Статья 299. Особенности определения расходов профессиональных участников рынка ценных бумаг

Комментарий к статье 299 Налогового кодекса РФ

 

Статья 299 Налогового кодекса РФ посвящена особенностям определения расходов профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В соответствии с со ст. 299 Налогового кодекса РФ к расходам профессиональных участников рынка ценных бумаг, кроме расходов, указанных в ст. ст. 254 — 269 Налогового кодекса РФ (с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг), относятся, в частности:

1) расходы в виде взносов организаторам торговли и иным организациям (в том числе в соответствии с законодательством Российской Федерации некоммерческим организациям), имеющим соответствующую лицензию;

2) расходы на поддержание и обслуживание торговых мест различного режима, возникающие в связи с осуществлением профессиональной деятельности;

3) расходы на осуществление экспертизы, связанной с подлинностью представляемых документов, в том числе бланков (сертификатов) ценных бумаг;

4) расходы, связанные с раскрытием информации о деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг;

5) расходы на создание и доначисление резервов под обесценение ценных бумаг согласно ст. 300 Налогового кодекса РФ;

6) расходы на участие в собраниях акционеров, проводимых эмитентами ценных бумаг или по их поручению;

7) другие расходы, непосредственно связанные с деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.

При этом отметим, что помимо перечисленных специальных расходов, которые профессиональные участники рынка ценных бумаг могут учитывать в целях налогообложения, п. 7 ст. 299 Налогового кодекса РФ указано, что расходами могут быть и другие расходы, непосредственно связанные с деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.

 

Статья 299.1. Особенности определения доходов клиринговых организаций

 

Комментарий к статье 299.1

 

Статья 299.1 Налогового кодекса РФ посвящена особенностям определения доходов клиринговых организаций.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» (далее — Закон N 7-ФЗ) клиринговой организацией признается юридическое лицо, имеющее право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности.

В соответствии с положениями ст. 24 Закона N 7-ФЗ коллективным клиринговым обеспечением является способ обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств любого из участников клиринга, в соответствии с которым удовлетворение требований, обеспеченных коллективным клиринговым обеспечением, в случаях, установленных соглашением о коллективном клиринговом обеспечении, осуществляется за счет имущества, являющегося предметом коллективного клирингового обеспечения (т.е. гарантийным фондом).

Гарантийный фонд формируется клиринговой организацией за счет взносов участников клиринга и иных лиц. Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство по внесению такого взноса, обязано возместить убытки, причиненные клиринговой организации, лицу, осуществляющему функции центрального контрагента, иным участникам клиринга в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения указанного обязательства.

Гарантийный фонд должен быть обособлен от имущества клиринговой организации на клиринговом счете (клиринговых счетах). Правила клиринга могут предусматривать создание нескольких гарантийных фондов. Различные гарантийные фонды могут находиться на одном клиринговом счете.

Гарантийный фонд могут составлять денежные средства в рублях и (или) иностранной валюте, ценные бумаги, а также иное имущество, определенное нормативными актами Банка России. Дополнительные требования к имуществу, которое может составлять гарантийный фонд, в том числе к его составу, могут быть установлены соглашением о коллективном клиринговом обеспечении. Имущество, обремененное залогом, не может составлять гарантийный фонд.

Порядок определения размера взноса в гарантийный фонд устанавливается соглашением о коллективном клиринговом обеспечении в соответствии с нормативными актами Банка России.

Клиринговая организация, если это предусмотрено соглашением о коллективном клиринговом обеспечении, вправе в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России размещать денежные средства, составляющие гарантийный фонд, во вклады в кредитных организациях. Доходы по таким вкладам включаются в состав гарантийного фонда, если иное не предусмотрено соглашением о коллективном клиринговом обеспечении.

Клиринговая организация вправе использовать в своих интересах денежные средства гарантийного фонда, если это предусмотрено соглашением о коллективном клиринговом обеспечении. В этом случае денежные средства гарантийного фонда зачисляются клиринговой организацией на ее собственный банковский счет. Клиринговая организация обязана возвратить в гарантийный фонд денежные средства в сумме и в срок, которые необходимы для удовлетворения требований, обеспеченных коллективным клиринговым обеспечением.

Если это предусмотрено соглашением о коллективном клиринговом обеспечении, клиринговая организация вправе за счет гарантийного фонда предоставлять займы лицу, осуществляющему функции центрального контрагента, или участнику клиринга, не исполнившему обязательств, включенных в клиринговый пул, при условии предоставления ими обеспечения или заключать с указанными лицами договоры РЕПО и иные договоры, предусмотренные нормативными актами Банка России. Все обязательства по указанным договорам должны быть исполнены в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты их заключения.

По договорам, заключенным клиринговой организацией за счет гарантийного фонда, клиринговая организация приобретает права и становится обязанной.

