Статья 185. Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Таможенного союза

Комментарий к статье 185 Налогового кодекса РФ

 

Пункт 1 ст. 185 Налогового кодекса РФ устанавливает особенности уплаты акцизов при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в зависимости от избранной таможенной процедуры.

Пунктом 1 ст. 185 Налогового кодекса РФ установлены 4 случая уплаты акцизов, имеющих свои особенности в зависимости от того, под какой из таможенных режимов были помещены подакцизные товары.

Так, установлено, что:

1) акциз уплачивается в полном объеме:

— в случае помещения подакцизных товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны, за исключением подакцизных товаров, ввезенных в портовую особую экономическую зону;

2) акциз не уплачивается в случаях:

— при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства и специальную таможенную процедуру, а также под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в портовой особой экономической зоне;

— при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. В данном случае должно соблюдаться условие о том, что продукты переработки должны будут вывезены в определенный срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз подлежит уплате в полном объеме с учетом положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

3) применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в случае, когда:

— подакцизные товары были помещены под таможенную процедуру временного ввоза;

4) подлежат уплате суммы акциза, от уплаты которых налогоплательщик был освобожден либо если суммы акцизов были ему возвращены в связи с экспортом товаров:

— при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру реимпорта. В таком случае уплачиваются суммы акциза, от уплаты которых он был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с Налоговым кодексом РФ, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Этот порядок заключается в том, что в отношении товаров, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 293 Таможенного кодекса Таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру реимпорта, производится возврат (зачет) уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин, если указанные товары помещены под таможенную процедуру реимпорта не позднее 6 (шести) месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под таможенную процедуру экспорта.

В данном случае речь идет о товарах, помещенных под таможенную процедуру экспорта либо являвшихся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и вывезенных с таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, если:

— эти товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение 3 (трех) лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при вывозе с таможенной территории Таможенного союза или в иной срок, установленный в соответствии с п. 2 ст. 293 Таможенного кодекса Таможенного союза;

— эти товары находятся в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации);

— таможенному органу представлены документы и сведения, необходимые для помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта в соответствии со ст. 294 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Пункт 2 ст. 185 Налогового кодекса РФ устанавливает особенности уплаты акцизов при вывозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в зависимости от избранной таможенной процедуры.

Пунктом 2 ст. 185 Налогового кодекса РФ установлены 2 случая уплаты акцизов, имеющих свои особенности в зависимости от того, под какой из таможенных режимов были помещены подакцизные товары.

Так, установлено, что:

1) акциз не уплачивается:

— при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы территории Российской Федерации. В данном случае акциз не уплачивается с учетом ст. 184 Налогового кодекса РФ или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами Российской Федерации в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;

— при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. В данном случае акциз не уплачивается с учетом ст. 184 Налогового кодекса РФ или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами Российской Федерации в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;

— при вывозе с территории Российской Федерации товаров в целях завершения специальной таможенной процедуры;

2) суммы акциза возвращаются налогоплательщику:

— при вывозе товаров в таможенной процедуре реэкспорта за пределы территории Российской Федерации. В таком случае уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации суммы акциза возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

При вывозе подакцизных товаров с территории Российской Федерации в соответствии с иными по сравнению с вышеуказанными таможенными процедурами освобождение от уплаты акциза и (или) возврат уплаченных сумм акциза не производятся, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

 

Статья 186. Особенности взимания акциза при ввозе и вывозе подакцизных товаров Таможенного союза

 

Комментарий к статье 186

 

Согласно положениям ст. 186 Налогового кодекса РФ взимание акциза по подакцизным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства — члена Таможенного союза, за исключением подакцизных товаров Таможенного союза, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке акцизными марками, осуществляется налоговыми органами.

До 2015 г. порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров в Таможенном союзе регламентировался положениями Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 г. и соответствующими протоколами к нему, в частности Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г. (далее — Протокол).

На основании п. 8 ст. 2 Протокола налогоплательщик акцизов обязан был представлять в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Таможенного союза, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. N 69н «Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Таможенного союза и Порядка ее заполнения».

С 2015 г. Протокол утратил силу в связи с началом действия Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

В соответствии с п. 20 Порядка взимания косвенных налогов при импорте товаров (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) налогоплательщик обязан представить в налоговый орган в том числе соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства-члена, либо по форме, утвержденной компетентным органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, в том числе по договору (контракту) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга).

