Статья 333.33. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий

Комментарий к статье 333.33 Налогового кодекса РФ

 

Комментируемая ст. 333.33 Налогового кодекса РФ устанавливает размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий.

 

Государственная регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей

 

Комментируемая ст. 333.33 Налогового кодекса РФ устанавливает размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных, в частности:

а) с государственной регистрацией вновь создаваемых юридических лиц и физических лиц, регистрируемых в качестве индивидуальных предпринимателей;

б) с государственной регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц;

в) с государственной регистрацией прекращения предпринимательской деятельности организациями и индивидуальными предпринимателями.

Так, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

а) за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц, государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, государственной регистрации общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, — 4000 руб.;

б) за государственную регистрацию политической партии, а также каждого регионального отделения политической партии — 3500 руб.;

в) за государственную регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, — 1400 руб.;

г) за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, — 20% размера государственной пошлины, установленного пп. 1 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ;

д) за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя — 800 руб.;

е) за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя — 20% размера государственной пошлины, установленного пп. 6 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ.

Обратим внимание, что Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон N 99-ФЗ) были внесены значительные изменения в положения части первой Гражданского кодекса РФ о создании и деятельности юридических лиц. Эти изменения вступили в силу с 1 сентября 2014 г.

Согласно п. 12 ст. 3 Закона N 99-ФЗ при регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами гл. 4 Гражданского кодекса РФ (в ред. Закона N 99-ФЗ) государственная пошлина не взимается.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) документа об уплате государственной пошлины.

Об этом сказано в ст. 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственная пошлина предусмотрена за выдачу дубликатов свидетельств о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или о государственной регистрации юридического лица. Между тем регистрирующие (налоговые) органы не изготавливают дубликатов свидетельств о государственной регистрации. Они также не выдают копий ранее выданного свидетельства с проставлением штампа «Дубликат».

По запросу физического или юридического лица в регистрирующий (налоговый) орган ему может быть повторно выдан документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Таким образом, под выдачей дубликатов свидетельств понимается повторная выдача свидетельств, аналогичных по содержанию, но отличающихся от ранее выданных серией и номером бланка свидетельства.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. в некоторых случаях размеры государственной пошлины за государственную регистрацию увеличились согласно Федеральному закону от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», Федеральному закону от 22 октября 2014 г. N 312-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Так, размеры государственной пошлины составили:

за государственную регистрацию политической партии, а также каждого регионального отделения политической партии — 3500 руб.;

за государственную регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, — 1400 руб.;

за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, — 100 руб.;

за внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций (за включение некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций) — 6500 руб.;

за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций — 1500 руб.;

за выдачу дубликата свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций взамен утраченного или пришедшего в негодность — 300 руб.;

за аккредитацию филиалов, представительств иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации, — 120 000 руб. за каждый филиал, за каждое представительство.

 

Государственная регистрация ипотеки

 

Ипотека — это залог недвижимого имущества, то есть отношения, направленные на обеспечение исполнения основного обязательства посредством предоставления залогодержателю в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником основного обязательства преимущественного права на удовлетворение своих требований за счет предмета залога.

Правовое регулирование отношений, связанных с ипотекой недвижимости, урегулировано Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Закон N 102-ФЗ).

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 10 Закона N 102-ФЗ договор об ипотеке заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, и подлежит государственной регистрации. Несоблюдение правил о государственной регистрации договора об ипотеке влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным. Договор об ипотеке считается заключенным и вступает в силу с момента его государственной регистрации.

В силу п. 1 ст. 19 Закона N 102-ФЗ ипотека подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании ст. 24 Закона N 102-ФЗ за государственную регистрацию договора об ипотеке и ипотеки как ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, включая внесение соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выдачу документов о государственной регистрации, государственная пошлина уплачивается один раз за все указанные действия в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом Налоговым кодексом РФ предусмотрено:

а) за государственную регистрацию договора об ипотеке, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке как обременений прав на недвижимое имущество, государственная пошлина взимается в размере 1000 руб. — с физических лиц и 4000 руб. — с организаций (пп. 28 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ);

б) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных пп. 21, 22.1, 23 — 26, 28 — 31, 61 и 80.1 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина взимается в размере 2000 руб. — с физических лиц и 22 000 руб. — с организаций (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).

