Статья 226. Особенности исчисления налога налоговыми агентами

Комментарий к статье 226 Налогового кодекса РФ

 

Статья 226 Налогового кодекса РФ предусматривает особенности исчисления налога налоговыми агентами, а также порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами.

Налоговый кодекс РФ предусматривает, что НДФЛ перечисляется в бюджет в особом порядке.

В большинстве случаев налог в бюджет перечисляют не сами налогоплательщики, а налоговые агенты.

В отношении налога на доходы физических лиц налоговыми агентами признаются (ст. 226 Налогового кодекса РФ):

— российские организации;

— коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;

— индивидуальные предприниматели;

— постоянные представительства в России иностранных организаций;

— нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Это означает, что каждый раз, когда организация или индивидуальный предприниматель (из перечисленных выше) выплачивают физическим лицам доход, эти организация или индивидуальный предприниматель выступают в роли налогового агента. То есть они обязаны исчислить налог, удержать его из доходов налогоплательщика — физического лица и перечислить удержанную сумму налога в бюджет.

В соответствии с п. 2 ст. 226 Налогового кодекса РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со ст. ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 настоящего Кодекса), с зачетом ранее удержанных сумм налога, а в случаях и порядке, предусмотренных ст. 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Определенные сложности возникают при определении, кто является налоговым агентом при выплате авторам вознаграждений через организацию, которая управляет правами авторов на коллективной основе. В настоящее время в России несколько организаций имеют аккредитацию на осуществление данной деятельности. Все они принимают от лиц, пользующихся объектами авторских прав, денежные средства, являющиеся вознаграждением авторам этих произведений.

Министерство финансов РФ в Письме от 21 августа 2007 г. N 03-04-06-01/300 указало, что организация, использующая объекты авторского права, в отношении выплат вознаграждения авторам (правообладателям) литературных произведений является налоговым агентом и в качестве такового должна исполнять все обязанности, установленные гл. 23 Налогового кодекса РФ.

Из приведенного выше правила есть исключения. В п. 2 ст. 226 Налогового кодекса РФ записано, что источник выплаты дохода в некоторых случаях не несет функций налогового агента.

Так, самостоятельно уплачивают налог на доходы физических лиц:

— индивидуальные предприниматели — по доходам от предпринимательской деятельности;

— нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой в соответствии с действующим законодательством, — по доходам, полученным от частной практики.

Кроме того, самостоятельно должны заплатить налог физические лица, получающие, в частности, следующие доходы:

— по договорам гражданско-правового характера, заключенным с другим физическим лицом, которое не является налоговым агентом (например, к таким договорам относятся договоры найма и аренды имущества у другого физического лица);

— от источников за пределами Российской Федерации;

— от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;

— в виде выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов).

Кроме того, обязанность самостоятельно заплатить налог возлагается на тех физических лиц, при выплате доходов которым налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ (например, при выдаче доходов в натуральной форме).

Указанные выше налогоплательщики, самостоятельно уплачивающие налог, обязаны по окончании года представить в налоговую инспекцию по месту своего жительства налоговую декларацию. Налоговый кодекс РФ устанавливает четкие правила исчисления, удержания и перечисления НДФЛ налоговыми агентами.

  1. Налог по ставке 13% исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по этой ставке.
  2. Налог по ставкам 35, 30, 15 или 9% исчисляется отдельно по каждой сумме дохода, начисленной налогоплательщику.
  3. Налог исчисляется без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и, соответственно, без учета исчисленного и удержанного с этих доходов налога.
  4. Удержание исчисленного налога налоговый агент может производить только из фактически выплачиваемых налогоплательщику денежных сумм (перечисляемых на его счет или счета третьих лиц по его поручению). При этом сумма удержания не может превышать 50% суммы выплаты.
  5. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
  6. Излишне удержанные суммы налога возвращаются налоговым агентом налогоплательщику по его письменному заявлению.
  7. Не удержанные (удержанные не полностью) налоговыми агентами налоги взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения задолженности.

Сроки для перечисления налоговым агентом НДФЛ в бюджет установлены в п. 6 ст. 226 Налогового кодекса РФ.

 

Статья 226.1. Особенности исчисления и уплаты налога налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов

 

Комментарий к статье 226.1

 

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 306-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в гл. 23 Налогового кодекса РФ была введена ст. 226.1, которой устанавливаются особенности исчисления и уплаты налога налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов.

Исходя из положений п. 2 ст. 226.1 Налогового кодекса РФ, следует, что в отношении ряда операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов некоторые организации признаются налоговыми агентами.

