Статья 334. Налогоплательщики

Глава 26. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

 

Статья 334. Налогоплательщики

Комментарий к статье 334

 

Налогоплательщиками НДПИ являются российские и иностранные организации, которые признаются пользователями недр и:

— получили лицензию на право пользования участком недр

— или заключили соглашение о разделе продукции (ст. 334 Налогового кодекса РФ, ст. 9 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон РФ N 2395-1)).

В соответствии со ст. 9 Закона РФ N 2395-1 пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Пользователями недр на участках недр федерального значения, за исключением участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации и участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, если Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом N 2395-1 не установлены дополнительные ограничения допуска к участию в аукционах на право пользования такими участками недр созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц с участием иностранных инвесторов.

Пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем 5 лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем 50% и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.

Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть юридические лица и созданные на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

В случае если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции — с даты вступления такого соглашения в силу.

Обратите внимание, что с 1 января 2015 г. состав налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых расширяется.

Так, согласно п. 2 ст. 334 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя») налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц на основании ст. 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

 

Статья 335. Постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых

 

Комментарий к статье 335

 

В соответствии с п. 1 ст. 335 Налогового кодекса РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта Российской Федерации, на которой расположен участок недр.

Особенности постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика НДПИ утверждены Приказом МНС России от 31 декабря 2003 г. N БГ-3-09/731 (далее — Приказ МНС России от 31 декабря 2003 г. N БГ-3-09/731).

Приказом МНС России от 31 декабря 2003 г. N БГ-3-09/731 были также утверждены:

— Особенности постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых;

— форма N 9-НДПИ-1 «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе организации в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых», форма N 9-НДПИ-2 «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых»;

— форма N 9-НДПИ-3 «Решение об определении налогового органа, уполномоченного осуществить постановку на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых».

Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утверждены Приказом Минфина России от 30 сентября 2010 г. N 117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения».

В соответствии с п. 7 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природных ресурсов, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

Порядок пользования недрами в Российской Федерации и отношения, возникающие в связи с их использованием, регулируются нормами Закона РФ N 2395-1, согласно которым права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Таким образом, единственным критерием для придания организации или индивидуальному предпринимателю статуса налогоплательщика НДПИ и основанием для постановки на учет в этом качестве является наличие лицензии на пользование недрами независимо от указанного в ней целевого назначения разрешенных работ.

Пользователь недр подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика НДПИ при осуществлении любого вида пользования недрами (Письмо ФНС России от 6 декабря 2013 г. N ГД-4-3/22016 «О налоге на добычу полезных ископаемых»).

Выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами осуществляет Федеральное агентство по недропользованию.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

Федеральное агентство по недропользованию находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию»).

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. положения п. 1 ст. 335 Налогового кодекса РФ дополняются абз. 2 — 4, которыми предусматривается, что:

Организация, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр юридических лиц на основании ст. 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», признаваемая пользователем недр на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», обязана в срок до 1 февраля 2015 г. представить копии указанных документов с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке, в налоговый орган по месту нахождения организации, если участок (участки) недр и место нахождения расположены на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя, или в налоговый орган по месту нахождения участка недр. В случае если налогоплательщику предоставлены в пользование несколько участков недр, указанные документы представляются в налоговый орган по месту нахождения одного из участков недр, определяемому этой организацией самостоятельно.

Организация, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр юридических лиц на основании ст. 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», признаваемая пользователем недр на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», подлежит постановке на учет на основании документов, указанных в настоящем пункте, в течение пяти дней со дня их представления в соответствующий налоговый орган.

Налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить) организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых.

Вышеуказанное следует из изменений, внесенных в п. 1 ст. 335 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

 

Статья 336. Объект налогообложения

 

Комментарий к статье 336

 

Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

При этом недра могут быть предоставлены в пользование как для добычи полезных ископаемых, так и для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Из вышеуказанного следует, что если полезное ископаемое, соответствующее определенным стандартам, было добыто на участке недр, предоставленном в пользование для геологического изучения с целью поиска и оценки месторождений углеводородного сырья, то и оно будет признаваться объектом налогообложения НДПИ (Письмо Минфина России от 7 октября 2013 г. N 03-06-05-01/41495).

