Статья 182. Объект налогообложения

Комментарий к статье 182 Налогового кодекса РФ

 

Объект налогообложения по подакцизным товарам

 

Согласно п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ акцизами облагаются перечисленные ниже операции с подакцизными товарами.

Их условно можно разделить на 2 группы:

1) операции с подакцизными товарами, которые осуществляют их производители. К ним относятся:

— розлив алкогольной продукции и пива. В данной ситуации объект обложения акцизами возникает, если в соответствии с техническими регламентами или нормативно-технической документацией розлив является составной частью общего процесса производства этих товаров;

— смешение товаров в местах их хранения и реализации (кроме организаций общепита). В данной ситуации объект налогообложения возникает, если в результате смешения получается подакцизный товар, налоговая ставка по которому превышает налоговые ставки по товарам, использованным в качестве компонентов для смешения;

2) операции с подакцизными товарами, которые совершают другие лица (не производители). К ним относятся:

— продажа переданных на реализацию (по решению судов или других уполномоченных органов) конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность (пп. 6 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ);

— получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции (пп. 20 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ, пп. 6 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ);

— получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина (пп. 21 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ, пп. 6 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ);

— предстоящая закупка этилового (в т.ч. спирта-сырца) или коньячного спирта для дальнейшего производства алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции с обязательной уплатой авансового платежа акциза (п. 8 ст. 194 Налогового кодекса РФ, пп. 6 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ);

— ввоз подакцизных товаров в РФ (пп. 13 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ, пп. 6 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ). Дальнейшая реализация ввезенных подакцизных товаров на территорию России акцизом не облагается (Письмо Минфина России от 28 января 2013 г. N 03-07-06/12).

Отметим, что с 1 января 2015 г. объектом налогообложения в целях гл. 22 Налогового кодекса РФ признаются также следующие операции:

а) совершаемые лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, — оприходование указанным лицом прямогонного бензина, произведенного в результате оказания ему услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности (пп. 23 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

б) совершаемые лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, — оприходование в структуре указанного лица прямогонного бензина, произведенного в указанной структуре из сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности (пп. 24 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

в) получение бензола, параксилола или ортоксилола лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом. Для целей гл. 22 Налогового кодекса РФ получением бензола, параксилола, ортоксилола признается приобретение бензола, параксилола, ортоксилола в собственность (пп. 25 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

г) совершаемые лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, — оприходование указанным лицом бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в результате оказания указанному лицу услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности (пп. 26 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

д) совершаемые лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, — оприходование в структуре указанного лица бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в указанной структуре из сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности (пп. 27 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

е) получение авиационного керосина лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Для целей гл. 22 Налогового кодекса РФ получением авиационного керосина признается приобретение авиационного керосина в собственность по договору с российской организацией (пп. 28 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

 

Реализация произведенных подакцизных товаров

 

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров признается объектом налогообложения акцизами. При этом установлено, что в целях гл. 22 Налогового кодекса РФ передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на безвозмездной основе признается реализацией подакцизных товаров.

В целях гл. 22 Налогового кодекса РФ передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров

Акцизами облагается реализация (передача) на территории России произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров, в том числе:

1) продажа произведенных подакцизных товаров непосредственно тем лицом, которое является их производителем;

2) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе. Например, если организация передает произведенное пиво для розлива другому предприятию на давальческой основе, она должна начислить акциз;

3) передача права собственности на произведенные подакцизные товары на безвозмездной основе, а также при натуральной оплате товаров (в порядке товарообмена). Следует помнить, что в соответствии со ст. 26 Закона N 171-ФЗ запрещается заключение договоров купли-продажи с условием исполнения обязательств по сделке в пользу третьего лица, договоров мены, договоров об уступке требования и о переводе долга, если указанные сделки совершаются в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Заключенные в таких случаях договоры считаются ничтожными;

4) передача произведенных подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (определение этих понятий приведено в ст. ст. 409 и 414 Гражданского кодекса РФ), а также реализация предметов залога;

5) передача произведенных подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), а также передача организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из этой организации и передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) участнику указанного договора (его правопреемнику или наследнику) при выделе его доли из имущества, находящегося в общей доле участников договора, или разделе такого имущества.

