Статья 333.8. Налогоплательщики

Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ

 

Статья 333.8. Налогоплательщики

 

Комментарий к статье 333.8

 

Статья 333.8 Налогового кодекса РФ посвящена налогоплательщикам водного налога.

В соответствии с п. 1 ст. 333.8 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Водным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 2007 г., отменена система лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Так, согласно ст. ст. 9 — 11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, т.е. в рамках договорных гражданских правоотношений. В соответствии со ст. 20 Водного кодекса РФ за пользование водным объектом на основании договора взимается плата неналогового характера. В связи с этим п. 2 ст. 12 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» ст. 333.8 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса.

Однако следует иметь в виду, что данные положения Водного кодекса РФ и Налогового кодекса РФ относятся к пользованию поверхностными водными объектами. Что касается пользования подземными водными объектами, то после вступления в силу Водного кодекса нормативная база взимания водного налога в отношении такого водопользования не изменилась, поскольку на основании ч. 3 ст. 8 Водного кодекса РФ право пользования подземными водными объектами физические и юридические лица приобретают по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В соответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод;

3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;

5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;

12) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).

Согласно ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;

2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;

3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;

7) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов;

8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;

9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;

10) рыболовства, охоты;

11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

12) санитарного, карантинного и другого контроля;

13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;

14) научных, учебных целей;

15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;

16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ;

18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;

19) создания искусственных земельных участков.

Согласно п. 2 ст. 333.8 Налогового кодекса РФ не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 73-ФЗ) Водный кодекс РФ применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Положениями ст. 5 Закона N 73-ФЗ определено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

Указанные водопользователи вправе заключить новые договоры водопользования или обратиться с заявлением о предоставлении водных объектов в пользование на основании соответствующих решений.

Действие решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование либо по истечении срока действия лицензии на водопользование и договоров пользования водными объектами.

Водопользователи, указанные в ч. 1 ст. 5 Закона N 73-ФЗ и надлежащим образом выполнявшие условия лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров, имеют преимущественное перед другими лицами право на получение водного объекта в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование или на заключение договоров водопользования в соответствии со ст. 15 Водного кодекса РФ, за исключением случаев, если заключение договоров водопользования должно осуществляться по результатам аукциона.

Таким образом, если организация-водопользователь осуществляет пользование поверхностными водными объектами на основании лицензии и срок действия лицензии на настоящий момент не истек, организация будет являться плательщиком водного налога и обязана представлять налоговые декларации в общеустановленном порядке.

По окончании срока действия лицензии правоотношения по водопользованию водными объектами регулируются Водным кодексом РФ.

После того как взамен этих лицензий водопользователь заключит договор или получит решение по правилам, предусмотренным новым Водным кодексом Российской Федерации, он перестает быть плательщиком водного налога на основании прямой нормы, установленной в п. 2 ст. 333.8 Налогового кодекса РФ, и с него будет взиматься неналоговая плата за пользование водными объектами (Письмо ФНС России от 24 сентября 2012 г. N ЕД-4-3/15909@ «О водном налоге»).

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. положения п. 1 ст. 333.8 изменяются. Так, ими предусматривается, что налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 333.9. Объекты налогообложения

 

Комментарий к статье 333.9

 

В п. 1 ст. 333.9 Налогового кодекса РФ приведен перечень видов и целей водопользования, признаваемых объектами налогообложения водным налогом.

В п. 2 ст. 333.9 Налогового кодекса РФ приведен исчерпывающий перечень видов и целей водопользования, не признаваемых объектами налогообложения водным налогом.

В случае осуществления забора воды из водных объектов в целях, не перечисленных в перечне, организация уплачивает водный налог в общеустановленном порядке.

Например, забор воды из подземного водного объекта в целях последующего закачивания воды в пласт при разработке нефтяного месторождения не включен в перечень объектов водопользования, не признаваемых объектами налогообложения водным налогом. Таким образом, забор воды из подземного водного объекта в указанных целях подлежит налогообложению водным налогом в общеустановленном порядке (Письмо ФНС России от 30 мая 2012 г. N ЕД-4-3/8808@ «О водном налоге»).

 

Статья 333.10 Налоговая база

 

Комментарий к статье 333.10

 

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами (т.е. виды водопользования):

1) забор воды из водных объектов. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях. При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных — по материалам соответствующей технической и проектной документации;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

 

Статья 333.11. Налоговый период

 

Комментарий к статье 333.11

 

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал.

Квартал считается равным 3 календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года (п. 4 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ).

 

Статья 333.12. Налоговые ставки

 

Комментарий к статье 333.12

 

Статья 333.12 Налогового кодекса РФ устанавливает налоговые ставки для исчисления водного налога.

