Статья 187.1. Порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки

Комментарий к статье 187.1 Налогового кодекса РФ

 

Пунктом 1 ст. 187.1 Налогового кодекса РФ установлен порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки.

Расчетной стоимостью признается произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий, и количества единиц потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, реализованных (переданных) в течение отчетного налогового периода или ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Таким образом, расчетная стоимость определяется следующим образом:

 

з

 

В соответствии со ст. 193 Налогового кодекса РФ в отношении сигарет и папирос применяются комбинированные ставки акцизов. При этом начиная с 2012 г. ставки акцизов на указанные виды табачной продукции не дифференцируются в зависимости от наличия (или отсутствия) фильтра.

Комбинированная ставка состоит из двух частей:

— специфической составляющей ставки акциза, устанавливаемой в твердой сумме (в рублях за 1 тыс. штук);

— и адвалорной составляющей ставки акциза, устанавливаемой в процентах к стоимости реализованных (переданных) сигарет и папирос, исчисленной исходя из максимальных розничных цен.

Кроме того, наряду с комбинированной ставкой утверждена минимальная специфическая ставка акциза в твердой сумме (в рублях за 1 тыс. штук), которая установлена во избежание занижения налогоплательщиками максимальных розничных цен и снижения поступления акцизов в бюджет.

Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли, общественного питания и сферы услуг. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.

Согласно п. 2 ст. 187.1 Налогового кодекса РФ в целях исчисления акцизов под маркой (наименованием) понимается ассортиментная позиция табачных изделий, отличающаяся от других марок (наименований) одним или несколькими из следующих признаков: индивидуализированным обозначением (названием), присвоенным производителем или лицензиаром, рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, упаковкой.

Исчисление акцизов на табачные изделия в зависимости от максимальных розничных цен позволяет обеспечить стабильные поступления указанного налога в федеральный бюджет в случае снижения объема производства сигарет и папирос в натуральном выражении.

Кроме того, установление наряду с комбинированной ставкой минимальной специфической ставки в твердой сумме позволяет обеспечить определенный уровень доходов бюджета в случае снижения максимальных розничных цен.

Сумма акциза по сигаретам и папиросам с учетом комбинированной ставки рассчитывается налогоплательщиком в следующем порядке:

— определяется сумма акциза, соответствующая специфической составляющей ставки акциза, путем умножения количества реализованных в истекшем налоговом периоде сигарет и папирос на специфическую составляющую ставки;

— определяется сумма акциза, соответствующая адвалорной составляющей ставки акциза, путем умножения стоимости реализованных в истекшем налоговом периоде сигарет и папирос, исчисленной исходя из максимальных розничных цен, на адвалорную (в процентах) составляющую ставки акциза;

— определяется сумма акциза по комбинированной ставке путем сложения вышеуказанных сумм;

— определяется минимальная сумма акциза путем умножения количества реализованных сигарет и папирос на минимальную ставку акциза, установленную в рублях;

— сумма акциза, исчисленная по комбинированной ставке, сравнивается с минимальной суммой акциза.

Если сумма акциза, рассчитанная по комбинированной ставке акциза, равна или больше минимальной суммы акциза, то в бюджет уплачивается сумма акциза, рассчитанная по комбинированной ставке; если сумма акциза, рассчитанная по комбинированной ставке, меньше минимальной суммы акциза, в бюджет уплачивается сумма, рассчитанная по минимальной ставке акциза.

Пунктом 3 ст. 187.1 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков — изготовителей либо импортеров сигарет (папирос) предусмотрена обязанность подавать в налоговый орган по месту учета (таможенный орган по месту таможенного декларирования подакцизных товаров) уведомление:

а) о максимальных розничных ценах, устанавливаемых в соответствии с п. 2 ст. 187.1 Налогового кодекса РФ. Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями (п. 2 ст. 187.1 Налогового кодекса РФ). Информация о максимальных розничных ценах на табачные изделия, содержащаяся в уведомлениях, размещается на сайте ФНС России в соответствии с п. 3 ст. 187.1 Налогового кодекса и Приказом ФНС России от 28 мая 2012 г. N ММВ-7-3/354@ «О создании информационного ресурса «Сведения о максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации»;

б) и минимальных розничных ценах, исчисленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» предусмотрено установление минимальной розничной цены на табачную продукцию. Минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Согласно положениям п. 3 данной статьи минимальные розничные цены устанавливаются на уровне 75% от максимальных розничных цен. В настоящее время ФНС России в соответствии со ст. 187.1 Налогового кодекса РФ осуществляет публикацию на своем официальном сайте максимальных розничных цен, указываемых производителями табачной продукции в уведомлениях, представляемых ими в налоговые органы.

