Статья 284.1. Особенности применения налоговой ставки 0% организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность

Комментарий к статье 284.1 Налогового кодекса РФ

 

Особенности применения налоговой ставки 0% организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, указаны в ст. 284.1 Налогового кодекса РФ.

Положения ст. 284.1 Налогового кодекса РФ применяются с 1 января 2011 г. до 1 января 2020 г. (Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять налоговую ставку в размере 0% при соблюдении условий, установленных ст. 284.1 Налогового кодекса.

По окончании каждого налогового периода, в течение которого организации применяли налоговую ставку в размере 0%, в налоговый орган ими представляются сведения, содержащие информацию о выполнении организацией установленных Налоговым кодексом условий.

Согласно п. п. 4 и 6 ст. 284.1 Налогового кодекса РФ при несоблюдении организацией хотя бы одного из условий или непредставлении указанных выше сведений с начала налогового периода, в котором имело место несоблюдение условий (или за который не представлены сведения), применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 284 Налогового кодекса РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст. 287 Налогового кодекса РФ днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).

Из указанных выше норм Налогового кодекса РФ следует, что при невыполнении условий применения налоговой ставки в размере 0% или при непредставлении сведений организация должна представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации за отчетные периоды и декларацию в целом за налоговый период, исчислив авансовые платежи и сумму налога по общеустановленным ставкам (Письмо Минфина России от 28 декабря г. N 01-02-03/03-482).

Исходя из изложенного следует, что вновь созданные организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность со дня создания, не могут выполнить названных выше условий о численности и представлении лицензии на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, то за первый налоговый период они не вправе применять налоговую ставку по налогу на прибыль организаций 0% (Письмо Минфина России от 4 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/624).

В соответствии с п. 5 ст. 284.1 Налогового кодекса РФ организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0% в соответствии со ст. 284.1 Налогового кодекса РФ, не позднее чем за 1 месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0%, должны подать в налоговый орган по месту своего нахождения:

а) заявление;

б) копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 284.1 Налогового кодекса РФ установлено, что организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность и применяющие налоговую ставку 0%, по окончании каждого налогового периода, в течение которого они применяют налоговую ставку 0%, в сроки, установленные гл. 25 Налогового кодекса РФ для представления налоговой декларации, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения следующие сведения:

— о доле доходов организации от осуществления медицинской деятельности в общей сумме доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ;

— о численности работников в штате организации;

— о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста.

Организации, осуществляющие медицинскую деятельность, дополнительно представляют сведения о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации.

При непредставлении в установленные сроки указанных сведений в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика с начала налогового периода, данные за который не были представлены в установленном порядке, применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 284 Налогового кодекса РФ.

Форма сведений о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов, о численности работников в штате организации и о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации утверждена Приказом ФНС России от 21 ноября 2011 г. N ММВ-7-3/892@.

Формат представления сведений о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов, о численности работников в штате организации и о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации в электронном виде утвержден Приказом ФНС России от 30 декабря 2011 г. N ЯК-7-6/1010@.

 

Статья 284.2. Особенности применения налоговой ставки 0% к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями (долями участия в уставном капитале) российских организаций

 

Комментарий к статье 284.2

 

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 395-ФЗ) гл. 25 Налогового кодекса РФ была дополнена ст. 284.2, в соответствии с п. 1 которой налоговая ставка 0%, предусмотренная п. 4.1 ст. 284 Налогового кодекса РФ, применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций российских организаций (долей участия в уставном капитале российских организаций), при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких акций (долей участия в уставном капитале организаций) они непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более 5 лет.

При этом п. 7 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона установлено, что положения ст. 284.2 Налогового кодекса РФ применяются в отношении ценных бумаг (долей в уставном капитале), приобретенных налогоплательщиками начиная с 1 января 2011 г.

В отношении акций, приобретенных до 1 января 2011 г., положения ст. 284.2 Налогового кодекса РФ применяться не могут.

Как указал Минфин России в Письме от 2 декабря 2011 г. N 03-03-06/4/139, положения п. 7 ст. 5 Закона N 395-ФЗ о применении п. 4.1 ст. 284 и ст. 284.2 Налогового кодекса РФ в отношении ценных бумаг (долей в уставном капитале), приобретаемых начиная с 1 января 2011 г., не нарушает принцип равенства налогоплательщиков перед законом.

