Глава 30. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 372. Общие положения

 

Комментарий к статье 372

 

В соответствии со ст. 372 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Что это значит?

Согласно п. 3 ст. 12 Налогового кодекса РФ региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ. В отличие от федеральных региональные налоги устанавливаются в два этапа: одна «часть» определяется Налоговым кодексом РФ, другая — законом субъекта Федерации. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. При этом налоговая ставка устанавливается в пределах, предусмотренных ст. 380 Налогового кодекса РФ. Кроме того, при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В г. Москве действует Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 «О налоге на имущество организаций» (далее — Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64).

Законом г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 в соответствии с гл. 30 Налогового кодекса РФ определены:

а) ставка налога на имущество организаций;

б) порядок и сроки уплаты налога;

в) налоговые льготы;

г) особенности определения налоговой базы.

Основные положения Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64, как действующие до 31 декабря 2014 г. включительно, так и действующие с 1 января 2015 г. в соответствии с изменениями, внесенными Законом г. Москвы от 7 мая 2014 г. N 25 «О внесении изменений в статьи 1.1 и 2 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 «О налоге на имущество организаций», представим наглядно в виде нижеследующей таблицы.

 

Нормы Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 Содержание норм Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества до 2015 г.
Статья 1.1 Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) п. 2 вступает в силу с 1 января 2015 г. (Закон г. Москвы от 20 ноября 2013 г. N 63);

3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства

Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества с 2015 г.
Статья 1.1 Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

2.1) расположенных в многоквартирных домах, принадлежащих одному или нескольким собственникам, нежилых помещений, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров;

3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Налоговые ставки до 2015 г.
Статья 2 Налоговая ставка устанавливается в размере 2,2 процента, за исключением нижеследующих налоговых ставок.

Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается в следующих размерах:

1) 0,9 процента — в 2014 г.;

2) 1,2 процента — в 2015 г.;

3) 1,5 процента — в 2016 г.;

4) 1,8 процента — в 2017 г.;

5) 2,0 процента — в 2018 г.

Налоговые ставки с 2015 г.
Статья 2 Налоговая ставка устанавливается в размере 2,2 процента, за исключением нижеследующих налоговых ставок.

Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается в следующих размерах:

1) 0,9 процента — в 2014 г.;

2) 1,2 процента — в 2015 г.;

3) 1,5 процента — в 2016 г.;

4) 1,8 процента — в 2017 г.;

5) 2,0 процента — в 2018 г.

В отношении расположенных в зданиях (строениях, сооружениях), непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения г. Москвы и к улицам с интенсивным пешеходным движением, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы, нежилых помещений, фактически используемых для размещения объектов общественного питания, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, налоговая ставка применяется с коэффициентом 0,1.

Порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему до 2015 г.
Статья 3 Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Сумма налога зачисляется в бюджет г. Москвы

Порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему с 2015 г.
Статья 3 Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Сумма налога зачисляется в бюджет г. Москвы

Налоговые льготы до 2015 г. (и с 2015 г.)
Статья 4 Освобождаются от уплаты налога:

1) автономные, бюджетные и казенные учреждения г. Москвы и внутригородских муниципальных образований в г. Москве;

1.1) казенные предприятия г. Москвы и внутригородских муниципальных образований в г. Москве;

2) органы государственной власти г. Москвы и органы местного самоуправления в г. Москве;

3) утратил силу с 1 января 2011 г. (Закон г. Москвы от 17.11.2010 N 49);

4) организации городского пассажирского транспорта общего пользования

(кроме такси, в том числе маршрутного) и метрополитена, получающие ассигнования из бюджета г. Москвы;

5) организации — в отношении имущества, предназначенного для хранения жидких и твердых противогололедных реагентов;

6) организации — в отношении автомобильных дорог и дорожно-мостовых сооружений общего пользования, придорожного озеленения, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Москвы;

7) организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг. Данная льгота не распространяется на организации, занимающиеся реализацией брокерских и иных посреднических услуг, производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов. При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;

8) утратил силу с 1 января 2010 г. (Закон г. Москвы от 11.11.2009 N 1);

9) организации — в отношении многоэтажных гаражей-стоянок;

10) организации — в отношении объектов жилищного фонда, используемого в отчетном (налоговом) периоде по назначению на основании договора найма, договора безвозмездного пользования;

10.1) организации — в отношении объектов жилищно-коммунального комплекса, газоснабжения, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета г. Москвы и (или) бюджетов внутригородских муниципальных образований в г. Москве, а также в отношении подземных коллекторов для инженерных коммуникаций и имущества, предназначенного для их содержания и эксплуатации;

10.2) организации — в отношении объектов коммунального комплекса по утилизации (обезвреживанию) твердых бытовых отходов, водоснабжению и водоотведению;

11) жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья, действующие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

12) исключен с 1 сентября 2009 г. (Закон г. Москвы от 10.10.2007 N 41);

13) религиозные организации, зарегистрированные в установленном порядке, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления уставной деятельности;

14) общественные организации инвалидов, зарегистрированные в установленном порядке, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления уставной деятельности;

15 — 16) утратили силу с 1 января 2010 г. (Закон г. Москвы от 11.11.2009 N 1);

17) организации грузового автомобильного транспорта, выполняющие государственный оборонный заказ, — в отношении транспортных средств, зачисленных в штаты автоколонн войскового типа;

18) организации — в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве. Порядок подготовки и оформления документов, необходимых для подтверждения права организаций на применение настоящей льготы, утверждается Правительством Москвы;

19) исключен с 1 января 2009 г. (Закон г. Москвы от 15.10.2008 N 47);

20) утратил силу с 1 января 2014 г. (Закон г. Москвы от 26.06.2013 N 33);

20.1) исключен с 1 января 2013 г. (Закон г. Москвы от 10.10.2007 N 41 (ред. от 01.01.2013));

21 — 22) утратили силу с 1 января 2011 г. (Закон г. Москвы от 17.11.2010 N 49);

23) организации — в отношении аэродромов и объектов единой системы организации воздушного движения;

24) организации — резиденты технополиса, технологического парка или индустриального парка — в отношении имущества и оборудования, располагающегося по месту нахождения имущественного комплекса технополиса, технологического парка или индустриального парка и используемого при осуществлении научно-технической, инновационной, промышленной деятельности, с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором организации присвоен статус резидента, на срок 10 лет;

25) управляющие организации технополисов или технологических парков — в отношении имущественных комплексов технополисов или технологических парков с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором организации присвоен статус управляющей организации технополиса или технологического парка, на срок 10 лет;

26) организации, осуществляющие на территории г. Москвы производство автомобилей, — в отношении имущества, используемого ими в этих целях. Право на применение данной льготы возникает у организаций после документального подтверждения объема капитальных вложений на приобретение технологического оборудования и оснастки, а также на общую модернизацию производства автомобилей, осуществленных за истекшие налоговые периоды нарастающим итогом, в:

а) первый налоговый период — в размере не менее 5 млрд руб.

В соответствии с Законом г. Москвы от 25.06.2014 N 34 в пп. «а» п. 26 ч. 1 ст. 4 слова «5 млрд руб.» заменяются словами «2,8 млрд руб.»;

б) первый — второй налоговые периоды — в размере не менее 9 млрд руб. В соответствии с Законом г. Москвы от 25.06.2014 N 34 в пп. «б» п. 26 ч. 1 ст. 4 слова «9 млрд руб.» заменяются словами «5,6 млрд руб.»;

в) первый — третий налоговые периоды — в размере не менее 12 млрд руб.

В соответствии с Законом г. Москвы от 25.06.2014 N 34 в пп. «в» п. 26 ч. 1 ст. 4 слова «12 млрд руб.» заменяются словами «8,4 млрд руб.»;

г) первый — четвертый налоговые периоды — в размере не менее 13 млрд руб.

В соответствии с Законом г. Москвы от 25.06.2014 N 34 в пп. «г» п. 26 ч. 1 ст. 4 слова «13 млрд руб.» заменяются словами «11,2 млрд руб.»;

д) первый — пятый налоговые периоды — в размере не менее 14 млрд руб. Управляющие организации индустриальных парков уплачивают налог в размере 50 процентов суммы налога, исчисленной в отношении имущественного комплекса индустриального парка, в течение 10 лет с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором организации присвоен статус управляющей организации индустриального парка.

Налоговые льготы, установленные настоящей статьей, не распространяются на имущество, сдаваемое организациями в аренду, за исключением льгот, предусмотренных:

1) п. 1.1 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 в отношении имущества технопарков и бизнес-инкубаторов;

2) п. п. 2, 4 — 6, 9, 10.1 — 11 и 23 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64;

3) п. 7 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 в отношении организаций, в которых среднесписочная численность инвалидов составляет более 50 человек;

4) п. 17 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 в отношении транспортных средств, сдаваемых в аренду организациям грузового автомобильного транспорта для формирования автоколонн войскового типа;

5) п. 25 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 4 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 в отношении имущественных комплексов технополисов, технологических парков или индустриальных парков

Налоговые льготы в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость до 2015 г. (и с 2015 г.)
Статья 4.1 Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:

1) налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;

2) налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующие налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;

3) за предшествующий налоговый период средняя численность работников налогоплательщика, указанного в п. п. 1 и 2 настоящей части, составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника составила не менее 2 млн руб.