Таким образом, хотя ст. 39 Налогового кодекса РФ указанные операции не признаны реализацией, в целях применения гл. 22 Налогового кодекса РФ они облагаются акцизами;

6) передача произведенных подакцизных товаров в структуре организации (пп. 8 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ, пп. 22 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ объектом обложения акцизом признаны операции по передаче в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров (за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом).

Согласно положениям данной нормы Налогового кодекса РФ для признания указанной в ней операции объектом обложения акцизом должны быть осуществлены:

а) процесс производства подакцизного товара одним структурным подразделением организации;

б) передача этого товара в другое структурное подразделение, осуществляющее его переработку в неподакцизный товар.

Таким образом, отличительным признаком указанной в пп. 8 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ операции является то, что передача произведенных подакцизных товаров носит внутренний характер, т.е. осуществляется между подразделениями организации.

Соответственно, передача в структуре организации произведенных товаров должна быть оформлена предусмотренными законодательством подтверждающими документами, в том числе накладными на внутреннее перемещение, актами приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика, актом списания сырья и материалов в производство и другими документами.

Вместе с тем, если технологический процесс производства неподакцизных товаров организован таким образом, что полученная на промежуточной стадии производства спиртосодержащая продукция (водный раствор спирта), перемещаясь по системе емкостей и резервуаров, вступает в следующую стадию переработки для производства неподакцизного товара в ходе единого, замкнутого и непрерывного технологического процесса и в рамках одного структурного подразделения, указанное не предполагает:

а) изъятия этого раствора из замкнутого технологического цикла и направления его для производства иной продукции или для реализации на сторону;

б) оформления вышеуказанных передаточных документов (накладных, приемо-передаточных актов и т.д.), поскольку внутреннее перемещение водного спиртового раствора между различными производственными установками происходит автоматически, без передачи его из одного структурного подразделения в другое.

Учитывая изложенное, по мнению ФНС России, в таком случае водный спиртовой раствор как промежуточный продукт, участвующий в комплексном непрерывном и замкнутом технологическом процессе в виде сырьевого потока, не может рассматриваться как произведенный подакцизный товар, передаваемый в структуре организации для дальнейшей переработки в неподакцизный товар.

Соответственно, в данном случае положения пп. 8 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ не подлежат применению (Письмо ФНС России от 16 октября 2013 г. N ЕД-4-3/18570@).

Согласно пп. 22 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ передача одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции признается объектом налогообложения акцизами.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Понятие «структурное подразделение организации» в Налоговом кодексе РФ и других отраслях законодательства не определено.

Вместе с тем в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что под структурными подразделениями организации следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки, секторы и т.п.

Минфин России указывает, что в целях уплаты производителями авансового платежа акциза по алкогольной продукции структурными подразделениями организации следует признавать филиалы, представительства, отделения, отделы, цеха, участки, секторы и т.п., то есть подразделения, входящие в структуру этой организации, осуществляющие производство подакцизных товаров, расположенные как по месту нахождения организации, так и территориально обособленные (Письмо ФНС России от 4 апреля 2014 г. N ГД-4-3/6205 «По вопросу определения понятия «структурное подразделение организации» при уплате производителями алкогольной продукции авансового платежа акциза»).

Согласно п. 3 ст. 182 Налогового кодекса РФ к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которых получается подакцизный товар. Так, например, если организация или индивидуальный предприниматель в результате смешения различных марок бензина или применения различного рода высокооктановых добавок и низкосортных бензинов вырабатывает и реализует автомобильный бензин, отвечающий требованиям ГОСТ Р 51313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования», такая операция считается производством бензина. Следовательно, его производитель является плательщиком акцизов.

К производству приравнивается также розлив алкогольной продукции и пива, осуществляемый как часть общего процесса производства данных товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Обратите внимание: Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ из ст. 183 Кодекса исключены положения об освобождении от уплаты акцизов операций по реализации денатурированного спирта и денатурированной спиртосодержащей продукции.

Объектом налогообложения акцизами в отношении денатурированного этилового спирта признаются операции по реализации его производителями. Об этом говорится в пп. 1 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ. Кроме того, объектом налогообложения признаются операции по получению (оприходованию) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции. Под получением денатурированного спирта понимается приобретение его в собственность. То есть на дату приобретения спирта организация, имеющая свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, должна начислить акциз. Налоговая база определяется как объем полученного денатурированного спирта в натуральном выражении.