В случае прекращения договора об оказании клиринговых услуг участнику клиринга возвращаются имущество, внесенное в гарантийный фонд, или денежные средства. Сумма денежных средств, подлежащих возврату участнику клиринга, определяется исходя из стоимости имущества, составляющего гарантийный фонд, рассчитанной на день прекращения договора об оказании клиринговых услуг, пропорционально взносу такого участника клиринга. В случае если гарантийный фонд формируется не только за счет взносов участников клиринга, но и за счет взносов иных лиц, правилами клиринга должны быть определены условия и порядок возврата имущества, внесенного ими в гарантийный фонд, или денежных средств. Сумма денежных средств, подлежащих возврату таким лицам, определяется исходя из стоимости имущества, составляющего гарантийный фонд, рассчитанной на день, определенный правилами клиринга, пропорционально взносу таких лиц. Порядок определения стоимости имущества, а также срок возврата денежных средств определяются в соответствии с нормативными актами Банка России.

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 299.1 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы клиринговых организаций не учитываются доходы в виде денежных средств и иного имущества, которые получены клиринговой организацией от использования фондов, сформированных этой клиринговой организацией в целях обеспечения исполнения обязательств по гражданско-правовым договорам.

Учитывая изложенное, доходы в виде процентов от размещения средств гарантийного фонда клиринговой организации во вкладах в кредитных организациях, включаемые в состав гарантийного фонда, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с п. 4 ст. 24 Закона N 7-ФЗ денежные средства гарантийного фонда должны быть обособлены от имущества клиринговой организации на клиринговом счете — отдельном банковском счете клиринговой организации.

По договорам, заключенным клиринговой организацией за счет гарантийного фонда, включая договоры банковского вклада, клиринговая организация приобретает права и становится обязанной (п. 11 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).

Учитывая изложенное, доходы от инвестирования средств гарантийного фонда признаются доходами, полученными клиринговой организацией, не учитываемыми для целей налогообложения прибыли на основании пп. 3 п. 2 ст. 299.1 Налогового кодекса РФ (Письмо Минфина России от 1 ноября 2012 г. N 03-03-06/1/570).

 

Статья 299.2. Особенности определения расходов клиринговых организаций

 

Комментарий к статье 299.2

 

Статья 299.2 Налогового кодекса РФ посвящена особенностям определения расходов клиринговых организаций.

В соответствии с п. 1 ст. 299.2 Налогового кодекса РФ к расходам налогоплательщиков — клиринговых организаций относятся расходы, предусмотренные ст. ст. 254 — 269 Налогового кодекса РФ, определяемые с учетом особенностей, предусмотренных ст. 299.2 Налогового кодекса РФ.

При определении налоговой базы клиринговых организаций не учитываются следующие расходы:

1) денежные средства и иное имущество, которые обеспечивают исполнение обязательств участников клиринга и переданы клиринговой организацией в счет исполнения таких обязательств;

2) денежные средства и иное имущество, которые переданы клиринговой организацией участникам клиринга по итогам осуществления клиринга (расчетов), в том числе по договорам, стороной по которым является клиринговая организация, а также по договорам, предусматривающим приобретение имущества, совершаемым клиринговой организацией в целях исполнения обязательств участников клиринга;

3) денежные средства и иное имущество, которые переданы участникам клиринга и которые получены клиринговой организацией от использования фондов, сформированных клиринговой организацией за счет взносов данных участников клиринга в целях обеспечения исполнения обязательств по гражданско-правовым договорам.

 

Статья 299.3. Особенности определения доходов от осуществления деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья

 

Комментарий к статье 299.3

 

Статья 299.3 Налогового кодекса РФ посвящена особенностям определения доходов от осуществления деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

В соответствии с п. 1 ст. 299.3 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, к доходам налогоплательщиков, указанных в п. 1 ст. 275.2 Налогового кодекса РФ, относятся доходы, указанные в ст. ст. 249 и 250 Налогового кодекса РФ, и доходы, предусмотренные ст. 299.3 Налогового кодекса РФ, если они связаны с осуществлением деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

Согласно п. 1 ст. 299.3 Налогового кодекса РФ перечень доходов налогоплательщика, указанного в п. 1 ст. 275.2 Налогового кодекса РФ, полученных (понесенных) от осуществления деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, является открытым.

К доходам налогоплательщиков, указанных в п. 1 ст. 275.2 Налогового кодекса РФ, от осуществления деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в целях настоящей главы относятся, в частности, следующие доходы:

1) доход организации — владельца лицензии на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья, от реализации продуктов технологического передела углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья (сжиженного природного газа, стабильного конденсата, широкой фракции легких углеводородов).

