Статья 180. Особенности исполнения обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности)

Комментарий к статье 180 Налогового кодекса РФ

 

Если деятельность по производству подакцизных товаров осуществляется в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), то лицом, исполняющим обязанности по исчислению и уплате всей суммы акциза, признается лицо, ведущее дела простого товарищества, либо любое другое лицо — участник такого товарищества.

Данное лицо обязано известить налоговый орган о том, что именно оно будет исполнять обязанности плательщика акцизов. Это нужно сделать не позднее дня осуществления первой операции, признаваемой объектом обложения акцизами. Форма извещения утверждена Приказом МНС России от 23 августа 2001 г. N БГ-3-09/303 «Об извещении налогового органа участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) об исполнении обязанностей по исчислению и уплате всей суммы акциза, исчисленной по операциям, осуществляемым в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности)».

Образование и деятельность простых товариществ по производству лицензируемых подакцизных товаров незаконна, поскольку в соответствии с действующим законодательством лицензии выдаются юридическим лицам либо индивидуальным предпринимателям. Простое же товарищество юридического лица не образует (ст. 1041 Гражданского кодекса РФ). Следовательно, деятельность в рамках договора простого товарищества в настоящее время возможна только при производстве нелицензируемых подакцизных товаров: пива, автомобилей легковых и мотоциклов.

В комментируемой статье установлена солидарная ответственность по исполнению обязанности по уплате акцизов участниками простого товарищества. Если обязанность по уплате акцизов не исполнена в надлежащем порядке лицом, исполняющим обязанности налогоплательщика акцизов, то требование об уплате этого налога налоговые органы вправе предъявить другим участникам товарищества.

Операции, связанные с осуществлением договора простого товарищества, отражаются в бухгалтерском учете согласно ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности», утвержденному Приказом Минфина России от 24 ноября 2003 г. N 105н. Согласно п. 17 ПБУ 20/03 товарищ, ведущий общие дела в соответствии с договором о совместной деятельности, обеспечивает обособленный учет (на отдельном балансе) хозяйственных операций, включая учет доходов и расходов, а также расчет и учет финансовых результатов. Он составляет и представляет участникам договора о совместной деятельности в порядке и сроки, установленные договором, информацию, необходимую для формирования отчетной, налоговой и иной документации.

 

Статья 181. Подакцизные товары

 

Комментарий к статье 181

 

В комментируемой ст. 181 Налогового кодекса РФ определен перечень подакцизных товаров.

К подакцизным товарам до 2015 г. относились следующие виды товаров:

— этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (далее также в настоящей главе — этиловый спирт);

— спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;

— алкогольная продукция (водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5%;

— табачная продукция;

— автомобили легковые;

— мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);

— автомобильный бензин;

— дизельное топливо;

— моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

— прямогонный бензин;

— топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия, которое было включено в перечень подакцизных товаров в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 29 ноября 2012 г. N 203-ФЗ «О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 203-ФЗ). Согласно ст. 2 Закона N 203-ФЗ данный Закон N 203-ФЗ вступил в силу с 1 января 2013 г. При этом ставка акциза на топливо печное бытовое установлена с 1 июля 2013 г. Но учитывая, что согласно ст. 17 Налогового кодекса РФ налоговая ставка является одним из обязательных элементов налогообложения, до 1 июля 2013 г. налогообложение акцизом топлива печного бытового не осуществляется. Соответственно, обязанность по уплате акциза возникла у лиц, совершающих с указанным подакцизным товаром операции, признаваемые объектом налогообложения акцизом, с 1 июля 2013 г.

В целях гл. 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ не рассматриваются как подакцизные товары следующие товары:

— лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

— препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;

— парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80% включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно;

— подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликеро-водочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

— виноматериалы, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло.

В связи с этим действие Закона N 171-ФЗ не распространяется на:

— обращение лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в Государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования этилового спирта по фармакопейным статьям;

— деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических лекарственных препаратов), содержащих этиловый спирт и изготавливаемых по рецептам на лекарственные препараты и в соответствии с требованиями медицинских организаций;

— деятельность организаций, связанную с обращением лекарственных препаратов для ветеринарного применения, содержащих этиловый спирт и прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, и производством, оборотом парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт и прошедшей государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.

Отметим, что с 1 января 2015 г. положениями пп. 10 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») предусматривается, что для целей гл. 22 Налогового кодекса РФ под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, за исключением бензина автомобильного, авиационного керосина, бензола, параксилола, ортоксилола и продукции нефтехимии, полученные в результате:

а) перегонки (фракционирования) нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа;

б) переработки (химических превращений) горючих сланцев, угля, фракций нефти, фракций газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа.

Также введенными с 1 января 2015 г. положениями пп. 12 — 14 ст. 181 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») предусматривается, что к подакцизным товарам добавляются:

а) бензол, параксилол, ортоксилол.

В целях гл. 22 Налогового кодекса РФ бензолом признается жидкость с содержанием (по массе) соответствующего простейшего ароматического углеводорода 99%.

В целях гл. 22 Налогового кодекса РФ параксилолом или ортоксилолом признается жидкость с содержанием (по массе) соответствующего изомера ксилола (диметилбензола) 95%;

б) авиационный керосин.

В целях гл. 22 Налогового кодекса РФ авиационным керосином признаются жидкие топлива, используемые в авиационных двигателях, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и (или) международных договоров Российской Федерации, а также смеси таких топлив;

в) природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации).

 

Этиловый спирт

 

В соответствии с п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ подакцизным товаром признается этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (т.е. этиловый спирт).

Понятие спирта этилового дано в ст. 2 Закона N 171-ФЗ, согласно которому этиловый спирт — спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, этиловый спирт по фармакопейным статьям, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.

