Глава 26.5. ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Статья 346.43. Общие положения

Комментарий к статье 346.43 Налогового кодекса РФ

 

Глава 26.5 «Патентная система налогообложения» Налогового кодекса РФ введена в действие и применяется с 1 января 2013 г.

Глава 26.5 Налогового кодекса РФ заменила действовавшую ранее ст. 346.25.1 «Особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента» Налогового кодекса РФ.

  1. Введение в действие.

Патентная система вводится в действие законами субъектов РФ. Для того чтобы патентная система была введена в действие с 1 января 2013 г., закон о введении патентной системы налогообложения на территории субъекта РФ должен быть опубликован не позднее 1 декабря 2012 г.

Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. При этом максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может превышать 1 млн руб., если иное не установлено п. 8 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ (п. 7 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ).

Приказом Минэкономразвития России от 7 ноября 2013 г. N 652 в целях гл. 26.5 Налогового кодекса РФ на 2014 г. установлен коэффициент-дефлятор в размере, равном 1,067. С учетом изложенного размер потенциально возможного дохода должен быть установлен в отношении всех видов предпринимательской деятельности, облагаемых в рамках гл. 26.5 Налогового кодекса РФ, в пределах минимального и максимального размеров с учетом индексации на коэффициент-дефлятор. В 2014 г. минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода составляет 106,7 тыс. руб. (100 тыс. x 1,067), максимальный размер — 1067,0 тыс. руб., если иное не установлено п. 8 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ (Письмо ФНС России от 7 апреля 2014 г. N ГД-4-3/6312@ «О порядке применения законов субъектов Российской Федерации о патентной системе налогообложения»).

Коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.5 «Патентная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации, в 2015 г. установлен в размере, равном 1,147 (Приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2014 г. N 685 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год»).

Отметим, что с 1 января 2015 г. п. 7 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ предусмотрено право субъектов Российской Федерации своими законами устанавливать размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. При этом максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не должен будет превышать 1 млн руб., если иное не установлено п. 8 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ. То есть минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода отменен. При этом п. 9 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ устанавливается, что указанный в п. 7 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.

Вышеуказанные изменения связаны с принятием Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 244-ФЗ «О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 244-ФЗ).

Также согласно п. 8 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ (в ред. Закона N 244-ФЗ) субъекты Российской Федерации вправе:

а) в целях установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, дифференцировать виды предпринимательской деятельности, указанные в п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ, если такая дифференциация предусмотрена Общероссийским классификатором услуг населению или Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;

б) в целях установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, дифференцировать территорию субъекта Российской Федерации по территориям действия патентов по муниципальным образованиям (группам муниципальных образований), за исключением патентов на осуществление видов предпринимательской деятельности, указанных в пп. 10, 11, 32, 33 и 46 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ;

в) устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, не указанных в п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ, в отношении которых применяется патентная система налогообложения;

г) устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от:

средней численности наемных работников;

количества транспортных средств, грузоподъемности транспортного средства, количества посадочных мест в транспортном средстве;

количества обособленных объектов (площадей) в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пп. 19, 45 — 47 п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ;

территории действия патентов, определенной в соответствии с пп. 1.1 п. 8 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ;

д) увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода:

не более чем в 3 раза — по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп. 9, 10, 11, 32, 33, 38, 42, 43 п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ;

не более чем в 5 раз — по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, осуществляемым на территории города с численностью населения более 1 000 000 человек;

не более чем в 10 раз — по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп. 19, 45 — 47 п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ.

Указанный в п. 7 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.

  1. Комментируемая ст. 346.43 Налогового кодекса РФ в п. 2 определяет виды деятельности, в отношении которых она вводится, к которым относятся:

ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;

ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;

парикмахерские и косметические услуги;

химическая чистка, крашение и услуги прачечных;

изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;

ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;

ремонт мебели;

услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий;

техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;

оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом;

оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом;

ремонт жилья и других построек;

услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ;

услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла;

услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству;

услуги по присмотру и уходу за детьми и больными;

услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома;

ветеринарные услуги;

сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

изготовление изделий народных художественных промыслов;

прочие услуги производственного характера (услуги по переработке сельскохозяйственных продуктов и даров леса, в том числе по помолу зерна, обдирке круп, переработке маслосемян, изготовлению и копчению колбас, переработке картофеля, переработке давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу, выделке шкур животных, расчесу шерсти, стрижке домашних животных, ремонту и изготовлению бондарной посуды и гончарных изделий, защите садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней; изготовление валяной обуви; изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика; граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике; изготовление и ремонт деревянных лодок; ремонт игрушек; ремонт туристского снаряжения и инвентаря; услуги по вспашке огородов и распиловке дров; услуги по ремонту и изготовлению очковой оптики; изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества; переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы; зарядка газовых баллончиков для сифонов, замена элементов питания в электронных часах и других приборах);