Указанная налоговая ставка применяется с учетом п. 1 ст. 284.2 Налогового кодекса РФ при соблюдении одного из следующих условий:

1) акции российских организаций относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, в течение всего срока владения налогоплательщиком такими акциями;

2) акции российских организаций относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и в течение всего срока владения налогоплательщиком такими акциями являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;

3) акции российских организаций на дату их приобретения налогоплательщиком относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и на дату их реализации указанным налогоплательщиком или иного выбытия (в том числе погашения) у указанного налогоплательщика относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг и являющимся акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;

4) если акции составляют уставный капитал российских организаций, не более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, за исключением акций, в отношении которых соблюдается условие, установленное пп. 2 п. 2 ст. 284.2 Налогового кодекса РФ.

Вышеуказанное следует из п. 2 ст. 284.2 Налогового кодекса РФ.

При этом, как указал Минфин России в Письме от 2 декабря 2013 г. N 03-03-06/1/52260, нулевая ставка налога на прибыль организаций распространяется только на доходы от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций и акций, указанных в п. 2 ст. 284.2 Налогового кодекса РФ, которые были приобретены налогоплательщиком, а не получены им иным способом, например при увеличении уставного капитала общества.

А вот форма оплаты согласно выводам Минфина России значения не имеет (Письмо Минфина России от 20 июля 2012 г. N 03-03-06/1/351).

 

Статья 284.3. Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками — участниками региональных инвестиционных проектов

 

Комментарий к статье 284.3

 

Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации» введена новая ст. 284.3, которая устанавливает особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками — участниками региональных инвестиционных проектов.

В соответствии с п. 1 ст. 284.3 Налогового кодекса РФ налогоплательщик — участник регионального инвестиционного проекта при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ, вправе применять к налоговой базе налоговые ставки в размерах и порядке, которые предусмотрены ст. 284.3 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1.5 ст. 284 Налогового кодекса РФ для организаций — участников региональных инвестиционных проектов налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0% и применяется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 284.3 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 284.3 Налогового кодекса РФ налоговая ставка, предусмотренная п. 1.5 ст. 284 Налогового кодекса РФ, применяется в течение 10 налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, если иное не предусмотрено ст. 284.3 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 249 Налогового кодекса РФ в целях гл. 25 Налогового кодекса РФ доходами от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Таким образом, если товары произведены в результате реализации регионального инвестиционного проекта, реализуемого с соблюдением всех требований, установленных как Налоговым кодексом РФ, так и законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется реализация этого проекта, то доходы от реализации таких товаров учитываются при определении пропорции, установленной п. 1 ст. 284.3 Налогового кодекса РФ (Письмо Минфина России от 3 марта 2014 г. N 03-03-06/1/8859).

Размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может превышать 10% в течение 5 налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и не может быть менее 10% в течение следующих 5 налоговых периодов (п. 3 ст. 284.3 Налогового кодекса РФ).

В случае если налогоплательщик — участник регионального инвестиционного проекта, указанного в абз. 2 пп. 4 п. 1 ст. 25.8 Налогового кодекса РФ, не получил доходов от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, в течение 3 налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором такой налогоплательщик был включен в реестр участников региональных инвестиционных проектов, сроки, предусмотренные п. п. 2 и 3 ст. 284.3 Налогового кодекса РФ, начинают исчисляться с 4-го налогового периода считая с того налогового периода, в котором такой участник был включен в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

В случае если налогоплательщик — участник регионального инвестиционного проекта, указанного в абз. 3 пп. 4 п. 1 ст. 25.8 Налогового кодекса РФ, не получил доходов от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, в течение 5 налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором такой участник был включен в реестр участников региональных инвестиционных проектов, сроки, предусмотренные п. п. 2 и 3 ст. 284.3 Налогового кодекса РФ, начинают исчисляться с 6-го налогового периода считая с того налогового периода, в котором такой налогоплательщик был включен в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Участники региональных инвестиционных проектов, удовлетворяющих требованиям, предусмотренным абз. 2 пп. 4 п. 1 ст. 25.8 Налогового кодекса РФ, утрачивают право на применение налоговых ставок в размерах и порядке, предусмотренных ст. 284.3 Налогового кодекса РФ, начиная с 1 января 2027 г.