Денатурированный этиловый спирт (денатурат) — этиловый спирт, содержащий денатурирующие вещества в концентрации, предусмотренной Законом N 171-ФЗ.

Этиловый спирт по фармакопейным статьям — этиловый спирт, который произведен путем добавления очищенной воды в закупленный ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья и используемый в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в Государственный реестр лекарственных средств. Содержание этилового спирта в этиловом спирте по фармакопейным статьям изменяется путем добавления в него очищенной воды.

Таким образом, согласно изложенным положениям Закона N 171-ФЗ спирт этиловый денатурированный (денатурат) также относится к общему понятию «этиловый спирт». При этом установлено, что этиловый спирт признается денатурированным только при условии содержания в нем денатурирующих веществ, соответствующих перечню и концентрации, установленным Законом N 171-ФЗ.

В Российской Федерации производится несколько десятков различных видов этилового спирта, отличающихся друг от друга исходным сырьем, методами и способами производства, глубиной ректификации (очистки), наличием разнообразных по составу и концентрации примесей. Каждый вид спирта отличается от любого другого вида и ни один из них не является тождественным другому. Соответственно, разные виды этилового спирта производятся по различной нормативно-технической документации.

Так, в области производства этилового спирта к регламентирующим нормативным документам по стандартизации относятся, в частности, ГОСТ 5962-67 «Спирт этиловый ректификованный. Технические условия» (на территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51652-2000 «Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия»), ГОСТ Р 52193-2003 «Спирт этиловый-сырец из пищевого сырья. Технические условия», ГОСТ Р 55878-2013 «Спирт этиловый технический гидролизный ректификованный. Технические условия», ГОСТ Р 51999-2002 «Спирт этиловый синтетический ректификованный и денатурированный. Технические условия» и др.

Спирты этиловые делятся на пищевые и технические, при этом каждый из принадлежащих к этим категориям спирт может быть ректификованным или неректификованным (ректификация — это процесс очистки многокомпонентной жидкой смеси от различного рода примесей путем ее разделения на практически чистые компоненты (фракции), различающиеся летучестью, осуществляемый в специальных аппаратах).

Сырьем для пищевых спиртов служат крахмалосодержащие виды сырья (зерновые злаки, картофель и др.), а также содержащие сахар (меласса, сахарная свекла и пр.). Указанные спирты применяются для изготовления ликеро-водочных изделий, ряда вин, в фармацевтической и парфюмерной промышленности, в производстве пищевого уксуса и т.д.

Технические виды этилового спирта получают методом органического синтеза из этиленсодержащих газов (спирт этиловый синтетический технический), методом гидролиза непищевых растительных материалов, например древесины (спирт этиловый технический гидролизный), путем биохимической переработки отходов при производстве целлюлозы из древесины по сульфитному способу (спирт этиловый технический сульфитный). Эти спирты применяются как исходное соединение для дальнейшего синтеза и как растворитель в производстве синтетического каучука, волокна, лакокрасочных материалов, искусственного шелка, кожи, пластмасс и ряда других продуктов.

Согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ, действовавшего до 30 июня 2012 г. включительно на основании Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 338-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», к подакцизным товарам относился коньячный спирт. С 1 июля 2012 г. указанный пп. 1.1 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ утратил силу, и с этого момента вместо коньячного спирта к подакцизным товарам относится коньячный дистиллят.

В ряде норм (п. 7 ст. 9, пп. 5 п. 1 ст. 10.2) Закона N 171-ФЗ название «дистиллят коньячный» одновременно дополнено указанием в скобках («спирт коньячный»), что свидетельствует о том, что Закон N 171-ФЗ рассматривает дистиллят коньячный и коньячный спирт как равнозначную продукцию (Письмо ФНС России от 15 февраля 2012 г. N ЕД-4-3/2475).

Дистиллят коньячный — продукт с объемной долей этилового спирта от 55,0% до 70,0%, изготовленный фракционной перегонкой столового виноматериала с объемной долей этилового спирта не менее 7,5% и находившийся в постоянном контакте с древесиной дуба в течение всего периода выдержки или не находившийся в контакте с древесиной дуба (ГОСТ Р 51145-2009).

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51145-2009 «Дистилляты коньячные. Технические условия» введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. Однако с 1 июля 2013 г. вводится для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 31728-2012 «Дистилляты коньячные. Технические условия». В связи с этим ГОСТ Р 51145-2009 «Дистилляты коньячные. Технические условия» утрачивает силу с 15 февраля 2015 г. в связи с изданием Приказа Росстандарта от 29 ноября 2012 г. N 1681-ст, вводящего в действие новый национальный стандарт — ГОСТ 31728-2012 «Дистилляты коньячные. Технические условия» (Приказ Росстандарта от 29 ноября 2012 г. N 1681-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта»).

Согласно положениям ст. 2 Закона N 171-ФЗ головная фракция этилового спирта определена как разновидность этого спирта, однако это обстоятельство не является основанием для распространения на нее норм, установленных в отношении этилового спирта гл. 22 «Акцизы» Налогового кодекса.

Так, согласно положениям ОСТ 10-217-98 (с учетом изменения N 1, введенного в действие с 1 апреля 2002 г.) головная фракция этилового спирта является отходом основного производства, который получается при производстве спирта этилового ректификованного на предприятиях, не имеющих дополнительного оборудования, позволяющего выводить из производственного процесса головные примеси этилового спирта в концентрированном виде. Указанная фракция подлежит дальнейшей переработке в ректификованный этиловый спирт на специализированных предприятиях.

Как следует из изложенного, головная фракция этилового спирта специально как продукт не производится, а является отходом спиртового производства, образующимся при производстве спирта этилового ректификованного из пищевого сырья в результате не до конца завершенного процесса ректификации.

В связи с этим Закон N 171-ФЗ, включив названную фракцию в понятие этилового спирта, одновременно классифицировал ее как отход спиртового производства, в связи с чем на головную фракцию этилового спирта распространяется порядок налогообложения, установленный в отношении указанных отходов пп. 2 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса.