Однако согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Закон N 367-ФЗ) правила о государственной регистрации договора об ипотеке, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Законе N 102-ФЗ, не подлежат применению к договорам об ипотеке, заключаемым после дня вступления в силу Закона N 367-ФЗ (т.е. после 1 июля 2014 г.).

Также в соответствии со ст. 1 Закона N 367-ФЗ, который вступил в силу с 1 июля 2014 г., государственной регистрации подлежит залог как ограничение (обременение) права на недвижимое имущество, а не договор об ипотеке этого имущества.

Росреестр в Письме от 17 января 2014 г. N 14-исх/00425-ГЕ/14 указал, что в соответствии с Законом N 367-ФЗ договор об ипотеке, заключенный (подписанный) после 1 июля 2014 г., не подлежит государственной регистрации; с указанной даты:

будут осуществляться отдельные регистрационные действия в отношении каждого из передаваемых в ипотеку объектов недвижимости;

за государственную регистрацию ограничения (обременения) права в виде ипотеки на каждый из передаваемых в ипотеку объектов недвижимости должна взиматься государственная пошлина в размере, установленном пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ (поскольку в пп. 28 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ размеры государственной пошлины установлены за государственную регистрацию договора об ипотеке, но не ограничения (обременения) права).

Кроме того, на взгляд Росреестра, в отношении договоров об ипотеке, заключенных (подписанных) после 1 июля 2014 г., также не подлежали применению нормы пп. 28 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ в части того, что, если договор об ипотеке заключен между физическим лицом и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия, предусмотренные пп. 28 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, должна была взиматься в размере, установленном для физических лиц.

Учитывая, что по общему правилу государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу договора об ипотеке, осуществляется на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя (п. 1 ст. 20 Закона N 102-ФЗ), в данном случае применению подлежали положения п. 2 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ: в случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные гл. 25.3 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Росреестр, например, указал, что в случае если предметом договора об ипотеке, заключенного юридическими лицами после 1 июля 2014 г. (но до 1 января 2015 г.), являлись 3 объекта недвижимости, то государственная пошлина должна была уплачиваться за каждый из 3 объектов недвижимости; в случае если предметом договора об ипотеке, заключенного после 1 июля 2014 г. физическим и юридическим лицами, являлся 1 объект недвижимости, то государственная пошлина должна была уплачиваться в размере 8000 руб.

Также Минфин России в Письме от 3 февраля 2014 г. N 03-05-04-03/4114 согласился с мнением Росреестра, изложенным в Письме от 17 января 2014 г. N 14-исх/00425-ГЕ/14. При этом Минфин России указал, что вопрос о приведении в соответствие с Законом N 367-ФЗ положений пп. 28 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ будет рассмотрен в рамках проводимой работы по совершенствованию гл. 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса РФ.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. в некоторых случаях размеры государственной пошлины за государственную регистрацию увеличиваются согласно Федеральному закону от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», Федеральному закону от 22 октября 2014 г. N 312-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Так, размеры государственной пошлины составляют:

а) за государственную регистрацию (за исключением следующих юридически значимых действий — выдачи свидетельства о праве собственности, государственной регистрации ограничений (обременений) прав на морское судно, судно внутреннего плавания, судно смешанного (река — море) плавания, спортивное парусное судно, прогулочное судно, маломерное судно) ипотеки, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке как обременений прав на недвижимое имущество:

для физических лиц — 1000 руб.;

для организаций — 4000 руб.;

б) за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с соглашением об изменении или о расторжении договора об ипотеке:

для физических лиц — 200 руб.;

для организаций — 600 руб.

В случае если договор об ипотеке или договор, включающий соглашение об ипотеке, обеспечивающее исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, заключен между физическим лицом и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия, предусмотренные пп. 28 и 28.1 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, взимается в размерах, установленных для физических лиц;

в) за государственную регистрацию:

1) смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, либо по договору об ипотеке, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене залогодержателя, — 1600 руб.;

2) смены владельца закладной, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене владельца закладной, — 350 руб.

