Глава 29. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС

Статья 364. Понятия, используемые в настоящей главе

 

Комментарий к статье 364

 

Статьей 364 Налогового кодекса РФ введены определения фактическим 2 понятиям, которые применяются в целях исчисления и уплаты налога на игорный бизнес, а именно:

а) игорный бизнес — предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр.

При этом под выигрышем на основании Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 244-ФЗ) понимаются денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры.

Обратим внимание, что Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 198-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований» (далее — Закон N 198-ФЗ) внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, которыми из определения понятия «игорный бизнес» исключены положения о том, что соответствующая деятельность не является реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

Законом N 244-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 198-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований», согласно которому деятельность по организации проведения азартных игр определена как деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон N 54-ФЗ) предусмотрена возможность осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.

Согласно Письму Минфина России от 12 сентября 2013 г. N 03-01-15/37750 в целях реализации положений Закона N 54-ФЗ организаторы азартных игр обязаны осуществлять денежные расчеты с применением контрольно-кассовой техники при оказании услуг по организации и проведению азартных игр с 21 января 2014 г., то есть с даты вступления в силу изменений в Закон N 244-ФЗ, внесенных Законом N 198-ФЗ.

Принадлежность к услугам, которые предоставляются населению организациями, определяет Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (далее — ОКУН).

При этом услуги по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры в перечне услуг, определенном ОКУН, отсутствуют.

Учитывая изложенное, ФНС России в Письме от 9 июня 2014 г. N ЕД-4-2/11054 «Об использовании бланков строгой отчетности» пришла к выводу, что, в целях реализации положений Закона N 54-ФЗ, организаторы азартных игр, в случае оказания услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры, обязаны осуществлять денежные расчеты с применением контрольно-кассовой техники.

В этой связи организаторы азартных игр обязаны применять ККТ не только в случае приема денежных средств (приема ставок), но и в случае их выдачи (выплаты выигрыша).

При этом допустимо применение одной ККТ в двухсекционном режиме, а именно:

а) по первой секции отражаются операции, связанные с приемом денежных средств (приемом ставок);

б) по второй секции отражаются операции, связанные с выдачей денежных средств (выплатой выигрыша).

В данном случае организаторам азартных игр ФНС России рекомендовала применять модели контрольно-кассовой техники, позволяющие регистрировать в фискальной памяти раздельную сумму денежных средств по итогам рабочего дня (смены) по продажам (приему денежных средств) и по покупкам (выплате выигрыша). При этом она указала, что в случае выдачи денежных средств (выплаты выигрыша) операция «возврат» не производится.

Кроме того, в соответствии с п. 3 Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2007 г. N 441, организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Банком России.

При этом согласно п. 1 ч. 1 ст. 6.1 Закона N 244-ФЗ организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в целях выявления противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований обязаны принимать ставки на официальные спортивные соревнования и выплачивать соответствующие выигрыши только при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность (Письмо ФНС России от 4 марта 2014 г. N ЕД-4-2/3657 «О применении контрольно-кассовой техники организаторами азартных игр»);

б) игровое поле — специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников азартной игры и только с одним работником организатора азартной игры, участвующим в указанной игре.

Обратим внимание, что иные понятия, используемые в гл. 29 Налогового кодекса РФ, раскрыты в Законе N 244-ФЗ. Более того, в соответствии с данным Законом (ст. 9 Закона N 244-ФЗ) на территории Российской Федерации создано 5 игорных зон: в Республике Крым, Алтайском крае, Приморском крае, Калининградской области, Краснодарском крае. Порядок создания и ликвидации игорных зон определяется Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 18 июня 2007 г. N 376).

 

Статья 365. Налогоплательщики

 

Комментарий к статье 365

 

Согласно ст. 365 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. Напомним, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

Из приведенных формулировок следует один очень важный вывод: обязанность платить игорный налог возникает у организации с момента, когда она начала получать экономическую выгоду в виде дохода от деятельности в сфере игорного бизнеса.

 

Статья 366. Объекты налогообложения

 

Комментарий к статье 366

 

Комментируемая ст. 366 Налогового кодекса РФ определяет объекты налогообложения налогом на игорный бизнес.

К объектам налогообложения п. 1 ст. 366 Налогового кодекса РФ с учетом Закона N 244-ФЗ относит:

игровой стол — игровое оборудование, которое представляет собой место с одним или несколькими полями и при помощи которого организатор азартных игр проводит азартные игры между их участниками либо выступает в качестве их участника через своих работников;

игровой автомат — игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников;

процессинговый центр тотализатора — часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, проводит на основе информации, полученной от центра учета переводов интерактивных ставок тотализаторов, учет интерактивных ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках, интерактивных ставках и о рассчитанных выигрышах в пункты приема ставок тотализатора и в центр учета переводов интерактивных ставок тотализаторов;

процессинговый центр букмекерской конторы — часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, проводит на основе информации, полученной от центра учета переводов интерактивных ставок букмекерской конторы, учет интерактивных ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках, интерактивных ставках и о рассчитанных выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы и в центр учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор;

пункт приема ставок тотализатора — территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр и осуществляет предоставление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр тотализатора;

пункт приема ставок букмекерской конторы — территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр организует заключение пари с участниками данного вида азартных игр и осуществляет предоставление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр букмекерской конторы.

Следует обратить внимание, что тотализаторы и букмекерские конторы могут быть открыты и вне определенных игровых зон, при этом они обязаны иметь соответствующую лицензию (Закон N 244-ФЗ).

Объекты налогообложения подлежат регистрации в налоговом органе по месту их установки не позднее чем за 2 дня до даты установки. Формы заявления и свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес установлены Приказом Минфина России от 22 декабря 2011 г. N 184н «Об утверждении форм документов, используемых при регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес».

