в размере 0 процентов в отношении объектов недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия, для которых одновременно выполняются следующие условия:

объекты впервые введены в эксплуатацию в налоговые периоды начиная с 1 января 2015 г.;

объекты расположены полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской или Амурской области;

объекты принадлежат в течение всего налогового периода на праве собственности организациям, указанным в пп. 1 п. 5 ст. 342.4 Налогового кодекса РФ.

Перечень имущества, относящегося к объектам недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектам газодобычи, объектам производства и хранения гелия, утверждается Правительством Российской Федерации;

2) п. 4 ст. 380 Налогового кодекса РФ в новой редакции предусматривает, что в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в данной статье;

3) ст. 380 Налогового кодекса РФ дополняется новым п. 5. Пунктом 5 ст. 380 Налогового кодекса РФ предусматривается, что налоговые ставки, установленные законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, с которого применяется налоговая ставка.

 

Статья 381. Налоговые льготы

 

Комментарий к статье 381

 

Комментируемая ст. 381 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок применения льгот по налогу на имущество организаций.

В соответствии с положениями ст. 381 Налогового кодекса РФ устанавливаются следующие виды налоговых льгот по налогу на имущество для:

организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

религиозных организаций — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

общероссийских общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждений, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

организаций, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

организаций — в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

специализированных протезно-ортопедических предприятий;

коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

организаций, которым присвоен статус государственных научных центров;

организаций, за исключением организаций, указанных в п. 22 ст. 381 Налогового кодекса РФ, — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;

организаций, признаваемых управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;

организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково». Указанные организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных ст. 145.1 Налогового кодекса РФ. Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта и предусмотренные Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», а также данные учета доходов (расходов);

организаций — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества;

судостроительных организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны, а также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты постановки на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной особой экономической зоны;

организаций, признаваемых управляющими компаниями особых экономических зон и учитывающих на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. ст. 381 Налогового кодекса РФ дополняется новыми п. п. 25 и 26. Так, п. 25 ст. 381 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») предусматривается, что освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации — в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

реорганизации или ликвидации юридических лиц;

передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 Налогового кодекса РФ взаимозависимыми.

А п. 26 ст. 381 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя») предусматривается, что освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.

 

Статья 382. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

 

Комментарий к статье 382

 

Способы уплаты налога (авансовый (ежеквартальный) или единовременно по окончании налогового периода) устанавливаются региональными законами. Следовательно, если в законе субъекта РФ не будут установлены авансовые платежи, то на территории данного субъекта РФ они не уплачиваются.

Также законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период:

Сумма начисленного налога за год = Налоговая база x Налоговая ставка.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в целом за год, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода:

Сумма налога за год (к уплате) = Сумма начисленного налога за год — Авансовые платежи.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Если в составе организации есть обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, они платят налог по своему местонахождению.

В соответствии с п. 1 ст. 376 Налогового кодекса РФ в налоговую базу по обособленному подразделению, имеющему отдельный баланс, включается имущество, которое учитывается на этом балансе.

Налог перечисляется также по местонахождению недвижимого имущества, которое находится вне местонахождения организации либо его обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс.

Обратите внимание, что по большинству налогов принят следующий порядок исчисления подлежащей перечислению в бюджет суммы:

— налогооблагаемая база определяется нарастающим итогом с начала года;

— сумма налога рассчитывается как произведение налогооблагаемой базы и ставки налога;

— сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет, равна разнице между исчисленной суммой налога по итогам отчетного периода и суммой налога, исчисленной по итогам предыдущего отчетного периода.

По налогу на имущество сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период (п. 4 ст. 382 Налогового кодекса РФ) (за исключением имущества, указанного в абз. 1 — 3 п. 24 ст. 381 Налогового кодекса РФ). При этом при внесении авансового платежа за первое полугодие либо 9 месяцев не принимается во внимание сумма платежа, перечисленная за предыдущий отчетный период (соответственно за I квартал или полугодие).

