Статья 287. Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей

Комментарий к статье 287 Налогового кодекса РФ

 

Существуют 3 варианта уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль:

— ежемесячно исходя из прибыли за прошлый квартал;

— ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли;

— ежеквартально.

В первом случае сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во II квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.

Величина ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в III квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам I квартала.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, то указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

Кроме того, организации вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактической прибыли, уведомив об этом свою налоговую инспекцию не позднее 31 декабря года, предшествующего переходу. При этом систему уплаты авансовых платежей нельзя изменить в течение года.

И наконец, организации, у которых за предыдущие четыре квартала выручка от реализации не превысит в среднем 10 млн руб. за каждый квартал, могут платить только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

 

Статья 288. Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения

 

Комментарий к статье 288

 

Статья 288 Налогового кодекса РФ посвящена особенностям исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения.

Фирмы не должны отдельно считать налог на прибыль, приходящийся на каждое обособленное подразделение, если все они находятся в одном субъекте РФ. Сумму налога по всем подразделениям, расположенным в одном регионе, теперь можно рассчитать исходя из их совокупной прибыли. Перечислять платеж надо с расчетного счета одного из этих подразделений — по выбору фирмы. О том, какой именно филиал будет платить налог, надо уведомить все инспекции, в которых состоят на учете обособленные подразделения.

Проинформировать надо налоговые органы как по местонахождению ответственного за перечисление налога филиала, так и по местонахождению каждого из подразделений, через которые больше не планируется платить налог. Для каждого из этих уведомлений чиновники разработали свою форму.

Первое из уведомлений нужно подать в налоговую инспекцию по местонахождению того подразделения, через которое будет перечисляться налог. Цель этого документа — сообщить налоговикам, какое подразделение выбрала фирма для уплаты налога.

В уведомлении нужно указать:

полное наименование фирмы и ее ИНН;

наименование ответственного подразделения, которое будет перечислять налог за все структуры, находящиеся в данном регионе;

подразделения, расположенные в том же субъекте России и через которые организация больше не будет перечислять региональную часть налога в отчетном году.

В каждую из налоговых инспекций, где состоят на учете филиалы, через которые больше не будет уплачиваться налог на прибыль, нужно также подать уведомление. Завизировать уведомления должны руководитель и главный бухгалтер организации.

Налоговый кодекс РФ требует распределять налог на прибыль, уплачиваемый в бюджет субъекта России, между головной организацией и ее обособленными подразделениями. Для этого нужно определить налогооблагаемую прибыль, приходящуюся на каждое подразделение. Ее рассчитывают по двум показателям:

удельному весу среднесписочной численности работников (или по выбору бухгалтера — расходов на оплату труда) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) всей фирмы;

удельному весу остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения в остаточной стоимости амортизируемого имущества всего предприятия.

Организации, у которых есть на территории одного субъекта РФ несколько обособленных подразделений, могут не распределять прибыль по каждому из них, а уплачивать налог в бюджет субъекта РФ через одно выбранное обособленное подразделение, уведомив об этом налоговые инспекции по месту нахождения обособленных подразделений (п. 2 ст. 288 Налогового кодекса РФ).

Срок, в течение которого необходимо уведомить инспекторов о выбранном обособленном подразделении, через которое организация будет отчитываться по налогу на прибыль до 31 декабря года, предшествующего новому налоговому периоду.

А что будет, если организация нарушит установленный срок? В этом случае, по мнению налоговиков, изложенному в Письме ФНС России от 12 декабря 2006 г. N 18-5-09/000462, налоговые органы обязаны будут применить к этому налогоплательщику предусмотренные Налоговым кодексом РФ меры воздействия, направленные на обеспечение уплаты им налога на прибыль в общеустановленном порядке. К таким мерам относятся налоговые санкции за непредставление налоговых деклараций по месту нахождения обособленных подразделений налогоплательщика, а также начисление пени при наличии недоимки и проведение предусмотренных гл. 8 Налогового кодекса РФ процедур по взысканию недоимки.