 

Спиртосодержащая продукция

 

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ подакцизным товаром является спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, за исключением алкогольной продукции: водки, ликеро-водочных изделий, коньяков, вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков, сидра, пуаре, медовухи, пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, иных напитков с объемной долей этилового спирта более 0,5%, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 2 Закона N 171-ФЗ спиртосодержащая продукция — пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.

Таким образом, в целях отнесения той или иной содержащей спирт продукции к предмету налогообложения акцизами следует прежде всего определить, содержит ли она этиловый спирт и в какой концентрации.

К спиртосодержащей продукции относится:

— спиртосодержащая пищевая продукция — пищевая продукция, в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5% объема готовой продукции;

— спиртосодержащая непищевая продукция — непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции;

— денатурированная спиртосодержащая продукция — спиртосодержащая непищевая продукция, содержащая денатурирующие вещества в концентрации, предусмотренной Законом N 171-ФЗ.

С 1 июля 2012 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе».

Изменения коснулись уточнения основных понятий, используемых для целей Закона N 171-ФЗ, в частности из понятия спиртосодержащей пищевой продукции (п. 4 ст. 2 Закона N 171-ФЗ) были исключены дистилляты (спиртосодержащее сырье) виноградный, плодовый, коньячный (ранее — коньячный спирт), кальвадосный, висковый (далее — дистилляты) и отнесены к понятию этилового спирта (п. 1 ст. 2 Закона N 171-ФЗ).

В связи с указанными изменениями действующего законодательства Росалкогольрегулирование обращало внимание на то, что в соответствии с п. 12 ст. 19 Закона N 171-ФЗ организациям, осуществляющим оборот спиртосодержащей пищевой продукции на основании соответствующих лицензий с указанием дистиллятов (в том числе коньячных спиртов), необходимо было переоформить лицензии путем исключения из лицензии дистиллятов (коньячных спиртов).

 

Лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства

 

Акцизами не облагаются:

— лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств. Реестр размещается в сети Интернет по адресу: http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx;

— лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лекарственные средства — вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

Фармацевтические субстанции — лекарственные средства в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, обладающие фармакологической активностью, предназначенные для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяющие их эффективность.

Лекарственные препараты — лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.

Эти понятия раскрываются в Федеральном законе от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон N 61-ФЗ).

В комментируемой ст. 181 Налогового кодекса РФ предусмотрено исключение из перечня подакцизных товаров спиртосодержащих лекарственных средств, отпускаемых не только по индивидуальным рецептам, но и по требованиям лечебных организаций.

Государственная регистрация лекарственных средств представляет собой государственную контрольно-надзорную функцию, исполняемую Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с целью допуска лекарственных средств к производству, импорту, продаже и применению на территории Российской Федерации.

Государственной регистрации согласно п. 2 ст. 13 Закона N 61-ФЗ подлежат:

1) оригинальные лекарственные препараты;

2) воспроизведенные лекарственные препараты;

3) новые комбинации зарегистрированных ранее лекарственных препаратов;

4) лекарственные препараты, зарегистрированные ранее, но произведенные в других лекарственных формах, в новой дозировке.

Заявителями на предоставление государственной услуги по государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения являются разработчик лекарственного препарата для медицинского применения или уполномоченное им другое юридическое лицо (п. 2 Административного регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного Приказом Минздрава России от 22 октября 2012 г. N 428н).

 

Препараты ветеринарного назначения

 

Не облагаются акцизами препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл.

Обратим внимание, что с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. N 323 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обращения лекарственных средств для ветеринарного применения» вышеназванный Реестр переименован в Государственный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения. Ведение указанного Реестра отнесено к полномочиям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора).

Приказом Минсельхоза России от 1 апреля 2005 г. N 48 были утверждены Правила государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, устанавливающие единую процедуру государственной регистрации отечественных и зарубежных лекарственных средств для животных.

В соответствии с положениями названных Правил государственную регистрацию таких лекарственных средств осуществляет находящаяся в ведении Минсельхоза России Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

Указанная регистрация проводится на основании заключения Федерального государственного учреждения «Всероссийский государственный Центр контроля качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов» (ФГУ «ВГНКИ»). Информацию о зарегистрированном лекарственном средстве Россельхознадзор направляет в Минсельхоз России для внесения его в Государственный реестр лекарственных средств для животных и кормовых добавок.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, для освобождения от налогообложения акцизами ветеринарные препараты (вышеперечисленные лекарственные средства для животных) должны быть:

а) зарегистрированы Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзором);

б) внесены в Государственный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения;

в) разлиты в емкости не более 100 мл.

 

Парфюмерно-косметическая продукция

 

В соответствии с абз. 5 пп. 2 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ подакцизными товарами не признаются:

а) парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл, с объемной долей этилового спирта до 80% включительно;

б) и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл;

в) а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно.

Согласно данному в ГОСТ 32117-2013 «Продукция парфюмерно-косметическая. Информация для потребителя. Общие требования» (утв. Приказом Росстандарта от 5 июня 2013 г. N 146-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта») определению термина парфюмерно-косметическое продукция — это вещество или смеси веществ, предназначенные на нанесение на внешний покров человека (кожу, волосяной покров, ногти, губы и наружные половые органы) или на зубы и слизистую оболочку полости рта с единственной или главной целью их очищения, изменения их внешнего вида, придания приятного запаха, и/или коррекции запаха тела, и/или их защиты и/или сохранения в хорошем состоянии, и/или ухода за ними.

Таким образом, для признания парфюмерно-косметической продукции с объемной долей этилового спирта до 80% неподакцизной она прежде всего должна быть разлита в емкости не более 100 мл.