Налогоплательщики уплачивают налог в размере 25 процентов суммы налога, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых:

1) налогоплательщиками для осуществления образовательной деятельности и (или) медицинской деятельности;

2) научными организациями, выполняющими научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, при условии, что указанные средства составляют не менее 30 процентов всех доходов, полученных научной организацией в отчетном (налоговом) периоде.

Налоговые льготы, установленные ст. 4 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64, распространяются на объекты недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость

 

Статья 373. Налогоплательщики

 

Комментарий к статье 373

 

Комментируемая ст. 373 Налогового кодекса РФ определяет, что плательщиками налога на имущество являются организации. Понятие организации дано в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ, согласно которому организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (т.е. российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (т.е. иностранные организации).

При этом п. 1 ст. 373 Налогового кодекса РФ определяет еще одно условие для того, чтобы организация признавалась плательщиком налога на имущество, — она должна иметь имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.

При этом на основании пп. 8 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств.

Таким образом, по общему правилу налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации — балансодержатели движимого и недвижимого имущества (основных средств), если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.

Налог на имущество должны уплачивать все российские организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе органы государственной власти (исполнительной и законодательной), включая все министерства и ведомства, некоммерческие организации, бюджетные организации, государственные унитарные предприятия, Банк России и его территориальные учреждения, финансово-кредитные организации, а также внебюджетные государственные фонды.

В законах субъектов РФ о налоге на имущество организаций могут быть установлены льготы по этому налогу для отдельных категорий налогоплательщиков.

Кроме того, налог на имущество не платят организации, работающие по упрощенной системе налогообложения, плательщики единого налога на вмененный доход (с имущества, которое используется в деятельности, облагаемой ЕНВД) и те организации, которые уплачивают единый сельскохозяйственный налог. Также данный налог не нужно платить и со стоимости имущества, используемого исключительно в деятельности, предусмотренной соглашениями о разделе продукции. В гл. 30 Налогового кодекса РФ эти нормы не прописаны, но о них сказано в гл. 26.1, 26.2, 26.3 и 26.4 Налогового кодекса РФ.

Следовательно, если российская организация не переведена на спецрежим, то она признается плательщиком налога на имущество согласно гл. 30 Налогового кодекса РФ.

При этом плательщиком она становится после ее государственной регистрации в качестве юридического лица, которая производится в соответствии со ст. 51 ГК РФ. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в Единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр (п. 8 ст. 51 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, российская организация признается плательщиком налога на имущество со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Иностранная организация признается плательщиком налога на имущество с учетом положений международных договоров Российской Федерации в следующих случаях:

— она осуществляет деятельность в Российской Федерации, приводящую к образованию постоянного представительства в соответствии со ст. 306 Налогового кодекса РФ;

— она имеет в Российской Федерации на праве собственности объект недвижимого имущества, при этом она не осуществляет деятельности в Российской Федерации, или объект недвижимого имущества, которым она владеет, не относится к деятельности, осуществляемой через постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации;

— она осуществляет деятельность в Российской Федерации, приводящую к образованию постоянного представительства в соответствии со ст. 306 Налогового кодекса РФ, и имеет в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации объект недвижимого имущества, принадлежащий ей на праве собственности.

Согласно п. 2 ст. 306 Налогового кодекса РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, для целей гл. 30 Налогового кодекса РФ понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.

Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она поставляет с территории Российской Федерации принадлежащие ей товары, полученные в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также если она осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным п. 2 ст. 306 Налогового кодекса РФ, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимого агента).

Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или через любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных п. 9 ст. 306 Налогового кодекса РФ, не рассматривается как фактор, приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации.

В отношении понятий территории Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации необходимо отметить следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Частью 2 этой же статьи установлено, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации установлены Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ст. 1 названного Закона внутренние морские воды Российской Федерации — это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.

Согласно п. 2 этой же статьи к внутренним морским водам относятся воды:

портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

В соответствии с п. 1 ст. 2 названного Закона территориальное море Российской Федерации — это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в ст. 4 этого же Закона. Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии с положениями ст. 3 Закона о делимитации территориального моря.

Определение территориального моря согласно п. 2 ст. 2 применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Согласно п. 3 этой же статьи внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Статьей 3 названного Закона установлено, что делимитация территориального моря между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статус континентального шельфа Российской Федерации определен Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», ст. 1 которого содержит следующее:

континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка;

подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема;

определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации;

внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря;

с учетом положений ст. 2 названного Закона о делимитации континентального шельфа внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль;

если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» делимитация континентального шельфа между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации или норм международного права.