Статья 288 Налогового кодекса РФ ничего не говорит о том, что фирма, в срок не уведомившая инспекторов о переходе на новый порядок уплаты налога, теряет право на переход. То есть если организация своевременно уплачивает налог через выбранное ею обособленное подразделение и подает декларации в соответствующую налоговую инспекцию, то у нее не будет ни недоимки (п. 2 ст. 11, п. п. 3, 4 ст. 45 Налогового кодекса РФ), ни просрочки в представлении декларации (ст. 119 Налогового кодекса РФ).

А поскольку изменения в ст. 288 Налогового кодекса РФ, как мы уже писали, вступили в силу с 1 января 2008 г., упомянутый срок станет обязательным лишь при подаче в налоговые инспекции уведомлений о переходе на новый порядок уплаты налога с 1 января 2009 г. Это связано с тем, что акты налогового законодательства, ухудшающие положение налогоплательщиков по сравнению с ранее действующими, обратной силы не имеют. Так сказано в п. 2 ст. 5 Налогового кодекса РФ. Получается, что закон не требует от организаций сообщать в срок до 31 декабря 2007 г. о переходе с 1 января 2008 г. на уплату налога через ответственное обособленное подразделение.

Согласно п. 2 ст. 288 Налогового кодекса РФ, положения которой применяются при уплате налога (авансовых платежей) ответственным участником КГН по этой группе с учетом установленных особенностей, уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Пунктом 6 ст. 288 Налогового кодекса РФ установлено, что доля прибыли каждого участника КГН и каждого из их обособленных подразделений в совокупной прибыли этой группы определяется ответственным участником КГН как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого участника или обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ, в целом по КГН.

Ответственный участник КГН определяет величину прибыли, приходящейся на каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и на каждое из их обособленных подразделений, путем умножения определенной вышеуказанным способом доли прибыли каждого из участников или каждого обособленного подразделения участника КГН на совокупную прибыль этой группы.

По мнению ФНС России, изложенному в Письме от 24 января 2013 г. N ЕД-4-3/859@ «О ежемесячных авансовых платежах на I квартал 2013 г. при образовании КГН», ответственным участником КГН общая сумма исчисленных ежемесячных авансовых платежей на I квартал 2013 г. может быть распределена для уплаты в бюджеты субъектов Российской Федерации с учетом положений п. 6 ст. 288 Налогового кодекса РФ, то есть исходя из показателей средней арифметической величины удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества участника КГН или обособленного подразделения соответственно в суммарных показателях среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества всех участников КГН за последний отчетный период 2012 г.

Порядок отражения ответственным участником КГН ежемесячных авансовых платежей, исчисленных для уплаты в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в I квартале, в уведомлениях, представляемых им в соответствии с п. 2 ст. 288 Налогового кодекса РФ, изложен в п. 4 Письма Минфина России от 10 февраля 2012 г. N 03-03-10/11 (доведено до налоговых органов Письмом ФНС России от 29 февраля 2012 г. N ЕД-4-3/3285@) и в Письмах ФНС России от 20 апреля 2012 г. N ЕД-4-3/6656@ и от 26 апреля 2012 г. N ЕД-4-3/7006@.

Если уплата налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации производится ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 288 Налогового кодекса РФ, то ответственный участник этой группы самостоятельно выбирает одного из участников или одно из обособленных подразделений (ответственных обособленных подразделений) участников, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по месту нахождения которого будет осуществляться уплата налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации. В налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в подразделах 1.1 и 1.2 разд. 1 платежи в бюджет субъекта Российской Федерации указываются в суммах, относящихся к участникам консолидированной группы налогоплательщиков, обособленным подразделениям, ответственным обособленным подразделениям, находящимся на территории одного субъекта Российской Федерации, и отраженным в Приложении N 6 к листу 02 с соответствующим кодом ОКТМО.

Уведомление о принятом решении направляется в налоговый орган по месту нахождения ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором начинает действовать консолидированная группа налогоплательщиков. В 2012 г. — до наступления срока уплаты авансового платежа, следующего за регистрацией договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 10 февраля 2012 г. N 03-03-10/11, доведено до налоговых органов Письмом ФНС России от 29 февраля 2012 г. N ЕД-4-3/3285@). Если ответственный участник группы отнесен к категории крупнейших налогоплательщиков, то уведомление направляется в налоговый орган по месту учета его в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Рекомендуемая типовая форма уведомления N 3 приведена в Приложении к настоящему Письму.