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты недвижимого имущества иностранных организаций, указанные в пп. 3 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено ст. 382 Налогового кодекса РФ.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в ст. 378.2 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Такое изменение с 1 января 2015 г. было внесено в п. 5 ст. 382 Налогового кодекса РФ.

 

Статья 383. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

 

Комментарий к статье 383

 

Правила уплаты налога и авансовых платежей по налогу на имущество организаций установлены ст. 383 Налогового кодекса РФ.

При этом п. 1 ст. 383 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Например, ст. 3 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 предусматривает, что налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии со ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. N 684-96 «О налоге на имущество организаций» отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками налога в порядке, установленном гл. 30 Налогового кодекса РФ. Авансовый платеж по налогу по итогам отчетного периода уплачивается налогоплательщиками не позднее срока, установленного для подачи налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу за соответствующий отчетный период. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций по итогам налогового периода.

В соответствии со ст. 2 Областного закона Ленинградской области от 25 ноября 2003 г. N 98-оз «О налоге на имущество организаций» отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Авансовый платеж по налогу по итогам отчетного периода уплачивается налогоплательщиками не позднее 35 дней по окончании отчетного периода. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками до 10 апреля года, следующего за отчетным.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу. Однако законом субъекта РФ может не предусматриваться уплата авансовых платежей для всех категорий налогоплательщиков, а также может быть установлено освобождение от обязанности вносить авансовые платежи для отдельных категорий налогоплательщиков.

По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают окончательную сумму налога.

В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных ст. ст. 384, 385 и 385.2 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 5 ст. 383 Налогового кодекса РФ установлено, что иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

Согласно ст. 373 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются иностранные организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Налогового кодекса РФ. Деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии с признаками, содержащимися в ст. 306 Налогового кодекса РФ.

В силу ст. 7 Налогового кодекса РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 306 Налогового кодекса РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (т.е. отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов; проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов; продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов; осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 Налогового кодекса РФ.

Поэтому если по местонахождению приобретенного объекта недвижимого имущества иностранная организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность, то есть создано постоянное представительство (отделение), то налог на имущество организаций уплачивается по местонахождению данного отделения иностранной организации (т.е. по месту постановки отделения на учет в налоговых органах). Расчет налога производится исходя из налоговой базы (среднегодовой стоимости имущества) и налоговой ставки, установленной законодательством субъекта Российской Федерации о налогах и сборах по местонахождению данного отделения иностранной организации. Налоговая декларация по налогу на имущество организаций представляется в налоговый орган по местонахождению данного отделения иностранной организации.

Если по местонахождению приобретенного объекта недвижимого имущества иностранная организация не имеет постоянного представительства (отделения), то есть не осуществляет регулярную предпринимательскую деятельность, то п. 3 ст. 374 Налогового кодекса РФ установлено, что объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

Отметим, что с 1 января 2015 г. ст. 383 Налогового кодекса РФ дополняется новым п. 7. Пунктом 7 ст. 383 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя») предусматривается, что налогоплательщики-организации, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц на основании ст. 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», уплачивают налог с принадлежащего им недвижимого имущества по месту своего нахождения до получения уведомления о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.

 

Статья 384. Особенности исчисления и уплаты налога по местонахождению обособленных подразделений организации

 

Комментарий к статье 384

 

Комментируемой ст. 384 Налогового кодекса РФ определены особенности исчисления и уплаты налога на имущество в отношении организаций, имеющих обособленные подразделения.

Понятие обособленного подразделения содержится в ст. 11 Налогового кодекса РФ: под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Поэтому, если нет рабочих мест под контролем работодателя, соответственно, нет и обособленного подразделения, и налог на имущество должен уплачиваться по местонахождению недвижимого имущества юридического лица (месту государственной регистрации).

Налог необходимо платить по местонахождению только тех обособленных подразделений, которые имеют отдельный баланс.