 

Статья 284.4. Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками, получившими статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»

 

Комментарий к статье 284.4

 

С 1 января 2015 г. Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 380-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» ввел в гл. 25 Налогового кодекса РФ новую статью — ст. 284.4. Она посвящена особенностям применения налоговой ставки к налоговой базе по налогу на прибыль, определяемой налогоплательщиками, получившими статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ст. 284.4 Налогового кодекса РФ налогоплательщиком — резидентом территории опережающего социально-экономического развития в целях Налогового кодекса РФ признается российская организация, которая получила статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и которая непрерывно в течение указанных в п. п. 3 — 5 ст. 284.4 Налогового кодекса РФ налоговых периодов применения налоговых ставок отвечает одновременно следующим требованиям:

1) государственная регистрация юридического лица осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития;

2) организация не имеет в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами территории опережающего социально-экономического развития;

3) организация не применяет специальных налоговых режимов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;

4) организация не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;

5) организация не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией;

6) организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа;

7) организация не является участником региональных инвестиционных проектов.

В соответствии с п. 2 ст. 284.4 Налогового кодекса РФ налогоплательщик — резидент территории опережающего социально-экономического развития вправе применять к налоговой базе налоговые ставки в размерах и порядке, которые предусмотрены данной статьей, при выполнении следующих условий:

1) доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ;

2) налогоплательщиком ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

В соответствии с п. 3 ст. 284.4 Налогового кодекса РФ налоговая ставка, предусмотренная п. 1.8 ст. 284 Налогового кодекса РФ, применяется в течение 5 налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, если иное не предусмотрено данной статьей.

Обратим внимание, что согласно п. 1.8 ст. 284 Налогового кодекса РФ для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0% и применяется в порядке, предусмотренном ст. 284.4 Налогового кодекса РФ.

Для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, в соответствии с положениями ст. 284.4 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 284.4 Налогового кодекса РФ размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может превышать 5% в течение 5 налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, и не может быть менее 10% в течение следующих 5 налоговых периодов.

В соответствии с п. 5 ст. 284.4 Налогового кодекса РФ в случае, если налогоплательщик — резидент территории опережающего социально-экономического развития не получил прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, в течение трех налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором такой налогоплательщик был включен в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития, сроки, предусмотренные п. п. 3 и 4 данной статьи, начинают исчисляться с 4-го налогового периода, считая с того налогового периода, в котором такой участник был включен в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития.

В соответствии с п. 6 ст. 284.4 Налогового кодекса РФ в случае прекращения статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития налогоплательщик считается утратившим право на применение особенностей применения налоговой ставки, установленных настоящей статьей, с начала того квартала, в котором он был исключен из реестра резидентов территории опережающего социально-экономического развития.

 

Статья 284.5. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан

 

Комментарий к статье 284.5

 

С 1 января 2015 г. гл. 25 Налогового кодекса РФ была дополнена новой статьей — ст. 284.5 об особенностях применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан. Ее в гл. 25 Налогового кодекса РФ ввел Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 464-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 464-ФЗ).

Закон N 464-ФЗ был разработан в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 (основное мероприятие 2.14 «Привлечение в сферу социального обслуживания населения бизнеса и социально-ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев» подпрограммы 2 «Модернизация и развитие социального обслуживания населения»).

Целью предлагаемых изменений явилось привлечение инвестиций частного бизнеса в сферу социального обслуживания граждан, а также создание для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан, благоприятного налогового режима, аналогичного установленному для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, применяющих налоговую ставку 0% в соответствии со ст. 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 284.5 Налогового кодекса РФ организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, вправе применять налоговую ставку 0% при соблюдении условий, установленных ст. 284.5 Налогового кодекса РФ.

При этом деятельностью по осуществлению социального обслуживания граждан признается деятельность по предоставлению гражданам социальных услуг, включенных в перечень социальных услуг по видам социальных услуг для применения налоговой ставки 0% организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 284.5 Налогового кодекса РФ организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, вправе применять налоговую ставку 0%, если в течение налогового периода применения установленной п. 1.9 ст. 284 Налогового кодекса РФ налоговой ставки они удовлетворяют следующим условиям:

1) организация включена в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации;

2) доходы организации за налоговый период от деятельности по предоставлению гражданам социальных услуг, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90% ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ, либо организация, осуществляющая социальное обслуживание граждан, за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ;

3) в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

4) организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, изъявившие желание применять налоговую ставку 0 процентов в соответствии со ст. 284.5 Налогового кодекса РФ, не позднее чем за 1 месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0 процентов, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление в письменной форме, а также сведения, подтверждающие выполнение условий, установленных п. 3 ст. 284.5 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 284.5 Налогового кодекса РФ организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, применяющие налоговую ставку 0 процентов в соответствии со ст. 284.5 Налогового кодекса РФ, по окончании каждого налогового периода, в течение которого они применяют налоговую ставку 0 процентов, в сроки, установленные гл. 25 Налогового кодекса РФ для представления налоговой декларации, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения:

1) выписку из реестра поставщиков социальных услуг;

2) сведения о доле доходов организации от осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, в общей сумме доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ;

3) сведения о численности работников в штате организации.