В уведомлении, представляемом после регистрации налоговым органом договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, приводятся данные о всех участниках и (или) обособленных подразделениях участников, по месту нахождения которых будет производиться уплата налога в соответствующие бюджеты субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений п. 2 ст. 288 Налогового кодекса уведомление представляется также при изменении состава консолидированной группы налогоплательщиков, закрытии обособленных подразделений, изменении места нахождения участников или их обособленных подразделений и по иным основаниям, приведшим к смене участника или обособленного подразделения участника, по месту нахождения которого уплачивается налог в бюджет субъекта Российской Федерации. Представление уведомления требуется и в случае изменения места уплаты налога, например при изменении места нахождения участника или обособленного подразделения в пределах одного субъекта Российской Федерации.

В указанных случаях в уведомление включаются только данные об участниках группы или их обособленных подразделениях, в отношении которых произошли названные выше изменения.

В форме уведомления в графах 4, 5 и 6 предусмотрено указание сумм ежемесячных авансовых платежей на I квартал налогового периода, в котором начинает действовать консолидированная группа налогоплательщиков, определенных в порядке, установленном п. 8 ст. 286 Налогового кодекса РФ. При этом платежи в федеральный бюджет указываются под п. 1.

По этим же графам указываются суммы авансовых платежей по ненаступившим срокам уплаты при смене ответственного обособленного подразделения в течение текущего налогового периода.

При указании причины представления уведомления в специально отведенных знако-местах ставится знак «V».

Если организации до образования консолидированной группы налогоплательщиков уплачивали налог на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 288 Налогового кодекса, то повторного уведомления налоговых органов о выбранных ими ответственных обособленных подразделениях не требуется.

При смене участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственного обособленного подразделения, по месту нахождения которого не производится уплата налога, исчисленного по консолидированной налоговой базе, уведомление составляется в произвольной форме и направляется ответственным участником группы в налоговый орган по месту своего нахождения (месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) (Письмо ФНС России от 20 апреля 2012 г. N ЕД-4-3/6656@ «Об уведомлениях о порядке уплаты налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации консолидированной группой налогоплательщиков»).

 

Статья 288.1. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области

 

Комментарий к статье 288.1

 

Статья 288.1 Налогового кодекса РФ устанавливает льготный порядок обложения налогом для организаций — резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.

Льготный порядок уплаты налога применяется в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 16-ФЗ).

Для этого организация должна наладить раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) при реализации инвестиционного проекта и при осуществлении иной хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 288.1 Налогового кодекса РФ). В противном случае налог на прибыль надо платить обычным образом.

В целях ст. 288.1 Налогового кодекса РФ налоговой базой по налогу на прибыль от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Законом N 16-ФЗ, полученной при реализации данного инвестиционного проекта и определяемой на основании данных раздельного учета доходов (расходов) (полученных (произведенных) при реализации этого инвестиционного проекта) и доходов (расходов) (полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности), к которым применяются положения гл. 25 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 288.1 Налогового кодекса РФ).

При этом в отношении доходов п. 5 ст. 288.1 Налогового кодекса РФ установлено ограничение, согласно которому доходами, полученными при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в результате реализации данного инвестиционного проекта, за исключением производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект.

В целях ст. 288.1 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Законом N 16-ФЗ учитываются возникшие при реализации указанного проекта доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к валюте Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации, переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте), в том числе по валютным счетам в банках, требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, за исключением авансов, выданных (полученных), а также в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту. Указанные доходы (расходы) учитываются и определяются в порядке, установленном гл. 25 Налогового кодекса РФ (п. 5.1 ст. 288.1 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что с 1 января 2015 г. положениями п. 5.1 ст. 288.1 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 20 апреля 2014 г. N 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») предусматривается, что в целях ст. 288.1 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Законом N 16-ФЗ учитываются возникшие при реализации указанного проекта доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от проводимой в связи с изменением курса иностранной валюты к валюте Российской Федерации переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте), в том числе по валютным счетам в банках, требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, за исключением выданных (полученных) авансов, а также в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту. Указанные доходы (расходы) определяются и учитываются в порядке, установленном гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Ставка налога в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта, составляет:

— в течение 6 календарных лет со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области — 0% (п. 6 ст. 288.1 Налогового кодекса РФ);

— с 7-го по 12-й год включительно общая ставка налога уменьшается вдвое (п. 7 ст. 288.1 Налогового кодекса РФ). Если же законом Калининградской области для отдельных категорий налогоплательщиков установлена пониженная ставка, то в бюджет Калининградской области будет зачисляться налог, исчисленный по этой пониженной ставке, также уменьшенной на 50%.