В 2015 г. Приказ Минфина России от 7 июля 2010 г. N 69н «Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Таможенного союза и Порядка ее заполнения» продолжает действовать.

Коды видов подакцизных товаров предусмотрены в Приложении N 3 «Справочник кодов видов подакцизных товаров» к Порядку заполнения налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Таможенного союза (далее — Порядок). При этом коды видов в отношении дистиллятов, в том числе коньячного, винного, виноградного, плодового, кальвадосного, вискового, а также спирта-сырца в Приложении N 3 к Порядку не определены.

В этой связи до внесения соответствующих изменений в Приложение N 3 к Порядку налогоплательщики отражают вышеуказанные подакцизные товары в разд. 2 декларации и Приложении к декларации, представляемой по операциям по ввозу подакцизных товаров, с указанием следующих кодов видов подакцизных товаров:

дистиллят винный — код 161, дистиллят виноградный — код 162, дистиллят плодовый — код 163, дистиллят кальвадосный — код 164, дистиллят висковый — код 165, дистиллят коньячный — код 130, спирт-сырец из пищевого сырья — код 140, спирт-сырец из непищевого сырья — код 150.

Спирт этиловый (за исключением спирта-сырца, дистиллятов винного, виноградного, плодового, кальвадосного, вискового, а также спирта денатурированного) из пищевого сырья следует отражать по коду 160, спирт этиловый (за исключением спирта-сырца, а также спирта денатурированного) из непищевого сырья — по коду 170.

В отношении спирта этилового из непищевого сырья денатурированного следует применять код вида подакцизного товара 121, предусмотренный для спирта этилового из всех видов сырья, за исключением пищевого, денатурированного.

Указанный порядок применения п. 1 ст. 186 Налогового кодекса РФ разъяснен в Письме ФНС России от 20 августа 2012 г. N ЕД-4-3/13717@.

В соответствии с п. 2 ст. 186 Налогового кодекса РФ при вывозе подакцизных товаров с территории Российской Федерации на территорию государств — членов Таможенного союза порядок подтверждения права на освобождение от уплаты акциза устанавливается Правительством Российской Федерации, в том числе на основе международных договоров государств — членов Таможенного союза с правительствами указанных государств — членов Таможенного союза.

Пунктом 4 Порядка применения косвенных налогов при экспорте товаров (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) установлено, что для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

1) договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом Союза (далее — договоры (контракты)), на основании которых осуществляется экспорт товаров; в случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) — договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена.

В случае если договором (контрактом) предусмотрен расчет наличными денежными средствами и такой расчет не противоречит законодательству государства-члена, с территории которого экспортируются товары, налогоплательщик представляет в налоговый орган выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена, с территории которого экспортируются товары.

В случае вывоза товаров по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, налогоплательщик представляет в налоговый орган выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление лизингового платежа (в части возмещения первоначальной стоимости товаров (предметов лизинга)) на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена.

В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, предоставления товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) налогоплательщик-экспортер представляет в налоговый орган документы, подтверждающие импорт товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных (приобретенных) им по указанным операциям.

Документы, указанные в данном случае, не представляются в налоговый орган, если их представление не предусмотрено законодательством государства-члена в отношении товаров, экспортированных с территории государства-члена за пределы Союза;

3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее — заявление) (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика).

Налогоплательщик включает в перечень заявлений реквизиты и сведения из тех заявлений, информация о которых поступила в налоговый орган в форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором.

Форма перечня заявлений, порядок ее заполнения и формат определяются нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами государств-членов.

В случае реализации товаров, вывозимых с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, и помещения их под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада на территории этого другого государства-члена вместо заявления в налоговый орган первого государства-члена представляется заверенная таможенным органом другого государства-члена копия таможенной декларации, в соответствии с которой такие товары помещены под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада;

4) транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Указанные документы не представляются, если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства-члена;

5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

Документы, предусмотренные в данном случае, за исключением заявления (перечня заявлений), не представляются в налоговый орган, если непредставление документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, одновременно с налоговой декларацией следует из законодательства государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

Документы, предусмотренные в данном случае, не представляются с соответствующей налоговой декларацией по акцизам, если они были представлены с налоговой декларацией по НДС, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена.

