Таможенное регулирование торговли программным обеспечением в России

Крайнова М.В.

Рассмотрены теоретические аспекты таможенного регулирования международной торговли программным обеспечением. Проанализированы современные тенденции торговли программным обеспечением в мире. Предложены рекомендации по совершенствованию таможенного регулирования торговли программным обеспечением в России.

Согласно главной идее в работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» основой богатства нации является участие в международном разделении труда, которое, в свою очередь, должно осуществляться с учетом тех абсолютных преимуществ, которыми обладает та или иная страна [1]. Если рассмотреть существующую в настоящее время модель внешней торговли России с другими странами, то можно сделать вывод, что в большей степени она отражает основную идею теории внешней торговли А. Смита.

На сегодняшний день участие России во внешнеторговой деятельности, а именно экспорт Российской Федерации (РФ), в основном носит сырьевой характер. Так, по данным Минэкономразвития России, экспорт товаров в 2013 г. составил 526,4 млрд долл. США, при этом наиболее значимой группой товаров являются топливно-энергетические товары, доля которых достигла 70,6% (до 371,8 млрд долл. США). Основу российского экспорта помимо топливно-энергетических товаров составляют продукция химической промышленности и каучук, металлы и изделия из них; на эти три группы в 2013 г. суммарно приходилось 84,2% стоимостного объема российского экспорта [2].

Сохранение позиций России в экспорте сырьевых товаров, в котором она имеет абсолютное преимущество, согласно теории А. Смита, должно обеспечить рост благосостояния населения страны. Однако на практике зависимость от экспорта сырья делает российскую экономику уязвимой от изменения мировых цен на сырьевые товары. Это подтверждается бюджетным правилом РФ, определяющим максимальный уровень расходов бюджета страны исходя из международной цены на нефть, что, в свою очередь, создает потенциальную угрозу для роста благосостояния населения страны в целом.

Такое противоречие объясняется тем, что в теории внешней торговли А. Смита не учитывается возможность изменения структуры производства стран с течением времени, в том числе и развитие на уровне государства производства, основу которого составляет интеллектуальный труд. На современном этапе развитые страны все больше концентрируются на развитии отраслей, производство которых основано на интеллектуальной деятельности человека. По мнению профессора В.Е. Новикова, закон внешней торговли А. Смита и Д. Рикардо справедлив только в том случае, если на изменение структуры производства не оказывает влияние научно-технический прогресс, который сейчас является решающим фактором социально-экономического развития. Поэтому основное положение теории внешней торговли в настоящее время он предлагает сформулировать следующим образом: «Страны должны стремиться к максимизации объема вновь созданной стоимости на основе импорта продукции с более низкой долей добавленной стоимости и развития производства продукции с более высокой долей добавленной стоимости» [3].

На основании данного положения можно сделать вывод, что для обеспечения благосостояния населения РФ внешнеэкономическая политика государства должна ориентироваться не только на сырьевой экспорт, но и на развитие производства и экспорт товаров с высокой долей добавленной стоимости.

Наибольшая доля добавленной стоимости содержится в высокотехнологичной продукции, к которой относится и программное обеспечение. Создание высокотехнологичной продукции требует больших затрат интеллектуального труда, который вносит наибольший вклад в добавленную стоимость продукции.

На мировом и отечественном рынках программное обеспечение является одним из основных сегментов отрасли информационных технологий (ИТ). Исследования автора показали, что именно программное обеспечение является одним из наиболее выгодных и экономически интересных сегментов развития отрасли информационных технологий в России. Затраты на производство программного обеспечения не требуют значительных вложений в основные средства, как, например, в сегменте технического аппаратного обеспечения. Экономическая привлекательность сегмента программного обеспечения состоит также и в возможности тиражирования данного вида товаров. Проанализировав отечественный рынок ИТ, можно сделать вывод, что самые успешные компании действуют в секторе тиражных программных продуктов; компании этой категории по сравнению с другими сегментами отрасли ИТ создают внутри страны максимальную добавленную стоимость [4].