Разница между той суммой налога на прибыль, которая была бы исчислена организацией в общем порядке, без использования льготы, и той суммой налога, которая исчислена с применением льготного порядка, в налоговую базу по налогу на прибыль не включается.

 

Статья 288.2. Особенности исчисления налога участниками региональных инвестиционных проектов

 

Комментарий к статье 288.2

 

Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации» (далее — Закон N 267-ФЗ) в Налоговый кодекс РФ введена ст. 288.2 об особенностях исчисления налога участниками региональных инвестиционных проектов.

В соответствии с п. 1 ст. 288.2 Налогового кодекса РФ участники региональных инвестиционных проектов исчисляют налог на прибыль в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ с учетом особенностей, установленных ст. 288.2 Налогового кодекса РФ, при условии ведения раздельного учета:

а) доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации регионального инвестиционного проекта;

б) и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности.

В целях ст. 288.2 Налогового кодекса РФ доходы (расходы), полученные (произведенные) при осуществлении иной хозяйственной деятельности участником регионального инвестиционного проекта, учитываются при исчислении налоговой базы только при выполнении условия, предусмотренного п. 1 ст. 284.3 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 284.3 Налогового кодекса РФ налогоплательщик — участник регионального инвестиционного проекта при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ, вправе применять к налоговой базе налоговые ставки в размерах и порядке, которые предусмотрены ст. 284.3 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 249 Налогового кодекса РФ в целях гл. 25 Налогового кодекса РФ доходами от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

При этом если товары произведены в результате реализации регионального инвестиционного проекта, реализуемого с соблюдением всех требований, установленных как Налоговым кодексом РФ, так и законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется реализация этого проекта, то доходы от реализации таких товаров учитываются при определении пропорции, установленной п. 1 ст. 284.3 Налогового кодекса РФ (Письмо Минфина России от 3 марта 2014 г. N 03-03-06/1/8859).

В соответствии с п. 4 ст. 288.2 Налогового кодекса РФ при прекращении статуса участника регионального инвестиционного проекта по основаниям, указанным в пп. 1, 3, 4 и 5 п. 4 ст. 25.12 Налогового кодекса РФ, при условии осуществления им капитальных вложений в объеме, предусмотренном региональным инвестиционным проектом, последним отчетным периодом применения налоговых ставок, предусмотренных ст. 284.3 Налогового кодекса РФ, является отчетный период, предшествующий отчетному периоду, в котором статус участника регионального инвестиционного проекта был прекращен.

В соответствии с п. 5 ст. 288.2 Налогового кодекса РФ сумма налога на прибыль подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст. 287 Налогового кодекса РФ днем уплаты налога (авансового платежа по налогу), исчисленного без учета статуса организации как участника регионального инвестиционного проекта за весь период нахождения такой организации в реестре участников региональных инвестиционных проектов, в следующих случаях:

1) при прекращении статуса участника регионального инвестиционного проекта по основаниям, указанным в пп. 1, 3, 4 и 5 п. 4 ст. 25.12 Налогового кодекса РФ, и при невыполнении требования к общему объему капитальных вложений, предусмотренного региональным инвестиционным проектом;

2) при прекращении статуса участника регионального инвестиционного проекта в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 25.12 Налогового кодекса РФ.

Отметим, что положения ст. 288.2 Налогового кодекса РФ (в ред. Закона N 267-ФЗ) применяются до 1 января 2029 г. независимо от даты включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 3 Закона N 267-ФЗ).

 

Статья 289. Налоговая декларация

 

Комментарий к статье 289

 

В соответствии с п. 1 ст. 289 Налогового кодекса РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 289 Налогового кодекса РФ, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном ст. 289 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, налоговые декларации по налогу на прибыль обязаны представлять все налогоплательщики. Декларацию по налогу на прибыль представляют в следующие сроки:

— по итогам каждого отчетного периода — не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;

— по итогам налогового периода (года) — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если отчетным периодом по налогу на прибыль является квартал (первое полугодие, девять месяцев), декларацию нужно представлять в следующие сроки:

— за I квартал — не позднее 28 апреля отчетного года;

— за полугодие — не позднее 28 июля отчетного года;

— за девять месяцев — не позднее 28 октября отчетного года;

— за год — не позднее 28 марта года следующего года.

