Статья 333.35. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций

Комментарий к статье 333.35 Налогового кодекса РФ

 

Статьей 333.35 Налогового кодекса РФ установлены льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций.

Исходя из ее положений можно сделать вывод, что льготы по уплате госпошлины предоставляются 2 способами.

Во-первых, льготы устанавливаются путем перечисления тех случаев, когда предоставляется освобождение от уплаты госпошлины в отношении отдельных категорий плательщиков, например:

от уплаты госпошлины освобождены отдельные категории граждан, некоторые виды организаций и отдельные государственные органы (п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ). Указанное означает, что по общему правилу госпошлина за совершение перечисляемых в п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ юридически значимых действий уплачивается, но отдельным категориям физических лиц (а также некоторым видам юридических лиц и государственным органам) предоставлено освобождение от ее уплаты.

Например, пп. 71 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ определено, что за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц уплачивается государственная пошлина в размере 80 000 руб. Государственная пошлина за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц уплачивается при государственной регистрации юридического лица при его создании либо при регистрации соответствующих изменений учредительных документов юридического лица (п. 5 ст. 333.34 Налогового кодекса РФ).

А в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений освобождаются органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, казенные учреждения, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии.

Также согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ от уплаты госпошлины освобождаются бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств до 1 июля 2012 г., — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных учреждений.

При этом в некоторых случаях основанием для получения льготы по уплате госпошлины может быть необходимость представления лицом, в отношении которого устанавливается льгота, документа, подтверждающего право на ее использование.

Например, основанием для предоставления льгот физическим лицам, перечисленным в пп. 11 и 12 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ, является удостоверение установленного образца.

А основанием для предоставления льготы по уплате госпошлины, предусмотренной пп. 14 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ являются копии соответствующих документов: удостоверения ветерана Великой Отечественной войны (участника войны), справки медико-социальной экспертизы, документа, выданного образовательным учреждением. Ходатайство о предоставлении указанных льгот подается вместо документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, если льготой является освобождение от ее уплаты, или вместе с указанным документом. При этом льгота предоставляется по ходатайству автора (авторов).

Во-вторых, путем перечисления случаев, когда госпошлина не уплачивается вообще (п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ). Указанное означает, что льгота предоставляется для всех категорий лиц, обратившихся за совершением определенного юридически значимого действия, но в строго определенных случаях, закрытый перечень которых установлен в п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ. Например, согласно пп. 4.4 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ за внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) в случае изменения законодательства Российской Федерации государственная пошлина не уплачивается.

При этом, по мнению Минфина России (Письма Минфина России от 20 января 2014 г. N 03-05-06-03/1530, от 30 июня 2010 г. N 03-05-04-03/81), данная норма Налогового кодекса РФ применяется в случае принятия нормативного правового акта Российской Федерации, влекущего необходимость внесения изменений в записи ЕГРП по не зависящим от правообладателей, владельцев или пользователей недвижимого имущества причинам.

В зависимости от сфер ведения законодательство Российской Федерации состоит как из федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, так и принятых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

При этом действующее законодательство не содержит общего определения понятия «законодательство Российской Федерации». Нормативные правовые акты Российской Федерации, системообразующие в каждой конкретной отрасли законодательства Российской Федерации, определяют, что входит в понятие законодательства Российской Федерации в данной отрасли, а именно из каких нормативных правовых актов оно состоит — федерального, регионального или местного уровня.

Например, гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 Гражданского кодекса РФ.

Отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ и иным федеральным законам.

На основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (ст. 3 Гражданского кодекса РФ).

В то же время бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 2 Бюджетного кодекса РФ).

Таким образом, в случае если нормативный правовой акт входит в систему конкретной отрасли законодательства РФ, то, по мнению Минфина России, внесение изменений в ЕГРП, связанное с изменением такого акта, может осуществляться без уплаты государственной пошлины.

Обратим внимание, что в п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ введено значительное количество положений, которые носят временный характер. В соответствии с ними льготы по уплате госпошлины будут предоставлены до наступления определенного времени.

Так, положения пп. 10, 10.1, 10.3, 10.4, 10.6, 10.7, 10.9 и 10.10 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г., и применяются до 1 января 2017 г. (Федеральный закон от 30 июля 2010 г. N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта»).