Документы, предусмотренные пп. 1, 2, 4, 5 и абз. 4 пп. 3 п. 4 Порядка применения косвенных налогов при экспорте товаров (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе), могут быть представлены в электронном виде в порядке, установленном нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами государств-членов. Формат указанных документов определяется налоговыми органами государств-членов либо иными нормативными правовыми актами государств-членов.

В соответствии с п. 5 Порядка применения косвенных налогов при экспорте товаров (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) документы, предусмотренные п. 4 Порядка применения косвенных налогов при экспорте товаров (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе), представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

В целях исчисления акцизов по подакцизным товарам, произведенным из собственного сырья, датой отгрузки товаров признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя (получателя) товаров; по подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья, датой отгрузки признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена, на территории которого произведены подакцизные товары.

 

Статья 186.1. Порядок взимания акцизов по товарам Таможенного союза, подлежащим маркировке акцизными марками, ввозимым в Российскую Федерацию с территории государства — члена Таможенного союза

 

Комментарий к статье 186.1

 

Согласно ст. 186.1 Налогового кодекса РФ акциз по маркированным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства — члена Таможенного союза, перечисляется налогоплательщиком на счет Федерального казначейства не позднее 5 дней со дня принятия на учет ввезенных маркированных товаров.

Обратим внимание, что в данном случае речь идет о маркировке именно акцизными марками, а не о маркировке федеральными специальными марками.

Связано это с тем, что в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона N 171-ФЗ маркируется акцизными марками алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в РФ. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции. Федеральные же специальные марки применяются для маркировки алкогольной продукции, которая производится на территории РФ (абз. 2 п. 2 ст. 12 Закона N 171-ФЗ).

Организациям, осуществляющим ввоз алкогольной продукции, следует иметь в виду положения следующих документов:

1) Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 866 «О маркировке алкогольной продукции акцизными марками» (далее — Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 866). Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 866 утверждены:

а) Правила нанесения на акцизные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции;

б) Правила маркировки алкогольной продукции акцизными марками;

в) форма отчета об использовании ранее выданных акцизных марок;

2) Приказа ФТС России от 9 октября 2012 г. N 2017 «Об утверждении образцов, перечня реквизитов и элементов защиты акцизных марок для маркировки алкогольной продукции»;

3) Требований к образцам акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, установленных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 2012 г. N 775 «Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции» (далее — Постановление Правительства РФ от 27 июля 2012 г. N 775).

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 27 июля 2012 г. N 775 установлено, что цена акцизной марки для маркировки алкогольной продукции:

а) включает в себя расходы, связанные с изготовлением акцизной марки, ее хранением у изготовителя, доставкой в таможенный орган и фиксацией сведений о маркируемой ею алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее — единая информационная система);

б) не включает в себя расходы, связанные с нанесением на акцизную марку сведений о маркируемой ею алкогольной продукции, передачей сведений о маркируемой ею алкогольной продукции в единую информационную систему и маркировкой ею алкогольной продукции;

в) составляет 1600 руб. (без учета налога на добавленную стоимость) за 1000 акцизных марок, изготовленных в соответствии с Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 июля 2012 г. N 775.

Для приобретения акцизных марок организация должна представить в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, или в таможенный орган следующие документы:

— заявление о выдаче марок с указанием вида алкогольной продукции в соответствии со ст. 2 Закона N 171-ФЗ, содержания этилового спирта в ней, объема маркируемой алкогольной продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции, количества испрашиваемых марок;

— справку налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах или справку таможенного органа об отсутствии у организации задолженности по уплате таможенных платежей;

— отчет об использовании ранее выданных марок в установленной Правительством Российской Федерации форме;

— копию лицензии, предусмотренной Законом N 171-ФЗ;

— копии сертификатов соответствия технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему;

— копию договора (контракта) поставки алкогольной продукции (для организации, осуществляющей импорт алкогольной продукции);

— подтверждение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака;

— обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

— расчет потребности в федеральных специальных марках, определенный в порядке и по форме, которые установлены Правительством Российской Федерации (за исключением организаций, осуществляющих импорт алкогольной продукции).

Требовать от организации при выдаче марок иные документы не допускается.

Правила приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля за их использованием утверждены Приказом ФТС России от 7 октября 2010 г. N 1849 «Об утверждении Правил приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля за их использованием».