Объектом налогообложения является получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

В некоторых случаях акцизами облагается реализация подакцизных товаров несобственного производства. Речь идет о продаже лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

В соответствии со ст. 182 Налогового кодекса РФ акцизами облагается продажа конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров лицами, с которыми заключены договоры на реализацию таких товаров. Следовательно, таможенные, налоговые органы и т.д., передающие на реализацию данные товары, плательщиками акцизов не признаются.

 

Ввоз подакцизных товаров

 

Операции по ввозу подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, признаются объектом налогообложения акцизом на основании пп. 13 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ.

Как предусмотрено ст. 205 Налогового кодекса РФ, сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации установлены указанной гл. 22 Налогового кодекса РФ с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, относятся к таможенным платежам.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза взимание таможенных платежей обеспечивают таможенные органы.

В соответствии с п. 2 ст. 199 Налогового кодекса РФ сумма акциза, уплаченная при ввозе подакцизных товаров, учитывается в стоимости указанных товаров.

Что касается дальнейшей реализации на территории Российской Федерации ввезенных подакцизных товаров, то согласно пп. 1 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения акцизами признаются операции по реализации лицами произведенных ими подакцизных товаров.

Таким образом, реализация на территории Российской Федерации ввезенных подакцизных товаров объектом налогообложения акцизами не является (Письмо Минфина России от 28 января 2013 г. N 03-07-06/12).

По товарам, импортируемым на территорию России с территории государства — члена Таможенного союза, косвенные налоги (НДС и акцизы) уплачивают юридические лица и предприниматели — собственники ввезенных товаров.

Косвенные налоги при импорте взимают налоговые органы. Исключение — только акцизы по маркируемым товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан и Республики Беларусь, которые взимаются таможенными органами России.

Применение специальных налоговых режимов (УСН, ЕСХН, ЕНВД, патентной системы), а также освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога, предусмотренное ст. ст. 145 и 145.1 Налогового кодекса РФ, не освобождает от обязанности уплачивать косвенные налоги при ввозе товаров и от исполнения обязанностей налогового агента по НДС при приобретении работ, услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации.

С 1 июля 2014 г. авансовый платеж акциза уплачивается при ввозе этилового спирта-сырца на территорию Российской Федерации с территорий государств — членов Таможенного союза.

Согласно п. 8 ст. 194 Налогового кодекса РФ авансовый платеж акциза уплачивается до ввоза этилового спирта-сырца. Датой ввоза этилового спирта на территорию Российской Федерации с территорий государств — членов Таможенного союза признается дата его оприходования покупателем — производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (абз. 4 п. 8 ст. 194 Налогового кодекса РФ).

Размер авансового платежа определяется исходя из объема ввозимого в Россию спирта этилового и ставки акциза, установленной п. 1 ст. 193 Налогового кодекса РФ (абз. 5 п. 8 ст. 194 Налогового кодекса РФ). Платеж производится не позднее 15-го числа текущего налогового периода исходя из общего объема этилового спирта, ввоз которого производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции будет осуществляться в этом периоде (п. 6 ст. 204 Налогового кодекса РФ).

 

Статья 183. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

 

Комментарий к статье 183

 

В комментируемой статье приведен перечень освобождаемых от налогообложения акцизами операций с подакцизными товарами.

Данные операции освобождаются от обложения акцизами при ведении и наличии отдельного учета указанных операций.

Отметим, что с 1 января 2015 г. перечень операций, освобождаемых от налогообложения акцизами, дополняется положениями о том, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:

а) в отношении авиационного керосина — операции, указанные в пп. 1, 6 — 13 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ;

б) в отношении бензола, параксилола и ортоксилола — операции, указанные в пп. 1, 6 — 13 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ.

Рассмотрим некоторые из операций, освобождаемых от налогообложения акцизами, подробнее.

 

Передача подакцизных товаров структурному подразделению

 

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ от обложения акцизами освобождается передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации, за исключением операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ, если иное не установлено п. 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ.

Например, передача спирта для производства водки из одного цеха организации в другой, даже если он находится на иной территории, акцизами не облагается.