Доход от реализации нефтепродуктов, продуктов нефтехимии и газохимии, произведенных из углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья, не включается в налоговую базу, определяемую в порядке, установленном ст. 275.2 Налогового кодекса РФ, а учитывается в целях налогообложения в общем порядке;

2) доход организации — оператора нового морского месторождения углеводородного сырья от выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных соответствующим операторским договором;

3) доход организации — оператора нового морского месторождения углеводородного сырья от реализации углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья и приобретенного организацией — оператором нового морского месторождения углеводородного сырья у организации — владельца лицензии на пользование участком недр, в границах которого расположено указанное месторождение, а также продуктов технологического передела (сжиженного природного газа, стабильного конденсата, широкой фракции легких углеводородов), полученных из такого углеводородного сырья;

4) доход от реализации товаров (имущественных прав), предназначенных для использования при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, по сделкам между организацией — владельцем лицензии на пользование участком недр, в границах которого расположено указанное новое морское месторождение углеводородного сырья, и организацией — оператором указанного нового морского месторождения углеводородного сырья;

5) доход от реализации амортизируемого имущества, ранее непосредственно использовавшегося при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, определяемый в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ;

6) доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, в случае, если соответствующие заемные средства были предоставлены налогоплательщику, указанному в п. 1 ст. 275.2 Налогового кодекса РФ, для финансирования деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении которого определяется налоговая база;

7) доходы в виде сумм кредиторской задолженности по займам, кредитам и другим долговым обязательствам (включая задолженность по уплате процентов), списанной в связи с прощением долга либо по иным основаниям, если соответствующие заемные средства были привлечены для финансирования деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;

8) доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), предусмотренные п. 4 ст. 250 Налогового кодекса РФ, по договорам, заключенным между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 Налогового кодекса РФ, осуществляющими деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения при условии, что указанное имущество использовалось в отчетном (налоговом) периоде при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на указанном новом морском месторождении углеводородного сырья.

В соответствии с п. 3 ст. 299.3 Налогового кодекса РФ учет доходов, которые не могут быть непосредственно отнесены к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, или к иной деятельности налогоплательщика, а также доходов, относящихся к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, осуществляемой в отношении нескольких новых морских месторождений углеводородного сырья, при определении налоговой базы в соответствии с положениями ст. 275.2 Налогового кодекса РФ осуществляется в порядке, аналогичном установленному п. 4 ст. 299.4 Налогового кодекса РФ.

 

Статья 299.4. Особенности определения расходов, связанных с осуществлением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья

 

Комментарий к статье 299.4

 

Статья 299.4 Налогового кодекса РФ посвящена особенностям определения расходов от осуществления деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

В соответствии с п. 1 ст. 299.4 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, к расходам налогоплательщиков, указанных в п. 1 ст. 275.2 Налогового кодекса РФ, относятся обоснованные и документально подтвержденные расходы, понесенные налогоплательщиком, если эти расходы связаны с осуществлением таким налогоплательщиком деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

При этом расходы, понесенные при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, определяются с учетом особенностей, установленных ст. 299.4 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 299.4 Налогового кодекса РФ к расходам налогоплательщиков, указанных в п. 1 ст. 275.2 Налогового кодекса РФ, относятся, в частности, следующие виды расходов, понесенных ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья:

1) расходы на освоение природных ресурсов на участке недр, в границах которого осуществляется деятельность, связанная с поиском, оценкой и (или) разведкой нового морского месторождения углеводородного сырья, с учетом особенностей, установленных п. 7 ст. 261 настоящего Кодекса;

2) расходы в виде процентов по договорам займа, кредита и другим долговым обязательствам в случае, если соответствующие заемные средства были привлечены для финансирования деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;

3) расходы в виде сумм дебиторской задолженности по займу, кредиту или другим долговым обязательствам (включая суммы начисленных процентов), списанной в связи с прощением долга либо по иным основаниям, если соответствующие заемные средства были предоставлены налогоплательщику, указанному в п. 1 ст. 275.2 Налогового кодекса РФ, для финансирования деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении которого определяется налоговая база;

4) расходы на доставку (транспортировку) углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья, а также продуктов его технологического передела (сжиженного природного газа, стабильного конденсата и широкой фракции легких углеводородов) получателям.

К указанным расходам на доставку относятся, в частности, расходы на доставку (транспортировку) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг в портах и транспортно-экспедиционных услуг, а также расходы на сжижение и регазификацию газа природного горючего. При этом в состав расходов на доставку (транспортировку) не включается сумма амортизации по основным средствам, принадлежащим налогоплательщику, указанному в п. 1 ст. 275.2 Налогового кодекса РФ, и используемым при доставке (транспортировке) углеводородного сырья;

5) расходы организации — оператора нового морского месторождения углеводородного сырья в виде компенсации понесенных ранее расходов организации — владельца лицензии на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья либо в границах которого предполагается осуществлять поиск, оценку и (или) разведку нового морского месторождения углеводородного сырья, связанных с получением такой лицензии. К расходам, указанным в данном случае, относятся, в частности, платежи (бонусы, компенсации) за коммерческое открытие нового морского месторождения углеводородного сырья на соответствующем участке недр, а также любые другие аналогичные платежи.

В соответствии с п. 4 ст. 299.4 Налогового кодекса РФ расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, или к иной деятельности налогоплательщика, а также расходы, относящиеся к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, осуществляемой в отношении нескольких месторождений, учитываются при определении налоговой базы в соответствии с положениями ст. 275.2 Налогового кодекса РФ в доле, определяемой налогоплательщиком в соответствии с порядком распределения расходов. Указанный порядок устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее 5 налоговых периодов.

