РЕЗЕРВ ПО ГАРАНТИЙНОМУ РЕМОНТУ И ГАРАНТИЙНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ (ПО СТ. 267 НК РФ)

  1. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ РЕЗЕРВА

 

1.1. Можно ли формировать резервы отдельно по каждому виду изделий (п. 2 ст. 267 НК РФ)?

1.2. Можно ли создавать резерв, если использовать его организация начнет не ранее чем через год (ст. 267 НК РФ)?

 

1.1. Можно ли формировать резервы отдельно по каждому виду изделий (п. 2 ст. 267 НК РФ)?

 

Согласно п. 2 ст. 267 НК РФ резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока. В ст. 267 НК РФ не указано, что резерв создается в отношении каждого вида товара (работы) отдельно.

Официальная позиция заключается в том, что резерв по гарантийному обслуживанию и ремонту надо формировать в отношении всех товаров, по которым предусмотрено условие о гарантийном обслуживании. Формирование нескольких резервов отдельно по каждому виду товаров неправомерно. Есть судебное решение и работы авторов, подтверждающие данный подход.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 15.10.2008 N 03-03-06/1/587

Финансовое ведомство разъясняет, что резерв по гарантийному обслуживанию и ремонту надо формировать в отношении всех товаров, по которым предусмотрено условие о гарантийном обслуживании. Нельзя формировать резервы отдельно по каждому виду товаров, реализуемых с условием о гарантийном обслуживании.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 19.11.2004 N 03-03-01-04/1/119

Консультация эксперта, 2012

Консультация эксперта, 2009

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.11.2005 N А43-3494/2005-36-145

Суд указал, что для всех видов изделий, по которым имеются гарантийные обязательства, формируется общий резерв на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. Неправомерно формировать резерв отдельно по каждому виду изделий.

 

1.2. Можно ли создавать резерв, если использовать его организация начнет не ранее чем через год (ст. 267 НК РФ)?

 

В ст. 267 НК РФ нет положений, по которым право на создание резерва зависело бы от момента начала его использования.

Согласно официальным разъяснениям не является препятствием для формирования резерва тот факт, что его использование может наступить только через год и в следующие периоды.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 23.05.2005 N 03-03-01-04/1/280

Финансовое ведомство указывает, что не является препятствием для формирования резерва тот факт, что его использование может наступить только через год и в следующие годы.

 

  1. ПРЕДЕЛЬНЫЙ РАЗМЕР РЕЗЕРВА

 

2.1. Включается ли НДС в выручку при исчислении предельного размера резерва (п. 3 ст. 267 НК РФ)?

 

Согласно п. 3 ст. 267 НК РФ предельный размер резерва определяется как доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период.

Официальной позиции, касающейся включения НДС в выручку, применяемую для исчисления предельного размера резерва, нет. Авторы отмечают, что выручка от реализации товаров, подлежащих гарантийному обслуживанию, берется без НДС.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Статья: Резервы как один из элементов налогового планирования («Главбух», 2005, N 2)

Автор указывает, что при исчислении предельного размера резерва выручка от реализации товаров, подлежащих гарантийному обслуживанию, берется без НДС.

 

  1. РАСХОДЫ, НЕ ПОГАШАЕМЫЕ ЗА СЧЕТ РЕЗЕРВА

 

3.1. Как учитываются расходы на гарантийный ремонт и обслуживание, если резерв не создается (пп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ)?

 

В пп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ указано, что расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Официальная позиция заключается в том, что если резерв не создавался, то расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию включаются в состав прочих расходов (пп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ). Есть работа автора, подтверждающая данный подход.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 23.11.2004 N 03-03-01-04/138

Финансовое ведомство указывает, что создание резерва является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Если резерв не создается, то расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Аналогичные выводы содержит:

Статья: Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию («Российский налоговый курьер», 2006, N 12)

 

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ РАСХОДОВ НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

(ПО СТ. 324 НК РФ)

 

  1. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ РЕЗЕРВА

 

1.1. Вправе ли организация, проработавшая менее трех лет, создавать резерв на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ)?

1.2. Можно ли создавать резерв на ремонт отдельных основных средств, а затраты на ремонт остальных списывать в состав прочих расходов (п. 2 ст. 324 НК РФ)?