Для признания неподакцизным товаром парфюмерно-косметической продукции с объемной долей этилового спирта до 90% должна быть разлита во флаконы емкостью не более 100 мл и, кроме того, на указанных флаконах должен иметься пульверизатор.

Для признания неподакцизным товаром парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно должна быть разлита в емкости до 3 мл включительно.

Обратите внимание! Освобождение от уплаты акцизов препаратов ветеринарного назначения и парфюмерно-косметической продукции однозначно увязывается с емкостью тары, в которую разлиты (расфасованы) эти товары, а не с их количеством, содержащимся в этой таре. Соответственно, если емкость тары, в которую разлиты ветеринарные препараты или парфюмерно-косметическая продукция, превышает параметры, установленные Налоговым кодексом (100 мл), эти товары рассматриваются как подакцизные, независимо от их фактического содержания в этой таре.

 

Спиртосодержащие отходы

 

В соответствии с абз. 6 пп. 2 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ подлежащие дальнейшей переработке или использованию для технических целей спиртосодержащие отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти, подакцизными товарами не признаются.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» головная фракция этилового спирта является отходом, получаемым при производстве этилового спирта из пищевого сырья.

В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства.

Таким образом, исходя из вышеизложенных законодательных норм положения пп. 2 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ применяются только в отношении лиц, осуществивших производство спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликеро-водочных изделий, в результате которого образовались отходы.

Если эти лица реализуют отходы, полученные ими в процессе производства указанных товаров, то акциз по этой реализации ими не уплачивается при одновременном соблюдении следующих условий:

соответствия этих отходов нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

направления этих отходов на дальнейшую переработку и (или) использование для технических целей. Обращаем внимание на то, что понятие «использование отходов», данное в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, подразумевает их применение для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Данное определение полностью отражает широкий спектр возможных направлений деятельности в сфере использования отходов производства.

 

Обратите внимание! Рассматриваемая норма не применяется и в отношении отходов, образующихся в процессе производства этилового спирта из непищевого сырья.

 

В ряде случаев спиртосодержащие отходы не используются для переработки, не реализуются, а направляются на уничтожение. Следует ли в данном случае начислять акциз? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что уничтожение отходов не признается операцией, подлежащей обложению акцизами. Следовательно, при уничтожении отходов спиртового производства акцизы не начисляются.

 

Виноматериалы, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло

 

В соответствии с абз. 9 пп. 2 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ не признаются подакцизными товарами виноматериалы, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло.

Виноматериалы — спиртосодержащая пищевая продукция с содержанием этилового спирта до 22% объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод винограда, иных фруктов, виноградного или иного фруктового сусла с добавлением или без добавления концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, ректификованного концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, без добавления этилового спирта, за исключением винного дистиллята, ректификованного винного дистиллята, виноградного дистиллята или ректификованного виноградного дистиллята, разлитая в производственную или транспортную тару, предназначенная для производства алкогольной продукции и не подлежащая реализации населению (п. 13 ст. 2 Закона N 171-ФЗ).

В соответствии с ГОСТ Р 52195-2003 «Вина ароматизированные. Общие технические условия» (утв. Постановлением Госстандарта России от 29 декабря 2003 г. N 426-ст) виноградное сусло — жидкий продукт, получаемый из свежего винограда самопроизвольно или с использованием физических приемов. Допускается объемная доля этилового спирта не более 1,0%.

 

Алкогольная продукция

 

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ подакцизным товаром признается алкогольная продукция, т.е. согласно ст. 2 Закона N 171-ФЗ пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды продукции, как:

1) спиртные напитки (в том числе водка). Спиртные напитки — алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к винным напиткам. Водка — спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56% объема готовой продукции;

2) ликеро-водочные изделия. В зависимости от крепости, массовой концентрации общего экстракта и сахара ликеро-водочные изделия делят на группы: наливки, пунши, настойки сладкие, настойки полусладкие, настойки полусладкие слабоградусные, настойки горькие, настойки горькие слабоградусные, напитки десертные, напитки слабоградусные газированные и негазированные, аперитивы, бальзамы, коктейли, джины (ГОСТ Р 52192-2003 «Изделия ликеро-водочные. Общие технические условия» (утв. Постановлением Госстандарта России от 29 декабря 2003 г. N 423-ст));

3) коньяки. Коньяк — это винодельческий продукт с объемной долей этилового спирта не менее 40,0%, изготовленный из коньячных дистиллятов, полученных фракционированной дистилляцией (перегонкой) столового виноматериала, произведенного из винограда вида Vitis vinifera, и выдержанных в контакте с древесиной дуба не менее трех лет.

В зависимости от сроков и способов выдержки коньячных дистиллятов коньяк может быть трехлетним, четырехлетним, пятилетним, выдержанным «КВ», выдержанным высшего качества «КВВК», старым «КС» и очень старым «ОС».

Коньяк выдержанный «КВ», выдержанный высшего качества «КВВК», старый «КС» и очень старый «ОС» может быть коллекционным.

Коньяк трехлетний, четырехлетний, пятилетний, выдержанный «КВ», выдержанный высшего качества «КВВК», старый «КС», очень старый «ОС» и коллекционный может быть коньяком географического указания (Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51618-2009 «Российский коньяк. Общие технические условия» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. N 907-ст));

4) вино. Вино — алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 8,5 (за исключением вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения) до 16,5 (за исключением столового вина) % объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод свежего винограда, виноградного сусла без добавления этилового спирта, а также без добавления (за исключением столового вина) концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла.

Вино с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения может иметь содержание этилового спирта не менее 4,5% объема готовой продукции.

Содержание этилового спирта в столовом вине не должно превышать 15% объема готовой продукции.

При производстве столового вина допускается добавление концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла для увеличения содержания этилового спирта (обогащения) или подслащивания.