 

Государственная регистрация транспортных средств

 

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрацию транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории России сроком до 6 месяцев, осуществляют таможенные органы Российской Федерации. Эти же органы регистрируют и выдают удостоверения на транспортные средства, временно ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве товара на срок до 6 месяцев. В таком же размере уплачивается и госпошлина за выдачу свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.

До 2015 г. государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий:

а) связанных с выдачей государственных регистрационных знаков на автомобили, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность, должна была уплачиваться в размере 1500 руб.;

б) связанных с выдачей государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность, должна была уплачиваться в размере 1000 руб.;

в) связанных с выдачей паспорта транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, должна была уплачиваться в размере 500 руб.;

г) связанных с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, должна была уплачиваться в размере 300 руб.;

д) за временную регистрацию ранее зарегистрированных транспортных средств по месту их пребывания должна была уплачиваться в размере 200 руб.;

е) за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства должна была уплачиваться в размере 200 руб.;

ж) за выдачу государственных регистрационных знаков транспортных средств «Транзит», в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность:

изготавливаемых из расходных материалов на металлической основе, на автомобили должна была уплачиваться в размере 1000 руб.;

изготавливаемых из расходных материалов на металлической основе, на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины должна была уплачиваться в размере 500 руб.;

изготавливаемых из расходных материалов на бумажной основе, должна была уплачиваться в размере 100 руб.;

з) за выдачу документа о прохождении технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним должна была уплачиваться в размере 300 руб.

Отметим, что с 1 января 2015 г. вышеуказанные размеры государственных пошлин изменились в связи со вступлением в силу Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Так, согласно пп. 36 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных:

с выдачей государственных регистрационных знаков на автомобили, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность, необходимо будет уплатить госпошлину в размере 2000 руб.;

с выдачей государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность, необходимо будет уплатить госпошлину в размере 1500 руб.;

с выдачей паспорта транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, необходимо будет уплатить госпошлину в размере 800 руб.;

с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, необходимо будет уплатить госпошлину в размере 500 руб.

В соответствии с пп. 37 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ за временную регистрацию ранее зарегистрированных транспортных средств по месту их пребывания необходимо будет уплатить госпошлину в размере 350 руб.

В соответствии с пп. 38 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства необходимо будет уплатить госпошлину в размере 350 руб.

В соответствии с пп. 39 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ за выдачу государственных регистрационных знаков транспортных средств «Транзит», в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность:

изготавливаемых из расходных материалов на металлической основе, на автомобили необходимо будет уплатить госпошлину в размере 1600 руб.;

изготавливаемых из расходных материалов на металлической основе, на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины необходимо будет уплатить госпошлину в размере 800 руб.;

изготавливаемых из расходных материалов на бумажной основе, необходимо будет уплатить госпошлину в размере 200 руб.

 

Эмиссионные ценные бумаги

 

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон N 39-ФЗ) выпуск эмиссионных ценных бумаг — совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска, а в случае, если в соответствии с Законом N 39-ФЗ выпуск эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, — идентификационный номер.

Дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг — совокупность ценных бумаг, размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска эмиссионных ценных бумаг. Ценные бумаги дополнительного выпуска размещаются на одинаковых условиях.

Эмиссия ценных бумаг — установленная Законом N 39-ФЗ последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона N 39-ФЗ процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено Законом N 39-ФЗ, включает в себя следующие этапы:

1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг;

2) утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

3) государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера;

4) размещение эмиссионных ценных бумаг;

5) государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

При учреждении АО размещение акций осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций — одновременно с государственной регистрацией выпуска акций. Особенности процедуры эмиссии акций при учреждении АО, являющихся кредитными организациями, определяются Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности (п. 3 ст. 19 Закона N 39-ФЗ).

Процедура эмиссии ценных бумаг может сопровождаться, а в случаях, предусмотренных Законом N 39-ФЗ, — должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг. В случае если процедура эмиссии ценных бумаг не сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг, он может быть зарегистрирован впоследствии (п. 5 ст. 19 Закона N 39-ФЗ).