Пунктом 5 ст. 299.4 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщик вправе согласовать с налоговыми органами порядок распределения соответствующих расходов, представив заявление.

Следовательно, налогоплательщик должен в целях налогообложения прибыли организаций определить порядок распределения расходов, указанных в п. 4 ст. 299.4 Налогового кодекса РФ, который может применяться без согласования с налоговыми органами, но должен быть отражен в учетной политике налогоплательщика.

В соответствии с п. 5 ст. 299.4 Налогового кодекса РФ Приказом ФНС России от 30 июня 2014 г. N ММВ-7-3/341@ «Об утверждении формы заявления и Порядка согласования порядка распределения расходов» утверждены:

а) форма заявления о согласовании порядка распределения расходов;

б) Порядок согласования порядка распределения расходов (далее — Порядок согласования порядка распределения расходов).

В соответствии с п. 2 Порядка согласования порядка распределения расходов в заявлении о согласовании порядка распределения расходов отражаются основные сведения о налогоплательщике.

В представленном заявлением на согласование порядке распределения расходов, которые не могут быть непосредственно отнесены к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, или к иной деятельности налогоплательщика, а также расходов, относящихся к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, осуществляемой в отношении нескольких месторождений, следует отразить:

а) перечень видов расходов (объект распределения);

б) описание расчета доли для распределения расходов (формулу);

в) характеристику показателей, участвующих в формуле расчета, включая наименования показателей, единицы измерения (оценку);

г) период, за который формируется показатель, либо дату, по состоянию на которую он рассматривается;

д) письменные пояснения, обосновывающие предлагаемый порядок распределения.

К заявлению необходимо приложить формы используемых налогоплательщиком в хозяйственной жизни документов, которые будут являться источником информации, подтверждающей (фиксирующей, формирующей) данные о размерах всех участвующих в расчете показателей. Например, шаблоны специальных регистров налогового учета, содержащие ссылки на показатели, участвующие в распределении расходов и отраженные либо в первичных учетных документах, либо в регистрах аналитического (синтетического) учета.

Налогоплательщики вправе приложить иные документы (пояснения), отражающие и (или) обосновывающие согласовываемый порядок распределения расходов.

Заявление должно быть направлено в ФНС России в 2-х экземплярах за подписью руководителя организации (уполномоченного представителя), заверенное печатью, с целью возврата налогоплательщику одного из них с соответствующей отметкой о согласовании.

Заявление может быть представлено налогоплательщиком на бумажном носителе лично (через представителя) или направлено почтовым отправлением.

В соответствии с п. 12 Порядка согласования порядка распределения расходов по итогам рассмотрения заявления налоговый орган согласовывает порядок распределения расходов либо формирует письмо с мотивированным отказом в его согласовании.

Основанием для отказа в согласовании порядка распределения расходов может являться следующее:

отсутствие в заявлении указания полного наименования организации и (или) печати организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и (или) код причины постановки на учет (КПП);

отсутствие в заявлении подписи и (или) указания фамилии и инициалов руководителя организации (представителя организации), представившего и (или) подписавшего заявление;

непредставление уполномоченным представителем налогоплательщика документов, подтверждающих в установленном порядке его полномочие на представление соответствующего заявления;

на момент рассмотрения налогоплательщик не соответствует требованиям п. 1 ст. 275.2 Налогового кодекса РФ;

выбранный в п. 5 заявления период применения порядка распределения расходов распространяется на истекшие налоговые (отчетные) периоды;

сведения, предусмотренные п. п. 3, 4 разд. II Порядка согласования порядка распределения расходов, не представлены или не позволяют обосновать порядок распределения расходов;

в заявлении и (или) представленных документах содержатся недостоверные сведения.

На последнем листе разд. 2 заявления налоговым органом заполняется поле «Согласовывается» («Возвращается без согласования»).

Один экземпляр заявления с заполненным полем «Согласовывается» («Возвращается без согласования») в разд. 2 заявления, а при отказе в согласовании также письмо с мотивированным отказом, в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты, указанной в поле «Согласовывается» («Возвращается без согласования») в разд. 2 заявления, вручается налогоплательщику (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком (его представителем), либо направляется налогоплательщику по почте заказным письмом.

Копия заявления с отметкой о согласовании или о возврате без согласования и копия письма с мотивированным отказом направляются в адрес ФНС России.

В случае возврата заявления без согласования налогоплательщик вправе после его доработки повторно обратиться с заявлением, представив при необходимости дополнительную информацию.

 

Статья 299.5. Особенности определения доходов и расходов эмитентов российских депозитарных расписок

 

Комментарий к статье 299.5

 

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2015 г. гл. 25 Налогового кодекса РФ дополняется новой статьей — ст. 299.5 Налогового кодекса РФ, которая посвящена особенностям определения доходов и расходов эмитентов российских депозитарных расписок.

