Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Раздел IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Глава 27. НАЛОГ С ПРОДАЖ

Утратила силу. — Федеральный закон от 27.11.2001 N 148-ФЗ.

Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Статья 356. Общие положения

 

Комментарий к статье 356

 

Транспортный налог является региональным налогом, а сама гл. 28 Налогового кодекса РФ расположена в разд. IX Налогового кодекса РФ, определяющем систему региональных налогов и сборов в РФ.

Комментируемая ст. 356 Налогового кодекса РФ предусматривает порядок установления и введения в действие транспортного налога.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Согласно ст. 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщик и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

В отношении транспортного налога законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в определенных Налоговым кодексом РФ пределах, а также порядок и сроки его уплаты.

Форма отчетности по транспортному налогу устанавливается Минфином России.

Согласно ч. 3 комментируемой статьи в законе субъекта РФ могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При этом недопустимо установление индивидуальных налоговых льгот.

Отметим, что с 1 января 2015 г. ч. 2 ст. 356 Налогового кодекса РФ предусматривает, что, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 28 Налогового кодекса РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. В такой редакции положения ч. 2 ст. 356 Налогового кодекса РФ изложил Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».

 

Статья 357. Налогоплательщики

 

Комментарий к статье 357

 

В соответствии с ч. 1 ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками по транспортному налогу являются как организации, так и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, указанные в ст. 358 Налогового кодекса РФ. При этом под организациями понимаются не только российские, но иностранные фирмы.

Таким образом, из вышеизложенного для признания организации и физического лица налогоплательщиками должны одновременно выполняться следующие условия:

во-первых, транспортные средства должны быть зарегистрированы на данных лиц;

во-вторых, речь идет лишь о тех средствах, которые указаны в ст. 358 Налогового кодекса РФ, то есть являются объектом обложения транспортным налогом;

в-третьих, по данному транспортному средству налогоплательщиком не является плательщик по доверенности. До снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах плательщиком транспортного налога является то лицо, за которым это транспортное средство зарегистрировано.

Что касается регистрации транспортных средств, то Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001) транспортные средства регистрируются за собственниками транспортных средств — юридическими или физическими лицами, указанными:

— в паспорте транспортного средства, предусмотренном Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств;

— в справке-счете или заключенном в установленном порядке договоре или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортное средство.

Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним (утв. Минсельхозпродом России 16 января 1995 г.), органами Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) предусмотрено, что машины регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными:

— в документе, подтверждающем право собственности;

— в паспорте самоходной машины и других видов техники.

Транспортные средства, зарегистрированные в других странах и временно находящиеся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев, регистрируются на владельцев указанных транспортных средств. Об этом сказано в п. 3.2 Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев, утвержденных Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 2 марта 1995 г. N 137.

Следовательно, в отношении наземных транспортных средств указанные выше лица будут являться налогоплательщиками транспортного налога.

В отношении регистрации водного и воздушного транспорта есть свои особенности.

Так, согласно ст. 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, государственной регистрации в отношении водных судов подлежат право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него.

Таким образом, в отношении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, налогоплательщиком транспортного налога является собственник судна или лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности). В отношении судна, зарегистрированного в бербоут-чартерном реестре (реестре арендованных иностранных судов), — фрахтователь судна.

Теперь относительно исключения, приведенного в ч. 2 ст. 357 Налогового кодекса РФ. Напомним, что согласно данной норме установлены особенности по определению налогоплательщика по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими третьим лицам на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством.

Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со ст. 3.1 указанного Федерального закона, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.

 

Статья 358. Объект налогообложения

 

Комментарий к статье 358

 

В комментируемой ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения.

Во-первых, Налоговый кодекс РФ содержит перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, и, во-вторых, субъектам РФ предоставлено право дополнять предусмотренный перечень по своему усмотрению.

Перечень не подлежащих налогообложению транспортных средств приведен в п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ.

Комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных производителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не облагаются транспортным налогом.

