Статья 333.22. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды

Комментарий к статье 333.22 Налогового кодекса РФ

 

Размер государственной пошлины зависит от характера иска (имущественный или неимущественный) и его цены. Цену иска определяет сам истец, а в случае неправильного ее указания — арбитражный суд. В данную цену включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты. Если истец увеличит размер выдвинутых изначально исковых требований, то недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с возросшей ценой иска. Однако истец может и уменьшить размер исковых требований. Тогда сумма излишне уплаченной госпошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 Налогового кодекса РФ. Аналогично определяется размер госпошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выходит за пределы требований, заявленных истцом. Обратите внимание, что сумму госпошлины, уплаченную организацией при обращении с исковым заявлением, можно учесть в составе внереализационных расходов (пп. 10 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет. Если обнаружится, что истец или заявитель уплатил государственную пошлину, но не в федеральный бюджет, то арбитражный суд исходя из положений ст. ст. 128, 263 и 280 АПК РФ выносит определение об оставлении искового заявления без движения, указывая в нем срок, в течение которого плательщику следует представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины непосредственно в федеральный бюджет.

В определении об оставлении искового заявления может быть указано на возврат государственной пошлины, ошибочно уплаченной не в федеральный бюджет, за рассмотрение дела в арбитражном суде.

При непредставлении истцом, заявителем в определенный арбитражным судом срок документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайства об отсрочке, рассрочке, уменьшении размера государственной пошлины, освобождении от ее уплаты исковое заявление, иное заявление, жалоба возвращаются в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 129, п. 5 ч. 1 ст. 264, п. 4 ч. 1 ст. 281 АПК РФ (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. N 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 136 ГПК РФ судья, установив, что заявление подано без соблюдения требований, предусмотренных ст. ст. 131, 132, 261.6 ГПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков. В случае если заявитель в установленный срок выполнит указания судьи, перечисленные в определении, заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд. В противном случае заявление считается неподанным и возвращается заявителю с определением судьи со всеми приложенными к нему документами.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.22 Налогового кодекса РФ при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный пп. 2 п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ, то есть в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу. В зависимости от исхода судебного разбирательства государственная пошлина, подлежащая уплате в связи с увеличением размера исковых требований, взыскивается в доход федерального бюджета с истца или же с ответчика.

Исполнительные листы на взыскание с истца государственной пошлины выдаются по истечении десяти дней после вступления в законную силу соответствующего судебного акта и при условии, что в деле отсутствует информация о добровольной уплате истцом государственной пошлины.

В случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения уплаченная государственная пошлина возвращается. Вместе с тем при прекращении производства по делу в связи с отказом истца от иска следует учитывать, что государственная пошлина не возвращается, если этот отказ связан с добровольным удовлетворением ответчиком требований истца уже после вынесения судом определения о принятии искового заявления к производству.

 

Статья 333.23. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации

 

Комментарий к статье 333.23

 

Комментируемая ст. 333.23 Налогового кодекса РФ устанавливает размеры государственной пошлины, уплачиваемой при обращении в Конституционный Суд РФ.

Обратите внимание, что в соответствии со ст. 39 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» уплаченная при обращении в Конституционный Суд РФ государственная пошлина будет возвращена, если обращение заявителя не было принято к рассмотрению или в случаях прекращения производства по делу. Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации исходя из имущественного положения плательщика вправе освободить его от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату.

С 1 января 2015 г. размеры государственных пошлин, указанных в ст. 333.21 Налогового кодекса РФ, были пересмотрены. Так, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в ст. 333.21 Налогового кодекса РФ, по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина по делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ, должна будет уплачиваться:

а) при направлении запроса или ходатайства — в размере 6750 руб.;

б) при направлении жалобы организацией — в размере 6750 руб.;

в) при направлении жалобы физическим лицом — в размере 450 руб.

По делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, государственная пошлина должна будет уплачиваться:

а) при обращении организации — в размере 4500 руб.;

б) при обращении физического лица — в размере 300 руб.

