Статья 246. Налогоплательщики

Глава 24. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Утратила силу с 1 января 2010 г. — Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ.

Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Статья 246. Налогоплательщики

 

Комментарий к статье 246

 

Согласно п. 1 ст. 246 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на прибыль являются организации. Они могут быть российскими и иностранными (ст. 11 Налогового кодекса РФ).

Указанный пункт содержит также особенности признания налогоплательщиками налога на прибыль организаций участников консолидированной группы налогоплательщиков. Так, в отношении налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков налогоплательщиками признаются организации, являющиеся ответственными участниками этой консолидированной группы налогоплательщиков. При этом участники консолидированной группы налогоплательщиков исполняют обязанности налогоплательщиков налога на прибыль организаций по этой группе в части, необходимой для его исчисления ответственным участником этой группы.

Российские организации — это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В разряд иностранных организаций попадают иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, которые созданы в соответствии с законодательством иностранных государств, а также международные организации.

Кроме того, иностранными организациями считаются филиалы и представительства указанных юридических лиц (компаний, корпоративных образований), если они созданы на территории Российской Федерации. Они должны уплачивать налог не только осуществляя деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, но и просто получая доход от российских источников.

Не являются плательщиками налога на прибыль организации, переведенные на упрощенную систему налогообложения или на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. От уплаты налога на прибыль они освобождены гл. 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ.

Организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, не признаются налогоплательщиками в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.

Речь идет о следующих иностранных организаторах: Международный олимпийский комитет, Международный паралимпийский комитет и компании, в деятельности которых прямо или косвенно участвует Международный олимпийский комитет либо которые контролируются Международным олимпийским комитетом в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Пока такого перечня нет.

Также не признаются налогоплательщиками налога на прибыль FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Отметим, что с 1 января 2015 г. в целях гл. 25 Налогового кодекса РФ к российским организациям приравниваются иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном ст. 246.2 Налогового кодекса РФ. Указанное следует из нового п. 5, который внесен в ст. 246 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».

 

Статья 246.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов

 

Комментарий к статье 246.1

 

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее — Закон N 244-ФЗ) юридическое лицо получает статус участника проекта со дня включения его в реестр участников проекта. Решение о включении юридического лица в реестр участников проекта принимается в порядке, утвержденном управляющей компанией.

Решение о включении юридического лица в реестр участников проекта может быть принято при одновременном соблюдении следующих условий:

1) юридическое лицо создано в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, а также иные органы или лица, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности, постоянно находятся на территории центра (при этом положения данного подпункта вступят в силу с 1 января 2016 г.);

3) учредительными документами юридического лица допускается осуществление им исключительно исследовательской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) юридическое лицо принимает на себя обязательства осуществлять исследовательскую деятельность в соответствии с Законом N 244-ФЗ и соблюдать правила проекта.

Юридическое лицо утрачивает статус участника проекта по истечении десяти лет со дня включения юридического лица в реестр участников проекта либо со дня досрочного исключения юридического лица из реестра участников проекта, ликвидации или реорганизации юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии у каждого участвующего в слиянии юридического лица статуса участника проекта на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц). Решение о досрочном исключении юридического лица из реестра участников проекта принимается в порядке, утвержденном управляющей компанией.

В соответствии с п. 1 ст. 246.1 Налогового кодекса РФ организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ, в течение 10 лет со дня получения ими статуса участников проекта в соответствии с Законом N 244-ФЗ имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Участник проекта, начавший использовать право на освобождение, должен направить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, указанные в абз. 2 п. 7 ст. 246.1 Налогового кодекса РФ, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого этот участник проекта начал использовать право на освобождение. Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации (п. 4 ст. 246.1 Налогового кодекса РФ).

Указанная форма уведомления утверждена Приказом Минфина России от 30 декабря 2010 г. N 196н «Об утверждении форм документов организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».

 

Статья 246.2. Организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации

 

Комментарий к статье 246.2

 

С 1 января 2015 г. положения гл. 25 Налогового кодекса РФ дополняются новой статьей — ст. 246.2 Налогового кодекса РФ, которая посвящена организациям, признаваемым налоговыми резидентами Российской Федерации в целях уплаты налога на прибыль.

Статья 246.2 Налогового кодекса РФ добавлена в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».

Основной целью вышеуказанного Закона явилось создание действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды, а также совершенствование норм законодательства о налогах и сборах в части налогообложения и контроля иностранных организаций.

Статья 246.2 Налогового кодекса РФ ввела понятие налоговых резидентов в целях применения гл. 25 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 246.2 Налогового кодекса РФ налоговыми резидентами Российской Федерации признаются следующие организации:

1) российские организации;

2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;

3) иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения.