Не нужно платить НДПИ при:

— общем изучении недр (проведении геологической съемки, региональных геолого-геофизических работ, инженерно-геологических изысканий, научно-исследовательских работ, палеонтологических работ и т.д.);

— использовании недр без нарушения их целостности (при геологических работах по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, при создании и ведении мониторинга природной среды, при контроле за режимом подземных вод и т.д.);

— добыче минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

— добыче полезных ископаемых при образовании (использовании, реконструкции и ремонте) особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Особо охраняемыми геологическими объектами признаются объекты, изъятые из хозяйственного использования и включенные в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (Письмо Минфина России от 2 июля 2008 г. N 03-06-05-01/12);

— добыче полезных ископаемых из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (если организация уже уплатила НДПИ при добыче);

— добыче дренажных подземных вод, не учитываемых на государственном балансе запасов полезных ископаемых, которые извлекаются при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Отметим, что общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, не признаются объектом налогообложения только в случае, если они добыты индивидуальным предпринимателем и используются им непосредственно для личного потребления. Таким образом, организация, которая имеет лицензию на использование участка недр и добывает общераспространенные полезные ископаемые, должна платить НДПИ в общем порядке (Письмо Минфина России от 12 августа 2009 г. N 03-06-05-01/54).

Временные методические рекомендации по рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, утверждены Распоряжением МПР России от 7 февраля 2003 г. N 47-р «Об утверждении «Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным».

 

Статья 337. Добытое полезное ископаемое

 

Комментарий к статье 337

 

Указанные в п. 1 ст. 336 Налогового кодекса РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым.

При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. N 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости» положение п. 1 ст. 337 Налогового кодекса РФ о том, что добытым полезным ископаемым признается продукция, которая содержится в минеральном сырье и отвечает определенным стандартам, означает: вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом.

В связи с этим при определении объекта НДПИ судам следует иметь в виду: поскольку в силу абз. 2 п. 1 ст. 337 Налогового кодекса РФ не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности, не признается по общему правилу полезным ископаемым и продукция, в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья (например, операции по очистке от примесей, измельчению, насыщению и т.д.).

В целях пп. 1.1 п. 2 ст. 337 Налогового кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2011 г. N 486 «Об утверждении Классификации углей, являющихся объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых» утверждена Классификация углей, являющихся объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых.

 

Статья 338. Налоговая база

 

Комментарий к статье 338

 

Комментируемая ст. 338 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок определения налоговой базы по НДПИ. Налоговая база по НДПИ устанавливается:

а) или как количество добытых полезных ископаемых. По общему правилу применяется порядок определения налоговой базы по НДПИ исходя из количества добытых полезных ископаемых. Однако из этого правила установлены исключения в соответствии с пп. 1 и 2 п. 2 ст. 338 Налогового кодекса РФ;

б) или как стоимость добытого полезного ископаемого.

Порядок расчета НДПИ зависит от вида добытого полезного ископаемого.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены 2 способа расчета НДПИ:

— исходя из количества добытого полезного ископаемого (для угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья). При этом количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со ст. 339 Налогового кодекса РФ;

— исходя из стоимости добытого полезного ископаемого (для всех остальных видов полезных ископаемых). Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со ст. 340 Налогового кодекса РФ.

При этом исходя из стоимости добытых полезных ископаемых определяется и налоговая база по НДПИ при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья до истечения сроков и на территориях, указанных в п. 6 ст. 338 Налогового кодекса РФ. Стоимость в таком случае рассчитывается в соответствии со ст. ст. 340 и 340.1 Налогового кодекса РФ.

При добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья налоговая база по НДПИ определяется до истечения следующих сроков:

1) для месторождений, расположенных полностью в Азовском море или на 50 и более процентов своей площади в Балтийском море, — до истечения 60 календарных месяцев, начинающихся с месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, но не позднее 31 марта 2022 г.;

2) для месторождений, расположенных на 50 и более процентов своей площади в Черном море (глубина до 100 метров включительно), Печорском, Белом или Японском море, южной части Охотского моря (южнее 55-го градуса северной широты) либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, — до истечения 84 календарных месяцев, начинающихся с месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, но не позднее 31 марта 2032 г.;

3) для месторождений, расположенных на 50 и более процентов своей площади в Черном море (глубина более 100 метров), северной части Охотского моря (на 55-м градусе северной широты или севернее этой широты), южной части Баренцева моря (южнее 72-го градуса северной широты), — до истечения 120 календарных месяцев, начинающихся с месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, но не позднее 31 марта 2037 г.;

4) для месторождений, расположенных на 50 и более процентов своей площади в Карском море, северной части Баренцева моря (на 72-м градусе северной широты и севернее этой широты), восточной Арктике (море Лаптевых, Восточно-Сибирском море, Чукотском море и Беринговом море), — до истечения 180 календарных месяцев, начинающихся с месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, но не позднее 31 марта 2042 г.

 

Статья 339. Порядок определения количества добытого полезного ископаемого

 

Комментарий к статье 339

 

Комментируемая ст. 339 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок количества добытого полезного ископаемого.

В соответствии с п. 1 ст. 339 Налогового кодекса РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.

В единицах массы нетто определяется количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом массой нетто признается количество нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами.

В соответствии с п. 2 ст. 339 Налогового кодекса РФ количество добытого полезного ископаемого определяется следующими методами:

а) прямым (посредством применения измерительных средств и устройств)

б) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом.

При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.

Исходя из количества добытого полезного ископаемого определяется налоговая база по НДПИ в отношении:

— угля;

— нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной;

— попутного газа;

— газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.

При этом в единицах массы нетто определяется количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной.

Массой нетто признается количество нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами.

Приказом Ростехрегулирования от 7 декабря 2004 г. N 99-ст был утвержден ГОСТ Р 8.595-2004 «Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений», в соответствии с которым массу нетто товарной нефти определяют как разность массы брутто товарной нефти и массы балласта. Массу балласта определяют как общую массу воды, солей и механических примесей в товарной нефти. Для этого определяют массовые доли воды, механических примесей и хлористых солей в товарной нефти и рассчитывают их массу (п. 4.7).

Количество добытого полезного ископаемого определяется:

— прямым методом, т.е. посредством применения измерительных средств и устройств;

— или косвенным методом (т.е. расчетным путем, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье).

При этом если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.

Фактическими потерями (за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной) признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.

Указанное можно представить следующим образом:

з50

Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.

В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. То есть косвенный метод применяется только в том случае, если воспользоваться прямым методом в рамках используемой технологии невозможно, и, следовательно, такое применение должно подтверждаться техническим проектом разработки месторождения. При этом саму величину добытого сырья определяют измерительными приборами.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого нужно утвердить в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применять в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого.

Обратим внимание, что ст. 339 Налогового кодекса РФ была дополнена п. п. 9 и 10. Их в ст. 339 Налогового кодекса РФ ввел Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 213-ФЗ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», разработанный в целях администрирования налога на добычу полезных ископаемых с учетом коэффициента, характеризующего степень сложности извлечения добываемой нефти из залежей углеводородного сырья.

В соответствии с положениями п. 9 ст. 339 Налогового кодекса РФ при определении количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также фактических потерь при ее добыче в отношении нефти, добываемой из залежей углеводородного сырья, указанных в пп. 1 — 4 п. 1 ст. 342.2 Налогового кодекса РФ, значение коэффициента для которых составляет менее 1, должны соблюдаться все следующие требования:

1) учет количества добытой нефти осуществляется по каждой скважине, работающей на залежи углеводородного сырья;

2) измерение количества добываемой скважинной жидкости и определение ее физико-химических свойств осуществляются по каждой скважине, работающей на залежи углеводородного сырья, не реже 4 раз в месяц;

3) определение количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной осуществляется на основании данных, указанных в пп. 1 и 2 п. 9 ст. 339 Налогового кодекса РФ.