Вследствие этого развитие производства отечественного программного обеспечения как товара, обладающего высокой долей добавленной стоимости, могло бы способствовать избавлению России от зависимости в сырьевом экспорте, укреплению позиций на мировой арене и росту благосостояния населения страны. В свою очередь, развитие производства российского программного обеспечения, способного удовлетворить потребности внутреннего рынка страны и конкурировать с аналогичной продукцией на мировом рынке, требует создания благоприятной конкурентной среды для отечественных производителей программного обеспечения на государственном уровне. Важным фактором для осуществления вышеизложенного является совершенствование таможенного регулирования международной торговли программным обеспечением.

Таможенное регулирование международной торговли программным обеспечением в России, как нам представляется, должно быть направлено на решение следующих задач:

1) защиту отечественного производства программного обеспечения от чрезмерной конкуренции со стороны зарубежных производителей тарифными и нетарифными методами таможенного регулирования;

2) защиту авторских прав отечественных производителей программного обеспечения;

3) обеспечение экономической и национальной безопасности страны при перемещении программного обеспечения, обладающего криптографической (шифровальной) функцией, через таможенную границу.

По результатам анализа существующих мер таможенного регулирования международной торговли программным обеспечением в России можно сделать вывод, что в настоящее время эта система не обеспечивает в достаточной мере решение вышеперечисленных задач и не способствует созданию благоприятной конкурентной среды для развития отечественного производства программного обеспечения как товара с высокой долей добавленной стоимости.

В качестве основных причин необходимости совершенствования таможенного регулирования международной торговли программным обеспечением можно выделить следующие:

— ослабление таможенно-тарифного и нетарифного регулирования международной торговли программным обеспечением после вступления России в ВТО, а именно после присоединения к Соглашению по информационным технологиям (Information Technology Agreement — ITA);

— высокий уровень нелегального копирования и распространения защищенного авторским правом программного обеспечения в России;

— отсутствие таможенного контроля за перемещением программного обеспечения через таможенную границу при помощи оптико-волоконной связи или по каналам спутниковой связи.

Рассмотрим данные предпосылки более подробно.

Согласно доктрине протекционизма главным инструментом стимулирования экономического роста страны (за счет стимулирования роста национального производства) является импортная таможенная пошлина на товары и изделия, либо уже производимые в стране, либо на те, производство которых имеет смысл развивать. Сторонники протекционизма утверждают, что высокий уровень экономического развития в ряде стран Европы и в США, которые смогли провести индустриализацию экономики еще в XVIII — XIX вв., обеспечен в основном протекционистской политикой, проводимой в этих странах в данный период. Так, великий русский ученый Д.И. Менделеев, участвовавший вместе с С.Ю. Витте в разработке Таможенного тарифа 1891 г. в России, в своем письме императору Николаю II о протекционизме во внешней торговле (июнь 1897 г.) отмечал, что промышленному развитию стран Европы и Северной Америки способствовал именно протекционизм, введенный в этих странах с XVII в., который обеспечивался таможенным тарифом на ввозимые товары. Необходимость введения тарифов на ввоз товаров с целью стимулирования развития отечественного производства он объясняет тем, что «начинатели всяких промышленных дел, очевидно, должны получать первые свои товары дороже, чем могут их продавать предприятия, уже укрепившиеся, приобретшие опыт и погасившие начальные затраты. Подобные окрепшие предприятия, владея капиталом и кредитом, легко прекращают начинания соперничества, возрождающегося в иных странах, сбавляя цены или даже продавая товары временно в убыток… Протекционизм, введенный тарифом 1891 г., прежде всего, имеет в виду настойчиво покровительствовать русским начинателям и, обещая им особые выгоды, призывает к соперничеству, которое должно сперва возбудить увеличение количества производства, а с течением времени не только послужить к улучшению качества, но и к понижению цен».

Что же касается применения в стране политики свободной торговли, то такой режим является целесообразным только при условии достижения экономикой страны определенного уровня, характеризующегося высокими показателями национального производства [5].

В 2013 г. Россия присоединилась к Соглашению по информационным технологиям, главной задачей которого является либерализация международной торговли продукцией ИТ-отрасли, в том числе и программным обеспечением. Основная цель данного Соглашения — отмена таможенных пошлин и снижение нетарифных барьеров торговли продукцией ИТ-отрасли.