 

1.1. Вправе ли организация, проработавшая менее трех лет, создавать резерв на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ)?

 

В п. 2 ст. 324 НК РФ установлено, что предельная сумма резерва предстоящих расходов на ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, которая сложилась за последние три года.

По данному вопросу есть три точки зрения.

Согласно официальной позиции организация, которая проработала менее трех лет, не может создавать резерв на ремонт основных средств, поскольку у нее отсутствует информация для определения нормативов отчислений в резерв.

В то же время есть судебные акты, в которых указано, что такие организации могут создавать резервы на проведение не всех видов ремонта основных средств, а только на проведение особо сложного и дорогостоящего ремонта.

Иная точка зрения выражена в работе автора. Она заключается в том, что организация, проработавшая менее трех лет, может формировать резерв на ремонт основных средств. Для расчета норматива она вправе использовать среднюю величину расходов на ремонт, понесенных за период своей фактической работы, либо сметную стоимость планируемого ремонта.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Организация, которая проработала менее трех лет, не вправе создавать резерв на ремонт основных средств

 

Письмо Минфина России от 17.01.2007 N 03-03-06/1/9

Финансовое ведомство отмечает, что если организация вновь создана, то она не располагает необходимой информацией для определения норматива отчислений в резерв предстоящих расходов, так как отсутствуют данные о расходах на ремонт за последние три года. Расходы на ремонт в таком случае принимаются в порядке, установленном ст. 260 НК РФ, в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

 

Позиция 2. Организация, которая проработала менее трех лет, может создавать резерв на проведение особо сложных и дорогих видов капитального ремонта

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.10.2006 N Ф04-7102/2006(27676-А67-40) по делу N А67-4841/05 (Определением ВАС РФ от 29.01.2007 N 243/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал, что, если в резерве аккумулируются средства только для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта, предельная сумма резерва не более средней величины фактических расходов на ремонт, сложившейся за последние три года, не имеет значения. Единственным условием для создания такого резерва является то, что ранее указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2005 N Ф04-8923/2005(17776-А67-35)

 

Позиция 3. Организация, которая проработала менее трех лет, вправе создавать резерв на ремонт основных средств

 

Обзор: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 09.02.2007

Автор считает, что организация, проработавшая менее трех лет, может формировать резерв на ремонт основных средств. Статья 324 НК РФ не содержит запрета на создание резерва такими организациями. В п. 2 ст. 324 НК РФ говорится лишь о том, что предельная величина резерва не должна превышать средние фактические затраты организации на ремонт за предыдущие три года. Автор предлагает провести указанное сравнение за более короткий промежуток времени. Если вновь созданная организация уже проводила ремонт, то предельную сумму отчислений в резерв она может рассчитать с учетом средней величины расходов на ремонт, понесенных за период своей фактической работы. Если же ремонт еще не проводился, то соответствующий показатель может определяться исходя из сметной стоимости планируемого ремонта.

 

1.2. Можно ли создавать резерв на ремонт отдельных основных средств, а затраты на ремонт остальных списывать в состав прочих расходов (п. 2 ст. 324 НК РФ)?

 

В п. 2 ст. 324 НК РФ указано, что резерв рассчитывается исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений. Совокупная стоимость определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв.

Согласно официальной позиции резерв на ремонт основных средств нельзя создавать только по одному из нескольких объектов основных средств. Аналогичная точка зрения высказана в работах авторов.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 19.07.2006 N 03-03-04/1/588

Финансовое ведомство разъясняет, что налогоплательщик не может одновременно создавать в целях налогообложения резерв под предстоящие ремонты для особо сложных видов основных средств и списывать затраты по ремонту в составе прочих расходов по остальным видам основных средств.

 

Письмо Минфина России от 20.06.2005 N 03-03-04/1/8

В Письме указано, что резерв на ремонт основных средств не может образовываться только по одному из нескольких объектов основных средств.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 03.03.2005 N 03-03-01-04/1/85

Статья: Учет основных средств при налогообложении прибыли («Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», 2005, N 12)

Консультация эксперта, 2005

 

  1. АРЕНДОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА

 

2.1. Может ли арендатор создавать резерв под ремонт арендованных основных средств (ст. 324 НК РФ)?