Подпунктом 9 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ установлено, что суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом налогообложения по транспортному налогу, следовательно, в отношении судов, зарегистрированных в этом реестре, транспортный налог не уплачивается.

В отношении исчислении транспортного налога буксирных судов в Письме ФНС России от 4 апреля 2012 г. N 11-2-04/0074@ и разъяснениях Минфина России от 23 марта 2012 г. N 03-05-04-04/10 указано о том, что не являются объектом налогообложения по транспортному налогу пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Указанная налоговая преференция предоставляется организации и индивидуальному предпринимателю в отношении предназначенных для перевозки соответственно пассажиров и грузов пассажирских и грузовых морских, речных судов всех типов (включая буксиры), находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), если пассажирские и грузовые перевозки являются основным видом деятельности организации.

Не являются объектом налогообложения по транспортному налогу пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Указанная налоговая преференция предоставляется организации и индивидуальному предпринимателю в отношении предназначенных для перевозки соответственно пассажиров и грузов пассажирских и грузовых морских, речных судов всех типов (включая буксиры), находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), если пассажирские и грузовые перевозки являются основным видом деятельности организации.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359, к водным транспортным средствам согласно подразделу «Средства транспортные» относятся: средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, — подвижной состав водного транспорта (суда транспортные всех типов, суда служебно-вспомогательные, спасательные, ледоколы, буксиры, суда лоцманские и пр.).

Согласно п. 8 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620, понятие «грузовое судно» означает любое судно, не являющееся пассажирским судном.

Таким образом, в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признаются объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим характеристикам (ст. 38 Налогового кодекса РФ), и объект зарегистрирован в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что Письмом Министерства транспорта РФ от 6 марта 2012 г. N 05-10-713 разъяснено, что конструкция пп. 4 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ предусматривает для транспортных организаций морского и внутреннего водного транспорта применение льготы по транспортному налогу в отношении принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) пассажирских и грузовых морских, речных судов всех типов, включая буксиры, которые не являются объектом обложения транспортным налогом безотносительно привязки к конкретному типу судна, при условии наличия в учредительных документах организации положения о том, что основным видом ее деятельности является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, а также соответствующих действующих лицензий на право заниматься такой деятельностью.

 

Статья 359. Налоговая база

 

Комментарий к статье 359

 

В соответствии со ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности — лошадиных силах.

Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент — 1 кВт = 1,35962 л. с.). При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.

Например, водное транспортное средство имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 150,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 203,94 л. с. (150 x 1,35962).

По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством.

В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах.

Валовая вместимость определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

В случае расхождения сведений, представленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство. При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, представленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 Налогового кодекса РФ.

В отношении иных водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей или в отношении которых не определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как единица транспортного средства.

Например, к водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения.

 

Статья 360. Налоговый период. Отчетный период

 

Комментарий к статье 360

 

Статья 360 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами, и только для налогоплательщиков-организаций, признаются I, II и III кварталы. Расчеты по транспортному налогу организации необходимо представлять каждый квартал, и при этом срок сдачи расчетов авансовых платежей по налогу установлен не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды, тем более отличные от периодов, определенных ст. 360 Налогового кодекса РФ.

 

Статья 361. Налоговые ставки

 

Комментарий к статье 361

 

Комментируемая ст. 361 Налогового кодекса РФ, определяя налоговые ставки, устанавливает, что законами субъектов РФ эти ставки могут быть увеличены либо уменьшены не более чем в десять раз. Увеличение (уменьшение) налоговой ставки не может производиться в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Если законами субъектов Российской Федерации не определены налоговые ставки, то налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ.

 

Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

 

Комментарий к статье 362

 

В соответствии со ст. 362 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Для налогоплательщиков — физических лиц сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Согласно п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:

1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;

1,3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;

1,5 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;

2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

При этом определено, что исчисление сроков, указанных в этом пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.

В силу указанной нормы Налогового кодекса РФ срок исчисления количества лет, прошедших с года выпуска легкового автомобиля, в отношении которого применяется повышающий коэффициент, установленный п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ, исчисляется с года выпуска транспортного средства по налоговый период, за который уплачивается налог.