Однако анализ положения программного обеспечения российского производства как на международном, так и на внутреннем рынке страны показал, что уровень развития отечественного производства программного обеспечения еще не достиг порога, при котором целесообразна реализация политики свободной торговли. Согласно данным отчета ВТО «Статистика международной торговли за 2013 год» (International Trade Statistics 2013) в рейтинге десяти крупнейших экспортеров программного обеспечения Россия занимает только девятое место. Лидирующие позиции в данном рейтинге на протяжении последнего десятилетия устойчиво занимают страны Европейского союза (27 стран), Индия, США и Израиль. Для сравнения можно отметить, что в 2012 г. экспорт программного обеспечения в Индии составил 47,1 млрд долл. США, в то время как в России — 1,9 млрд долл. США, что в долевом отношении составляет менее 1% всего мирового экспорта программного обеспечения. При этом, анализируя структуру экспорта российского программного обеспечения, можно сделать вывод, что в большей степени он носит характер офшорного программирования, т.е. продажи не готового программного обеспечения, которое создает максимальную добавленную стоимость, а услуг по разработке зарубежного программного обеспечения на определенных участках проекта в качестве дешевой рабочей силы.

Анализ показателей доли российского программного обеспечения на внутреннем рынке страны также позволяет сделать вывод о недостаточном уровне развития отечественного производства программного обеспечения. По данным Минкомсвязи России, только 1/4 российского рынка программного обеспечения занимают отечественные разработки. По результатам структурного анализа данного рынка можно сделать вывод, что по некоторым стратегически важным видам программного обеспечения доля зарубежной продукции достигает 100%.

Например, в соответствии с ГОСТ 19781-90 и Стандартом ISO/IEC 2382-1 по назначению программное обеспечение можно разделить на три основных сегмента: системное, прикладное и вспомогательное (инструментальное), которое часто также относят к системному.

В Стандарте ISO/IEC 2382-1 под системным программным средством понимается программа, не привязанная к конкретным прикладным задачам, которая поддерживает работу прикладных программ. Примером является операционная система.

Вспомогательное программное средство — программа, помогающая создавать и развивать, поддерживать или использовать другое программное средство или обеспечивающая общие, не зависящие от конкретных приложений возможности. Примером является система управления базами данных.

Прикладное программное средство, или прикладная программа — программа, специально предназначенная для решения прикладных проблем определенного класса. Это программа для оказания услуг общего характера пользователям и обслуживающему персоналу системы обработки информации [6].

Исходя из данной классификации можно сделать вывод о первостепенной значимости системного программного обеспечения, поскольку именно оно обеспечивает работу компьютерного устройства и прикладных программ.

По результатам структурного анализа российского производства программного обеспечения можно сделать вывод, что основным направлением разработки программного обеспечения в России являются прикладные программы, в то время как в сегменте системного программного обеспечения Россия практически полностью зависит от импортной продукции. Так, на сегодняшний день на рынке не представлено ни одной российской операционной системы.

По мнению автора, развитие российского производства программного обеспечения становится невозможным без принятия комплекса мер, к которым относятся: введение таможенной пошлины, борьба с контрабандой программного обеспечения, таможенный контроль. Таможенные пошлины должны устанавливаться на уровне, обеспечивающем такое соотношение цен на импортное и отечественное программное обеспечение на внутреннем рынке страны, при котором последнее оказывалось бы в равных конкурентных условиях с продукцией иностранного производства.

Важным фактором, негативно влияющим на развитие отечественного производства программного обеспечения, является высокий уровень его контрафакта в России. По данным Ассоциации производителей программного обеспечения (BSA), в списке развивающихся стран Россия занимает третье место по уровню использования нелицензионного программного обеспечения, уступая только Китаю и Индии. Рост «пиратства», характеризующийся низким уровнем цен на нелицензионное программное обеспечение в совокупности с низким по сравнению с развитыми странами уровнем доходов населения, негативно влияет на ценовую конкурентоспособность лицензионного российского программного обеспечения и ведет к снижению спроса на него.

