ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Меркурьев В.В., заведующий отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ.

Агапов П.В., ведущий научный сотрудник отдела.

Нафиков И.С., прокурор Республики Татарстан.

В Республике Татарстан в последние годы ведется большая работа по недопущению различных экстремистских проявлений. Таким образом создаются благоприятные условия для повышения уровня толерантности, межнационального и межконфессионального согласия в обществе.

Противодействие экстремизму на современном этапе исторического развития должно обеспечивать решение двуединой государственной задачи: с одной стороны, охрану публичных интересов (основ конституционного строя, целостности и безопасности Российской Федерации), а с другой — защиту гарантированных Конституцией России прав и свобод человека и гражданина (свободу совести и вероисповедания, свободу мысли, слова, массовой информации и пр.) <1>. Профилактика экстремистской деятельности в отдельном субъекте Российской Федерации может быть признана успешной лишь при системном подходе субъектов такой профилактики: органов власти, правоохранительных органов, антитеррористических комиссий, заинтересованных министерств и ведомств и органов местного самоуправления. При этом, как показывает практика, акцент необходимо делать не столько на репрессивные, сколько на воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Для этого целесообразно использовать потенциал общественных, научных и религиозных объединений, других институтов гражданского общества. Не последнее место в системе субъектов профилактики экстремизма занимает прокуратура. Не случайно согласно проекту Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» Генеральная прокуратура Российской Федерации указана в числе субъектов профилактики правонарушений.

———————————

<1> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».

 

Указом Президента Республики Татарстан от 30 января 2013 года N УП-71 образован Совет при Президенте Республики Татарстан по межнациональным и межконфессиональным отношениям, одной из основных задач которого является рассмотрение вопросов реализации государственной национальной политики и состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан. Председателем Совета является Президент Республики Татарстан, в состав Совета вошли представители органов государственной власти и местного самоуправления, национальных диаспор, средств массовой информации, религиозных организаций, научных учреждений, высших учебных заведений.

Кроме того, распоряжением Президента Республики Татарстан от 29 марта 2013 года N 161 образована межведомственная рабочая группа по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан под председательством заместителя премьер-министра Республики Татарстан. Ее основой стала постоянно действующая межведомственная рабочая группа по вопросам гармонизации межэтнических отношений в Республике Татарстан, тоже утвержденная распоряжением Президента Республики Татарстан от 1 апреля 2011 года N 158. В состав вновь созданной группы вошли представители органов государственной власти и местного самоуправления, национальных диаспор, средств массовой информации, религиозных организаций, научных учреждений, высших учебных заведений.

Первостепенной задачей рабочей группы является принятие мер по координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Республики, общественных и религиозных объединений, научных и иных организаций, направленных на реализацию решений вышеуказанного Совета.

При участии прокуратуры Республики, а также заинтересованных министерств и ведомств разработана Республиканская целевая программа по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2012 — 2014 годы, которая утверждена Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 21 декабря 2011 года N 1043.

Вопросы исполнения законодательства, направленного на профилактику, выявление и пресечение преступлений и правонарушений экстремистской направленности и террористического характера, были обсуждены 9 октября 2013 года на заседании Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Республики Татарстан. Было констатировано, что в Республике отмечены случаи возникновения конфликтов между коренным населением и приезжими. Проявления ксенофобии в местах компактного проживания представителей некоренных национальностей, а также имеющие место отдельные факты оказания органами власти на местах предпочтения выходцам из стран Закавказья, Центральной Азии, северокавказских республик перед представителями коренного населения, приводят к дестабилизации общественно-политической ситуации в целом. Продолжает иметь место нарастание негативных тенденций, выражающихся в периодических попытках внедрения религиозных течений радикального характера, появлении иностранных граждан, являющихся представителями экстремистских организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена, и проповедующих радикальные течения в исламе. Пристального внимания требуют вопросы профилактики экстремизма в исправительных учреждениях Республики.

Очевидно, что в борьбе с разнообразными проявлениями экстремизма нет иного пути, чем консолидация усилий прокуратуры, правоохранительных органов, органов государственной власти и муниципальных образований. И совершенствование этой работы возможно только при активизации координирующей роли прокуратуры. Для предотвращения возникновения любых конфликтов на межнациональной, межконфессиональной почве проводится постоянный мониторинг и анализ социально-экономической обстановки в регионах Республики, разрабатывается комплекс мер по предотвращению преступлений экстремистской направленности.

Наибольшую угрозу общественной безопасности представляют проявления экстремизма на религиозной почве. В отдельных районах Республики отмечается определенное влияние приверженцев нетрадиционного ислама, фиксируется повышение активности представителей экстремистских организаций, ведущих пропаганду ваххабитских идеологий. Их деятельность приводит к расколу среди верующих, доходящему до ненависти друг к другу и открытым столкновениям, нетерпимости к тем, кто исповедует другие религии либо не исповедует никакую. Опасность заключается в том, что под влиянием таких проповедников люди осознанно идут на совершение террористических актов. Ежегодно правоохранительные органы выявляют религиозных фанатиков, готовых ради идеи принести человеческие жертвы. В качестве примера можно привести обезвреженную в городе Чистополе группу приверженцев «салафизма», планировавших взорвать Чистопольский отдел внутренних дел. Аналогичные цели преследовали участники казанской группы Сайфуллина.