Уведомление оформляется по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий не позднее чем за 10 календарных дней до начала налогового периода, начиная с которого будут наноситься указанные в уведомлении максимальные розничные цены.

Форма уведомления, порядок его заполнения и представления в налоговый орган, в том числе в электронном виде, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма уведомления, порядок его заполнения и представления в таможенный орган, в том числе в электронном виде, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела. Каждое уведомление должно содержать полный перечень марок (наименований) табачных изделий.

В соответствии с п. 3 ст. 187.1 Налогового кодекса РФ Приказом ФНС России от 28 марта 2014 г. N ММВ-7-3/120@ «Об утверждении формы и Формата представления в электронном виде уведомления о минимальных и максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации, Порядка его заполнения и представления в электронном виде» утверждены:

форма уведомления о минимальных и максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации;

Формат представления уведомления о минимальных и максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации, в электронном виде;

Порядок заполнения уведомления о минимальных и максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации;

Порядок представления налогоплательщиками в налоговые органы уведомления о минимальных и максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации, в электронном виде.

Согласно п. 4 ст. 187.1 Налогового кодекса РФ информация о максимальных розничных ценах, а также о месяце и годе изготовления, заявленных в уведомлении, должна быть нанесена на каждую потребительскую пачку (упаковку) табачных изделий. Исключение сделано только в отношении сигарет и папирос, которые не подлежат налогообложению в соответствии со ст. 185 Налогового кодекса РФ, в том числе при помещении таких изделий под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, беспошлинной торговли.

Статьей 187.1 Налогового кодекса РФ установлено, что в течение срока действия уведомления не допускается производство сигарет или папирос с нанесением информации о максимальной розничной цене, отличной от максимальной розничной цены, указанной в уведомлении.

Максимальные розничные цены, заявленные в уведомлении, действуют не менее одного календарного месяца. Налогоплательщикам предоставлено право изменять максимальную розничную цену на все марки (наименования) или несколько марок (наименований) табачных изделий, при этом они обязаны подавать в налоговый (таможенный) орган новое уведомление за 10 дней до начала следующего налогового периода. Максимальные розничные цены, указанные в новом уведомлении, подлежат нанесению на каждую единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий начиная с 1-го числа месяца, следующего за датой подачи уведомления, но не ранее истечения минимального срока действия предыдущего уведомления.

Как установлено ст. 14.6 КоАП РФ, завышение максимальной розничной цены, указанной на упаковке производителем, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5000 руб., на должностных лиц — 50 000 руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет, на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более 1 года.

Указанные разъяснения дал Минфин России в Письме от 19 июля 2012 г. N 03-07-06/187.

Кроме того, отметим, что в соответствии с Национальной стратегией по борьбе против табака на 2009 — 2014 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, предполагается осуществление комплекса налоговых мер, в том числе:

— увеличение ставок акцизов на табачные изделия, обеспечивающее повышение и поддержание высоких цен на табачные изделия, при этом не приводящее к снижению налоговых сборов и стимулированию нелегальной торговли табачными изделиями;

— регулярный пересмотр ставок акцизов в сторону их увеличения темпами, опережающими уровень инфляции, с учетом покупательной способности потребителей.

В настоящее время в отношении таких видов табачных изделий, как сигареты и папиросы, ст. 193 Налогового кодекса Российской Федерации установлены комбинированные ставки акцизов.

Комбинированная ставка акциза состоит из специфической и адвалорной составляющих. Специфическая составляющая ставки акциза определяется в твердой сумме — в рублях за 1 тыс. штук реализованных или переданных сигарет (папирос). Адвалорная составляющая устанавливается в процентах от максимальной розничной цены реализованных табачных изделий.

Таким образом, максимальная розничная цена является необходимым элементом, участвующим в расчете ставки акцизов на табачные изделия. При этом исчисление суммы акциза исходя из максимальной розничной цены табачных изделий позволяет избежать занижения налогоплательщиками сумм уплачиваемых в бюджет акцизов.