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 221-ФЗ) положения ст. 333.35 Налогового кодекса РФ дополняются новым п. 4, согласно которому размеры государственной пошлины, установленные гл. 25.3 Налогового кодекса РФ за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае совершения указанных юридически значимых действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, и получением результата услуги в электронной форме. Положения п. 4 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ не будут применяться с 1 января 2019 г. (п. 3 ст. 2 Закона N 221-ФЗ).

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. положения п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ, в котором перечисляются случаи, когда государственная пошлина не уплачивается, дополняются новыми подпунктами. Так, согласно пп. 26 — 28 п. 3 ст. 333.35 (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 381-ФЗ «О внесении изменений в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации») государственная пошлина не уплачивается, в частности, в следующих случаях:

а) за государственную регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях субъектов Российской Федерации — Республики Крым и города федерального значения Севастополя — в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 402-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области средств массовой информации в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Отметим, что данные положения применяются до 1 апреля 2015 г. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 381-ФЗ «О внесении изменений в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 381-ФЗ));

б) за предоставление лицензии на телевизионное вещание, радиовещание на территориях субъектов Российской Федерации — Республики Крым и города федерального значения Севастополя — в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 402-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области средств массовой информации в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Данные положения применяются до 1 апреля 2015 г. (п. 2 ст. 2 Закона N 381-ФЗ);

в) за предоставление лицензии на оказание услуг связи на территориях субъектов Российской Федерации — Республики Крым и города федерального значения Севастополя — на условиях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данные положения применяются до 1 мая 2015 г. (п. 3 ст. 2 Закона N 381-ФЗ).

 

Статья 333.36. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям

 

Комментарий к статье 333.36

 

Комментируемая ст. 333.36 Налогового кодекса РФ устанавливает льготы в виде освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям.

Двадцать вариантов льгот при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям предусматривает п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ. Кроме того, согласно п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (если цена иска не превышает 1 млн руб.), освобождаются:

общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

истцы — инвалиды I и II группы;

ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы, обращающиеся за защитой своих прав;

истцы, обращающиеся за защитой прав потребителей;

истцы-пенсионеры по искам имущественного характера к пенсионным фондам и органам, выплачивающим пенсии военнослужащим.

Если цена иска превышает 1 млн руб., государственная пошлина уплачивается частично согласно ст. ст. 333.19 и 333.36 Налогового кодекса РФ. То есть при подаче в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, указанные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. В случае если цена иска превышает 1 млн руб., то указанные плательщики уплачивают госпошлину в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.

 

Статья 333.37. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды

 

Комментарий к статье 333.37

 

Комментируемая ст. 333.37 Налогового кодекса РФ определяет категорию лиц, которые имеют льготы в виде освобождения от уплаты госпошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды.

Прокуроры и иные органы имеют льготы в виде освобождения от уплаты госпошлины, если они обращаются в Верховный Суд Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражные суды в защиту государственных и (или) общественных интересов, в случаях, предусмотренных законом. А государственные органы, органы местного самоуправления имеют льготы независимо от того, выступают они в арбитражном суде в качестве истцов или ответчиков.

Что касается льгот для общественных организаций инвалидов и инвалидов I и II группы, то они освобождены от государственной пошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. В противном случае государственная пошлина уплачивается частично согласно ст. ст. 333.21 и 333.37 Налогового кодекса РФ. То есть по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, при подаче исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, эти плательщики освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. В случае если цена иска превышает 1 млн руб., то госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.

 

Статья 333.38. Льготы при обращении за совершением нотариальных действий

 

Комментарий к статье 333.38

 

Комментируемая ст. 333.38 Налогового кодекса РФ устанавливает льготы в виде освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий.

Льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.

Поскольку налог на имущество, переходящее в порядке наследования, был отменен, то в соответствии с п. 5 ст. 333.38 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины физические лица за выдачу им свидетельств о праве на наследство при наследовании жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти, а также при наследовании вкладов в банках, денежных средств на банковских счетах физических лиц, страховых сумм по договорам личного и имущественного страхования, сумм оплаты труда, авторских прав и сумм авторского вознаграждения, предусмотренных законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности, пенсий.

