Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

Комментарий к статье 173 Налогового кодекса РФ

 

Общая сумма налога, которую нужно заплатить в бюджет, подсчитывается по итогам каждого налогового периода. Определяется сумма так: к общей сумме налога, рассчитанной по правилам ст. 166 Налогового кодекса РФ, прибавляется НДС, восстановленный по правилам ст. 170 Налогового кодекса РФ, и вычитается тот налог, который подлежит вычету, на основании ст. 171 Налогового кодекса РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса РФ и увеличенную на сумму налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. ст. 176 и 176.1 Налогового кодекса РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Постоянные споры вызывают ситуации, когда организации к возмещению ставят НДС при отсутствии в налоговом периоде реализации. Налоговики настаивают, что в данном случае с вычетом нужно подождать. При этом они как раз ссылаются на п. 2 ст. 173 Налогового кодекса РФ. По логике чиновников, раз у фирмы не было НДС к начислению, налоговая база равна нулю. Получается, что и вычитать не из чего. А раз так, то и к возмещению НДС в этом периоде поставить нельзя. Надо сказать, что арбитражные суды в данном случае фискалов не поддерживают. Пример: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2008 г. N Ф04-848/2008(409-А70-25) по делу N А70-5284/7-2007.

В пп. 1 п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет.

Однако возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов.

На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями гл. 21 Налогового кодекса РФ не предусмотрена (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»).

Согласно п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ организации, которые не являются плательщиками НДС, но выставившие счет-фактуру и выделившие в этой бумаге налог, должны перечислить его в бюджет. А если НДС не заплатить, грозят ли организации какие-либо санкции? Вопрос спорный. Неоднозначно решают его и в арбитражных судах.

В некоторых округах судьи считают, что привлечь упрощенца к налоговой ответственности за неуплату НДС нельзя вообще. Дело в том, что штраф можно наложить только на плательщиков НДС (п. 2 ст. 44, ст. 122 Налогового кодекса РФ), коими упрощенцы не являются. Более того, в п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ речь идет «о лицах, не являющихся налогоплательщиками». По этой же причине не грозят предприятию-упрощенцу и пени. Ведь в ст. 75 Налогового кодекса РФ в качестве лиц, которые обязаны их заплатить, также упоминаются только налогоплательщики и налоговые агенты. Упрощенцы, неправомерно выделившие в счете-фактуре НДС, таковыми не являются. Значит, налагать штрафы и требовать заплатить пени незаконно. Единственная их обязанность — это перечислить выделенный и полученный от покупателей НДС в бюджет. Такой вердикт прозвучал, например, в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2004 г. по делу N Ф04-8795/2004(6991-А70-7), от 18 августа 2004 г. по делу N Ф04-5769/2004(А27-3834-26), ФАС Северо-Западного округа от 12 октября 2004 г. по делу N А13-4110/04-26.

Правда, есть и противоположные мнения на этот счет. В некоторых случаях суды приходили к выводу, что, если упрощенцы выставили счета-фактуры с НДС и своевременно не перечислили налог в бюджет, штраф за данное правонарушение, а также пени взысканы правомерно. Правда, зачастую судьи никак не мотивируют свое решение (см., например, Постановления ФАС Центрального округа от 28 мая 2004 г. по делу N А54-88/03-С11-С2). В другом решении судьи этого же округа признали, что налог и пени фирма заплатить должна, а вот штраф ей, как неплательщику НДС, не грозит (Постановление от 5 августа 2004 г. N А64-29/03-19).

Итак, большинство судей признает: санкции за то, что упрощенец несвоевременно перечислит выделенный в счетах-фактурах НДС в бюджет, Налоговым кодексом РФ не предусмотрены. Следовательно, начислять штрафы и пени незаконно. Правда, доказывать это придется в судебном порядке. Если же приведенная аргументация не убедит налоговиков или судей, можно привести еще один довод.

Чтобы начислить штраф и рассчитать пени, нужно четко знать, в какой срок надо уплатить налог. Между тем в п. 4 ст. 174 Налогового кодекса РФ сказано, что перечислить неправомерно удержанный с покупателя налог упрощенец должен не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (п. 4 ст. 174 Налогового кодекса РФ). В свою очередь, ст. 163 Налогового кодекса РФ в зависимости от суммы выручки определяет налоговый период — месяц или квартал. При этом для лиц, указанных в п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ, никаких исключений не сделано. А раз так, четко определить, не позднее 20-го числа какого именно месяца НДС нужно перечислить в бюджет — по окончании месяца или квартала, «упрощенец» не может. Получается, что момент, с которого следует начислять пени и налагать штраф, не определен.