 

В ст. 260 НК РФ предусмотрено право налогоплательщиков создавать резервы на предстоящий ремонт основных средств в порядке, установленном ст. 324 НК РФ, и указано, что положения ст. 260 НК РФ применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договор не предусматривает возмещения арендодателем расходов на ремонт. Специальных положений о резерве, создаваемом арендатором, в ст. 324 НК РФ нет.

Согласно официальной позиции арендатор вправе создать резерв под ремонт арендованных основных средств, но только при наличии собственных амортизируемых основных средств, исходя из совокупной стоимости последних. Авторы также отмечают, что арендатор вправе создавать резерв. Единственным условием является то, что арендодатель не должен возмещать арендатору расходы на ремонт.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо МНС России от 26.02.2004 N 02-5-11/38@

В Письме указано, что арендатор вправе создавать резерв под ремонт арендованных основных средств, но только при наличии собственных амортизируемых основных средств, исходя из совокупной стоимости последних. Что касается расходов, связанных с содержанием имущества, которое арендовано у физического лица (в том числе не являющегося индивидуальным предпринимателем), в частности расходы на ремонт основных средств, не являющихся амортизируемым имуществом, то такие расходы учитываются для целей налогообложения в случае их соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

 

Консультация эксперта, 2004

Автор указывает, что воспользоваться правом создания резервов может как собственник, так и арендатор амортизируемых основных средств. При этом, если резерв создается арендатором, договор аренды не должен предусматривать возмещение арендодателем арендатору расходов на ремонт основных средств. Какие-либо иные условия для создания указанных резервов в НК РФ отсутствуют.

 

  1. ОСОБО СЛОЖНЫЙ И ДОРОГОЙ РЕМОНТ

 

3.1. Какой срок следует понимать под «предыдущими налоговыми периодами» в абз. 3 п. 2 ст. 324 НК РФ?

 

В ст. 324 НК РФ указано следующее: предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование сложных и дорогих ремонтов при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.

Согласно официальной позиции Минфина России налогоплательщик вправе производить отчисления для накопления средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств, если он не производил ремонт основных средств в течение предыдущих трех налоговых периодов.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 29.11.2005 N 03-03-04/1/386

В Письме указано, что налогоплательщик вправе производить отчисления на ремонт основных средств в том случае, если он осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более чем одного налогового периода и при этом он не производил ремонт основных средств в течение предыдущих трех налоговых периодов, т.е. трех лет, непосредственно предшествующих текущему налоговому периоду.

 

Письмо Минфина России от 08.04.2005 N 03-03-01-04/1/180

Финансовое ведомство отмечает, что налогоплательщик, не производивший ремонт основных средств в течение предыдущих трех лет, вправе производить отчисления в резерв только в том случае, если он осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более чем одного налогового периода.

 

РЕЗЕРВ ПРЕДСТОЯЩИХ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ОТПУСКОВ

(ЕЖЕГОДНОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ)

(ПО СТ. 324.1 НК РФ)

 

  1. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ

 

1.1. Можно ли при формировании резерва учесть взносы по обязательному пенсионному страхованию и социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 324.1 НК РФ)?

 

Ситуация актуальна для отношений, возникших до 01.01.2010.

 

В ст. 324.1 НК РФ нет специальных положений о том, можно ли учесть при формировании резерва взносы по обязательному пенсионному страхованию и социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно официальной позиции, выраженной в Письме УМНС России по г. Москве, эти взносы в формировании резерва не участвуют. Об этом говорится и в работах авторов.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо УМНС России по г. Москве от 30.07.2004 N 26-12/50943

В Письме указано, что расходы организации в виде взносов по обязательному пенсионному страхованию, а также взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и не учитываются при формировании резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.

 

Книга: Отпускные в 2006 году. Оформление, учет и налогообложение (Курбангалеева О.А.) («Главбух», 2006)

Автор указывает, что расходы в виде отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве прямо не указаны в ст. 324.1 НК РФ как расходы, учитываемые при расчете резерва. Поэтому отчисления на страхование от несчастных случаев при расчете предельной величины резерва для целей налогообложения прибыли не учитываются.

 

Статья: Равномерное списание предстоящих расходов («Учет. Налоги. Право», 2005, N 47)

Автор ссылается на позицию ФНС России и указывает, что взносы в пенсионный фонд при расчете резерва не учитываются.

