Статья 162. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)

Комментарий к статье 162 Налогового кодекса РФ

 

Статья 162 Налогового кодекса РФ устанавливает особенности определения налоговой базы по НДС с учетом сумм, связанных с оплатой за товары расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

 

Неустойка за нарушение договоров

 

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Надо сказать, что арбитражные суды могут прийти к выводу, что с суммы неустойки НДС платить не нужно. Скажем, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 27 августа 2003 г. по делу N А33-89/03-С3н-Ф02-2684/03-С1 пришел к выводу, что полученные штрафы никак не связаны с оплатой за продукцию.

Согласно ст. 146 Налогового кодекса РФ НДС облагают операции по реализации товаров (работ, услуг). При этом налоговая база — это цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки в договоре. Таким образом, оплатой считаются деньги, получаемые продавцом в пределах цены договора. Неустойка же на цену продукции (работ, услуг) никак не влияет. Ее начисляют сверх этой цены, компенсируя возможные или реальные убытки потерпевшей стороне. То есть это не что иное, как плата за нарушение договорных обязательств.

Кроме того, налоговая база увеличивается лишь в том случае, если деньги получены за проданные товары (работы, услуги), то есть, по сути, являются выручкой от реализации. В то же время санкции за нарушение условий сделки относят к внереализационным доходам и в выручку от реализации не включаются.

Таким образом, неустойку нельзя рассматривать как средства, связанные с оплатой реализованной продукции (работ, услуг). Следовательно, НДС с этой суммы платить не нужно. Однако налоговики вряд ли согласятся с таким подходом. Поэтому если фирма предпочтет этот вариант, свою правоту ей придется отстаивать в суде.

По мнению Минфина России при принятии решений налоговыми органами о правомерности применения (неприменения) налогоплательщиками указанной нормы Налогового кодекса РФ следует руководствоваться в том числе Постановлением Президиума ВАС РФ от 5 февраля 2008 г. N 11144/07 в отношении спора между налоговым органом и ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство «Волготанкер» по вопросу обложения налогом на добавленную стоимость сумм, полученных обществом за просрочку исполнения обязательств контрагентом.

В данном Постановлении указано, что суммы неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств, полученные обществом от контрагента по договору, не связаны с оплатой товара в смысле упомянутого положения ст. 162 Налогового кодекса РФ, поэтому обложению налогом на добавленную стоимость не подлежат.

Следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Поэтому в отношении сумм неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств по оплате товаров, полученных продавцом от их покупателя, следует руководствоваться вышеуказанным Постановлением Президиума ВАС РФ.

В то же время если полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пени), по существу не являются неустойкой (штрафом, пеней), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на основании вышеназванной нормы ст. 162 Налогового кодекса РФ (Письмо Минфина России от 4 марта 2013 г. N 03-07-15/6333, направленное для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 3 апреля 2013 г. N ЕД-4-3/5875@).

Денежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются. Например:

а) суммы отступных, полученные арендодателем от арендатора в случае отказа арендатора от аренды, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются (Письмо Минфина России от 18 августа 2014 г. N 03-07-11/41194);

б) денежные средства, полученные в виде процентов по банковскому вкладу (депозиту), в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются (Письмо ФНС России от 2 декабря 2013 г. N ГД-4-3/21469 «О направлении Письма Минфина России»);

в) денежные средства в виде субсидий, получаемые из бюджета на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг) (Письма Минфина России от 1 февраля 2013 г. N 03-07-11/2142, от 26 марта 2013 г. N 03-07-11/9457, от 6 марта 2012 г. N 03-07-11/64);

г) премии (поощрительные выплаты), в том числе за достижение определенного объема закупок непродовольственных товаров, полученные покупателем товаров, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость у покупателя не включаются (Письма Минфина России от 9 октября 2013 г. N 03-07-11/42059, от 22 апреля 2013 г. N 03-07-11/13674).