Если отчетным периодом по налогу на прибыль является месяц, декларацию нужно представлять:

— по итогам отчетных периодов — не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим;

— по итогам налогового периода (года) — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. п. 3, 4 ст. 289 Налогового кодекса РФ, абз. 4 п. 1 ст. 287 Налогового кодекса РФ).

Для вновь созданных организаций предусмотрены особенности в отношении правил определения первого отчетного (налогового) периода и даты представления декларации (абз. 2 п. 2 ст. 55 Налогового кодекса РФ).

Приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/600@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения, а также Формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме» (далее — Приказ ФНС России от 26 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/600@) были утверждены:

— форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее — декларация по налогу на прибыль);

— Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее — Порядок заполнения декларации по налогу на прибыль);

— Формат представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

В состав декларации по налогу на прибыль обязательно (если иное не установлено Порядком заполнения декларации по налогу на прибыль) включаются:

а) титульный лист (лист 01);

б) подраздел 1.1 разд. 1;

в) лист 02;

г) Приложения N 1 и N 2 к листу 02.

Подразделы 1.2 и 1.3 разд. 1, Приложения N N 3, 4 и 5 к листу 02, а также листы 03, 04, 05, 06, 07, Приложения N N 1 и 2 к налоговой декларации включаются в состав декларации по налогу на прибыль и представляются в налоговый орган, только если налогоплательщик имеет доходы, расходы, убытки или средства, подлежащие отражению в указанных подразделах, листах и приложениях, является налоговым агентом или в его состав входят обособленные подразделения.

Подраздел 1.2 разд. 1 не включается в состав декларации по налогу на прибыль за налоговый период.

Приложение N 4 к листу 02 включается в состав декларации по налогу на прибыль только за I квартал и налоговый период.

Лист 06 заполняется только негосударственными пенсионными фондами.

Лист 07 заполняется организациями при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в п. п. 1 и 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ, при составлении декларации по налогу на прибыль только за налоговый период.

Некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности по уплате налога на прибыль организаций, представляют декларацию по налогу на прибыль по истечении налогового периода в составе титульного листа (листа 01) с кодом «229» по реквизиту «по месту нахождения (учета)», листа 02, а также Приложений N N 1 и 2 к налоговой декларации при наличии подлежащих отражению в них доходов и расходов и листа 07 при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в п. п. 1 и 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ. За отчетные периоды указанные организации декларации по налогу на прибыль не представляют (п. 1.2 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Организации, уплачивающие авансовые платежи ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли нарастающим итогом с начала года, представляют декларации по налогу на прибыль за отчетный период (I квартал, полугодие, 9 месяцев) и налоговый период (год) в объеме: титульный лист (лист 01), подраздел 1.1 разд. 1, лист 02, Приложения N N 1 и 2 к листу 02.

По итогам других отчетных периодов (за месяц, два, четыре, пять, семь, восемь, десять и одиннадцать месяцев) такие организации представляют декларацию в объеме титульного листа (листа 01), подраздела 1.1 разд. 1 и листа 02. При осуществлении соответствующих операций и (или) наличии обособленных подразделений в состав деклараций по налогу на прибыль включаются также подраздел 1.3 разд. 1, Приложение N 5 к листу 02 и листы 03, 04, 05 (п. 1.3 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговый орган по месту своего нахождения декларацию по налогу на прибыль, составленную в целом по организации с распределением прибыли по обособленным подразделениям (ст. 289 Налогового кодекса РФ) или по обособленным подразделениям, находящимся на территории одного субъекта Российской Федерации, при уплате налога на прибыль в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 288 Налогового кодекса РФ.

В налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации представляют декларацию по налогу на прибыль, включающую в себя титульный лист (лист 01), подраздел 1.1 разд. 1 и подраздел 1.2 разд. 1 (при уплате в течение отчетных (налоговых) периодов ежемесячных авансовых платежей), а также расчет суммы налога (Приложение N 5 к листу 02), подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения. При расчете налога на прибыль по группе обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации, декларация по налогу на прибыль в указанном объеме представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 Налогового кодекса РФ отнесенные к категории крупнейших, декларацию по налогу на прибыль, составленную в целом по организации, а также декларации по каждому обособленному подразделению (группе обособленных подразделений) представляют в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика в электронной форме (по телекоммуникационным каналам связи) по установленным форматам, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации (п. 1.4 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ, и рыбохозяйственные организации, отвечающие критериям, предусмотренным пп. 1 или пп. 1.1 п. 2.1 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ, по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, налогообложение которой осуществляется по налоговой ставке 0 процентов, по итогам отчетных (налоговых) периодов представляют в составе декларации по налогу на прибыль титульный лист (лист 01), подразделы 1.1 и 1.2 разд. 1, а также лист 02, Приложения N N 1, 2, 3, 5 к листу 02 с кодом 2 — сельскохозяйственный товаропроизводитель по реквизиту «Признак налогоплательщика». Подраздел 1.2 разд. 1, Приложения N N 3, 5 к листу 02 представляются только при исчислении ежемесячных авансовых платежей при наличии соответствующих доходов и расходов, обособленных подразделений.

Показатели по иным видам деятельности указанные налогоплательщики отражают в декларации по налогу на прибыль в общеустановленном порядке с указанием в листе 02 и в Приложениях к нему кода 1 по реквизиту «Признак налогоплательщика» (п. 1.5 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Налогоплательщики, являющиеся резидентами особых экономических зон в соответствии с законодательством Российской Федерации, при исчислении налога по налоговым ставкам, установленным для данной категории налогоплательщиков, в состав декларации по налогу на прибыль, помимо титульного листа (листа 01) и подразделов 1.1 и 1.2 разд. 1, включают лист 02, Приложения N N 1, 2, 3, 4, 5 к листу 02 с кодом 3 по реквизиту «Признак налогоплательщика». При этом подраздел 1.2 разд. 1, Приложения N N 3, 4, 5 к листу 02, Приложение N 1 к налоговой декларации представляются только при исчислении ежемесячных авансовых платежей при наличии, соответственно, доходов и расходов, убытков и обособленных подразделений.

Показатели для исчисления налога по иным налоговым ставкам резиденты особых экономических зон отражают в декларации по налогу на прибыль в общеустановленном порядке с указанием в листе 02 и в Приложениях к нему кода 1 по реквизиту «Признак налогоплательщика» (п. 1.6 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Организации, владеющие лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья либо в границах которого предполагается осуществлять поиск, оценку и (или) разведку нового морского месторождения углеводородного сырья а также операторы нового морского месторождения углеводородного сырья (далее — организации, перечисленные в п. 1 ст. 275.2 Налогового кодекса РФ) представляют в налоговые органы налоговые декларации с расчетом налоговых баз отдельно по каждому новому месторождению с отражением ее расчета и исчисленного налога в подразделах 1.1 и 1.2 разд. 1, в лист 02, Приложения N N 1, 2, 3, 4 к нему с кодом 4 по реквизиту «Признак налогоплательщика (код)». Если на лицензионном участке выделено несколько новых морских месторождений, то в коде 4 после указания серии, номера и вида лицензии через дробь указывается порядковый номер нового морского месторождения (например, «01», «02» и так далее). Если в границах участка недр находится одно новое морское месторождение, то указываются цифры «01».

Указанные налогоплательщики определяют налоговую базу при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, отдельно от налоговой базы, определяемой при осуществлении иных видов деятельности, на основании п. 2 ст. 275.2 Налогового кодекса РФ (п. 1.6.1 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Организации, исполняющие обязанности налоговых агентов по исчислению налоговой базы и суммы налога на прибыль, по удержанию у налогоплательщиков — получателей доходов и перечислению в федеральный бюджет указанного налога (далее — налоговые агенты), представляют налоговый расчет (далее — Расчет) в следующем порядке.

Организации — налогоплательщики налога на прибыль, исполняющие обязанности налоговых агентов по налогу на прибыль организаций, включают в состав декларации по налогу на прибыль Расчет, состоящий из подраздела 1.3 разд. 1 и листа 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)». При этом в титульном листе (листе 01) по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код 213 или 214.