Отметим, что в связи со вступлением в силу Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2015 г. на основании пп. 53 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, размер госпошлины был увеличен и составил:

за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, — 0,2% номинальной суммы выпуска (дополнительного выпуска), но не более 200 000 руб.;

за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых иными способами, за исключением подписки, — 35 000 руб.;

за государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, за исключением случая регистрации такого отчета одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, — 35 000 руб.;

за регистрацию проспекта ценных бумаг (в случае если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их проспекта) — 35 000 руб.;

за государственную регистрацию выпуска российских депозитарных расписок, выпуска (дополнительного выпуска) опционов эмитента — 325 000 руб.;

за государственную регистрацию проспекта российских депозитарных расписок, опционов эмитента (в случае если государственная регистрация выпуска российских депозитарных расписок, выпуска (дополнительного выпуска) опционов эмитента не сопровождалась регистрацией их проспекта) — 35 000 руб.;

за государственную регистрацию изменений, вносимых в решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг и (или) в их проспект, — 35 000 руб.;

за предварительное рассмотрение документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, — 160 000 руб.;

за регистрацию основной части проспекта ценных бумаг — 325 000 руб.

А согласно пп. 55 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ госпошлина за совершение нижеследующих действий должна уплачиваться в размере:

за выдачу разрешения на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов, — 35 000 руб.;

за выдачу разрешения, подтверждающего статус саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемой организации управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, — 35 000 руб.

 

Использование наименований «Россия», «Российская Федерация» в наименованиях юридических лиц

 

Подпунктом 71 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ в редакции, действующей до начала 2015 г., было определено, что за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц уплачивается государственная пошлина в размере 50 000 руб.

Государственная пошлина за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц уплачивается при государственной регистрации юридического лица при его создании либо при регистрации соответствующих изменений учредительных документов юридического лица (п. 5 ст. 333.34 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 4 ст. 1473 Гражданского кодекса РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

3) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

4) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Разрешение на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, выдается Министерством юстиции Российской Федерации.

В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение 3 месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы (абз. 9 п. 4 ст. 1473 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 1473 Гражданского кодекса РФ Правительством РФ были утверждены Правила включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования (далее — Правила использования официального наименования «Российская Федерация» или «Россия») (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 52).

В соответствии с п. 2 Правил использования официального наименования «Российская Федерация» или «Россия» разрешение на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, может быть выдано в случае, если:

а) юридическое лицо имеет филиалы и (или) представительства на территории более чем половины субъектов Российской Федерации;

б) либо юридическое лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к крупнейшему налогоплательщику;

в) либо юридическое лицо включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%;

г) либо юридическое лицо занимает доминирующее положение на рынке определенного товара;

д) если более 25% голосующих акций АО или более 25% уставного капитала иного хозяйственного общества находятся в собственности Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Правил использования официального наименования «Российская Федерация» или «Россия» учредитель организации должен представить в Министерство юстиции Российской Федерации следующие документы:

а) заявление о намерении включить в свое фирменное наименование официальное наименование «Российская Федерация» или «Россия», а также слова, производные от этого наименования;

б) копии учредительных документов юридического лица с предъявлением оригиналов в случае отсутствия нотариально заверенных копий;

в) решение учредителей об обращении в Министерство юстиции Российской Федерации о включении в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования;

г) документы о соответствии юридического лица одному из вышеуказанных требований, в частности:

копия уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика;

выписка из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара;

выписка из реестра акционеров АО либо выписка из ЕГРЮЛ.

В целях подтверждения информации о соответствии юридического лица требованиям, предусмотренным п. 2 Правил использования официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», Министерство юстиции Российской Федерации должно запросить необходимые сведения у государственных органов и организаций.

Государственные органы и организации должны представить Министерству юстиции Российской Федерации запрашиваемые сведения в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса.

Министерство юстиции Российской Федерации издает распоряжение о включении в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, не позднее 30 дней с даты получения документов, предусмотренных п. 3 Правил использования официального наименования «Российская Федерация» или «Россия».