 

Дисконт по векселю

 

Если организация при продаже товаров (работ, услуг, имущественных прав) получила собственный вексель покупателя, то при расчете НДС есть свои особенности.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы дисконта или процентов по векселям. Налогом облагается та часть дисконта (процентов), которая превышает размер процента, рассчитанного исходя из ставки рефинансирования Банка России. В расчет берется ставка, действовавшая в том периоде, когда вексель находился у продавца. НДС с облагаемой части дисконта определяют по расчетной ставке. То есть сначала его умножают на 18%, а затем делят на 118%. Так сказано в п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, на основании вышесказанного проценты и дисконты по векселям облагаются НДС при наличии 2 условий:

а) вексель выдан в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги), облагаемые НДС;

б) и ставка процента (дисконта) по векселю превышает ставку рефинансирования Банка России.

В силу п. 3 ст. 43 Налогового кодекса РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления).

Процентами по векселю считается доход, начисляемый на номинал векселя по ставке, указанной в векселе. Дисконт — это доход, который определяется как разница между ценой реализации векселя и его номиналом.

Определить сумму НДС с процентов (дисконта) по векселю можно следующим образом:

 

Проценты, рассчитанные исходя

НДС с процентов     Проценты     из ставок рефинансирования

(дисконта) по = ( (дисконт) — Банка России, действовавшими) x 18/118 .

векселю         по векселю       в периодах, за которые       (10/110)

производится расчет процентов

(дисконта)

 

Статья 162.1. Особенности налогообложения при реорганизации организаций

 

Комментарий к статье 162.1

 

Статья 162.1 Налогового кодекса РФ устанавливает особенности налогообложения при реорганизации организаций. При передаче имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации организации НДС начислять не нужно. Дело в том, что согласно пп. 2 п. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации реализацией не является. При этом реорганизуемой организации не надо восстанавливать «входной» НДС, принятый ранее к вычету. Это прямо сказано в п. 8 ст. 162.1 Налогового кодекса РФ.

В ходе реорганизации организация может передавать своим правопреемникам суммы кредиторской задолженности. В этом случае если при реорганизации в форме выделения передается задолженность в виде сумм авансовых платежей, поступивших в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), то после перевода долга на правопреемника организация получает право на вычет суммы НДС, уплаченной в бюджет при получении этих авансовых платежей. То есть суммы авансовых платежей передаются правопреемнику в размере, включающем в себя НДС (п. 1 ст. 162.1 Налогового кодекса РФ). А правопреемник, получив от реорганизованной организации задолженность в виде авансовых платежей, включающих в себя НДС, должен начислить и уплатить в бюджет НДС с полученных сумм.

В дальнейшем правопреемник пользуется вычетами в общеустановленном порядке. НДС, исчисленный и уплаченный с суммы авансового платежа, предъявляется к вычету в двух случаях: либо после реализации покупателю соответствующих товаров (работ, услуг), либо после возврата покупателю соответствующих сумм авансовых платежей (при расторжении или изменении условий договора). Однако учтите: при возврате правопреемником суммы аванса покупателю вычет может быть заявлен не позднее года с момента возврата (п. 4 ст. 162.1 Налогового кодекса РФ).

При передаче авансовых платежей в порядке правопреемства никаких обязательств перед бюджетом ни у кого не возникает. При этом вычет суммы НДС, уплаченной в бюджет до реорганизации в момент получения аванса от покупателя, предоставляется правопреемнику (правопреемникам) в общеустановленном порядке: либо после реализации покупателю соответствующих товаров (работ, услуг), либо после возврата покупателю соответствующих сумм авансовых платежей (при расторжении или изменении условий договора). Обратите внимание: при возврате аванса покупателю действует то же ограничение, что и при выделении, — правопреемник, вернувший аванс, может воспользоваться вычетом только в течение года после возврата.

Если организация до реорганизации приобрела товары (работы, услуги) и к моменту завершения реорганизации за них с поставщиком еще не рассчиталась, то в этом случае «входной» НДС по этим товарам (работам, услугам), примут к вычету правопреемники после того, как погасят задолженность перед поставщиком. Основанием для вычета будут счета-фактуры, выписанные поставщиком на имя реорганизованной (реорганизуемой) организации, а также документы, подтверждающие факт уплаты сумм налога поставщику правопреемником (п. 5 ст. 162.1 Налогового кодекса РФ).