В соответствии с п. 1 ст. 299.5 Налогового кодекса РФ к доходам налогоплательщиков — эмитентов российских депозитарных расписок относятся доходы, предусмотренные ст. ст. 249 и 250 Налогового кодекса РФ, определяемые с учетом особенностей, предусмотренных ст. 299.5 Налогового кодекса РФ.

Российская депозитарная расписка — именная эмиссионная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости, удостоверяющая право собственности на определенное количество представляемых ценных бумаг (акций или облигаций иностранного эмитента либо ценных бумаг иного иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении акций или облигаций иностранного эмитента) и закрепляющая право ее владельца требовать от эмитента российских депозитарных расписок получения взамен российской депозитарной расписки соответствующего количества представляемых ценных бумаг и оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем российской депозитарной расписки прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами. В случае если эмитент представляемых ценных бумаг принимает на себя обязательства перед владельцами российских депозитарных расписок, указанная ценная бумага удостоверяет также право ее владельца требовать надлежащего выполнения этих обязанностей (абз. 30 ст. 2 Закона N 39-ФЗ).

В соответствии со ст. 27.5-3 Закона N 39-ФЗ эмитентом российских депозитарных расписок является депозитарий, созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечающий установленным нормативными актами Банка России требованиям к размеру собственного капитала (собственных средств) и осуществляющий депозитарную деятельность не менее 3-х лет.

Процедура эмиссии российских депозитарных расписок включает следующие этапы:

1) утверждение решения о выпуске российских депозитарных расписок уполномоченным органом их эмитента — депозитария;

2) государственная регистрация выпуска российских депозитарных расписок или присвоение выпуску российских депозитарных расписок идентификационного номера;

3) размещение российских депозитарных расписок.

Эмиссия российских депозитарных расписок может осуществляться без государственной регистрации их выпуска и регистрации проспекта российских депозитарных расписок при одновременном соблюдении следующих условий:

1) российские депозитарные расписки удостоверяют право собственности на представляемые ценные бумаги, находящиеся в обращении и соответствующие требованиям п. п. 1 и 2 ст. 51.1 Закона N 39-ФЗ;

2) представляемые ценные бумаги, право собственности на которые удостоверяют российские депозитарные расписки, прошли процедуру листинга на иностранной бирже, указанной в п. 4 ст. 27.5-3 Закона N 39-ФЗ.

Российские депозитарные расписки могут размещаться путем открытой или закрытой подписки, а также путем их размещения на условиях передачи представляемых ценных бумаг.

Выплаты владельцам российских депозитарных расписок осуществляются эмитентом российских депозитарных расписок в валюте Российской Федерации, если иное не установлено решением о выпуске российских депозитарных расписок. Срок исполнения обязательств, связанных с осуществлением указанных выплат, не может превышать 5 дней со дня получения депозитарием от эмитента представляемых ценных бумаг соответствующих выплат.

В соответствии с п. 2 ст. 299.5 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы эмитентов российских депозитарных расписок не учитываются следующие доходы:

1) денежные средства и иное имущество, имущественные права, которые получены эмитентом российских депозитарных расписок в связи с размещением таких расписок, за исключением денежных сумм, имущества, имущественных прав, полученных эмитентом российских депозитарных расписок в качестве вознаграждения за его услуги;

2) денежные средства и иное имущество, имущественные права, которые получены эмитентом российских депозитарных расписок в связи с осуществлением им прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами.

В соответствии с п. 3 ст. 299.5 Налогового кодекса РФ к расходам налогоплательщиков — эмитентов российских депозитарных расписок относятся расходы, предусмотренные ст. ст. 254 — 269 Налогового кодекса РФ, определяемые с учетом особенностей, предусмотренных ст. 299.5 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 299.5 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы эмитентов российских депозитарных расписок не учитываются следующие расходы:

1) денежные средства и иное имущество, имущественные права, переданные (уплаченные) эмитентом российских депозитарных расписок эмитенту или владельцам представляемых ценных бумаг в связи с размещением российских депозитарных расписок;

2) денежные средства и иное имущество, имущественные права, которые переданы эмитентом российских депозитарных расписок владельцам российских депозитарных расписок в связи с осуществлением прав по российским депозитарным распискам.

 

Статья 300. Расходы на формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность

 

Комментарий к статье 300

 

Комментируемая ст. 300 Налогового кодекса РФ регулирует порядок создания и корректировки резервов под обесценение ценных бумаг. В состав расходов, признаваемых для целей налогообложения, такие резервы могут включить только профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность. Причем это возможно только в том случае, если указанные организации определяют доходы и расходы по методу начисления.

Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, именуется дилером. Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также государственная корпорация, если для такой корпорации возможность осуществления дилерской деятельности установлена федеральным законом, на основании которого она создана.

Кроме цены, дилер имеет право объявить иные существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг: минимальное и максимальное количество покупаемых и/или продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные цены. При отсутствии в объявлении указания на иные существенные условия дилер обязан заключить договор на существенных условиях, предложенных его клиентом. В случае уклонения дилера от заключения договора к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении такого договора и/или о возмещении причиненных клиенту убытков (ст. 4 Закона N 39-ФЗ).