В случае выявления несоответствия заявителя требованиям, предусмотренным п. 2 Правил использования официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», Министерство юстиции Российской Федерации должно направить заявителю мотивированный отказ о включении в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, в указанный срок.

Внесение изменений в учредительные документы юридического лица в связи с включением в фирменное наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, допускается только после издания распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации, предусмотренного п. 5 Правил использования официального наименования «Российская Федерация» или «Россия».

При наличии у Министерства юстиции Российской Федерации сведений о несоответствии юридического лица требованиям, предусмотренным п. 2 Правил использования официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», делающем невозможным дальнейшее использование в фирменном наименовании юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, Министерство юстиции Российской Федерации издает распоряжение об отзыве ранее выданного разрешения на использование такого наименования.

В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо обязано внести в течение 3 месяцев со дня издания распоряжения, предусмотренного п. 7 Правил использования официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», соответствующие изменения в свои учредительные документы.

В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, Министерство юстиции Российской Федерации в течение 10 дней со дня издания распоряжения, предусмотренного п. 7 Правил использования официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», должно направить его копию в ФНС России и юридическому лицу, в отношении которого принято такое распоряжение.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. госпошлина за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц была увеличена и составила 80 000 руб. (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

 

Сертификация

 

Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификация — это форма подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, обязательное подтверждение соответствия — в формах принятия декларации о соответствии, обязательной сертификации.

Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Выдача сертификата соответствия независимо от того, является ли сертификация добровольной или обязательной, относится к юридически значимым действиям.

Обратим внимание, что в ранее действовавших редакциях ст. 333.33 Налогового кодекса РФ уплата государственной пошлины за выдачу сертификата соответствия была установлена на основании пп. 78 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ. Размер пошлины составлял 100 руб. Исходя из указанной формулировки следовало, что госпошлина должна была уплачиваться независимо от того, какая сертификация осуществлялась — добровольная или обязательная.

В действующей до начала 2015 г. редакции ст. 333.33 Налогового кодекса РФ уплата госпошлины предусмотрена только за выдачу документа о соответствии требованиям обязательной сертификации в гражданской авиации. Госпошлина за указанное действие установлена пп. 104 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ в размере 400 руб. С 1 января 2015 г. этот размер был увеличен до 650 руб. (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

 

Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

 

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ) лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за некоторыми исключениями, установленными пп. 1 — 3 п. 1 ст. 19 Закона N 171-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона N 171-ФЗ лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:

производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;

производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;

розничная продажа алкогольной продукции;

перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции.

При этом лицензии выдаются:

1) в порядке, установленном Законом N 171-ФЗ. В этом порядке лицензии выдаются на следующие виды деятельности:

а) производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

б) производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

в) хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

г) закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;

2) в порядке, установленном Правительством РФ. В этом порядке лицензии выдаются на осуществление:

а) производства, хранения и поставок спиртосодержащей непищевой продукции. В данном случае лицензирование осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. N 1344 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции»;

б) перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции. В данном случае лицензирование осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2012 г. N 648 «О лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции».

При этом отметим, что согласно ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензии на перевозки выдаются на осуществление следующих видов деятельности:

а) перевозки этилового спирта (в том числе денатурат);

б) перевозки нефасованной спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции;

в) перевозки нефасованной спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции.

Также отметим, что различается лицензирование перевозок:

а) автомобильным транспортом;

б) железнодорожным, внутренним водным и морским транспортом;

в) воздушным транспортом.

При этом перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции осуществляются:

а) автомобильным транспортом на основании выданных в установленном порядке Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка лицензий на перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;

б) железнодорожным, внутренним водным и морским транспортом на основании выданных в установленном порядке Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами лицензий на перевозки железнодорожным транспортом, внутренним водным транспортом и морским транспортом опасных грузов;

в) воздушным транспортом на основании выданных Федеральным агентством воздушного транспорта в установленном порядке лицензий на перевозки воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

3) в порядке, установленном и Законом N 171-ФЗ, и нормативно-правовыми актами субъектов РФ. В этом порядке лицензии выдаются на розничную продажу алкогольной продукции (п. п. 9, 10 ст. 18 Закона N 171-ФЗ).

