Статья 302. Особенности формирования доходов и расходов налогоплательщика по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке

Комментарий к статье 302 Налогового кодекса РФ

 

Статья 302 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок формирования доходов и расходов по операциям с финансовыми инструментами, которые обращаются на организованном рынке.

Доходом по таким операциям признается сумма вариационной маржи, которую организация должна получить в отчетном (налоговом) периоде. Кроме того, в состав доходов надо включать все иные суммы, причитающиеся к получению в отчетном (налоговом) периоде по указанным финансовым инструментам.

Если для одной из сторон сделки перечисленные суммы являются доходами, то другой стороне следует включить их в состав расходов. Наряду с этим у организаций, которые проводят операции с финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке, для целей налогообложения признаются любые иные расходы, возникшие при осуществлении этих операций.

 

Статья 303. Особенности формирования доходов и расходов налогоплательщика по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке

 

Комментарий к статье 303

 

В соответствии с п. 3 ст. 301 Налогового кодекса РФ в целях гл. 25 Налогового кодекса РФ финансовые инструменты срочных сделок подразделяются на финансовые инструменты срочных сделок, обращающиеся на организованном рынке, и финансовые инструменты срочных сделок, не обращающиеся на организованном рынке.

Особенности формирования доходов и расходов налогоплательщика по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, установлены ст. 303 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 2 ст. 305 Налогового кодекса РФ фактическая цена финансового инструмента срочной сделки, не обращающегося на организованном рынке, признается для целей налогообложения рыночной ценой, если она отличается не более чем на 20% в сторону повышения (понижения) от расчетной стоимости этого финансового инструмента срочных сделок на дату заключения срочной сделки.

Если фактическая цена финансового инструмента срочной сделки, не обращающегося на организованном рынке, отличается более чем на 20% в сторону повышения (понижения) от расчетной стоимости этого финансового инструмента срочных сделок, доходы (расходы) налогоплательщика определяются исходя из расчетной стоимости, увеличенной (уменьшенной) на 20%.

Таким образом, если фактическая цена вышеуказанного финансового инструмента срочной сделки отличается более чем на 20% в сторону повышения от расчетной стоимости этого финансового инструмента срочных сделок, доходы налогоплательщика определяются исходя из такой фактической цены. Расходы в данном случае определяются исходя из расчетной стоимости, увеличенной на 20%. Если же его фактическая цена отличается более чем на 20% в сторону понижения от расчетной стоимости этого финансового инструмента срочных сделок, доходы налогоплательщика определяются исходя из расчетной стоимости, уменьшенной на 20%. Расходы в данном случае определяются исходя из фактической цены.

В случае нахождения фактической цены данного финансового инструмента срочной сделки в 20%-ном интервале в сторону повышения (понижения) от расчетной стоимости этого финансового инструмента срочных сделок доходы (расходы) налогоплательщика определяются исходя из фактической цены (Письмо Минфина России от 17 сентября 2012 г. N 03-03-06/2/106).

 

Статья 304. Особенности определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок

 

Комментарий к статье 304

 

Статья 304 Налогового кодекса РФ посвящена особенностям определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.

С 1 января 2015 г. порядок определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок изменился.

Так, до начала 2015 г. п. 1 ст. 304 Налогового кодекса РФ было установлено, что налоговая база по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, и налоговая база по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, исчислялась отдельно.

При этом налоговая база по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, определялась как разница между суммами доходов по указанным сделкам со всеми базисными активами, причитающимися к получению за отчетный (налоговый) период, и суммами расходов по указанным сделкам со всеми базисными активами за отчетный (налоговый) период. Отрицательная разница соответственно признавалась убытком от таких операций.

Убыток по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, уменьшал налоговую базу, определяемую в соответствии со ст. 274 Налогового кодекса РФ.

С 1 января 2015 г. положения ст. 304 Налогового кодекса РФ изложены в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 420-ФЗ).