Значительная работа проведена правоохранительными органами Республики по пресечению деятельности на территории Татарстана членов международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», запрещенной на территории Российской Федерации. Впервые в российской судебной практике по данной организации доказана и признана вина ее участников в совершении приготовления к насильственному захвату власти (ч. 1 ст. 30 — ст. 278 УК РФ). Приговор вступил в законную силу.

Следует также отметить такое направление работы прокуратуры Республики, как привлечение к ответственности общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности. Так, зимой 2013 года в Верховный суд Республики Татарстан было направлено заявление о ликвидации местной мусульманской религиозной организации — Приход «Аль-Ихлас» Казанского мухтасибата Духовного управления мусульман Республики Татарстан. Ранее в отношении этой организации проводилась проверка соблюдения законодательства о противодействии экстремистской деятельности и о некоммерческих организациях. В ходе проверки было установлено, что организация «Аль-Ихлас» осуществляет экстремистскую деятельность, заключающуюся в возбуждении религиозной розни, пропаганде исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности и отношения к религии, воспрепятствовании осуществлению гражданами их избирательных прав, хранении заведомо экстремистских материалов в целях их массового распространения. Заявление прокуратуры Республики удовлетворено.

В порядке ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» выносятся предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. Так, например, прокуратурой Кировского района Казани была предупреждена АНО «Благотворительный пансионат «Ак Умут». Предупреждение было объявлено в связи с обнаружением в ходе проверки, проведенной прокуратурой района совместно с Управлением ФСБ России по Республике Татарстан, в учебном классе пансионата в свободном доступе 175 экземпляров издания на русском и татарском языках книги «Мухтасар Ильми-Халь. Введение в Ислам». Решением Арсеньевского городского суда Приморского края указанная книга была признана экстремистским материалом и включена в соответствующий федеральный список под N 1799.

Важнейшим направлением профилактики экстремизма выступает планомерная работа по предъявлению заявлений в суд о признании информационных материалов экстремистскими. Данная сфера правоохранительной деятельности осуществляется сотрудниками отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму. Особое внимание уделяется наиболее посещаемым ресурсам: «ВКонтакте», «Живой журнал», «Твиттер». В 2013 году возбуждено 22 уголовных дела по фактам распространения экстремистских материалов в Интернете, направлены в суд 12 дел, привлечены к уголовной ответственности за пропаганду экстремистской символики 36 лиц. Обеспечена работа поднадзорных органов в сфере блокирования интернет-сайтов, содержащих экстремистские материалы. Управлением ФСБ РФ по Республике Татарстан выявляются и направляются в ФСБ России сведения о соответствующих ресурсах, которые в последующем предоставляются в Роскомнадзор, а также в Министерство связи и информатизации Республики, последние уведомляют операторов связи о необходимости их блокировки. Таким образом, за 2013 год пресечена деятельность 30 сайтов. По результатам проведенного оперативного совещания при заместителе Генерального прокурора РФ С.П. Зайцеве «О дополнительных мерах, направленных на пресечение распространения экстремистских материалов в сети Интернет» работа прокуратуры Республики Татарстан была признана наиболее результативной в Приволжском федеральном округе.

Прокуратурой Республики принимаются меры по повышению действенности надзора за исполнением законодательства о противодействии использованию средств массовой информации для осуществления экстремистской деятельности, разжигания межнациональной розни. Регулярно проводятся проверки исполнения антиэкстремистского законодательства в деятельности средств массовой информации, а также в организациях, осуществляющих издательскую деятельность.

Изучение правоприменительной практики показывает большое значение оперативно-розыскных мероприятий при раскрытии и расследовании преступлений, в том числе тяжких, представляющих повышенную общественную опасность. Так, Управлением ФСБ Российской Федерации по Республике Татарстан была получена оперативная информация о том, что органами ФСБ России разрабатывается лицо, причастное к террористической деятельности. Данное лицо в своей деятельности придерживалось правил, характерных для участников террористического северокавказского бандподполья, идеологии радикального джихада, т.е. установления шариатской формы правления, создания теократического государства, неприемлемости светского государственного строя России. Для достижения своих целей использовались террористические методы, совершение террористических актов, убийства мирных жителей, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, видных религиозных деятелей, которые осуждают их деятельность. Данное лицо, по оперативным данным, было связано с незаконными вооруженными формированиями Северного Кавказа и с некими лицами, проживающими в Казани, которые занимались изготовлением взрывчатых веществ и взрывных устройств. В связи с полученной информацией руководством было поручено установить этих лиц на территории города и документировать их противоправную деятельность. В ходе проводимых мероприятий было установлено, что характер общения между ними указывал на то, что они составляют сплоченную группу лиц, объединенных на основе общих интересов, преследуют некую цель, которую пытаются скрыть от других лиц. В отношении данной группы проводились прослушивание телефонных переговоров, наблюдение. В ходе телефонных разговоров они применяли не совсем связанную речь. По мере передвижения по городу они осуществляли контрнаблюдение, т.е. мероприятия по выявлению за собой наружного наблюдения. Придерживались методов конспирации, что давало основания полагать, что эти лица вынашивают определенные намерения по совершению каких-либо преступлений, как оказалось позже — совершению террористического акта для срыва проведения Универсиады 2013 года. Таким образом, комплекс проведенных оперативно-розыскных мероприятий позволил предотвратить замыслы экстремистов <2>.