Положение о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг утверждено Приказом ФСФР России от 20 июля 2010 г. N 10-49/пз-н «Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг».

Резервы создаются в конце отчетного (налогового) периода в отношении каждого выпуска ценных бумаг. Чтобы определить размер резерва, необходимо из цены, по которой были приобретены ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке, вычесть их рыночную котировку на конец отчетного (налогового) периода. Для этого в цену приобретения ценной бумаги необходимо включить расходы по ее приобретению.

Корректировка резерва под обесценение ценных бумаг производится в следующих случаях:

— при реализации или ином выбытии ценных бумаг, в отношении которых был создан резерв, — сумма этого резерва включается в состав доходов;

— если расчетная величина резерва на конец отчетного (налогового) периода превышает его сумму — резерв увеличивается;

— если расчетная величина резерва на конец отчетного (налогового) периода оказывается меньше суммы ранее созданного резерва — резерв восстанавливается (уменьшается) до расчетной величины, а сумма восстановления включается в доходы.

Резервы создаются только в рублях. Цену приобретения и рыночную котировку ценных бумаг, которые номинированы в иностранной валюте, надо пересчитывать в рубли на дату создания и корректировки резерва.

 

Статья 301. Срочные сделки. Особенности налогообложения

 

Комментарий к статье 301

 

В соответствии с п. 1 ст. 301 Налогового кодекса РФ финансовым инструментом срочной сделки признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Законом N 39-ФЗ. Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Законом N 39-ФЗ.

В соответствии со ст. 2 Закона N 39-ФЗ производный финансовый инструмент — договор, за исключением договора РЕПО, предусматривающий одну или несколько из следующих обязанностей:

1) обязанность сторон или стороны договора периодически или единовременно уплачивать денежные суммы, в том числе в случае предъявления требований другой стороной, в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции, значений, рассчитываемых на основании цен производных финансовых инструментов, значений показателей, составляющих официальную статистическую информацию, значений физических, биологических и (или) химических показателей состояния окружающей среды, от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государствами или муниципальными образованиями своих обязанностей (за исключением договора поручительства и договора страхования), либо иного обстоятельства, которое предусмотрено федеральным законом или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации и относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит, а также от изменения значений, рассчитываемых на основании одного или совокупности нескольких указанных в настоящем пункте показателей. При этом такой договор может также предусматривать обязанность сторон или стороны договора передать другой стороне ценные бумаги, товар или валюту либо обязанность заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;

2) обязанность сторон или стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать ценные бумаги, валюту или товар либо заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;

3) обязанность одной стороны передать ценные бумаги, валюту или товар в собственность другой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора, обязанность другой стороны принять и оплатить указанное имущество и указание на то, что такой договор является производным финансовым инструментом.

Особенности заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, рассмотрены в ст. 51.4 Закона N 39-ФЗ.

Заключение участниками торгов на организованных торгах договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, допускается при условии, что другой стороной по таким договорам является лицо, осуществляющее функции центрального контрагента. Банком России могут быть установлены иные случаи, когда договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, заключаются только при условии, что другой стороной по таким договорам является лицо, осуществляющее функции центрального контрагента.

В случае если стороны намерены заключить более одного договора, являющегося производным финансовым инструментом, порядок заключения таких договоров, а также их отдельные условия могут быть согласованы сторонами посредством заключения между ними генерального соглашения (единого договора) и (или) определены спецификациями и (или) правилами бирж и (или) правилами клиринга. К отношениям сторон в связи с заключением и исполнением (прекращением) договора, являющегося производным финансовым инструментом, положения генерального соглашения применяются, если это предусмотрено указанным договором.

Договором, являющимся производным финансовым инструментом, а также генеральным соглашением (единым договором), спецификацией и (или) правилами биржи и (или) правилами осуществления клиринговой деятельности может быть предусмотрено, что отдельные условия такого договора (генерального соглашения, спецификации или правил биржи, правил осуществления клиринговой деятельности) определяются примерными условиями, разработанными для указанного договора саморегулируемыми организациями на рынке ценных бумаг и опубликованными в печати или размещенными в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Генеральным соглашением (единым договором), спецификацией и (или) правилами биржи и (или) правилами клиринга могут быть предусмотрены основания и порядок прекращения обязательств по всем договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, заключенным между сторонами на условиях, установленных указанными генеральным соглашением (единым договором), спецификацией или правилами, в том числе по требованию одной из сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении другой стороной обязательств по договору, являющемуся производным финансовым инструментом. При этом должен быть установлен порядок определения суммы денежных средств (количества иного имущества), подлежащих передаче стороной (сторонами) в связи с прекращением обязательств по договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, а также срок такой передачи.

Договором, являющимся производным финансовым инструментом, может быть определено лицо, которое на основании соглашений со сторонами указанного договора определяет сумму денежных средств (количество иного имущества), подлежащих передаче по договору, являющемуся производным финансовым инструментом, предъявляет сторонам требования, предусмотренные таким договором, совершает иные действия, необходимые для осуществления прав и исполнения обязанностей каждой из сторон по указанному договору. Таким лицом может являться клиринговая организация, кредитная организация, брокер или депозитарий.