При непредставлении в установленные сроки сведений, указанных в п. 6 ст. 284.5 Налогового кодекса РФ, в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика с начала налогового периода, данные за который не были представлены в установленном порядке, применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 284 Налогового кодекса РФ.

При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст. 287 Налогового кодекса РФ днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).

Форма представления сведений, указанных в п. 6 ст. 284.5 Налогового кодекса РФ, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Положения п. 1.9 ст. 284 и ст. 284.5 Налогового кодекса РФ (в ред. Закона N 464-ФЗ) применяются с 1 января 2015 г. по 1 января 2020 г.

Для применения с 1 января 2015 г. налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0% в соответствии с п. 1.9 ст. 284 организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, в течение 2 месяцев со дня официального опубликования перечня социальных услуг по видам социальных услуг для применения налоговой ставки 0% организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, предусмотренного п. 1 ст. 284.5 Налогового кодекса РФ, но не позднее 31 декабря 2015 г. вправе представить в налоговые органы заявление в письменной форме и сведения, которые указаны в п. 6 ст. 284.5 Налогового кодекса РФ (п. 3 ст. 2 Закона N 464-ФЗ).

 

Статья 285. Налоговый период. Отчетный период

 

Комментарий к статье 285

 

Статья 285 Налогового кодекса РФ посвящена налоговому периоду и отчетным периодам по налогу на прибыль организаций.

В соответствии со ст. 285 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по налогу на прибыль организаций и по налогу на имущество организаций, соответственно, признается календарный год.

В целях налогообложения понятия «год» и «календарный год» различаются.

Согласно ст. 6.1 Налогового кодекса РФ годом (кроме календарного) признается любой период времени, состоящий из 12 календарных месяцев, которые следуют подряд.

На основании законодательства Российской Федерации календарный год обозначает период времени с 1 января по 31 декабря (ст. 2 Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 107-ФЗ «Об исчислении времени»).

По налогу на прибыль налоговый период равен календарному году, то есть с 1 января по 31 декабря. Для организаций, созданных в период с 1 января по 30 ноября включительно, налоговым периодом признается промежуток времени со дня государственной регистрации и до конца года. Что же касается организаций, регистрация которых пришлась на декабрь, то для них первый налоговый период равен периоду времени со дня регистрации и до конца следующего календарного года.

Для организаций, которые были ликвидированы или реорганизованы до конца года, последний налоговый период равен временному промежутку с 1 января до дня ликвидации или реорганизации.

Отчетными периодами по налогу на прибыль могут быть либо I квартал, полугодие и 9 месяцев, либо январь, январь и февраль и т.д. В первом случае налоговая декларация представляется лишь раз в квартал, а во втором случае — раз в месяц. Причем налогоплательщик ежегодно может менять отчетные периоды, достаточно лишь до 31 декабря предшествующего года уведомить инспекторов о своем решении.

 

Статья 286. Порядок исчисления налога и авансовых платежей

 

Комментарий к статье 286

 

Организация по своему выбору может уплачивать авансовые платежи:

а) которые исчисляются по итогам каждого квартала (квартальные авансовые платежи) и ежемесячно в рамках этого квартала (абз. 2 п. 2 ст. 286 Налогового кодекса РФ). В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 286 Налогового кодекса РФ по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено ст. 286 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном ст. 286 Налогового кодекса РФ;

б) которые исчисляются по итогам каждого квартала (квартальные авансовые платежи). При этом внутри каждого квартала ежемесячные авансовые платежи не уплачиваются (п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ). В соответствии с п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ организации, у которых за предыдущие 4 квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ, не превышали в среднем 10 млн руб. за каждый квартал, а также бюджетные учреждения (за исключением театров, музеев, библиотек, концертных организаций), автономные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ, инвестиционных товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, в инвестиционных товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода;

в) которые исчисляются по итогам каждого месяца (ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли) (абз. 7 п. 2 ст. 286 Налогового кодекса РФ). В соответствии с абз. 7 п. 2 ст. 286 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

При этом сумма авансовых платежей (сумма налога), подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода. Указанный в данном случае порядок применяется также и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода.