При передаче в структуре организации этилового спирта из непищевого сырья для производства неподакцизных товаров акцизы должны начисляться так же, как и при передаче на производство неподакцизных товаров этилового спирта, произведенного из пищевого сырья.

 

Реализация конфискованных или бесхозяйных подакцизных

товаров на промышленную переработку

 

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ от обложения акцизами освобождается первичная реализация (передача) на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов:

— конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров;

— подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Контроль со стороны налоговых органов организаций, осуществляющих первичную реализацию (передачу) указанных подакцизных товаров на промышленную переработку, включает в себя проверку наличия у лица, осуществляющего их реализацию (передачу):

решения суда или других уполномоченных органов о конфискации подакцизных товаров и направлении их на переработку;

договора, заключенного с организацией-переработчиком;

раздельного учета операций по реализации указанных товаров.

У лиц, осуществляющих переработку перечисленных товаров, проверяется наличие:

лицензии на производство и поставку товаров, выданной в установленном порядке, в случае если такая необходимость предусмотрена в действующем законодательстве;

отдельного учета операций по производству и реализации товаров, полученных в результате переработки конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

От налогообложения акцизами освобождается операция по реализации подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта.

 

Статья 184. Особенности освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации

 

Комментарий к статье 184

 

В соответствии с п. 1 ст. 184 Налогового кодекса РФ освобождение от налогообложения операций, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ, производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта или при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) акцизами, в частности, реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации, а также передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь (в пределах норм естественной убыли).

Экспорт — таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами (п. 1 ст. 212 Таможенного кодекса Таможенного союза).

В соответствии со ст. 230 Закона N 311-ФЗ содержание таможенной процедуры экспорта и условия помещения товаров под таможенную процедуру определены соответственно ст. ст. 212 и 213 Таможенного кодекса Таможенного союза.

При экспорте товаров в государства — члены Таможенного союза применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

При вывозе подакцизных товаров с территории Российской Федерации на территорию государств — членов Таможенного союза порядок подтверждения права на освобождение от уплаты акциза устанавливается Правительством Российской Федерации, в том числе на основе международных договоров государств — членов Таможенного союза с правительствами указанных государств — членов Таможенного союза.

Обязанность по уплате акцизов по маркированным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства — члена Таможенного союза, возникает со дня ввоза маркированных товаров на территорию Российской Федерации.

Налоговой базой для обложения акцизами являются:

объем, количество, иные показатели ввозимых маркированных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

либо стоимость ввезенных подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов;

либо объем ввозимых маркированных товаров в натуральном выражении для исчисления акцизов при применении твердой (специфической) налоговой ставки;

расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акцизов при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки в отношении товаров, для которых установлены комбинированные ставки акциза, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) ставок.

Для целей исчисления акцизов по маркированным товарам под стоимостью понимается цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (контракта).

Налоговая база для исчисления акцизов по данной категории товаров определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком ввозимых подакцизных товаров.

Сумма акциза, подлежащая уплате по маркированным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства — члена Таможенного союза, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по налоговым ставкам, установленным ст. 193 Налогового кодекса.

Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

При передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), в случае, если давальческим сырьем (материалами) являются подакцизные товары, вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные собственником указанного давальческого сырья (материалов) при его приобретении либо уплаченные им при ввозе этого сырья (материалов) на территорию Российской Федерации, а также суммы акциза, уплаченные собственником этого давальческого сырья (материалов) при его производстве.

В соответствии с п. 2 ст. 184 Налогового кодекса РФ налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при представлении в налоговый орган банковской гарантии.

При этом к банковской гарантии применяются требования, установленные ст. 74.1 Налогового кодекса РФ, с учетом особенностей, установленных п. 2 ст. 184 Налогового кодекса РФ.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 184 Налогового кодекса РФ банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным ст. 74.1 Налогового кодекса РФ требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

К банковской гарантии применяются требования, установленные ст. 74.1 Налогового кодекса РФ, с учетом следующих особенностей:

а) банковская гарантия должна предусматривать обязанность банка уплатить акциз в случае непредставления налогоплательщиком документов в порядке и сроки, которые установлены п. п. 7 и 7.1 ст. 198 Налогового кодекса РФ, и неуплаты налогоплательщиком соответствующей суммы акциза (абз. 3 п. 2 ст. 184 Налогового кодекса РФ);

б) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательства по уплате в бюджет в полном объеме суммы акциза, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 202 Налогового кодекса РФ по реализованным подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта или ввозимым в портовую особую экономическую зону в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны (абз. 4 п. 2 ст. 184 Налогового кодекса РФ);

в) срок действия банковской гарантии, предоставляемой в целях освобождения от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ, должен составлять не менее 10 месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате акциза, обеспеченной банковской гарантией (абз. 5 п. 2 ст. 184 Налогового кодекса РФ).