Организации, перешедшие полностью на уплату ЕНВД, на УСН, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); налогоплательщики, доходы и расходы которых полностью относятся к игорному бизнесу, подлежащему налогообложению в соответствии с гл. 29 Налогового кодекса РФ; организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», и использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков налога на прибыль организаций, исполняют обязанности налоговых агентов и представляют в налоговые органы по итогам отчетных (налоговых) периодов Расчет в составе титульного листа (листа 01), подраздела 1.3 разд. 1 и листа 03.

При этом в титульном листе (листе 01) по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код 231 (п. 1.7 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Организации, исполняющие обязанности налоговых агентов по исчислению, удержанию и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налога на доходы физических лиц, в соответствии с п. 4 ст. 230 Налогового кодекса РФ представляют в налоговые органы Приложение N 2 «Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом».

Организации — налогоплательщики налога на прибыль, включают Приложение N 2 к налоговой декларации в состав декларации по налогу на прибыль.

При отсутствии у организации обязанности представления декларации по налогу на прибыль в налоговый орган указанные сведения (Приложение N 2 к налоговой декларации) представляются вместе с Расчетом по налогу на прибыль организаций с указанием в титульном листе (листе 01) по реквизиту «по месту нахождения (учета)» кода 231.

Если у организации отсутствует обязанность представления декларации по налогу на прибыль и Расчета по налогу на прибыль организаций, то такие организации представляют в налоговые органы титульный лист (лист 01) и Приложение N 2 к налоговой декларации. При этом в титульном листе (листе по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код 235.

Приложение N 2 к налоговой декларации представляется в налоговые органы только за налоговый период (п. 1.8 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Обратим внимание, что абз. 4 п. 1 ст. 289 Налогового кодекса РФ введена обязанность по представлению налоговых деклараций для налогоплательщиков, указанных в п. 1 ст. 275.2 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 275.2 Налогового кодекса РФ, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы налоговые декларации с расчетом налоговых баз отдельно в отношении каждого нового морского месторождения углеводородного сырья (п. 1 ст. 289 Налогового кодекса РФ).

Указанное распространяется на:

а) организации, владеющие лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья либо в границах которого предполагается осуществлять поиск, оценку и (или) разведку нового морского месторождения углеводородного сырья;

б) а также на операторов нового морского месторождения углеводородного сырья.

Обратим внимание, что в п. 1 ст. 289 Налогового кодекса РФ установлена обязанность для налогоплательщиков представлять налоговые декларации по итогам отчетных и по итогам налоговых периодов по налогу на прибыль.

А в силу п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

В связи с изложенным возникали вопросы о том, применяются ли меры налоговой ответственности, установленной п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ, за непредставление (несвоевременное представление) налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций по итогам отчетных периодов.

С целью единообразного применения положений ст. 119 Налогового кодекса РФ по вопросу привлечения к ответственности за непредставление (несвоевременное представление) налоговых деклараций за отчетный период Пленум ВАС РФ дал свои разъяснения в п. 17 Постановления от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57), указав на невозможность привлечения к ответственности на основании ст. 119 Налогового кодекса РФ за непредставление либо несвоевременное представление налоговой отчетности по итогам отчетных периодов независимо от того, как поименованы такие документы в той или иной главе Кодекса.

Таким образом, ФНС России рекомендовала по указанному вопросу руководствоваться налоговым органам в практической работе единой позицией, сформированной в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 (Письмо ФНС России от 30 сентября 2013 г. N СА-4-7/17536).

В п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 указано, что из положений п. 3 ст. 58 Налогового кодекса РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

Соответственно, из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 Налогового кодекса РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй Налогового кодекса РФ.

 

Статья 290. Особенности определения доходов банков

 

Комментарий к статье 290

 

Статья 290 Налогового кодекса РФ посвящена особенностям определения доходов банков.

К доходам банков относятся доходы, приведенные в ст. ст. 249 и 250 Налогового кодекса РФ. Правда, определяются они с учетом особенностей, предусмотренных ст. 290 Кодекса. Скажем, проценты по кредитным договорам признаются доходами от реализации, поскольку они связаны с его основной банковской деятельностью.