В настоящий момент программное обеспечение в России, являясь объектом авторских прав, охраняется как литературное произведение. В борьбе с нарушениями авторских прав задействованы органы внутренних дел, органы прокуратуры, антимонопольные органы, судебные органы и др. Таможенные органы также участвуют в пресечении ввоза контрафактной продукции при перемещении товаров, содержащих объекты авторского права, через таможенную границу Таможенного союза.

Таможенный контроль перемещения программного обеспечения является целесообразным и по причине того, что в соответствии с Вассенаарскими договоренностями <1> программное обеспечение относится к товарам и технологиям двойного назначения, т.е. может быть использовано при создании вооружений и военной техники, содержать криптографическую (шифровальную) функцию.

———————————

<1> Вассенаарские договоренности — соглашение, заключенное в июле — декабре 1996 г. в г. Вассенаар (Нидерланды) 33 странами с целью повышения ответственности при передаче обычных вооружений и товаров и технологий «двойного применения» для предотвращения их дестабилизирующих накоплений.

 

В настоящее время таможенный контроль осуществляется только в части программного обеспечения, которое непосредственно поступает на таможенный пост при перемещении через таможенную границу. Однако декларированию подлежит не само программное обеспечение, а материальный носитель, на котором оно содержится. Но в современных условиях основная часть программного обеспечения перемещается не на физических носителях, а посредством электронной связи как внутри страны, так и между государствами. В настоящий момент в соответствии с действующим законодательством РФ такого вида перемещение программного обеспечения не подлежит таможенному контролю, что, в свою очередь, создает не только угрозу нарушения авторских прав правообладателей программного обеспечения, но и угрозу экономической и национальной безопасности страны в целом. При отказе от осуществления таможенного контроля за перемещением программного обеспечения посредством электронной связи таможенные органы руководствуются положениями Федерального закона от 04.07.1996 N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» и Письмом ФТС России от 17.03.2006 N 15-14/8524 «О таможенном оформлении информации, передаваемой по сети Интернет», в соответствии с которыми «под ввозом (вывозом) на (с) территорию(и) Российской Федерации информационной продукции понимается перемещение информации (документов) на материальном носителе».

Как видно, действующее законодательство РФ о таможенном деле не предусматривает таможенное оформление информационных продуктов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза по электронным средствам связи. Таможенному оформлению подлежит не информация (компьютерная программа, мобильный контент), перемещаемая в международной сети Интернет при помощи оптико-волоконной связи или по каналам спутниковой связи, а перемещаемый через таможенную границу товар, содержащий указанную информацию, т.е. материальный носитель (лазерный диск, дискета, кассета и т.п.) [7].

Основным противоречием в осуществлении таможенного контроля перемещения программного обеспечения через таможенную границу Таможенного союза по электронным средствам связи, т.е. с одного компьютерного устройства, находящегося на территории одной страны, на другое компьютерное устройство, находящееся за пределами ее государственной границы, является отрицание того факта, что программное обеспечение или в данном случае информационный файл определенного формата, который может измеряться в единицах измерения объема информации (например, в байтах), относятся к категории «товар».

Проанализируем данное положение с точки зрения экономической теории.

К. Менгер [8] утверждал, что экономическое благо становится товаром независимо от его способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих его для продажи, от его материальности, независимо от характера его как продукта труда, поскольку обязательно предназначено для обмена.

К. Маркс писал, что товар — это продукт труда, предназначенный для обмена. В своей трудовой теории стоимости К. Маркс выделяет две стороны товара.

Первая — это потребительная стоимость товара, которая заключается в том, что «товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая благодаря ее свойствам удовлетворяет какие-либо человеческие потребности» [9]. В этом смысле программное обеспечение, являясь результатом интеллектуального труда, предназначено для выполнения определенных функций, задач и проблем, в зависимости от своего назначения, путем обработки информации. При этом программное обеспечение может являться как товаром потребления (пользовательские приложения, игры и т.д.), направленным на удовлетворение духовных потребностей человека, так и средством производства, используемым для изготовления любого другого товара потребления.

Второй стороной товара, по К. Марксу, является стоимость товара, которая выражается в способности товара к обмену. Программное обеспечение, будучи продуктом труда, также обладает меновой стоимостью, что обусловливает его способность к обмену.