Так, налоговым агентом при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок и операций, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, при осуществлении выплат по ценным бумагам в целях ст. 226.1 Налогового кодекса РФ, а также ст. ст. 214.1, 214.3 и 214.4 Налогового кодекса РФ признаются:

1) доверительный управляющий или брокер, осуществляющие в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) операции с финансовыми инструментами срочных сделок на основании договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, договора поручения, договора комиссии или агентского договора с налогоплательщиком. При этом каждый налоговый агент определяет налоговую базу налогоплательщика по всем видам доходов от операций, осуществленных налоговым агентом в интересах этого налогоплательщика в соответствии с указанными договорами, за вычетом соответствующих расходов. Налоговый агент не учитывает при определении налоговой базы налогоплательщика доходы, полученные от операций, совершенных не на основании указанных договоров;

2) доверительный управляющий в отношении дохода, выплачиваемого налогоплательщику по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по ценным бумагам, на лицевом счете или счете депо этого доверительного управляющего в случае, если этот доверительный управляющий на дату приобретения ценных бумаг, указанных в данном случае, является профессиональным участником рынка ценных бумаг;

3) российская организация, осуществляющая выплату налогоплательщику дохода по ценным бумагам, выпущенным этой организацией, права по которым учитываются в реестре ценных бумаг российской организации на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по таким ценным бумагам, на следующих счетах:

лицевом счете владельца этих ценных бумаг;

депозитном лицевом счете;

лицевом счете доверительного управляющего, если этот доверительный управляющий не является профессиональным участником рынка ценных бумаг;

4) российская организация, осуществляющая выплату налогоплательщику дохода по ценным бумагам, выпущенным этой российской организацией, которые учитываются на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода, на открытом держателем реестра счете неустановленных лиц, лицам, в отношении которых установлено их право на получение такого дохода;

5) депозитарий, осуществляющий выплату налогоплательщику дохода по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются в таком депозитарии на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода, на следующих счетах:

счете депо владельца этих ценных бумаг, в том числе торговом счете депо владельца;

депозитном счете депо;

счете депо доверительного управляющего, если этот доверительный управляющий не является профессиональным участником рынка ценных бумаг;

субсчете депо, открытом в депозитарии в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», за исключением субсчета депо номинального держателя;

субсчете депо, открытом в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;

6) депозитарий, осуществляющий выплату налогоплательщику дохода по ценным бумагам, выпущенным российской организацией, которые учитываются на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по ценным бумагам, на открытом этим депозитарием счете неустановленных лиц, лицам, в отношении которых установлено их право на получение такого дохода;

7) депозитарий, осуществляющий на основании депозитарного договора выплату (перечисление) налогоплательщику дохода в денежной форме по следующим видам ценных бумаг, которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ:

по государственным ценным бумагам Российской Федерации с обязательным централизованным хранением;

по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации с обязательным централизованным хранением;

по муниципальным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением независимо от даты государственной регистрации их выпуска;

по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, выпущенным российскими организациями, выпуск (государственная регистрация) которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 г.;

по иным эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, за исключением эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены до 1 января 2012 г.

Согласно п. 7 ст. 226.1 Налогового кодекса РФ исчисление и уплата суммы налога производятся налоговым агентом при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок и операций, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, в порядке, установленном данной главой, в следующие сроки:

по окончании налогового периода;

до истечения налогового периода;

до истечения срока действия договора в пользу физического лица.

Исчисление и уплата суммы налога в отношении доходов по ценным бумагам производятся налоговым агентом при осуществлении выплат такого дохода в пользу физического лица в порядке, установленном гл. 23 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с абз. 5 п. 7 ст. 226.1 Налогового кодекса РФ исчисление и уплата суммы налога в отношении доходов по ценным бумагам производятся налоговым агентом при осуществлении выплат такого дохода в пользу физического лица в порядке, установленном гл. 23 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 9 ст. 226.1 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговый агент уплачивает удержанный у налогоплательщика налог в срок не позднее 1 месяца с наиболее ранней из следующих дат:

1) дата окончания соответствующего налогового периода;

2) дата истечения срока действия последнего по дате начала действия договора, на основании которого налоговый агент осуществляет выплату налогоплательщику дохода, в отношении которого он признается налоговым агентом;

3) дата выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг).

Исходя из вышеприведенных положений ст. 226.1 Налогового кодекса РФ при выплате дохода в виде дивидендов сумма подлежащего уплате налога исчисляется и удерживается налоговым агентом на дату выплаты такого дохода. При этом суммы налога подлежат уплате в срок не позднее одного месяца с даты выплаты денежных средств.