Например, при исчислении за 2014 г. транспортного налога в отношении легкового автомобиля 2014 года выпуска, стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. количество лет, прошедших с года выпуска этого автомобиля, составит не более 1 года, в связи с чем при исчислении транспортного налога за 2014 г. применяется повышающий коэффициент 1,5 (Письмо ФНС России от 7 июля 2014 г. N БС-4-11/13195@ «О транспортном налоге»).

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей будет определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли (Минпромторгом России). Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. будет размещаться ежегодно, не позднее 1 марта, на официальном интернет-сайте указанного органа.

Информация Минпромторга России «Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей» размещена на официальном сайте Минпромторга http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!1925.

Также в соответствии с п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ Приказом Минпромторга России от 28 февраля 2014 г. N 316 утвержден Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей).

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определяет процедуру расчета средней стоимости легковых автомобилей.

Расчет средней стоимости автомобиля определенной базовой версии автомобиля производится:

а) по формуле N 1 расчета средней стоимости автомобиля в случаях, если производитель или уполномоченное лицо производителя представлены на территории Российской Федерации;

б) по формуле N 2 расчета средней стоимости автомобиля в случаях, если производитель или уполномоченное лицо производителя не представлены на территории Российской Федерации или когда данные о рекомендованной розничной цене не представлены производителем или уполномоченным лицом производителя.

Расчет средней стоимости автомобилей по формуле N 1 основывается на определении средней стоимости автомобилей исходя из рекомендованных розничных цен на автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий автомобилей по состоянию на 1 июля и 1 декабря соответствующего налогового периода.

В целях осуществления расчета по формуле N 1 Минпромторг должен направлять ежегодно, не позднее 1 мая, производителям и/или уполномоченным лицам производителя запрос о предоставлении информации о рекомендованных розничных ценах по каждой марке, модели и базовой версии автомобилей с учетом года выпуска, розничные цены которых превышают 3 млн руб.

Представленные в срок не позднее 1 июля и 1 декабря текущего налогового периода по уплате транспортного налога в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации от производителей и/или уполномоченных лиц производителей данные (на бумажном и электронном носителях) о рекомендованной розничной цене всех базовых версий автомобилей используются для расчета средней стоимости автомобилей по формуле N 1:

Спр = (Р1 + Р2) / 2,

где Спр — средняя стоимость автомобиля, рассчитанная по формуле N 1;

Р1 — рекомендованная розничная цена автомобиля данной марки, модели, базовой версии автомобиля и года выпуска, полученная по состоянию на 1 июля соответствующего налогового периода по уплате транспортного налога;

Р2 — рекомендованная розничная цена автомобиля данной марки, модели, базовой версии автомобиля и года выпуска, полученная по состоянию на 1 декабря соответствующего налогового периода по уплате транспортного налога.

Расчет средней стоимости автомобилей по формуле N 2 основывается на определении средней стоимости автомобилей исходя из розничных цен на новые автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий автомобилей по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, указанных в российских каталогах, при коэффициентах Кc = 1 и Кt = 0.

В качестве дополнительной информации при расчете средней стоимости автомобилей могут быть использованы данные из каталогов иностранных издательств. В данном случае средняя стоимость автомобиля, рассчитанная по формуле N 2, умножается на коэффициент Кc — коэффициент переведения каталожной цены автомобиля в цены в рублевом эквиваленте согласно валютному курсу года выпуска автомобиля и прибавляется коэффициент Кt, равный сумме утилизационного сбора и ввозной таможенной пошлины, уплачиваемых за подобный автомобиль.