При передаче дебиторской задолженности действуют следующие правила. Если передается задолженность поставщика за оплаченные, но не полученные от него товары (работы, услуги), то вычетами «входного» НДС будет пользоваться уже правопреемник после того, как получит эти товары (работы, услуги) от поставщика.

Допустим, организация до реорганизации перечислила поставщику аванс в счет предстоящей поставки товаров, а сами эти товары поступили от поставщика уже после завершения реорганизации. В такой ситуации получателем товаров будет уже правопреемник. Он и будет заявлять к вычету «входной» НДС по поступившим товарам на основании счета-фактуры, выставленного на его имя поставщиком, а также на основании копий документов, подтверждающих факт уплаты налога поставщику реорганизованной (реорганизуемой) организацией (п. 5 ст. 162.1 Налогового кодекса РФ).

Если реорганизованная (реорганизуемая) организация передает правопреемнику дебиторскую задолженность покупателя за поставленные в его адрес товары (работы, услуги) (передает правопреемнику право требования долга с покупателя), то порядок уплаты налога определяется учетной политикой реорганизованной (реорганизуемой) организации в периоде отгрузки этих товаров (работ, услуг).

Если реорганизованная (реорганизуемая) организация уплачивала НДС по отгрузке, то НДС со стоимости реализованных товаров (работ, услуг) был уплачен ею в бюджет в момент отгрузки. Следовательно, при дальнейшей передаче права требования долга правопреемнику никаких обязательств перед бюджетом у реорганизованной (реорганизуемой) организации не возникает. Правопреемник при получении оплаты от покупателя НДС в бюджет уплачивать не должен (ведь налог уже был в полном объеме уплачен в момент отгрузки).

 

Статья 162.2. Особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

 

Комментарий к статье 162.2

 

В соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 г.

До этой даты отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов должны регулироваться нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и г. Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

На основании данной нормы порядок применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым, в том числе налога на добавленную стоимость, в отношении операций по реализации на территории Республики Крым товаров, приобретенных у поставщиков — резидентов Украины, в переходный период, то есть до 1 января 2015 г., определялся Положением об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утвержденным Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. N 2010-6/14 в редакции Постановления Государственного Совета Республики Крым от 28 мая 2014 г. N 2181-6/14.

С 1 января 2015 г. исходя из изменений, внесенных Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», гл. 21 Налогового кодекса РФ дополняется новой статьей — ст. 162.2 Налогового кодекса РФ.

Статья 162.2 Налогового кодекса РФ посвящена особенностям определения налоговой базы по НДС на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В соответствии с п. 1 ст. 162.2 Налогового кодекса РФ в случае приобретения товаров (услуг) лицами, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (т.е. покупателями), у продавцов — юридических лиц, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, сведения о которых не внесены в ЕГРЮЛ, либо физических лиц, являющихся предпринимателями, сведения о которых не внесены в ЕГРИП определяют налоговую базу по НДС с учетом следующих особенностей:

1) суммы НДС, предъявленные продавцами по товарам (услугам), отгруженным (оказанным) по 31 декабря 2014 г., не принятые к вычету в течение 2014 г., принимаются к вычету покупателем при определении налоговой базы по налогу до 1 июля 2015 г. при наличии налоговых накладных, выставленных продавцами при отгрузке товаров (оказании услуг) или при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (оказания услуг), документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (оказания услуг), договора, предусматривающего перечисление указанных сумм;

2) суммы НДС, принятые к вычету покупателем на основании налоговых накладных, выставленных продавцами при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (оказания услуг), не подлежат восстановлению, за исключением случаев расторжения или изменения условий договора и возврата (включая зачет встречных требований) соответствующих сумм оплаты (частичной оплаты) покупателю. При этом восстановление сумм НДС производится покупателем в налоговом периоде, в котором произошли расторжение или изменение условий договора и возврат (включая зачет встречных требований) соответствующих сумм оплаты (частичной оплаты) покупателю.