Заключение на торгах биржи договора, являющегося производным финансовым инструментом, предусматривающим обязанность одной стороны уплачивать денежные суммы в зависимости от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государствами или муниципальными образованиями своих обязательств, допускается при условии, что сторонами такого договора являются участники организованных торгов, лицо, за счет которого исполняется указанная обязанность, является квалифицированным инвестором в силу федерального закона или юридическим лицом, признанным квалифицированным инвестором, а лицо, за счет которого действует другая сторона, — юридическим лицом.

Заключение договоров не на торгах биржи допускается при условии, что уплата денежных сумм в зависимости от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государствами или муниципальными образованиями своих обязательств, осуществляется за счет кредитной организации, брокера, дилера, а сторона, имеющая право на получение таких денежных сумм, или лицо, за счет которого она действует, является юридическим лицом.

Заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, предназначенных для квалифицированных инвесторов, может осуществляться только через брокеров. Указанное правило не распространяется на квалифицированных инвесторов в силу федерального закона, а также на случаи, установленные Банком России.

Положение о видах производных финансовых инструментов (далее — Положение о видах производных финансовых инструментов), которое утверждено Приказом ФСФР России от 4 марта 2010 г. N 10-13/пз-н, определяет виды договоров (контрактов), являющихся производными финансовыми инструментами.

В соответствии с п. 3 Положения о видах производных финансовых инструментов опционным договором (контрактом) признаются:

1) договор, предусматривающий обязанность стороны договора в случае предъявления требования другой стороной периодически и (или) единовременно уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цены (значения) базисного (базового) актива или наступления обстоятельства, являющегося базисным (базовым) активом;

2) договор, предусматривающий:

— обязанность стороны договора на условиях, определенных при его заключении, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать ценные бумаги, валюту или товар, являющийся базисным (базовым) активом, в том числе путем заключения стороной (сторонами) и (или) лицом (лицами), в интересах которых был заключен опционный договор, договора купли-продажи ценных бумаг, договора купли-продажи иностранной валюты или договора поставки товара;

— или обязанность стороны договора в случае предъявления требования другой стороной заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом и составляющий базисный (базовый) актив.

В соответствии с п. 6 Положения о видах производных финансовых инструментов фьючерсным договором (контрактом) признается заключаемый на биржевых торгах договор, предусматривающий обязанность каждой из сторон договора периодически уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цены (цен) и (или) значения (значений) базисного (базового) актива и (или) наступления обстоятельства, являющегося базисным (базовым) активом.

В соответствии с п. 7 Положения о видах производных финансовых инструментов фьючерсный договор может также предусматривать:

— обязанность стороны фьючерсного договора (контракта) передать другой стороне ценные бумаги, валюту или товар, являющийся базисным (базовым) активом, в том числе путем заключения стороной (сторонами) фьючерсного договора (контракта), и (или) лицом (лицами), в интересах которых был заключен фьючерсный договор (контракт), договора купли-продажи ценных бумаг, договора купли-продажи иностранной валюты или договора поставки товара;

— или обязанность сторон фьючерсного договора (контракта) заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом и составляющий базисный (базовый) актив.

В соответствии с п. 9 Положения о видах производных финансовых инструментов биржевым форвардным договором (контрактом) признается договор, заключаемый на биржевых торгах:

— предусматривающий обязанность одной стороны договора передать ценные бумаги, валюту или товар, являющийся базисным (базовым) активом, в собственность другой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора, обязанность другой стороны принять и оплатить указанное имущество и указание на то, что такой договор является производным финансовым инструментом;

— и не предусматривающий обязанность стороны или сторон договора периодически уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цены (цен) и (или) значения (значений) базисного (базового) актива и (или) наступления обстоятельства, являющегося базисным (базовым) активом.

Биржевой форвардный договор (контракт) является поставочным договором.

Внебиржевым форвардным договором (контрактом) признается договор, заключаемый не на биржевых торгах и предусматривающий:

1) обязанность одной стороны договора передать ценные бумаги, валюту или товар, являющийся базисным (базовым) активом, в собственность другой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора, обязанность другой стороны принять и оплатить такое имущество и указание на то, что договор является производным финансовым инструментом;

2) или обязанность одной стороны договора передать ценные бумаги, валюту или товар, являющийся базисным (базовым) активом, в собственность другой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора, обязанность другой стороны принять и оплатить такое имущество, а также обязанность сторон или стороны договора периодически и (или) единовременно уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цены (цен) и (или) значения (значений) базисного (базового) актива и (или) наступления обстоятельства, являющегося базисным (базовым) активом;

3) или обязанность сторон или стороны договора периодически и (или) единовременно уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цены (цен) и (или) значения (значений) базисного (базового) актива и (или) наступления обстоятельства, являющегося базисным (базовым) активом.