Следовательно, несмотря на установленную обязанность по уплате НДС, «упрощенец» продолжает оставаться лицом, который не имеет статуса налогоплательщика. Поэтому такие организации не обязаны уплачивать штрафы и пени. Тем не менее отсутствие санкций вовсе не означает, что налог не нужно платить в бюджет.

«Упрощенцам», которые выставляют счета-фактуры с выделенным налогом, можно не опасаться штрафа за опоздание с декларацией по НДС. Судьи ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 25 января 2006 г. N А29-8459/2005А согласились с тем, что компании на «упрощенке» обязаны отчитываться по НДС, полученному от покупателя (п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ). Однако за несвоевременное представление декларации могут быть наказаны лишь плательщики налога (ст. 119 Налогового кодекса). Фирмы же, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС не признаются (п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса).

 

Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет

 

Комментарий к статье 174

 

В ст. 174 Налогового кодекса РФ указывается срок, в течение которого НДС нужно уплатить в бюджет. Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 — 3 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из 3 месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 Налогового кодекса РФ.

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Сумма НДС, которую надо уплатить при передаче, выполнении, оказании для собственных нужд товаров (работ, услуг) на территории РФ, уплачивается там, где организация состоит на учете. Что касается налоговых агентов, то они платят налог по месту своего нахождения.

В соответствии с п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 Налогового кодекса РФ.

Вышеуказанные лица в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном гл. 23, 25, 26.1 и 26.2 Налогового кодекса РФ, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции), а также при выполнении функций застройщика обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета в установленный срок соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Начиная с налогового периода за I квартал 2014 г. представление налоговой декларации по НДС производится налогоплательщиками (в том числе являющимися налоговыми агентами), а также лицами, указанными в п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ, по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Таким образом, в соответствии с п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ не только налогоплательщики, но и лица, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, или налогоплательщики, реализующие товары, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога обязаны представить налоговую декларацию по налогу в электронном формате.

Вместе с тем для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих небольшую численность и невысокий уровень доходов от операций по реализации товаров (работ, услуг) либо применяющих специальные налоговые режимы, действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах предусматривает возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

В конце 2013 г. ФНС России в своем Письме от 3 декабря 2013 г. N ЕД-4-15/21594 «Об обязательном представлении налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» разъясняла, что обязанность представлять налоговую декларацию по НДС по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота отсутствует в следующих случаях:

1) освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Организации и индивидуальные предприниматели на основании п. 1 ст. 145 Налогового кодекса РФ имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей, за исключением случаев, предусмотренных п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 145 Налогового кодекса РФ лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в п. 6 ст. 145 Налогового кодекса РФ, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение;

2) перехода на упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с п. 2 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев того года, в котором налогоплательщик подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 Налогового кодекса РФ, не превысили 45 млн руб.

При этом на основании п. п. 2 и 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения;

3) применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

С 1 января 2013 г. налогоплательщики могут применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, на добровольной основе.

При этом на основании п. 4 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ лица, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п. 3 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ организации или индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения, установленной гл. 26.3 Налогового кодекса РФ, заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика единого налога;

4) перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога.

В соответствии с п. 2 ст. 346.1 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном гл. 26.1 Налогового кодекса РФ.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 346.1 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога;

5) применения патентной системы налогообложения.

В соответствии с п. 1 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, может применяться патентная система налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с перечнем, утвержденным п. 11 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 2 ст. 346.45 Налогового кодекса РФ индивидуальный предприниматель подает лично или через представителя, направляет в виде почтового отправления с описью вложения или передает в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи заявление на получение патента в налоговый орган по месту жительства не позднее чем за 10 дней до начала применения индивидуальным предпринимателем патентной системы налогообложения. В случае если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, в котором не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, указанное заявление подается в любой территориальный налоговый орган этого субъекта Российской Федерации по выбору индивидуального предпринимателя.

При этом на основании п. 3 ст. 346.45 Налогового кодекса РФ выдача патента производится налоговым органом в течение 5 дней со дня получения заявления на получение патента.