При этом согласно пп. 4 п. 5 ст. 74.1 Налогового кодекса РФ сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение гарантом в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате налога и уплате соответствующих пеней, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

В то же время согласно указанному п. 2 ст. 184 Налогового кодекса РФ при реализации налогоплательщиком подакцизных товаров на экспорт сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательства по уплате в бюджет в полном объеме суммы акциза, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 202 Налогового кодекса РФ.

Учитывая изложенное, Минфин России разъясняет, что сумма, на которую выдается банковская гарантия, представляемая в налоговый орган в целях освобождения от уплаты акциза при экспорте подакцизных товаров, должна обеспечивать исполнение гарантом в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате налога, без включения в нее суммы пеней, подлежащей уплате в случае возможного нарушения налогоплательщиком срока уплаты акциза (Письмо Минфина России от 7 апреля 2014 г. N 03-07-06/15482).

Налогоплательщики, которые осуществляют реализацию произведенной ими алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, вывозимой за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, в отношении которых п. 8 ст. 194 Налогового кодекса РФ установлена обязанность по уплате авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, имеют право представить в налоговый орган одну банковскую гарантию в целях освобождения от уплаты акциза, исчисленного по указанной продукции, вывозимой за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, и уплаты авансового платежа акциза.

В этом случае указанные налогоплательщики представляют в налоговый орган банковскую гарантию и извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза в порядке и сроки, которые предусмотрены п. 14 ст. 204 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 14 ст. 204 Налогового кодекса РФ налогоплательщики — производители алкогольной и (или) подакцизной продукции в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза обязаны не позднее 18-го числа текущего налогового периода представить в налоговый орган по месту учета банковскую гарантию и извещение (извещения) об освобождении от уплаты авансового платежа акциза в четырех экземплярах, в том числе один экземпляр в электронной форме. Извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза действует с 1-го числа налогового периода, в котором согласно п. 6 ст. 204 Налогового кодекса РФ наступает срок уплаты авансового платежа акциза, по последнее число (включительно) следующего налогового периода. Аннулирование извещений об освобождении от уплаты авансового платежа акциза, замена извещений в случае замены поставщика этилового спирта и (или) изменения объема закупаемого (в том числе ввезенного в Российскую Федерацию с территорий государств — членов Таможенного союза) этилового спирта осуществляются в порядке, предусмотренном п. 20 ст. 204 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с абз. 11 п. 2 ст. 184 Налогового кодекса РФ налоговый орган предъявляет банку-гаранту требование по погашению обеспеченной такой банковской гарантией денежной суммы в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком акциза в срок, установленный п. 3 ст. 204 Налогового кодекса РФ, за каждый налоговый период (в течение срока действия банковской гарантии), в котором осуществлялась реализация алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, в пределах суммы авансового платежа акциза, от уплаты которой он был освобожден, и (или) в размере акциза по реализованной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, вывозимой за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, в случае непредставления в установленный срок документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 3 ст. 204 Налогового кодекса РФ уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено ст. 204 Налогового кодекса РФ.

Срок действия банковской гарантии, представляемой налогоплательщиками в целях одновременного освобождения от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции и уплаты акциза, исчисленного по указанной продукции, вывозимой за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, должен составлять не менее 12 месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором осуществлялась закупка этилового спирта или совершались операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ.

Налоговый орган обязан уведомить банк, выдавший банковскую гарантию в целях одновременного освобождения от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции и уплаты акциза, исчисленного по указанной продукции, вывозимой за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, об освобождении от обязательств по этой банковской гарантии в случае исполнения налогоплательщиком обязательств по уплате акциза и (или) представления в налоговый орган в установленный срок документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 Налогового кодекса РФ, — не позднее 3-го дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по акцизам, отражающей начисление суммы акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, реализованной на территории Российской Федерации, и (или) налоговой декларации по акцизам за налоговый период, в котором в налоговый орган представлены документы, подтверждающие фактический вывоз.