 

Статья 333.24. Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий

 

Комментарий к статье 333.24

 

Комментируемая ст. 333.24 Налогового кодекса РФ содержит размеры государственной пошлины, уплачиваемой за совершение нотариальных действий.

Статья 264 Налогового кодекса РФ устанавливает, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика в виде платы государственному и (или) частному нотариусам за нотариальное оформление.

Кроме того, в силу п. 39 ст. 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде платы государственному и (или) частному нотариусам за нотариальное оформление сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке.

Согласно ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма:

а) нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

б) а нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

К числу нотариальных действий, за совершение которых согласно ст. 333.24 Налогового кодекса РФ взимается госпошлина, относятся:

1) удостоверение доверенностей;

2) удостоверение договоров (об ипотеке жилого помещения, ипотеке другого недвижимого имущества, договоров купли-продажи и залога доли или части доли в уставном капитале ООО, прочих договоров, предмет которых подлежит оценке, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, договоров уступки требования по договору об ипотеке жилого помещения, а также по кредитному договору и договору займа, обеспеченному ипотекой жилого помещения, договоров поручительства);

3) удостоверение учредительных документов (копий учредительных документов) организаций;

4) удостоверение соглашения об уплате алиментов;

5) удостоверение брачного договора;

6) удостоверение соглашения об изменении или о расторжении нотариально удостоверенного договора;

7) удостоверение завещаний, за принятие закрытого завещания;

8) вскрытие конверта с закрытым завещанием и оглашение закрытого завещания;

9) удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения имуществом;

10) совершение морского протеста;

11) свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой;

12) совершение исполнительной надписи;

13) принятие на депозит денежных сумм или ценных бумаг, если такое принятие на депозит обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации;

14) свидетельствование подлинности подписи, если такое свидетельствование обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) выдача свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию;

16) принятие мер по охране наследства;

17) совершение протеста векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта и за удостоверение неоплаты чека;

18) выдача дубликатов документов, хранящихся в делах государственных нотариальных контор, органов исполнительной власти;

19) совершение прочих нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма.

В соответствии с пп. 1 — 3, 15, 16 п. 1 ст. 333.24 Налогового кодекса РФ госпошлина взимается:

1) за удостоверение доверенностей на совершение сделок (сделки), требующих (требующей) нотариальной формы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере 200 руб.;

2) за удостоверение прочих доверенностей, требующих нотариальной формы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере 200 руб.;

3) за удостоверение доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия, в случаях, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере 200 руб.;

4) за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения имуществом, за исключением доверенностей на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами:

а) детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам — в размере 100 руб.;

б) другим физическим лицам — в размере 500 руб.;

5) за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами:

а) детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам — в размере 250 руб.;

б) другим физическим лицам — в размере 400 руб.

Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами (п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ).

При этом одна доверенность может быть выдана нескольким представителям. В случае выдачи доверенности нескольким представителям каждый из них обладает полномочиями, указанными в доверенности, если в доверенности не предусмотрено, что представители осуществляют их совместно (п. 4 ст. 185 Гражданского кодекса РФ).

В случае если доверенность выдана нескольким представителям, возникает вопрос о том, должна ли госпошлина за удостоверение доверенности быть уплачена каждым из представителей в установленном размере или госпошлина может быть уплачена каждым из представителей в равных долях исходя из общего установленного размера госпошлины.

Однако особенностей уплаты государственной пошлины (нотариального тарифа) в случае удостоверения доверенности, выдаваемой от имени нескольких лиц одному лицу или нескольким лицам, гл. 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса РФ не предусмотрено.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса РФ, предусматривающим особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий, установлено только, что при удостоверении доверенности, выданной в отношении нескольких лиц, государственная пошлина уплачивается однократно.

В связи с этим Минфин России разъяснил, что для исчисления размера государственной пошлины за удостоверение доверенности, выдаваемой от имени нескольких лиц одному лицу или нескольким лицам, должно учитываться количество представляемых лиц.

