Решение суда о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26 февраля 2015 г. N Ф06-20815/2013

 

Дело N А55-303/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Коноплевой М.В., Петрова А.Л.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2014 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.)

по делу N А55-303/2014

по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, с участием третьих лиц: Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области, г. Самара, Министерства строительства Самарской области, г. Самара, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,

 

установил:

 

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее — Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее — Управление Росреестра) от 04.10.2013 N 01/577/2013-800 в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества — земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:26972, площадью 27 649 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Цеховая и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Самарской области ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области и Министерство строительства Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Министерство имущественных отношений Самарской области (далее — Министерство) обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судом, Департамент обратился в Управление в целях проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества — на объект недвижимого имущества — земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:26972, площадью 27 649 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Цеховая.

Сообщением от 04.10.2013 N 01/577/2013-800 Управление отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, со ссылкой на то, что заявителем не представлены на государственную регистрацию документы, позволяющие однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества, право собственности на которое зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ Самара, а также непредставлением документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) для государственной регистрации прав.

Полагая, что отказ является незаконным и нарушающим права и законные интересы муниципального образования, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Суды, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, с учетом положений Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ), пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, установив, что на государственную регистрацию были представлены документы, по форме и содержанию соответствующие требованиям действующего законодательства, и достаточные для проведения регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок, пришли к выводу, что у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации права.

Суды на основании представленных документов, а также учитывая пункты 1, 2, 2.1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, Нормы отвода земель для автомобильных дорог СН 467-74, утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 19.12.1974 N 248, а впоследствии статьей 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса», признали доказанным формирование спорного земельного участка с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог, а также соразмерность площади земельного участка занимаемому объекту муниципального имущества. При разрешении спора суды исходили из того, что испрашиваемая площадь земельного участка, на котором находится сооружение, введенное в эксплуатацию в 1941 году, не превышает ранее действующих и существующих установленных законом нормативов.

Судебная коллегия соглашается с выводами судов.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).

Право собственности городского округа Самара на сооружение — объект дорожного хозяйства ул. Цеховая, зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.05.2012.

Согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту, указанный объект дорожного хозяйства — ул. Цеховая, имеет назначение: для автомобильного транспорта, протяженностью 2385 м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Цеховая в границах ул. Магистральная до тупика, год ввода в эксплуатацию — 1941.

В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.

Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности на сооружение — объект дорожного хозяйства ул. Цеховая за муниципальным образованием, земельный участок, занятый указанным объектом недвижимости, стал разграниченным и относящимся к землям, принадлежащим муниципальному образованию — городской округ Самара.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.

С учетом изложенных обстоятельств и названных норм материального права Департамент выполняет функции собственника названной автомобильной дороги и правомерно осуществляет действия по формированию земельного участка, необходимого для ее эксплуатации.

Согласно статье 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.

Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, — в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Учитывая наличие государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение — объект дорожного хозяйства ул. Цеховая, в рассматриваемом случае достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка.

Судами установлено, что указанные документы на государственную регистрацию были представлены, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию.

Ссылки в кассационной жалобе Министерства на то, что в материалы дела не представлены доказательства формирования спорного земельного участка с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог, а также доказательства соразмерности площади земельного участка занимаемому объекту муниципального имущества, подлежат отклонению.

Пункты 1, 2, 2.1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляют принцип нормирования площадей земельных участков при их предоставлении в собственность граждан.

В пункте 3 указанной статьи подразумеваются предельные размеры предоставления земельных участков юридическим лицам, а также для иных целей, в соответствии с которым в иных случаях площадь предоставляемого земельного участка может определяться на основании утвержденных норм отвода земельных участков либо правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

Материалами дела подтверждается, что автомобильная дорога введена в эксплуатацию на спорном земельном участке в 1941 году, указанное сооружение имеет протяженность 2385 м, а с учетом вспомогательных параметров, ее площадь составляет 27 649 кв. м.

Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном понимании вышеперечисленных норм законодательства, направлены на переоценку выводов суда, а поэтому судебной коллегией отклоняются на основании требований статьи 286 АПК РФ.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела, при правильном применении норм материального и процессуального права.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 по делу N А55-303/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

 

Председательствующий судья

Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи

М.В.КОНОПЛЕВА

А.Л.ПЕТРОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code