В соответствии с п. 2 ст. 162.2 Налогового кодекса РФ в случае, если покупателем товаров (услуг) перечислена оплата (частичная оплата) в счет предстоящих поставок товаров (оказания услуг) продавцу, а отгрузка указанных товаров (оказание указанных услуг) произведена (произведено) с 1 января 2015 г., определение налоговой базы по НДС производится с учетом следующих особенностей:

1) если поставка товаров (оказание услуг) в счет поступившей ранее оплаты (частичной оплаты) произведена (произведено) продавцом, налоговая база по налогу определяется на дату отгрузки указанных товаров (оказания указанных услуг);

2) суммы НДС, предъявленные продавцом покупателю по товарам (услугам), отгруженным (оказанным) в счет поступившей ранее оплаты (частичной оплаты) указанных товаров (услуг), подлежат вычету у покупателя на основании счета-фактуры при выполнении одного из следующих условий:

суммы НДС, отнесенные в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя к налоговому кредиту при перечислении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (оказания услуг), подлежат восстановлению покупателем в налоговом периоде, в котором суммы НДС, предъявленные продавцом по товарам (услугам), подлежат вычету покупателем;

суммы НДС, отнесенные покупателем в расходы по налогам с доходов, исчисленным до дня внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, подлежат включению в состав доходов, подлежащих налогообложению в периоде применения покупателем вычетов в соответствии с п. 2 ст. 162.2 Налогового кодекса РФ.

При этом для целей применения п. 2 ст. 162.2 Налогового кодекса РФ к вышеуказанным покупателям относятся:

а) юридическое лицо, которое имело в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, сведения о котором не внесены в ЕГРЮЛ;

б) либо физическое лицо, являющееся предпринимателем, сведения о котором не внесены в ЕГРИП.

Для целей применения п. 2 ст. 162.2 Налогового кодекса РФ к вышеуказанным продавцам относятся:

а) юридическое лицо, которое имело в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, сведения о котором не внесены в ЕГРЮЛ;

б) либо физическое лицо, являющееся предпринимателем, сведения о котором не внесены в ЕГРИП.

 

Статья 163. Налоговый период

 

Комментарий к статье 163

 

В соответствии с п. 1 ст. 55 Налогового кодекса РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

В соответствии со ст. 163 Налогового кодекса РФ налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.

Таким образом, по общему правилу исчислять сумму НДС к уплате в бюджет необходимо по итогам каждого квартала.

Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 — 3 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из 3 месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 Налогового кодекса РФ).

При этом обязанность уплачивать авансовые платежи по НДС Налоговым кодексом РФ не установлена. Согласно п. 3 ст. 58 Налогового кодекса РФ под авансовым платежом понимается предварительный платеж по налогу, уплачиваемый в течение налогового периода.

 

Статья 164. Налоговые ставки

 

Комментарий к статье 164

 

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 Налогового кодекса РФ).

Статьей 164 Налогового кодекса РФ установлено 2 вида налоговых ставок, а именно:

— налоговые ставки — 0%, 10%, 18%;

— расчетные ставки — 10/110% и 18/118%.

Рассмотрим, в каких случаях применяются указанные ставки.

 

Налогообложение по ставке 0%

 

Перечень товаров, работ, услуг, а также имущественных прав, которые облагаются НДС по ставке 0%, приведен в п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ.

Организации, которые выполняют операции, перечисленные в п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, не начисляют НДС с реализации товаров (работ, услуг), но имеют право на вычет. Другими словами, из бюджета им возвращается НДС — та сумма налога, которую они уплатили своим поставщикам в связи с осуществлением экспортной деятельности.

Применять ставку по НДС в размере 0% имеют право организации и индивидуальные предприниматели, которые:

а) осуществляют операции, перечисленные в пп. 1 — 14 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ;

б) и в соответствии со ст. 165 Налогового кодекса РФ должны представить документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0% по НДС.