При этом Налоговым кодексом РФ не предусмотрены основания для отказа налоговым органом в регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Таким образом, при представлении в налоговый орган оформленного в установленном порядке заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес налоговые органы не вправе отказать в регистрации объектов налогообложения и обязаны выдать соответствующее свидетельство.

Между тем свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес не является документом, подтверждающим право организации на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр (Письмо Минфина России от 3 мая 2012 г. N 03-05-04-05/02).

Также отметим, что порядок исчисления налога, установленный в ст. 370 Налогового кодекса РФ, зависит от даты установки (выбытия) объекта налогообложения.

Как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 14 июля 2009 г. N 3000/09, обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает с даты установки объекта налогообложения, а не с даты подачи заявления о регистрации этого объекта.

Учитывая изложенное, Минфин России рекомендует при определении момента возникновения обязанности по исчислению налога на игорный бизнес руководствоваться складывающейся судебной практикой (Письмо Минфина России от 4 марта 2014 г. N 03-05-05-05/9268).

В случае если налогоплательщики не состоят на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются), открывается (открываются) объект (объекты) налогообложения, то они обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки (месту нахождения) такого объекта (таких объектов) налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки (открытия) каждого объекта налогообложения.

Изменение количества объектов налогообложения также должно быть зарегистрировано в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения не позднее чем за 2 дня до даты установки (открытия) или выбытия (закрытия) каждого объекта налогообложения.

Пункт 4 ст. 366 Налогового кодекса РФ определяет, что объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения и считается выбывшим (закрытым) с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.

В п. 5 ст. 366 Налогового кодекса РФ указано о праве налогоплательщика: заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется по почте. По почте заявление должно быть направлено в виде почтового отправления с описью вложения.

Налоговые органы в течение 5 дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) обязаны выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

 

Статья 367. Налоговая база

 

Комментарий к статье 367

 

По общему правилу, установленному налоговым законодательством России, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база по налогу на игорный бизнес имеет физическую характеристику, поскольку связана с количеством специальных объектов, признаваемых объектами налогообложения (игровых столов, игровых автоматов, касс букмекерских контор и касс тотализаторов). Это следует из определения налоговой базы, установленного в ст. 367 Налогового кодекса РФ, согласно которому налоговая база по налогу на игорный бизнес определяется как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Как следует из ст. 367 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется отдельно по каждому из видов объектов налогообложения (поскольку впоследствии при расчете налога, подлежащего уплате в бюджет, к каждому объекту налогообложения будет применяться собственная ставка) исходя из количества соответствующих объектов налогообложения.

Таким образом, по каждому виду объектов налогообложения налоговая база определяется как суммарное количество объектов налогообложения. Причем налоговая база исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода на основе данных об объектах, подлежащих налогообложению.

 

Статья 368. Налоговый период

 

Комментарий к статье 368

 

По общему правилу под налоговым периодом понимается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

Глава 29 Налогового кодекса РФ определяет налоговый период по налогу на игорный бизнес как календарный месяц (ст. 368 Налогового кодекса РФ), под которым согласно правилам ст. 6.1 Налогового кодекса РФ понимается период времени, равный числу дней в соответствующем месяце текущего календарного года.

Установление налогового периода в отношении каждого налога имеет важную роль, поскольку именно по его итогам рассчитывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, и составляется налоговая декларация. Причем плательщикам налога на игорный бизнес надлежит это делать ежемесячно, поскольку налоговый период по налогу на игорный бизнес равен одному месяцу.

 

Статья 369. Налоговые ставки

 

Комментарий к статье 369

 

Поскольку налог на игорный бизнес относится к региональным налогам (ст. 14 Налогового кодекса РФ), федеральный законодатель определил возможность устанавливать минимальные и максимальные ставки налога, в пределах которых законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут осуществлять самостоятельное регулирование.

Если субъект Российской Федерации не воспользуется правом установления ставки налога, то применяются ставки, указанные в п. 2 ст. 369 Налогового кодекса РФ.

 

Статья 370. Порядок исчисления налога

 

Комментарий к статье 370

 

Правила порядка исчисления налога на игорный бизнес закреплены в ст. 370 Налогового кодекса.

Выделим основные:

  1. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения. В случае если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.
  2. Если возникла необходимость открытия либо закрытия объекта налогообложения, то существуют следующие правила:

а) При установке (открытии) нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный (открытый) новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения. При установке (открытии) нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения;

б) при выбытии (закрытии) объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения. При выбытии (закрытии) объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший (закрытый) объект (объекты) налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

  1. Глава 29 Налогового кодекса РФ не содержит отдельной статьи по правилам представления налоговой декларации. Порядок представления налоговой декларации закреплен в п. 2 ст. 370 Налогового кодекса РФ. Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. А налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 Налогового кодекса РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.

Приказом ФНС России от 28 декабря 2011 г. N ММВ-7-3/985@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес, Порядка ее заполнения, а также Формата представления налоговой декларации по налогу на игорный бизнес в электронном виде» утверждены:

а) форма налоговой декларации по налогу на игорный бизнес;

б) Формат представления налоговой декларации по налогу на игорный бизнес в электронном виде;

в) Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на игорный бизнес.

 

Статья 371. Порядок и сроки уплаты налога

 

Комментарий к статье 371

 

Комментируемая ст. 371 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок и сроки уплаты налога.

Налог за истекший месяц нужно уплатить:

в бюджет по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения;

не позднее срока, установленного для подачи декларации за этот месяц (не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code