Например, если доверенность выдается от имени 3 представляемых лиц одному представителю или нескольким представителям, то, учитывая, что в данной доверенности объединены исходя из количества представляемых лиц 3 доверенности, государственная пошлина должна уплачиваться за удостоверение каждой из 3 доверенностей независимо от количества представителей (Письмо Минфина России от 20 июня 2014 г. N 03-05-06-03/29617).

В заключение обратим внимание, что положениями Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» пересмотр размеров госпошлины, уплачиваемой за совершение указанных в ст. 333.25 Налогового кодекса РФ нотариальных действий, с 1 января 2015 г. не предусмотрен.

 

Статья 333.25. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий

 

Комментарий к статье 333.25

 

Комментируемая ст. 333.25 Налогового кодекса РФ определяет порядок уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий.

За совершение нотариальных действий вне нотариальных контор госпошлина взимается в увеличенном, полуторном размере. Согласно ст. 1127 Гражданского кодекса РФ удостоверять завещания, кроме нотариусов, имеют право также капитаны судов, главврачи лечебных учреждений, капитаны воинских частей и некоторые другие должностные лица. Следовательно, раз такое нотариальное действие будет производиться вне нотариальных контор, пошлина будет увеличена в полтора раза.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 335.25 Налогового кодекса РФ при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже суммы, определенной в соответствии с пп. 7 — 10 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пп. 7 — 10 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса РФ:

а) стоимость транспортных средств может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или судебно-экспертными учреждениями органа юстиции;

б) стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения;

в) стоимость земельных участков может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или федеральным органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и его территориальными подразделениями;

г) стоимость имущества, не предусмотренного пп. 7 — 9 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса РФ, определяется оценщиками или юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности.

При этом по выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в пп. 7 — 10 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса РФ. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

С 1 января 2013 г. на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются (ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон N 221-ФЗ)).

Статьей 19 Жилищного кодекса РФ предусмотрено проведение государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, осуществляемого в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 819 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации») порядок осуществления государственного учета жилищного фонда не установлен, и в настоящее время продолжает действовать порядок осуществления государственного учета жилищного фонда, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Порядок учета) (в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации).

Пунктами 3, 7 Порядка учета предусмотрено, что государственный технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.

Также в настоящее время продолжает действовать Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 г. N 37 (далее — Инструкция). В соответствии с Инструкцией расчет инвентаризационной стоимости является одним из компонентов организации работ по учету жилищного фонда.

При этом с 1 января 2013 г. в силу ч. 8 ст. 47 Закона N 221-ФЗ проведение технической инвентаризации объектов жилищного фонда не является обязательным и осуществляется по желанию собственника объекта жилищного фонда.

Органы БТИ, проводившие до 1 января 2013 г. государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства и имеющие в своих архивах соответствующие сведения об инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда, могут выдавать собственникам объектов недвижимости информацию об инвентаризационной стоимости данных объектов жилищного фонда по состоянию на запрашиваемую дату.

С 1 января 2013 г. государственный учет объектов капитального строительства осуществляется Росреестром. При этом в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, производится их государственная кадастровая оценка (гл. III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Согласно положениям ч. 3 ст. 44 Закона N 221-ФЗ кадастровые инженеры осуществляют в установленном Законом N 221-ФЗ порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 г.

При этом с 1 января 2013 г. и до 1 января 2014 г. эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31 декабря 2012 г. имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.

С учетом изложенного с 1 января 2013 г. и до 1 января 2014 г. организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации вправе осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости и, соответственно, выдавать справки об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости.

Между тем согласно Закону Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» для целей исчисления налога на имущество физических лиц применяется инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества (жилых домов, квартир, дач, гаражей, прочих строений, помещений, сооружений).

В связи с этим Минфин России указывал, что сведения, предоставляемые органами, осуществляющими государственный технический учет, об инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества могут применяться нотариусами при исчислении государственной пошлины (нотариального тарифа) за совершение нотариальных действий (Письмо Минфина России от 22 мая 2013 г. N 03-05-05-03/18074).

