БОРЬБА С КУРЕНИЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ

В рамках борьбы с курением законодатели то и дело выдвигают различные инициативы. Так год назад была запрещена реклама табачных изделий в СМИ, а на пачках появились изображения, информирующие о негативных последствиях курения, а с 1 июня 2014 года полностью запрещено курение в общественных местах (в кафе, ресторанах, барах и т.д.), в пассажирских поездах дальнего следования, кроме того, запрещено размещать табачные изделия на витринах. То и дело стоимость пачки сигарет повышается. Что же делать работодателям с курящими сотрудниками, чтобы соблюсти закон?

В каждой компании борются с вредной привычкой своих сотрудников по-разному: где-то оборудованы специальные места для курения, где-то работникам приходится бегать смолить на улицу. В то же время, как показал опрос, проведенный Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru, 40% курильщиков сами хотят решать, можно ли им курить на работе или нет. Они предлагают внести в действующий Закон норму о «никотиновом самоопределении», чтобы в каждой компании был «индивидуальный подход». Против такой инициативы выступают 47% тех, кто не намерен мириться с чужой пагубной привычкой.

«Как и следовало ожидать, кардинально разошлись мнения курильщиков и некурящих, — констатирует Наталья Голованова, руководитель Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru. — Только треть тех, кто не страдает зависимостью от никотина, соглашаются вновь приступить к пассивному курению, если на то будет воля коллектива. Больше половины (53%) уверены, что Закон править не следует. Зато этого очень хотели бы 60% курильщиков. В их среде лишь четверть (26%) призывают оставить Закон в его нынешней редакции».

Любопытно, что, по данным опроса Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, на первом месте в рейтинге наиболее раздражающих привычек коллег именно курение: частые перекуры, устраиваемые сослуживцами, а также курение прямо на рабочем месте выводят из себя 15% опрошенных. Кроме того, 36% работающих россиян вообще ратуют за ликвидацию «курилок» в офисах.

 

Курить — здоровью вредить

 

Какие же обязанности накладывает закон на работодателя по защите работников от вредного воздействия табака?

Пункт 2 ст. 10 ФЗ от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — ФЗ N 15-ФЗ) в числе прочих устанавливает для ИП и организаций обязанность обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

В целях исполнения изложенной обязанности работодатель в силу ст. 12 ФЗ N 15-ФЗ вправе запретить курение табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применить меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

В качестве мер стимулирующего характера можно взять на вооружение опыт иностранных работодателей и выплачивать всем некурящим сотрудникам поощрительные выплаты. Согласно ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ такие выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

А что же делать работодателю с теми, кто еще не готов бросить пагубную привычку? Разумнее всего благоустроить специальное место для курения, обозначив его специальным знаком «Место для курения». Это место должно соответствовать пожарным нормам, поэтому во избежание недоразумений лучше согласовать его с территориальным пожарным инспектором. Необходимо оснастить это место огнестойкими урнами в достаточном количестве, специальными средствами против воспламенения (огнетушитель, песок, лопата, другой противопожарный инвентарь на специальном стенде).

Также нужно установить знаки «Курение запрещено» в тех местах, где обычно курят сотрудники. Требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения утверждены Приказом Минздрава России от 12.05.2014 N 214н «Об утверждении Требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения».

Нововведения нужно закрепить в правилах внутреннего трудового распорядка, где указать, что курение на рабочем месте запрещено и курить следует только в местах, для этого предназначенных. С новыми правилами необходимо ознакомить работников под роспись.

Если, несмотря на все усилия работодателя, найдется все-таки сотрудник, который будет продолжать бегать смолить по привычке в неположенные места, будет ли работодатель «крайним» у проверяющих? Судебная практика дает отрицательный ответ на этот вопрос.

Так, в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ИП было установлено, что в помещении столовой сотрудница ИП осуществляла курение табачных изделий.

Определением в отношении ИП было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а также был составлен протокол об административном правонарушении, в котором ИП вменено необеспечение выполнения на объекте требований, предусмотренных ст. 12 ФЗ N 15-ФЗ, а также необеспечение размещения в вышеуказанной столовой знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено» (п. 14 Правил противопожарного режима в РФ от 25.04.2012 N 390 — далее — Правила N 390). На ИП был наложен штраф в размере 10000 руб.

Не согласившись с законностью наложенной ответственности, ИП оспорила его в суде. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции, в свою очередь, посчитал, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны установлена ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В силу ч. 2 ст. 12 ФЗ N 15-ФЗ, для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах.

В нарушение требований п. 14 Правил N 390 сотрудница ИП осуществляла курение табачных изделий в помещении, используемом в качестве столовой.