Подпунктом 9 п. 2 ст. 342 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что ставка НДПИ при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной умножается в том числе на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи нефти . При этом данный коэффициент определяется в соответствии со ст. 342.2 Налогового кодекса РФ.

При этом по п. 6 ст. 342.2 Налогового кодекса РФ в целях применения коэффициента в размерах, установленных пп. 1 — 4 п. 1 ст. 342.2 Налогового кодекса РФ, одновременно должны быть соблюдены все следующие условия:

нефть добывается из скважин, работающих в соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке, исключительно на залежах углеводородного сырья, указанных в пп. 1 — 4 п. 1 ст. 342.2 Налогового кодекса РФ;

учет нефти, добываемой из залежей углеводородного сырья, указанных в пп. 1 — 4 п. 1 ст. 342.2 Налогового кодекса РФ, осуществляется с учетом требований, установленных п. 9 ст. 339 Налогового кодекса РФ;

нефть добывается из залежей углеводородного сырья, запасы которых учтены в государственном балансе запасов полезных ископаемых, утвержденном по состоянию на 1 января 2012 г., и степень выработанности которых в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2012 г. составляет менее 3% либо запасы нефти по которым поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 1 января 2012 г.

При несоблюдении условий, установленных указанным пунктом, коэффициент принимается равным 1.

Согласно п. 10 ст. 339 Налогового кодекса РФ определение пользователем недр количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также фактических потерь при ее добыче осуществляется в соответствии с порядком учета нефти, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 ст. 339 Налогового кодекса РФ Правительство РФ утвердило Правила учета нефти (Постановление Правительства РФ от 16 мая 2014 г. N 451 «Об утверждении Правил учета нефти»).

Также в целях применения Правил учета нефти были утверждены:

1) формы паспорта качества нефти, сводного месячного эксплуатационного рапорта, расчета массы нетто остатков нефти на объектах сбора и подготовки нефти, расчета фактических остатков нефти на объектах сбора и подготовки нефти. Эти формы были утверждены Приказом Минэнерго России от 15 августа 2014 г. N 529 «Об утверждении форм по учету нефти»;

2) порядок определения плотности нефти. Порядок определения плотности нефти утвержден Приказом Минэнерго России от 15 августа 2014 г. N 528 «Об утверждении Порядка определения плотности нефти».

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. некоторые положения п. 9 ст. 339 Налогового кодекса РФ изменяются. Так, абз. 1 и пп. 1 п. 9 ст. 339 Налогового кодекса РФ предусматривается, что при определении количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также фактических потерь при ее добыче в отношении нефти, добываемой из залежей углеводородного сырья, указанных в пп. 2 — 4 п. 1 ст. 342.2 Налогового кодекса РФ, значение коэффициента для которых составляет менее 1, а также указанных в пп. 21 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ, должны соблюдаться все следующие требования:

1) учет количества добытой нефти осуществляется по каждой скважине, работающей на залежи (на залежах в случае, если в отношении всех таких залежей применяется одинаковый коэффициент ) углеводородного сырья (пп. 1 п. 9 ст. 339 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

2) измерение количества добываемой скважинной жидкости и определение ее физико-химических свойств осуществляются по каждой скважине, работающей на залежи углеводородного сырья, не реже четырех раз в месяц;

3) определение количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной осуществляется на основании вышеуказанных (в пп. 1 и 2 п. 9 ст. 339 Налогового кодекса РФ) данных.

 

Статья 340. Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы

 

Комментарий к статье 340

 

Комментируемая ст. 340 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы.

Определение налоговой базы по НДПИ исходя из оценки стоимости добытого полезного ископаемого применяется для всех видов полезных ископаемых, кроме угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из 3 следующих способов:

1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий. При этом если налогоплательщик применяет этот способ оценки, то оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде (а при их отсутствии — в предыдущем налоговом периоде) у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого, без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.