Выводы, которые сделал Минфин России в Письме от 22 мая 2013 г. N 03-05-05-03/18074, касались в том числе и сведений, которые должны предоставляться для исчисления нотариусами государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство.

Также и в более позднем Письме Минфин России указал, что документ с указанием инвентаризационной стоимости, необходимой для исчисления на основании пп. 5 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса РФ размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство, представляется по выбору плательщика (Письмо Минфина России от 18 марта 2014 г. N 03-05-06-03/11709).

Что касается определения стоимости земельных участков, то согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения установлена их кадастровая стоимость. Это означает, что для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство земельных участков должна применяться их кадастровая стоимость, определяемая как независимыми оценщиками, так и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области кадастра объектов недвижимости, и его территориальными подразделениями.

Статья 333.25 Налогового кодекса РФ устанавливает, что за выдачу свидетельства о праве на наследство на основании решения суда о признании ранее выданного свидетельства недействительным государственная пошлина уплачивается в соответствии с порядком и в размерах, которые установлены ст. 333.24 Налогового кодекса РФ. При этом сумма государственной пошлины, уплаченной за ранее выданное свидетельство, по заявлению плательщика подлежит возврату или зачету в счет государственной пошлины за выдачу нового. При этом зачет ранее уплаченной государственной пошлины может осуществляться в течение одного года со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда. Обратите внимание, что этот же порядок действует и при повторном удостоверении договоров, признанных судом недействительными. Обратите внимание, что при наличии нескольких наследников (в частности, наследников по закону, по завещанию или наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве) государственная пошлина уплачивается каждым из них.

Оценка переходящих по наследству имущественных прав производится исходя из стоимости имущества (курса Банка России — в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте), на которое переходят имущественные права, на день открытия наследства.

Оценка наследственного имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, или переходящих по наследству имущественных прав определяется на основании суммы, указанной в оценочном документе, составленном иностранными должностными лицами и применяемом на территории Российской Федерации в соответствии с российским законодательством.

 

Статья 333.26. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами

 

Комментарий к статье 333.26

 

Комментируемая ст. 333.26 Налогового кодекса РФ содержит размеры государственной пошлины, уплачиваемой за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами.

Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами ЗАГС) (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее — Закон N 143-ФЗ)).

В соответствии со ст. 10 Закона N 143-ФЗ за государственную регистрацию актов гражданского состояния уплачивается государственная пошлина, размер и порядок уплаты (освобождения от уплаты) которой определяются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом уплата госпошлины предусмотрена не за все юридически значимые действия, совершаемые органами ЗАГС. Например, что за выдачу свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния государственная пошлина не уплачивается, если соответствующая запись акта гражданского состояния восстановлена на основании решения суда (п. 2 ст. 333.27 Налогового кодекса РФ, п. 32 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 29 ноября 2011 г. N 412).

Также обратим внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2015 г. размеры госпошлины, установленной ст. 333.26 Налогового кодекса РФ, будут увеличены.

Так, с 1 января 2015 г. за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами, государственная пошлина:

1) за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, должна уплачиваться в размере 350 руб.;

2) за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельств:

а) при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, должна уплачиваться в размере 650 руб. с каждого из супругов;

б) при расторжении брака в судебном порядке должна уплачиваться в размере 650 руб. с каждого из супругов;

в) при расторжении брака по заявлению одного из супругов в случае, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше 3 лет, должна уплачиваться в размере 350 руб.;

3) за государственную регистрацию установления отцовства, включая выдачу свидетельства об установлении отцовства, должна уплачиваться в размере 350 руб.;

4) за государственную регистрацию перемены имени, включающего в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, включая выдачу свидетельства о перемене имени, должна уплачиваться в размере 1600 руб.;

5) за внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, включая выдачу свидетельств, должна уплачиваться в размере 650 руб.;

6) за выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния должна уплачиваться в размере 350 руб.;

7) за выдачу физическим лицам справок из архивов органов записи актов гражданского состояния и иных уполномоченных органов должна уплачиваться в размере 200 руб.