С 1 января 2015 г. в соответствии с п. 1 ст. 304 Налогового кодекса РФ доходы (расходы) по операциям с обращающимися финансовыми инструментами срочных сделок учитываются при определении налоговой базы по прибыли, облагаемой по общеустановленной ставке 20%, указанной в п. 1 ст. 284 Налогового кодекса РФ, в отношении которой в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ не предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Отдельно от общей налоговой базы (если иное не предусмотрено ст. 280 Налогового кодекса РФ и ст. 304 Налогового кодекса РФ) определяется налоговая база по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися финансовыми инструментами срочных сделок. Налоговая база по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися финансовыми инструментами срочных сделок определяется совокупно в порядке, установленном ст. 304 Налогового кодекса РФ (п. 22 ст. 280 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 304 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено гл. 25 Налогового кодекса РФ, при определении налоговой базы по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися финансовыми инструментами срочных сделок учитываются доходы и расходы по всем указанным операциям за отчетный (налоговый) период со всеми базисными активами.

Убытки по завершенным сделкам, которые получены налогоплательщиками налога на прибыль организаций по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, возникшие до 31 декабря 2014 г. включительно и не учтенные ранее при определении налоговой базы, уменьшают налоговую базу соответствующих отчетных (налоговых) периодов начиная с 1 января 2015 г., определенную в соответствии со ст. ст. 280 и 304 Налогового кодекса РФ по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, и по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, в размере не более 20% первоначальной суммы таких убытков, определяемой по состоянию на 31 декабря 2014 г., ежегодно до 1 января 2025 г. (п. 4 ст. 5 Закона N 420-ФЗ).

 

Статья 305. Особенности оценки для целей налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок

 

Комментарий к статье 305

 

Статья 305 Налогового кодекса РФ посвящена особенностям оценки для целей налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок.

В соответствии с п. 1 ст. 305 Налогового кодекса РФ в отношении обращающихся финансовых инструментов срочных сделок фактическая цена сделки для целей налогообложения признается рыночной и применяется в целях налогообложения.

В соответствии с п. 2 ст. 305 Налогового кодекса РФ фактическая цена необращающегося финансового инструмента срочных сделок признается для целей налогообложения рыночной ценой и применяется для целей налогообложения, если она отличается не более чем на 20% в сторону повышения (понижения) от расчетной стоимости этого финансового инструмента срочных сделок на дату заключения сделки.

Если фактическая цена необращающегося финансового инструмента срочных сделок отличается более чем на 20% в сторону повышения (понижения) от расчетной стоимости этого финансового инструмента, доходы (расходы) налогоплательщика определяются исходя из расчетной стоимости, увеличенной (уменьшенной) на 20%.

В соответствии с п. 3 ст. 305 Налогового кодекса РФ в отношении своп-контрактов и опционных контрактов, как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке, стороной по которым выступает центральный контрагент, который осуществляет свои функции в соответствии с законодательством о клиринговой деятельности и правилами клиринга и качество управления которого признано удовлетворительным в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, фактическая цена сделки, определенная с учетом правил клиринга, зарегистрированных в установленном порядке, признается рыночной ценой и применяется для целей налогообложения.

Порядок определения расчетной стоимости соответствующих видов финансовых инструментов срочных сделок устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 305 Налогового кодекса РФ Указанием Банка России от 7 октября 2014 г. N 3413-У «О порядке определения расчетной стоимости финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованных торгах, в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Указание Банка России от 7 октября 2014 г. N 3413-У) утвержден порядок определения расчетной стоимости финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованных торгах, которые в соответствии с требованиями п. 3 ст. 301 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются обращающимися на организованном рынке (далее — необращающиеся финансовые инструменты срочных сделок).