Обратим внимание, что лицензии на все вышеуказанные виды деятельности (за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, а также лицензирования перевозок железнодорожным, внутренним водным и морским транспортом, перевозок воздушным транспортом) выдаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере. Этим уполномоченным органом является Росалкогольрегулирование (Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка»; п. 9 ст. 18 Закона N 171-ФЗ).

Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со ст. 7 Закона N 171-ФЗ. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации при условии наличия между ними соответствующего соглашения (п. 10 ст. 18 Закона N 171-ФЗ).

Например, органом исполнительной власти г. Москвы, предоставляющим государственную услугу по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, является Департамент торговли и услуг г. Москвы (Административный регламент предоставления государственной услуги «лицензирование розничной продажи алкогольной продукции», утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2012 г. N 59-ПП).

В силу пп. 4 п. 1 ст. 19 Закона N 171-ФЗ для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, приведенных в п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ, организацией среди прочих документов представляется в лицензирующий орган копия документа об уплате государственной пошлины.

В случае если организация, обратившаяся с заявлением о выдаче лицензии, отозвала свое заявление до момента принятия лицензирующим органом соответствующего решения, судами при рассмотрении вопроса о наличии оснований для возврата уплаченной государственной пошлины не могут быть приняты во внимание доводы о несовершении в отношении организации юридически значимого действия, поскольку согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае отказа лица, уплатившего государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу) (п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. N 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

А вот отказ в предоставлении лицензии в качестве основания для возврата государственной пошлины ни Законом N 171-ФЗ, ни ст. 333.40 Налогового кодекса РФ не предусмотрен.

Минфин России в Письмах от 27 сентября 2013 г. N 03-05-05-03/40158, от 23 сентября 2013 г. N 03-05-04-03/39358 обратил внимание на позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ как по своему буквальному смыслу, так и во взаимосвязи с абз. 19 пп. 94 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ не предполагает возврата излишне уплаченной государственной пошлины в случае отказа уполномоченного органа в предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2013 г. N 11-П).

Таким образом, в случае отказа уполномоченного органа в предоставлении (продлении срока действия) лицензии уплаченная сумма государственной пошлины возврату и, соответственно, зачету не подлежит.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. некоторые размеры госпошлин, установленные пп. 94 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ согласно положениям Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», были изменены.

Так, в соответствии с пп. 94 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ с 1 января 2015 г. госпошлина должна будет уплачиваться в нижеследующих размерах за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в частности за:

а) предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (в том числе денатурированного) — 9 500 000 руб.;

б) предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (за исключением вина, фруктового вина, игристого вина (шампанского), винных напитков, изготавливаемых без добавления этилового спирта) — 9 500 000 руб.;

в) предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенного вина, фруктового вина, игристого вина (шампанского), винных напитков, изготавливаемых без добавления этилового спирта, — 800 000 руб.;

г) предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции — 800 000 руб.;

д) предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей непищевой продукции (в том числе денатурированной) — 800 000 руб.;

е) предоставление лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции — 800 000 руб.;

ж) предоставление лицензии на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции — 800 000 руб.;

з) предоставление лицензии на закупку, хранение и поставки спиртосодержащей пищевой продукции — 800 000 руб.;

и) предоставление лицензии на закупку, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции — 800 000 руб.;

к) предоставление лицензии на перевозки этилового спирта (в том числе денатурированного этилового спирта) — 800 000 руб.;

л) предоставление лицензии на перевозки нефасованной спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции — 800 000 руб.;

м) предоставление лицензии на перевозки нефасованной спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции — 800 000 руб.;

н) переоформление лицензии при реорганизации юридических лиц в форме слияния и при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего юридического лица лицензии на осуществление одного и того же вида деятельности — 3500 руб.;

о) переоформление лицензии в связи с изменением наименования юридического лица (без его реорганизации), его местонахождения или указанного в лицензии места осуществления деятельности либо иных указываемых в лицензии данных, а также в связи с утратой лицензии — в размере 3500 руб.;

п) предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции — 65 000 руб. за каждый год срока действия лицензии.