При этом выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субсидий из бюджета), определяемых с учетом положений ст. 105.3 Налогового кодекса РФ, без налога на добавленную стоимость (при реализации на территории Российской Федерации и в государства — участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки;

2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого. Этот способ оценки применяется в случае отсутствия субсидий к ценам реализации добываемых полезных ископаемых. При этом оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых, определяемой на основании цен реализации с учетом положений ст. 105.3 Налогового кодекса РФ, без налога на добавленную стоимость (при реализации на территории Российской Федерации и в государства — участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки;

3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Этот способ применяется в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого.

При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций (абз. 2 п. 4 ст. 340 Налогового кодекса РФ).

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются следующие виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде:

1) материальные расходы, определяемые в соответствии со ст. 254 Налогового кодекса РФ, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную подготовку), при реализации добытых полезных ископаемых (включая материальные расходы), а также за исключением расходов, осуществленных налогоплательщиком при производстве и реализации иных видов продукции, товаров (работ, услуг);

2) расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со ст. 255 Налогового кодекса РФ, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых;

3) суммы начисленной амортизации, определяемой в порядке, установленном ст. ст. 256 — 259.2 Налогового кодекса РФ, за исключением сумм начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, не связанному с добычей полезных ископаемых;

4) расходы на ремонт основных средств, определяемые в порядке, установленном ст. 260 Налогового кодекса РФ, за исключением расходов на ремонт основных средств, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) расходы на освоение природных ресурсов, определяемые в соответствии со ст. 261 Налогового кодекса РФ;

6) расходы, предусмотренные пп. 8 и 9 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ, за исключением указанных в этих подпунктах расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых;

7) прочие расходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 263, 264 и 269 Налогового кодекса РФ, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых.

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого не учитываются расходы, предусмотренные ст. ст. 266, 267 и 270 Налогового кодекса РФ.

Оценка стоимости полезного ископаемого исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации (т.е. применение метода, указанного в пп. 1 п. 1 ст. 340 Налогового кодекса РФ) возможна только в случае реализации налогоплательщиком продукции, признаваемой в соответствии со ст. 337 Налогового кодекса РФ полезным ископаемым, а также в случае реализации налогоплательщиком продукции, упомянутой в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. N 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости». К продукции, упомянутой в данном пункте, относится продукция, которая в ряде случаев признается добытым полезным ископаемым для целей налогообложения НДПИ. Это продукция, полученная с применением таких перерабатывающих технологий, которые являются специальными видами добычных работ (например, подземной газификации и выщелачивания, дражной и гидравлической разработки россыпных месторождений, сбора нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).

Если реализация данной продукции не осуществляется, при расчете налоговой базы по НДПИ надлежит руководствоваться пп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 340 Налогового кодекса РФ, то есть определять налоговую базу на основе расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.

Указанный способ оценки стоимости полезных ископаемых применяется, в частности, в случае реализации продукции, в отношении которой были осуществлены технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья, а также продукции, полученной при дальнейшей переработке полезного ископаемого, являющейся продукцией обрабатывающей промышленности (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. N 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости»).

При определении налоговой базы по НДПИ с учетом метода оценки стоимости добытых полезных ископаемых оценка производится отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации соответствующего добытого полезного ископаемого.

Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со ст. 339 Налогового кодекса РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с п. 2 ст. 340 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, стоимость добытого полезного ископаемого определяется следующим образом:

з51

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с п. 2 ст. 340 Налогового кодекса РФ, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого. При этом выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субсидий из бюджета), определяемых с учетом положений ст. 105.3 Налогового кодекса РФ, без налога на добавленную стоимость (при реализации на территории Российской Федерации и в государства — участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.

То есть стоимость единицы добытого полезного ископаемого можно определить следующим образом:

з52

Перечень расходов по доставке полезного ископаемого до получателя, учитываемых при исчислении НДПИ, установлен п. 3 ст. 340 Налогового кодекса РФ. Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В сумму расходов по доставке включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, расходы по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и тому подобных условий) до получателя, а также расходы по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К расходам по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого до получателя, в частности, относятся расходы по доставке (транспортировке) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг в портах и транспортно-экспедиционных услуг.