 

Статья 333.27. Особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами

 

Комментарий к статье 333.27

 

Комментируемая ст. 333.27 Налогового кодекса РФ содержит особенности уплаты государственной пошлины при обращении за юридически значимыми действиями, совершаемыми органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.27 Налогового кодекса РФ при внесении исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния на основании заключения органа записи актов гражданского состояния государственная пошлина уплачивается в размере, установленном пп. 5 п. 1 ст. 333.26 Налогового кодекса РФ, независимо от количества записей актов гражданского состояния, в которые вносятся исправления и (или) изменения, и количества выданных свидетельств.

Таким образом, в силу пп. 1 п. 1 ст. 333.27 и пп. 5 п. 1 ст. 333.26 Налогового кодекса РФ при внесении исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния на основании заключения органа записи актов гражданского состояния государственная пошлина уплачивается в размере 400 руб. (а с 1 января 2015 г. — 650 руб.) независимо от количества записей актов гражданского состояния, в которые вносятся исправления и (или) изменения, и количества выданных свидетельств.

Однако необходимость внесения исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния может быть обусловлена ошибками, которые допустили сами работники органов ЗАГС.

Пунктом 1 ст. 333.39 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния и выдачу свидетельств в связи с ошибками, допущенными при государственной регистрации актов гражданского состояния по вине работников, производящих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

С учетом изложенного если ошибки (неправильные сведения) в записи актов гражданского состояния были допущены по вине работников, производивших государственную регистрацию актов гражданского состояния, то в этом случае заявитель должен быть освобожден от уплаты государственной пошлины за внесение органами записи актов гражданского состояния исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, включая выдачу свидетельств (Письмо Минфина России от 19 марта 2013 г. N 03-05-06-03/8433).

 

Статья 333.28. Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации

 

Комментарий к статье 333.28

 

Комментируемая ст. 333.28 Налогового кодекса РФ устанавливает размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 333.28 Налогового кодекса РФ установлена госпошлина за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в размере 1000 руб.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее — Закон N 114-ФЗ) основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются:

паспорт;

дипломатический паспорт;

служебный паспорт.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, осуществляют въезд и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых в России в этом качестве, и вида на жительство. Об этом сказано в ст. 24 Закона N 114-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ) приглашение на въезд — это документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (абз. 4 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).

Согласно ст. 16 Закона N 115-ФЗ приглашение на въезд выдается ФМС России, в том числе по ходатайству юридических лиц. За выдачу такого приглашения взимается государственная пошлина, плательщиком которой выступает организация, обратившаяся с соответствующим ходатайством. Таким образом, обязанность по уплате государственной пошлины за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию ложится на организацию, приглашающую иностранного гражданина.

А вот за выдачу приглашения на въезд в Россию иностранного гражданина или лица без гражданства в целях его обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении государственная пошлина не уплачивается.

Иностранцы освобождены от госпошлины за регистрацию паспорта иностранного гражданина либо иного документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, в гостиницах, принимающих их организациях либо в органах внутренних дел.

В соответствии с абз. 5 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация российских граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно. Таким образом, за регистрацию российских граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ государственная пошлина не уплачивается. В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ребенок приобретает гражданство России, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации. Статья 25 этого Закона гласит, что ребенок может приобрести гражданство России по заявлению его родителей, а в случае приема в гражданство в упрощенном порядке — по заявлению того родителя, который уже имеет гражданство Российской Федерации, и при согласии другого родителя.

В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников (за исключением постоянно или временно проживающих в Российской Федерации, а также иных, перечисленных в пп. 2 — 12 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ) при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста 18 лет, при наличии разрешения на работу.

Согласно пп. 22 — 24 п. 1 ст. 333.28 Налогового кодекса РФ государственная пошлина уплачивается соответственно:

а) за выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации — в размере 1600 руб.;

б) за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников — в размере 10 000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника;

в) за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства — в размере 3500 руб.