В соответствии с п. 1 Указания Банка России от 7 октября 2014 г. N 3413-У расчетная стоимость необращающегося финансового инструмента срочных сделок определяется исходя из:

а) цены, определенной в соответствии с п. 3 Указания Банка России от 7 октября 2014 г. N 3413-У;

б) или расчетной цены, определенной налогоплательщиком в соответствии с п. 4 Указания Банка России от 7 октября 2014 г. N 3413-У;

в) или цены финансового инструмента срочных сделок, определенной оценщиком;

г) или в случаях, предусмотренных Указанием Банка России от 7 октября 2014 г. N 3413-У, цены финансового инструмента, определенной по методике, установленной в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения.

Так, в соответствии с п. п. 3, 4 Указания Банка России от 7 октября 2014 г. N 3413-У определяются:

а) цена, исходя из которой определяется расчетная стоимость финансового инструмента срочных сделок;

б) расчетная цена, исходя из которой может быть определена расчетная стоимость необращающегося финансового инструмента срочных сделок.

Налогоплательщик вправе самостоятельно устанавливать в учетной политике для целей налогообложения методику определения расчетной стоимости необращающихся финансовых инструментов срочных сделок, условия которых не позволяют определить их расчетную стоимость в соответствии с п. п. 3, 4 Указания Банка России от 7 октября 2014 г. N 3413-У (п. 2 Указания Банка России от 7 октября 2014 г. N 3413-У).

 

Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации

 

Комментарий к статье 306

 

Статья 306 Налогового кодекса РФ посвящена:

а) особенностям налогообложения иностранных организаций;

б) постоянным представительствам иностранных организаций.

В соответствии со ст. 246 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на прибыль в Российской Федерации признаются, в частности, иностранные компании, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

В ст. 247 Налогового кодекса РФ установлено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

При этом прибылью, в частности, для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Согласно ст. 306 Налогового кодекса РФ деятельность иностранной компании на территории Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства, если она одновременно отвечает следующим признакам:

— наличие любого места деятельности иностранной организации (обособленное подразделение, филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, строительная площадка);

— осуществление иностранной организацией в этом месте предпринимательской деятельности;

— осуществление такой деятельности иностранной организацией регулярно.

В соответствии с п. 2 ст. 306 Налогового кодекса РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 Налогового кодекса РФ.

Деятельностью иностранной организации на территории Российской Федерации также признается деятельность, осуществляемая иностранной организацией — оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

Таким образом, как указал Минфин России в Письме от 17 октября 2014 г. N 03-08-13/52359, постоянным представительством иностранной организации в Налоговом кодексе РФ признается не только институционализированное подразделение этой иностранной организации, созданное на территории Российской Федерации в соответствии с национальным законодательством, но и деятельность иностранной организации, осуществляемая на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 306 Налогового кодекса РФ постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства. Постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.

В соответствии с п. 4 ст. 306 Налогового кодекса РФ факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п. 2 ст. 306 Налогового кодекса РФ, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства. К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:

1) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;

2) содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;

3) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;

4) содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;

5) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

При этом, по мнению Минфина России, для того чтобы факты осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации указанных выше видов деятельности не могли рассматриваться как приводящие к образованию постоянного представительства, такая деятельность должна осуществляться исключительно в пользу самой иностранной организации, а не в пользу третьих лиц, при этом такая деятельность не должна составлять значительную часть бизнеса иностранной организации и не должна быть идентична основной деятельности иностранной организации. Под основной деятельностью обычно понимается деятельность, являющаяся существенной и важной исходя из содержания предпринимательских целей и задач организации, т.е. подготовительный или вспомогательный характер деятельности подразумевает, что по своему содержанию она не может составлять всю основную деятельность или ее существенную часть (Письмо Минфина России от 20 января 2014 г. N 03-08-05/1418).

Если деятельность иностранных организаций на территории Российской Федерации не приводит к образованию постоянного представительства и (или) они не получают доходы от источников в Российской Федерации, то такие организации не уплачивают налог на прибыль организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п. 8 ст. 307 Налогового кодекса РФ если деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства, она обязана самостоятельно исчислять и уплачивать налог на прибыль в России, а также представлять отчетность.