При этом местом фактического управления иностранной организацией признается Российская Федерация при соблюдении хотя бы одного из следующих условий в отношении указанной иностранной организации и ее деятельности:

1) большинство заседаний совета директоров (или иного аналогичного органа организации, за исключением исполнительного органа) проводятся на территории Российской Федерации. Для целей данного подпункта большинством заседаний признается относительное большинство заседаний, то есть ситуация, при которой количество заседаний, проведенных в Российской Федерации, больше, чем в другом государстве;

2) исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из Российской Федерации. Для целей данного подпункта регулярным осуществлением деятельности не признается осуществление деятельности в Российской Федерации в объеме существенно меньшем, чем в другом государстве (государствах);

3) главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные и несущие ответственность за планирование, управление и контроль над деятельностью предприятия) преимущественно осуществляют свою деятельность в виде руководящего управления этой иностранной организацией в Российской Федерации. Руководящим управлением организацией для целей данного подпункта признаются принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящим в компетенцию исполнительных органов управления.

Однако ведение не всякой деятельности может привести к осуществлению фактического управления иностранной организацией в РФ.

Так, согласно п. 3 ст. 246.2 Налогового кодекса РФ осуществление следующей деятельности иностранной организации в Российской Федерации само по себе не может рассматриваться в качестве осуществления фактического управления иностранной организацией в Российской Федерации:

1) подготовка и (или) принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников) иностранной организации;

2) подготовка к проведению совета директоров иностранной организации;

3) осуществление на территории Российской Федерации отдельных функций в рамках планирования и контроля деятельности иностранной организации. К таким функциям, в частности, относятся стратегическое планирование, бюджетирование, подготовка и составление консолидированной финансовой отчетности, внутренний аудит и внутренний контроль, а также принятие (одобрение) стандартов, методик и (или) политик, действие которых распространяется на все или существенную часть дочерних организаций такой организации.

В соответствии с п. 4 ст. 246.2 Налогового кодекса РФ иностранная организация рассматривается в качестве организации, фактическое управление которой осуществляется за пределами Российской Федерации, в частности, если ее коммерческая деятельность осуществляется с использованием ее собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (на территории) ее постоянного местонахождения, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения. При этом иностранная организация представляет документальное подтверждение выполнения указанных в данном пункте условий.

В случае если в отношении иностранной организации не выполняется ни одно из условий, предусмотренных пп. 1 и 2 п. 2 ст. 246.2 Налогового кодекса РФ, или выполняется только одно из них, признание Российской Федерации местом фактического управления этой иностранной организацией осуществляется на основании выполнения хотя бы одного из следующих условий:

1) ведение бухгалтерского или управленческого учета организации (за исключением действий по подготовке консолидированной финансовой отчетности) осуществляется в Российской Федерации;

2) ведение делопроизводства организации осуществляется в Российской Федерации;

3) оперативное управление персоналом организации осуществляется в Российской Федерации.

Вне зависимости от выполнения в отношении иностранной организации условий, предусмотренных п. п. 2 — 5 ст. 246.2 Налогового кодекса РФ, эта иностранная организация может быть признана налоговым резидентом Российской Федерации исключительно в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 246.2 Налогового кодекса РФ, если в отношении этой организации выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым имеется действующий международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и признается налоговым резидентом этого иностранного государства в соответствии с положениями, установленными указанным международным договором;

2) иностранная организация в качестве основного вида деятельности участвует в проектах в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или сервисными соглашениями (контрактами) на условиях риска либо иными аналогичными соглашениями с правительством соответствующего государства (территории) или с уполномоченными таким правительством институтами (органами государственной власти, государственными компаниями);

3) иностранная организация, прямым (косвенным) акционером (участником) которой является российское контролирующее лицо, доля прямого (косвенного) участия которого в уставном (складочном) капитале (фонде) такой иностранной организации составляет не менее 50% в течение не менее 365 календарных дней, при одновременном соблюдении всех следующих условий:

а) активы такой иностранной организации по данным ее финансовой отчетности более чем на 50% состоят из инвестиций в иностранные дочерние общества, отвечающие требованиям пп. 4 п. 7 ст. 25.13 Налогового кодекса РФ и не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации и государство или территория постоянного нахождения которых не включены в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ;

б) доля участия такой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) таких дочерних обществ составляет не менее 50%;

в) доходы (прибыль) у такой иностранной организации отсутствуют либо более чем на 95% составляют доходы, указанные в пп. 1 п. 4 ст. 309.1 Налогового кодекса РФ и прямо или косвенно полученные от таких дочерних обществ;

4) иностранная организация является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья.

Иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым имеется действующий международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и осуществляющая деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, вправе самостоятельно:

а) признать себя налоговым резидентом Российской Федерации;

б) отказаться от статуса налогового резидента Российской Федерации (в случае если иностранная организация ранее самостоятельно признала себя налоговым резидентом Российской Федерации).

В случае если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом Российской Федерации, при соблюдении иностранной организацией положений Налогового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в отношении налоговых резидентов Российской Федерации указанная иностранная организация не признается контролируемой иностранной компанией на основании ст. 25.13 Налогового кодекса РФ.

Иностранная организация должна уведомить налоговый орган по месту постановки на учет обособленного подразделения:

а) о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации;

б) а также об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации.

Порядок уведомления налогового органа должен быть утвержден Министерством финансов Российской Федерации. Форма уведомления должна быть утверждена ФНС России.

Признание организации (физического лица), являющейся управляющей компанией (управляющим партнером или иным лицом, осуществляющим функции по управлению средствами фонда) инвестиционного фонда (паевого фонда или иной формы осуществления коллективных инвестиций) — иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), налоговым резидентом Российской Федерации само по себе не является основанием для признания этого инвестиционного фонда (паевого фонда или иной формы осуществления коллективных инвестиций) налоговым резидентом Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ст. 246.2 Налогового кодекса РФ не может быть признана налоговым резидентом Российской Федерации иностранная организация, являющаяся:

а) эмитентом обращающихся облигаций;

б) или организацией, уполномоченной на получение процентных доходов, подлежащих выплате по обращающимся облигациям;

в) или организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация при соблюдении требований к таким иностранным организациям и обращающимся облигациям, установленных пп. 8 п. 2 и п. 2.1 ст. 310 Налогового кодекса РФ.

При этом доля указанных доходов за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90% в сумме всех доходов такой организации за указанный период.

 

Статья 247. Объект налогообложения

 

Комментарий к статье 247

 

Объектом налогообложения является прибыль организации, то есть разница между доходами и расходами. И российские фирмы, и иностранные компании, которые работают в России через постоянные представительства, считают прибыль одинаково. Понятно, что в случае с иностранными компаниями речь идет о доходах (расходах), полученных (произведенных) этими представительствами.

Обратите внимание: иностранные организации могут получать от российских организаций доходы, которые никак не связаны с деятельностью их постоянных представительств. Такие доходы также облагаются налогом на прибыль. Особенности их налогообложения изложены в ст. 309 Налогового кодекса РФ.

Доходы определяются по правилам, указанным в ст. ст. 249 — 251 Налогового кодекса РФ. В свою очередь, расходам организации посвящены ст. ст. 252 — 270 Налогового кодекса РФ. Особенностям определения доходов и расходов банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций системы потребительской кооперации и профессиональных участников рынка ценных бумаг посвящены ст. ст. 290 — 300 Налогового кодекса РФ. И наконец, организации, которые совершают операции с инструментами срочных сделок, должны определять свои доходы и расходы с учетом ст. ст. 301 — 303 и 305 Налогового кодекса РФ.

Согласно ст. 247 Налогового кодекса РФ прибылью для организаций — участников консолидированной группы налогоплательщиков (объектом налогообложения) признается величина совокупной прибыли участников консолидированной группы налогоплательщиков, приходящаяся на данного участника и рассчитываемая в порядке, установленном п. 1 ст. 278.1 и п. 6 ст. 288 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база по доходам, полученным всеми участниками консолидированной группы налогоплательщиков, определяется на основании суммы всех доходов и суммы всех расходов участников консолидированной группы налогоплательщиков, учитываемых в целях налогообложения налогом, с учетом особенностей, установленных ст. 278.1 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 25.5 Налогового кодекса РФ ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков обязан, в частности, вести налоговый учет, исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций (авансовые платежи) по консолидированной группе налогоплательщиков в порядке, установленном гл. 25 Налогового кодекса РФ.

При этом порядок, суммы и сроки взаиморасчетов между участниками и ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков по перечислению денежных средств, необходимых для уплаты налога ответственным участником, Налоговый кодекс РФ не регламентирует.

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 25.3 Налогового кодекса РФ договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков должен содержать порядок и сроки исполнения обязанностей и осуществления прав ответственным участником и другими участниками консолидированной группы налогоплательщиков, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ, ответственность за невыполнение установленных обязанностей.