———————————

<2> См.: Надзорное производство по делу Байбекова Тауфика Набиулловича N 12-177-2013.

 

Возросшая протестная активность населения позволяет прогнозировать значительное осложнение криминогенной ситуации. В экстремистски настроенные движения вовлекается наиболее физически активная и зачастую эмоционально незрелая часть населения — молодежь. Наиболее многочисленными молодежными движениями экстремистской направленности на территории Республики являются движения скинхедов и «Антифа», а также «Фронт казанских патриотов», «Левый фронт», «Другая Россия» и некоторые другие мелкие группы общей численностью около четырехсот человек. Кроме того, в Республике отмечается деятельность проповедников и миссионеров разного толка, представляющих в основном зарубежные религиозные секты, такие как «Церковь Саентологии», «Свидетели Иеговы» и др. Прокуратурой Республики Татарстан выработана практика привлечения к административной ответственности руководителей религиозных организаций деструктивной направленности за нарушение требований ст. 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Поводом для привлечения к ответственности явилось проведение публичных богослужений и других религиозных обрядов и церемоний в нежилых помещениях по договору аренды без подачи уведомления и согласования публичного мероприятия с органами местного самоуправления.

Указанные нарушения закона выявлены в деятельности местных религиозных организаций Управленческого центра «Свидетели Иеговы в России», религиозной организации N 1 поместной церкви Христиан-Адвентистов Седьмого Дня (Казанская церковь ХАСД), а также Казанской городской религиозной организации Центр обществ сознания Кришны в России. Данная судебная практика находит поддержку Верховного суда Республики Татарстан и Верховного Суда Российской Федерации.

Осуществляется мониторинг ситуации в сфере участия жителей Республики в вооруженных конфликтах на территории иностранных государств. Так, прокуратурой Лаишевского района РТ совместно с отделом МВД России по Лаишевскому району РТ проведена проверка информации о деятельности на территории Республики сторонников идеологии «Ат-такфир валь-хиджар» (искупление и исход, обвинение в неверии и переселение). В ходе проверки получены сведения о том, что одним из участников «булгарского джамаата» является Р.Р. Кашапов. Последний в мае 2006 года выезжал в Пакистан, где в провинции Северный Вазиристан прошел боевую подготовку. В 2008 году вернулся в Россию. Участие Кашапова в указанной организации подтверждают иные ее участники, находящиеся на территории России. Полученные данные свидетельствуют о том, что Кашапов предпринимал попытки установить контакты со сторонниками «булгарского джамаата», вовлечь в деятельность новых членов. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что Кашапов может быть вовлечен в экстремистскую деятельность, что впоследствии может привести к совершению им преступления, предусмотренного ст. 282.2 УК РФ. Кашапов предостережен о недопустимости осуществления экстремистской деятельности.

В заключение обратим внимание на необходимость систематического изучения общественно-политических, этнических, религиозных, миграционных и иных процессов во взаимосвязи с основными тенденциями развития Российского государства, оказывающих влияние на общественную стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие в обществе, а также прогнозирования развития ситуации в обозначенных сферах. С этой целью в Республике Татарстан при Казанском (Приволжском) федеральном университете создан Экспертный совет по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам. Совет является экспертно-консультативным органом, образованным в целях объективного и всестороннего изучения общественно-политических и этноконфессиональных процессов в Республике. В числе его основных задач следует отметить формулирование предложений по направлению и содержанию научных исследований, осуществление экспертизы документов по вопросам реализации национальной политики, состояния конфессиональных отношений, поддержки институтов гражданского общества и др.

Противодействие экстремистской деятельности и терроризму в аспекте обеспечения общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в Республике Татарстан. Одним из главных индикаторов эффективности правоприменительной практики в рассматриваемой сфере является степень защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов.

В прокуратуре Республики принимают во внимание тенденции современного терроризма в России, определяемые так называемой третьей волной, накрывшей Поволжье (Татарстан, Волгоградскую область) и сверхкрупные города центральной России, прежде всего Москву. Поэтому перенос вектора направленности проявлений насильственного антигосударственного экстремизма с регионов Северного Кавказа на столицу России, Нижнюю и Среднюю Волгу, как нам представляется, своевременно воспринят в Республике Татарстан.

Необходимый уровень защищенности интересов общественной безопасности достигается в регионе за счет постоянного совершенствования системы политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на профилактику преступлений экстремистской направленности, а также других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества, критически важные и (или) потенциально опасные объекты инфраструктуры Республики, на профилактику социальных и межнациональных конфликтов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code