При обогащении или подслащивании добавление концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла осуществляется в количестве, которое может увеличить содержание этилового спирта в объеме готовой продукции не более чем на 4%.

При производстве столового вина обогащение осуществляется путем добавления концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла в виноградное сусло, подвергшееся неполному брожению, или в вино, в котором процесс брожения не окончен, а подслащивание — на любой стадии технологического процесса до момента розлива (п. 11 ст. 2 Закона N 171-ФЗ);

5) фруктовое вино. Фруктовое вино — алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 6 до 15% объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения дробленых свежих фруктов одного вида или нескольких видов, либо фруктового сусла, либо восстановленного концентрированного фруктового сока с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта (п. 12.2 ст. 2 Закона N 171-ФЗ);

6) ликерное вино. Ликерное вино — алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 15 до 22% объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения целых или дробленых ягод винограда, иных фруктов либо виноградного или иного фруктового сусла с добавлением или без добавления концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, ректификованного концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, без добавления этилового спирта, за исключением винного дистиллята, ректификованного винного дистиллята, виноградного дистиллята, ректификованного виноградного дистиллята, иного фруктового дистиллята (п. 12.1 ст. 2 Закона N 171-ФЗ);

7) игристое вино (шампанское) Российское шампанское: игристое вино с объемной долей этилового спирта от 10,5% до 13,0% и давлением двуокиси углерода в бутылке не менее 350 кПа при 20 град. Цельсия, насыщенное двуокисью углерода в результате вторичного брожения в герметичных сосудах столовых виноматериалов, выработанных из установленных сортов винограда. (Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51165-2009 «Российское шампанское. Общие технические условия» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. N 898-ст));

8) винные напитки. Винный напиток — алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 22% объема готовой продукции с насыщением или без насыщения двуокисью углерода, содержащая не менее 50% виноматериалов с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, и (или) сахаросодержащих продуктов, и (или) ароматических и вкусовых добавок, и (или) пищевых красителей, и (или) воды (п. 12.3 ст. 2 Закона N 171-ФЗ);

9) сидр. Сидр — алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате брожения яблочного сусла и (или) восстановленного яблочного сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода (п. 12.4 ст. 2 Закона N 171-ФЗ);

10) пуаре. Пуаре (грушевый сидр) — алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения грушевого сусла и (или) восстановленного грушевого сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода (п. 12.5 ст. 2 Закона N 171-ФЗ);

11) медовуха. Медовуха (медовый напиток) — алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5% до 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения медового сусла, содержащего не менее 8% меда, с использованием или без использования меда для подслащивания и иных продуктов пчеловодства, растительного сырья, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта (п. 12.6 ст. 2 Закона N 171-ФЗ);

12) пиво. Пиво — алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20% массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2% массы заменяемого пивоваренного солода (п. 13.1 ст. 2 Закона N 171-ФЗ);

13) напитки, изготавливаемые на основе пива. Напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки), — алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7% объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40% объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40% массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта (п. 13.2 ст. 2 Закона N 171-ФЗ);

14) иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента (за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации). Перечень пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2012 г. N 656 «Об утверждении перечня пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции». В указанном Перечне перечислены:

— изделия кондитерские сахаристые, шоколад и шоколадные изделия;

— изделия кондитерские мучные;

— напитки брожения и квасы, сидры, медовые вина и напитки с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2% включительно;

— напитки на пряно-ароматическом растительном сырье с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2% включительно;

— продукты кисломолочные;

— мороженое, десерты взбитые замороженные фруктовые, плодово-ягодные, овощные, шербеты, смеси для их приготовления, сладкий пищевой лед;

— изделия колбасные сырокопченые.

Таким образом, производители вышеуказанной продукции не являются налогоплательщиками акцизов.

 

Табачная продукция

 

К подакцизным товарам согласно пп. 5 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ относится табачная продукция.

Табачная продукция согласно пп. 22 ст. 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» (далее — Закон N 268-ФЗ) — это табачное изделие, упакованное в потребительскую тару. Под потребительской тарой понимается минимальная единица упаковки табачных изделий, в которой табачные изделия приобретаются потребителем.

Идентификация табачной продукции в целях установления ее принадлежности к сфере действия Закона N 268-ФЗ проводится по характеризующим ее признакам, установленным Законом N 268-ФЗ.

Признаками, характеризующими табачную продукцию, являются:

1) компонентный состав;

2) способ применения.

Идентификация табачной продукции проводится по документации и (или) визуально. При идентификации табачной продукции по документации в качестве документации используются договоры поставки, товаросопроводительная документация или декларация о соответствии табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона (далее — декларация о соответствии). При визуальной идентификации табачной продукции определяются вид табачного изделия, наименование табачной продукции, наличие и содержание информации для потребителя.

Табачные изделия — продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья.

Вид табачного изделия — совокупность курительных и некурительных табачных изделий, сходных по потребительским свойствам и способу потребления. К ним относятся сигареты, сигары, сигариллы (сигариты), папиросы, табак для кальяна, табак курительный тонкорезаный, табак трубочный, биди, кретек, табак сосательный (снюс), табак жевательный, табак нюхательный, насвай и другие табачные изделия.

Табачные изделия подразделяются на курительные и некурительные. Курительные табачные изделия — табачные изделия, предназначенные для курения. Некурительные табачные изделия — табачные изделия, предназначенные для сосания, жевания или нюханья.