Учитывая, что такое понятие, как отдельный баланс, было исключено из ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», считаем, что для целей применения гл. 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс (Письмо Минфина России от 29 марта 2004 г. N 04-05-06/27 «О формировании отдельного баланса подразделения организации»).

При отсутствии у обособленного подразделения организации, соответствующего критериям ст. 11 Налогового кодекса РФ, отдельного баланса уплата налога и авансовых платежей по налогу за движимое имущество указанного подразделения должна производиться по месту нахождения организации.

В связи с введением гл. 30 Налогового кодекса РФ в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации налоговая база по налогу на имущество определяется отдельно (ст. 376 Налогового кодекса РФ). Теперь движимое имущество обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс, включается в налоговую базу только по его месту расположения. Налог на имущество обособленного подразделения, не выделенного на отдельный баланс, имеющего недвижимое имущество, исчисляется и уплачивается головной организацией по месту нахождения недвижимости.

Уплате в бюджет по месту нахождения организации подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной по организации в целом, и суммами налога, уплаченными организацией в бюджеты по месту нахождения всех ее обособленных подразделений.

Сумма налога, которую необходимо уплатить по месту нахождения обособленного подразделения, определяется организацией путем умножения среднегодовой стоимости имущества обособленного подразделения на действующую в этом субъекте Российской Федерации ставку налога.

Согласно п. 1 ст. 386 Налогового кодекса РФ организации-налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество и налоговую декларацию по местонахождению головной организации, а также каждого обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс, и каждого объекта недвижимого имущества, расположенного вне местонахождения организации и подразделения, выделенного на отдельный баланс. Объединенная декларация по налогу на имущество организаций Налоговым кодексом РФ не предусмотрена.

 

Статья 385. Особенности исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения

 

Комментарий к статье 385

 

В ст. 385 Налогового кодекса РФ речь идет об организациях, которые учитывают на своем балансе объекты недвижимости, которые находятся вне места нахождения самой организации, а также вне места нахождения обособленных подразделений организации (которые имеют отдельные балансы).

Указанные организации уплачивают налог на имущество организаций и авансовые платежи в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.

Налог уплачивается в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы, определенной за налоговый период в соответствии со ст. 376 Налогового кодекса, в отношении каждого объекта недвижимого имущества:

СН = НС x НБ,

где СН — сумма налога на имущество, исчисленная и уплачиваемая в отношении каждого из объектов недвижимости;

НС — налоговая ставка, установленная в данном субъекте РФ. Возможно, что организация имеет объекты недвижимости на территории ряда субъектов РФ. В этом случае необходимо исходить из налоговых ставок, установленных в каждом из субъектов РФ;

НБ — налоговая база по каждому из объектов недвижимости.

При расчете авансовых платежей нужно исходить из аналогичного порядка. То есть они уплачиваются в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период в соответствии со ст. 376 Налогового кодекса, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

 

Статья 385.1. Особенности исчисления и уплаты налога на имущество организаций резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области

 

Комментарий к статье 385.1

 

Согласно ст. 17 Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 16-ФЗ) в особой экономической зоне Калининградской области резидентами применяется особый порядок уплаты налога на имущество организаций. При этом дана ссылка на ст. 385.1 Налогового кодекса РФ. Однако это касается имущества, созданного или приобретенного резидентом при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области. Все их остальное имущество облагается налогом на имущество в общеустановленном порядке.

Кто же такие резиденты особой экономической зоны? Ответ на этот вопрос содержится в ст. 2 Закона N 16-ФЗ, согласно которой резидент Особой экономической зоны — юридическое лицо, соответствующее требованиям настоящего Закона и включенное в единый реестр резидентов Особой экономической зоны. Требования, которым должна удовлетворять организация, чтобы считаться резидентом, приведены в ст. 4 Закона N 16-ФЗ. В частности, организация должна быть создана в соответствии с законодательством Российской Федерации и зарегистрирована в качестве юридического лица в Калининградской области. Кроме того, исключительно в этой же области фирма должна производить товары. И, наконец, инвестиции по проекту, соответствующему вышеназванному Закону, должны осуществляться на территории все той же Калининградской области.