производство и реставрация ковров и ковровых изделий;

ремонт ювелирных изделий, бижутерии;

чеканка и гравировка ювелирных изделий;

монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск, перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск;

услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;

услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления;

проведение занятий по физической культуре и спорту;

услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

услуги платных туалетов;

услуги поваров по изготовлению блюд на дому;

оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом;

оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом;

услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);

услуги, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы);

услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству;

ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;

осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию;

услуги по прокату;

экскурсионные услуги;

обрядовые услуги;

ритуальные услуги;

услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров;

розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;

розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;

услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.

Обратим внимание, что в заявлении на получение патента, оформляемого по рекомендуемой форме N 26.5-1, которая была приведена в Приказе ФНС России от 14 декабря 2012 г. N ММВ-7-3/957@ «Об утверждении форм документов для применения патентной системы налогообложения», должен был указываться идентификационный код вида предпринимательской деятельности в соответствии с Классификатором видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения (КВПДП), утвержденным Приказом ФНС России от 15 января 2013 г. N ММВ-7-3/9@ (далее — Приказ ФНС России от 15 января 2013 г. N ММВ-7-3/9@).

Согласно Приказу ФНС России от 15 января 2013 г. N ММВ-7-3/9@ Классификатор предназначен для идентификации видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения. Объектами классификации являются виды предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения.

При кодировании:

а) код вида предпринимательской деятельности присваивается в соответствии с номером подпункта п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ, предусматривающим вид предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения (коды 01, 02, 03… 47, 99). Код 99 указывается в случае, если вид предпринимательской деятельности относится к бытовым услугам в соответствии с ОКУН и не указан в п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ. Перечень кодов предпринимательской деятельности в соответствии с номером подпункта п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ приведен в разд. 5 описания Классификатора;

б) код субъекта Российской Федерации присваивается в соответствии с Ведомственным справочником ФНС России «Субъекты Российской Федерации» (ССРФ), утвержденным Приказом МНС России от 25.03.2002 N БГ-3-13/149;

в) порядковый номер (код) вида деятельности присваивается в соответствии с порядком следования видов предпринимательской деятельности, установленных законом субъекта Российской Федерации путем дифференциации того вида деятельности, код которого указывается первыми 2 цифрами. Указанные виды деятельности нумеруются по порядку, начиная с 01, 02, 03… 99.

Обратим внимание, что заявление на получение патента утратило силу (Приказ ФНС России от 17 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/586@).

Приказом ФНС России от 18 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/589@ утверждена новая форма N 26.5-1 «Заявление на получение патента».

  1. В п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ раскрыты понятия, используемые для целей применения гл. 26.5 Налогового кодекса РФ:

в пп. 1 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ раскрывается понятие розничной торговли. Под ней понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация:

а) подакцизных товаров, указанных в пп. 6 — 10 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ;

б) продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без таких упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания;

в) газа;

г) грузовых и специальных автомобилей,, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов;

д) товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети);

е) передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам;

ж) а также продукции собственного производства (изготовления).

Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится в целях настоящей гл. 26.5 Налогового кодекса РФ к розничной торговле.

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 Гражданского кодекса РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст. 428 Гражданского кодекса РФ), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 Гражданского кодекса РФ).

Однако индивидуальным предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения, п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» предоставлено право осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

наименование документа;

порядковый номер документа, дата его выдачи;

наименование для организации (фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

сумма оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

должность, фамилия и инициалы лица, выдавшего документ, и его личная подпись.

Также отметим, что к розничной торговли для целей применения гл. 26.5 Налогового кодекса РФ не относится розничная торговля подакцизными товарами, перечисленными в пп. 6 — 10 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ. Таким образом, патентная система налогообложения не может быть применена при осуществлении розничных продаж, в том числе:

а) автомобилей легковых;

б) мотоциклов с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);

в) автомобильного бензина;

г) дизельного топлива;

д) моторного масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

е) прямогонного бензина.

При этом вышеуказанное правило не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции (водки, ликеро-водочных изделий, коньяка, вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков, сидра, пуаре, медовухи, пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, иных напитков с объемной долей этилового спирта более 0,5% (за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации)), поскольку она отнесена к подакцизным товарам согласно пп. 3 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ.