 

Статья: Резерв на оплату отпусков («Новая бухгалтерия», 2005, N 6)

Автор отмечает, расходы организации в виде взносов по обязательному пенсионному страхованию, а также взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не учитываются при формировании резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.

 

  1. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

2.1. Какие суммы понимаются под «недоиспользованными суммами резерва предстоящих расходов на оплату отпусков» (п. 3 ст. 324.1 НК РФ)?

2.2. Можно ли за счет резерва оплатить отпуск, часть которого приходится на другой налоговый период (ст. 324.1 НК РФ)?

 

2.1. Какие суммы понимаются под «недоиспользованными суммами резерва предстоящих расходов на оплату отпусков» (п. 3 ст. 324.1 НК РФ)?

 

Согласно п. 3 ст. 324.1 НК РФ недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы резерва подлежат включению в состав налоговой базы текущего периода. Этот остаток подлежит включению в доходы в случае, если налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв на следующий налоговый период (п. 5 ст. 324.1 НК РФ).

Согласно официальной позиции под не использованными на последний день текущего налогового периода суммами резерва на оплату отпусков следует понимать разницу между суммами начисленного в отчетном периоде резерва на оплату отпусков и суммой фактических расходов на оплату использованных в налоговом периоде отпусков (с учетом единого социального налога) и на предстоящую оплату не использованных в отчетном году законодательно предусмотренных отпусков (с учетом единого социального налога, исчисленного по методике, применяемой при формировании резерва).

Это же определение понятию «недоиспользованные суммы резерва предстоящих расходов на оплату отпусков» дано Президиумом ВАС РФ и используется в работах авторов.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 09.07.2004 N 03-03-05/2/46

Финансовое ведомство разъясняет, что под не использованными на последний день текущего налогового периода суммами резерва на оплату отпусков следует понимать разницу между суммами начисленного в отчетном периоде резерва на оплату отпусков и суммой фактических расходов на оплату использованных в налоговом периоде отпусков (с учетом единого социального налога) и на предстоящую оплату не использованных в отчетном году законодательно предусмотренных отпусков (с учетом единого социального налога, исчисленного по методике, применяемой при формировании резерва). Налогоплательщик вправе не включать в состав внереализационных доходов остаток неиспользованного резерва на оплату отпусков при условии формирования указанного резерва в следующем налоговом периоде.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо МНС России от 15.03.2004 N 02-5-10/13

Письмо МНС России от 18.08.2004 N 02-5-11/142@

Письмо УМНС России по г. Москве от 15.09.2004 N 26-12/60128

Письмо УМНС России по г. Москве от 27.05.2004 N 26-12/36389

Письмо УМНС России по г. Москве от 02.02.2004 N 26-12/6381

Консультация эксперта, 2004

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2005 N 14295/04

Суд указал, что под недоиспользованной на последний день текущего налогового периода суммой резерва на оплату отпусков понимается разница между суммой начисленного в отчетном периоде резерва на оплату отпусков и суммой фактических расходов на оплату использованных отпусков, а также расходов на предстоящую оплату не использованных в отчетном году законодательно предусмотренных отпусков.

 

2.2. Можно ли за счет резерва оплатить отпуск, часть которого приходится на другой налоговый период (ст. 324.1 НК РФ)?

 

Согласно п. 3 ст. 324.1 НК РФ недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы резерва подлежат обязательному включению в налоговую базу текущего периода. Вместе с тем отпуск работника может начинаться в одном налоговом периоде, а заканчиваться в другом. Налоговый кодекс РФ не определяет, может ли налогоплательщик в данном случае оплатить отпуск за счет резерва.

Официальной позиции нет.

Есть пример судебного решения, согласно которому налогоплательщик вправе включить в расходы затраты на оплату отпусков работников, начисленные за счет резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, в том числе в том случае, если часть отпусков приходилась на другой налоговый период.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 14.11.2008 по делу N А55-4199/2008

Суд указал, что налогоплательщик вправе включить в расходы затраты на оплату отпусков работников, которые начислены за счет резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, в том числе и в том случае, если часть отпусков приходилась на другой налоговый период.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code