При этом наличие постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации определяется исходя из положений законодательства о налогах и сборах. В случае если иностранная компания является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора.

Наличие или отсутствие постоянного представительства в Российской Федерации, то есть свой налоговый статус, иностранные организации определяют самостоятельно исходя из положений ст. 306 Налогового кодекса РФ, а также с учетом норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения (Письмо Минфина России от 24 февраля 2012 г. N 03-02-07/1-42).

В соответствии с п. 4 ст. 83 Налогового кодекса РФ постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через обособленные подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) такой организации.

Заявление о постановке на учет подается иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации. При подаче заявления о постановке на учет (снятии с учета) иностранная организация одновременно с указанным заявлением представляет в налоговый орган документы, которые необходимы для постановки ее на учет (снятия с учета) в налоговом органе и перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Форма N 11ИО-Учет «Заявление иностранной организации о постановке на учет в налоговом органе» утверждена Приказом ФНС России от 13 февраля 2012 г. N ММВ-7-6/80@ «Об утверждении форм, Порядка их заполнения и Форматов документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах».

Одновременно с указанным заявлением представляются следующие документы:

1) учредительные документы иностранной организации;

2) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица;

3) справка налогового органа страны происхождения иностранной организации о ее регистрации в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика);

4) решение уполномоченного органа иностранной организации о создании Отделения на территории Российской Федерации и положение об этом Отделении;

5) договор (соглашение, контракт), на основании которого иностранная организация осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, — в случае отсутствия решения уполномоченного органа иностранной организации о создании Отделения на территории Российской Федерации;

6) доверенность о наделении руководителя Отделения иностранной организации на территории Российской Федерации необходимыми полномочиями;

7) документы, подтверждающие аккредитацию Отделения иностранной организации на территории Российской Федерации, если такая аккредитация предусмотрена законодательством Российской Федерации;

8) документ, предоставляющий право иностранной организации на пользование природными ресурсами, — для иностранной организации, признаваемой пользователем недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень вышеуказанных документов приведен в абз. 4 п. 4 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, которые утверждены Приказом Минфина России от 30 сентября 2010 г. N 117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения», иностранная организация, которая осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение, подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности.

В случае если несколько отделений иностранной организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка иностранной организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее Отделений, определяемым иностранной организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) иностранной организацией в выбранный ею налоговый орган.

 

Статья 307. Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации

 

Комментарий к статье 307

 

Статья 307 Налогового кодекса РФ посвящена особенностям налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянное представительство, признается прибыль. Она определяется как разность между всеми относящимися к постоянному представительству доходами и всеми произведенными этим постоянным представительством расходами, исчисленными в соответствии с положениями гл. 25 Налогового кодекса РФ (ст. 247 Налогового кодекса РФ и п. 1 ст. 307 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 307 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признаются:

— доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом положений п. 4 ст. 307 Налогового кодекса РФ;

— доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов;

— другие доходы от источников в Российской Федерации, указанные в п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ, относящиеся к постоянному представительству.

Таким образом, налоговая база по налогу на прибыль иностранной организации от деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство определяется как разность между всеми относящимися к постоянному представительству доходами и всеми произведенными этим постоянным представительством расходами, исчисленными в соответствии с положениями гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, согласно ст. ст. 247 и 307 Налогового кодекса РФ признаются доходы, полученные через постоянное представительство, уменьшенные на величину произведенных этим представительством расходов, которые определяются в соответствии с положениями гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Налог на прибыль исчисляется иностранной организацией, осуществляющей деятельность в РФ через постоянное представительство, самостоятельно.

В соответствии с п. 3 ст. 307 Налогового кодекса РФ в случае, если иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, приводящую к образованию постоянного представительства, и при этом в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения, налоговая база определяется в размере 20% от суммы расходов этого постоянного представительства, связанных с такой деятельностью.