Однако указанное не означает, что в отношении розничной торговли всей перечисленной в пп. 3 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ алкогольной продукцией может применяться патентная система налогообложения. В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) осуществляется только организациями. Индивидуальные предприниматели при этом вправе осуществлять розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи. Поскольку патентную систему налогообложения вправе применять только индивидуальные предприниматели (п. 1 ст. 346.44 Налогового кодекса РФ), то патентная система налогообложения может быть применена в отношении розничной торговли пивом и пивными напитками, сидром, пуаре, медовухой;

в пп. 2 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ раскрывается понятие стационарной торговой сети, имеющей торговые залы. Под ней понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

Согласно п. 6.3 Национального стандарта Российской Федерации «ГОСТ Р 51773-2009. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. N 771-ст, предприятия торговли могут быть расположены в отдельно стоящих зданиях, на первых этажах встроенно-пристроенных зданий, жилых домов или нежилых зданий, в структуре (составе) торговых центров и торговых комплексов.

Согласно п. п. 53 и 54 ГОСТ Р 51303-2013 («Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденный Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. N 582-ст):

торговый центр — совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный или специализированный ассортимент товаров и универсальный ассортимент услуг, расположенных на определенной территории в зданиях или строениях, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин;

торговый комплекс — совокупность торговых предприятий, реализующих товары и оказывающих услуги, расположенные на определенной территории и централизующие функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

При этом под функциями хозяйственного обслуживания подразумевают инженерное обеспечение (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализацию, средства связи), ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборку мусора, охрану торговых объектов, организацию питания служащих и т.п.

Таким образом, торговые комплексы, торговые центры представляют собой совокупность расположенных на одной территории торговых предприятий как имущественных комплексов, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг.

Следовательно, применительно к патентной системе налогообложения торговые комплексы и торговые центры (в терминологии Государственного стандарта) сами по себе не являются объектами стационарной торговой сети. Кроме того, они не включены в перечень объектов стационарной торговой сети, имеющих торговые залы, и объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, розничная торговля в которых индивидуальными предпринимателями может быть переведена на патентную систему налогообложения (Письмо ФНС России от 27 мая 2014 г. N ГД-4-3/10161@ «О направлении разъяснений Минфина России»).

Согласно пп. 2 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ перечень объектов стационарной торговой сети носит закрытый характер.

В связи с этим предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемая через объекты розничной торговли, не включенные в данный перечень (торговые центры, торговые комплексы, нежилые помещения, арендуемые для осуществления торговли в административных, промышленных и учебных зданиях, и т.п.), должна облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения (Письмо ФНС России от 29 августа 2012 г. N ЕД-4-3/14242@ «О направлении Письма Минфина России от 14 августа 2012 г. N 03-11-09/64»);

в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ магазин — специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже;

в соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ павильон — строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест;

в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ площадь торгового зала — часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов;

в соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ площадь зала обслуживания посетителей — площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов;

в соответствии с пп. 7 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, — торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы;

в соответствии с пп. 8 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ киоск — строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца;

в соответствии с пп. 9 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ палатка — сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала;

в соответствии с пп. 10 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ нестационарная торговая сеть — торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети;

в соответствии с пп. 11 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ развозная торговля — розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством. К данному виду торговли относится торговля с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, тонара, автоприцепа, передвижного торгового автомата;

в соответствии с пп. 12 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ разносная торговля — розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице. К данному виду торговли относится торговля с рук, лотка, из корзин и ручных тележек;

в соответствии с пп. 13 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ услуги общественного питания — услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ.

На основании пп. 3 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ подакцизными товарами признается в том числе алкогольная продукция (водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5% (за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации)).

Таким образом, если индивидуальный предприниматель самостоятельно производит указанные в пп. 3 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ подакцизные товары и реализует их через объект общественного питания, то в целях применения гл. 26.5 Налогового кодекса РФ такая деятельность не может быть отнесена к услугам общественного питания и не подлежит налогообложению в рамках патентной системы налогообложения.

Если через объект организации общественного питания реализуются приобретенные для последующей реализации подакцизные товары, перечисленные в пп. 3 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки, то такая предпринимательская деятельность относится к услугам общественного питания и, соответственно, подлежит налогообложению в рамках вышеназванного специального налогового режима (Письмо Минфина России от 1 ноября 2012 г. N 03-11-10/49);

в соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей, — здание (его часть) или строение, предназначенные для оказания услуг общественного питания и имеющие специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга;

в соответствии с пп. 15 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, — объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания;

в соответствии с пп. 16 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ открытая площадка — специально оборудованное для общественного питания место, расположенное на земельном участке.