В соответствии с п. 12 Положения о видах производных финансовых инструментов своп-договором (контрактом) признаются:

1) договор, предусматривающий:

— обязанность стороны или сторон договора периодически и (или) единовременно уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цены (цен) и (или) значения (значений) базисного (базового) актива и (или) наступления обстоятельства, являющегося базисным (базовым) активом;

— и определение обязанности каждой из сторон договора уплачивать денежные суммы на основании различных базисных (базовых) активов или различных значений базисного (базового) актива (правил определения значений базисного (базового) актива). При этом обязанность стороны договора уплачивать денежные суммы может определяться на основании фиксированного значения базисного (базового) актива, установленного договором;

2) договор, предусматривающий:

— обязанность одной стороны передать валюту в собственность второй стороне и обязанность второй стороны принять и оплатить валюту, а также обязанность второй стороны передать валюту в собственность первой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора и обязанность первой стороны принять и оплатить валюту;

— и указание на то, что договор является производным финансовым инструментом; и

— и обязанность стороны или сторон договора периодически и (или) единовременно уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цены (цен) и (или) значения (значений) базисного (базового) актива и (или) наступления обстоятельства, являющегося базисным (базовым) активом, и (или) от фиксированных в договоре цены (цен) и (или) значения базисного (базового) актива. При этом определение обязанности каждой из сторон договора уплачивать денежные суммы осуществляется в соответствии с условиями договора на основании различных базисных (базовых) активов или различных значений базисного (базового) актива (правил определения значений базисного (базового) актива).

Своп-договор (контракт) может также предусматривать:

— обязанность сторон или стороны своп-договора передать другой стороне ценные бумаги, валюту или товар, являющийся базисным (базовым) активом, в том числе путем заключения стороной (сторонами) своп-договора и (или) лицом (лицами), в интересах которого (которых) был заключен своп-договор, договора купли-продажи ценных бумаг, договора купли-продажи иностранной валюты или договора поставки товара;

— и (или) обязанность сторон своп-договора (контракта) заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом и составляющий базисный (базовый) актив.

В соответствии с абз. 4, 5 п. 1 ст. 301 Налогового кодекса РФ под базисным активом финансовых инструментов срочных сделок понимается предмет срочной сделки (в том числе иностранная валюта, ценные бумаги и иное имущество и имущественные права, процентные ставки, кредитные ресурсы, индексы цен или процентных ставок, другие финансовые инструменты срочных сделок).

Под участниками срочных сделок понимаются организации, совершающие операции с финансовыми инструментами срочных сделок.

В соответствии с п. 2 ст. 301 Налогового кодекса РФ исполнением прав и обязанностей по операции с финансовыми инструментами срочных сделок является исполнение финансового инструмента срочных сделок:

а) либо путем поставки базисного актива;

б) либо путем произведения окончательного взаиморасчета по финансовому инструменту срочных сделок;

в) либо путем совершения участником срочной сделки операции, противоположной ранее совершенной операции с финансовым инструментом срочных сделок.

В соответствии с п. 3.2 ст. 301 Налогового кодекса РФ признаются:

а) поставочными срочными сделками — финансовые инструменты срочных сделок, условия которых предусматривают поставку базисного актива или заключение иного финансового инструмента срочных сделок, условия которого предусматривают поставку базисного актива;

б) расчетными срочными сделками — финансовые инструменты срочных сделок, условия которых не предусматривают поставки базисного актива или заключения иного финансового инструмента срочных сделок, условия которых предусматривают поставку базисного актива.

Для операций с финансовыми инструментами срочных сделок, направленных на покупку базисного актива, операцией противоположной направленности признается операция, направленная на продажу базисного актива, а для операции, направленной на продажу базисного актива, — операция, направленная на покупку базисного актива.

При этом налогообложение операций по поставке базисного актива осуществляется в порядке, предусмотренном ст. ст. 301 — 305 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщик вправе с учетом требований настоящей статьи самостоятельно квалифицировать сделку, условия которой предусматривают поставку базисного актива, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения. Критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок должны быть определены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

В соответствии с п. 3 ст. 301 Налогового кодекса РФ финансовые инструменты срочных сделок подразделяются на:

а) финансовые инструменты срочных сделок, обращающиеся на организованном рынке (обращающиеся финансовые инструменты срочных сделок);

б) и финансовые инструменты срочных сделок, не обращающиеся на организованном рынке (необращающиеся финансовые инструменты срочных сделок).

При этом финансовые инструменты срочных сделок признаются обращающимися на организованном рынке при одновременном соблюдении следующих условий:

1) порядок их заключения, обращения и исполнения устанавливается организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранных государств;

2) информация о ценах финансовых инструментов срочных сделок публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть предоставлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение 3-х лет после даты совершения операции с финансовым инструментом срочной сделки.

Особенности формирования доходов и расходов налогоплательщика по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, установлены ст. 302 Налогового кодекса РФ.

Особенности формирования доходов и расходов налогоплательщика по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, установлены ст. 303 Налогового кодекса РФ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code