 

Размещение рекламы

 

Исходя из положений Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон N 38-ФЗ) следует, что за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы уплачивается государственная пошлина.

Так, в п. 12 ст. 19 Закона N 38-ФЗ указано, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий.

Взимание госпошлины за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции предусмотрено положениями пп. 105 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса и до начала 2015 г. было установлено в размере 3000 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее — рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) — собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы (п. 2 ст. 19 Закона N 38-ФЗ).

Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента (п. 4 ст. 19 Закона N 38-ФЗ).

С 1 января 2015 г. согласно пп. 105 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ размер госпошлины за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции был увеличен до 5000 руб. (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

 

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе

 

Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения является документом, подтверждающим постановку на учет российской организации, иностранной организации, физического лица в налоговом органе соответственно по месту нахождения российской организации, месту нахождения международной организации, по месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации через свое обособленное подразделение, по месту жительства физического лица (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ).

Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения выдается по форме N 1-1-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. N ЯК-7-6/488@.

Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе выдается по форме N 2-1-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. N ЯК-7-6/488@.

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной российской организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать российской организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, индивидуальному предпринимателю — свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) и уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (абз. 3 п. 2 ст. 84 Налогового кодекса РФ).

По общему правилу постановка на налоговый учет осуществляется бесплатно (п. 6 ст. 84 Налогового кодекса РФ). При этом действующим налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика повторно становиться на налоговый учет в одном и том же органе несколько раз.

Однако согласно п. 14 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», повторная выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, в случае его утраты, осуществляется на платной основе при обращении организации в налоговый орган по месту постановки ее на учет.

Повторно выданными свидетельствами (свидетельством) о постановке на учет в налоговом органе являются документы (документ), воспроизводящие содержание первичного свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (Письмо Минфина России от 25 февраля 2013 г. N 03-02-08/8). Его выводы касаются повторно выданного свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе, но, на наш взгляд, могут быть распространены и на определение свидетельства о постановке на учет организации.

В соответствии с п. 36 Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента (утв. Приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. N 114н), при изменении фамилии, имени, отчества, пола, даты рождения, места рождения физическому лицу, имеющему свидетельство, а также в случае утраты физическим лицом свидетельства новое свидетельство о постановке на учет физического лица с указанием в нем присвоенного ранее ИНН выдается (направляется заказным письмом) налоговым органом по месту жительства физического лица на основании заявления о постановке на учет, представленного в установленном порядке.

Выдача нового свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе, в соответствии с п. 36 вышеуказанного Порядка, не является повторной выдачей первичного свидетельства. Такое новое свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе не является одинаковым с первичным свидетельством по содержанию. На это обратил внимание Минфин России в Письме от 25 февраля 2013 г. N 03-02-08/8. При этом он обратил внимание, что Налоговым кодексом РФ не установлена государственная пошлина за выдачу нового свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в случаях изменения фамилии, имени, отчества, пола, даты рождения, места рождения физического лица.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. размер госпошлины за повторную выдачу свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, предусмотренной пп. 132 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, увеличен. Ее размер составляет 300 руб. (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

 

Статья 333.34. Особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации

 

Комментарий к статье 333.34

 

Комментируемая ст. 333.34 Налогового кодекса РФ устанавливает особенности уплаты государственной пошлины:

а) за государственную регистрацию средств массовой информации;

б) за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей;

в) за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации.

Согласно п. 2 ст. 333.34 Налогового кодекса РФ за вывоз культурных ценностей, пусть даже временный, предусмотрена государственная пошлина. Для ее исчисления принимается рыночная цена всех одновременно вывозимых культурных ценностей, указанная в заявлении лица, ходатайствующего об их вывозе. В случае если орган государственной власти, выдающий свидетельство на право их вывоза, установит иную стоимостную оценку культурных ценностей, то приниматься будет более высокая цена.

В случае вывоза культурных ценностей лицами, передавшими, в свою очередь, России в дар культурные ценности, внесенные в государственные охранные списки или реестры, для определения размера госпошлины за право вывоза цена вывозимых культурных ценностей уменьшается на цену культурных ценностей, переданных в дар.