Обратим внимание, что поскольку в случае выдачи разрешений на работу иностранным работникам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, обязанность по уплате государственной пошлины за совершение данного действия возникает у работодателя, заказчика работ (услуг), то и плательщиком государственной пошлины за выдачу разрешения на работу иностранному работнику, прибывающему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, в размере 3500 руб. на каждого иностранного работника является работодатель, заказчик работ (услуг) (Письмо Минфина России от 17 апреля 2014 г. N 03-05-06-03/17524).

Таким образом, расходы по уплате работодателем государственной пошлины в данном случае соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ. А именно расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком. Получение предусмотренного законодательством разрешения является обязательным условием для привлечения и использования иностранных работников при осуществлении предпринимательской деятельности на территории РФ. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что организация вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму государственной пошлины за выдачу такого разрешения.

Напомним, что в п. 10 ст. 13 Налогового кодекса РФ госпошлина отнесена к федеральным налогам и сборам.

Суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке (за исключением перечисленных в ст. 270 Налогового кодекса РФ), отнесены в пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Таким образом, уплата юридическим лицом — заказчиком работ (услуг) государственной пошлины за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников является обязательным условием для привлечения и использования в производственной деятельности иностранной рабочей силы на территории РФ. В связи с этим расходы по ее оплате при соблюдении требований п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ могут быть учтены для целей налогообложения прибыли согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (Письмо УФНС России по г. Москве от 31 октября 2007 г. N 20-12/104332.2 «Об учете в целях налогообложения прибыли расходов по оформлению разрешения на использование рабочей силы по договорам аренды персонала»).

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. за совершение нижеследующих действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

1) за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, — 2000 руб.;

2) за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации (паспорта нового поколения), — 3500 руб.;

3) за выдачу паспорта моряка, удостоверения личности моряка — 1300 руб.;

4) за внесение изменений в паспорт моряка, удостоверение личности моряка — 350 руб.;

5) за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, гражданину Российской Федерации в возрасте до 14 лет — 1000 руб.;

6) за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации (паспорта нового поколения), гражданину Российской Федерации в возрасте до 14 лет — 1500 руб.;

7) за внесение изменений в паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, — 500 руб.;

8) за выдачу проездного документа беженца или продление срока действия указанного документа — 350 руб.;

9) за выдачу либо продление срока действия иностранному гражданину или лицу без гражданства, временно пребывающему в Российской Федерации, визы для:

выезда из Российской Федерации — 1000 руб.;

выезда из Российской Федерации и последующего въезда в Российскую Федерацию — 1000 руб.;

многократного пересечения государственной границы Российской Федерации — 1600 руб.;

10) за предоставление федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, решения о выдаче обыкновенной однократной или двукратной визы, направляемого в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, — 650 руб.;

11) за предоставление федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, решения о выдаче обыкновенной многократной визы, направляемого в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, — 1000 руб.;

12) за внесение федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, изменений в решение о выдаче визы — 350 руб.;

13) за переадресацию федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, решения о выдаче визы в дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации по просьбе организации — 350 руб.;

14) за первичную регистрацию организации в федеральном органе исполнительной власти, ведающем вопросами иностранных дел, или в его территориальном органе — 1600 руб.;

15) за ежегодную перерегистрацию организации в федеральном органе исполнительной власти, ведающем вопросами иностранных дел, или в его территориальном органе — 1000 руб.;

16) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства — 800 руб. за каждого приглашенного;

17) за выдачу или продление срока действия вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства — 3500 руб.;

18) за регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в Российской Федерации — 350 руб.;

19) за выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации — 1600 руб.;

20) за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников — 10 000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника;

21) за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства — 3500 руб.;

22) за прием в гражданство Российской Федерации, восстановление в гражданстве Российской Федерации, выход из гражданства Российской Федерации, за определение наличия гражданства Российской Федерации — 3500 руб.;

23) за выдачу документов, необходимых для установления и (или) выплаты трудовой пенсии и (или) пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, — 50 руб. за каждый документ.

Увеличение размеров государственной пошлины за совершение вышеуказанных действий связано со вступлением в силу Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code