Материалами дела подтверждается, что ИП приняты следующие действия по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности и запрета табакокурения:

— на стене производственного помещения пищеблока и стене вестибюля размещены два цветографических изображения запрещающего знака «Запрещается курить»;

— приказом «О назначении ответственных лиц за пожарную безопасность» назначено ответственное лицо за пожарную безопасность в помещении столовой;

— приказом «Об усилении пожарной безопасности на объекте и назначении ответственного за пожарную безопасность» для предупреждения установленного противопожарного режима на объекте в обязанности заведующей столовой вменен контроль за режимом курения, недопущения курения в местах, не оборудованных урной и не отмеченных специальными знаками. Пунктом 7 данного приказа всем работникам столовой предписано (под роспись) соблюдать противопожарный режим в помещении столовой;

— ИП полностью запретила курение табака в своих помещениях, ограничив курение специально выделенными и оборудованными местами. Принятый порядок борьбы с курением зафиксирован в отдельном приказе «О трудовой дисциплине».

Согласно объяснениям заведующей столовой никаких разрешений на курение в помещениях столовой она не давала, все работники столовой ознакомлены с приказом о запрете курения в столовой.

Из объяснений сотрудницы столовой следует, что с фактом своего курения она согласна. Она знала, что это запрещено, но по собственной инициативе решила не идти в специально отведенное место на улице, нарушив правила, курила в помещении.

При таких обстоятельствах следует признать, что вина ИП в нарушении ее сотрудником требований, предусмотренных ст. 12 ФЗ N 15-ФЗ, отсутствует, поскольку все необходимые меры для соблюдения сотрудниками указанного Закона ИП были предприняты (см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу от 25.11.2014 N А56-30554/2014).

 

Ответственность работодателя

 

Какую же ответственность работодатель все-таки может понести?

ФЗ N 15-ФЗ не содержит конкретных мер ответственности за нарушение его норм. В ст. 23 ФЗ N 15-ФЗ лишь указано, что за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако нормы КоАП РФ также не содержат положения об административной ответственности за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Ближе всего по смыслу ст. 20.4 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение правил пожарной безопасности и влечет следующую меру ответственности:

предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб.; на должностных лиц — от 6000 до 15000 руб.; на юридических лиц — от 150000 до 200000 руб.

Также можно понести ответственность по ст. 6.25 КоАП РФ за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения, что влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 руб.; на юридических лиц — от 30000 до 60000 руб.

Несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 30000 руб.; на юридических лиц — от 50000 до 80000 руб.

Неисполнение ИП или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, влечет наложение штрафа на ИП в размере от 30000 до 40000 руб.; на юридических лиц — от 60000 до 90000 руб.

Чаще всего руководство компании начинает бороться с курением не потому, что озабочено здоровьем своих сотрудников (хотя уже доказано, что некурящие люди болеют простудными заболеваниями на порядок реже, чем курящие), а с целью более рационального использования сотрудниками рабочего времени, которое работодатель оплачивает. Никто не хочет платить за перекуры. Но важно понимать, что ограничительные и карательные меры не принесут ожидаемого эффекта. Рациональнее помочь желающим избавиться от вредной привычки.

 

Комментарий специалиста

 

Мария Герасимова (Бабушкина), медицинский психолог.

 

Курение является одновременно и средством разрушения, и средством поддержки, так называемыми костылями. Меры по борьбе с курением — запреты, штрафы, наказания далеко не всегда эффективны, потому что, по сути, являются отбиранием тех самых костылей. Сама процедура перекура приносит такие бонусы, как возможность сделать перерыв в работе на 5 — 7 минут, собраться с мыслями или отвлечься от дела, выйти на свежий воздух, пообщаться с коллегами. Все перечисленные моменты не являются чем-то вредным, потому что являются реализацией нормальных потребностей человека, если бы не существующий вред никотина.

Для эффективной работы человеку нужно время для краткосрочного перерыва раз в 1 — 2 часа, но у него нет социально приемлемой причины для него. В нашей культуре не принято выходить просто так на 5 минут на свежий воздух, словно это непозволительная роскошь, зато пойти покурить считается адекватным поводом. Проблема в самой культуре трудового распорядка дня, а человеку нужна альтернатива курению на рабочем месте — это может быть пятиминутка для воды-чая-кофе, привычка в коллективе кратковременного «проветривания» на свежем воздухе или 5 минут в тишине с закрытыми глазами. Важно понимание и уважение со стороны руководителей организации к потребностям психики человека: работник — не робот, если не будет отдыхать — производительность упадет. Для рабочего коллектива нужны новые здоровые социально одобряемые привычки.

И.В. СТЮФЕЕВА, юрист.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code