Согласно п. 4 ст. 230 Налогового кодекса РФ лица, признаваемые налоговыми агентами в соответствии со ст. 226.1 Налогового кодекса РФ, представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах, в отношении которых ими был исчислен и удержан налог, о лицах, являющихся получателями этих доходов (при наличии соответствующей информации), и о суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов по форме, в порядке и сроки, которые установлены ст. 289 Налогового кодекса РФ для представления налоговых расчетов налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 289 Налогового кодекса РФ налоговые агенты представляют налоговые расчеты не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые расчеты по итогам налогового периода представляются налоговыми агентами не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статьей 285 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год. Отчетными периодами по данному налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Из вышеизложенного следует, что лица, признаваемые налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц в соответствии со ст. 226.1 Налогового кодекса РФ, представляют в налоговый орган сведения, предусмотренные п. 4 ст. 230 Налогового кодекса РФ, по истечении каждого отчетного и налогового периода, установленного ст. 289 Налогового кодекса РФ, в котором они производили выплаты дохода налогоплательщику (Письмо Минфина России от 5 сентября 2014 г. N 03-04-06/44588).

 

Статья 227. Особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами

 

Комментарий к статье 227

 

В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также нотариусы и адвокаты, занимающиеся своей деятельностью в форме адвокатского кабинета.

Следует иметь в виду, что тот, кто занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, но не зарегистрировавшийся в качестве индивидуального предпринимателя, при исполнении возложенных на него Налоговым кодексом РФ обязанностей не вправе ссылаться на то, что он индивидуальный предприниматель.

В соответствии с комментируемой ст. 227 Налогового кодекса РФ исчисление и уплата налогов на доходы физических лиц возложены:

— на физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, — по суммам доходов, полученным от осуществления такой деятельности;

— на нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Указанные налогоплательщики, руководствуясь ст. 225 Налогового кодекса РФ (см. комментарий к ней), самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате.

Объектом налогообложения в предпринимательской деятельности и частной практике являются доходы, полученные от этой деятельности, полученные как в денежной, так и в натуральной форме, или же возникшее у налогоплательщика право распоряжаться ими.

Следует помнить, что в соответствии со ст. 210 Налогового кодекса РФ, если из дохода налогоплательщика по его собственному распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, то такие удержания налоговую базу не уменьшают. Впрочем, как и понесенные физическим лицом убытки прошлых лет.

Дата фактического получения дохода от предпринимательской деятельности и частной практики определяется как день:

— выплаты такого дохода налогоплательщику, в том числе перечисления такого дохода на его банковские счета либо по его поручению на счета третьих лиц — при получении доходов в денежной форме;

— передачи налогоплательщику доходов в натуральной форме — при получении доходов в натуральной форме.

Указанные плательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если у указанных налогоплательщиков в течение года появятся доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности или частной практики, то они обязаны представить налоговую декларацию, указав сумму предполагаемого дохода от этой деятельности в текущем налоговом периоде. Сделать это необходимо в течение 5 дней по истечении месяца со дня получения таких доходов (п. 7 ст. 227 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п. 8 ст. 227 Налогового кодекса РФ исчислением суммы авансовых платежей на основании поданной налоговой декларации и прилагаемых к ней документов занимается налоговый орган. Он же рассчитывает сумму авансовых платежей на текущий налоговый период, опираясь на сумму предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или же на сумму фактически полученного дохода от указанных видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 и 221 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 3 ст. 58 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу — авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Сроки уплаты авансовых платежей по НДФЛ установлены п. 9 ст. 227 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей;

за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;

за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.

Таким образом, налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода, следовательно, в силу ст. 11 Налогового кодекса РФ неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу.

Кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит норм, предусматривающих право налоговых органов взыскивать с налогоплательщика в принудительном порядке суммы авансовых платежей по НДФЛ.

В соответствии со ст. ст. 45 — 47 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налога и сбора, неуплаты пени и штрафа налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа; в случае неисполнения указанного требования принимает решение о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — индивидуального предпринимателя в банках и решение о взыскании за счет имущества должника.

ФНС России, разъясняя вопрос о порядке применения обеспечительных мер и мер взыскания авансовых платежей по НДФЛ, указала, что вышеуказанная ФНС России точка зрения подтверждается судебно-арбитражной практикой, складывающейся при рассмотрении аналогичной категории споров, в частности: Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 г. N ВАС-12357/09, Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 декабря 2010 г. по делу N А40-138216/09-108-1001, Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 апреля 2010 г. по делу N А65-26160/2009, Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 апреля 2010 г. по делу N А68-12673/09, Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 ноября 2009 г. по делу N А78-2959/2009, Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 октября 2006 г. N Ф04-7049/2006(27692-А45-29) (Письмо ФНС России от 19 ноября 2012 г. N НД-4-8/19411@).