Так, согласно пп. 1 — 14 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации:

1) товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса РФ.

При реализации товаров, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% в налоговые органы в общем случае представляются документы, предусмотренные п. 1 ст. 165 Налогового кодекса РФ.

При этом в случае вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством — членом Таможенного союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны представляются в том числе таможенная декларация (ее копия) и копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

Иных требований к данным документам, представляемым в налоговый орган при указанной реализации товаров, положения п. 1 ст. 165 Налогового кодекса РФ не содержат.

Отметим, что на основании п. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с 18 марта 2014 г. Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию.

В связи с изложенным в случае реализации товаров с территории РФ на территорию Республики Крым факта экспорта товаров не возникает, следовательно, и нулевая ставка по НДС не применяется.

С вышеуказанной даты подлежит применению пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ, согласно которому операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации применяются ставки НДС, установленные ст. 164 Налогового кодекса РФ, либо освобождение от налогообложения в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса РФ;

2) услуг по международной перевозке товаров;

3) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по:

а) транспортировке нефти, нефтепродуктов вне зависимости от даты их помещения под соответствующую таможенную процедуру из пункта отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до границы Российской Федерации для последующего вывоза трубопроводным транспортом за пределы территории Российской Федерации, либо до морских портов Российской Федерации для последующего вывоза за пределы территории Российской Федерации морским транспортом, либо до пункта перевалки (перегрузки, слива, налива) на иные виды транспорта, в том числе на трубопроводный, расположенный на территории Российской Федерации, для последующего вывоза за пределы территории Российской Федерации иными видами транспорта, в том числе трубопроводным;

б) перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, в том числе в морских, речных портах, вне зависимости от даты их помещения под соответствующую таможенную процедуру;

4) услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы территории Российской Федерации (ввозимого на территорию Российской Федерации), в том числе помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита, а также услуг по транспортировке (организации транспортировки) трубопроводным транспортом природного газа, ввозимого на территорию Российской Федерации для переработки на территории Российской Федерации;

5) услуг, оказываемых организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью по передаче по единой национальной (общероссийской) электрической сети электрической энергии, поставка которой осуществляется из электроэнергетической системы Российской Федерации в электроэнергетические системы иностранных государств;

6) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указаны пункт отправления и (или) пункт назначения, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

7) работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

8) услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, а также транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, владеющими железнодорожным подвижным составом и (или) контейнерами на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга), для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации;

9) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории Российской Федерации из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река — море) плавания или иные виды транспорта;

10) углеводородного сырья, добытого на морском месторождении углеводородного сырья, а также продуктов его технологического передела (стабильного конденсата, сжиженного природного газа, широкой фракции легких углеводородов), вывезенных из пункта отправления, находящегося на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, в пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, при условии представления документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса РФ, за исключением случаев, если такие товары вывозятся в таможенной процедуре экспорта;

11) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию Российской Федерации до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации;

12) оказываемых организациями или индивидуальными предпринимателями:

а) услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления услуг по перевозке или транспортировке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства — члена Таможенного союза, или с территории государства — члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Таможенного союза;

б) транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основе договора транспортной экспедиции при организации услуг по перевозке или транспортировке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства — члена Таможенного союза, или с территории государства — члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Таможенного союза;

13) услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя;

14) товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;

15) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

16) товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;

17) припасов, вывезенных с территории Российской Федерации;

18) выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте:

а) работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с территории Российской Федерации продуктов переработки на территории Российской Федерации;

б) работ (услуг), связанных с перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку экспортируемых товаров (вывозимых продуктов переработки);

19) выполняемых (оказываемых) российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте:

а) работ (услуг) по перевозке или транспортировке товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию государства — члена Таможенного союза, и работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой указанных товаров, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку товаров;

б) работ (услуг) по перевозке или транспортировке товаров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства — члена Таможенного союза, или с территории государства — члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Таможенного союза, и работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой указанных товаров, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку товаров;

20) построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса РФ;

21) товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации;