В соответствии с п. 1 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ установлены налоговые ставки при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования. Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. ссылка на квартальные (годовые) лимиты водопользования из положений п. 1 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ исключается. Положениями п. 1 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») предусматривается, что налоговые ставки устанавливается при заборе воды из поверхностных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования и подземных водных объектов в пределах установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год).

Лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности, а также квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и квоты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации, являющиеся частью лимитов, до утверждения в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов (но не позднее чем до 1 января 2015 г.) устанавливаются Федеральным агентством водных ресурсов.

Лимиты устанавливаются на период с 2010 г. по 2012 г. и на период с 2013 г. по 2014 г. с разбивкой по годам на основании сведений и предложений, представляемых в Федеральное агентство водных ресурсов его территориальными органами, водохозяйственных балансов, сведений о водном объекте и водопользовании, в том числе содержащихся в государственном водном реестре и формах федерального государственного статистического наблюдения за использованием воды, сведений о заборе (изъятии) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков с учетом режима, состояния, физико-географических, морфометрических и других особенностей водного объекта (Постановление Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 223 «О лимитах (предельных объемах) и квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод»).

Лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности на период с 2010 г. по 2012 г. установлены Приказом Росводресурсов от 25 февраля 2010 г. N 32 «Об установлении Лимитов (предельных объемов) и Квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод на период с 2010 по 2012 год».

Статьей 6.2 Федерального закона от 3 июня 2008 г. N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что до утверждения в соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее чем до 1 января 2015 г., нормирование содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества в водных объектах.

В случае отсутствия у водопользователя разработанных и утвержденных в установленном порядке НДС установление нормативов качества сброса сточных вод в водный объект возможно на уровне предельно допустимых концентраций (ПДК), что не противоречит условию непревышения максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах показателей, определяемых исходя из нормативов допустимого воздействия на водные объекты (Письмо Росводресурсов от 5 февраля 2009 г. N ВК-02-25/325 «О предоставлении водных объектов в пользование»).

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных п. 1 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно — как 1/4 утвержденного годового лимита.

Согласно п. 3 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта. Она распространяется как на организации, забирающие и подающие воду непосредственно населению, так и на организации, забирающие и подающие воду другим организациям, направляющим воду населению (Письмо ФНС России от 17 января 2012 г. N ЕД-4-3/292@ «О водном налоге»).

Отметим, что с 1 января 2015 г. положения ст. 333.12 Налогового кодекса РФ претерпевают значительные изменения, связанные со вступлением в силу Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Во-первых, положения ст. 333.12 Налогового кодекса РФ дополняются новым пунктом — п. 1.1 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 1.1 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ устанавливается, что налоговые ставки, установленные в п. 1 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ с учетом положений п. п. 2, 4 и 5 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ, применяются в 2015 г. с коэффициентом 1,15, в 2016 г. — с коэффициентом 1,32, в 2017 г. — с коэффициентом 1,52, в 2018 г. — с коэффициентом 1,75, в 2019 г. — с коэффициентом 2,01, в 2020 г. — с коэффициентом 2,31, в 2021 г. — с коэффициентом 2,66, в 2022 г. — с коэффициентом 3,06, в 2023 г. — с коэффициентом 3,52, в 2024 г. — с коэффициентом 4,05, в 2025 г. — с коэффициентом 4,65.

Начиная с 2026 г. налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ, применяются с коэффициентами, определенными в соответствии с данным пунктом для года, предшествующего году налогового периода, умноженными на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

Налоговая ставка с учетом указанных коэффициентов округляется до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления.

Пунктом 2 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ в новой редакции устанавливается, что при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных п. 1 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ с учетом коэффициентов, установленных п. 1.1 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно — как одна четвертая утвержденного годового лимита.

При добыче подземных вод сверх установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) в расчете за налоговый период налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных п. 1 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ с учетом коэффициентов, установленных п. 1.1 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ. В случае отсутствия у налогоплательщика установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) в расчете по кварталам квартальные значения определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового объема.

Пункт 3 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ предусматривает, что ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

с 1 января по 31 декабря 2015 г. включительно — в размере 81 руб. за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2016 г. включительно — в размере 93 руб. за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2017 г. включительно — в размере 107 руб. за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2018 г. включительно — в размере 122 руб. за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2019 г. включительно — в размере 141 руб. за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2020 г. включительно — в размере 162 руб. за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2021 г. включительно — в размере 186 руб. за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2022 г. включительно — в размере 214 руб. за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2023 г. включительно — в размере 246 руб. за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2024 г. включительно — в размере 283 руб. за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2025 г. включительно — в размере 326 руб. за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Начиная с 2026 г. ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

Пунктом 4 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ предусматривается, что налогоплательщики, не имеющие средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, применяют ставку водного налога, определяемую с учетом положений п. 1.1 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ, с дополнительным коэффициентом 1,1.