При определении понятий необходимо также обращать внимание на:

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения»;

Информационное сообщение Минфина России «Об изменениях в специальных налоговых режимах»;

ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»;

Постановление Президиума ВАС РФ от 17 июля 2012 г. N 1098/12 по делу N А58-8013/10;

Постановление Президиума ВАС РФ от 27 марта 2012 г. N 14171/11 по делу N А37-1375/2010;

Постановление Президиума ВАС РФ от 28 февраля 2012 г. N 14139/11 по делу N А72-8306/2010;

Постановление Президиума ВАС РФ от 14 июня 2011 г. N 417/11 по делу N А55-8688/2009;

Постановление Президиума ВАС РФ от 15 февраля 2011 г. N 12364/10 по делу N А51-8701/2009;

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 2013 г. «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации».

  1. В п. 4 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ указано на документы и информацию, подтверждающие право на применение патентной системы налогообложения, — это любые имеющиеся у индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом.
  2. Пункт 5 комментируемой ст. 346.43 Налогового кодекса РФ указывает, что при применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. При этом средняя численность наемных работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.

Порядок определения средней численности наемных работников осуществляется в соответствии с Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденными Приказом Росстата от 28 октября 2013 г. N 428 (далее — Указания) и введенными в действие с 1 января 2014 г.

Согласно п. 77 Указаний средняя численность работников организации включает:

среднесписочную численность работников;

среднюю численность внешних совместителей;

среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Отметим, что согласно п. 81.1 Указаний в среднюю численность работников не включаются работники, находившиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в отпуске по уходу за ребенком. В связи с этим индивидуальные предприниматели, привлекающие наемных работников, в заявлении на получение патента указывают среднюю численность работников без учета работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет (Письмо Минфина России от 17 февраля 2014 г. N 03-11-12/6270).

Если в полученном индивидуальным предпринимателем патенте указано определенное число показателей, например средняя численность наемных работников, и при этом в течение налогового периода произошло увеличение этого показателя, то для целей применения патентной системы налогообложения в отношении новых показателей индивидуальный предприниматель вправе получить новый патент или применять в отношении них иной режим налогообложения. При этом в случае уменьшения показателей перерасчет налога в рамках патентной системы налогообложения не предусмотрен.

Индивидуальный предприниматель, получивший патент, в котором указано определенное количество показателей (например, средняя численность наемных работников), не может самостоятельно производить перерасчет стоимости полученного патента в связи с увеличением количества таких показателей, в частности при увеличении численности наемных работников (Письмо Минфина России от 29 апреля 2013 г. N 03-11-11/14921).

 

Пример. Индивидуальный предприниматель с 1 июля 2014 г. планирует начать применение патентной системы налогообложения в отношении предусмотренного пп. 3 п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ вида предпринимательской деятельности — парикмахерские и косметические услуги.

Заявление на получение патента предприниматель подал в налоговый орган по месту жительства не позднее чем за 10 дней до начала применения им ПСН, в котором указал, что численность его наемных работников составляла 4 человека.

Однако по состоянию на 1 октября 2014 г. численность наемных работников индивидуального предпринимателя увеличилась до 10 человек.

В связи с этим индивидуальный предприниматель либо должен получить еще один патент в отношении парикмахерских и косметических услуг с численностью работников 6 человек (10 человек — 4 человека), либо должен применять в отношении этой деятельности иные режимы налогообложения в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

 

  1. Ограничения на применение патентной системы налогообложения установлены в п. 6 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ. Так, патентная система налогообложения применяется в отношении видов предпринимательской деятельности в рамках:

а) договора простого товарищества (договора о совместной деятельности)

б) или договора доверительного управления имуществом.

  1. Минимальный и максимальный размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.
  2. В соответствии с п. 10 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ применение патентной системы как специального режима налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате двух налогов:

налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения);

налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения). Отметим, что с 1 января 2015 г. пп. 2 п. 10 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации») предусматривает, что применение патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате в том числе налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ с учетом особенностей, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость:

1) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется патентная система налогообложения;

2) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;

3) при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со ст. 174.1 Налогового кодекса РФ.

Иные налоги индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, уплачивают в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также исполняют обязанности налоговых агентов.

Обратим также внимание, что согласно п. 2 ст. 411 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, в отношении видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества освобождаются от уплаты сбора по этой предпринимательской деятельности, в отношении которой нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен данный сбор.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code