22) работ (услуг) по перевозке (транспортировке) вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров морскими судами и судами смешанного (река — море) плавания на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер);

23) товаров (работ, услуг) и имущественных прав при реализации FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерним организациям FIFA, а также товаров (работ, услуг) и имущественных прав в связи с осуществлением мероприятий конфедерациям, Организационному комитету «Россия-2018», дочерним организациям Организационного комитета «Россия-2018», национальным футбольным ассоциациям, Российскому футбольному союзу, производителям медиаинформации FIFA, поставщикам товаров (работ, услуг) FIFA, указанным в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

24) товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретаемых для целей организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи организациями, являющимися иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в том числе официальными вещательными компаниями, в соответствии со ст. 3.1 указанного Федерального закона, и филиалами, представительствами в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в том числе официальными вещательными компаниями, в соответствии со ст. 3.1 указанного Федерального закона.

Обратим внимание, что согласно новому пп. 2.10 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»), действующему с 1 января 2015 г., налогообложение производится по налоговой ставке 0% по НДС при реализации услуг по перевозке товаров воздушными судами, оказываемых российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, при которой пункт отправления и пункт назначения находятся за пределами территории Российской Федерации, в случае, если на территории Российской Федерации совершается посадка воздушного судна, при условии, что место прибытия товаров на территорию Российской Федерации и место убытия товаров с территории Российской Федерации совпадают.

Кроме того, на основании п. 2 ст. 1 Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 151-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 151-ФЗ) п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ был дополнен еще одним подпунктом — пп. 4.1, предусматривающим применение нулевой ставки НДС при реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.

Нормами п. п. 3 и 4 ст. 2 Закона N 151-ФЗ установлено, что действие положения указанного пп. 4.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ распространяется на услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказанные начиная с 18 марта 2014 г. до 1 января 2016 г.

 

Налогообложение по ставке 10%

 

При продаже некоторых товаров и услуг, указанных в п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ, применяется ставка 10%. Так, налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации:

1) продовольственных товаров.

Согласно п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ коды видов продукции, поименованной в указанном п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единым таможенным тарифом Таможенного союза (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54).

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 908 (далее — Постановление Правительства N 908) утверждены Перечни кодов видов продовольственных товаров, в том числе Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при реализации (далее — Перечень N 1).

Также принадлежность продовольственных товаров к перечисленным в Перечне N 1 может быть подтверждена соответствием кодов по классификации ОКП, приведенных в Перечне N 1, кодам ОКП, указанным в национальном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии.

В примечании к Перечню N 1 указано, что принадлежность отечественных продовольственных товаров к перечисленным в данном Перечне продовольственным товарам подтверждается соответствием кодов по классификации ОК 005-93 (ОКП), приведенных в этом Перечне, кодам ОКП, указанным в национальном стандарте, отраслевом стандарте и техническом условии.

Таким образом, в указанном примечании к Перечню N 1 приведен порядок определения кодов в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по продовольственным товарам отечественного производства.

Указанный порядок подтверждения кодов ОКП распространяется на порядок подтверждения кода ОКП на реализуемые налогоплательщиком продовольственные товары коду ОКП, приведенному в указанном выше Перечне на основании документа, удостоверяющего соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов (декларацию соответствия), или документа, удостоверяющего соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (сертификата соответствия), принятого в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», в том случае, если код ОКП в указанном документе соответствует коду ОКП в национальном стандарте, отраслевом стандарте и техническом условии (Письмо УФНС России по г. Москве от 2 марта 2012 г. N 16-15/18660).