Пунктом 5 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ предусматривается, что ставка водного налога при добыче подземных вод (за исключением промышленных, минеральных, а также термальных вод) в целях их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару, определяемая с учетом положений п. 1.1 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ, применяется с дополнительным коэффициентом 10.

 

Статья 333.13. Порядок исчисления налога

 

Комментарий к статье 333.13

 

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. порядок исчисления водного налога изменился. Так, положениями п. 1 ст. 333.13 Налогового кодекса РФ предусматривается, что сумма водного налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, умноженной на коэффициент (коэффициенты), установленный (установленные) ст. 333.12 Налогового кодекса РФ.

Также в соответствии с пп. «б» п. 42 ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 333.12 Налогового кодекса РФ дополнена п. 1.1, согласно которому налоговые ставки, установленные в п. 1 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ, применяются в 2015 г. с коэффициентом 1,15. Налоговая ставка с учетом указанных изменений округляется до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления.

 

Пример. На балансе российской организации числится гидроэлектростанция. ГЭС находится на реке Волге. В I квартале 2015 г. она выработала 470 тыс. кВт/ч электроэнергии.

Каков будет порядок начисления и уплаты водного налога в данном случае?

Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, умноженной на коэффициент (коэффициенты), установленный (установленные) ст. 333.12 Налогового кодекса РФ.

Объектом налогообложения является использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

Сумма водного налога за I квартал 2015 г. составит 5318,52 тыс. руб.:

470 тыс. кВт/ч x 9,84 руб. x 1,15.

 

Статья 333.14. Порядок и сроки уплаты налога

 

Комментарий к статье 333.14

 

В соответствии со ст. 333.14 Налогового кодекса РФ водный налог уплачивается по местонахождению объекта налогообложения, то есть по месту осуществления водопользования, признаваемого объектом налогообложения. Согласно ст. 333.15 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган также по местонахождению объекта налогообложения (по месту водопользования).

Водный налог ст. 13 Налогового кодекса РФ отнесен к федеральным налогам и в соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ полностью (по нормативу 100%) зачисляется в доход федерального бюджета, то есть не является источником формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и, соответственно, бюджетов муниципальных образований.

С учетом изложенного, по мнению ФНС России, представляется допустимым под местонахождением объекта налогообложения (местом осуществления водопользования) понимать территорию субъекта Российской Федерации.

В этой связи ФНС России считает возможным представление налогоплательщиком налоговой декларации по водному налогу в части водопользования, осуществляемого на территории нескольких муниципальных образований в пределах одного субъекта Российской Федерации, либо в налоговый орган по месту своего нахождения в этом субъекте Российской Федерации, либо по согласованию с управлением ФНС России этого субъекта — в один из налоговых органов этого же субъекта Российской Федерации по месту водопользования.

В силу ст. 333.14 Налогового кодекса РФ уплата водного налога производится отдельными платежными поручениями в отношении каждого муниципального образования в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется пользование водными объектами (Письмо ФНС России от 25 марта 2013 г. N ЕД-4-3/5055@).

 

Статья 333.15. Налоговая декларация

 

Комментарий к статье 333.15

 

Форма налоговой декларации по водному налогу и Порядок заполнения налоговой декларации по водному налогу утверждены Приказом Минфина России от 3 марта 2005 г. N 29н «Об утверждении формы налоговой декларации по водному налогу и Порядка ее заполнения».

При этом отметим, что налогоплательщикам и налоговым агентам при заполнении налоговых деклараций начиная с 1 января 2014 г. до утверждения новых форм налоговых деклараций в поле «код ОКАТО» рекомендуется указывать код ОКТМО (Письмо ФНС России от 17 октября 2013 г. N ЕД-4-3/18585 «О заполнении налоговых деклараций, представляемых в налоговые органы»).

Согласно ст. 333.15 Налогового кодекса РФ обязанность по представлению в налоговый орган налоговых деклараций по водному налогу возникает у организаций, признаваемых налогоплательщиками данного налога в соответствии со ст. 333.8 Налогового кодекса РФ.

В случае если организация осуществляет использование водного объекта в целях, не признаваемых ст. 333.9 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по водному налогу, то она налогоплательщиком водного налога не признается, водный налог не уплачивает и декларацию в налоговые органы не представляет.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code