В соответствии с п. 3 ст. 333.34 Налогового кодекса РФ государственная пошлина за государственную регистрацию средств массовой информации уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) при регистрации средств массовой информации рекламного характера размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации увеличивается в 5 раз;

2) при регистрации средств массовой информации эротического характера размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации увеличивается в 10 раз;

3) при регистрации средств массовой информации, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также средств массовой информации образовательного и культурно-просветительского назначения размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации уменьшается в 5 раз.

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (абз. 3 ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон РФ N 2124-1)).

Размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации (ст. 16 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»).

Под средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, для целей Закона РФ N 2124-1 понимаются периодическое издание или программа, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу. Распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала допускается только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией. Розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией (ст. 37 Закона РФ N 2124-1).

В соответствии с п. п. 70, 71, 72 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации (далее — Административный регламент по регистрации СМИ), утвержденного Приказом Минкомсвязи России от 29 декабря 2011 г. N 362:

1) при регистрации СМИ, перерегистрации СМИ рекламного характера, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории всей Российской Федерации, за ее пределами, на территории нескольких субъектов Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:

а) за периодическое печатное издание — 32 500 руб.;

б) информационное агентство — 40 000 руб.;

в) телеканал, радиоканал, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, сетевое издание, иные СМИ — 50 000 руб.

За регистрацию СМИ, перерегистрацию СМИ рекламного характера, продукция которого предназначена для распространения на территории субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона, уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:

а) за периодическое печатное издание (альманах, бюллетень, газету, журнал, сборник) — 17 500 руб.;

б) информационное агентство — 20 000 руб.;

в) телеканал, радиоканал, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, сетевое издание, иные СМИ — 25 000 руб.;

2) при регистрации СМИ, перерегистрации СМИ эротического характера, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории всей Российской Федерации, за ее пределами, на территории нескольких субъектов Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:

за периодическое печатное издание — 65 000 руб.;

информационное агентство — 80 000 руб.;

телеканал, радиоканал, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, сетевое издание, иные СМИ — 100 000 руб.

За регистрацию СМИ, перерегистрацию СМИ эротического характера, продукция которого предназначена для распространения на территории субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона, уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:

за периодическое печатное издание (альманах, бюллетень, газету, журнал, сборник) — 35 000 руб.;

информационное агентство — 40 000 руб.;

телеканал, радиоканал, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, сетевое издание, иные СМИ — 50 000 руб.;

3) при регистрации СМИ, перерегистрации СМИ, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории всей Российской Федерации, за ее пределами, на территории нескольких субъектов Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:

за периодическое печатное издание — 1300 руб.;

информационное агентство — 1600 руб.;

телеканал, радиоканал, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, сетевое издание, иные СМИ — 2000 руб.

За регистрацию СМИ, перерегистрацию СМИ, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения, продукция которого предназначена для распространения на территории субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона, уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:

за периодическое печатное издание (альманах, бюллетень, газету, журнал, сборник) — 700 руб.;

информационное агентство — 800 руб.;

телеканал, радиоканал, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, сетевое издание, иные СМИ — 1000 руб.

В соответствии с п. п. 76, 77 Административного регламента по регистрации СМИ реквизиты для уплаты государственной пошлины размещаются на официальном сайте регистрирующего органа и территориальных органов.

При уплате государственной пошлины в платежном документе в графе «Назначение платежа» обязательно указываются: оплачиваемая процедура (регистрация, перерегистрация, внесение изменений, выдача дубликата СМИ), а также наименование (название) и форма периодического распространения СМИ (периодическое печатное издание (с указанием вида издания: газета, журнал, альманах, бюллетень, сборник), сетевое издание, информационное агентство, телеканал, радиоканал, радиопрограмма, телепрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа).

Согласно п. 5 ст. 333.34 Налогового кодекса РФ за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация», а также образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц государственная пошлина уплачивается при государственной регистрации юридического лица при его создании либо при регистрации соответствующих изменений его учредительных документов.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code