Таким образом, при соответствии кода ОКП, указанного в технической документации на конкретный вид товара, коду, приведенному в вышеуказанном Перечне, налогоплательщик вправе при реализации товаров применить ставку налога на добавленную стоимость в размере 10%;

2) товаров для детей. В пп. 2 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ упомянуты трикотажные изделия для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп: верхние трикотажные изделия, бельевые трикотажные изделия, чулочно-носочные изделия, прочие трикотажные изделия: перчатки, варежки, головные уборы. А также швейные изделия, в том числе изделия из натуральных овчины и кролика (включая изделия из натуральных овчины и кролика с кожаными вставками) для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьных возрастных групп. Кроме того, верхняя одежда (в том числе плательной и костюмной группы), нательное белье, головные уборы, одежда и изделия для новорожденных и детей ясельной группы. Данный порядок не распространяется на швейные изделия из натуральной кожи и натурального меха, за исключением натуральных овчины и кролика, обуви (за исключением спортивной): пинеток, гусариковой, дошкольной, школьной, валяной, резиновой, малодетской и детской и прочей продукции.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ ставка НДС в размере 10% применяется в отношении товаров для детей, коды которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП).

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 908 утвержден Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза) (далее — ТН ВЭД), облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации (далее — Перечень N 2).

В примечании к Перечню N 2 указано, что для целей данного Перечня следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД, так и наименованием товара.

Однако в настоящее время Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 утверждены новые Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза.

Как ранее разъясняли представители налогового ведомства, в Постановлении N 908 отсутствовали правила применения кода ОКП в случае, если ввозимый на территорию Российской Федерации импортный товар реализуется на территории Российской Федерации, указывающие на необходимость для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость определять соответствие кода ТН ВЭД России коду ОКП.

В этой связи, по мнению представителей налоговой службы, применение кода ТН ВЭД могло производиться не только при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, но и при реализации этой ввезенной импортной продукции на территории Российской Федерации, то есть без определения соответствия кода ТН ВЭД коду ОКП (Письмо УФНС России по г. Москве от 2 марта 2012 г. N 16-15/18660).

Указанные выводы УФНС России по г. Москве могут, по нашему мнению, применяться и в дальнейшем с учетом применения новых документов: Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза;

3) периодики и книг, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера.

При этом под периодическим печатным изданием понимаются газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. А к периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40 процентов объема одного номера периодического печатного издания.

Газеты и журналы, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера а также книги, связанные с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера также облагаются по ставке 10%.

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2003 г. N 41 утвержден Перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10%.

При этом к периодическим печатным изданиям и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, указанным в данном Перечне, не относятся периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, в электронном виде, распространяемые, в частности, на магнитных носителях, по сети Интернет, по каналам спутниковой связи (за исключением периодических и продолжающихся изданий (журналов, сборников, бюллетеней) информационных агентств в электронном виде, распространяемых ими, в частности, на магнитных носителях, по сети Интернет, по каналам спутниковой связи). В связи с этим налогообложение указанных периодических печатных изданий и книжной продукции в электронном виде производится по ставке налога в размере 18%.

Таким образом, в отношении периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением рекламного и эротического характера), издаваемых на бумажных носителях, в настоящее время уже установлен льготный порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость по сравнению с этой продукцией, распространяемой в электронном виде (Письмо Минфина России от 1 августа 2012 г. N 03-07-11/213);

4) следующих медицинских товаров и лекарств отечественного и зарубежного производства:

а) лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями;

б) медицинских изделий, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ. Указанные положения применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 г. также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения.

В целях применения вышеуказанных положений было принято Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 688, которым утверждены:

а) Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при их реализации;

б) Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при их ввозе в Российскую Федерацию.

При этом следует отметить, что согласно п. 1 Примечаний к указанным Перечням коды Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (далее — ОКП), приведенные в вышеуказанных Перечнях, применяются в отношении:

а) лекарственных средств, включенных в Государственный реестр лекарственных средств, при этом лекарственные препараты должны иметь регистрационные удостоверения, а также лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями;

б) лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований, на ввоз конкретной партии которых имеется разрешение уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

в) медицинских изделий, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения.

Таким образом, льготный порядок налогообложения НДС при реализации медицинской техники и изделий медицинского назначения применяется при наличии регистрационного удостоверения, выданного в установленном порядке с указанием кодов ОКП, предусмотренных вышеуказанными Перечнями, утвержденными указанными Постановлениями Правительства Российской Федерации (Письмо Минфина России от 23 сентября 2013 г. N 03-07-07/39401);

5) племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, племенного яйца; спермы, полученной от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов; эмбрионов, полученных от племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей.