Обратите внимание, что наследники, не достигшие совершеннолетия ко дню открытия наследства, а также лица, страдающие психическими расстройствами, над которыми установлена опека, освобождаются от уплаты государственной пошлины при получении свидетельства о праве на наследство во всех случаях, независимо от вида наследственного имущества.

 

Статья 333.39. Льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния

 

Комментарий к статье 333.39

 

Комментируемая ст. 333.39 Налогового кодекса РФ устанавливает льготы в виде освобождения от уплаты государственной пошлины при государственной регистрации актов гражданского состояния.

Льготами по уплате государственной пошлины пользуются ряд лиц и органов при государственной регистрации актов гражданского состояния.

Государственная пошлина не предусмотрена для граждан, обратившихся за справкой для представления в уполномоченные органы для назначения или перерасчета пенсий и пособий. Это же правило распространяется и на выдачу свидетельств о смерти при исправлении и изменении записей актов о смерти необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных лиц на основании Закона о реабилитации жертв политических репрессий, а также за выдачу повторных свидетельств о смерти лиц указанной категории.

Государственная регистрация факта рождения и смерти, а также выдача соответствующего свидетельства не предусматривают уплаты государственной пошлины.

Органы управления образования, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не уплачивают государственную пошлину за внесение исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, составленные в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в отношении их умерших родителей, включая выдачу свидетельств.

 

Статья 333.40. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины

 

Комментарий к статье 333.40

 

Статьей 333.40 Налогового кодекса РФ установлены основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины.

В качестве оснований в ст. 333.40 Налогового кодекса РФ указаны: уплата государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено; возвращение заявления, жалобы или иного обращения либо отказ в их принятии судами, либо отказ в совершении нотариальных действий уполномоченных на то органов и (или) должностных лиц и т.д.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ государственная пошлина подлежит возврату в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Отказ, в частности, в совершении действий после обращения в уполномоченный орган за совершением юридически значимого действия основанием для возврата государственной пошлины ст. 333.40 Налогового кодекса РФ не установлен.

Таким образом, в случае если организация обратилась в уполномоченный орган с заявлением за совершением юридически значимого действия в отношении нее и (или) за выдачей документов и уполномоченным органом было принято обоснованное решение об отказе в совершении вышеуказанных действий, то уплаченная сумма государственной пошлины, на основании пп. 4 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ, возврату не подлежит (Письмо Минфина России от 25 декабря 2012 г. N 03-05-06-03/102).

Например, не будет подлежать возврату государственная пошлина, уплаченная учредителем за государственную регистрацию создания юридического лица, в случае вынесения налоговым органом отказа в его государственной регистрации, поскольку п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Налогового кодекса РФ, подлежит возврату частично или полностью (Письмо ФНС России от 31 января 2014 г. N СА-4-14/1645 «О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Соответственно, в случае повторного обращения организации в уполномоченный орган (к должностному лицу) за выдачей разрешения государственная пошлина будет подлежать уплате в полном размере.

Заявление о возврате суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. К заявлению прилагаются необходимые документы.

По делам, рассматриваемым в судах, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

Заявление о возврате государственной пошлины может быть подано в течение 3 лет. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Непосредственно возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Плательщик государственной пошлины также имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины в счет будущего платежа за совершение аналогичного действия. То есть, например, если истец ошибочно подал исковое заявление, неподсудное выбранному им суду, а госпошлина при этом оплачена, то ее могут зачесть в другом суде при подаче нового искового заявления. Имейте в виду, это возможно только в том случае, если с того момента, как получен отказ, не прошло 3 лет. Иначе госпошлину придется заплатить снова.

 

Статья 333.41. Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины

 

Комментарий к статье 333.41

 

Из содержания п. 1 ст. 333.41 Налогового кодекса РФ следует, что отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляются по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 64 Налогового кодекса РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии определенных оснований на срок, не превышающий 1 года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий трех лет, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

Ходатайство может быть изложено непосредственно в исковом заявлении. В то же время ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, поданное до обращения с исковым заявлением, возвращается арбитражным судом без рассмотрения.

Кроме того, в ходатайстве об отсрочке уплаты государственной пошлины должны быть указаны соответствующие основания и приложены документы, свидетельствующие о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере.

На сумму отсроченной или рассроченной государственной пошлины проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

 

Статья 333.42. Утратила силу. — Федеральный закон от 02.11.2013 N 306-ФЗ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code