Следует помнить, что если в налоговом периоде доход увеличился или же, наоборот, уменьшился более чем на 50%, то налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию, указав суммы предполагаемого дохода от своей деятельности на текущий год. В этом случае налоговый орган не позднее 5 дней с момента получения декларации должен произвести перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты (п. 10 ст. 227 Налогового кодекса РФ).

Граждане, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, а также лица, получающие доходы от частной практики, — нотариусы и адвокаты — должны декларировать свои доходы в налоговой инспекции. Предприниматели уплачивают налог на доходы физических лиц с суммы полученных ими доходов, уменьшенной на величину понесенных расходов и налоговых вычетов.

Исключение составляют лишь предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивающие единый налог на вмененный доход, а также использующие патентную систему налогообложения. Плательщиками налога на доходы физических лиц они не являются, поэтому сдавать декларацию по форме 3-НДФЛ им не нужно.

Также следует обратить внимание на такие важные моменты.

  1. Все полученные предпринимателем доходы нужно указывать в декларации без налога на добавленную стоимость (если предприниматель является плательщиком НДС).
  2. Чтобы рассчитать налог, в декларации необходимо показать и понесенные в течение года расходы. Доходы, полученные в течение года, можно уменьшить только на те расходы, которые подтверждены документами. При этом в расходы можно включать только те суммы, которые были оплачены. Поэтому к накладной или счету-фактуре всегда должен прикладываться документ, подтверждающий оплату, — платежное поручение, кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру или бланк строгой отчетности.

По общему правилу подлинники документов или их копии нужно приложить к декларации. Правда, в большинстве случаев это будет весьма внушительная по размерам папка, а то и не одна. Поэтому во многих налоговых инспекциях не требуют представлять сами документы, подтверждающие расходы, достаточно лишь составить их реестр. Таким образом, прежде чем подавать декларацию, предпринимателю лучше уточнить в своей инспекции, в какой форме представлять документы, подтверждающие расходы.

  1. Если предприниматель является плательщиком НДС, то все расходы нужно показывать без «входного» налога, поскольку эти суммы должны быть приняты к вычету при исчислении налога на добавленную стоимость. Если же предприниматель освобожден от НДС, то «входной» налог надо было включать в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг).
  2. Даже если предприниматель не получал в отчетном году никаких других доходов, кроме как от предпринимательской деятельности, он (при выполнении необходимых для этого условий) имеет право на стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты.

 

Статья 227.1. Особенности исчисления суммы налога и подачи налоговой декларации некоторыми категориями иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму в Российской Федерации. Порядок уплаты налога

 

Комментарий к статье 227.1

 

В соответствии с п. 1 ст. 227.1 Налогового кодекса РФ в порядке, установленном данной статьей, исчисляется сумма и уплачивается налог на доходы физических лиц от осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ), следующими категориями иностранных граждан, осуществляющих такую деятельность:

1) иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

2) иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в организациях и (или) у индивидуальных предпринимателей, а также у занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Патент — документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности (абз. 17 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста 18 лет, при наличии разрешения на работу или патента.

Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;

9) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;

10) являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

11) осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных ч. 4 ст. 63 и ст. 348.8 Трудового кодекса РФ;

12) признанных беженцами на территории Российской Федерации, — до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;

13) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, — до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.

Уплата НДФЛ в соответствии со ст. 227.1 Налогового кодекса РФ осуществляется в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1200 руб., уплачиваемых ежемесячно в период действия патента (п. 2 ст. 227.1 Налогового кодекса РФ).

При этом указанный размер фиксированных авансовых платежей подлежит индексации на:

а) коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год;

б) а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации.

Отметим, что коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, на 2015 г. установлен в размере, равном 1,307 (Приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2014 г. N 685 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год»).

В случае если региональный коэффициент на очередной календарный год законом субъекта Российской Федерации не установлен, его значение принимается равным 1.

В соответствии с п. 4 ст. 227.1 Налогового кодекса РФ фиксированный авансовый платеж по налогу уплачивается налогоплательщиком по месту осуществления им деятельности на основании выданного патента до дня начала срока, на который выдается (продлевается), переоформляется патент.