В соответствии со ст. 346.52 Налогового кодекса РФ налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в налоговые органы не представляется.

В случае если налогоплательщик не осуществляет операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банке, а также не имеет объектов налогообложения по НДС, на основании п. 2 ст. 80 Налогового кодекса РФ по истечении отчетного периода он представляет единую (упрощенную) налоговую декларацию, на которую требования абз. 1 п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ не распространяются.

Однако отметим, что с 1 января 2014 г. не только все налогоплательщики НДС (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ, обязаны представлять декларации по данному налогу только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (абз. 1 п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ, п. 3 ст. 80 Налогового кодекса РФ).

При этом на бумажном носителе по установленной форме налоговая декларация по НДС может быть представлена в налоговые органы по месту своего учета налоговыми агентами, не являющимися налогоплательщиками или являющимися налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (абз. 2 п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ, пп. 2 п. 5 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558@ (далее — Приказ ФНС России от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558@).

Форма налоговой декларации по НДС была утверждена Приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н. По данной форме декларацию по НДС необходимо представлять до 1 апреля 2015 г. (т.е. за налоговые периоды до 1 января 2015 г.).

Однако начиная с налогового периода за I квартал 2015 г. налогоплательщики должны представлять новую декларацию по НДС по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558@.

В налоговую декларацию по НДС подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика (абз. 1 п. 5.1 ст. 174 Налогового кодекса РФ).

Лица, указанные в п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ, включают в налоговую декларацию сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах (абз. 3 п. 5.1 ст. 174 Налогового кодекса РФ).

В связи с вышеизложенными положениями Налогового кодекса РФ новая форма декларации по НДС дополнена новыми разд. 8 — 12, в которые включены сведения из книг покупок и продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур в случае выставления и (или) получения посредниками счетов-фактур при осуществлении посреднической деятельности, а также сведения из счетов-фактур в случае выставления их лицами, указанными в п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ.

Декларация по НДС включает в себя:

а) титульный лист;

б) разд. 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика»;

б) разд. 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента»;

в) разд. 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 — 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации».

При этом к разд. 3 декларации по НДС предусмотрены 2 Приложения:

1) Приложение 1 к разд. 3 «Сумма налога, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет за истекший календарный год и предыдущие календарные годы»;

2) Приложение 2 к разд. 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате по операциям по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, и суммы налога, подлежащей вычету, иностранной организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через свои подразделения (представительства, отделения)»;

г) разд. 4 «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена»;

д) разд. 5 «Расчет суммы налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым ранее документально подтверждена (не подтверждена)»;

е) разд. 6 «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально не подтверждена»;

ж) разд. 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев»;

з) разд. 8 «Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период».

При этом к разд. 8 декларации по НДС предусмотрено Приложение 1, в котором отражаются сведения из дополнительных листов книги покупок;

и) разд. 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период».

При этом к разд. 9 декларации по НДС предусмотрено Приложение 1. В Приложении 1 к разд. 9 декларации по НДС отражаются сведения из дополнительных листов книги продаж;

к) разд. 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший налоговый период»;

л) разд. 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший налоговый период»;

м) разд. 12 «Сведения из счетов-фактур, выставленных лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации».

Титульный лист и разд. 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика» должны представлять все налогоплательщики (налоговые агенты), если иное не предусмотрено п. 3 Порядка заполнения декларации по НДС.

Разделы 2 — 12, а также Приложения к разд. 3, 8 и 9 декларации по НДС включаются в состав представляемой в налоговые органы декларации при осуществлении налогоплательщиками соответствующих операций.

Отметим, что с 1 января 2015 г. абз. 4 п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации») устанавливается, что при представлении налоговой декларации на бумажном носителе в случае, если данным пунктом предусмотрена обязанность представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме, такая декларация не считается представленной.

Также с 1 января 2015 г. ст. 174 Налогового кодекса РФ была дополнена п. 5.1, которым устанавливается, что в налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.

В случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика в налоговую декларацию включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Лица, указанные в п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ, включают в налоговую декларацию сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах.