Следовательно, программное обеспечение обладает потребительной стоимостью и способностью к обмену и является товаром. Это также относится и к свойству категории «услуга». Потребительная стоимость услуги характеризуется как полезный эффект деятельности, живого труда, не имеющего вещественной формы.

К свойствам услуги можно отнести:

— отсутствие вещной формы;

— невозможность непосредственного накопления;

— возможность ее потребления лишь в момент производства.

Данные свойства никак нельзя отнести к свойствам программного обеспечения. Во-первых, программное обеспечение представляет собой информационный файл или совокупность файлов определенного формата, которые, в свою очередь, измеряются в единицах измерения объема информации и занимают определенную часть памяти любого физического устройства, на котором они записаны. Программное обеспечение можно накопить, например, на компьютерном устройстве или ином носителе. Что касается потребления программного обеспечения, то оно возможно только после завершения процесса его производства.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в соответствии с положениями экономической теории программное обеспечение является товаром, а его передача из одной страны в другую по электронным средствам связи также является ввозом/вывозом товара на/с таможенную(ой) территорию(и) страны, так как товар перемещается через государственную границу и физически оказывается на таможенной территории другой страны.

Важно также отметить, что для поддержания благосостояния страны и минимизации рисков зависимости России от сырьевого экспорта в современных условиях возникает необходимость развития производства высокотехнологичной продукции с большой долей добавленной стоимости; наиболее перспективным сегментом является именно программное обеспечение. В свою очередь, для создания благоприятных условий развития отечественного производства программного обеспечения важным фактором является государственная политика, и в особенности эффективное таможенное регулирование международной торговли программным обеспечением, способное через систему таможенных пошлин поставить импортные и отечественные товары в одинаковые конкурентные условия. С целью обеспечения экономической и национальной безопасности, а также защиты авторских прав производителей программного обеспечения возрастает необходимость осуществления таможенного контроля за перемещением программного обеспечения через таможенную границу Таможенного союза как на физических носителях, так и посредством электронной связи.

В целях развития производства российского программного обеспечения, а также обеспечения экономической и национальной безопасности страны возрастает актуальность исследований в области совершенствования таможенного регулирования перемещения программного обеспечения через таможенную границу Таможенного союза, которые, в свою очередь, должны быть направлены на раскрытие таких вопросов, как: развитие понятийного аппарата в части международной торговли программным обеспечением; разработка методики расчета импортной таможенной пошлины на программное обеспечение, а также модели оценки таможенной стоимости программного обеспечения; разработка комплексного механизма таможенного контроля перемещения программного обеспечения через таможенную границу Таможенного союза физически и по электронным средствам связи как обособленного способа перемещения товаров через таможенную границу наряду с перемещением воздушным, морским транспортом и по линиям электропередачи; совершенствование методов и способов таможенного контроля товаров при перемещении через таможенную границу Таможенного союза по электронным средствам связи.

Использованные источники

  1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Политиздат, 1962. С. 334.
  2. О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам января 2014 г. / Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/201402284.
  3. Новиков В.Е. Взаимодействие цен и таможенных пошлин в государственном регулировании экономики // Вестник Российской таможенной академии. 2014. N 3. С. 16 — 24.
  4. Крайнова М.В. Российский рынок программного обеспечения в рамках вступления России в ВТО // Российская таможенная академия — 20 лет в авангарде таможенного образования и науки: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. С. 164.
  5. Менделеев Д.И. О покровительственной системе (письмо Николаю II), 1897 г. [Электронный ресурс]. URL: http://oko-planet.su/fail/failbook/163398-dmitriy-mendeleev-o-pokrovitelstvennoy-sisteme.html.
  6. Стандарт ISO/IEC 2382-1.
  7. Письмо ФТС России от 17.03.2006 N 15-14/8524 «О таможенном оформлении информации, передаваемой по сети Интернет».
  8. Менгер К. Основания политической экономии. Австрийская школа в политической экономии. М., 1992. С. 201 — 202.
  9. Маркс К. К критике политической экономии (Берлин, 1859) // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 13. С. 13.

___________________

Крайнова М.В. Таможенное регулирование торговли программным обеспечением в России // Вестник Российской таможенной академии. 2015. N 1. С. 125 — 133.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code