При этом общая сумма акциза, исчисленная по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, реализованной на территории Российской Федерации и на экспорт, должна соответствовать сумме, исчисленной в соответствии с пп. 2 п. 12 ст. 204 Налогового кодекса РФ. В случае представления налоговой декларации по акцизам в отношении подакцизных товаров, реализованных на территории Российской Федерации, и налоговой декларации по акцизам в отношении подакцизных товаров, по которым в налоговый орган представлены документы, подтверждающие фактический вывоз за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, в разных налоговых периодах уведомление направляется в банк не позднее чем по истечении трех дней, исчисленных от наиболее поздней из дат завершения камеральной налоговой проверки указанных деклараций.

При отсутствии банковской гарантии (в том числе в целях одновременного освобождения от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции и уплаты акциза, исчисленного по указанной продукции, вывозимой за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.

Если налогоплательщиком, представившим банковскую гарантию, закупившим этиловый спирт или совершившим операции, признаваемые объектом налогообложения акцизами, предусмотренные пп. 22 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ, в течение срока действия такой гарантии не совершались операции по реализации алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации и (или) по вывозу указанной продукции за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, указанный налогоплательщик признается утратившим право на освобождение от уплаты авансового платежа акциза в течение всего срока действия банковской гарантии. Такой налогоплательщик обязан в течение одного месяца со дня окончания срока действия банковской гарантии произвести перерасчет налоговых обязательств по акцизам в порядке, установленном настоящим Кодексом для налогоплательщиков, не имеющих оснований для освобождения от уплаты авансового платежа акциза, а также представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по акцизам за тот налоговый период, в котором он освобождался от уплаты авансового платежа акциза.

Не позднее дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии, в том числе в целях одновременного освобождения от уплаты авансового платежа акциза и уплаты акциза, исчисленного по указанной продукции, вывозимой за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, банк уведомляет налоговый орган по месту учета налогоплательщика о факте выдачи банковской гарантии в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно п. 3 ст. 184 Налогового кодекса РФ при уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика банковской гарантии уплаченные суммы акциза, в том числе в виде авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, предусмотренного п. 8 ст. 194 Налогового кодекса РФ, подлежат возмещению в порядке, установленном ст. 203 Налогового кодекса РФ, после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих фактический вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта.

Сведения об объемах реализации подакцизных товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, и о соответствующих суммах акциза подлежат отражению налогоплательщиком в налоговой декларации по акцизам, представляемой за налоговый период, на который приходится дата реализации (передачи) указанных товаров, определяемая в соответствии со ст. 195 Налогового кодекса РФ.

В налоговой декларации по акцизам за налоговый период, в котором налогоплательщиком представлены в налоговый орган документы, предусмотренные п. 7 ст. 198 Налогового кодекса РФ, подтверждающие фактический вывоз за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта реализованных подакцизных товаров, по которым ранее на основании банковской гарантии было предоставлено освобождение от уплаты акциза, отражаются следующие сведения:

объем (количество) реализованных подакцизных товаров, фактический вывоз которых за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта документально подтвержден в порядке, установленном п. 7 ст. 198 Налогового кодекса РФ;

сумма акциза, от уплаты которой налогоплательщик был освобожден на основании представленной банковской гарантии, приходящаяся на объем (количество) реализованных подакцизных товаров, фактический вывоз которых за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта документально подтвержден;

суммы акциза, подлежащие налоговым вычетам в соответствии со ст. 200 Налогового кодекса РФ;

налоговый период, на который приходится дата реализации (передачи) подакцизных товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, определяемая в соответствии с п. 2 ст. 195 Налогового кодекса РФ;

сумма акциза, от уплаты которой налогоплательщик ранее был освобожден на основании представленной банковской гарантии, исчисленная за налоговый период, на который приходится дата реализации подакцизных товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, определяемая в соответствии с п. 2 ст. 195 Налогового кодекса РФ;

номер и дата контракта на поставку подакцизных товаров иностранному покупателю.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code