Расчет средней стоимости для автомобилей старше 5 лет необходимо производить при использовании данных из каталогов:

Ск = (Pcr max + Pcr min) / 2 х Кс + Кt,

Кс = (Q1 + Q2) / 2,

где Cк — средняя стоимость автомобиля (Ск) по формуле N 2;

Pcr max — максимальная цена продажи автомобиля на территории Российской Федерации данной марки, модели, базовой версии автомобиля и года выпуска по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода по данным каталогов;

Pcr min- минимальная цена продажи автомобиля на территории Российской Федерации данной марки, модели, базовой версии автомобиля и года выпуска по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода по данным каталогов;

Q1- курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, установленный Центральным банком Российской Федерации на 1 января года выпуска автомобиля;

Q2- курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, установленный Центральным банком Российской Федерации на 31 декабря года выпуска автомобиля.

До 2015 г. на основании п. 2.1 ст. 362 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации исчисляли суммы авансовых платежей по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. При этом иных условий исчисления суммы авансовых платежей по транспортному налогу п. 2.1 ст. 362 Налогового кодекса РФ не было установлено.

Следовательно, исчисление налогоплательщиками-организациями авансовых платежей по транспортному налогу в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. производилось без учета повышающих коэффициентов, установленных п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ.

Однако с 1 января 2015 г. п. 2.1 ст. 362 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ.

 

Статья 363. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

 

Комментарий к статье 363

 

Статья 363 Налогового кодекса РФ устанавливает, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций должны быть установлены законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 Налогового кодекса РФ.

В отношении физических лиц срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ). Налог физическими лицами уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. При этом направление налогового уведомления допускается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующие календарному году его направления. А налогоплательщики уплачивают налог не более чем за 3 налоговых периода, предшествующие календарному году направления налогового уведомления.

Если суммы налога были уплачены (взысканы) излишне, то возврат (зачет) осуществляется за период в порядке, установленном ст. ст. 78 и 75 Налогового кодекса РФ.

При пропуске установленных ст. 363 Налогового кодекса РФ сроков уплаты авансовых платежей за каждый день просрочки подлежат уплате пени.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 334-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 334-ФЗ) абз. 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ устанавливается, что транспортный налог подлежит уплате физическими лицами до 1 октября (вместо ранее установленного срока — до 1 ноября) года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 2 ст. 4 Закона N 334-ФЗ указанные положения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона N 334-ФЗ и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, то есть не ранее 1 января 2015 г.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (ст. 360 Налогового кодекса РФ).

Учитывая, что Закон N 334-ФЗ не содержит переходных положений, ограничивающих применение Закона N 334-ФЗ к правоотношениям, связанным с уплатой имущественных налогов физическими лицами за налоговый период 2014 г., положения абз. 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ распространяются на правоотношения, возникшие после вступления в силу указанного Федерального закона, т.е. на те налоговые обязательства, которые возникнут у налогоплательщиков после 1 января 2015 г.

Таким образом, как указал Минфин России в Письме от 27 января 2014 г. N 03-05-04-01/2765 и ФНС России в Письме от 23 апреля 2014 г. N БС-4-11/7798 «О разъяснении законодательства о налогах и сборах», новый единый срок уплаты имущественных налогов, предусмотренный Федеральным законом N 334-ФЗ, применяется для физических лиц начиная с 2015 г., в том числе при уплате таких налогов за налоговый период 2014 г.

 

Статья 363.1. Налоговая декларация

 

Комментарий к статье 363.1

 

Налоговые декларации по транспортному налогу в соответствие со ст. 363.1 Налогового кодекса РФ представляются только организациями. Представление налоговой декларации по транспортному налогу физическими лицами не предусмотрено.

Организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу. Такие налоговые декларации представляются не позднее 1 февраля года, следует обратить внимание, что налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 Налогового кодекса РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Форма налоговой декларации по транспортному налогу утверждена Приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. N ММВ-7-11/99@.

Налогоплательщик-организация самостоятельно исчисляет сумму транспортного налога.

Следует обратить, что не предусмотрена подача в налоговый орган расчетов авансовых платежей. Однако налогоплательщики-организации обязаны уплачивать ежеквартальные авансовые платежи, — это предусмотрено ст. ст. 362, 363 Налогового кодекса РФ. При этом указанные суммы включаются в расходы по налогу на прибыль (Письмо ФНС России от 9 июня 2011 г. N ЕД-4-3/9163@).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code