К курительным табачным изделиям относятся:

— сигарета — вид курительного табачного изделия, состоящего из резаного сырья для производства табачных изделий, обернутого сигаретной бумагой;

— сигарета с фильтром — вид курительного табачного изделия, состоящего из резаного сырья для производства табачных изделий, обернутого сигаретной бумагой (курительная часть), и фильтра;

— сигарета без фильтра — вид курительного табачного изделия, состоящего из резаного сырья для производства табачных изделий, обернутого сигаретной бумагой (курительная часть);

— сигара — вид курительного табачного изделия, изготовленного из сигарного и другого сырья для производства табачных изделий и имеющего три слоя: начинку из цельного, трепаного или резаного сигарного и другого сырья для производства табачных изделий, подвертку из сигарного и (или) другого сырья для производства табачных изделий и обертку из сигарного табачного листа. Толщина сигары на протяжении одной трети (или более) ее длины должна быть не менее 15 миллиметров (мм);

— сигарилла (сигарита) — вид курительного табачного изделия, изготовленного из сигарного и другого сырья для производства табачных изделий и имеющего много слоев: начинку из резаного или рваного сигарного и другого сырья для производства табачных изделий, подвертку из сигарного и (или) другого сырья для производства табачных изделий и обертку из сигарного табачного листа, восстановленного табака или специальной бумаги, изготовленной на основе целлюлозы и табака. Сигарилла может не иметь подвертки. Сигарилла может иметь фильтр. Максимальная толщина сигариллы, имеющей три слоя, не должна превышать 15 мм;

— папироса — вид курительного табачного изделия, состоящего из резаного сырья для производства табачных изделий и мундштука в виде свертка мундштучной бумаги, обернутого папиросной (сигаретной) бумагой, соединенной бесклеевым зубчатым швом. В мундштук папиросы может быть вставлен фильтрующий материал;

— табак для кальяна — вид курительного табачного изделия, предназначенного для курения с использованием кальяна и представляющего собой смесь резаного или рваного сырья для производства табачных изделий с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов;

— табак курительный тонкорезаный — вид курительного табачного изделия, предназначенного для ручного изготовления сигарет или папирос и состоящего из резаного, рваного, скрученного или спрессованного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья, соусов и ароматизаторов, в котором не менее 25% веса нетто продукта составляют волокна шириной 1 мм или менее;

— табак трубочный — вид курительного табачного изделия, предназначенного для курения с использованием курительной трубки и состоящего из резаного, рваного, скрученного или спрессованного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья, соусов и ароматизаторов, в котором более 75% веса нетто продукта составляют волокна шириной более 1 мм;

— биди — вид курительного табачного изделия, состоящего из смеси измельченных табачных листьев, табачных жилок и стеблей, завернутой в высушенный лист тенду и обвязанной нитью;

— кретек — вид курительного табачного изделия, состоящего из соусированной и ароматизированной смеси измельченной гвоздики и резаного сырья для производства табачных изделий, завернутой в сигаретную бумагу или высушенный лист кукурузного початка, с фильтром или без фильтра.

К некурительным табачным изделиям относятся:

— табак сосательный (снюс) — вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и полностью или частично изготовленного из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов;

— табак жевательный — вид некурительного табачного изделия, предназначенного для жевания и изготовленного из спрессованных обрывков табачных листьев с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов;

— табак нюхательный — вид некурительного табачного изделия, предназначенного для нюханья и изготовленного из тонкоизмельченного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов;

— насвай — вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и изготовленного из табака, извести и другого нетабачного сырья.

Производство сигарет (с фильтром и без) осуществляется в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 3935-2000, предусматривающего изготовление сигарет различных марок. Марка сигарет — это конкретное наименование сигарет с заданными потребительскими свойствами, установленными в нормативном и (или) техническом документе. Каждая марка отличается от других марок наименованием и одним или несколькими признаками (рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра), а также другими потребительскими свойствами, установленными изготовителем продукции или лицензиаром.

Таким образом, требования указанного ГОСТа распространяются в том числе, и на производство сигарет иностранных марок, изготавливаемых, как правило, по собственным рецептурам, установленным теми техническими условиями, по которым эти сигареты производятся. Соответственно, налогообложение таких сигарет осуществляется по ставкам акциза, установленным в ст. 193 Налогового кодекса.

Табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования (п. 2 ст. 4 Закона N 268-ФЗ).

Табачная продукция, производимая и предназначенная для реализации на территории Российской Федерации, подлежит обязательной маркировке специальными марками для маркировки табачной продукции установленного образца.

Правила изготовления специальных марок, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных специальных марок и Требования к образцам специальных марок для маркировки табачной продукции утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 января 2010 г. N 27 «О специальных марках для маркировки табачной продукции».

Изготовление специальных (акцизных) марок, их приобретение изготовителем и (или) импортером табачной продукции, маркировка ими табачной продукции, учет и уничтожение поврежденных специальных (акцизных) марок, а также их идентификация осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок и Требования к образцам акцизных марок для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. N 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции».

 

Легковые автомобили и мотоциклы

 

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ в перечень подакцизных товаров включены легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт.

Классификацию механических транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, регламентирует ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения».

Согласно указанному ГОСТу транспортные средства, применяемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения, относятся к легковым автомобилям (категория М1). В случае если таких мест более восьми, эти транспортные средства классифицируются как автобусы (категория М2, М3).

Исходя из изложенного, если транспортные средства (в частности, микроавтобусы) имеют не более восьми пассажирских мест для сидения, они признаются подакцизными товарами. В случае если пассажирских мест для сидения более восьми, это транспортное средство не подлежит налогообложению акцизом.

 

Бензин автомобильный

 

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ автомобильный бензин является подакцизным товаром.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118 «Об утверждении Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» и Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 1191-р применяются при производстве и выпуске в обращение продукции, сопровождаемой документами об оценке (подтверждении) соответствия, выданными до 31 декабря 2012 г. в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также соответствующей экологическим классам, действующим на территории Российской Федерации согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826, до окончания срока действия таких документов об оценке (подтверждении) соответствия, но не позднее 30 июня 2014 г.

Это следует из Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2012 г. N 1474 «О применении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам технического регулирования и об органах государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826 «О принятии Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» был принят Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011) (далее — Технический регламент).