Состав сведений, указанных в книге покупок и книге продаж, журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, выставленных счетах-фактурах, включаемых в налоговую декларацию, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Также в п. 5.2 ст. 174 Налогового кодекса РФ предусматривается, что лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не признаваемые налоговыми агентами, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном гл. 23, 25, 26.1 и 26.2 Налогового кодекса РФ, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции), а также при выполнении функций застройщика обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующий журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обратите внимание, что с 1 января 2015 г. сроки, указанные в абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 4, абз. 1, 2, 3 п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»), были увеличены на 5 дней.

Так, согласно абз. 1 п. 1 ст. 174 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей с 1 января 2015 г.) уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 — 3 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа (а не 20-го как было установлено ранее) каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 174 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей с 1 января 2015 г.) уплата налога лицами, указанными в п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го (а не 20-го как было установлено ранее) числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей с 1 января 2015 г.) налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го (а не 20-го как было установлено ранее) числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей с 1 января 2015 г.) налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 25-го (а не 20-го как было установлено ранее) числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, начиная с 1 января 2015 г. представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и уплата налога за IV квартал 2014 г. производится налогоплательщиками не позднее 25-го января 2015 г.

В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей с 1 января 2015 г.) указанные в абз. 2 п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ лица в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном гл. 23, 25, 26.1 и 26.2 Налогового кодекса РФ, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции), а также при выполнении функций застройщика обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Обратите также внимание на еще одно нововведение, внесенное с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ.

Согласно новому абз. 4 п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей с 1 января 2015 г.) при представлении налоговой декларации на бумажном носителе в случае, если п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме, такая декларация не считается представленной.

А в соответствии с пп. 3 п. 28 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. N 99н, представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату) является одним из оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета).

Помимо этого, нарушение установленного способа представления налоговых деклараций (расчетов) влечет применение мер налоговой ответственности, установленной ст. 119.1 Налогового кодекса РФ.

Исходя из наименования ст. 119.1 Налогового кодекса РФ необходимо отметить, что для ее целей под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Согласно ст. 119.1 Налогового кодекса РФ несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.

Ответственность, установленная ст. 119.1 Налогового кодекса РФ, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, представление декларации по НДС на бумажном носителе (в случае когда установлена обязанность по ее представлению в электронной форме) может быть квалифицировано как нарушение порядка представления налоговой декларации, которое предусматривает налоговую ответственность по ст. 119.1 Налогового кодекса РФ, что повлечет взыскание штрафа в размере 200 руб. (Письмо ФНС России от 11 апреля 2014 г. N ЕД-4-15/6831).

 

Статья 174.1. Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации

 

Комментарий к статье 174.1

 

В ст. 174.1 Налогового кодекса РФ установлены особенности определения налоговой базы по НДС при осуществлении совместной деятельности. Напомним, что в соответствии со ст. 1041 Гражданского кодекса РФ по договору простого товарищества (или, что то же самое, — по договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (их именуют товарищами) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Обратите внимание: сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели или коммерческие организации.

Согласно п. 1 ст. 174.1 Налогового кодекса РФ ведение общего учета операций, подлежащих обложению НДС, возлагается на участника товарищества, которым являются российская организация либо индивидуальный предприниматель. При совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, концессионным соглашением или договором доверительного управления имуществом на участника товарищества, концессионера или доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика.

В соответствии с п. 2 ст. 174.1 Налогового кодекса РФ участник товарищества, ведущий общие дела, обязан от своего имени выставлять счета-фактуры покупателям товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках договора простого товарищества. У этого же товарища есть право принимать к вычету НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным для простого товарищества. Налоговый вычет по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и по имущественным правам, приобретаемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, концессионным соглашением или договором доверительного управления имуществом предоставляется только участнику товарищества, концессионеру либо доверительному управляющему при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами этим лицам. Таково требование п. 3 ст. 174.1 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание, что право на указанный вычет НДС возникает при наличии раздельного учета товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав, используемых при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества и используемых при осуществлении иной деятельности.

Если в рамках концессионного соглашения концессионером приобретаются товары (работы, услуги) за счет средств федерального бюджета, то суммы налога на добавленную стоимость уплачиваются продавцам за счет средств федерального бюджета. Принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплачиваемых за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из федерального бюджета. Поэтому в таком случае суммы налога к вычету (возмещению) принимать не следует.

 

Статья 175. Исключена. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code