Статус исключительной экономической зоны Российской Федерации определен Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», ст. 1 которого содержит следующие положения об определении и границах исключительной экономической зоны Российской Федерации:

исключительная экономическая зона Российской Федерации — морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным названным Законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые непригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности (п. 1);

внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря (п. 2);

внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (п. 3).

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» делимитация исключительной экономической зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или общепризнанными принципами и нормами международного права.

Комментируемый п. 1.1 ст. 373 Налогового кодекса РФ устанавливает, что не признаются налогоплательщиками организации (до 1 января 2017 г.), являющиеся организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со ст. 3.1 указанного Федерального закона, в отношении имущества, используемого ими исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.

 

Статья 374. Объект налогообложения

 

Комментарий к статье 374

 

Комментируемая ст. 374 Налогового кодекса РФ определяет, что объекты обложения налогом на имущество для российских и иностранных организаций имеют свои особенности, поэтому рассмотрим их по отдельности.

 

Объект налогообложения для российских организаций

 

В соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Исходя из этого определения имущество, подлежащее налогообложению, должно обладать одновременно следующими 2 признаками:

— имущество должно быть движимым или недвижимым;

— имущество должно признаваться объектом основных средств, в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.

При этом напоминаем, что отнесение актива к основным средствам, согласно п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, возможно при одновременном выполнении следующих условий:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Понятия движимого и недвижимого имущества даны в ст. 130 Гражданского кодекса РФ. Так, к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

К движимому имуществу относятся вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, включая деньги и ценные бумаги.

Из этих определений получается, что под налогообложение может подпасть любое имущество организации, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ, когда перечисляются виды недвижимого и движимого имущества, не признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество организаций. Поэтому в данном случае определяющее значение при формировании объекта налогообложения приобретает второе условие — имущество должно признаваться объектом основных средств, в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.

Иными словами, если какое-либо имущество не признается объектом основных средств по правилам бухгалтерского учета, то оно не подлежит налогообложению. Исключение из этого правила касается специальных случаев, предусмотренных гл. 30 Налогового кодекса РФ.

В частности, это предусмотрено в отношении имущества, учитываемого в рамках договора простого товарищества (договора совместной деятельности) (ст. 377 Налогового кодекса РФ), а также имущества, переданного в доверительное управление (ст. 378 Налогового кодекса РФ). Особенности определения объекта налогообложения в рамках указанных операций, а также при аренде имущества будет рассмотрено позднее.

 

Объект налогообложения иностранных организаций

 

В соответствии с п. 2 ст. 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

При этом для целей исчисления налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.

Следовательно, основные правила ведения бухгалтерского учета основных средств, рассмотренные выше, должны применяться иностранными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности (п. 3 ст. 374 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;

3) объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;

5) ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;

6) космические объекты;

7) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. пп. 8 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ излагается в новой редакции исходя из изменений, внесенных Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, пп. 8 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ вместо признания движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, не относящимся к объектам налогообложения налогом на имущество организаций указывает, что не признаются объектами налогообложения налогом на имущество организаций объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационные группы в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

 

Статья 375. Налоговая база

 

Комментарий к статье 375

 

Комментируемая ст. 375 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется 2 способами:

1) как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с гл. 30 Налогового кодекса РФ;

2) как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества. Указанное применяется только в отношении некоторых объектов недвижимого имущества, которые перечислены в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 375 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.

Пунктом 2 ст. 375 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.

Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. К ним относятся:

а) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

б) а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены п. п. 3 — 5 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ (далее — перечень объектов недвижимого имущества), направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Таким образом, определение налоговой базы по налогу на имущество организаций как кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации осуществляется на основании критериев, установленных пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.

При этом перечень объектов недвижимого имущества носит технический характер и необходим для информирования налоговых органов и налогоплательщиков о применении порядка определения налоговой базы по налогу на имущество для отдельных объектов недвижимого имущества.

Более того, п. 10 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ установлена обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по включению в указанный перечень на очередной налоговый период всех выявленных объектов недвижимого имущества, отвечающих критериям, установленным пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, и не включенных в этот перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, в котором они были выявлены.

Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного п. 9 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, до принятия соответствующего нормативного правового акта законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества (с учетом положений п. п. 3, 4, 5 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ), на основании которого такие объекты подлежат включению в перечень объектов недвижимого имущества (Письмо Минфина России от 1 сентября 2014 г. N 03-05-04-01/43535).

В соответствии с п. 3 ст. 375 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Отметим, что с 1 января 2015 г. в соответствии с положениями п. 3 ст. 375 Налогового кодекса РФ устанавливается, что при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей настоящей главы определяется без учета таких затрат.

В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code