Технический регламент, утвержденный данным документом, вступил в силу с 31 декабря 2012 г.

Документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством государства — члена Таможенного союза или нормативными правовыми актами Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее — продукция), до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 30 июня 2014 г., за исключением документов об оценке (подтверждении) соответствия требованиям, установленным законодательством государства — члена Таможенного союза или нормативными правовыми актами Таможенного союза, выданных или принятых в отношении топлива для реактивных двигателей марки РТ, которые действуют до 1 января 2015 г. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования вышеуказанного Решения Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826, действительны до окончания срока их действия (п. 3.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826).

Со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства — члена Таможенного союза, не допускается.

До 30 июня 2014 г. допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства — члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента, за исключением топлива для реактивных двигателей марки РТ, производство и выпуск в обращение которого при наличии таких документов допускается до 1 января 2015 г. (п. 3.3 Решения Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826).

В Техническом регламенте ТС применяются следующие термины и их определения:

— автомобильный и авиационный бензин — жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением;

— марка топлива — словесное и (или) буквенное, цифровое обозначение топлива, включающее для автомобильного бензина и дизельного топлива его экологический класс;

— октановое число — показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы;

— экологический класс топлива — классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива.

Требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива приведены в Приложении 1 к Техническому регламенту.

Обозначение автомобильного бензина включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.

Первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин.

Вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 93, 95, 96, 98 и др.), определенного исследовательским методом.

Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина.

Автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, указанным в Приложении 2 к Техническому регламенту ТС.

 

Дизельное топливо

 

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ дизельное топливо отнесено к подакцизным товарам.

При отнесении в целях исчисления акцизов произведенных нефтепродуктов к дизельному топливу или судовому топливу следует руководствоваться положениями Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826.

Дизельное топливо — жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия.

Требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива приведены в Приложении 1 к Техническому регламенту.

Обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.

Первая группа: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо.

Вторая группа: буквы Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное), обозначающие климатические условия применения.

Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс дизельного топлива.

Обозначение марки может включать торговую марку (товарный знак) изготовителя.

Дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в Приложении 3 к Техническому регламенту ТС.

 

Масло моторное для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

 

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ дизельное топливо отнесено к подакцизным товарам.

Моторные масла могут быть минеральными (нефтяными), синтетическими и полусинтетическими.

Минеральные моторные масла производятся из остаточных продуктов прямой перегонки нефти путем их дальнейшей сложной и многостадийной переработки с целью получения продукта с оптимальным углеводородным составом и содержат в качестве основного компонента 70% или более нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород.

Синтетические масла нефть или нефтепродукты в качестве основных компонентов не содержат. Эти масла производятся путем химических реакций и многостадийного синтеза из смеси исходных компонентов: полиальфаолефинов, изопарафинов или алкилбензолов либо сложных эфиров. При этом эти синтетические смазочные материалы так же, как и минеральные моторные масла, предназначены для снижения трения между движущимися частями машин, транспортных средств.

Полусинтетические моторные масла — это минеральные масла, улучшенные благодаря специальной технологии очистки и содержащие синтетические добавки или 30 — 40% синтетической основы.

Основные функции моторных масел — это снижение трения и износа трущихся деталей двигателя за счет создания на их поверхностях прочной масляной пленки. Одновременно масла должны обеспечивать охлаждение и очищение от продуктов износа трущиеся поверхности двигателя и предохранять их от коррозии.

Таким образом, главные эксплуатационные свойства, которыми должны обладать моторные масла, — это смазывающие и вязкостно-температурные свойства, а также моющие, антиокислительные и антикоррозионные свойства.

Главное преимущество синтетических масел перед минеральными заключается в том, что их можно приготавливать с заранее заданными свойствами в зависимости от конкретных условий применения.

Кроме того, к достоинствам синтетических масел перед минеральными относятся: меньшая зависимость вязкости от температуры, хорошие низкотемпературные свойства, низкая температура застывания и быстрое поступление масла к деталям двигателя, незначительная испаряемость, малый выброс токсичных веществ, высокая стойкость к окислению и малая склонность к образованию отложений.

Стоимость синтетических масел в несколько раз выше минеральных, однако срок их службы значительно дольше. Полусинтетические моторные масла также дороже минеральных, но дешевле полностью синтетических.

Следует иметь в виду, что определяющим признаком для отнесения моторных масел к подакцизным товарам является не способ их производства и не исходное сырье, а их применение для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей. При этом нормы, исключающие синтетические моторные масла из круга подакцизных товаров, гл. 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ не содержит.

Таким образом, синтетические и полусинтетические моторные масла, по своим эксплуатационным свойствам предназначенные для применения в качестве смазочных материалов для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежат налогообложению акцизами на общих основаниях.

В то же время, как следует из позиционных кодов Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 301, такие смазочные материалы, как масла гидравлические, индустриальные, трансмиссионные, компрессорные и турбинные, являются самостоятельными видами масел и к подакцизным моторным маслам не относятся.

Моторные масла так же, как и прочие виды ГСМ, предназначенные для реализации на территории Российской Федерации, являются объектом сертификации.

Нормативными документами, на соответствие требованиям которым проводится обязательная сертификация указанных масел, являются:

ГОСТ 10541-78 «Масла моторные универсальные и для автомобильных карбюраторных двигателей»;

ГОСТ 12337-84 «Масла моторные для дизельных двигателей»;

ГОСТ Р 51634-2000 «Масла моторные автотракторные. Общие технические требования»;

ГОСТ 8581-78 «Масла моторные для автотракторных дизелей».

Кроме того, с 1 июля 2003 г. Постановлением Госстандарта России от 3 июля 2002 г. N 259-ст введен в действие Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51907-2002 «Масло моторное для судовых дизелей М-20Г2СД. Технические условия».