Обращаем внимание, что согласно п. п. 2 и 3 ст. 4 Закона N 16-ФЗ резидентами не могут быть юридические лица, применяющие специальные налоговые режимы, а также финансовые организации, в том числе кредитные и страховые организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг.

При этом особый порядок налогообложения заключается в том, что имущество, созданное или приобретенное резидентом при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, облагается по пониженным ставкам. Так, в течение первых шести календарных лет начиная со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении данного имущества устанавливается в размере ноль процентов.

 

Статья 385.2. Особенности исчисления и уплаты налога в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения

 

Комментарий к статье 385.2

 

Комментируемая ст. 385.2 Налогового кодекса РФ определяет порядок исчисления и уплаты налога в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения.

Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»).

Комментируемая ст. 385.2 Налогового кодекса РФ определяет, что в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, налог (авансовые платежи по налогу) исчисляется (исчисляются) исходя из налоговой базы, определенной в целом по субъекту Российской Федерации, и уплачивается (уплачиваются) в бюджеты субъектов Российской Федерации по фактическому месту нахождения этого имущества. При этом фактическим местом нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, признается территория соответствующего субъекта Российской Федерации, в котором осуществляются добыча, транспортировка, хранение и (или) поставки газа. Следует обратить внимание, что организация — собственник имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, обязана обеспечить учет указанного имущества с указанием в первичных документах бухгалтерского учета его фактического места нахождения.

 

Статья 386. Налоговая декларация

 

Комментарий к статье 386

 

В соответствии с п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций (утвержденного Приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. N ММВ-7-11/895) налоговая декларация представляется плательщиком налога на имущество организаций в налоговые органы:

— по месту нахождения российской организации;

— по месту постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в налоговом органе;

— по месту нахождения каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;

— по месту нахождения недвижимого имущества;

— по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения (ЕСГС);

— по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика.

В соответствии с п. 1.6 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций в случае, если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, одна декларация может заполняться в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации. В этом случае при заполнении налоговой декларации указывается код по ОКТМО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления налоговой декларации.

В случае если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налоговых доходов от налога на имущество организаций полностью или частично в бюджеты муниципальных образований, одна налоговая декларация может заполняться в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет муниципального образования. В этом случае при заполнении декларации указывается код по ОКТМО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления налоговой декларации.

В случае если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налоговых доходов от налога на имущество организаций полностью или частично в бюджеты муниципальных образований, находящихся в ведении одного налогового органа, одна налоговая декларация может заполняться в отношении сумм налога, исчисленных отдельно по каждому муниципальному образованию и соответствующему ему коду по ОКТМО.

При этом одна налоговая декларация в отношении имущества, подлежащего налогообложению в пределах одного муниципального района, может заполняться только в случае, если отсутствует решение представительного органа муниципального района о зачислении доходов от налога на имущество организаций в бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, по установленным нормативам отчислений от доходов от налога на имущество организаций, подлежащих зачислению в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов.

При определении налоговой инспекции, в которую необходимо сдавать декларации, следует ориентироваться не на свое непосредственное местонахождение, а на территориальную компетенцию налогового органа.

Российские организации налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию по налогу в отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения.

Иностранные организации налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию по налогу в отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации.

Также иностранная организация (иностранная структура без образования юридического лица), имеющая имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Налогового кодекса РФ, одновременно с представлением налоговой декларации должна представлять сведения об участниках этой иностранной организации (учредителях иностранной структуры без образования юридического лица) по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (структуре без образования юридического лица) превышает 5% (абз. 2 п. 3 ст. 386 Налогового кодекса РФ).

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Формы отчетности по налогу на имущество устанавливают на федеральном уровне.