При определении порядка формирования налоговой базы по налогу на прибыль по деятельности иностранной организации в Российской Федерации необходимо, по мнению МНС России, изложенному в Письме от 12 мая 2004 г. N 23-1-10/34-1571, учитывать следующее.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 274 Налогового кодекса РФ, налоговой базой иностранной организации, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, для целей гл. 25 Налогового кодекса РФ признается денежное выражение прибыли, определяемой как разность между полученными через эти постоянные представительства доходами и произведенными этими постоянными представительствами расходами (т.н. прямой метод). Данный метод применяется во всех случаях определения налоговой базы, за исключением случаев, когда Налоговым кодексом РФ не установлено иное.

В отношении деятельности иностранной организации подготовительного и вспомогательного характера, осуществляемой в интересах третьих лиц и приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, по которой не предусмотрено получение вознаграждения, п. 3 ст. 307 Налогового кодекса РФ установлен особый (специальный) отличный от общего порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль в размере 20% от суммы расходов этого постоянного представительства, связанных с такой деятельностью. Применение данного порядка в случае осуществления деятельности, указанной в п. 3 ст. 307 Налогового кодекса РФ, является императивной нормой. Иного порядка, в том числе прямого метода или комбинации различных методов исчисления налоговой базы, в таком случае законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено.

Таким образом, при определении налоговой базы иностранной организации по налогу на прибыль по деятельности в соответствии с п. 3 ст. 307 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения могут выступать исключительно расходы, в том числе внереализационные, связанные с такой деятельностью. Любые доходы, в том числе внереализационные, возникающие у иностранной организации по деятельности в Российской Федерации, в формировании налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 307 Налогового кодекса РФ не участвуют, поскольку это не предусмотрено законодательством Российской Федерации по налогам и сборам.

В случае если наряду с деятельностью, указанной в п. 3 ст. 307 Налогового кодекса РФ, иностранная организация через это же отделение осуществляет иную деятельность, также приводящую к образованию постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации, налоговая база по такой иной деятельности исчисляется прямым методом, отдельно от налоговой базы, определяемой в соответствии с п. 3 ст. 307 Налогового кодекса РФ. При этом при формировании налоговой базы прямым методом могут учитываться только те доходы и расходы, в том числе внереализационные, которые связаны именно с той деятельностью иностранной организации, приводящей к образованию постоянного представительства, налоговая база по которой исчисляется указанным методом. Расходы, связанные с деятельностью иностранной организации подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, приводящей к образованию постоянного представительства, в отношении которой не предусмотрено получение вознаграждения, в формировании налоговой базы, исчисляемой прямым методом, не участвуют.

В соответствии с п. 4 ст. 307 Налогового кодекса РФ при наличии у иностранной организации на территории РФ более чем одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению.

Таким образом, консолидация расчетов налоговой базы и суммы налога по разным отделениям иностранной организации не допускается (за исключением случаев, предусмотренных абз. 2 п. 4 ст. 307 Налогового кодекса РФ).

При наличии нескольких постоянных представительств иностранной организации налоговая декларация составляется иностранной организацией по каждому постоянному представительству.

Следовательно, если иностранная организация имеет несколько отделений, зарегистрированных в разных субъектах Российской Федерации, она обязана определять налоговую базу по каждому отделению, представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль в каждый налоговый орган по месту постановки на учет в Российской Федерации в сроки, установленные ст. 289 Налогового кодекса РФ.

Исключение составляет тот случай, когда иностранная организация, имеющая несколько отделений на территории Российской Федерации, которые образуют постоянное представительство, осуществляет через них деятельность в рамках единого технологического процесса.