Так, например, расходы налогоплательщика по доставке (транспортировке) добытого полезного ископаемого до склада готовой продукции (до входа в магистральный трубопровод, до пункта отгрузки потребителю или на переработку, до границы раздела сетей с получателем) к расходам по доставке (транспортировке) не относятся (Письмо Минфина России от 28 июля 2009 г. N 03-06-06-01/18).

 

Статья 340.1. Особенности определения стоимости углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья

 

Комментарий к статье 340.1

 

Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 268-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации» дополнил гл. 26 Налогового кодекса РФ новой ст. 340.1 об особенностях определения стоимости углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья.

В соответствии с п. 1 ст. 340.1 Налогового кодекса РФ стоимость углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья, определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со ст. 339 Налогового кодекса РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, рассчитанной в соответствии со ст. 340 Налогового кодекса РФ, с учетом положений ст. 340.1 Налогового кодекса РФ.

Указанное можно представить следующим образом:

з53

———————————

где:

<*> Количество добытого полезного ископаемого, которое определяется по правилам ст. 339 Налогового кодекса РФ.

<**> Стоимость единицы добытого полезного ископаемого — стоимость, которая рассчитывается в соответствии со ст. 340 Налогового кодекса РФ. При этом показатель стоимости единицы добытого полезного ископаемого должен быть больше минимальной предельной стоимости добытого полезного ископаемого.

 

Если стоимость единицы добытого полезного ископаемого, определяемая в соответствии со ст. 340 Налогового кодекса РФ, за налоговый период меньше ее минимальной предельной стоимости, рассчитанной в соответствии со ст. 340.1 Налогового кодекса РФ, для целей налогообложения НДПИ используется минимальная предельная стоимость единицы добытого полезного ископаемого (абз. 2 п. 1 ст. 340.1 Налогового кодекса РФ).

Указанное можно представить в виде следующего неравенства:

з54

В таком случае стоимость добытого полезного ископаемого может быть определена следующим образом:

з55

Но показатель «стоимость единицы добытого полезного ископаемого» может быть больше минимальной предельной стоимости единицы добытого полезного ископаемого. В таком случае для расчета налоговой базы (т.е. стоимости добытого полезного ископаемого) применяется стоимость единицы добытого полезного ископаемого. Указанное можно представить следующим образом:

з56

Однако вышеуказанный порядок определения стоимости углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья, предусмотренный п. 1 ст. 340.1 Налогового кодекса РФ, может быть по выбору налогоплательщика НДПИ заменен на иной порядок определения стоимости добытого полезного ископаемого.

Так, налогоплательщик при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья может определять стоимость добытого полезного ископаемого как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со ст. 339 Налогового кодекса РФ, и минимальной предельной стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии со ст. 340.1 Налогового кодекса РФ (п. 5 ст. 340.1 Налогового кодекса РФ).

В таком случае порядок расчета стоимости добытого полезного ископаемого можно представить следующим образом:

з57

———————————

где:

<*> Количество добытого полезного ископаемого — количество, которое определяется в соответствии со ст. 339 Налогового кодекса РФ.

<**> Минимальная предельная стоимость единицы добытого полезного ископаемого — стоимость, которая определяется в соответствии со ст. 340.1 Налогового кодекса РФ.

 

Пунктом 2 ст. 340.1 Налогового кодекса РФ дан порядок определения минимальной предельной стоимости:

а) единицы каждого вида углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного и попутного газа), добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья (абз. 1 п. 2 ст. 340.1 Налогового кодекса РФ).

Минимальная предельная стоимость единицы каждого вида углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного и попутного газа), добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья, определяется как произведение средней за истекший налоговый период цены соответствующего вида углеводородного сырья на мировых рынках, выраженной в долларах США, за единицу углеводородного сырья и среднего за этот налоговый период значения курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации;

б) единицы газа горючего природного или попутного газа, добытых на новом морском месторождении углеводородного сырья (абз. 2 п. 2 ст. 340.1 Налогового кодекса РФ).