Под формой отчетности по налогу на имущество организаций необходимо понимать:

а) налоговую декларацию по налогу на имущество;

б) налоговый расчет по авансовым платежам (если авансовые платежи предусмотрены региональным законом).

Обратим внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 268-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации» (далее — Закон N 268-ФЗ) ст. 381 Налогового кодекса РФ дополнена п. 24, в соответствии с которым организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении имущества (включая имущество, переданное по договорам аренды), удовлетворяющего в течение налогового периода одновременно следующим условиям:

а) имущество расположено во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря;

б) имущество используется при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ.

Если имущество в течение налогового периода расположено как в границах территорий (акваторий), указанных в абз. 2 п. 24 ст. 381 Налогового кодекса РФ, так и на иных территориях, освобождение от налогообложения действует при условии, что указанное имущество удовлетворяет требованиям абз. 1 — 3 п. 24 ст. 381 Налогового кодекса РФ в течение не менее 90 календарных дней в течение одного календарного года.

Одновременно Законом N 268-ФЗ в п. 4 ст. 382 Налогового кодекса РФ внесены изменения в части исключения стоимости имущества, указанного в абз. 1 — 3 п. 24 ст. 381 Налогового кодекса РФ, при расчете средней стоимости имущества.

Кроме того, согласно положениям абз. 2 п. 1 ст. 386 Налогового кодекса РФ (в ред. Закона N 268-ФЗ) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не представляются в отношении имущества, указанного в абз. 1 — 3 п. 24 ст. 381 Налогового кодекса РФ.

Также обратим внимание, что с 1 января 2015 г. в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 386 Налогового кодекса РФ, введенного Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 347-ФЗ) предусматривается, что если налогоплательщик, в соответствии со ст. 83 Налогового кодекса РФ отнесенный к категории крупнейших, имеет на территории одного субъекта Российской Федерации несколько обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, или объектов недвижимого имущества, в отношении которых установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога, формирование налоговых деклараций (расчетов) по каждому из этих обособленных подразделений или объектов недвижимого имущества может не производиться. В этом случае налогоплательщик вправе сформировать единую налоговую декларацию (расчет) по субъекту Российской Федерации, выбрав в качестве ответственного одно из обособленных подразделений или один из объектов недвижимого имущества, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает ответственное обособленное подразделение или объект недвижимого имущества, уведомив о принятом решении налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения этого обособленного подразделения или объекта недвижимого имущества.

А в соответствии с п. 4, введенным Законом N 347-ФЗ в ст. 386 Налогового кодекса РФ, предусматривается, что в случае непредставления налогоплательщиком — иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации в сроки, установленные ст. 386 Налогового кодекса РФ, налоговый орган определяет на основании имеющейся информации без проведения в отношении указанного налогоплательщика мероприятий налогового контроля не исчисленную налогоплательщиком сумму налога, подлежащую уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

При превышении суммы налога, определенной налоговым органом в соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 386 Налогового кодекса РФ, над суммой налога, фактически уплаченной иностранной организацией, налоговый орган выявляет в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, недоимку по налогу.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. ст. 386 Налогового кодекса РФ дополняется еще одним новым пунктом — п. 5. Согласно п. 5 ст. 386 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя») предусматривается, что налогоплательщики-организации, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц на основании ст. 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», представляют налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию по налогу по месту своего нахождения до получения уведомления о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.

 

Статья 386.1. Устранение двойного налогообложения

 

Комментарий к статье 386.1

 

Глава 30 Налогового кодекса РФ имеет ст. 386.1 Налогового кодекса РФ, которая позволяет избежать двойного налогообложения.

Если российская компания имеет за границей имущество и платит по нему там налоги, то эти суммы будут зачтены при уплате российского налога на имущество в отношении иностранных объектов. Определены также и документы, которые необходимо представить. Это:

— заявление на зачет налога;

— документ об уплате налога за пределами территории Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Указанные выше документы подаются российской организацией в налоговую инспекцию по месту нахождения российской организации вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории Российской Федерации.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code