Абзацем 2 п. 4 ст. 307 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если иностранная организация осуществляет через такие отделения деятельность в рамках единого технологического процесса или в других аналогичных случаях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, такая организация имеет право рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделение на территории Российской Федерации, в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям) при условии применения всеми включенными в группу отделениями единой учетной политики в целях налогообложения. При этом иностранная организация самостоятельно устанавливает, какое из отделений будет вести налоговый учет, а также представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения. Сумма налога на прибыль, подлежащая в таком случае уплате в бюджет, распределяется между отделениями в порядке, предусмотренном ст. 288 Налогового кодекса РФ. При этом не учитывается стоимость основных средств и нематериальных активов, а также среднесписочная численность работников (фонд оплаты труда работников), не относящихся к деятельности иностранной организации на территории Российской Федерации через постоянное представительство.

Налоговая декларация по итогам налогового (отчетного) периода, а также годовой отчет о деятельности в Российской Федерации по установленной форме представляются иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, в налоговый орган по месту нахождения данного представительства этой организации в порядке и в сроки, установленные ст. 289 НК РФ.

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации утверждена Приказом МНС России от 5 января 2004 г. N БГ-3-23/1, а Инструкция по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации (далее — Инструкция) — Приказом МНС России от 7 марта 2002 г. N БГ-3-23/118. Форма годового отчета о деятельности иностранной организации в РФ утверждена Приказом МНС России от 16 января 2004 г. N БГ-3-23/19.

В соответствии с Инструкцией налоговая декларация заполняется всеми иностранными организациями, осуществляющими деятельность в РФ, состоящими на учете в налоговых органах РФ. При этом в каждом конкретном случае заполняются и представляются только необходимые разделы декларации.

Так, зарубежными компаниями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, приводящую к образованию постоянного представительства, через отделение, заполняются разд. 2 — 9 налоговой декларации по налогу на прибыль.

Иностранными организациями, имеющими отделения, но не осуществляющими предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, заполняются разд. 2 и 3 налоговой декларации по налогу на прибыль.

При этом разд. 3 налоговой декларации по налогу на прибыль заполняется только при ее представлении по окончании налогового периода.

Налоговая декларация по налогу на прибыль иностранной компании согласно указанной Инструкции представляется в налоговый орган по месту постановки на учет.

Следовательно, иностранная организация, имеющая два отделения, зарегистрированных в разных субъектах Российской Федерации, обязана представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль в каждый налоговый орган по месту постановки на учет в Российской Федерации в сроки, установленные ст. 289 Налогового кодекса РФ.

При этом Минфин России в Письме от 17 апреля 2013 г. N 07-01-06/13053 обратил внимание, что форма годового отчета о деятельности иностранной организации в Российской Федерации, утвержденная Приказом МНС России от 16 января 2004 г. N БГ-3-23/19, содержит сведения в том числе о бухгалтерском учете организации. В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с данным Федеральным законом, если иное не установлено им. Бухгалтерский учет в соответствии с данным Федеральным законом могут не вести находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Согласно п. 8 ст. 307 Налогового кодекса РФ иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи и налог на прибыль в порядке, предусмотренном ст. ст. 286 и 287 Налогового кодекса РФ.

Что же касается ставки налога, то она зависит от деятельности, которую ведет инофирма. Как и доходы российских организаций, доходы постоянных представительств иностранных компаний облагаются по ставке 20%.

Еще существует ставка, равная 15%. Ее представительство применяет, если получает доходы в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также дивиденды от российских компаний.

В отношении дивидендов оговоримся особо. Если между Российской Федерацией и иностранным государством заключено соглашение об избежании двойного налогообложения и в нем есть положения о том, что иностранные компании платят налог на прибыль с дивидендов по той же ставке, что и российские организации, то применяется ставка 6%.

Перечислять авансовые платежи и предоставлять налоговые декларации постоянные представительства должны так же, как и российские компании. Здесь стоит оговорить лишь ситуацию, в которой представительство прекращает свою деятельность в России до того, как закончился налоговый период. Тогда оно обязано в течение месяца подать в свой налоговый орган декларацию за последний отчетный период.

Когда у зарубежной организации несколько постоянных представительств на территории России, сумму налога надо определять по каждому отделению. На это указано в п. 4 ст. 307 Налогового кодекса РФ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code