Указанная норма согласно ст. 3 Федерального закона от 2 октября 2012 г. N 161-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» вступила в силу с 1 января 2013 г. и применяется по 31 декабря 2017 г. включительно.

По мнению ФНС России, изложенному в Письме от 1 ноября 2013 г. N ЕД-4-3/19685@, обстоятельством, имеющим значение для обоснования правомерности применения пониженной ставки НДС, является принадлежность реализуемой продукции к товарам, указанным в п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (далее — Закон N 123-ФЗ) под племенным животным понимается сельскохозяйственное животное, имеющее документально подтвержденное происхождение, используемое для воспроизводства определенной породы и зарегистрированное в установленном порядке.

При этом ст. 8 Закона N 123-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ) установлено, что с 21 октября 2011 г. отчуждение или иной переход прав собственности на племенную продукцию, к которой относятся племенные животные, разрешаются при наличии племенного свидетельства, выдаваемого в соответствии с положениями Закона N 123-ФЗ. До указанной даты племенная продукция (материал) подлежала обязательной сертификации на соответствие установленным стандартам, нормам и правилам в области племенного животноводства. Отчуждение или иной переход прав собственности на племенную продукцию (материал) разрешались при наличии соответствующего сертификата (свидетельства).

ФНС России отмечает, что на основании пп. 1 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ операции по реализации скота и птицы в живом весе облагаются по налоговой ставке 10%. При этом в Перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10 процентов, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908, включены категории товаров 98 5300 «Поголовье племенных лошадей» (коды 98 5310 — 98 5328) и 98 9690 «Поголовье прочее скота и птицы», к которому относится код 98 9691 «Племенной скот».

Учитывая изложенное, по мнению ФНС России, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость в размере 10% по операциям реализации племенного скота налогоплательщики могут представлять племенное свидетельство или сертификат.

 

Налогообложение по ставке 18%

 

Налогообложение по налоговой ставке 18% производится в случаях, не указанных в п. п. 1, 2 и 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ сумма НДС должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 2 или 3 ст. 164 Налогового кодекса РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки:

а) при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 Налогового кодекса РФ;

б) при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотренных п. п. 2 — 4 ст. 155 Налогового кодекса РФ;

в) при удержании налога налоговыми агентами в соответствии с п. п. 1 — 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ;

г) при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с п. 3 ст. 154 Налогового кодекса РФ;

д) при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. 4 ст. 154 Налогового кодекса РФ;

е) при реализации автомобилей в соответствии с п. 5.1 ст. 154 Налогового кодекса РФ;

ж) при передаче имущественных прав в соответствии с п. п. 2 — 4 ст. 155 Налогового кодекса РФ;

з) в иных случаях, когда в соответствии с Налоговым кодексом РФ сумма НДС должна определяться расчетным методом.

Также отметим, что по смыслу положений п. п. 1 и 4 ст. 168 Налогового кодекса РФ сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.

В связи с этим, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом в соответствии с п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»).

Также суды приходят к выводу, что из приведенной нормы п. 4 ст. 168 Налогового кодекса РФ следует, что расчетная ставка НДС 18/118% может быть применена только в случаях, прямо предусмотренных п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ. Перечень оснований для ее применения является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Сфера действия данной нормы распространяется и на иные случаи, но только тогда (как это прямо указано в законе), когда сумма НДС должна определяться расчетным методом в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Общие основания и условия применения налоговыми органами расчетного метода при исчислении налогов установлены пп. 7 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ. Согласно названной норме налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Пунктом 7 ст. 166 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов обложения НДС налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

Соответственно, как нормы пп. 7 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ, так и п. 7 ст. 166 Налогового кодекса РФ ограничивают круг оснований, при наличии которых налоговыми органами может быть применен расчетный метод (Постановление ФАС Центрального округа от 17 декабря 2009 г. по делу N А48-1933/2009).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code