В п. 2 ст. 290 Налогового кодекса РФ приведен открытый перечень доходов, состоящий из 22 пунктов.

Добавим, что в доходы банка не включаются страховые выплаты, полученные по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика банка, в пределах суммы задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам и начисленным процентам, погашаемой (прощаемой) банком за счет указанных страховых выплат (п. 3 ст. 290 Налогового кодекса РФ).

 

Статья 291. Особенности определения расходов банков

 

Комментарий к статье 291

 

Статьей 291 Налогового кодекса РФ установлены особенности определения расходов банков.

В силу п. 1 ст. 291 Налогового кодекса РФ к расходам банка, кроме расходов, предусмотренных ст. ст. 254 — 269 Налогового кодекса РФ, относятся также расходы, понесенные при осуществлении банковской деятельности, предусмотренные ст. 291 Налогового кодекса РФ.

При этом расходы, предусмотренные ст. ст. 254 — 269 Налогового кодекса РФ, определяются с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

Перечень расходов банков не является исчерпывающим и в соответствии с пп. 21 п. 2 ст. 291 Налогового кодекса РФ включает другие расходы, связанные с банковской деятельностью.

Например, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 291 Налогового кодекса РФ к расходам банков в целях гл. 25 Налогового кодекса РФ относятся расходы, понесенные при осуществлении банковской деятельности, в частности, проценты по:

договорам банковского вклада (депозита) и прочим привлеченным денежным средствам физических и юридических лиц (включая банки-корреспонденты), в том числе иностранные, в том числе за использование денежных средств, находящихся на банковских счетах;

собственным долговым обязательствам (облигациям, депозитным или сберегательным сертификатам, векселям, займам или другим обязательствам);

межбанковским кредитам, включая овердрафт;

приобретенным кредитам рефинансирования, включая приобретенные на аукционной основе в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации;

займам и вкладам (депозитам) в драгоценных металлах;

иным обязательствам банков перед клиентами, в том числе по средствам, депонированным клиентами для расчетов по аккредитивам.

Проценты, начисленные в соответствии с п. 2 ст. 291 Налогового кодекса РФ, по межбанковским кредитам (депозитам) со сроком до 7 дней (включительно) учитываются при определении налоговой базы без учета положений п. 1 ст. 269 Налогового кодекса РФ исходя из фактического срока действия договоров. Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. проценты, начисленные в соответствии с п. 2 ст. 291 Налогового кодекса РФ, по межбанковским кредитам (депозитам) со сроком до 7 дней (включительно) учитываются при определении налоговой базы исходя из фактического срока действия договоров.

В соответствии с п. 3 ст. 290 Налогового кодекса РФ не включаются в расходы банка суммы отрицательной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций.

 

Статья 292. Расходы на формирование резервов банков

 

Комментарий к статье 292

 

В соответствии с п. 1 ст. 292 Налогового кодекса РФ банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных ст. 266 Налогового кодекса РФ, создавать резервы на возможные потери по ссудам в порядке, предусмотренном ст. 292 Налогового кодекса РФ.

Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных ст. 292 Налогового кодекса РФ.

При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной, в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, а также в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже.

Согласно Положению Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П банки обязаны создавать резервы на возможные потери по ссудам, в частности под учтенные векселя. Банки вправе создавать резерв на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности. А суммы отчислений в эти резервы, сформированные в порядке, установленном Банком России, признаются в налоговом учете внереализационными расходами. Об этом говорится в ст. 292 Налогового кодекса РФ. Но при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде отчислений в резервы, сформированные под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже.

Суммы сформированного резерва, не полностью использованные банком в отчетном (налоговом) периоде, могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период. При этом нужно провести инвентаризацию судной задолженности и скорректировать сумму вновь создаваемого резерва.

Если сумма вновь создаваемого в отчетном (налоговом) периоде резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разницу включают в состав внереализационных доходов банка в последний день отчетного (налогового) периода. В противном случае разница включается во внереализационные расходы банков в последний день отчетного (налогового) периода.

Если банк сформировал резерв на возможные потери по ссудам и погасил безнадежную задолженность по ссудам за счет созданного резерва в течение одного отчетного (налогового) периода, то в этом случае не возникает дохода, увеличивающего налоговую базу при исчислении налога на прибыль.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code