Минимальная предельная стоимость единицы газа горючего природного или попутного газа, добытых на новом морском месторождении углеводородного сырья, определяется как средневзвешенная по объемам реализации за налоговый период налогоплательщиком газа горючего природного, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья, на внутренний рынок и экспорт цена газа горючего природного.

В абз. 3, 4 п. 2 ст. 340.1 Налогового кодекса РФ приведен порядок определения цены газа горючего природного при поставках:

а) на внутренний рынок.

Цена газа горючего природного при поставках на внутренний рынок определяется исходя из средней за истекший налоговый период оптовой цены газа горючего природного на внутреннем рынке Российской Федерации с учетом скидок и надбавок (кроме скидок и надбавок, связанных с затратами на транспортировку газа горючего природного от мест добычи до мест реализации), определяемых исключительно в отношении газа горючего природного, поставляемого по договорам с собственниками объектов Единой системы газоснабжения и (или) организациями, в которых непосредственно или косвенно участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения, при этом суммарная доля такого участия составляет не менее 50 процентов. Указанные скидки и надбавки рассчитываются налогоплательщиком самостоятельно как разница между средней за истекший налоговый период оптовой ценой газа горючего природного на внутреннем рынке Российской Федерации и средневзвешенной (по объемам реализации налогоплательщиком газа горючего природного, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья) ценой реализации газа горючего природного в соответствии с такими договорами в истекшем налоговом периоде с учетом доли добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья и реализованного налогоплательщиком по таким договорам в истекшем налоговом периоде газа горючего природного в общем объеме добытого на таком месторождении и реализованного налогоплательщиком в истекшем налоговом периоде газа горючего природного;

б) на экспорт.

Цена газа горючего природного при поставках на экспорт определяется как произведение средней за истекший налоговый период цены газа горючего природного при поставках за пределы таможенной территории Таможенного союза, выраженной в долларах США, за единицу газа горючего природного и среднего за этот налоговый период значения курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации.

Правила расчета средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья, утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. N 973 «Об утверждении Правил расчета средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья».

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. в п. 2 ст. 340.1 Налогового кодекса РФ были внесены изменения.

Так, п. 2 ст. 340.1 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») предусматривается, что минимальная предельная стоимость единицы каждого вида углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного и попутного газа), добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья, определяется как произведение средней за истекший налоговый период цены соответствующего вида углеводородного сырья на мировых рынках, выраженной в долларах США, за единицу углеводородного сырья и среднего за этот налоговый период значения курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации.

Минимальная предельная стоимость единицы газа горючего природного или попутного газа, добытых на новом морском месторождении углеводородного сырья, определяется как средневзвешенная по объемам реализации за налоговый период налогоплательщиком газа горючего природного, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья, на внутренний рынок и экспорт цена газа горючего природного.

Цена газа горючего природного при поставках на внутренний рынок определяется исходя из средней за истекший налоговый период оптовой цены газа горючего природного на внутреннем рынке Российской Федерации с учетом скидок и надбавок (кроме скидок и надбавок, связанных с затратами на транспортировку газа горючего природного от мест добычи до мест реализации), определяемых исключительно в отношении газа горючего природного, поставляемого по договорам с собственниками объектов Единой системы газоснабжения и (или) организациями, в которых непосредственно или косвенно участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения, при этом суммарная доля такого участия составляет не менее 50%. Указанные скидки и надбавки рассчитываются налогоплательщиком самостоятельно как разница между средней за истекший налоговый период оптовой ценой газа горючего природного на внутреннем рынке Российской Федерации и средневзвешенной (по объемам реализации налогоплательщиком газа горючего природного, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья) ценой реализации газа горючего природного в соответствии с такими договорами в истекшем налоговом периоде с учетом доли добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья и реализованного налогоплательщиком по таким договорам в истекшем налоговом периоде газа горючего природного в общем объеме добытого на таком месторождении и реализованного налогоплательщиком в истекшем налоговом периоде газа горючего природного.

 

Статья 341. Налоговый период

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code