Учитывая изложенное, порядок определения размера денежных средств, подлежащих перечислению участниками консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков для уплаты налога на прибыль организаций в бюджет, может определяться участниками консолидированной группы в договоре о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Такой порядок может отличаться от порядка определения суммы налога на прибыль организаций, приходящегося на каждого участника консолидированной группы налогоплательщиков, установленного ст. ст. 247, 278.1 и 288 Налогового кодекса РФ, поскольку указанные статьи не регламентируют расчеты между участниками консолидированной группы налогоплательщиков.

Вместе с тем размер денежных средств, перечисляемых участниками консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику для уплаты налога на прибыль организаций, должен иметь экономическое обоснование.

Согласно пп. 44 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются в составе доходов денежные средства, полученные ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков от других участников этой группы для уплаты налога (авансовых платежей, пеней, штрафов) в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ для консолидированной группы налогоплательщиков, а также денежные средства, полученные участником консолидированной группы налогоплательщиков от ответственного участника этой группы налогоплательщиков в связи с уточнением сумм налога (авансовых платежей, пеней, штрафов), подлежащих уплате по этой группе налогоплательщиков.

Одновременно п. 48.14 ст. 270 Налогового кодекса РФ предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются в расходах денежные средства, переданные участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы для уплаты налога (авансовых платежей, пеней, штрафов) в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ для консолидированной группы налогоплательщиков, а также денежные средства, переданные ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков участнику этой группы в связи с уточнением сумм налога (авансовых платежей, пеней, штрафов), подлежащих уплате по этой консолидированной группе налогоплательщиков.

Таким образом, у участников консолидированной группы налогоплательщиков, включая ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, в случае использования порядка определения размера денежных средств, подлежащих перечислению участниками консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику для уплаты налога, отличающегося от предусмотренного Налоговым кодексом РФ порядка расчета суммы налога, доходов (расходов), учитываемых при налогообложении налогом на прибыль организаций, не возникает (Письмо Минфина России от 17 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/482).

 

Статья 248. Порядок определения доходов. Классификация доходов

 

Комментарий к статье 248

 

Доходы, которые получает налогоплательщик, подразделяются на доходы от реализации и внереализационные доходы. Причем к первому виду доходов относятся поступления от продажи товаров (работ, услуг), имущественных прав. Что считать товаром для целей налогообложения, сказано в ст. 38 Налогового кодекса РФ. Это любое имущество организации, реализуемое или предназначенное для реализации. То есть, помимо собственно товаров и готовой продукции, сюда относятся также продаваемые объекты основных средств, сырье, материалы и т.п.

Пункт 2 ст. 248 Налогового кодекса РФ определяет, что товары (работы, услуги) и имущественные права считаются полученными безвозмездно, если налогоплательщик не обязан в обмен на них передать свое имущество (имущественные права) или выполнить работы (оказать услуги).

Из сумм доходов исключают взимаемые с покупателей косвенные налоги: НДС и акцизы. Доходы могут быть выражены как в рублях, так и в иностранной валюте. Последние надо пересчитать в рубли по курсу Банка России, который установлен на дату признания этих доходов.

Налогооблагаемые доходы определяются на основании первичных документов, других документов, так или иначе подтверждающих доход, а также документов налогового учета.

С 1 января 2013 г. действует новый Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовых документов).

Исходя из ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Закона N 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется также состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Для ведения бухгалтерского учета могут использоваться формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, разработанные экономическим субъектом самостоятельно, предусмотренные принятыми органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета рекомендациями в области бухгалтерского учета, а также иные рекомендованные формы (например, формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, форма книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности, упрощенные формы ведомостей учета имущества, предусмотренные Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н).

Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи вышеуказанных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которого возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон N 63-ФЗ).

Согласно ст. 6 Закона N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Случаи, в которых информация в электронной форме, подписанная неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, Налоговым кодексом РФ не определены.

Таким образом, для целей налогового учета документ, оформленный в электронном виде и подписанный неквалифицированной электронной подписью, не может являться документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Указанное мнение изложил Минфин России в Письме от 25 декабря 2012 г. N 03-03-06/2/139.

В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.

 

Статья 249. Доходы от реализации

 

Комментарий к статье 249

 

В соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ доходы от реализации составляет выручка в денежной или натуральной форме от:

— реализации товаров (работ, услуг);

— продажи имущества (включая ценные бумаги);

— переуступки имущественных прав.

В выручку не включаются косвенные налоги: НДС, акцизы.

Организация может признавать доходы либо методом начисления, либо кассовым методом. При этом следует руководствоваться ст. 271 или п. п. 1 и 2 ст. 273 Налогового кодекса РФ соответственно. Подробнее об этих методах читайте в комментариях к соответствующим статьям Налогового кодекса РФ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code