Как следует из вышеперечисленного, бензиновые (карбюраторные) и дизельные двигатели могут эксплуатироваться в самых разных областях: на легковых, грузовых и прочих автотранспортных средствах, на сельскохозяйственных и промышленных тракторах и комбайнах, на судах и тепловозах, на буровой и прочей технике и даже для обогрева жилых помещений.

В то же время положение гл. 22 Налогового кодекса РФ не увязывает отнесение моторных масел, предназначенных для применения в качестве смазочных материалов для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, к подакцизным товарам с тем, в какой конкретно области и в каком именно качестве эксплуатируются указанные двигатели.

Следовательно, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей подлежат налогообложению акцизами независимо от того, где эти двигатели установлены и в какой сфере деятельности применяются.

 

Прямогонный бензин

 

Согласно определению, содержащемуся в пп. 10 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ, под прямогонным бензином в целях исчисления акцизов понимаются бензиновые фракции, за исключением бензина автомобильного, авиационного керосина, бензола, параксилола, ортоксилола и продукции нефтехимии, полученные в результате:

перегонки (фракционирования) нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа;

переработки (химических превращений) горючих сланцев, угля, фракций нефти, фракций газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа.

При этом для целей указанной статьи (т.е. для определения понятия прямогонного бензина как подакцизного товара) уточнено, что бензиновой фракцией является смесь углеводородов (к которым в том числе относятся нефть, газовый конденсат, попутный нефтяной газ, природный газ, уголь и т.д.), кипящих в интервале температур от 30 до 215 град. Цельсия при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.

Таким образом, в целях исчисления акцизов прямогонным бензином может быть признана только такая бензиновая фракция, которая полностью соответствует вышеуказанным характеристикам.

Как известно, нефть и нефтепродукты представляют собой сложные смеси углеводородов. Разделение нефти (и прочего вышеперечисленного углеводородного сырья) на углеводородные фракции при атмосферном давлении, основанное на неодинаковой реакционной способности разделяемых фракций к различным температурным режимам, называется прямой (первичной) перегонкой. Все первичные нефтепродукты — это нефтяные фракции, выделенные из углеводородного состава нефти (или другого углеводородного сырья) при ее промышленной перегонке, представляющей собой процесс испарения (и дальнейшей ректификации) кипящей нефти при атмосферном давлении, в результате которого при постепенно повышающейся температуре из нефти отгоняются части — фракции, отличающиеся друг от друга пределами выкипания. Каждая фракция характеризуется температурами начала и конца кипения нефти (или другого углеводородного сырья).

Бензиновые фракции, полученные при первичной (прямой) перегонке нефти, называют прямогонным бензином и, как следует из вышеизложенного, иным способом, чем первичная перегонка сырой нефти, такой бензин получен быть не может.

Этот способ получения прямогонного бензина увязан и с данной в Налоговом кодексе РФ характеристикой бензиновых фракций, рассматриваемых в целях налогообложения акцизом как прямогонный бензин, где указан температурный режим их выпадения (отделения и т.д.) при кипении нефти (или иного углеводородного сырья). Следовательно, Налоговый кодекс РФ также рассматривает подакцизный прямогонный бензин как нефтяную (углеводородную) фракцию, полученную в результате процесса прямой перегонки нефти или других углеводородов.

Другими словами, подакцизным товаром признан прямогонный бензин (бензиновые фракции), являющийся продуктом первичной перегонки нефти (и прочего вышеперечисленного углеводородного сырья).

Так, если организация в целях повышения качества прямогонного бензина осуществит технологический процесс его смешения с какой-либо присадкой, в результате которого будет получена новая движимая вещь — прямогонный бензин нового улучшенного качества, прямогонный бензин, полученный в результате смешения, не отвечает понятию подакцизного прямогонного бензина, установленному в пп. 10 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса.

Технологический процесс смешения прямогонного бензина с присадками, используемыми для придания ему желаемых свойств, их усиления или для устранения или уменьшения нежелательных свойств, осуществляется (согласно положениям Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной Приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. N 231) путем их прямого введения в этот нефтепродукт и циркуляции полученной смеси по кольцу «резервуар-насос-резервуар» до получения полностью однородной смеси по всей высоте резервуара.

Таким образом, выработанный указанным способом смешения прямогонный бензин нового улучшенного качества не может квалифицироваться как определенные (для целей налогообложения акцизами этого нефтепродукта) в пп. 10 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ бензиновые фракции, характеризуемые температурным интервалом кипения углеводородного сырья, при котором происходит выпадение (отделение) этих фракций в процессе перегонки этого сырья. Следовательно, поскольку такой бензин не соответствует понятию подакцизного прямогонного бензина, данному в указанной норме Налогового кодекса, установленный в Налоговом кодексе РФ порядок налогообложения акцизами на него не распространяется.

Поскольку прямогонный бензин представляет собой одну из фракций, получаемую в процессе первичной перегонки нефти, и, соответственно, товарным нефтепродуктом не является, государственные стандарты на него не разрабатываются и, соответственно, стандартизированного определения понятия такого бензина также не существует.

Как уже указывалось выше, прямогонные бензиновые фракции используются как базовый компонент для промышленного компаундирования автомобильных бензинов, а также в качестве одного из сырьевых компонентов для производства нефтехимической продукции.

В то же время этот нефтяной дистиллят получил широкое распространение и как сырье для непромышленного производства автомобильных бензинов в местах хранения и реализации (на нефтебазах, складах, АЗС и т.д.) путем его смешения с химическими присадками (высокооктановыми добавками). В результате топливо, которое вообще не предназначено для заправки автомобилей, превращается в высокооктановый автомобильный бензин, но октановое число этого эрзаца держится не более 3 дней.

Включение прямогонного бензина в перечень подакцизных товаров в определенной степени способствует решению проблемы его использования с целью нелегального производства подакцизных нефтепродуктов.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code