 

Статья 188. Утратила силу. — Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ.

 

Статья 189. Увеличение налоговой базы при реализации подакцизных товаров

 

Комментарий к статье 189

 

Комментируемой ст. 189 Налогового кодекса РФ предусмотрен порядок увеличения налоговой базы при реализации подакцизных товаров.

При определении налоговой базы по подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, стоимость подакцизных товаров увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров.

Налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, увеличивается на суммы вышеперечисленных платежей, полученных в счет оплаты подакцизных товаров, дата реализации которых определяется согласно п. 2 ст. 195 Налогового кодекса РФ, то есть как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров.

Эти положения применяются к операциям по реализации подакцизных товаров, в отношении которых установлены только адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

Но адвалорная составляющая ставки акциза, которая устанавливается в процентах к стоимости реализованных (переданных) сигарет и папирос, исчисленной исходя из максимальных розничных цен, входит в состав комбинированной ставки акциза.

Однако Налоговым кодексом РФ не предусмотрено распространение данных положений на адвалорную составляющую комбинированной ставки по акцизам.

Адвалорная и комбинированная ставки акцизов — это разные виды ставок, так как их применение предопределяет разный порядок расчета налоговой базы и суммы акциза.

 

Статья 190. Особенности определения налоговой базы при совершении операций с подакцизными товарами с использованием различных налоговых ставок

 

Комментарий к статье 190

 

В соответствии с п. 1 ст. 190 Налогового кодекса РФ при условии ведения раздельного учета операций по производству и реализации (передаче) подакцизных товаров, облагаемых по разным налоговым ставкам, налоговая база при реализации (передаче) или получении таких товаров определяется отдельно по каждому виду реализуемого (передаваемого) или полученного подакцизного товара.

При отсутствии у налогоплательщика такого учета в соответствии с п. 2 ст. 190 Налогового кодекса РФ по всем операциям реализации (передачи) этих товаров определяется единая налоговая база.

 

Статья 191. Определение налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией

 

Комментарий к статье 191

 

Комментируемой ст. 191 Налогового кодекса РФ предусмотрен порядок определения налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Налоговая база по подакцизным товарам, ввозимым на территорию России, в том числе полученным в результате переработки вне ее таможенной территории, определяется в зависимости от установленных в отношении данных товаров налоговых ставок:

— по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (в рублях и копейках за единицу измерения) ставки акцизов, — как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

— по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах от стоимости) ставки акцизов, — как сумма таможенной стоимости этих товаров и таможенной пошлины.

Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации партии подакцизных товаров. Если в составе одной партии подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Если в составе партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ для переработки вне таможенной территории России, налоговая база определяется в аналогичном порядке.

 

Статья 192. Налоговый период

 

Комментарий к статье 192

 

В соответствии с п. 1 ст. 55 Налогового кодекса РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Статьей 192 Налогового кодекса РФ определен налоговый период по акцизам.

Налоговый период по акцизам установлен как каждый календарный месяц.

 

Статья 193. Налоговые ставки

 

Комментарий к статье 193

 

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были установлены ставки акцизов на период 2015 — 2017 гг.

В целях стабилизации ситуации на рынке алкогольной продукции предлагается в 2015 и 2016 гг. сохранить размеры ставок акцизов, установленные в отношении крепкой и слабоалкогольной продукции на 2014 г.

В отношении табачной продукции предлагается проиндексировать ставки акцизов темпами, опережающими уровень инфляции. Законопроектом предусмотрено увеличение адвалорных налоговых ставок на сигареты и папиросы при одновременной корректировке специфических налоговых ставок на эти товары в целях выравнивания налоговой нагрузки на дешевые и дорогие виды сигарет и папирос.

Ставки акцизов на 2017 г. предлагается проиндексировать с учетом индекса инфляции в размере 4,5 процента.

Кроме того, в законопроекте предусматривается порядок налогообложения акцизами природного газа, реализуемого в соответствии с международными соглашениями. В связи с этим ст. 193 Налогового кодекса РФ дополняется п. 5, которым предусматривается, что если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, налогообложение природного газа осуществляется по налоговой ставке 30%.

 

Статья 194. Порядок исчисления акциза и авансового платежа акциза

 

Комментарий к статье 194

 

В ст. 194 Налогового кодекса РФ установлено, что сумма акциза по каждому виду подакцизных товаров (в том числе при ввозе на территорию России) исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.