Если организация решила платить ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале, налог, который следует перечислить в январе, феврале и марте, равен суммам, которые предприятие было обязано уплатить в бюджет в октябре, ноябре и декабре прошлого года (п. 2 ст. 286 Налогового кодекса РФ).

В апреле бухгалтер должен рассчитать налог исходя из прибыли, фактически полученной за I квартал. Если результат превысит сумму, перечисленную в течение этого квартала, разницу нужно доплатить до 28 апреля включительно. В том же случае, когда сумма ежемесячных платежей оказалась больше налога, начисленного по итогам I квартала, переплату можно зачесть в счет будущих платежей. Далее авансы по прибыли за полугодие и 9 месяцев считаются аналогично.

Организация, решившая перечислять ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной за месяц прибыли, должна уведомить об этом налоговиков не позднее 31 декабря предшествующего года (п. 2 ст. 286 Налогового кодекса РФ). Размер платежа в таком случае рассчитать несложно. Так, до 28 февраля перечисляют налог, исчисленный с январской прибыли. А до 28 марта в бюджет уплачивают сумму, которую можно рассчитать по такой формуле:

 

АПм = Няф — Ня,

 

где АПм — авансовый платеж, который нужно перечислить до 28 марта;

Няф — суммарный налог на прибыль за январь и февраль;

Ня — налог на прибыль, уплаченный по итогам января.

Кроме того, в марте нужно заплатить налог по итогам предыдущего года. Сумма такого платежа равна разнице между налогом, исчисленным за январь — декабрь и январь — ноябрь. Обратите внимание, что налог за прошлый год надо перечислять в три бюджета: федеральный, региональный и местный по ставкам, которые действовали в прошлом году.

Пункт 3 комментируемой статьи называет организации, которым не нужно перечислять ежемесячные авансовые платежи. Они могут уплачивать налог на прибыль лишь раз в квартал.

Прежде всего это касается фирм, чья выручка за 4 предыдущих квартала не превысила 10 000 000 руб. без НДС за каждый квартал. Кроме того, от ежемесячных платежей освобождены:

— бюджетники;

— постоянные представительства иностранных организаций;

— некоммерческие организации, не получающие доходов от реализации товаров, работ или услуг;

— участники простого товарищества в отношении прибыли, полученной от совместной деятельности;

— инвесторы соглашений о разделе продукции (в части доходов от реализации таких соглашений).

По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено ст. 286 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа.

Система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.

Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей.

В соответствии с п. 8 ст. 286 Налогового кодекса РФ сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащего уплате ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков в первом квартале налогового периода, в котором начала действовать эта группа, определяется как сумма ежемесячных авансовых платежей всех участников этой группы, подлежащих уплате в третьем квартале налогового периода, предшествующего созданию этой группы.

Таким образом, Налоговым кодексом РФ установлен порядок уплаты авансовых платежей по налогу, подлежащему уплате ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков в первом квартале налогового периода, в котором начала действовать эта группа, для случаев выбора системы уплаты авансовых платежей по итогам отчетных (налоговых) периодов с исчислением в течение отчетного периода ежемесячных авансовых платежей.

Учитывая, что Налоговый кодекс РФ не содержит ограничений для перехода ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков на исчисление и уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли всех участников этой группы, такой переход возможен до первого срока уплаты авансового платежа ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков.

Выбранный способ исчисления и уплаты авансовых платежей должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения консолидированной группы налогоплательщиков.

При этом в силу п. 9 ст. 286 Налогового кодекса РФ в случаях, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков регистрируется уполномоченным налоговым органом после начала налогового периода, уплаченные участниками консолидированной группы налогоплательщиков авансовые платежи по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов подлежат зачету (возврату) соответствующему участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. положениями абз. 8 п. 2 ст. 286 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») предусматривается, что сумма авансовых платежей (сумма налога), подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Указанный в данном абзаце порядок применяется также и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода.

Кроме того, предусматривается, что при переходе налогоплательщика, исчислявшего ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода сумма указанного ежемесячного платежа, подлежащего уплате в первом квартале налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия предыдущего налогового периода.

Обратим внимание, что ст. 286 Налогового кодекса РФ с 1 января 2015 г. дополняется новым пунктом — п. 10 (введенным Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Так, согласно п. 10 ст. 286 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей с 1 января 2015 г.) в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 Налогового кодекса РФ установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).

Положения данного пункта не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code