Вышеуказанным Приказом ФТС России от 7 октября 2010 г. N 1849 установлено, что сумма денежных средств, предназначенных для приобретения акцизных марок и подлежащих внесению на счет Федерального казначейства, определяется по формуле:

 

С = См x Кап,

 

где С — сумма денежных средств, предназначенных для приобретения марок;

См — цена одной акцизной марки;

Кап — количество бутылок или иной потребительской тары, для маркировки которых приобретаются акцизные марки.

Акцизные марки приобретаются организациями в таможенных органах Российской Федерации, обладающих компетенцией по обеспечению организаций акцизными марками по месту государственной регистрации организаций при условии их предварительной оплаты и принятия уполномоченными таможенными органами отчетов об использовании ранее выданных акцизных марок.

Для целей уплаты акциза по маркированным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства — члена Таможенного союза, налогоплательщик обязан представить в таможенный орган в том числе заявление на бумажном носителе и в электронной форме по форме и форматам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в количестве экземпляров, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Форма заявления об уплате акциза по маркированным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства — члена Таможенного союза, утверждена Приказом ФТС России от 27 января 2011 г. N 150 «Об утверждении формы заявления об уплате акциза по маркированным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства — члена Таможенного союза».

 

Статья 187. Определение налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров

 

Комментарий к статье 187

 

В соответствии с п. 1 ст. 187 Налогового кодекса РФ налоговая база по акцизам определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Порядок определения налоговой базы при реализации (передаче) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров различается в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.

Налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с гл. 22 Налогового кодекса РФ) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 Налогового кодекса РФ, без учета акциза, налога на добавленную стоимость — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

3) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда;

4) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок. Расчетная стоимость табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, определяется в соответствии со ст. 187.1 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, налоговая база по акцизам определяется в случаях, когда установлены:

1) твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения) — как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении;

2) адвалорные (в процентах) налоговые ставки — как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость;

3) комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок — как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза.

В настоящее время применяются только два вида налоговых ставок по акцизам:

— комбинированные, которые установлены в отношении сигарет и папирос;

— твердые или специфические, которые установлены в отношении остальных подакцизных товаров.

Отметим, что с 1 января 2015 г. в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 187 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривается, что:

1) налоговая база по объектам налогообложения, указанным в пп. 21, 23, 24 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ, определяется как объем полученного (оприходованного) прямогонного бензина в натуральном выражении. Указанное следует из п. 8 ст. 187 Налогового кодекса РФ.

Положение п. 8 ст. 187 Налогового кодекса РФ о том, что налоговая база определяется как объем полученного (оприходованного) прямогонного бензина в натуральном выражении, распространяется на такие объекты налогообложения акцизами, как:

а) получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина;

б) совершаемые лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, — оприходование указанным лицом прямогонного бензина, произведенного в результате оказания ему услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности;

в) совершаемые лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, — оприходование в структуре указанного лица прямогонного бензина, произведенного в указанной структуре из сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности;

2) налоговая база по объектам налогообложения, указанным в пп. 25 — 27 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ, определяется как объем полученного (оприходованного) бензола, параксилола или ортоксилола в натуральном выражении. Указанное следует из п. 9 ст. 187 Налогового кодекса РФ.

Положение п. 9 ст. 187 Налогового кодекса РФ о том, что налоговая база определяется как объем полученного (оприходованного) бензола, параксилола или ортоксилола в натуральном выражении, распространяется на такие объекты налогообложения акцизами, как:

а) получение бензола, параксилола или ортоксилола лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом. Для целей гл. 22 Налогового кодекса РФ получением бензола, параксилола, ортоксилола признается приобретение бензола, параксилола, ортоксилола в собственность;

б) совершаемые лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, — оприходование указанным лицом бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в результате оказания указанному лицу услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности;

в) совершаемые лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, — оприходование в структуре указанного лица бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в указанной структуре из сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности;

3) налоговая база по объекту налогообложения, указанному в пп. 28 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ, определяется как объем полученного авиационного керосина в натуральном выражении. Указанное следует из п. 10 ст. 187 Налогового кодекса РФ.

Положение п. 10 ст. 187 Налогового кодекса РФ о том, что налоговая база определяется как объем полученного авиационного керосина в натуральном выражении, распространяется на такой объект налогообложения акцизами, как:

а) получение авиационного керосина лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Для целей гл. 22 Налогового кодекса РФ получением авиационного керосина признается приобретение авиационного керосина в собственность по договору с российской организацией.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code