В соответствии с п. 1 ст. 194 Налогового кодекса РФ сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. ст. 187 — 191 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 194 Налогового кодекса РФ сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определенной в соответствии со ст. ст. 187 — 191 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 194 Налогового кодекса РФ сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Таким образом, расчет суммы акциза производится по следующим формулам:

а) по товарам, на которые установлены специфические ставки:

 

С = О x А,

 

где С — сумма акциза;

О — налоговая база (объем реализованной продукции) в натуральном выражении;

А — ставка акциза (в рублях и копейках за единицу измерения товара);

б) по подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные ставки:

 

С = О x А : 100%,

 

где С — сумма акциза;

О — налоговая база (стоимость реализованной продукции, определенная по каждому виду подакцизных товаров);

А — ставка акциза (в процентах от стоимости);

в) по подакцизным товарам, на которые установлены комбинированные ставки:

 

С = (Ос x Ас) + (Оа x Аа : 100%),

 

где С — сумма акциза;

Ос — налоговая база (объем реализованной продукции) в натуральном выражении;

Оа — налоговая база (стоимость реализованной продукции, определенная по каждому виду подакцизных товаров);

Ас — специфическая ставка акциза (в рублях и копейках за единицу измерения товара);

Аа — адвалорная ставка акциза (в процентах от стоимости).

Общая сумма акциза определяется по итогам налогового периода как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных по каждому виду подакцизных товаров (п. 4 ст. 194 Налогового кодекса РФ).

Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами, признаваемыми в соответствии с настоящей главой объектом налогообложения, определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам (п. 4 ст. 194 Налогового кодекса РФ).

Налоговый период определяется как каждый календарный месяц (ст. 192 Налогового кодекса РФ).

Если налогоплательщик не ведет раздельный учет операций по реализации подакцизных товаров, облагаемых по разным ставкам, сумма акциза определяется по максимальной ставке (из всех применяемых налогоплательщиком) по отношению к единой налоговой базе, определенной по всем облагаемым акцизами операциям (п. 7 ст. 194 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 8 ст. 194 Налогового кодекса РФ организации, осуществляющие на территории Российской Федерации производство алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции, обязаны уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции (т.е. авансовый платеж акциза).

Указанная обязанность, установленная абз. 1 п. 8 ст. 194 Налогового кодекса РФ, возложена на организации, осуществляющие на территории Российской Федерации производство алкогольной продукции и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (за исключением вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята).

Таким образом, обязанность по уплате авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции возлагается на производителей указанной продукции. При этом сумма авансового платежа определяется исходя из объема закупаемого этилового спирта (в литрах безводного спирта) и ставки акциза, установленной в отношении алкогольной или спиртосодержащей продукции, которая будет произведена из этого спирта. Налогоплательщик обязан уплатить акциз до закупки этилового спирта в срок, установленный п. 6 ст. 204 Налогового кодекса РФ, либо представить в налоговый орган банковскую гарантию об освобождении от уплаты авансового платежа акциза в срок, установленный п. 14 ст. 204 Налогового кодекса РФ.

Также отметим, что с 1 июля 2014 г. авансовый платеж акциза уплачивается при ввозе этилового спирта-сырца на территорию Российской Федерации с территорий государств — членов Таможенного союза.

Согласно п. 8 ст. 194 Налогового кодекса РФ авансовый платеж акциза уплачивается до ввоза этилового спирта-сырца. Датой ввоза этилового спирта на территорию Российской Федерации с территорий государств — членов Таможенного союза признается дата его оприходования покупателем — производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (абз. 4 п. 8 ст. 194 Налогового кодекса РФ).

Размер авансового платежа определяется исходя из объема ввозимого в Россию спирта этилового и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ (абз. 5 п. 8 ст. 194 Налогового кодекса РФ). Платеж производится не позднее 15-го числа текущего налогового периода исходя из общего объема этилового спирта, ввоз которого производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции будет осуществляться в этом периоде (п. 6 ст. 204 Налогового кодекса РФ).

А вот организации, осуществляющие производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, от обязанности по уплате авансового платежа акциза освобождаются (абз. 2 п. 8 ст. 194 Налогового кодекса РФ).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code