При этом в платежном документе налогоплательщиком указывается наименование платежа «налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа».

Общая сумма налога с доходов налогоплательщиков, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 227.1 Налогового кодекса РФ, исчисляется ими с учетом уплаченных фиксированных авансовых платежей за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.

Общая сумма налога с доходов налогоплательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 227.1 Налогового кодекса РФ, исчисляется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.

Уменьшение исчисленной суммы налога производится в течение налогового периода только у одного налогового агента по выбору налогоплательщика при условии получения налоговым агентом от налогового органа по месту нахождения (месту жительства) налогового агента уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей.

Налоговый агент уменьшает исчисленную сумму налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей, после получения от налогового органа соответствующего уведомления.

Налоговый орган должен направить уведомление в срок, не превышающий 10 дней со дня получения заявления налогового агента, при наличии в налоговом органе информации, полученной от территориального органа ФМС России, о факте заключения налоговым агентом с налогоплательщиком трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи налогоплательщику патента и при условии, что ранее применительно к соответствующему налоговому периоду такое уведомление налоговыми органами в отношении указанного налогоплательщика налоговым агентам не направлялось.

В случае если сумма уплаченных за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду фиксированных авансовых платежей превышает сумму налога, исчисленную по итогам этого налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщиком.

Налогоплательщики, указанные в пп. 1 п. 1 ст. 227.1 Налогового кодекса РФ, могут быть освобождены от обязанности по представлению в налоговые органы налоговой декларации по налогу, за исключением случаев, если:

1) общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от деятельности, указанной в пп. 1 п. 1 ст. 227.1 Налогового кодекса РФ, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей за налоговый период;

2) налогоплательщик выезжает за пределы территории Российской Федерации до окончания налогового периода и общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от деятельности, указанной в пп. 1 п. 1 ст. 227.1 Налогового кодекса РФ, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей;

3) патент аннулирован в соответствии с Законом N 115-ФЗ.

До истечения срока, на который были выданы (продлены) до дня вступления в силу Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 368-ФЗ «О внесении изменений в статьи 226 и 227.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» патенты иностранным гражданам, осуществляющим трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, либо до аннулирования указанных патентов исчисление и уплата налога в виде фиксированных авансовых платежей осуществляются в порядке, действовавшем до 1 января 2015 г. (п. 2 ст. 2 указанного Федерального закона).

 

Статья 228. Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога

 

Комментарий к статье 228

 

Положения комментируемой ст. 228 Налогового кодекса РФ применяются для исчисления налога с доходов следующих категорий налогоплательщиков:

физических лиц — с полученных ими вознаграждений от лиц, не являющихся налоговыми агентами, по договорам гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или аренды любого имущества, а также с сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности;

физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации, получающих доходы от источников, находящихся за пределами России, — с сумм таких доходов;

физических лиц, получивших доходы, при выплате которых налоговые агенты не удержали налог, — с сумм таких доходов;

физических лиц, получающих выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей и организаторами азартных игр, за исключением выигрышей, выплачиваемых в букмекерской конторе и тотализаторе, — исходя из сумм таких выигрышей;

физических лиц, получающих доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;

физических лиц, получающих от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной форме в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 Налогового кодекса РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению;

физических лиц, получающих доходы в виде денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций.

Указанные налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащего уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 Налогового кодекса РФ (см. комментарий к ст. 225 Налогового кодекса РФ).

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога определяется в полных рублях, то есть сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля (п. 6 ст. 52 Налогового кодекса РФ).

Налогоплательщик, исчисляя общую сумму налога, подлежащую уплате, должен учитывать сумму налога, удержанную налоговыми агентами при выплате ему соответствующего дохода. Следует иметь в виду, что понесенные физическим лицом убытки прошлых лет налоговую базу не уменьшают.

Налоговую декларацию необходимо представить в налоговые органы в порядке, предусмотренном ст. 229 Налогового кодекса РФ (см. комментарий к ст. 229 Налогового кодекса РФ). Следует помнить, что общую сумму налога, исчисленную исходя из поданной налоговой декларации, необходимо уплатить по месту жительства налогоплательщика и не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Необходимо помнить, что несмотря на то, что в отношении доходов, упомянутых в комментируемой статье, налогоплательщики самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на доходы физических лиц, подавая декларацию в налоговые органы, организации и индивидуальные предприниматели обязаны:

вести учет указанных доходов;

представлять налоговым органам сведения о доходах, полученных физическими лицами;

выдавать физическим лицам по их заявлению справки о полученных ими доходах.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code